Село Ивановское Макарьевского уезда
(в настоящее время Борского района)
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
8 марта 2023 17:53 Первые Ивановские комсомольцы.
 | | |
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
8 марта 2023 17:56 Первые Ивановские комсомольцы.
 | | |
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
9 марта 2023 6:33 К заметке "Биографические справки членов РКП/б/, ВКП/б/ Ивановской партийной организации 1918-1928 годов (1)
 | | |
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
9 марта 2023 6:34 (2)
 | | |
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
9 марта 2023 6:35 (3)
 | | |
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
9 марта 2023 6:35 (4)
 | | Лайк (1) |
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
9 марта 2023 6:37 (5)
 | | Лайк (1) |
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
9 марта 2023 8:28 ИВАНОВСКАЯ ВОЛОСТЬ в революционных событиях 1905-1907 годов. (по воспоминаниям местных старожилов) Революционные события 1905-1907 годов никак не отразились на размеренной жизни здешнего края. Объяснить это можно тем, что на протяжении нескольких поколений местные крестьяне были вольными хлебопашцами и наследие крепостного права здесь чувствовалось не так ощутимо, как в в помещичьих землевладельческих волостях. а так же тем, что в населении еще были не изжиты чувства и представления, и глубокая вера в великодушие и справедливость царя, в то, что он дарует крестьянам лучшую жизнь. Однако и здесь появляются первые "всходы" неповиновения и противостояния власти. Народный учитель, уроженец Ивановского, Беляков Андрей Алексеевич, по Ивановски - Яханов, учительствующий вне Ивановского, в революцию 1905 г. возвращается в Ивановское и вместе с Порфирием Кошириным, сыном Коширина Михаила Филипповича в прошлом столяра Сормовского завода, высланного в село за участие в политической жизни завода, организуют молодежный кружок по самообразованию. А в качестве преподавателей привлекают сельскую учительницу Ивановской школы Массен Валентину Флориановну и мед. фельдшера Латихину Анастасию Ивановну. Кружок быстро рос количественно, и из кружка по самообразованию превращался в политический кружок. Собирались кружковцы в школе и после очередного занятия разучивали революционные и патриотические песни, которые потом свободно распевали на ивановских улицах, а на требование волостного старшины Сидорова П.А. /лавочника/ прекратить подобные занятия, они малость побезобразничали в волостном правлении: разбили столы, чернильницы, а у волостного старшины в его доме выбили стекла в окнах. Ивановское общество около 15 лет не проводило передела земельных пахотных угодий, что привело к тому, что в селе насчитывалось до 30% безземельных крестьян, настойчиво требующих земельного передела. В канун осеннего сельского /престольного/ праздника "Иванова дня" (6 октября - прим.), на который сходились крестьяне, особенно молодежь, и из окрестных деревень тоже, кружковцы принимают решение в день праздника собраться, привлечь на этот сход безземельных крестьян и предъявить сходу и волостному старшине категорическое требование о немедленном переделе земли. Слухи о намеченном сходе и требования, которые намерены выдвинуть на нем, не на шутку обеспокоили волостного старшину и он решил обратиться в уездную земскую управу за помощью. Сход в намеченный день состоялся, пришла вся ивановская община, так как вопросом передела земли затрагивало каждого: одних чтобы сохранить за собой лишнюю десятину в наделе, других - остаться при своих, и третьих - что бы получить эту десятину земли как надел. Первыми появились около правления члены кружка, инициаторы этого не запланированного властью имущих собрания. Они активно включились в подготовку собрания, выносили на волю стол, стулья, массивные тяжелые скамейки, и за одно решили снять со стены правления портреты помазанников божьих - царей, царствующего дома Романовых. Поломали позолоченные рамы в которых те восседали, помяли сами портреты и небрежно разбросали их по полу правления. По причине хорошей погоды сход проходил около здания правления. На передних скамьях, как уже завелось, сидели степенные, убеленные сединой, справные крестьяне, подстриженные в "кружало" и добротно смазанными волосами коровьим маслом с картузами на коленях. За ними "ютились" крестьяне среднего "пошиба", а дальше стояли безземельные крестьяне, носящих кличку потомственных лесников или волжских бегунов / в те времена не говорили: "ушел-уехал на пароходе", а бытовала фраза: "убежал в Астрахань или в Рыбну"/. Сельский староста объявил сход открытым и что будут обсуждать сегодня. Волостной старшина сидел в сторонке и внимательно следил за поведением людей на сходе. Сход сразу начался на высоком, жарком и страстном подъеме, активность невероятная, не сколько говорили с присущей крестьянской хитрецой и осторожностью, сколько спорили, пререкались между собой, в основном средние и безземельные, видимо по той причине, что средние не теряли надежды вылезти до уровня степенных крестьян и не хотели в итоге передела потерять даже частицу и так тощего своего земельного надела. Сход уже с первого момента не представлял одного целого, он распался на несколько маленьких групп, где каждый доказывал свою правоту неистовым криком, матерщиной, даже размахивая перед противником своими крепкими жилистыми мужицкими кулаками. И в этот самый разгар схода, со стороны Валков появился отряд конных стражников, человек до 15, которые с ходу врезались в толпу и начали пороть нагайками каждого, кто попадался под натренированную на этом руку стражника. Разогнав толпу, привели внутренний вид правления в надлежащий порядок, арестовали до 15 человек членов кружка и Коширина М.Ф., в доме которого была обнаружена политическая литература, и уехали из села. В Лысковском остроге арестованные просидели от 4 до 6 месяцев, вернулись в Ивановское, в том числе и Коширин М.Ф. Что касается организаторов кружка: Беляков-Яханов А.А., он ареста избежал, скрылся, потом из Ивановского уехал и больше в селе не появлялся, и осталось не известным к какой партии он принадлежал и когда и где остановилась его стрелка жизненного пути; Коширин П.М. аресту не подвергался, он болел туберкулезом и вскоре умер. Что касается Массен В.Ф. и Латихиной А.И., они из Ивановского выбыли, видимо были переведены на работу в другое место. С разгромом кружка часть крестьян была призвана в Царскую Армию, другие ушли на отхожие промыслы. Но политическая жизнь среди передовых крестьян не прекратились. Что то в 1910-1912 годах был нелегально организован политический кружок. Кто был организатором кружка и кто им руководил, точно не известно. Был разговор, что организатором, а потом и руководителем был молодой лесничий, приехавший в Ивановское лесничество сразу после окончании лесохозяйственного института. По непроверенным данным в кружок входили: - Гуськов (Бочаров) Михаил Петрович, - Карташов Куприян Григорьевич, - Марков Павел Матвеевич, - Коширин Михаил Филиппович - Гуськов Яков Михайлович, - Фомичев Иван Николаевич. По слухам, дошедшим до нас (1970-е годы), члены кружка собирались в молотильном сарае - овине. Подтверждением того, что кружок существовал и имел связь с революционными организациями города, служат наличие у кружка свежей политической литературы и двух боевых винтовок, хранителем которых был Карташов К.Г. | | |
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
9 марта 2023 16:56 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО Ивановского края. (по воспоминаниям старожилов) В 1912 году по инициативе учителя Плотинской школы Зеленова Андрея Степановича в Ивановском организуется потребительское общество, в народе "потребиловка". Членами общества становятся безземельные крестьяне и более прогрессивные крестьяне Ивановского, Вязилки, Тугарина, Плотинки. На средства членов общества (паевые взносы), некоторой помощи уездной управы гарантировавшей ссуды из Госбанка и системы векселей, общество организует лавку с потребительскими товарами. Руководящим органом общества было правление, в состав которого избираются: - Карташов Михаил Дмитриевич; - Карташов Семен; - Наумов Василий Алексеевич; - Успенский Никандр Иванович; - Фомичев иван Николаевич. Председателем общества избирается Наумов В.А., закупщиком - Фомичев И.Н., счетоводом - Успенский Н.И., Зеленов А.С. избирается председателем ревизионной комиссии. Потребительское общество оказало положительную роль на монопольную торговлю местных торговцев Сидорова Петра Алексеевича и Сидорова Михаила Ивановича. Товары в потребительском обществе продавались с 10%-ной наценкой, однако дешевле чем у лавочников, которые так же вынуждены были сделать некоторое снижение на товары в своих лавках. В организации торговли, обеспечении лавки ходовыми товарами, бесперебойного снабжения ими, следует отдать должное Фомичеву И.Н., как закупщику и Карташову М.Д., как бессменному возчику по доставке товара из Лыскова. Потребительское общество крепло, улучшалось его финансовое положение, оно вошло в доверие некоторых торговцев Лыскова, от которых получало товары не только в кредит, но и по оптовым ценам. Улучшался оборот и своевременное снабжение товарами первой необходимости. Кооперация настолько окрепла, что конкурировала с местными лавочниками, пережила тяжелый период 1-й Мировой войны, а после революции влилась в систему торговой сети новой Советской власти.
НА СИБИРСКИЕ ЗЕМЛИ. В 1912-1913 году в Ивановском Карташов Егор Иванович и Кочнев Федор Григорьевич организуют около 10 человек крестьян с целью переселения в Сибирь. Помимо Карташова Е.И. и Кочнева Ф.Г. в Сибирь собрались Коширин Алексей Михайлович, Гуськов Михаил Петрович, Солдатов Михаил Иванович, Спирин Василий Петрович и некоторые другие. На собранные внутри себя деньги было решено послать "ходоков" Карташова Е.И., Кочнева Ф.Г. и Спирина В.П., которые поехали в Сибирь и где то в районе Алтайского края облюбовали земельные угодья. Переселенцы получили соответствующие документы на право выезда в Сибирь на "отруба", и одновременно получили установленную государством ссуду на переселение, при этом, что то 15-20% установленной суммы было выдано при отъезде на транспортные расходы. Остальная сумма переселенцам была выдана по прибытию на новое место жительства и предназначалась она на жилищное строительство и обзаведение хозяйством. | | |
germanp4elin2 Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 50
| Наверх ##
11 марта 2023 14:27 23 июля 2024 12:16 ИВАНОВСКИЙ КРАЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX века (по воспоминаниям старожилов) Ивановский край, в целом, раскинулся на стыке двух рек - Керженца и Волги и их пойм, уходящих в глубь материка до 6 км., и переходящих в возвышенность - плоскогорье, которые местами круто, даже резко, как "Ботуров овраг" и его продолжение "Малое поле", обрывисто спускались к поймам рек. Большие весенние паводковые воды подходили к подножию плоскогорья с юго-восточной стороне "Ботурова оврага". Поймы рек Керженца и Волги покрыты чернолесьем, в т.ч. дубами, а по мере перехода в возвышенность - хвойными лесами с преобладанием сосны. Безымянная Ивановская левобережная возвышенность не изрезана глубокими оврагами, представляет ровную поверхность, по глазомерному определению, до 150-200 метров к уровню Волги, снижавшийся к северу и возвышающийся в западном направлении.
В условиях супесков и недостаточности органических удобрений (навоза), местные крестьяне, несмотря на все внимание и прилежание к земле, получали низкие урожаи. Не многие даже из зажиточной части крестьян, обеспечивали себя хлебом на круглый год. Что касается основной массы крестьян, в лучшем случае своего хлеба хватало до середины зимы.
Экономика края конца XIX - начала XX веков нельзя сказать, что была сверх хорошей. Запасы на какой то период собственного хлеба, заработки на сезонных работах в лесу, обеспеченность грубыми кормами за счет волжских лугов и лесных угодий, дававшие возможность содержать не только корову, но и другой мелкий скот, все это обеспечивало крестьянина необходимым в быту. И люди жили, не голодали (картошки хватало), по осени было мясо, а летом молоко. В условиях Ивановского куста большим подспорьем в укреплении крестьянского двора сказывалось увеличение посевных площадей за счет раскорчевке неиспользованных земельных угодий, перелесков. И в целом это все, и создавалось возможным жить в относительном достатке. Не обижали себя местные крестьяне и застольщиной в праздничные дни, мужики погулять любили и умели. Крестьянскую незавидно обставленную избу, украшали добротными полотенцами с вышивками. Широкий, крепко скроенный стол, покрытый традиционными, собственного изготовления столешниками, был до краев заставлен закусками, в основном собственного изготовления: дешевой икрой из тарашки, пирогами с запеченным сазаном и "преженцами" с изюмом, капустой и луком. Не было недостатка в вине, которое имелось: ведро - 12 литров, четверть - 3 литра. Пиво делали сами в корчагах, емкостью до 3-х ведер. Посевы льна, "липняги" в закрайках, одевали и обували. Забегая вперед отметим, 1 Мировая война, затем Гражданская война, сильно подорвали экономику селений Ивановского куста. Крестьяне сверх обедняли и жили с доходов урожая, в основном картошки. Питались возможно не так вкусно, но досыта.
В каждую субботу в каждой избе шла тщательная и полная приборка: мыли полы, окна, стулья, стол, чистили до блеска самовар. На стол слали чистый, белый, самотканый, как говорили - "столешник". В жарко натопленной бане мылись, надевали чистое белье и вся семья садилась за стол ужинать. Пили чай, как говорится - до седьмого пота, расстегнув ворота рубах и распустив ремешок или поясок рубахи, из блестящего на свету всеми цветами радуги самовара. Был неписанный закон - традиция: если стоящий на столе самовар не шипит, то это и не чай. А если же пили, то как говорили, без удовольствия С каким то не всегда понятным, приподнятым настроением, семья встречала воскресное утро. Мать хлопотала в "упечи" у печки, планировала, как бы по праздничному накормить семью. надо сказать, что праздничный обед, особенно в воскресные дни, мало чем отличался от обыкновенного дня недели, и разница заключалась в том, что картошка на стол подавалась не в "мундире" - нечищеная, а поджаривалась на сковороде на растительном, обязательно льняном масле (да и другого в обиходе и не было), каша пшенная - добротно смазанная коровьим маслом, чай пили с топленым молоком. Матери в церковь ходили крайне редко, хозяйствовали у печи. Отцы ходили редковато и особенно по воскресеньям. Беднота в церковь не ходила по причине отсутствия приличной праздничной одежды. Что касается подростков, посещение церкви было обязательным, об этом ревностно следили матери, они же строго наблюдали за тем, что бы мальчишка до обедни не схватил картошины или корки хлеба и не съел их до окончания обедни. Стригли подростков в "кружало" и когда провожали в церковь, волосы добротно смазывали коровьим маслом так, что они блестели на солнце. Головных уборов не покупали, донашивали отцовские или старших братьев "картузы".
С понедельника начиналась трудовая неделя, снова лапти, портянки, онучи. Постоянно приносили с улицы в дом землю с лаптями, и так жили в грязи и земле до следующей субботы.
В марте 1917 года в селе было открыто самостоятельное почтовое отделение. Открыто она взамен производства почтовых операций при Ивановском волостном правлении. | | |
|