⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Мой дневник.Фольклор Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») —
|
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед → Модератор: osokina-galina |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | osokina-galina написал: Русские народные пословицы и поговорки Без труда и отдых не сладок. Сидеть да лежать - болезни поджидать. Жадность - здоровью недруг. Крепкая девица- ветра не боится. Любить - чужое горе носить, не любить - свое сокрушать. Кольцо должно быть по пальцу, а милый по сердцу. От того, кто не мил, и подарок постыл. В одном сердце две любви не держатся. К чему было умываться, коли не с кем целоваться? Не могу, а ем по пирогу Сладко есть и пить - по врачам ходить. Что в рот пролезло, то и полезно. Ешь вполсыта, пей вполпьяна - проживешь век дополна. |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | Есть в окрестностях Тамбова озеро, называемое Святым. С ним связана следующая легенда. Жил некогда на свете старичок–священник со своими сыновьями. Служил в церкви, но вот, пришло время — назначили на его место нового священника, а его отправили на покой. Сказал он тогда своим сыновьям: «Не хочу вас связывать, не хочу удерживать при себе. Ступайте, идите в жизни своей дорогой. Новый священник меня не обидит». И сыновья отправились в путь. Ушли — и не было от них никаких вестей. Прошли годы. Старичку захотелось узнать, что сталось с его детьми. Собрался он и пустился в путь. Шел, шел по проезжей дороге, заходил в селения, — но нигде ничего не слышал о своих детях. Однажды увидел: в сторону от дороги уходят две узких колеи, — как будто одна телега проехала. «Дай — думает, — сверну!». И пошел по этому следу. Пришел в деревню. Смотрит — деревня богатая, избы крепкие, а людей на улице нет. Постучался в одно окно, выглянула хозяйка, посмотрела тревожно. Он попросил воды напиться. Хозяйка вынесла воды. Разговорились. «А где же — спросил старичок, — ваши мужчины?» — «В отъезде. — ответила хозяйка. — Кто в город поехал, кто на промысел». Дело было уже к вечеру, и старичок попросился переночевать. Лег, заснул, а среди ночи проснулся от какого–то шума. Смотрит — хозяева вернулись. И узнал он в хозяевах своих сыновей. Открылся им, да так и остался у них жить, а заодно и стал присматриваться <9> к жизни этой деревни. И что–то ему казалось странным. Живут богато — но никто не сеет и не пашет. И нет ни церкви, ни священника. «Что же вы так плохо живете? Как же так — без храма? — удивляется старичок. — Постройте церковь, давайте я буду у вас служить». Те согласились. Построили ему церковь, украсили богато. Стал старичок служить, а в церковь никто не ходит. Тогда и понял он, что село–то разбойничье! Вот какую, оказывается, дорогу в жизни выбрали его дети! И стал старичок–священник денно и нощно молиться за них. И однажды, когда шумной ватагой вернулись его дети с разбоя, хлынула с неба вода и затопила деревню, — возникло на месте деревни озеро: вода в нем серебристая, и озеро называется Святым. И если кто с чистой душой подойдет к нему на рассвете, — то увидит, что в воде отражается церковь, горит в ней лампадка, и старичок–священник богу молится. В озере этом никто никогда не купается, — даже в самую страшную жару, — и белье не полощут, и ни для каких грязных нужд воду оттуда не берут, и рыбу не ловят, и на лодках не плавают. Так было всегда, даже в самые «советские» времена. http://predanie.ru/pitirim-nec...-pitirima/ |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | Пословицы и поговорки про родню Своя родня по сапогам видна. Коли есть родня — есть с ней и возня. Свой своему поневоле брат. Родни много, а пообедать не у кого. Иная родня только до черного дня. Родной, да матери ни одной. Десятая вода на киселе. Пятое колесо в телеге. Лишняя спица в колеснице. Нашему самовару двоюродный подсвечник. Седьмая вода на киселе. Ближняя родня: на одном солнышке онучи сушили. Нашему слесарю двоюродный кузнец. Родной ты отец, только не своим деткам. Родня среди дня, а как солнце зайдет — ее никто не найдет. На ней сарафан горел, а твой дедушка подошел да руки погрел. Близкая родня: наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья. Вся родня глядит с тебя. Брат любит сестру богатую, муж — жену здоровую. Брат за брата, сват за свата. Десятая вода на киселе. Нашему забору двоюродный плетень. Лучше девять деверей, чем одна золовушка. Свекровь — всех кровь! Чтоб свою не портить кровь, надо почитать свекровь. Свекровка кошку бьет, а невестке ума дает. Невестке в отместку. Свекровка с невесткой, что кошка с собакой. Хочешь жить проще — не ссорься с тещей. Чтобы вкусно есть и пить, тещу надобно любить. Худой зять, коли нечего с него взять. Коли дочку зять голубит, так и теща его любит. Послал Бог свекровушку на мою головушку. Ходить к теще на блины. Покумился — породнился. У голодной куме одно на уме. Не из роды, а в роду. Стеной стою за свою родню. Зять с тещей — друзья, свекровь с невесткой — соперницы. Нет бабки — купил бы, есть — убил бы. Бабка в доме пока вместо сторожа и замка. Бабка ворчит, да дело знает. Бабушка дедушку не обманет. А это еще бабушка надвое сказала. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Бабкин урок впрок. Бабка в доме — дармовая нянька. У хорошей бабки в порядке и тряпки. Не надо на бабку злиться, еще пригодится. Сама себя кума бьет, коли худо жнет. Родная кровь — не водица. Родня — сбоку-припеку. Деверь шурина обмишурил. Иван — не помнящий родства. Племяши хороши, а дети роднее. В родной семье и каша гуще. В родном углу всё по нутру. В родню толст, да не в родню прост. Родная сторона — мать, чужая — мачеха. Родной куст и зайцу дорог. Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет. Родня: наши собаки из одного корыта лакали. Родня: среди бела дня на одном заборе онучки сушили. Ближний сосед лучше дальней родни. Бог дал родню, а черт вражду. Брат с братом на медведя ходят. Брат сестре не указ в стряпне. Братская любовь пуще каменных стен. Где свои собаки грызутся, чужая не приставай. Дерись, бранись, а за своего держись. Зять да сват у тещи — первые гости. Зять на двор — пирог на стол. Каков брат, такова и сестра. Невестушка, полно молоть! Отдохни — потолки! От хорошего братца ума набраться, от худого братца рад отвязаться. Родных много, а как тонуть — не за кого ухватиться. Роднее матери родни нету. Родную мать никем не заменишь. |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | Великий Устюг- сказка-быль. – Небольшое наше поселение в устье реки Юг начало расширяться благодаря очень интересному человеку, который появился здесь в начале XIII века. Это был баскак – татарский князь Буга (которого называют ещё иногда Багуй или Бугай), севший на правление в Усть-Юге собирать дань для Орды. Устюжане стонали, молили Бога, чтобы избавил их от этого ига. Они всегда были вольным народом, и лишь угроза поголовного истребления удерживала их от мятежа. Этим и воспользовался Бугай. Желая окончательно сломить волю устюжан, он пришёл однажды в дом богатого горожанина, которому в тот момент нечем было заплатить дань, и забрал его красавицу-дочь Марию. Нужно знать, как воспитывались наши девушки из состоятельных семейств. Огромные стены стояли вокруг их теремов, гуляли девицы в своих садах, раз в неделю их водили в церковь изучать Псалтырь под руководством монаха. И ничего тяжелее иголочки и пялец в руках девушки не держали. Бугай между тем стал заставлять Марию исполнять самую тяжёлую, грязную работу по дому. Она убирала хлев, жила на псарне, а чтобы совсем смирить её православное сердечко и устюжанам показать, кто они есть, Бугай сделал Марию своей наложницей. Осквернил её. Устюжане в то время могли мириться с тем, что с них брали деньги, пушнину. Но то, что язычник взял в заложницу девушку, возмутило их до глубины души. Тем более что прошёл слух, будто князь Александр Невский призывает бить монголов. Это побудило горожан к решительным действиям. Они перебили приспешников баскака и пришли к его терему – убивать. И Бугай – этот жестокий воин, который прошёл с войной всю страну, убивал, мучил, – страшно испугался. Не смерти как таковой, а позора. Умереть на рогатине, как животное, – это было для монголов страшным унижением. Они полагали, что воин должен умирать в седле. Что происходит дальше. Я иногда во время экскурсий спрашиваю девочек: как бы они поступили в этой ситуации на месте Марии? «Мы б его убили, этого Бугая, точно бы убили», – говорят они. Мария же поступила совершенно иначе. Она сказала: – Если ты отдашь мне своё сердце, я спасу тебя. – Как же я, Мария, отдам тебе своё сердце? – удивился баскак. – Прими таинство святого православного крещения, прилюдно покайся в грехах. И Бугай, не ради веры в Бога, а из страха перед гнусной смертью принял крещение с именем Иоанн, покаялся при всех в своих прегрешениях и вступил в брак с Марией. Но под влиянием всех этих событий, под влиянием благодарности к жене, желания искренне понять, в какую же веру он перешёл, баскак начал меняться. Он осознал Устюг своей новой родиной, начал его расширять, обустраивать. Как-то раз Иоанн отправился на охоту, где во сне увидел своего небесного покровителя – святого Иоанна Предтечу. Тот назвал себя и велел построить монастырь, указав место, угодное для этого Богу. Чудная, добрая, замечательная жена объяснила воину, что делать дальше. Так возникла наша Иоанно-Предтеченская обитель – первый монастырь в Устюге. Незадолго до революции в ней побывал ещё один святой Иоанн – праведный батюшка Иоанн Кронштадтский. Его познакомили с монастырём, показали, как хорошо службы идут, какие девы благочестивые, какие богатые мастерские. Святой Иоанн всё это осмотрел с необъяснимой для сестёр печалью и сказал настоятельнице: «Вы знаете, я не вижу здесь монастыря в дальнейшем. Здесь будут трубы дымить». И действительно, после революции здесь была открыта щетинно-щёточная фабрика. Огромный собор частью разрушили, а в алтаре щипали конский волос. Иоанн же и Мария, прожив счастливую жизнь, умерли в один день и были похоронены под спудом храма, возле которого мы сейчас стоим, – церкви Вознесения. Где именно, в какой его части – неизвестно. После смерти супругов на их могиле начали совершаться чудеса; устюжане построили здесь часовню, а Иоанна и Марию стали почитать святыми. В 1648 году на средства купца Никифора Ревякина на месте часовни был возведён этот прекрасный храм. Посмотрите на его решётки – ни одной похожей на другую вы не найдёте... Видите, на одной из них чудная устюжская барышня, на другой птица – с выдумкой, с любовью это устюжане сделали... http://www.rusvera.mrezha.ru/631/3.htm |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | Сказ про Стеньку и Федула http://проза.рф/2011/03/05/885 В основу сюжета сказа положены реальные события случившиеся со Стенькой Замятиным. О них можно прочитать в Славянской энциклопедии историка Богуславского. Сибирский казачий род Замятиных берет свое начало в Томске, куда в 1629 году прибыл на службу Замятенка Иванов. В 1726 году отставной сын боярский Прокофей Замятин со товарищами Петром Свищевым и Саввой Станковским по присяжной сказке показал историку Миллеру о том, как был построен Красноярский острог. В одной сибирской слободе жили два отрока , казачьих сироты Стенька да Федул. С утра до ночи они неразлучны были, то в бабки, то в городки а то и в казаков-разбойников играли. И на речку вместе рыбалить хаживали. А поссорившись, случалось и такое, дрались отчаянно. Федул то вроде пошустрее был, половчее как-то. А вот Стенька тот больше упорством брал. Как упрется – не ухватишь, с места не сдвинешь. А как подросли да возмужали отроки, стали в походы ходить со старшими. Опять же Федул всегда удачливее был. Всегда при добыче богатой возвращался. И девки вокруг него, понятно, вились постоянно, влюблялись до беспамятства. А вот Стенька все в одиночку ходил, задумчив, и подругу никак выбрать не мог, да и подарков богатых у него для девчат не было. Старики сокрушались, думали, что не нашего не казачьего Стенька роду: нет в нем настоящей удали, все о душе думает, не на острие сабли счастье ищет. Тем временем пришел царев указ направить посольство к Алтын-хану в Мунгальскую землицу. Велели воеводы атаману Лаврову собрать дружину сподручную. Тот и отобрал лучших казаков: Савку Кожевника, Гришку Березкина, Микитку Пюрю, да еще семерых служивых вместе со Стенькой. Федул на то время на Лене-реке с походом был, потому и в посольство не попал. Отправились они к сыну Алтына-хана, а как приехали в его улусы на Тесь-реку, то напали на них злые да неверные воинские люди, в полон взяли, ограбили начисто, а на следующий же день прогнали нагих да побитых. Вот только раненого в бою Стеньку оставили и привезли в свой каменный город. Почти год просидел казак в темнице, нужду терпел, раны кровоточащие залечивал. Главное знал: если духом не падать и верить в счастливый исход, то выжить и в плену можно. Токмо скрозь решетку на звезды дюже тяжко смотреть, мысли разные одолевают и спать не дают. Вот как-то ночью открыл он глаза и видит: дух святой стоит, в черные одежды облаченный. Руку просит протянуть и в царствие небесное зовет. Помутился Стенькин взор, вся жизнь его вмиг перед ним пронеслась, и очутился он перед пещерой темной. Осталось через нее пройти – и будет ему тогда царствие небесное вечное. «Нет! – решил казак. На белом свете не все еще дела сделаны. Умереть легко – жить трудно!» И вновь открыл свои отяжелевшие веки. Потекли по-прежнему дни тюремные, один на другой похожие. Тут случай подвернулся, узнал сам Алтын-хан, что побито посольство, освободил пленника и направил Стеньку в Томск со тремя своими воинами. Только перехватил их по дороге верховный князь енисейских кыргызов Ереняк. Из огня да в полымя попал Стенька. Тот уж больно люто не любил русских. Под шерть идти никак не желал, самолично народом своим править хотел. И его люди Стеньку морили голодом, били плетьми чуть не насмерть, все предлагали веру бусурманскую принять и девку-красу в жены дать обещали. Отвечал Ереняку Стенька суперев его предложений. Что тут думать? Он от государя Алексея Михайловича посланник, вести себя должен подобающе казацкому уставу. Силу веры своей христианской, да твердость руки московского царя показывать. Не сломил пленника Ереняк ни посулами, ни пытками. А тут еще и случай представился, оплошала охрана, убег Стенька, добрался до острога на Красном Яру, а вскоре и домой возвернулся в родимый Томский город. Хворый вернулся скиталец: ни служить ни работать невмоготу. Рассказал он воеводе и атаманам о том, как в полоне был в аккурат три года Шибко ошибались те, кто не считал Стеньку стоящим казаком. Подумали атаманы и решили: пусть в съезжей избе пока живет да служит. Где мусор уберет, а где бумагу какую подаст. От работы Стенька нос не воротил, да еще пожелал он грамоте учиться. Подьячий Митрий объяснил ему азы и буки, читать, писать обучил. А там и жизнь потихоньку наладилась. Одна молодуха вдовая его полюбила, правда ребеночек у нее был, да это ли помеха для жизни в любви и согласии?! И еще взяли они в семью сироту-казачонка убитого сотоварища. А там и свои детишки пошли. День за днем - выправился Стенька, совсем справным казаком стал А тут и Федул объявился. На Лене-реке тонул, на Амуре, ан не погиб, не утоп, но опять же хворым вернулся. Такая она царева служба, не по своей воле ни к какому воинскому делу непригодным станешь. Но нет ее важнее, вороги должны силу русскую знать и бояться. Один стал жить, любы-голубы подруги, не дождавшись его поразбежались, повыходили замуж за других, и про подарки его щедрые позабыли. Что ж ты Федул губы то надул? Плохо в старости живется бобылю? Можа сам ты виноват в доле своей. Слышь, народ как говорит: что посеешь, то и пожнешь! Деньгами да подарками настоящую крепкую любовь не купишь! Удача казаку нужна, без нее никак, об этом спору нет. Только выходит, упорство не менее важно, чем удача. Вон оно как получается. Что легко Богом дается, то также легко и пропадает. Фамилию Федулову никто уже и не упомнит. А вот у Стеньки род хороший знатный получился, все дети да внуки им грамоте обучены были, кто десятником стал, кто еще выше. А Прокопий тот вовсе в атаманы вышел, званием сын боярский пожалован был. Каждый сам себе жизнь строит, с людьми мосты наводит. Бог любит упорных и неугомонных. Лежал бы Стенька на печи, охал да стонал, ничего бы хорошего не получилось. Выходит, душа первее плоти. И еще: оказывается, не только сабля казаку нужна для счастья, но и хорошая добрая жена. Вот и весь сказ |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | В народном сознании духовенство оценивается по-разному. С одной стороны оно олицетворяло светлую силу, способную защитить от напастей, избавить от козней "нечистых и темных сил", выступало ходатаем перед богом. Не случайно бытовали следующие поговорки: "С попом и дело свято", "Без попа, что без соли — не проживешь", "Попу нет череды на мельнице". С другой стороны, высмеивалось корыстолюбие и жадность: "Родись, крестись, женись, умирай — за все попу денег дай", "Поп с живого и мертвого дерет", "От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, от попа не отмолюсь", "У святых отцов не найдешь концов", "Три попа и заросла в церковь тропа" Даже семейное положение священнослужителей нашло свое отражение в народном взгляде: "Одна у попа попадья, да и та последняя". Однако, несмотря на эти высказывания, отношение к приходскому духовенству в целом было весьма уважительное. http://irkipedia.ru/content/de...annikov_ap |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | "У советского народа неплохие правила. На колени встать природу партия заставила" Частушка, опубликованная в «Комсомольской правде» 25 сентября 1952 года |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | Говорят глаза с глазами и с тайгой невиданною: «Мы себя "сослали" сами в ссылку удивительную! Стань, Сибирь, светлым-светла, радуйся и радуй! Наказаньем ты была, сделайся наградой!» Сочинили хор-оркестр москвичи с москвичками. Едет Братская ГЭС с рыжими косичками! «Я на Сретенке жила – расстаемся с нею. Газировку я пила – Ангара вкуснее. В рюкзаке моем побились мамины бараночки... Мама новая, тайга, принимай в братчаночки!» И не знаешь ты, девчонка, что в жестокий первый год твоя модная юбчонка на портянки вся пойдет; что в палатке-невеличке, как рванет за сорок пять, станут рыжие косички к раскладушке примерзать. Будут ноженьки в болячках. Будет в дверь скрестись медведь, и о маминых баранках тайно будешь ты реветь. Маникюр забудут руки. Но ты выстоишь, как все, в рукавицах и треухе, в телогрейке и кирзе. И в краю глухом, острожном, как тобою решено, себе Сретенку построишь, танцплощадку и кино. Пусть в Москве себя не тешат: маникюр ты наведешь, платье-колокол наденешь, в туфлях узеньких пройдешь. И ты будешь в платье этом так сиять, сводя с ума, словно лампочка со светом, тем, что ты зажгла сама!) Евгений Евтушенко. Братская ГЭС |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2570 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5565 | http://sibfolk.ru/SLOVAR/1/slovar_govorov_tom_1-sokr.pdf СЛОВАРЬ ГОВОРОВ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ в двадцати томах Том первый |
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед → Модератор: osokina-galina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник osokina-galina » #РАЗНОЕ# » Мой дневник.Фольклор [тема №81385] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |