Библио-мозаика. Моя книжная полка
Интересные книги по истории, православию, генеалогии, краеведению, литературе и искусству.
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
4 июня 2019 22:00 4 августа 2023 13:45Библио-мозаика. Моя книжная полка В данной теме будут представлены книги, в которых читатели смогли бы найти для себя что-то новое, интересное. Это книги тем или иным образом связаны с темой моих интересов: история и православие Вологодчины, краеведение, Вологодская литературная школа и её представители - писатели и поэты. Вологодский краеведческий календарь: даты, события, люди, связанные в краем. Материалы и статьи из сборников и периодических изданий. --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
19 января 2021 15:27 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ЯНВАРЯ
19 января 2021 года исполнилось 95 лет со дня рождения живописца, педагога Юрия Александровича Баранова (1926-2007)
Юрий Александрович родился в деревне Хрипелево Ивановской области. В 1942-1948 годах учился в Ивановском художественном училище.
Постоянно жил и работал в Вологде с 1948 года. Около 20 лет, с 1948 по 1967 год, Юрий Александрович преподавал черчение и рисование в Вологодской общеобразовательной школе № 2. С середины 1950-х годов вёл кружок рисования при городском Доме пионеров г. Вологды. В 1967 году он создал Вологодскую городскую детскую художественную школу и был в ней первым директором на протяжении двадцати лет.
Юрий Александрович работал в жанре натурного этюдного пейзажа в традициях русского лирического пейзажа XIX-XX веков. Он был участником городских и областных выставок художников-любителей с 1956 года. Персональная выставка произведений мастера состоялась в Вологде в 1987 году. Его художественные произведения находятся в частных коллекциях в России. Юрий Александрович скончался 13 апреля 2007 года в Вологде.
О нём:
Баранов Юрий Александрович // Художники Вологодской области ХХ – начала XXI века : биобиблиографический словарь / научный редактор В. В. Воропанов. – Вологда, 2011. – С.14 : портр. – Библиогр.: с.231.
 --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
28 января 2021 21:26 27 января — является одним из дней воинской славы России. Это день, когда Ленинград был полностью освобождён от блокады в 1944 году. За массовый героизм и мужество при защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 года городу присвоена высшая степень отличия — звание «Город-Герой»
Подвигам жителей блокадного Ленинграда посвящено множество исторических книг, научных изданий, художественных произведений. Эта тема до сих пор является актуальной и живой. Одной из составных частей всего комплекса выпущенных изданий являются воспоминания и дневники ленинградцев, которые были непосредственными свидетелями и участниками всех событий.
Повседневная жизнь осажденного Ленинграда в дневниках очевидцев и документах : 12+ / вступительная статья и комментарии В. М. Давида ; [редактор Е. Р. Секачева ; художественное оформление М. А. Миллер]. - Москва : Кучково поле, 2019. - 669, [1] с.
Эта книга предназначена тем, кто хочет узнать о блокаде из первых урук, самой продолжительной в новейшей истории человечества. .Её писали ленинградцы, которым довелось прожить все 872 дня в осажденном городе
"Красноречивые свидетельства событий" - так называла блокадные дневники ленинградцев поэтесса Ольга Берггольц. В них записывались события повседневной жизни, сокровенные мысли, личные мнения о действительности. В дневниках авторы выражали свои чувства, эмоции и настроения об увиденном, услышанном, прочитанном и пережитом.
Авторы дневниковых записей занимали разное социальное положение - от рядовых горожан до руководителей предприятий и партийных работников. Главными темами записей были обстрелы, бомбёжки, недоедание и голод. Люди писали о повседневных заботах, записывали фронтовые сводки, вспоминали прошлое, размышляли на международные темы и все верили в общую победу и очень хотели пережить блокадное лихолетье.
В сборнике собраны письма, дневниковые записи и воспоминания, которые воссоздавали картину жизни Ленинграда в условиях блокады: усилия властей и горожан в борьбе с голодом и холодом, создание "Дороги жизни" и эвакуация, налаживание связи с "Большой землей" и героические попытки бойцов Красной Армии и ополчения прорыва блокады. Каждый дневник, представленный в сборнике интересен по-своему.
С той славной героической победы - прорыва блокады в январе 1944 года прошло 77 лет. Пережить то тяжелейшее время довелось, по некоторым данным, чуть больше полумиллиону ленинградцев. Эти люди своим мужеством, долготерпением и трудолюбием спасли и уберегли от гибели город на Неве.
Главная и основная часть книги называется "Победоносная ленинградская трагедия", в который размещены непосредственно дневники и воспоминания блокадников.
В приложениях к основной части помещена подборка документов местных органов власти, письма, просьбы и обращения ленинградцев об оказании помощи. Большинство документов опубликованы впервые. Среди них - выписки из протоколов заседаний бюро горкома ВКП(б) и Продовольственной комиссии ВС Ленинградского фронта, официальная переписка предприятий и организаций с просьбами об открытии дополнительных магазинов, пунктов дополнительного питания и снабжения продовольствием.
В оформлении обложки книги использована работа А. Э. Блэка "Фронтовой трамвай" из серии "Ленинград в годы войны". 1941 г. (Из собрания ГЦМСИР).
Книга предназначена для широкого круга читателей.
    --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
2 февраля 2021 20:48 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ЯНВАРЯ31( 18 по ст. стилю) января 2021 года исполнилось 120 лет со дня рождения живописца, графика Феодосия Николаевича Бочкова , уроженца г. Вологды. (1901 - 1952) Феодосий Николаевич родился в Вологде в многодетной семье. Его отец был приказчиком в магазине, а мать домохозяйкой. В десятилетнем возрасте мальчик остался без отца. Среднее образование будущий художник получил в Вологодском Александровском реальном училище и в те же годы начал увлеченно заниматься рисованием. Юноша стал посещать рисовальные классы, которые существовали при Северном Кружке Любителей Изящных Искусств (СКЛИИ), затем с 1919 по 1922 год учился в Вологде в ГОСВОХУМе и художественном техникуме. После окончания вологодского техникума он получил звание квалифицированного художника и возможность обучаться в столичных вузах. Для совершенствования своего мастерства Феодосий Николаевич уезжает в Москву и учится во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1923-1929) у Н.Н. Купреянова и П.И. Львова. В 1930-1950 годах жил и работал в Москве. Член Московского союза советских художников с 1933 г. Феодосий Николаевич был участником вологодских, московских и межрегиональных художественных выставок с 1919 года. Его персональные выставки состоялись в Москве в 1955 г. и в Вологде в 2011 г. Его произведения находятся в коллекциях художественных музеев Вологды, Москвы Саратова, Перми, Хабаровска и других городов страны. Участник Великой Отечественной войны. В годы войны художник делал плакаты для «Окон ТАСС» и многочисленные фронтовые зарисовки. В историю российского искусства Феодосий Николаевич вошел как график-иллюстратор и мастер станкового цветного эстампа. Художник работал в техниках литографии, акварели, гуаши. Феодосий Николаевич был автором многих книжных иллюстраций, исторических и жанровых работ на темы городской и колхозной жизни, развития индустрии страны. Феодосий Николаевич скончался 11 ноября 1952 года и похоронен в Москве. Книги, альбомы Баюскин, В. С. Феодосий Николаевич Бочков : каталог / Московский Союз советских художников ; составители : Л. В. Розенталь, Б. Я. Сатановская. – Москва : Советский художник, 1955. Феодосий Николаевич Бочков : буклет / редактор Т. Г . Гурьева. – Москва : Советский художник, 1951. Феодосий Бочков . Возвращение на родину . Графика. Живопись : буклет-приглашение / автор-составитель Н. М. Дьяконицына. – Вологда : ВОКГ : Арника, 2011. О нём: Бочков Феодосий Николаевич // Художники Вологодской области ХХ – начала XXI века : Биобиблиографический словарь. – Вологда, 2011. – С.22 : портр. – Библиогр. : с.236. Бочков Феодосий Николаевич // Художники Вологодской области ХХ века : альманах. – Вологда, 2007. – С.244 : портр. Соснина, Л. Г. Художник Феодосий Бочков. Вологодские страницы жизни и творчества / Л. Г. Соснина // Вологодский ЛАД. – 2009. – № 3. – С.118-127 : цв. вкл. Бочков Феодосий Николаевич. – Текст : электронный // cultinfo : сайт. – Режим доступа : http://cultinfo.ru/art/paintin...eodosy.phpБурчевская, Ольга. Феодосий Бочков : Возвращение на родину. - Текст электронный / О. Бурчевская // Красный Север. - 2008. - №146, 11 декабря ; Режим доступа : https://www.krassever.ru/artic...-na-rodinu
   --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
9 февраля 2021 0:54 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ФЕВРАЛЯ
8 февраля ( по старому стилю) 2021 года исполнилось 225 лет со дня рождения русского врача-хирурга, доктора медицины, профессора и ректора Московского университета Аркадия Алексеевича Альфонского, уроженца Вологды (1796-1869)
Аркадий Алексеевич родился в Вологде в семье известного врача. С 1805 года учился в Московском училище при лютеранской церкви. В четырнадцатилетнем возрасте юноша поступил на медицинский факультет Московского университета, деканом которого в то время был его земляк М.Я. Мудров. Наставником стал профессор Ф.А. Гильдебрандт. Именно под его руководством Аркадий Алексеевич стал хирургом. В 1814 г. Альфонский окончил университет, в 1817 году, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины, а через два года (в 1819 г.) – доктора хирургии.
Аркадий Алексеевич принимал активное участие в общественной жизни Москвы, имел обширный круг друзей и знакомых среди известных людей того времени, был членом Английского клуба. С 1819 по 1848 год Аркадий Алексеевич возглавлял кафедру хирургии и преподавал хирургию в Московском университете; несколько раз избирался деканом медицинского факультета. В 1830-е годы во время холерной чумы Альфонский был назначен на должность главного доктора Императорского воспитательного дома.
Аркадий Алексеевич был Почетным членом университетов Московского и Харьковского, Петербургской медико-хирургической академии, Московского физико-медицинского общества, Санкт-Петербургского Общества русских врачей.
В 1842 году Альфонского избирают ректором Московского университета, и в этой должности он служил до 1848 года. В том же году он ушел в отставку со званием заслуженного профессора и почетного члена Московского университета. В 1850 г. Альфонский вновь избирается ректором. Во второй период его руководства в университете были созданы новые факультеты – историко-филологический и физико-математический, учреждена кафедра педагогики, организован Физиологический институт.
Коллеги уважали Аркадия Алексеевича за «ученость, обходительность и гуманность». А.А. Альфонский был награжден орденами Св. Анны 1-й степени, Св. Станислава 1-й степени, Св. Владимира 3-й степени. Прослужив в Московском университете 45 лет, он ушел в отставку в чине тайного советника. Аркадий Алексеевич скончался от болезни 4 января 1869 года и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
О нём:
Альфонский Аркадий Алексеевич // Рожденные Вологодчиной : энциклопедический словарь биографий. – Вологда, 2005. – С.13.
Коновалов, Ф. Я. Альфонский Аркадий Алексеевич / Ф. Я.Коновалов // Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006. – С.32.
Коновалов, Ф. Я. Альфонский Аркадий Алексеевич / Ф. Я.Коновалов, Е. Л.Свинцов // Выдающиеся вологжане : биографические очерки. – Вологда, 2005. – С.169-171: портр. – Библиогр. : с.171.
Коновалов, Ф. Я. Альфонский Аркадий Алексеевич / Ф. Я. Коновалов // Вологда. XII – начало XX века : краеведческий словарь / Ф.Я. Коновалов, Л. С. Панов Н. В. Уваров. – Архангельск, 1993. – С.133.
Королева, Л. В. Аркадий Алексеевич Альфонский / Л. В. Королева // Имена вологжан в науке и технике / составитель П. К. Перепеченко. – Архангельск, 1968. – С.245-246.
Турупанов, Н. Л. …И ректор университета / Н. Л. Турупанов // Дело, выбранное сердцем / Н. Л. Турупанов. – Вологда, 1993. – Ч.1 : (Очерки из истории медицины Вологодского края). – С.17-18.
 --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
17 февраля 2021 11:48 17 февраля 2021 11:52 ВЕЧНЫЕ КНИГИ« Данте – великий поэт; он говорит памяти, глазам, уху, рассудку, воображению, сердцу…» К.Н. Батюшков Великий поэт Данте Алигьери (1265-1321) родился во Флоренции. Родители Данте были коренными флорентийцами и принадлежали к небогатому и не очень знатному феодальному роду. Данте является одним из ярчайших поэтов Раннего Возрождения. Жизнь творчество великого поэта и мыслителя во многом определялась политической ситуацией на родине. Его перу принадлежат трактаты «Об утешении в философии», «Пир», «О народном красноречии», «О монархии»; автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь». Самым известным произведением, без сомнения является поэма «Божественная комедия», принесшая Дате всемирную славу. Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 году в Венеции. Самый известный перевод «Божественной комедии» на русский язык сделан М. Л. Лозинским. Данте Алигьери. Божественная комедия : Иллюстрированное энциклопедическое издание / Данте Алигьери ; [перевод с итальянского и комментарии Д. Минаева ; под редакцией В. П. Бутромеева, В. В. Бутромеева, Н. В. Бутромеевой]. – Москва : БЕЛЫЙ ГОРОД, 2005. – 672 с. : ил. – (Большая иллюстрированная библиотека классики). «Божественная комедия» - это уникальное поэтическое произведение, которое до сегодняшнего дня не теряет своей значимости и востребованности, о котором до сих пор ведутся научные, литературные, философские, исторические и теологические споры ученых разных стран и поколений. Считается, что Данте начал писать главный труд своей жизни «Божественную комедию» около 1307 года. В далёком 1321 году поэт закончил написание третьей части «Божественной комедии». Основной темой задуманного произведения должна была стать справедливость – в жизни земной и в загробном мире. Саму поэму автор назвал «комедией», согласно нормам античной поэтики – так называлось произведение с благополучной и радостной развязкой – она начиналась с мрачной части (Ад) и имела радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности). Поэма была написана простым стилем, присущим трагедии, в понимании Данте, на народном языке, «каким говорят женщины». Поэма состоит из ста песен и делится на 3 части – Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой. Первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме в целом. Ад – огромная, уходящая вглубь воронка, разделенная на девять кругов, там мучаются грешники. Чистилище – мощная, уходящая конусом вверх гора, которую окружает океан. В горе семь ступеней, поднимаясь по которым грешник освобождается от грехов. Рай состоит из девяти небес, последний из которых – Эмпирей. Поэму Данте начинает с того что на середине жизненного пути («Земную жизнь пройдя до половины…») он заблудился в лесу, и перед ним предстали три страшных зверя – волчица, лев и пантера. Это всё аллегории: лес – жизнь человека, звери – страсти человеческие: лев – властолюбие, волчица – корысть, пантера – с точки зрения христианской морали - это страсть к телесным наслаждениям и плотским грехам. Кто может вывести из леса жизненных заблуждений? Разум. Разум явился к Данте в образе римского мыслителя Вергилия, который показывает, чем грозят человеку его страсти. Они отправляются в Ад, потом в Чистилище, затем, очищенный от пороков Данте предстал перед своей возлюбленной Беатриче в Раю. Данте доходит до Эмпирея, вершины Рая, здесь живут Бог, ангелы и блаженные души. Поэт приближается к трону Бога, который олицетворяет высшее нравственное совершенство. Его нельзя узреть. Образ Бога – это мысль Бога в её лучезарности, всемогуществе и необъятности. Данте не только великий поэт своей эпохи, но и великий мыслитель. В своей поэме он сумел отобразить все известные философские и богословские учения – от Аристотеля до Фомы Аквинского. Ученые считают, что ему принадлежит поэтическое прославление Птолемеевой системы мира, данное в «Рае». С тех пор минуло 700 лет. Это поэтическое произведение в течение прошедших столетий по-прежнему не дает покоя сотням людей. Для одних - это «своеобразный путеводитель» по сложному миру христианской мифологии. Другие усматривают попытку рационального осмысления с точки зрения итальянского гуманизма некоей иррациональности в Комедии. Некоторые видят в ней тонкую политическую сатиру той существующей в те времена действительности. Литературное ли произведение «Божественная комедия»? Отчасти – да, но в то же время – и нет. Это грандиозный философский, мировоззренческий трактат, в котором нет ни литературных героев, ни художественного воплощения человеческих судеб. В силу поэтического дара Данте этот трактат был облачен в художественную форму поэмы, главным героем которой стал сам автор и его осознание бытия. «Божественная комедия» на протяжении семи столетий является источником вдохновения для многих философов, художников, писателей и поэтов всех поколений. Её структура, сюжеты, идеи очень часто заимствовались и использовались многими творцами искусства, получая в их произведениях уникальную и часто различную интерпретацию. По сюжетам поэмы писались картины, создавались скульптуры и музыкальные произведения, ставились театральные постановки и кинофильмы Влияние, оказанное произведением Данте на всю человеческую культуру в целом и отдельные её виды в частности, огромно и во многом неоценимо. Краткая библиография Данте Алигьери. Божественная Комедия / Данте Алигьери ; [перевод с итальянского и комментарии Д. Минаева ; серийное оформление А. Кудрявцева]. – Москва : АСТ, 2014. – 858, [6] с. – (Зарубежная классика). Данте. «Божественная комедия» // Сто великих книг / Ю А. Абрамов, В. Н. Демин. – Москва, 2013. – С.256-261 : портр. Еремин, В. Н. Данте Алигьери (1265-1321) // Сто великих поэтов / В. Н. Еремин. – Москва, 2013. – С.91-96 : ил. Иванов, Г. Данте Алигьери (165 – 1321) / Г. Иванов // Сто великих писателей / Г. Иванов, Л. Калюжная. – Москва, 2009. – С.43-48 : портр. Сардарян, А. Р. Беатриче – Данте // Сто великих историй любви / А. Р. Сардарян. – Москва, 2006. – С.51-54 : ил. Божественная комедия [Текст электронный] // Википедия : Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Божественная_комедия
    --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
18 февраля 2021 21:31 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ФЕВРАЛЯ18 февраля 2021 года исполнилось 115 лет со дня создания общественного объединения «Северный кружок любителей изящных искусств» (СКЛИИ) (1906) Это объединение появилось в г. Вологде с целью «распространения культуры на Севере». Устав СКЛИИ был утвержден 18 февраля 1906 года. Основными задачами нового объединения были: организация художественных выставок, помощь художникам, изучение памятников вологодской старины, создание музея и библиотеки. Кружок насчитывал более 80 членов. Членами-учредителями его стали профессор Петербургской академии художеств А.А. Киселев, тайный советник С.В. Рухлов, инженер-технолог А.Н. Белозеров, местные художники: А.А. Борисов, Н.П. Дмитревский, Ф.М. Вахрушов, искусствоведы И.В. Евдокимов и С.Р. Эрнст, реставратор И.В. Федышин. Почетным членом СКЛИИ был Г.К. Лукомский. За время существования Кружка было проведено шесть художественных выставок в Вологде (1905, 1908, 1909, 1913, 1914. 1918), на которых были представлены произведения художников всех основных творческих направлений. В просветительной деятельности СКЛИИ участвовали и выступали с лекциями известные искусствоведы и художественные критики: Г. Лукомский, А. Ростиславов, Н. Машковцев, В. Курбатов, С. Глаголь. В 1914 г. по материалам и на средства Кружка была выпущена книга Г.К. Лукомского «Вологда в ее старине», в 1916 г. вышел первый выпуск журнала «Временник». На протяжении всего времени существования СКЛИИ занимался художественным воспитанием: в 1906 г. были открыты первые рисовальные классы. В 1912 г. была организована художественная школа Елены Николаевны Волковой, на базе которой в 1919 г. были созданы Государственные свободные художественные мастерские (Госвохум), затем Вологодский художественный техникум. Членами СКЛИИ была создана библиотека-читальня. К началу 1910-х годов при Кружке была собрана коллекция произведений искусства, которая стала ядром будущего художественного музея. Его коллекция формировалась из пожертвований художников и коллекционеров и приобретений с выставок. Первоначально музей располагался в одной из комнат здания Дворянского собрания, после революции – в доме Е.Н. Волковой. В 1920 г. СКЛИИ, как общественная организация, перестал существовать. Коллекции и библиотека были переданы в Вологодский краеведческий музей и взяты государством под охрану. Многие члены кружка были репрессированы или вынуждены эмигрировать , судьба некоторых неизвестна. Деятельность кружка имела основополагающее значение в формировании художественно-культурной среды Вологды в XX веке. В советский период признавалось, что создание кружка «положило начало местному художественному самосознанию» и явилось первой вехой в художественной истории Вологодчины. Положительно оценивался интерес к народному творчеству. Кружком были проведены первые в Вологде художественные выставки с участием передовых российских художников своего времени. Начало художественному образованию было положено деятельностью рисовальных классов при Кружке, а затем — работой Художественного техникума. Собрание живописи и скульптуры СКЛИИ стало первым художественным музеем в Вологде, а затем — основой коллекции Вологодской областной картинной галереи. Кружку удалось привлечь внимание широкой публики, как в России, так и в самой Вологде, к достоинствам архитектурного наследия Вологды и окрестностей. Библиография: Воропанов, В. В. Северный кружок любителей изящных искусств в Вологде: история, художественная практика, научно-издательская деятельность / В. В. Воропанов // Вестник Вологодской областной картинной галереи. – 2007. – № 1(5). – С.24-61: ил Воропанов, В. В. Столетие Северного кружка любителей изящных искусств / В. В. Воропанов // Хронограф. – 2006. – Вып.2(12). – С.84-98: ил. Камкин, А. В. Научные исторические общества Вологодского края в ХХ веке : направления, достижения, судьбы исследователей / А. В. Камкин // Историческое краеведение и архивы. – Вологда, 2004. – Вып. 10. – С.3-26. Коновалов, Ф. Я. Северный кружок любителей изящных искусств (СКЛИИ) / Ф. Я. Коновалов // Вологда, XII – начало XX века : краеведческий словарь / Ф. Я. Коновалов [и др.]. – Архангельск, 1993. – С.97-98. Коновалова, Е. А. Северный кружок любителей изящных искусств (СКЛИИ) / Е. А. Коновалова // Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006. – С.421. Северный кружок любителей изящных искусств [Текст электронный] // Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
 --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
23 февраля 2021 21:26 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ФЕВРАЛЯ
23 февраля 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения художницы декоративно-прикладного искусства Варвары Васильевны Сибирцевой (1921-2006)
Варвара Васильевна родилась в деревне Горка Кубено-Озерского района Вологодской области. Потомственная вологодская кружевница.
Перед войной, в 1939-1941 гг. училась в Вологодской кружевной профшколе. После её окончания Варвара Васильевна была заведующей кружевным производством в Высоковской кружевной артели с 1942 по 1948 год.
Творчески начала работать с 1955 года. Она работала кружевницей, техником-копировщиком в кружевной лаборатории «Волкружевсоюза», затем в Вологодском кружевном объединении «Снежинка». Её по праву можно назвать ведущим художником вологодского кружевного промысла.
Член Союза художников СССР с 1968 г. В том же году она стала лауреатом Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Варвара Васильевна принимала участие во многих художественных выставках – от областных до международных. Её уникальные изделия из кружева находятся в коллекциях вологодских музеев, а также в художественных музеях Москвы, Архангельска, Кирова, Сыктывкара, Петрозаводска, в частных собраниях в России и за рубежом.
Художественные произведения Варвары Васильевны наполнены народными мотивами, она использовала в рисунке мерного кружева традиционный русский орнамент народной резьбы и деревенской вышивки. В совершенстве владея сцепной техникой, она заполняла фоны панно и скатертей ажурными решетками, выполненными почти из одних плетешков и насновок. Кружевные изделия мастерицы интересны, оригинальны и уникальны по исполнению, являются настоящими шедеврами вологодского кружевоплетения.
Варвара Васильевна скончалась 6 мая 2006 года и похоронена в селе Воздвиженье Вологодского района Вологодской области.
О ней:
Сибирцева Варвара Васильевна // Художники Вологодской области ХХ – начала XXI века : биобиблиографический словарь. – Вологда, 2011. – С.159 : портр.
Сибирцева Варвара Васильевна // Художники Вологодской области ХХ века : альманах. – Вологда, 2007. – С.269: портр.
 --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
26 февраля 2021 21:21 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ФЕВРАЛЯ
24 февраля 2021 года исполнилось 240 лет со дня подписания (1781) императрицей Екатериной II Плана застройки губернского города Вологды
В 1763 году был издан Высочайший указ "О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губерние особо".
В результате этого указа была проведена топографическая съемка Вологды и составлен план уже существующего города. На его основе в 1780 году был составлен проектный план губернскому городу Вологде и представлен на рассмотрение специальной комиссии. 24 февраля 1781 года этот план был утвержден Екатериной II.
При работе над Планом Вологды в 1780 году составителями была соблюдена определенная преемственность в планировке и застройке города.. Композиционным центром города была принята территория Вологодского кремля с Софийским собором. Соборная площадь сохранялась как административная площадь кремля: здесь должны были в дальнейшем размещаться кварталы для присутственных мест, казенных и публичных каменных строений, торговых центров.
Планом предусматривалось размещение дома генерал-губернатора, перед которым была запроектирована Парадная площадь. Была предусмотрена также постройка двух мостов через реку Вологду: у Софийского собора и у Зосимо-Савватиевской церкви. В новом плане сохранились Ленивая площадка с Воскресенской церковью и все набережные р. Вологды с построенными на них жилыми домами и храмами.
Криволинейные улицы города предполагалось ликвидировать. Улицы по плану должны были образовать четкую прямоугольную систему, пересекаемую тремя радиальными улицами. Центральная улица - Пятницкая - замыкалась Софийским собором. Восточная радиальная улица шла от Соборной площади по Б.Благовещенской улице и Глинковской набережной. Западной радиальной улицей стала Петербургская улица.
С утверждением Плана губернского города Вологды были проведены работы по генеральному межеванию - переносу плана на местность с закреплением границ города. По итогам межевания 17 мая 1782 г. землемер Бровцын составил "геометрический специальный план губернского города Вологды, градской заселенной и незаселенной выгонной земли с его пашенною землею, сенными покосами, лесными и прочими угодьями". По тому плану Вологда занимала площадь на 756,15 гектарах.
После революции несколько лет город продолжал застраиваться согласно утвержденного в 1781 году плана. К 1923 году застройка стала выходить за пределы городской черты. Строительство новых микрорайонов , промышленных предприятий в годы первых пятилеток выявило необходимость составления нового генерального плана Вологды. Такой план был разработан Ленинградским отделением "Гипрогора" к концу 1930-х годов, в котором предусматривалось дальнейшее развитие города с перспективной численностью населения в 240 тыс. жителей. Но в связи с начавшейся Великой Отечественной войной план не был утвержден, хотя и остался основным документом, по которому застраивался город в течение многих лет.
Новый проект планировки и застройки Вологды был утвержден в 1964 г. В нем была оставлена та же расчетная численность населения, что и в генеральном плане 1939 года.
В 1976 году был принят к осуществлению новый генеральный план развития города на 25-летнюю перспективу. Численность населения на расчетный срок составила 400 тыс. человек. По этому плану застройка города должна была идти в южном и западном направлениях с созданием четырех планировочных районов. Центральный район располагается на правом берегу р. Вологды, между рекой и железной дорогой. Внутри этого района сохраняется уже сложившаяся с 1781 года планировка с общегородским центром с его архитектурными и историческими памятниками, расположенными по обеим сторона реки. В состав общегородского центра включаются территория Вологодского кремля с прилегающими улицами Пушкинской, Ленина. Герцена, Советским пр., площадью Революции и др. Заречный район располагается на левом берегу р. Вологды. Западный район - к западу от железной дороги с поселками Григорьевское, Лукьяново, Ершово и Слобода. Южный - к югу от железной дороги с поселками льнокомбината Завокзального и Октябрьского В плане было уделено большое внимание развитию и строительству объектов социальной инфраструктуры.
За прошедшие десятилетия город Вологда неузнаваемо изменился. Он вырос вверх, благодаря многоэтажкам жилых комплексов, далеко шагнул за свои границы. В наступившем 21 веке город живет по новому генеральному плану своего развития.
Библиография:
Коновалов, Ф. Я. Городская застройка / Ф. Я. Коновалов // Вологда, XII – начало XX века : краеведческий словарь / Ф. Я. Коновалов [и др.]. – Архангельск, 1993. – С.54-55.
Коновалов, Ф. Я. План губернскому городу Вологде. 1781 / Ф. Я. Коновалов // Вологда, XII – начало XX века : краеведческий словарь / Ф. Я. Коновалов [и др.]. – Архангельск, 1993. – С.89.
Мухин А. В. Вологда в конце XVIII столетия / А. В. Мухин // Историческое краеведение и архивы. – Вологда, 2004. – Вып. 10. – С.97-103.
Кочина З. С. Вологда в XVIII : Правление Екатерины II : Хроника и российские законы : справочные материалы. – Вологда, 2002. – Кн.V. – С.74.
Соколов, В. План губернскому городу Вологде / В. Соколов // Вологда. История возникновения, застройки и благоустройства / В. Соколов. – [Архангельск], 1977. – С59-64, 101-104.
Иллюстрация взята из книги:
Кукушкин, И. П. Вологодская крепость / И. П. Кукушкин ; [под редакцией М. С. Черкасовой] ; Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области ; Автономное учреждение культуры Вологодской области "Вологдареставрация". - Вологда : Древности Севера, 2018. - 200 с. : ил. План Губернского города Вологды, с.46. - (Из коллекции ВГИАХМЗ).
 --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
NikMust Новичок
г.Эспоо, Финляндия Сообщений: 12 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Наверх ##
3 марта 2021 2:35 >> Ответ на сообщение пользователя smigv48 от 9 февраля 2021 0:54 Уважаемая Галина Владимировна! Спасибо Вам за напоминание о юбилейной годовщине А.А.Альфонского! Аркадий Алексеевич был братом Елизаветы Алексеевны Альфонской (в замужестве Жигаревой) - прапрапрабабушки моей жены. У нас есть справки из ГАВО с информацией из метрических книг. - Елизавета Алексеевна родилась 6 октября 1791 г. Отец - Алексей Иванович Альфонский, штаб-лекарь. Восприемница - дочь Александра. Мать - не указана (?) Запись сделана в метрической книге церкви Святого Великомученика Феодора Стратилата что в Новинках города Вологды. Ф.496 оп.8 д.47 л.124 - Аркадий Алексеевич родился 9 февраля 1796 г. (во всех текстах о нём указывают 8 февраля). Отец указан, матери опять нет. Восприемник - гражданской палаты советник Алексей Федорович Березников. Запись сделана в метрической книге церкви Власия Севастийского что в Обухове города Вологды. Ф.496 оп.8 д.52 л.21 об. Удивительно, что в обеих записях нет имени матери. И мы тоже его не знаем. В жизни Аркадия Алексеевича она очень важный человек. После смерти мужа в 1799 или 1800 г. она уехала с детьми в Москву, определила Аркадия в одно из лучших учебных заведений - школу Гейдеке при лютеранской церкви, закончив которую он в 14 лет стал студентом Московского университета. Именно мама настояла, чтобы он учился в Москве, а не в Германии или Дерпте, как предлагал Гейдеке. Посоветуйте, пожалуйста, в каких вологодских источниках можно искать информацию о родителях Аркадия и Елизаветы Альфонских. Отец - Алексей Иванович Альфонский, штаб-лекарь. Означает ли это, что он был врачом воинской части? Если да, какой это мог быть полк? Сохранились ли архивы за 1780 - 1790 гг. , в которых можно было бы искать их адрес проживания? Есть ли в Вологде краеведы, к которым можно обратиться с этими вопросами? С уважением, Николай Мустонен | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4900 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2783 | Наверх ##
7 марта 2021 23:48 7 марта 2021 23:56 Скопировано из Фейсбука https://www.FB [запрещен в РФ]/
со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-ПетербургСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПРОКЛЯТИЯ, КОТОРЫЕ ЗАЩИЩАЛИ КНИГИ ОТ ВОРОВСТВАВ Средние века рукописные книги создавались годами и требовали кропотливого труда. Не удивительно, что они стоили очень дорого. Чтобы защитить свою работу и собственность, средневековые писцы оставляли на страницах послания для воров, угрожая им смертью, мучениями и даже отлучением от церкви. Так, украв один средневековый манускрипт, можно было попасть в немилость к «демону с мечом, который отрубал руки и выкалывал глаза», а затем «похититель заканчивал свое существование в адском огне и сере». Впрочем, угрозы могли быть и более сложными. Вероятно, считалось, что самая лучшая угроза - та, которая действительно позволяет прочувствовать физические страдания. Чем более творческий писец, тем более замысловаты его проклятья. Вот пример страшной смерти для вора: "Кто украдет эту книгу, будет повешен" (запись датирована 1461 годом) , или "Кто украдет эту книгу, пусть умрет мучительной смертью; пусть его жарят на сковороде; пусть падучая и лихорадка скрутят его; пусть он будет сломан на колесе и повешен. Аминь."(взято из немецкой копии Библии, было написано около 1172 года). Проклятия писались не только против воров, но и против людей, которые вырывали из книги страницы. Американский писатель Марк Дрогин опубликовал в 1983 году книгу, в которой документированы проклятия. Его книга называется "Anathema. Средневековые книжники и история книжных проклятий".Один из примеров, приведенный автором, взят из книги XIII века, хранящейся в библиотеке Ватикана: "Готовая книга перед тобой лежит; Скромного писца не критикуй. Кто бы ни забрал эту книгу, пусть он никогда не увидит Христа. Кто бы ни украл этот том, пусть он будет убит как проклятый. Тот, кто украл этот том, увидит это своими глазами, своими глазами! "Согласно другой книге, датированной XV веком, французы хотели бы следующее для будущих воров: «Кто бы ни украл эту книгу, он повиснет на виселице в Париже, и если его не повесят , он утонет. И если он не утонет, он поджарится, и, если он не поджарится, его ждет худший конец"Или пример начала XVI века: «Кто бы ни украл эту Книгу молитвы, пусть он будет разорван на части свиньями, Его сердце будет расколото, это я клянусь, И его тело поплывет вдоль Рейна».Но не у всех издателей хватало фантазии на собственные проклятия, и они пользовались штампами. Популярная формулировка звучит так: «Пусть тот, кто украдет эту книгу или повредит ее, будет отделен от Тела церкви и будет проклят». Угроза умереть в муках спасала книги и от желания вырвать страницу – никто не хотел рисковать. Исследователи находят подобные проклятия в книгах, начиная со свитков Древней Греции и Вавилона вплоть до эпохи Возрождения. Автор: Алла Панеях https://www.FB [запрещен в РФ]/groups/393792571887341/?__cft__
  --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
|