⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Усть-Ку́тский район, Иркутская обл. Этнохороним: устькутя́не, устькутя́нин, устькутя́нка.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед → Модератор: osokina-galina |
Osokina_Galina_Pavlovna | История суда — Усть-Кутский городской суд Иркутской области Усть-Кутский городской суд был образован 4 декабря 1960 года в соответствии с Законом «О судоустройстве РСФСР». Поэтому не случайно именно в этот день коллектив Усть-Кутского городского суда отмечает день своего рождения. Но не с этого дня начинается его история. В 1925 году на территории трёх волостей Киренского уезда, - Орлингской, Марковской и Усть-Кутской, - был образован Усть-Кутский район в составе Восточно-Сибирского края с центром в селе Усть-Кут. Тогда же был создан Усть-Кутский районный народный суд. Поиски документов, подтверждающих точную дату этого события, в архивах суда, а также г.г. Усть-Кута и Иркутска результата не дали. Тем не менее, подтверждением того, что народный суд с таким названием существовал с момента образования Усть-Кутского района, могут служить подлинники решений, датированные 1933 и 1937 годами. http://ust-kutsky.irk.sudrf.ru...&rid=2 |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | «Здравствуй, город! Молодой и древний! Внук казацкой вольницы! Усть-Кут!» http://iodnt.ru/www-10.08.15/zal/2009/foto-project.htm Усть-Кут – город с тремя названиями: Лена, Осетрово, Усть-Кут. Если вы поедете поездом, то до ст. Лена, если водным транспортом, то до порта «Осетрово», а воздушные пути приведут вас в г. Усть-Кут. Город, где слились две реки: Лена и Кута, - став началом Великого Северного пути… Город в одну улицу длиною 40 километров. Маленький провинциальный город, где живет 45 тысяч неповторимых, таких непохожих друг на друга людей… Наш Усть-Кут – самый молодой в области. Однако история его начинается с построенного казаками-землепроходцами в 1631 году острога ссылка на фото : стр.249 книга "Тропою памяти"из истории Усть-Кутского края с соляных варниц, основанных Ерофеем Павловичем Хабаровым ссылка на фото : стр.15 книга "Тропою памяти"из истории Усть-Кутского края От Ленских берегов начинались пути к Берингову проливу и морю Лаптевых. Через наш северный город проходил путь Александра Радищева, декабристов, Николая Чернышевского, Софьи Дзержинской, Льва Троицкого. Край каторги и ссылки |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | В 1822 году Киренский уезд упразднён, а Усть-Кутская волость вошла в состав Иркутского округа. В 1856 году Усть-Кутская волость вошла в состав новообразованного Верхоленского округа (с 1887 года — уезда). В 1898 году перешла в подчинение вновь образованного Киренского уезда (с 1924 года — округа). Исчезнувшие населённые пункты Усть-Кутского района http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1378948 Бассейн Куты От истока к устью: Пура — эвенкийский посёлок в верхнем течении Куты в устье Пуры (левого притока). Находился в 40 км (по прямой линии) север-северо-восточнее Бобровки, у места, где река резко поворачивает на север. Михе́ево — располагалось на правом берегу Куты в 2,5 км ниже Бобровки. Шипи́чная — располагалась на берегу Куты, между Михеевом и Максимовом. Вороши́лово — располагалось на левом берегу Куты, в районе нынешнего посёлка Янталя. Населённые пункты при железнодорожных станциях и разъездах, с запада на восток: р-зд 625 км — располагался на правом берегу Купы, невдалеке от границы района и Мерзлотной. В 1989 году насчитывал 4 жителя[1]. В настоящее время разъезд ликвидирован. р-зд 632 км — располагался на правом берегу Купы. В 1989 году насчитывал 4 жителя[1]. В настоящее время здесь находится остановочный пункт 632-й км. р-зд 640 км — располагался на правом берегу Купы. В 1989 году насчитывал 4 жителя[1]. В настоящее время недалеко от этого места находится остановочный пункт 641-й км. р-зд 652 км — располагался на левом берегу Куты, в 2,5 км восточнее с. Каймонова, у железнодорожного моста через Куту. В 1989 году насчитывал 25 жителей[1]. Небольшое количество построек сохранилось и используется в настоящее время. Рядом находится остановочный пункт 652-й км. пос. при ст. Кута — располагался на левом берегу Куты, в 10 км юго-восточнее Янталя. В 1989 году насчитывал 11 жителей[1]. В настоящее время станция имеет статус разъезда (код 92701, законсервирован), жилых построек при ней нет. Остановочный пункт Кута. пос. при ст. Бермякино — располагался на левом берегу Куты, в 8,5 км юго-западнее западной оконечности Усть-Кута. В 1989 году насчитывал 11 жителей[1]. В настоящее время станция имеет статус разъезда (код 92702, законсервирован), на месте жилых зданий — садово-огородническое товарищество. Остановочный пункт 697-й км. (Не путать с дачным посёлком Бермякино у ручья Бермякина, о. п. 692-й км.) р-зд 699 км — располагался на левом берегу Куты, в 6 км юго-западнее западной оконечности Усть-Кута. В 1989 году насчитывал 5 жителей[1]. В настоящее время жилые здания не сохранились, при станции существует один двор с хозяйственными постройками. Остановочный пункт 699-й км. Разъезды на Куте ликвидировались в связи с прокладкой второго железнодорожного пути на участке Тайшет—Лена. Верхний подрайон Верхним подрайоном называется труднодоступная часть Усть-Кутского района южнее посёлка Туруки. От Усть-Кута вверх по течению Лены: Ба́нная — располагалась на левом берегу. Сейчас — урочище Банных. Ри́га — деревня на правом берегу. Сейчас территория деревни используется фермерским хозяйством, строения не сохранились. Аи́кта — эвенкийское стойбище в устье одноимённого ручья на реке Таюре. Располагалось в 22 км от деревни Омолой на Лене, связано с Омолоем пешим путём через перевал Мельников. Па́вловская — располагалась на правом берегу на полпути между Омолоем и Боярском. Ско́книна — располагалась на левом берегу у устья реки Селенги. Зе́хина — располагалась на левом берегу. Седуно́ва — располагалась на левом берегу в устье реки Нижней Кытымы, напротив села Тарасова. Упоминается в документах с 1689 года. Основатель — Мишка Иван Седунов (деревню также называли Седуновкой). В 1723 году насчитывалось 3 двора[2]. Высо́кова — располагалась на левом берегу. Основана Якушкой Григорьевым Высоковым как станция на ямском тракте, упоминается с 1684 года. В 1723 году в деревне был один двор[2]. Пуля́ева — располагалась на правом берегу, вблизи деревни Жемчугова, чуть ниже по течению Лены. Пота́кина — располагалась на левом берегу, напротив деревни Орлинги и устья одноимённой реки. Большинство населённых пунктов (кроме Аикты) были основаны как станции на зимнем ямском тракте из Иркутска в Усть-Кут. Бассейн Лены ниже Усть-Кута От Усть-Кута вниз по течению Лены: Короли́ха — посёлок на одноимённой речке (притоке Лены). Располагался в 6 км северо-западнее с. Подымахина. В 1989 году насчитывал 84 жителя[1]. Бори́сова — деревня на правом берегу берегу. Располагалась напротив посёлка Казарки. Упоминается с 1699 года, основатель — Бориска Артемьев сын Ксёнов. В 1723 году насчитывала 2 двора[2]. Маёвка — полустанок на левом берегу, располагалась в месте, где нынешняя дорога Усть-Кут — Верхнемарково сворачивает налево от русла Лены вглубь тайги. Коку́й — деревня, располагавшаяся по обоим берегам, на так называемом Кокуйском колене. Сохранилось кладбище с двумя надмогильными крестами, остатки строения на правом берегу. Место проведения археологических раскопок. Миро́нова — деревня на правом берегу, напротив устья ручья Бочакты. Конец Лу́г — деревня на левом берегу, вблизи села Назарова выше по течению (по другую сторону луга). Каса́ткина — деревня на правом берегу, на полпути из Назарова в Верхнемарково. Нежилая с 1950-х гг. Матве́ево — деревня на левом берегу, вблизи посёлков Верхнемарково и Заярново. Мы́сова — деревня на левом берегу, в 8 км ниже посёлка Верхнемарково. Расположение не уточнено Ду́дкино (ранее Ду́ткина) — деревня. Упоминается с 1699 года, основатель — Фетька Иванов Дутки. В 1723 году насчитывала два двора[2]. Закобе́нино (также Дя́дина) — деревня. Упоминается с 1699 года, основатель — Фетька Козмин Дядин. В 1723 году насчитывала два двора[2]. Синюшкина — деревня. Основана в 1663 году Ивашко Дмитриевым Синюшкиным. В 1723 году был 1 двор[2]. Включены в состав Усть-Кута Ка́рпово (другое название Пано́во) — деревня на левом берегу Куты, в 6 км выше устья. Включена в состав Усть-Кута во второй половине XX века. Ныне посёлок Карпово микрорайона Кирзавода в составе города. Усо́льская дере́вня (Усо́лье, Сользаво́д) — располагалась на правом берегу Куты, в 5 км выше устья. Включена в состав Усть-Кута, полностью перестроена (старые здания не сохранились). Ныне посёлок Курорт в составе города. Зыря́новка — деревня на правом берегу Лены напротив устья Куты. Включена в состав города. Осетро́во — рабочий посёлок на левом берегу Лены. Включён в состав Усть-Кута в 1954 году. Полностью перестроен. Сейчас на его месте располагаются центральные микрорайоны Усть-Кута. Балахня́ — деревня, поглощена Усть-Кутом при строительстве порта Осетрово. Находилась в месте нынешнего Северного (ранее Восточного) грузового района. Упоминается с 1723 года, тогда в деревне был один двор. Прежнее название — Балахонская[2]. Якури́м — рабочий посёлок на левом берегу Лены в устье речки Якурим. Деревня Якуримская упоминается в документах с 1699 года. Посёлок включён в состав Усть-Кута в 1995 году. Сейчас микрорайоны Якурим и Мостоотряд в составе города. |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | http://nsportal.ru/ap/library/...oe-posobie Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд — например, Чёртова скала, Бубнов камень, скалы Любви, Петух, Мир и др. Городская легенда — современная разновидность легенды (мифа): короткая, и, на первый взгляд, правдоподобная (хотя обычно не соответствующая действительности) история, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность, как правило, затрагивающая глубинные проблемы и страхи современного общества. Сам термин «городская легенда» в русском языке возник как следствие непрофессионализма переводчиков, является калькой с английского словосочетания «urban legend», которое переводится и должно переводиться как «слух» или «байка». Городская легенда является частью современного фольклора, передаваемого из уст в уста, невероятный случай, считающийся настоящим. Заказник «Таюрский» - назван по реке Таюре, в районе которой он расположен. Ленский Волок – в настоящее время – автомобильная трасса от моста через р. Илим до г. Усть-Кута. Это древний знаменитый путь, по которому русские землепроходцы, служилые люди, крестьяне и прочие пришельцы в Сибирь «волокли» груз и лодки, переходили из бассейна Ангары на Лену. Название дано по р.Лене, куда шли, («волокли груз») землепроходцы в ΧVІІ веке. Каштак – перевал между р. Леной и р. Таюрой. Каштаками называли укромные места за городом, в лесу; а так же ручей в горах; ключ, сильно заросший кустарником. Порт Осетрово - назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954 году. Осетрово – пристань, речной порт города Усть-Кут. Возникло как рыбацкое селение селение на Лене в том месте, где река в прошлом изобиловала осетровыми рыбами. Сохранились две интересные легенды, каждая из которых по-своему объясняет происхождение этого названия. В первой из них говорится: «Когда-то очень давно купил земли, на которых находится сегодняшний посёлок, богатый сибирский купец по фамилии Осетров. Он основал на этих землях деревушку, которую и назвал по своей фамилии: Осетрово». Вторая легенда гласит, что здешние купцы очень любили полакомиться осетриной. А так как в верхнем течении осетры и тогда почти не водились, то за ними и снаряжались специальные рыболовецкие бригады, плавающие вплоть до Киренска. Привозили они сюда осетров в бочках с водой на специальных судёнышках. Одно из таких судёнышек потерпело крушение у берегов сегодняшнего посёлка. Бочки разбились, и осетры ушли в воду. С той поры близлежащее селение и нарекли «Осетрово». |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | В 1916 году в село Усть-Кутское прибыла партия ссыльных, тогда эти края называли медвежьими, и обживали их часто каторжане. Среди ссыльных был юный Иван Токарев. Для соседей он валял валенки. Мастерство Токарева удивило купчиху Анну Громову, о семье которой в романе "Угрюм-река" написал Вячеслав Шишков. Анна Ивановна перевезла умельца в уездный город Киренск и открыла там первый в Восточной Сибири пимокатный цех. О качестве местных валенок знали во всей России. - Потом получилось так, что Иван Токарев в годы войны в киренской пимокатной мастерской был ведущим мастером. И киренские катанки, как нам старики рассказывали, которые шли на фронт, спасали бойцов в морозы http://vesti.irk.ru/news/culture/124220/ |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | “Поклонимся великим тем годам...” http://lv.ust-kut.org/?2009/16/16162009.htm С ДУМАМИ О ФРОНТЕ Дети войны Война обрушилась внезапно. Такой беды мы не ожидали. По книгам и фильмам, по рассказам старших мы знали о первой мировой и гражданской войнах, о голоде и разрушениях. Но это была уже история. А мы жили мирно и радовались успехам социалистического строительства. Были папанинцы и челюскинцы, были Чкалов, Громов, Водопьянов, были Беломорско-Балтийский канал, Магнитка и Кузбасс. А в песнях наших сколько было бодрости и уверенности! В стране пели: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим…»; «И от тайги до Британских морей Красная Армия всех сильней». Так мы воспитывались и росли. И вдруг — война! Это было неожиданно, ошеломляюще. В это невозможно было поверить. Это никак не укладывалось в голове и не принималось сердцем. А война уже шла. Мы в «глубинке» по радио и из газет узнавали, что там, на западе, на нашей территории уже хозяйничали фашисты. Они топтали нашу землю, разрушали наши города и сёла, убивали наших соотечественников. И вся жизнь стала подчинена фронту. «Для вас, — говорили нам, — главное дело — учёба». И помню, в начале 1941-42 учебного года в Осетровской школе открыли восьмой класс. Учеников в нём было много. А среди учителей половину составляли ещё мужчины: директор Виктор Владимирович Мамонтов, завуч Владимир Иванович Казанский. Преподавателями истории, физики, математики и, конечно, физкультуры тоже были мужчины. Но этот восьмой класс просуществовал всего одну четверть, ведь уже шла война. В сентябре нас отправили в колхоз на уборку урожая. Ею занимался весь класс с классным руководителем Капитолиной Степановной Марковой, которая работала вместе с нами, ведь командовать или подгонять никого не надо было. Все работали на совесть, а если кто-то отставал по слабости или из-за отсутствия опыта, тому помогали. Мы копали картошку в Балахне, а самым заметным и здоровым среди нас был Володя Самойленко, который был и старше всех. Красивый, большой, доброжелательный по характеру, он брался за самую тяжёлую работу. А я была маленькая ростом, но с детства привыкшая к труду. От других не отставала и не уставала, старалась сделать порученное быстрее и кому-то помочь. Кстати, в Балахне нас очень неплохо кормили, ведь колхоз там был справный. Через неделю перевели нас в Якурим. Там мы тоже копали картошку, а потом выдёргивали с корнем лён и коноплю, обмолачивали и веяли зерно. Рабочий день был долгий, а кормили нас уже похуже. Так прошёл весь сентябрь, и учёба началась только в октябре. Учителей-мужчин к тому времени взяли на фронт. Наш класс, о котором у меня остались самые тёплые воспоминания, закрыли, а нас перевели в Усть-Кутскую среднюю школу. Но учиться там стали уже далеко не все, ведь, кроме всего прочего, надо было пройти 8-9 км. туда и обратно. Володя Самойленко, правда, ещё ходил с нами, и мы навешивали на него свои сумки. Но где-то в середине учебного года и он перестал посещать школу: или устроился на работу, или ушёл в армию. Продолжали учиться несколько девчонок и два парня: Середин и Бокмельдер. В Усть-Кутской школе зимой было холодно. Мы сидели на уроках в верхней одежде, даже чернила замерзали. Дрова пилили сами ученики с учителями, но дров, видимо, не хватало. Вспоминается, что какое-то время в школе нас подкармливали ячмёнными булочками, которые казались очень вкусными. А вообще с питанием было очень трудно: хлеб давали по карточкам, и норма была 400 граммов. Были и такие, кто получал хлеба по 800 граммов, но это те, кто относился к особым категориям. В летние каникулы нас, учеников, отправляли в колхозы. Я, например, после восьмого класса работала в школьной бригаде в Таюре июль, август и сентябрь. Сначала занимались прополкой, потом работали на картошке и на уборке зерновых. Вязали снопы, выдёргивали лён и коноплю, трудились на молотилке вместе с колхозными ребятишками и женщинами. Этой молотилкой управлял старый мужчина, а остальные были ребятишки и женщины. Работали и ночью. Из тех, с кем вместе трудились, особенно запомнилась Дина Наумова. Красивая, очень подвижная и забавная, она была моложе многих, но работала азартно и конём (а она подвозила снопы) управляла уверенно. Молотилка тоже приводилась в движение конной силой. Две лошади ходили по кругу с погонщиками, крутили колесо. Через ремённую систему движение передавалось агрегату. Работать было опасно, особенно наверху. Снизу туда подавали снопы, наверху их развязывали, ворошили и подавали по ленте в барабан. Тут уж не зевай! На работе мы очень уставали, а кормили нас скудно. Основными продуктами питания были картошка и ячневая крупа с мякиной, хотя крупу мы вручную провеивали на ветру. Для супа, правда, давали мясо. И все понимали — на фронте гораздо труднее. А, кажется, в августе от райкома партии приезжал к нам Колбанов, он похвалил нас, а потом в местной газете появилась его статья о нашей школьной бригаде. После девятого класса я (уже одна) работала в деревне Тарасово, где учительствовала моя старшая сестра Полина. Её на время летнего отпуска отозвали в Осетрово, в детский сад, а я работала с деревенскими подростками. Была ещё там Тоня Нечаева из Осетрово. Жила она у своих бабушки и дедушки, но тоже работала наравне со всеми. А ещё она хорошо пела. Мы вязали снопы, гребли сено и стоговали, молотили и жали рожь. Помню, отправили нас на остров Еловый жать ячмень. Остров этот был очень красивый: большое хлебное поле и рощица елей. Стояли они величественные, густые, а на стволах — янтарная смола. У меня не было верхонок, а ячмень колюч, и я очень поколола руки. Потом одна женщина дала мне свои запасные верхонки и легче стало поспевать за взрослыми женщинами. А уже в 70-ых годах брала молоко для внука в Карпово. Мы разговорились с хозяйкой, и я рассказала ей про свою работу в Тарасово. «Так это я тогда дала тебе верхонки», — сказала она. Это была тётя Поля Седунова, переехавшая с сыновьями в Карпово. В Тарасово в тот военный год я тоже проработала три месяца и домой приехала только в начале октября. С собой привезла шесть картофелин сорта «Снежинка». Они понравились мне вкусом и формой: белые, длинные, ровные. Дома мама по нескольку раз использовала их на семена: вырежет аккуратно росточки, посадит их в ящик, как рассаду. Положит картофелину, а на ней опять появляются росточки: так рассадой и высадили картошку в огород, но урожай получили хороший. В девятом классе мы изучали то, что надо знать и уметь санитаркам, проходили практику в местной больнице, а в десятом у нас было военное дело. Учил нас вернувшийся с фронта после ранения Валентин Васильевич Марков. Он гонял нас крепко: были и строевая подготовка, и сборка, разборка боевой винтовки, и ходьба на лыжах, и рытьё окопов. По субботам занимались шесть часов без передышки. Валентин Васильевич был очень требователен и часто говорил, что на фронте ещё труднее. Пели мы и песни военного содержания. Когда страну облетела весть о подвиге Зои Космодемьянской, появились самодельные песни про неё, причем, в разных фольклорных вариантах. Полюбились нам также песни Соловьёва-Седого. Сначала мы слышали их по радио, потом доставали или записывали текст. Ну, а мелодия у каждой песни своя, оригинальная, их не спутаешь. Война затянулась надолго. Тяжело было сознавать, что наши войска отступают с потерями, оставляя врагу нашу землю и беззащитных людей. Я помню, как мне самой хотелось туда, на фронт, но меня, конечно, не взяли. Мысли были о войне, о помощи фронту. А чем мы могли помочь? Шили рукавицы, вязали носки, собирали посылки с тёплыми вещами для фронтовиков. И от своей семьи мы отправляли такие посылки, даже письма бойцам писали для поддержки. Радостней стало, когда наступил перелом в войне, и наши войска пошли в наступление. Мы радовались каждой освобожденной деревеньке, а когда сообщалось об освобождении крупного города, это воспринималось как настоящий праздник. Мы работали на субботниках, на воскресниках, чтобы помогать фронту. Было очень трудно с питанием. Рассказывали, что люди собирали даже картофельные очистки. Но наша семья не голодала: у нас был большой огород и корова. Молоко своё, овощи свои. Хлеба только не хватало, и зимой мы ходили в столовую, чтобы поесть галушки. В очереди стояли долго: сначала накормят грузчиков и других рабочих, только потом обслужат нас. Бульона наливали много, а галушки давали по счёту. Голод был, можно сказать, всеобщий, а особенно трудно приходилось тем, кого отправляли на трудовой фронт. Из нашего восьмого класса в середине учебного года туда взяли Ваню Гомзякова. Это был хороший ученик, красивый паренёк с румяными щеками. А уже в конце лета или осенью он вернулся домой: у него развился туберкулёз. Лечился он в Киренске, но там и умер. А многие просто бросали учёбу и устраивались на работу. Если в восьмом классе было более тридцати учеников, то в десятом осталось только одиннадцать. После окончания школы разъехались и они — в основном по ВУЗам. Т олько в Якутском пединституте нас, осетровских, было пятеро (правда, разного возраста). Там и узнали мы о Победе. День 9 мая был солнечный, народ высыпал на улицы. Все радовались, обнимались, танцевали, пели. Но были и слёзы по погибшим. Так что очень верно День Победы назван «праздником со слезами на глазах». |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | Село Марково расположено севернее центральной части Иркутской области в северо-восточной части Усть-Кутского района на правом берегу реки Лены. XVII—XIX века Годом основания села считается 1669 год, когда в документах Илимска была впервые упомянута деревня Марковская. Существует две версии о том, кто является её основателем: 1.Кипрюшка Марков — русский крестьянин, уроженец Тамбова, пришедший на Лену вместе с Ерофеем Хабаровым в середине 1640-х гг. 2.Марчко Никитин, холоп, направленный на пашни Усть-Кутской волости. «154/1646, марта в 11 день» он обращался с челобитной к царю Михаилу Фёдоровичу с просьбой отпустить его: « ...на усть Куты реки у соли в пашне невозможно. А женишко моё живёт на Русе, в Вологоцком уезде, скитаетца меж двор. Из архивных материалов фонда Санкт-Петербургского филиала института Российской истории РАН[3] » По некоторым данным, Кипрюшка Марков являлся сыном Марчка Никитина, а фамилия ему дана по имени отца[3]. В 1724 году в деревне насчитывалось 4 двора. Вокруг деревни стали появляться новые поселения — Мысова, Глухова, Заярново, Оболкино, Мироново, Матвеево, Елань. (Большинство из них к настоящему времени исчезло.) Марково росло, стало селом, а позже — волостным центром. Здесь была построена церковь. Уже в 1816 году открылась школа, первая на территории современного Усть-Кутского района. 1-я половина XIX века Марково, как и многие другие населённые пункты Усть-Кутского района, использовалось в качестве места ссылки. В 1912 году в марковскую ссылку был отправлен активный участник революции 1905 года Иван Михайлович Мызгин. Работал у богатого крестьянина Якова Дружинина. Бежал в 1913 году через Усть-Кут по паспорту его сына Степана, с которым близко сошёлся. До 1930-х годов население Маркова продолжало контактировать с эвенками — коренными жителями этих мест до прихода русских. Эвенки выезжали в село на оленях с реки Непы, торговали с местным населением, предлагая дохи, шапки, унты[5]. Во время гражданской войны жители Маркова участвовали в партизанских боях за Усть-Кут. В декабре 1919 года в Маркове произошло вооружённое восстание крестьян против колчаковцев. Отступая от Усть-Кута, сюда прибыл офицер Артамович, требуя выделить 50 лошадей, фураж и продовольствие. Крестьяне отказались выполнить требования и восстали, арестовав Артамовича. Был создан штаб восставших крестьян. В том же месяце жители Маркова помогли восстанию крестьян в соседнем Макарове[5]. В конце 1920-х в селе происходила коллективизация. Крестьяне образовали два ТОЗа (товарищества по обработке земли) — «Показатель» и «Красный пахарь». В 1920-х в селе появилась радиосвязь (4-ламповый приёмник типа БУ)[5]). В 1929 году закрыта церковь (последняя в районе). Переделана под клуб. Организован колхоз «Победа». 2-я половина XX — XXI век Марково оставалось центром притяжения для близлежащих сёл до середины ХХ века. К тому времени здесь были сельсовет, почтовое отделение, медпункт, школа, метеостанция, клуб. В конце 1950-х — начале 1960-х под Марковом началась работы по геологоразведке. Первые скважины были пробурены в самом селе. Первый фонтан нефти на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении ударил в 1962 году на противоположном берегу Лены — в Верхнемаркове. Верхнемарково быстро выросло, стало посёлком, а к 2004 году — центром поселения. (Подробнее см.: Верхнемарково.) В 1968 году марковская школа была перенесена в Верхнемарково. К 2009 году с административной точки зрения Марково является отдельным селом[6], размчается на картах как самостоятельный населённый пункт. Но зачастую с точки зрения жителей — это микрорайон посёлка Верхнемарково[3]. http://dic.academic.ru/dic.nsf...0.B8.D1.8F |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | Иван Петрович Касаткин 1895 года рождения. Он уроженец Усть-Кута, участник первой мировой войны. Служил Иван Петрович в русском экспедиционном корпусе, сражавшемся по приказу Николая II в составе иностранного легиона на территории Франции, которую русские солдаты спасали от немецкой оккупации в 1916 году. На фронте он был с первых дней войны, в родное село Иван Петрович вернулся только спустя пять лет после подписания Брестского мирного соглашения. Где он был все эти годы? Какие испытания прошёл? Кто ждал его в Усть-Куте? Или все давно забыли?.. Этому и посвящён наш фильм. Мы по возможности старались сохранить все подробности, выведанные ещё у тех стариков, которые родились в XIX веке! Например, кое-что узнали у жены Ивана Петровича Касаткина. Я разговаривала с ней в конце шестидесятых (а Иван Петрович умер в 1945 году). Так, вдова рассказывала, как Иван Петрович бежал с фронта через Африку (в России началась революция, и фронтовики, по сути, оказались брошены на произвол судьбы) и как крокодил съел товарища... Такие подробности! Явился в Усть-Кут – стали звать французом. Вернее, «хранцузом»! Едут, допустим, мужики охотиться, ночуют в зимовье: «А но-ка, хранцуз, чё ты там за кордоном-то делал?!» И начинает Иван Петрович вспоминать. А заснёт – по-французски песни поёт (особенно когда немножечко выпьет). У Ивана Петровича был друг юности – Николай. Оба любили одну девушку. И это тоже не вымысел. «Ну как, баушка Александра?!» – спросила я у вдовы Ивана Петровича. «Дак я-то, – говорит, – у него уж втора жена была!» – «А кто первая-то?» – «Дак а кто? Он пошёл када на фронт-то, была уж у него жена, робёнок у них должен был народиться... Вернулся, походил-походил в холостяках, а потом уж на мне женился...» – «Как так, баушка Александра?! Он ведь ушёл от жены...» На это вдова Ивана Петровича ничего не смогла ответить. Возможно, первая жена не дождалась Ивана Петровича... Ведь он возвратился через восемь лет после ухода на фронт! Все земляки его вернулись, а его нет и нет. Поэтому вполне могли потерять... Сначала думали: может, в лазарете где? Но, опять же, сколько лет прошло: на дворе 1923 год, а забрали в 1915-м... Описание фильма поведала С.П. – историк и краевед, автор идеи фильмов и сценариев к ним, а также непосредственный организатор съёмок - - See more at: http://www.vsp.ru/culture/2015...q7GCU.dpuf |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | Есть на улице Советской еще один примечательный дом: «сибирского француза». Такое прозвище получил Иван Петрович Касаткин после того, как был призван в армию в 1914 году и попал во французский легион, который был сформирован по приказу Николая II, для оказания военной помощи Франции. Домой Иван Петрович возвращался долгой дорогой, через Марокко, а запомнился он селянам тем, что приобрел в далеких землях заграничные цивилизованные привычки и любил петь песни на французском языке. Когда началась Великая Отечественная война, Иван Петрович повесил в своем доме карту и флажками отмечал места боевых действий, приговаривая, что немец силен, поэтому на скорую победу надеяться не стоит. http://dari38.ru/text/02-08-2010/progulki/ |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | ЯКУРИМЧАНЕ НА ФРОНТЕ И В ТЫЛУ В послевоенное время главной задачей стала борьба за хлеб, а в ведении Якуримского сельсовета находилось три деревни, где были образованы три колхоза: «2-я пятилетка» (председатель Таюрский Егор Зиновьевич), «Новая жизнь» (Таюрский Михаил Васильевич), «Колос» (Тарасов Михаил Григорьевич). С 1951 года в д. Якурим был колхоз им. Кирова (председатель Тарасов Михаил Григорьевич), а с 1956 года - Пшенников Василий Романович. Но многие не смогли уже участвовать в борьбе за высокие урожаи. В Великую Отечественную войну погибли якуримчане: Марков Василий Григорьевич, Марков Владимир Филиппович, Марков Иннокентий Григорьевич, Марков Валерий Григорьевич, Роднин Григорий Иннокентьевич, Таюрский Михаил Васильевич, Таюрский Николай Кирьянович, Таюрский Николай Степанович. http://lv.ust-kut.org/?2009/17/25172009.htm |
osokina-galina Модератор раздела Братск, Иркутская область Сообщений: 2567 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5528 | По материалам схода граждан Турука жива и должна жить! Те, кто бывал в Туруке, согласятся, с тем, что умели наши предки выбирать места для своих поселений, строить их. С той поры, когда первые два двора пашенных крестьян появились на месте будущей деревни, в 2013 году исполнится 290 лет. Каких-то строений того времени, естественно, не сохранилось, но есть в Туруке то, чего, насколько мне известно, нет ни в Республике Саха (Якутия), ни в соседних областях. Это - могила героя Отечественной войны 1812 года М.Е. Харитонова. Там установлен памятник, который планируется заменить на новый. Есть в Туруке и дом, в котором жили его потомки. Он стоит напротив единственного здесь двухэтажного здания - школы, в которой сейчас никто не учится, но возможные будущие ученики которой бегают по улицам деревни. Это, как и то, что в целом неплохо выглядят выстроившиеся вдоль Лены её дома, свидетельствует о том, что Турука жива. http://lv.ust-kut.org/?2012/27/05272012.htm |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед → Модератор: osokina-galina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник osokina-galina » Краеведение » Усть-Ку́тский район, Иркутская обл. [тема №79090] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |