Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Погосты Арзамасского уезда


← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
Погосты Арзамасского уезда



После похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году на территории Арзамасского уезда для закрепления влияния Русского царства и сбора дани с местной мордвы создаются погосты. Вероятно, погосты возникали на месте стоянок войска Ивана Грозного, намеченные царём или его чиновниками как административные центры станов в этой местности. Как правило, на погосте возводилась православная церковь (некоторые церкви по местным преданиям были поставлены самим царём во время похода) и устраивались регулярные ярмарки. Мордва, проживавшая около погостов, была крещена раньше остальной мордвы.

Погостом также называлась церковная земля внутри ограды, поэтому в более поздние времена это название стало нарицательным для кладбищ, располагавшихся при церквях.


На территории Арзамасского уезда в границах XVI-XVII веков располагались погосты:


1) Молякса, погост (совр. нежилое село Молякса, Ардатовский р-н)

2) Пятницкий погост (совр. село Сыресево, Ардатовский р-н)

3) Ичаловский погост (совр. село Ичалово, Дивеевский р-н)

4) Ковлей, погост (совр. село Скорятино, Арзамасский р-н, принадлежал Спасскому монастырю)

5) Погост села Абрамова (совр. Арзамасский р-н)

6) Погост села Мечасова (совр. Ардатовский р-н)

7) Погост села Шатков (совр. Шатковский р-н)

8) Умайский погост (совр. село Умай, Вадский р-н)

9) Спасский погост (совр. село Малая Якшень, Шатковский р-н)

10) Сакма, погост (располагался рядом с селом Паново-Леонтьево, Гагинский р-н)

11) Девичьи Горы, погост (совр. село Девичьи Горы, Большеболдинский р-н)

12) Княж-Лукьяново, погост (совр. село Лукьяново, Бутурлинский р-н)

13) Погост села Апраксина

14) Кардаши (Кадарша), погост (вероятно вошёл в состав посёлка Бутурлино)

15) Погост села Покровского (совр. с. Покров Гагинского р-на)


Возможно, приведённый список неполный, составлен мной по материалам различных краеведческих источников.

Лайк (2)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
Девичьи Горы



Из местных преданий



В северной части Лукояновского уезда, почти на границе его с Сергачским, есть одно небольшое селение, называемое "Девичьи Горы".

Селение это расположено довольно живописно на высоком холме, с вершины которого раскрывается прекрасная панорама. У самой подошвы холма по зелёной обширной равнине извивается небольшая речка Чека, далее синеет лес, справа виднеется издали большое торговое село Маресево, а несколько влево, в расстоянии двух вёрст, находится другое село - Сумароково, и рядом с ним хутор одного из мелких местных землевладельцев Лютера (кстати, заметим, как говорят, одного из потомков Мартина Лютера).

Девичьи Горы - село небольшое, скорей похожее на деревню, тем более, что и церкви в самом селе нет, а стоит она как-то странно - поодаль, почти в версте расстояния.

Существует одна легенда, объясняющая название села "Девичьи Горы". Легенда эта относится ко времени второго похода Грозного под Казань. Известно, что поход этот совершался следующим образом: главные силы двигались по Оке и Волге, царь же с меньшей частью войска направлялся от Мурома к Свияжску сухопутно; путь его пролегал через пределы южной части теперешней Нижегородской губернии, представлявшей из себя в то время сплошные дремучие леса с топкими непроходимыми болотами; в этих лесах ютилась отдельными сельбищами мордва, оттеснённая от берегов Волги и Оки.

Легенда говорит, что на том месте, где теперь расположено село Девичьи Горы, Грозный, шедший на этот раз без проводников, заблудился в лесу, и, встретив на пути обширные непроходимые болота по ту сторону Чеки, принужден был остановиться. В течение нескольких дней разосланные царём люди отыскивали переправы, но повсюду встречали такие же болота. Проведав о таком затруднительном положении русской рати, окрестная мордва задумала сделать внезапное ночное нападение на царскую ставку. Вооружённая длинными копьями толпа мордвов в ночной темноте прокрадывалась лесом и уже приближалась к палатке Грозного, но в это время по берегу реки Чеки шла мимо какая-то русская девушка (так повествует легенда, хотя не поясняет, откуда взялась эта русская девушка). Подслушав разговор мордвов, она узнала, какая опасность грозит царю, и пустилась было бежать, чтобы предупредить спавшую дружину, однако её заметили и перехватили, тогда девушка начала кричать, крик её был услышан, проснулась царская рать, и мордва была отражена. Когда настало утро, на вершине холма увидали труп девушки, висящий на мордовских копьях, воткнутых в землю. Узнав обо всём, Грозный с почётом похоронил свою спасительницу и над её могилой велел построить церковь из тут же срубленных дубов. С тех пор место это и стало называться Девичьими Горами. Невдалеке от церкви образовалось впоследствии селение, на которое и перенесено теперь название самой местности.

Существует другая версия этой легенды, которая говорит, что во время долгой стоянки Грозного на этом месте умерла и тут же схоронена какая-то боярышня, сопровождавшая будто бы царя во время похода, о которой царь долго горевал и над её могилой велел построить церковь, о покушении же возмутившейся мордвы ничего не говорится.

Наконец, третья версия, очевидно образовалась из двух первых. В ней говорится, что Грозный был спасён одной из своих наложниц, будто бы сопровождавших его в походе.

Село Девичьи Горы называется также у окрестных жителей Вичегорами, а крестьян этого села зовут вичегорскими. Теперешнее здание церкви Девичьих Гор новое и не представляет из себя ничего интересного.


А. Мельников



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 40, 1892 г.

Лайк (1)
cohevan

Сообщений: 1838
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 110
Волости и важнейшие селения Европейской России : По данным обследования, произвед. стат. учреждениями М-ва вн. дел. - Санкт-Петербург : Центр. стат. ком., 1880-1886. - 29.


Прикрепленный файл: Снимок веб-страницы_4-5-2023_05156_elib.shpl.ru.jpeg
---
cohevan
← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈