Свенский Новопечерский монастырь
Сведения о монастыре, о вотчинах
ЛёнаМодератор раздела  Коротоякский уезд Сообщений: 12901 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6964 | Наверх ##
29 мая 2015 20:44 28 ноября 2019 21:52 [q]
[/q]
СВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской. Основан в 1288 году Брянским князем Романом Михайловичем. По названию реки Свини, монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский. Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви. В 1583 году монастырь разорён литовцами, в 1664 — крымскими татарами. В 1679 году возведена Сретенская церковь. В 1681—1786 годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930). В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек была снесена. Возвращён церкви и возобновлен как мужской монастырь в 1992 году.  Источник: http://bryanskguide.ru/svenskij-monastyr/http://svenmon.org/article/?head_id=3http://elib.shpl.ru/ru/nodes/1...ect/zoom/7 http://dlib.rsl.ru/viewer/01003621616#?page=5 Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами. После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. Основная часть земельных владений и угодий размещалась в Брянском, Севском и Трубчевском уу. В 1764 получил III класс. В XIX в. был одним из центров "старчества". Источник: http://www.svenmon.ru/http://guides.rusarchives.ru/b...efid198121 Свенский монастырь вначале носил другое имя – Свинский монастырь. Назван он так был по реке Свинь, рядом с которой стоял. Потом монахи посчитали, что их монастырю не пристало носить такое имя – Свинский, и переделали его на Свенский. Как мы установили, река Свинь, шлях Свиной произошли не от «свиньи», а от слова «звонкий». В Польско-Украинском языке есть слово «дзвинь», т.е. «звонок». Это самое ДЗВИНЬ дало вначале ЗВИНЬ, а потом СВИНЬ. Поэтому монастырь не Свинский и не Свенский, а Звонкий. Никакого отношения к «плохим монголам» монастырь не имеет… У реки Оки, на её притоке Неполодь, было создано княжество Звенигородское, которое находилось на Свином шляхе, т.е. Звонком. Казалось бы, родственные народы – русские, украинцы, белорусы, но стоило одним, в результате так называемой палатализации, переделать в словах звуки О на И, как тут же пошли со стороны других непонимания. Сочетание ДЗ превратилось в З. А ведь и до сих пор в тех же Смоленских землях старые жители ДЗЕНЬКАЮТ. Источник: http://www.proza.ru/2012/04/12/433Судьба Брянского Свенского монастыря изменилась в связи с образованием единой административной и епархиальной структуры в этом крае, независимой от Киево-Печерской лавры. Указом императрицы Екатерины II владения монастырей передавались в казну, а те монастыри, которые не были расформированы, взяты на государственное содержание. Указом Святейшего Синода от 20 апреля 1786г. Свенский монастырь был отписан от лавры и в 1788г. передан в ведомство Орловско-Севской епархии и из первоклассного монастыря был переведен во штат 3 класса. Источник: "Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков" Автор - Комова Марианна Александровна Виды монастыря Источник: 1. Википедия2. http://www.mochaloff.ru/bryansk/svenskiy-monastyr.phpБрянские святыни. Царская архитектура Свенского монастыря. http://www.youtube.com/watch?v=ZigHkLFCTuk
      | | |
ЛёнаМодератор раздела  Коротоякский уезд Сообщений: 12901 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6964 | Наверх ##
11 июня 2016 8:17 17 июня 2016 20:06 Огромное благодарствие Надежде(NadejdaOrel) за подсказку источника.
Список с выписи писцовых Карачевских книг 1626 года письма и меры писца Константина Пущина да подьячего Бориса Иванова, присланной в Казенный приказ из Посольского Приказу за приписью дьяка Ивана Волкова В Карачевской же городской осыпи: Место Свинскаго монастыря, что подворье бывало, в длину 11 сажен, поперек 8 сажен Источник: "Труды Орловской ученой архивной комиссии 1894 год." Выпуск 2 http://www.buninlib.orel.ru/ek...894%29.pdf
 | | Лайк (1) |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24835 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20464 | Наверх ##
5 июля 2016 19:28 Лёна написал: [q] Из истории российских ярмарок. Свенская ярмарка [/q]
В 1683 г. Свенскому монастырю стали поступать сборы пошлин со Свенской ярмарки, связанной с празднованием Успения Пресвятой Богородицы – главного храмового монастырского праздника. ГАБО. ф. 577, 139 ед.хр. 1732-1782 гг. .....указы и распоряжения Соляной конторы, Орловского наместнического правления о таможенных сборах, расчетах за провоз товаров, выборах таможенных и кабацких бурмистров, сборщиков пошлин на Свенской ярмарке, ......... --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
ЛёнаМодератор раздела  Коротоякский уезд Сообщений: 12901 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6964 | Наверх ##
6 июля 2016 11:24 6 июля 2016 12:46 " Город Брянск и его округа до 1500 г. входили в состав Великого княжества Литовского и составляли в нем Брянский повет. После русско-литовской войны 1500-1503 гг. Северская земля (включая Брянщину) воссоединилась с Московским государством. Русско-литовский договор 1503 г. и относящаяся к 1504 г. духовная грамота великого московского князя Ивана III содержат перечень тех волостей, которые относились в это время к Брянску и с образованием в XVI в. Брянского уезда вошли в его состав. Волостными центрами в этих документах названы Соловьевичи (Соловьяничи), Прикладни, Вороница, Жарынь, Всеславль, Покиничи, Пацынь, Федоровское, Сухарь, Осовик, Хвощна, Батагово, Пьяново, Волконеск(Волконск). О том, что в XVI в. состав волостей почти не изменился, говорит тот факт, что в польско-русском договоре 1608 г. вновь перечислены все волостные центры, находившиеся в границах Брянского уезда(в дальнейшем их число заметно сократилось). Некоторые изменения произошли только в южной части уезда, где в конце XVI в. вместо Пьяновской и Волконской волостей была образована Комарицкая волость, подчинявшаяся приказу Большого Дворца, да относившиеся к Свинскому монастырю селения ( Селечня, Невдольск и др.), входившие ранее в Пьяновскую волость, были приписаны к Прикладненской волости, которая теперь оказалась состоящей из двух далеко расположенных друг от друга частей." " Значительное число бобылей, в основном связанных с брянскими монастырями, отмечено в переписных книгах 1646 г. К Свинскому монастырю относилось «на посаде за городом» 5 дворов бобыльских, «да под Спасской горой на реке Десне слободка в 20 бобыльских дворов»." "Брянский край занимает заметное место в духовной сфере жизни русского общества. Еще в конце XIII в. здесь были основаны Свинский и Петропавловский монастыри, пользовавшиеся покровительством и поддержкой брянских князей. Брянск был местом прибежища, а порой и длительного проживания митрополитов Киевских и всея Руси Петра, Феогноста и других высоких церковных иерархов. Свое покровительство Свинскому (с XVIII в. - Свенскому) и некоторым другим монастырям Брянщины оказывали цари Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович, Федор Алексеевич, Елизавета Петровна, а также царевна Софья. В конце XVII - начале XVIII вв. настоятелями Свинского Новопечерского монастыря были выдающиеся религиозные деятели - Иоанн Максимович и Филофей Лещинский, особую известность получившие распространением православия в Сибири. Своим подвижничеством был известен в первой половине XVIII в. основатель Белобережской пустыни схимонах Симеон." Источник: " Очерки по истории Брянской земли." Сборник научных статей. Автор - В.В.Крашенинников http://libryansk.ru/files/izdaniya/krashen.pdf | | |
ЛёнаМодератор раздела  Коротоякский уезд Сообщений: 12901 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6964 | Наверх ##
8 июля 2016 22:04 8 июля 2016 22:06
 | | |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24835 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20464 | Наверх ##
31 июля 2016 18:24
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
ЛёнаМодератор раздела  Коротоякский уезд Сообщений: 12901 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6964 | Наверх ##
9 ноября 2016 22:25 9 ноября 2016 22:38
  | | |
ЛёнаМодератор раздела  Коротоякский уезд Сообщений: 12901 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6964 | Наверх ##
28 декабря 2016 23:52 | | |
ЛёнаМодератор раздела  Коротоякский уезд Сообщений: 12901 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6964 | Наверх ##
8 января 2017 18:39 9 января 2017 9:05
       | | |
ЛёнаМодератор раздела  Коротоякский уезд Сообщений: 12901 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 6964 | Наверх ##
30 апреля 2017 13:46 30 апреля 2017 13:51 Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения в его пределах самостоятельной епархии Зависимость Орловского края от Патриаршей кафедры В очерке упоминается Свенский монастырьИсточник: "Орловские епархиальные ведомости", 1884г., выпуск - 22, стр.1407 http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/698/Не нашла описание Свенского монастыря На странице 34-35 совсем другое указано в епархиальных ведомостях
     | | |
|
Валерия, спасибо Вам огромное за участие и помощь!
В списке литературы ошибка, фамилия Засыпкина