Горный инженер Н. С. Михеев
(1879–1930)
А. Н. Карфидов
Будущий управляющий Невьянскими заводами родился в 1879 г. в семье унтер-офицера. В 1903 г. окончил петербургский Горный институт, в числе 62 выпускников получил звание горного инженера первого разряда [11, с. 759]. В следующем году по рекомендации А. П. Карпинского был приглашен заведовать рудным хозяйством в Алапаевский горный округ [8, с. 5].
Два десятилетия спустя в одной из статей Н. С. Михеев отмечал, что к моменту его назначения на должность считалось, что Алапаевский округ беден железной рудой и располагает ее запасами всего в 200–300 млн. пудов. Поэтому железную руду для заводов округа везли из Невьянского и Тагильского горных округов с расстояния в 100–120 верст [5, с. 20].
У Михеева появились сомнения в достоверности рудных разведок. Проведя собственные изыскания, он установил полную ошибочность существовавших в округе представлений о его руд-ных богатствах. В итоге Н. С. Михеев реорганизовал заводское хозяйство Алапаевского горного округа таким образом, что заводы стали получать более богатую руду по более низкой цене, чем раньше. Но администрация Алапаевского округа, по его словам, «лишила возможности довести работу до конца путем научной обработки всех добытых разведками и геологическими исследованиями материалов с последующим изданием научного труда» [5, с. 20].
Допущенная в отношении него несправедливость, видимо, больно задела молодого инженера. В книге «Алапаевский железорудный бассейн», изданной в Свердловске в 1928 г., описывая историю поиска рудных месторождений в Алапаевском горном округе с начала XVIII в., Н. С. Михеев заметил: «Считаю своим долгом выразить признательность Уральскому Областному Исполнительному Комитету за возможность, какую он предоставил к напечатанию материалов по произведенным мною в свое время разведочным работам в Алапаевском округе, и какой я тщетно искал в течение 20 лет. Буду очень счастлив, если получу возможность к завершению и тех детальных геологических исследований округа в области развития в нем рудоносных и угленосных отложений, которые были некогда также насильственно оборваны» [1, с. 50].
В итоге Н. С. Михеев был вынужден оставить Алапаевский горный округ, поступив в ведение Горного департамента. «Дальнейшая работа моя, – отмечал он в той же книге, – была направлена на детальное изучение стратиграфии и тектоники нижнекаменноугольных отложений, которое к концу 1908 г. подвинулось достаточно далеко и привело, между прочим, к открытию впервые на восточном склоне Урала известняков с Productusmesolobus; последние до того были известны только на западном склоне Урала» [1, с. 51].
Н. С. Михеев пользовался неоспоримым авторитетом в профессиональных кругах. Именно ему было поручено выступить с докладом на заседании специальной комиссии Министерства народного просвещения по вопросу создания в Екатеринбурге горного института (в соперниках находился губернский город Пермь) [8, с. 5.]
В 1912 г. Н. С. Михеев еще числился при Горном департаменте, а в 1913 г. уже состоял помощником управляющего Невьянским горным округом А. Н. Кузнецова и заведовал горными работами. Появился он в Невьянске, возможно, по инициативе самого Кузнецова, который в эти годы пытался вывести Невьянский горный округ из тяжелого кризиса и нуждался в знающих помощниках.
Заводские власти сделали ставку на модернизацию производства, прежде всего, механической фабрики. Развивалась золотодобыча. Появилась новая отрасль промышленности –
цементная. Летом 1913 г. после акционирования предприятий Невьянского горного округа было создано Невьянское горнопромышленное акционерное общество [10, с. 69].
9 ноября 1914 г. А. Н. Кузнецов покинул Невьянск и новым управляющим стал Н. С. Михеев.1 К этому времени он дослужился до чина надворного советника (седьмой класс Табели о рангах), соответствовавший чину подполковника в армии и дававший личное дворянство.
Помощником управляющего работал горный инженер П. В. Сорокин (хороший знакомый Николая Степановича, в один год с ним окончивший Горный институт, и, как и Михеев, до Невьянска набиравшийся опыта в других горных округах Урала). Кроме него в состав правления Невьянским горнопромышленным акционерным обществом входили главный бухгалтер С. Н. Андри-анопольский, и. о. заведующего техническим бюро А. Г. Ведунов, делопроизводитель С. В. Никулин, заведующий отделом заказов Г. П. Поносов. В подчинении главного правления находились, кроме старинного Невьянского завода, только что построенный «порт- ланд-цементный» завод, железные рудники, асбестовая фабрика и золотодобывающие драги.1
Работа Н. С. Михеева управляющим Невьянским горнопромышленным акционерным обществом пришлась на тяжелое для страны время – Первую мировую войну. По инициативе правления в Невьянске был построен артиллерийский завод. С Главным артиллерийским управлением заключили договор на поставку ежегодно 180 тыс. трехдюймовых фугасных снарядов и 600–720 тыс. взрывателей. Была построена электростанция [10, с. 70].
После 1915 г. Н. С. Михеев покинул Невьянск.
Богатый производственный опыт горного инженера был востребован и в первые годы Советской власти: Николай Степанович, как и многие специалисты дореволюционной России, поднимал предприятия СССР.
Н. С. Михеев – автор нескольких научных публикаций. Еще в 1908 г. по результатам своей работы в Алапаевском горном округе им были написаны две брошюры [6; 7].
Круг его научных интересов чрезвычайно широк. Инженера Михеева интересовали история и перспективы добычи железной руды и каменного угля на Урале, вопросы производства асбеста и многое другое. Некоторые его предложения, в частности по развитию асбестовой промышленности, вошли в первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР [1; 2; 3; 4;
5; 6; 7; 9].
Кроме профессиональных занятий Н. С. Михеев, как и подобает современнику Серебряного века, интересовался поэзией. В 1922 г. в московском издательстве под псевдонимом «Н. Степанович» выпустил книгу стихов «Песни души. 1896–1921» (в 1998 г. сборник был переиздан в Уральском горном университете) [8].
Жизненный путь горного инженера Н. С. Михеева завершился трагически. В 1930 г. Николай Степанович в числе других специалистов был арестован по вымышленному делу «Промпартии» и предположительно покончил с собой в Нижнетагильской тюрьме ОГПУ [8, с. 6].
Библиографический список
1.Михеев Н. С. Алапаевский железорудный бассейн. Свердловск, 1928.
2.Михеев Н. С. Вопросы асбестового строительства // Уральский техник. 1925. № 6–7.
3.Михеев Н. С. Еще об Алапаевских месторождениях железных руд // Уральский техник. 1927. №
5.
4.Михеев Н. С. Каменные угли восточного склона Среднего Урала. Свердловск, 1928.
5.Михеев Н. С. К вопросу о местонахождении железных руд Алапаевского Округа // Уральский техник. 1925. № 5.
6.Михеев Н. С. Очерк разведочных работ на железную руду в местности Алапаевского завода с 1879 по 1908 г. [Б. м.], 1908.
7.Михеев Н. С. Очерк разведочных работ на железную руду в местности В. – Синячихинского завода с 1839 по 1908 г. [Б. м.], 1908.
8.Михеев Н. С. Песни души. 1896–1921. Екатеринбург, 1998.
9.Михеев Н. С. Пути развития асбестовой промышленности. М., 1924. 10. Невьянск. Свердловск, 1982. 11. Очерк по истории Горного института // Горный журнал. 1923. № 11.
Источник: одиннадцатые ТАТИЩЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ Всероссийская научно-практическая конференция (Екатеринбург, 18–19 ноября 2015 года)
Источник:
http://www.fnperm.ru/SharedFil...ileid=4493
Александр, спасибо за новые фото.
Про племянниц Сергея Гавриловича я только слышала от Екатерины Гавриловны и знала, что они живут вместе, но не видела никогда.
А это фото могилы я тоже нашла в интернете и хотела Вам переслать...К сожалению оно маловато и плохо видно, что там написано.