Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Мой дневник.Фольклор

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») —
устное словесное и музыкальное народное творчество.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: osokina-galina
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24861
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20505
...Ф.И. Буслаев.

О свекрах и свекровях в славянских языках и их этимологии
см. подробнейший разбор у Олега Hиколаевича Трубачева ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКИХ ТЕРМИНОВ РОДСТВА И НЕКОТОРЫХ ДРЕВНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ.

То, что на картинке "Золотая свекровь - немного примитивно.

---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5564
valcha

Доброго Вам дня!

Спасибо, за прочтение и проявленный интерес
rose.gif

Это же фольклор-всё от народа 101.gif
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5564
"Не зажги, Господь, свечу"


Музыкально – Поэтическое Сказание
Об Отважном Русском Землепроходце
Семёне Дежнёве…
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

МИЛЛЕР – российский историк немецкого происхождения, нашедший в якутском архиве доказательства открытия Дежнёвым Берингова пролива.
СЕМЁН ДЕЖНЁВ – казак, служивый человек, отважный землепроходец и мореплаватель.
ВАСИЛИЙ УСОВ – Знатный купец, участник царского гостевого двора.
ДАРЬЯНА – дочь Усова, полюбившая Дежнёва.
ФЕДОТ АЛЕКСЕЕВ – Приказчик Усова, его доверенное лицо по Сибири.
МИХАЙЛО СТАДУХИН – Казачий атаман, открывший Колыму.
ГЕРАСИМ АНКУДИНОВ – Казак, промышляющий разбоем и грабежом.
ГАЛКИН – Казачий атаман, отправивший Дежнёва к Сахею.
АБАКАЯДА – Якутская девушка, полюбившая Дежнёва и ставшая его женой.
ЛЮБИМ – сын Дежнёва и Абакаяды
ОНОКОЙ – отец Абакаяды
САХЕЙ – Якутский князец, не желающий платить ясак.
УДАЙ– Якутский князец, признавший русских, помогавший казакам в сборе ясака и сражениях с инородцами.
ФОМА ПЕРМЯК, СИДОР ЕМЕЛЬЯНОВ, ИВАН ЗЫРЯН– Казаки, участники экспедиции на реку Анадырь на коче Дежнёва.
КАЗАКИ – Участники походов по открытию новых земель

http://www.stihi.ru/2015/12/20/404
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5564
file.php?fid=341712&key=1233748887

1. Уступай дорогу дуракам и сумасшедшим.
2. Женщина захочет — сквозь скалу пройдёт.
3. Не задерживай уходящего, не прогоняй пришедшего.
4. Быстро — это медленно, но без перерывов.
5. Лучше быть врагом хорошего человека, чем другом плохого.
6. Без обыкновенных людей не бывает великих.
7. Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу.
8. Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно — глаза плачут, а когда глаза плачут — руки вытирают слёзы.
9. Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен солнцу.
10. Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.
11. И далёкий путь начинается с близкого.
12. Кто пьет, тот не знает о вреде вина; кто не пьет, тот не знает о его пользе.
13. Даже если меч понадобится один раз в жизни, носить его нужно всегда.
14. Красивые цветы хороших плодов не приносят.
15. Горе, как рваное платье, надо оставлять дома.
16. Когда есть любовь, язвы от оспы так же красивы, как ямочки на щечках.
17. Никто не спотыкается, лёжа в постели.
18. Одно доброе слово может согревать три зимних месяца.
19. Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если её решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.
20. Когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра.
21. Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке.
22. Сделай всё, что сможешь, а в остальном положись на судьбу.
23. Чрезмерная честность граничит с глупостью.
24. В дом, где смеются, приходит счастье.
25. Победа достаётся тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник.
26. Бывает, что лист тонет, а камень плывёт.
27. В улыбающееся лицо стрелу не пускают.
28. Холодный чай и холодный рис терпимы, но холодный взгляд и холодное слово — невыносимы.
29. В десять лет — чудо, в двадцать — гений, а после тридцати — обыкновенный человек.
30. Подумав — решайся, а решившись — не думай.
31. Спросить — стыдно на минуту, а не знать — стыд на всю жизнь.
32. Совершенная ваза никогда не выходила из рук плохого мастера.
33. Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься.
34. Глубокие реки неслышно текут.
35. Если отправился в путь по собственному желанию, то и тысяча ри кажется одним.

file.php?fid=341713&key=464905793ссылка на источник -сайт Одноклассники :https://ok.ru/luguard/topic/65308620147553
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5564
АФОРИЗМЫ ПРО БУДУЩЕЕ

http://aphorismos.ru/future/6.php
Самое прекрасное будущее - это радостное сегодня.
(З.М.Фаткудинов)

Кто знает, добавят ли боги завтрашние времена к прожитым дням?
(Гораций (Квинт Гораций Флакк))

Будущее уже наступило.
(Роберт Юнг)

Все мы что-то делаем для потомства;
хотелось бы увидеть,
что потомство делает для нас.
(Джозеф Аддисон)

В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)

Настоящее - это будущее прошлого.
(Карл Раймунд Поппер)
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5564
http://www.proza.ru/2008/09/12/495
Сибирская сказка
Черепах Тортилло
Вы Мишаню Подымахина знаете?
Из Подымахино он, там все Подымахины, кроме участкового и учительницы.
Ну, как «где?» Мельничный ручей знаешь, где ведьмы живут?
Если на лодке вниз по Лене плыть, дальше будет Осетрово.
Там ещё порт и нефтебаза, дальше – мост через Лену,
а после него, слева по берегу Подымахино.
Нет, Чудничный справа, там, где Таюра.
Там тоже всякие чудеса бывают, на то он и Чудничный,
прямо аномальная зона.
Но сейчас не о нём речь, а о Мишане Подымахине.
далее читать по ссылке : http://www.proza.ru/2008/09/12/495

---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5564
Четвертый том двадцатитомного
«Словаря говоров русских старожилов
Байкальской Сибири»


«БогорОДиЦа», -ы, ж. икона Пресвятой Богородицы. Ср.:
«БОжьЯ мАтерь».


Теперь вот эта «Богородица», она может найти любого утоплен-
ника. Её (я токо её никому не даю), если кто утонет, её пустить по
Лене. Она до тех пор поплывёт, где утопленник лежит, она там будет
крутиться, в этим месте. Но икона не у однех у мамы была, больше у
многих была. Раньше же испытывали её.

Но вот и, гыт, плывёт, пока
не найдёт. Плывёт до тех пор, где утопленник лежит, там она, гыт,
начинат крутиться на месте. Вот.

Ой, она уж старенькая, «Богороди-
ца», старенькая моя хорошая.
Она ешшо от мамы, маминой мами, от
бабушки. И так она у меня осталась, вон на божничке стоит [16 (4).
Петропавловское киренск. ирк. (повсем.)].

БоголЮБ, -а, м. человек, искренне и глубоко верующий в
Бога. Ср.: БогомОльНик.

" У нас дедушка, мой дедушка, он боголюб был.
В церков ходил,
библию читал, он много знал…
И всё нам про Бога рассказывал
<…>. Вот один, говорит...
Ну, святой Пётр стоит на воротах, на во-
ротах рая. И вот один раз, говорит,
святой Пётр приходит к Богу и
говорит:
— Боженька, а у нас в раю непорядки,
вроде бы стали у нас в
райском саду грешники.
Бог говорит святому Петру:
— Пойдём с тобой, дружок мой.

И вот они пошли. Идут, идут через весь сад, подошли, значит, на
край обрыва. Там такая пропасть и обрыв.
И стоит Пресвятая Бого-
родица на краю этой пропасти и шёлковую лесенку спускает вниз. И
по этой лестнице грешники царапаются, значит, подбираются, под-
бираются, забираются и скрываются в саду.
Прячутся быстренько и
скрываются в саду рая. Тогда Пётр говорит:
— Да что же такое, Боженька, непорядок.

А Бог и говорит:
— Пойдём с тобой. Нам здесь делать нечего. Ведь мать Пресвя-
тая Богородица — она же мать, а то, что просят её матери, горькими
слезами плачут, просят за своих детей. Вот она им и помогает.
Видимо, материны молитвы всегда доходят до Пресвятой Бого-
родицы, и всегда матерям нужно молиться и плакать и просить Пре-
святую Богородицу "

БОжеский, -ая, -ое. Божественный.

Дедушку, тятиного отца помню, он в сто шестнадцать помер
(…). Он токо молитву меня одну научил, саму гламну, и всё, я с
малых лет эту молитву помню.
Вот если страшно идти, где страшно
идти, эту молитву прочиташь три раза, и тебе или в пути попадёт
хороший человек, или никого не будет:

Ангел мой, хранитель мой,
Сохрани меня, сбереги меня,
Враг, сатана, откатись от меня.
Нет тебя ни на нёбе, ни на земле, ни на воде.

На столе стоит гробница,
На гробнице три креста,
Ангел Архангел спустился раба божьи,
Взял свой крест и пошёл со мной.
Тьфу, тьфу.
До трёх раз. И три раз плюнуть надо.
Это молитва божеская
<…>. До трёх раз рассказать и три раз плюнуть.

Я вот, а вот сколь-
ко сохранял меня, вот так как прочитаю:
или хороший человек идёт,
или никого нету (...).
Который раз ночью идёшь домой или поздно
вечером идёшь, прочитаю – и меня Бог сохранят.

Бывало, что встре-
чались таки, что могут всё сделать, поняла?
В пути...

Над иконами ничего делать нельзя:
ни смеяться, ни слова плохо-
го говорить. Старики-то которы божественны-то, оне знают. Хоть
не в тот, хоть не в этот час накажет, но всё равно когда-нибудь на-
кажет…
Пословица така говорится:

Бог много терпит, но больно
бьёт. Бог, он терпялив.

Когда его распяли на кресте, ему вколачива-
ли гвозди в руки и в ноги, а он молитву читал.

Мать его на коленьках
стояла, плакала, а он ей говорил:

Не плачь ты, Мать Мария,
Не рыдай ты, Дева Пресвятая,
Не вовсе я умер,
Не вовсе я погиб.

Сам я на небеса вознесусь,
Сам я с небес спушшусь.
Спушшусь я во матушку
Во соборную церковь,

Сяду за престол,
Спишу своё Божие лико,
На Божью икону сам я помолюсь,
Сам я поклонюсь,
Сам я на небеса вознесусь.

Кто эту молитву знает,
До трёх раз на дню прочитает,
Тот ни на воде, ни на земле не погибает,
Тому Господь пути-дороги счастьем наделяет.

Вот эта такая молитва — её хоть в лес пойдёшь, хоть куды
пойдёшь... Я даже вот в вертолёт сажуся — я читаю эту молитву.

Она вот давно эта молитва служит.
[— А вы её откуда знаете? — Собир.].

А это мать, у меня мать, она божественная была, мать меня
научила, вот я её читаю.
[— Как её сначала-то? — Собир.].

Спала Мать Мария, спала-почивала
На прекрасной горе, на престрашной горе.

Видела сон чуден и страшен,
Про Петра, про Русалима со семи с апостолами,

Со семи со посвирями,
Жиды Христа на кресте распияли
(это Божья Мать его видит во сне),

Жиды Христа распияли,
Из груди честну кров на пол проливали.
Стоит Мать Мария плачет и рыдает,

Ей Христос отвечает:

«Не плачь ты, Мать Мария,
Не рыдай ты, Дева Пресвятая,
Не вовсе я умер,
Не вовсе я погиб.

Сам я на небеса вознесусь,
Сам я с небес спушшусь.
Спушшусь я во матушку
Во соборную церковь,

Сяду за престол,
Спишу своё Божье лико на Божью икону,
Сам я помолюсь,
Сам я поклонюсь,
Сам я на небеса вознесусь.

Кто эту молитву знает,
До трёх раз на дню прочитает,
Тот ни на воде, ни на земле не погибает,
Тому Господь Исус Христос пути-дороги
счастьем наделяет».

...Вот эту, девки, вот эту молитву, вы её спишите, вот даже на гру-
де носят, в салафановый мешечек так это, чтоб она не мокла, и на
ниточке или на коо уж там привяжете, и ходите с ней. Она вас везде
и всюду спасёт (...).


А спина, милая, болит, это колотья. Я крестиком
прикалываю. Причитаешь вот так и прикалывашь.
В пояснице, буват,
колет, поясницу колет или в лопатке колет.

Вот берёшь крестик, при-
читашь молитву и говоришь:

Колотья, колотья,
Идите на зелёные болотья,
На пески сыпучие,
На леса дремучие
Из раба такого-то,
Из костей,
Из мошшей,
Из красной крови,
С жёлтой кости,
Из синего мяса,
С ясных очей,
С чистого сердца.
Не я тебя заговариваю,
А заговаривает Мать сама Богородица
С апостолом небесной силой.
И от плохого часа,
От ненавистного глаза,
От радостного глаза,
От полуношного,
От пошуточного,
От встречного — поперечного.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа. Аминь.

Вот приколешь, три разочки прикалываешь.
Раз приговоришь,
потом второй раз, потом третий раз.

Обдуешь спину, приколешь.
Так
обдуешь её. Это колотья тоже сглаз бывает.
Тоже сглаз бывает.

Бывает плохой час, бывает сглаз, бывает.
[— А как это плохой час? — Собир.].
Буват. Что согнёшься- чё-нибудь делать,
уронишь с рук да обругашься на этим месте

Плохой час попадат, что обругашься на этим
месте, и плохо делатся человеку...

(4). карам казачинско-ленск. ирк.]. Ну, рожу
лечу. Ну, красную тряпку. Она одна. Вот у мамы моей была красная
рожа. Бабушка моя лечила, я вот видела, значит, вот так было. Крас-
ная тряпочка кладётся на ногу. Я вот дак пальцем, так вот. Мел по-
том, мел на тряпку. Тряпку шоркашь красну, а потом красной тряп-
кой заворачивашь, чтоб это, был мел к красному-то, к болькам-то к
этим, к красноте. Тоже три раза, три вечера. Ну, говорить надо:

Шёл сам Господь с небес,
Нёс с собой красный крест,
От семьдесят семь болей,
От семьдесят семь скарбей,
От семьдесят семь недуг.

Ограждал Господь своим красным крестом
От всех болей,
От всех скарбей, от всех недуг.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь.
Вот три раза.

Три раза наговаривать.
И её как рукой снимет.

У меня у самой была.
Ой, у одной...
Ой, каких, всяких лечила ребятё-
шечек маленьких.

Прямо привезут, такая нога, дерёт-то как её, жар
дерёт, прямо болит, ешшо потом нарыват даже.

А в больнице они —
резать.

А это три вечера.
Три раз за раз и три вечера.

Это девять раз
надо .........

Вот от банной прытки мать посадила нас троих… четверых.
Меня посадила, сестру посадила и два брата и давай нам наговари-
вать от банной прытки этой, наговаривать.

Токо я одна поняла, а
они никто. Вот эта банная прытка прильнула,
покраснела нога там
у тебя, стала разживаться — болько же.
И вот наговаривали, прита-
шшили чашечку, мне в неё надо наговорить
положили листики, ну,
от веника, чтоб привязать на болячку.
Я наговариваю:

"Банна в бане, избяна в избе,
Улична на улице, водяна в воде.
Откуда пришла, туда и ступай.
Летел ворон через востры горы мясу чёрну в руки.
В этом мясе нет ни жисти, ни болести,
ни ломоты, ни шипоты.

Прими, матушка-каменка,
(ну, к примеру, у меня).
Прими, матушка-каменка,
у Елены Максимовны опухоль."

Тьфу, тьфу, тьфу.

Три раза нужно в чашечку эту наговорить.
Три раза поплевать,
но не слюни плевать, а просто: тьфу, тьфу, тьфу.

Вот народ приходит, у него с одного раза заживает,
становится лучше.
Сколь бы ни
было, становится лучше и заживат.

Это от банной прытки.
Пока не заживёт ходи, наговаривай.
Днём же ты не побежишь, утром, то вече-
ром прибежишь наговоришь.
И листики там. А бывало, что листики
венишны в бане соберут и в молочко отпустят.
И в молочке листики
лежат, вот на это молочко и наговаривают,
потом привязывают.
И на подорожник можно

https://docviewer.yandex.ru/vi...mp;lang=ru
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5564
Четвертый том двадцатитомного
«Словаря говоров русских старожилов
Байкальской Сибири»
https://docviewer.yandex.ru/vi...mp;lang=ru

БожНИЦа, -ы, ж. Полка в переднем углу избы, на которой
находятся иконы. Ср.: *БОГаНЬКиН УГоЛ, *БОгов УГоЛ.


Под божницу у нас камень кладут токо тогда, когда умират гла-
ва семьи. Вот Толя умер, он же считался у меня хозяин дома, вот у
меня целый год камень пролежал под божницей, в углу, завернула
его в белую тряпочку и положила в цветной угол.

Год проходит, я его
выкидываю [61 (4). кежма кежемск. красноярск.].

Еслив человек
много чё-то знал, берут с каменки камень,
тогда он быстре, говорят,умрёт.

Этот камень ложут ему вот где вот у него голова, к гробу кла-
дут, чтоб ему легше было.
Это с бани камень этот клали.
Еслив не камень,
то над нём выдирали раму либо разрывали
землю на потолок. Половицу эту самую, потолочину выдирали.
Чтобы он быстре помер, а то он сильно долго мучится.

А потом -
этот камень, похоронят кода,
ложат под божницу
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5564
Четвертый том двадцатитомного
«Словаря говоров русских старожилов
Байкальской Сибири»
https://docviewer.yandex.ru/vi...mp;lang=ru

У мамы было шестеро детей живых ,
да умерши были.
Тятя у нас
умер в тридцать пятом году.
А в тридцать четвёртом году было боль-
шеводье здесь, весь Качуг снесло,
Лена поднялась на четыре метры
сорок сантиметрох.

А вода была от горы до горы. Верхоленск, всё
было затоплено. А мой тятя был лоцман, лоцманил, он из Качуга
груз возил по Лене на карбазах.
Он хороший был лоцман, был знат-
ный такой, он даже по Лене четвёрку,
четыре карбаза, сплавлял до
Киренска и дальше.

Но и когда большеводье пришло, порог сорвало в горах, и Лена-
то эта и пошла валом. И вот в Качуге три прыстани было, и их все
сорвало. Дома несло, всё. Ой! Ети бочки со спиртом несло, здесь му-
жики имали и всё лето гуляли. Это было четвёртого августа. А мой
тятя уплыл как раз на карбазах, в Жигалову приплыли, оне сразу в
баню, и токо, говорит, в бане вымолись, и вал пришёл в Жигалово.
И их сразу на пароход, и они давай людей снимать с крыш. Но и он
остыл и до марта дожил и умер.

И вот мы остались сироты. С матерью нас шесть человек. И мы
по миру ходили. А до этого-то нас раскулачили. У нас всё отобрали:
коров отобрали, коней — всё-всё, всё отобрали. Но ходили колос-
ки собирали, ходили кому картошки копать, кому полоть, кому чё,
кому мыть, кому белить — ходили зарабатывали кусочки. Но а по-
том тятю-то приняли обратно на работу-то, как хороший работник
он, а то сначала кулаков не прымали. А я четыре класса кончила, я
училась хорошо, учитель Александра Алексеич, он гогонский был,
он маму увидит и уговариват её:
— Ты дочь как-нибудь во всяки возможности учи, она у тебя хо-
рошая.

Я в третьем всего три дня проучилась — меня в четвёртый пе-
ревели. Четыре кончила, в пято пошла. В пято-то пришла в Верхо-
ленска учиться — всех прыняли в школу, все ученики в школу за-
шли, а меня домой отправили: кулацка дочь — не пустили меня. Я не
помнила, как с Верхоленска домой шла! Всю дорогу плакала-ревела.
Домой пришла, двери отворила, аж упала на пол перед мамой и за-
плакала-заревела. Мама заплакала.

Но вот я всего кончила вот эти классы, три зимы проучилась, и
всё. Но и чё?! И пошли по миру ходили. Я с братом ходила, здесь в
деревне не ходили, ни у кого кусочка не просили, кому токо сходишь
чё-набыдь пособишь. А мы туда дальше идём, в Большедворову. Там,
в Большедворовой, тётка моя была, мы к ей дойдём, она нас покор-
мит, попоит, дальше идём кусочки собирам <…>. Туды, на Гогон
ходили.

А потом, кода тятя-то в большеводье-то умер, совсем бедно
стали жить. Меня потом в колхоз приняли, отправили дояркой на
Ильду, в зимовье жили, я пять лет не выезжая там жила. Пять лет
прожила, оттуль приехала, год дома прожила да и взамуж вышла.
Ой! Худо жили. Худо! Чё?! Мать моя больше взамуж не ходила, всё
нас ростила и с нам жила. Я взамуж вышла — война. Войну ету я
тама-ка одиноко жила, но со свёкром, со свекровкам, а так-то у меня
и никого не было… Куда надо, меня совали в кажну дыру. Чё я токо
там не делала! И пахала, и боронила, и сеяла, ой-ой-ой! и молотила.
на Гогоне тут, как мост переедешь, тут молотилка была. До снопа
измолотила всё.

Но и чё?! Меня и совали везде.
Председатель придет
под окошко:
— Лагерева, запрягай коня и езжай!

Или:
— Осёдлывай и ехай!
на Катерининска ездила одна. Потом меня поставили фуражиром.

Первы-то года на Гогоне бригадиром работала, а потом, кода
Михайла-то Ильич пришёл, я стала в Курочкиной. А бригадир при-
шёл с войны раненый... Михаила Ильича вы знали? Должны знать.

Он пришёл с войны, у него рука была права вся изломана…У него
жена, ребятишки:
— Мама! Мама! — все плачат.

А исти нечего. Она приташшит картошек чугуночку, суда карто-
шку, суда, суда — имям разделит картошечки эти, до вечера и оста-
вит их. Она уйдёт, а я за ней иду плачу. Жалела всё время ребятишек
маленьких. Всяко было. Тихонько-то бабам совала. Где зёрны, рань-
ше судили за зёрны, а я уже знала, где имям…

Жали оне, сшили по
мешечку все, я говорю:
— Все ровно делайте. И на пашню придёте, берите, чтоб я не
видела и чтоб никто не видел.

Оне жнут и потом намнут зёрна, баночки были жалезны, они по
этой баночке… Оне намнут, напарят, костёр раскладут, напарят эти
баночки, пообедают. Исти хлеба же не было ничё. Картошки и то
не у всех были.

Я другой раз приеду к имям, поднимусь на гору (на
Богоязской там горы, пашни), поднимусь, вижу, что оне парят зёр-
нышки, едят, я за куст заеду где-набудь, чтоб меня не видели, и стою
на коне, жду, кода оне поедят, а потом к имям подъезжаю.

Али сядут
исти, я к имям подъезжаю, я всё знала, а всё скрывала потихонь-
ку, чтоб никто, ни второй бригадир не знал и председатель не знал.

И намнут мешечки с собой и приедут, попарят да ребят покормят.

Вот как было. Не было хлеба.

*********

БольШекОсый, -ая, -ое. с длинными косами.

Раньше в дорогу ходили. Холодно. Морозы хуже были, но в про-
шлом году у нас тут тоже суровая зима была, нынче тёпла. И идём,
руки замёрзнут. Которые-то толкают в штаны, толкают, греют руки.

У меня этого не было. У меня-то руки замёрзли — рукавицы на сани,
руки в снег. Натёрла, протёрла чем-нибудь об себя — и в рукавицы.
Оне загорели, и руки тёплые.

Вот три лошади запрягаю голорукам,
запрыгну, выведу. А кони играли!
Из ограды с постоялого их вывес-
ти вот туда вот — токо выдёрговат!

Ой! Всё было красиво, красиво было!
Даже жить было красиво,
несмотря, что были трудные годы, пошли военные.
Но не унывал
народ, нет. Вечер. Выйдешь.
Вот зной. Вот тут хребёт Чан, он колол-
ся от песен! Там поют — на нём отдаёт,
там поют — на нём отдаёт!
Везде были песни.
Народ песельник здесь!

Мы раньше в гулянке
запоём, говорят:
— Ну, сёстры Пётровы, давайте спойте!

Нас здесь три сестры. И вот пели все.
И мама песенница была. И
косы у нас у всех большие были, мы все большекосые были. Мама
шьёт (мама у нас мастерица), шьёт, и всё время песни пела. Дак ра-
нешние, старинные. Раньше народ весёлый, а сейчас суровой.

БольШесемЕйНик, -а, м. человек, имеющий большую
семью.


Нас раскулачили, из дому выгнали. Нас же много было. Раньше
же большесемейники были, токо ребятишек однех — десять-один-
надцать. Нас всех выгнали из своего дома. Мы в чужом дому, нас
приютили люди добрые.

Я ешшо маленькая была, первый-то раз ку-
лачили. Было скоко-то лошадей, запрягалось, молодняк был и ко-
ровы. Коров было коло десятка.

Два брата, вот папа и дядя держали.
Ну и вот это, в первую очередь забрали этого скота всего, коров и
лошадей. Оставили одну нам корову, одну лошадь старенькую. И
всё, и вот и жили так.

В колхоз не принимали, тогда ешшо колхоза
не было.
А потом, вот я помню хорошо, когда я... Скоко мне было? Года
три иль сколь? Я стояла в ограде, когда поросят грузили, маленьких
поросят, — в короб. На санях короб стоял, грузили этих поросят и
увозили.

Коммуну сделали там. Второй раз приехали, начали ягнят
грузить. А я с ягнятами играла бегала. Их выпускала мама в огра-
ду, я с имя играла. Как этих ягнят-то стали, как я плакала, как мне
их жалко-то было, Боже мой!

Бабка пришла, меня взяла за руку и
увела.
— Не смотри! — говорит. — Всё! Теперь это не наше.

И увезли.
Вот тут скоко прошло, я не помню, скоко прошло, но
я уже тогда-то, мне лет семь было, наверно, второй-то раз кулачили.

Приказ пришёл от Сталина, мол, кулачить.
А кого в колхозе, в де-
ревне там никого не было таких зажиточных-то, наши-то трудились
днём и ночью.

Я помню, спим на полу, нас поднимают с полу на
печь, мы залазим. Тятя приезжат, позавтрикают. Ешшо не светает,
оне поехали за сеном или за снопами. Уедут, ешшо не светает, не-
сколько раз съездят.

Вот они так день и ночь трудились, а потом хлеб,
масло продавали, в Канск возили.
Немножко так обживались. И вот
это всё пошло насмарку.
Второй раз-то кулачили, забрали последнюю корову, лошадь и
(ну, нечего было), постель: перину мамину, всё там, перину, подуш-
ки — всё.

Тятю уже угнали на Ангару как арестованного. На Ангару.
Они на лесу работали, их туда угнали.

А тут у нас всё, там самовар был,
сепаратор, всё, что было, всё,
машинка швейная, это всё-всё забрали.
Всё.

Я говорю, постель
даже. Ну, вот, там столы получше,
столы забрали.

Из дому выгнали...


Совсем выгнали. И мы, вот я помню, мама так плакала стояла, я хо-
рошо помню, а мы сидели в ограде. Дом наш замкнули и ушли.

А мы
сидим, не знаем, куда деваться нам.
Тогда уже колхоз был, и до этого
приняли наших-то родителей, приняли в колхоз.

Оне год проработали
в колхозе. Потом второй раз кулачить стали.

Выгнали нас, и мы
пошли, пошла мама искать…

Колхозникам наказали не пускать: вам
это же будет. Хоть на улице живи.

А там дядька один жил на конце, он не колхозник был, не пошёл
в колхоз. И вот он нас пустил жить (...).
У него две половины, се-
реднюха была: и там изба, и тут изба <…>.

В одну пустил нас.
МЫ жили тут.

А дядя, тоже дедушки Модена на краю избушку дед этот отдал
им, потому что дядя Захар уехал. Когда тётка Наталья, папина же
сестра была за ним, она умерла, он на второй женился, уехал на Ан-
гару. Фаина ешшо небольшая была, дочь ихна.

А дед этот перешёл
в дяди Захара, а имям, деду Василию,
отдал эту избушку, оне там
жили.
Вот мы жили у Василия Ильича Рукосуева, он большесемейный
был, у него двенадцать детей было.

Он в колхоз не пошёл. И ешшо
был Мирон Захарович Безруких, этот тоже большесемейный,
тоже-
не вступал в колхоз.

Их выселили из деревни. Выселили и на Ангару
гнали. Из Богучан их на катерах или на самоходке ли увезли в Уде-
рейский район на золотые прииски.

Оне говорят: нам ешшо лучше
сделали. Мы, говорит, там всё же оделись, приехали в колхоз. Пе-
ред войной они уже приехали.

Оне одеты да с часами. А мы-то кто
были?
[— А тот, к кому мама пошла жить, как его звали? — Собир.].
Рукосуев Василий Ильич.

Пошла, он сразу пригласил, дал сере-
днюху, а потом та освободилась половина — в ту половину мы. В
той и жили. А поначала в сенях жили.

Нас было тогда десять у мамы.

А потом уже родился вот этот Коля в тридцать пятом году. И кода
эта дизентерея-то была, он восемь месяцев.
Мама... Приходили, этот
бригадир колхозный придёт, говорит, маму попросит:

— Пойдём, Дарья, помоги, вязать надо, хлеб убирать.
А с ребёнком я оставалась. Мне девять лет было уже. Мама уйдёт
на целый день. Я его тут кормлю. Как он уснёт, я дверь эту закрываю,
а эти уже уехали, их угнали, Василия Ильича-то, мы занимали весь
дом. И я, вот в этой-то середнюхе-то красна стояли, я ткала.

БольШесемЕйНо, нареч. Большой семьёй.

Вот у нас у деда тридцать три человека было. Раньше же боль-
шесемейно жили. У дедушка была плеть, у Зверькова, мне Гоша-то
рассказывал, это дедушко его, Гошин, был, моёго мужа. Он расска-
зывал. Столик у нас маленькой, дак мы никто ни гу-гу.

Как выйдет,
плётка недолга была, как шшалкнёт плёткой — не дерёмся, едим. Он
был руководитель. Еслиф невестка чаго провинилася, сынова жена,
и плеть походит тоже. Вот такой был. У них жа там двухэтажный
дом был, они жили в Малеевой-то.

Все в одном дому жили. Двухэтажный и рядом пятистенный дом
был, дедушков-то, Иванов-то, рядом. Он счас стоит, двухэтажного
нету, его убрали, а тот стоит.
Одна если невестка хорошо стряпат, значит, она стряпат, одна
коров доит там, одна за телятами, одна моет полы. Сыновья, если
один рыбачит, он на рыбалке, второй на охоту.
Если мастер, туда идет.

А уборка уже подошла или посевная — все!
А старик командует...

Оне вот этих кряжов навозят, сосняку, навозят на дрова, полным-
полно, и все выйдут, четыре-пять пил, продольных.
Всё! Они напилят,
поленницу накладут дров.

Оне гурьбой выходили, свои же дети,
все он ребята один к одному, такие дети были.

Они жа прославлены
Зверьковы были, да-да, прославлены были.
Ты что! Зверята, о-о-о!
Граммофон был, двухэтажный дом был с балконом, на балкон ставит
граммофон, по реке плывёшь если с поля,
играт, дак токо слышно-

Вот я хорошо помню, вот эту пел сильно песню.
Разлука ты разлука,
Чужая сторона,
Никто нас не разлучит,
Ни мать сыра земля…
Ни солнце, ни луна,
А только нас разлучит мать-сыра земля.

Закулачили, а потом сослали.
Всё отобрали, всё хозяйство,...
всю лопотину.

БольШесемЕйНый, -ая, -ое. имеющий большую семью,
многодетный.


Тятя-то чё?! Работал. Весь день на пашне. Пашет, и пашет, и
пашет. Там всё сохи сначала были, а потом он перед колхозом-то ку-
пил плуг на четверых, на четыре хозяйства, и отёрку. Отёрка была.
А это вы знаете, что отёрка? Это вот так молотили, двум — трём
коням гоняет его. И привод мотор, а туда пихают снопы, там летит
солома с хлебом. Потом эту солому вот так убирают, колос убирают,
потом мякину убирают, потом этот хлеб веят или отбрасывают.

Тятя у нас хорошо отбрасывал хлеб.

Совок такой был, он через
себя кидал. Зерно туда летит, мякина здесь остаётся. И вот это вот
теперь, когда кулачение началося всё это, его признали средняком,
что он будто бы возле богатого близко.

А большесемейные же были:
нас девять детей, баушка, мама и он.

И жили-то чё?! На полу все
спали. Избёнка была такаенька маленькая.

За чё было бы будто бы
кулачить-то?

А забрали сразу четырёх коней, четыре упряжа. Четыре упряжа
забрали, и были ходки, и были дроги, у его сбруя вся — всё как есть
было. А ешшо жеребёнок был Урос.

Я вот этого Уроса помню,
рыжий был.

А он выпить-то тоже любил, тятя-то.
Поедет, родня-то
вся в Белоусовой была.
Он поедет и поёт, я это помню хорошо.
Меня
возьмут с собой.

А он тоже рыжий был,
красная борода у него была.

Рыжий сам, рыжу взял,
Рыжий поп меня венчал.
Рыжка до дому домчал
.



---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5564
Любимой игрой деревенской ребятни была лапта, или
«беговушка». Ученые люди считают, что так называется
бита, которой мяч отбивается в поле. Сомнительно. Игра
пришла в Сибирь с Русского Севера, с первыми насельни-
ками. В тамошней лексике слово «лапта» означает поляну.
Возможно, угорское заимствование. Часть древних угров,
ушедшая в Европу и ставшая венграми, под словом «лап-
та» подразумевает мяч. Игра с мячом на поляне – одно из
древнейших изобретений человека. Поэтикой мифа окра-
шена и процедура формирования команд. «Матка, матка,
чей допрос?», «С неба лететь или канат вертеть?», «С неба
лететь или семь дыр на голове иметь?».
«С полусара бей!» – кричат тебе компаньоны по коман-
де на городошной площадке. Ты и сам знаешь: если после
первого удара из квадрата выкатилась хотя бы одна «рюха»
разбитой фигуры, остальные удары ты можешь наносить с
половинной дистанции. На Лене, прочитал я в книге Ю.П.
Лыхина «Воспоминания ленских жителей», в подобной
ситуации скомандуют: бить «с парусала». Что это за слова?
Ни в толковых словарях, ни в академическом 17-томном
их нет. Но у В.И. Даля встречается такое значение слова
«сало»: грань, рубеж. Необиходное уже, устаревшее.

file.php?fid=368441&amp;key=2112849329
Ссылка-

http://ottisk-irk.ru/ckfinder/...в%20ГМ.pdf
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: osokina-galina
Вверх ⇈