Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1836 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1319 | Наверх ##
12 декабря 2018 14:23 28 января 2019 19:14 Арзамасский уезд
Чтения в Арзамасском уезде
Арзамасский уездный комитет попечительства о народной трезвости просит губерн. управу выслать ему в распоряжение картин для чтений с фонарём - на 20 чтений и 5 фонарей, а если возможно, то и больше. При этом комитет сообщает, что дело снабжения пунктов народных чтений в Арзамасском уезде правильно организовано, так что с высылкой картин комитету, управе не будет предстоять надобности высылать картины в отдельные пункты уезда.
- - -
Ремесленная школа
В Арзамасе 28 сентября 1903 года открыта школа ремесленных учеников.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 5, 1903 г.
* * *
В селе Пасьянове сельским старостой собрано в пользу Красного Креста 46 руб. 94 коп. и из собранного холста сшито 28 пар белья и два полотенца.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 14, 1904 г.
* * *
Крестьяне д. Пологовки, Мотовиловской волости, намереваются засеять на арендованной у удельного ведомства земле 15 десятин клевером и тимофеевкой. Удельное ведомство поставило условием аренды непременное введение севооборота с травосеянием. Предполагают ввести четырёхполье. Губ. зем. управа, согласно просьбе крестьян, отпускает семена трав с рассрочкой на 3 года в три срока, начиная с 1-го ноября.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 16, 1904 г.
* * *
В нашем с. Туманове 4 общества крестьян, которые по приговору схода продали 70 десятин надельной земли товариществу крестьян того же уезда села Коваксы. Министр Внутренних Дел и финансов разрешили эту продажу, но у общества, для совершения купчей крепости, нет никаких документов - лет 20 тому назад при пожаре сгорели. Куда обратиться с ходатайством о высылке им крепостного выкупного договора для совершения купчей крепости?
Василий Беззубов
Источник: "Нижегородская земская газета", № 17, 1904 г.
* * *
В нашем мордовском захолустье, в деревне Крапивке и в селе Алемаеве Костянской волости, в сёлах Великом Враге, Вечкусове, Большом и Малом Иванцеве Великовражской волости, издавна существует вредный обычай справлять свадебные "запойки". Когда парню минет около 14 или 15 лет, родители "жениха" в какой-нибудь престольный праздник, подвыпивши заходят в гости к крестьянину, у которого есть девочка 13-14 лет, и заводят разговор: "Давай сроднимся". Согласия жениха и невесты, в виду их малолетства, не спрашивают, и начинают справлять по три года "запойки". На первую запойку приглашают с обеих сторон родства жениха и невесты около 40 человек; угощенье происходит почти только со стороны родителей жениха, гулянье продолжается трое суток, на угощенье изводится больше 50 руб. Через год по обычаю повторяют эту же запойку, тратят более прежнего около 60 руб. Затем в течение 3-х лет бывает угощенье в престольные праздники. На все "запойки" и угощенье в течение 3-х лет со стороны родителей жениха уходит более 160 руб.; со стороны родителей невесты расходов мало. Затем жених и невеста входят в совершенные лета, и иногда жениху невеста не нравится, или невесте - жених. Он усватывает другую невесту, а невеста выходит за другого, и начинается судьбище об убытках, которое обыкновенно кончается ничем, потому что все условие на словах, и кто сколько другому перепоил - не сосчитать. Пора бы бросить это заведение.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 30, 1904 г.
* * *
Постоянные дожди сильно оттягивали жнитво. Крестьяне терпели большую нужду с хлебом, так как перед сенокосом и жнитвом пособие уже не выдавали, а мука в деревнях и сёлах дошла до 1 руб. 15 коп. пуд. Многие перебивались не с пуда на пуд, а с куска на кусок. Овёс продавали от 80 до 90 коп. пуд. В особенности он был дорог по дороге в Саров, где его требуется громадное количество.
В селе Ваде 11 августа 1904 г. в первый раз был очень крутой перелом цен на муку и на овёс. Цена муке вместо прежней 1 руб., 1 руб. 10 коп., 1 руб. 15 коп., была от 55 коп. до 60 коп. за пуд. Овёс вместо прежних 80 и 90 коп. - 40 и 45 коп. пуд.
Яровые хлеба: пшеница, овёс, ячмень, горох и гречиха - на редкость. Просо плоховато и вряд-ли оно уже поправится.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 34, 1904 г.
* * *
На полях с. Стрелки и д. Чувахлей 17 августа в 11 часов ночи выпал град величиной с голубиное яйцо и больше. Конопли и яровые хлеба все совершенно выбиты. У землевладельца А.А. Хотяинцева при д. Чувахлеях выпавшим градом обило весь сад с яблоками, заарендованный волостным старшиной из с. Вада Ф.И. Лудушкиным. Кроме этого в обоих местах градом выбито много оконных стёкол. В церкви с. Стрелки убыток от выбитых градом оконных стёкол определяется приблизительно около 40 рублей.
В общем же убытки потерпевших большие.
Умолот ржи оказался 8 и 9 мер с каждой сотни. На каждую душу нажинали от 700 до 800 снопов. В сёлах, где нет водяных мельниц, большого труда стоит рожь переделать на муку. На ветряных мельницах жалуются, что ветра нет, а крестьяне хлеба навезли. В таких случаях и мельники стали аккуратны. На мельнице у одного крестьянин, положим, лежит ржи 10 мер, у другого - 12, у третьего - 15, а у четвёртого - ещё больше. Подул ветерок, и мельник, пользуясь случаем, мелет каждому пуда по 2 или по 3. Многим от своих ветряных мельниц приходится ехать на водяные на расстояние не редко 25 и 30 вёрст.
Во всём районе начался озимый сев.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 36, 1904 г.
* * *
Село Ново-Молчаново из Аратской волости Арзамасского уезда перечислено в Итмановскую волость Сергачского уезда Нижегородской губернии.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 41, 1904 г.
* * *
О народной бесплатной библиотеке
Арзамасской земской управой возбуждено перед губернским начальством ходатайство об утверждении устава бесплатной народной библиотеки в селе Ключищах, поместить которую предположено в местной церковной караулке. Епархиальное начальство не встречает к этому препятствий, но при условии, чтобы заведование библиотекой было поручено приходскому священнику.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 43, 1904 г.
* * *
На реке Тёше вблизи с. Водоватова есть мост без перил. Проехать по мосту требуется большая осторожность, иначе сани раскатятся и седок полетит с моста вниз на лёд реки Тёши с высоты около двух сажен. Крестьяне как-то ухитриваются, и, хотя с большим трудом, но ездят по мосту, до поры до времени, конечно. Уделать этот мост обязан крестьянин д. Мерлина С. Кукушкин, арендатор водяной мельницы. По мосту к нему ездят и на мельницу. Арендатор видит это, но пока помалкивает.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 9, 1905 г.
* * *
Разлив воды в нынешнем году недружный. Вода сбывает очень медленно. Дороги испорчены: езды нет ни на санях, ни на телегах. На полях снега видать очень мало. На Пасхе, по всей вероятности, везде выгонят стада, хотя на полях и в лесах ничего хорошего для пастбища скота пока не видится.
Цены на хлеб не повышаются. О будущем урожае крестьяне ведут не очень лестные разговоры.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 15, 1905 г.
* * *
Крупный пожар был в селе Вторусском Мотовиловской волости.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 18, 1905 г.
* * *
На долго остававшееся свободным место земского агронома в Арзамасский уезд назначен г-н Жоховский.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 32, 1905 г.
* * *
Следует поставить в известность семейства нижних чинов, взятых на войну, что им разрешено пользоваться мёртвым лесом на топливо из казённых дач. Некоторые семейства у нас получили уже билеты от лесничего. Для того, чтобы получить билет, требуется взять удостоверение от волостного правления о неимении средств на покупку дров. Странным только кажется то, что разрешение это держится точно в секрете, так как пришлось узнать об этом случайно, а волостное правление никто об этом не уведомлял.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 38, 1905 г.
* * *
В Нижнем получено распоряжение по войскам Московского военного округа об увольнении нижних запасных чинов Арзамасского пехотного полка 1893, 1894 и 1895 гг. и прапорщиков запаса, призванных на действительную службу в прошлом году. Всех нижних чинов, подлежащих увольнению, наберётся свыше 550 человек, и 18 прапорщиков запаса, из которых имеется на лицо в Нижнем в Арзамасском полку: г-да Гнеушев, Питиримов, Попов, Маркинович и Михайлов. Остальные же находятся в командировках.
12-го ноября распущены нижние чины запаса 1891 и 1892 гг., всего 209 человек.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 47, 1905 г.
* * *
За последнее время точно с неба валятся какие-то черносотенные хулиганские листки, которые в большом обилии наполняют почти каждое село и деревню, вызывая среди крестьян массу нелепых слухов и толков о крамольниках, о войне с китайцами, а главное о том, что крестьян, которые жалуются на малоземелье, будут выселять в Сибирь по жеребью. После жеребья на сборы будто бы дадут только 6 часов и два часа на прощание с родными. Бабы всю эту нелепую ложь приняли за чистую правду и страшно перепугались. Их ужасно страшит мысль покинуть свою родину и, как ссыльным, уехать в какую-то неведомую им сторону. Боятся и войны с китайцами. В народе исстари идёт молва, что если поднимется войной Китай, то это уж будет кончина мира. Чтобы не забыть крестьянам слово "антихрист", усердные батюшки о нём частенько напоминают своим прихожанам с церковной кафедры, и слух о скором пришествии антихриста ещё плотнее заседает в головы тёмного крестьянства.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 11, 1906 г.
* * *
Арзамасская уездная земская управа представлением, подписанным всем составом её, обратилась к начальнику губернии с ходатайством о немедленном отпуске из казны денег в сумме 25372 руб. 22 коп. в возврат крестьянской недоимки за надельные земли, объяснив, что в противном случае, за непоступлением земских сборов и крайней задолженностью своим поставщикам, управа вынуждена будет ликвидировать сои дела и закрыть учреждения.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 12, 1906 г.
* * *
И у нас, как приходится читать в письмах из других мест губернии, непонятные, а потому (вероятно) и страшные слова: "политика", "студент", "поликан", "подписался" и т.п., служат пугалом для забитого крестьянина и заставляют его бояться и с недоверием смотреть на тех, к кому их относят. Кто выделяется из обыденного уклада деревенской жизни, тот и страдает. Достаточно почитать газету, поговорить про порядки за границей, похаживать к учителю - вот и готов: "Ты, - говорят такому, - в Бога не веруешь, царя не признаёшь и подписался". Особенно пугает крестьян последнее слово, хотя доподлинно можно сказать, что они и не представляют себе: куда, зачем, где и т.п. "подписался". Часто заподозренные совершенно недоумевают, откуда взялось это "обвинение", но от этого не легче.
В одно прекрасное утро, толпа крестьян, человек в пятнадцать, подошла к школе и бесцеремонно направилась в квартиру учителя и как-то загадочно, с двусмысленной улыбкой, потребовала, чтобы учитель собрал учеников и указал, кто из них "подписался". Учитель был ошеломлён и сначала не мог понять, что от него требуют пришедшие, однако, собрал в класс учеников. На предложенный учителем вопрос два ученика встали и подтвердили, что они "подписались". Положение учителя было незавидное - он был поражён наглостью тех, которые тем или иным образом заставили лгать невинных детей. Среди крестьян поднялся невообразимый шум. Слышались голоса: "Закрыть училищу, разбросать по брёвнам, связать учителя, поучить его" и т.п. Неизвестно, чем бы это всё кончилось, если бы не вмешались более благоразумные из толпы. Две недели продолжалась эта канитель, и, только благодаря некоторым лицам, доказавшим всю нелепость затеянного дела, постепенно кончилась благополучно.
А вот и ещё один случай забитости и пугливости крестьян: молодой парень, посещавший иногда учителя, вздумал жениться и засватал девушку в своей деревне. Дело сделано. Уж куплено и вино для будущей свадьбы. Но вот отец невесты начинает отказываться, на том основании, что жених будто бы "подписался" и что за него отдавать опасно; вдруг приедет ночью "тёмная карета" и увезёт его, что тогда делать оставшейся невесте?
И смех, и грех, и горе!
Источник: "Нижегородская земская газета", № 12, 1906 г.
* * *
Свой хлеб многие крестьяне уже съели и теперь тащат на базар лишнюю скотину и за бесценок продают её. Ржаная мука дошла до 1 руб. 25 коп. пуд и всё повышается. Куда ни оглянись, всюду и везде видны признаки грядущего голода. Теперь крестьяне ещё кое-как дышат, но, что будет далее, сказать трудно. Только ещё осень, а крестьяне начинают голодать. Все продукты первой необходимости дорожают, дорожают и дорожают. Одна водка только всегда в одной цене, и крестьяне не то с горя, не то с тоски, несмотря на всю свою нищету, частенько прикладываются к "стаканчику".
Посмотришь иногда на своего ближайшего соседа. Работящий мужик, а дела плохо идут. Заела нужда, запил с горя водку, и ещё хуже стало. Дом еле стоит; двор совсем развалился. В доме баба с кучей ребятишек. Сидят они, грязные, в рваных рубашонках, и завистливо поглядывают на стол, где лежит небольшая краюха черствого хлеба. Владыка этого дома с утра пропал и заливает тоску водкой. К вечеру муж является весёлый и богатый, но Марья встречает его с бранью: "Бесстыжий ты эдакий, побойся Бога, пропоица! Хлеба ни куска нет, а ты пьянствуешь". Начинается стон, крик, плач. Иногда сцена между мужем и женой кончается дракой. Иван пускает в ход свои мозолистые кулаки, а Марья ухваты... Только поздний вечер угомонит обитателей этого дома. Наступит тишина. Дом с живым народом замирает. По временам только слышаться тяжёлые вздохи Марьи, да бред пьяного мужа. И таких домов не один, не два...
Тяжёлое время теперь. На голод жалуются не только крестьяне, но и духовенство, учителя, ремесленники и пр. интеллигенция, которая живёт среди крестьян. Беден мужик - и духовенству дохода от него мало. Как бы ни был религиозен наш крестьянин, но ведь голод не свой брат - заставляет себя чувствовать. Голодают учителя, в особенности в церковно-приходских школах, те, которые получают по 5 и по 10 руб. в месяц жалованья. И таких учителей не один, не два... Бедные труженики!
И так время идёт. Впереди есть надежда - это Государственная Дума. Крестьяне ждут пособия, и без правительственной поддержки крестьянам придётся плохо.
Продовольственное дело должно взять на себя земство, как самое близкое и отзывчивое учреждение к нуждам крестьян.
Степан Горемыка
Источник: "Нижегородская земская газета", № 44, 1906 г.
* * *
Населению Арзамасского уезда предстоит пережить весьма тяжёлый год, по случаю недорода озимого и почти полного неурожая яровых хлебов в 1906 году. Собрали с поля яровые семена только немногие, до 12 апреля, а средний умолот ржи с сотни снопов получился 5-7 мер с удобренной земли, но большей частью ужин был 600 снопов с десятины, с умолотом 3 мер с сотни.
Сена взяли очень мало, и теперь на хорошее сено цены стоят 35-42 коп. пуд.
Вообще везде разоренье. Ржи своей у некоторых не хватило на обсеменение, многие начали покупать для прокормления себя с осени.
Очень и очень многим не хватит до Масленицы, а на год, урожая 1906 года не хватит чуть ли не всем, не исключая зажиточных. В июле прошёл град, от которого пострадали поля сёл: Онучина, Ямищ, Шатовки, Хохлова, Казакова, Едокова (Ездокова?) и др., так что из этих мест на базаре совершенно не было хлеба.
Для прокормления скота корм только и есть, что ржаная солома, яровой совершенно нет ни у кого. Скот крестьяне сбывали осенью усиленно, и цены на него сильно понизились. Теперь каждый базар продают очень много лошадей и берут только цену кожи, а за 12-15 руб. можно купить лошадь, годную для крестьянской работы. Многие остались без коров, везде оставлен только необходимый рабочий скот, и то многие держат в ожидании пособия.
На конной площади дела идут плохо, все ожидают, что если не будет пособия, то лошадям цены в январе и феврале сильно понизятся.
Мука ржаная уже теперь 1 руб. 20 коп. Почём она будет, когда примутся покупать её все крестьяне (если у них найдутся на неё деньги)?
Яровых семян ни у кого из крестьян нет. Прошлогодний урожай польстил, и многие в 1906 году увеличили посев овса, но не получили обратно. Только и родился хорошо картофель, но и его посадили не более прежнего, и цена на него, по хлебу, стоит дорогая: 20-25 коп. за меру, вместо прежних 8-10 коп.
Озими в текущем году посеяны большей частью позже обыкновенного по случаю холодной погоды; они дали слабый рост и не покрыли землю, как было в прежние хорошие года, так что повсеместно состояние озимей выражает опасение за урожай будущего года.
Крестьяне осенью не пахали под яровое, потому что предполагают, что она останется незасеянной; своих семян нет, и слухов о пособии на обсеменение яровых тоже нет.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 46, 1906 г.
* * *
Все жизненные припасы дороги, у многих хлеб вышел, у многих под исход. Корму негде найти, простая солома до 4 рублей воз. Появилась масса нищих а также и краж. Крестьяне с трепетом смотрят на надвигающуюся грозу и... ждут пособия. Но о нём пока не слыхать.
Много разговоров про поставку Лидваля.
- Читали заметку из нашего уезда об интересе крестьян к выборам в Государственную Думу.
По нашим наблюдениям в прошлом году интересу было более. О партийной агитации, конечно, и думать нечего. Сами крестьяне толкуют как-то вяло. А надо бы серьёзнее отнестись к выборам, от этого зависит будущее.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 2, 1907 г.
* * *
По случаю голодного года правительством разрешен дешевый провоз крестьян и рабочих по железным дорогам во все концы России, и благодаря этому из наших сёл и деревень много едут в дальнюю Сибирь. Из сёл Водоватова, Туманова, Семёнова уехали более 100 человек молодёжи на золотые прииски. На проезд собрали последние гроши и копейки и отправились счастья искать в тайгу.
За последнее время из многих наших сёл и деревень ежегодно уезжают такие рабочие целыми сотнями. Многие уезжают семьями. Там они зарабатывают хорошие деньги, и имеют большую поддержку в своём хозяйстве. Работа добывания из земли золота трудная, но зато труд оплачивается хорошо. Трезвый рабочий может заработать до 400 рублей в год.
Проживши года два-три рабочий обыкновенно возвращается на родину, с деньгами. Дома он может увидеть только одну бедноту. Начинает поправлять упавшее хозяйство, а денег не хватит и на один год. Спустя некоторое время он снова едет в Сибирь на заработки. Так ездит из года в год. Сибирь деньги добывает - Россия их проедает. Нередко такие рабочие сбиваются с пути, начинают пить водку и делаются постоянными обитателями Сибири. Денег нажить не может, а возвратиться на родину голому стыдно. Дома жена и дети, лишившись своего кормильца, терпят горькую нужду, и терпению этому не видать конца.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 6, 1907 г.
* * *
Голодный год тысячи людей мужчин, женщин и детей послал в разные стороны искать работы, терпят они всевозможные мытарства. Не находя работы, приходится делать одно - просить милостыню. Как бы ни был голоден крестьянин, но прохожему в куске хлеба он не откажет. Теперь, по случаю голода и безработицы, большая часть молодых людей с посохом в руке и с котомкой за плечами проходят из села в село, питаясь Христовым именем. Многие из них потеряли совершенную надежду на приискание места и сделались профессиональными "меньшими братьями Христа". Сбирают мужчины, женщины, дети...
Я помню, как года два тому назад, к дому одного крестьянина подошёл нищий, на вид ещё молодой человек, и стал просить милостыню. Крестьянин нахмурился, но, отрезав ломоть хлеба, подал и сердито сказал: "Нужно бы работать, а не сбирать". Теперь такого упрёка не услышишь. Каждый крестьянин теперь сознаёт, в каком несчастном положении находятся эти люди. Если нечего у него подать человеку, которому "надо-бы работать, а не сбирать", он только скажет: "Бог подаст". На лице такого отказавшего в куске хлеба крестьянина вы не увидите упрёка, но можете заметить горькое сожаление, сострадание к человеку.
На днях я случайно разговорился с одним из таких нищих. Ему было не более 25 лет. Родом он из Тамбовской губернии. Три месяца скитался по уездным городам, сёлам и деревням, были деньжонки - израсходовал. Наконец нужда заставила его в первый раз в жизни просить милостыню. Он женат, имеет троих детей и мать старуху. Семью покинул на Божье попечение. Как они живут там без своего кормильца, который ушёл на заработки и три месяца мыкается по Тамбовской и Нижегородской губерниям, сам питаясь Христовым именем? Он кругом оборванный, грязный... Вид измученный, но он, по-видимому, не столько мучится о себе, сколько о своём покинутом семействе. Сам он сыт, а они там?.. Положим, там получают "способие", как здесь в некоторых местах Арзамасского уезда, по 13 фунтов в месяц на человека, но ведь это не "способие", а тот же кусок хлеба, который подают сами крестьяне и говорят: "прими, брат, да не прогневайся"... Это пособие, как капля в море. И вот, чтобы не слышать вздохов жены, слёз детей, люди бегут куда глаза глядят.
Сытый город их встречает неприветливо. В деревне прохожего и накормят, если сами не голодают, и дадут ночлег...
Источник: "Нижегородская земская газета", № 9, 1907 г.
* * *
Рыбаки по реке Тёше в настоящую весну своей добычей не хвалятся. Рыба год от года уменьшается, причина этому - осенняя мочка конопель. Осенью Тёша на всём протяжении бывает запружена, и рыба мрёт от кислой и вонючей воды. Редкая рыба в реке Тёше избегнет этой участи и спасётся где-нибудь на роднике или в другом свободном месте. Крестьяне прекрасно сознают весь вред от мочения в реке конопель, но делают это по большой нужде. Коноплю мочить больше негде, а крестьяне от неё получают хороший доход. Так это и ведётся из года в год.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 19, 1907 г.
* * *
Крестьяне, живущие по реке Тёше, имеют значительное количество пустошей, заросших мелким кустарником. Расчистить такие пустоши не трудно, потому что мелкие кусты незначительно углублены в почву. Ранней весной текущего года приехали бахчевники из Пензы в деревню Мерлино. Они взяли у крестьянина Д. Нестерова 10 десятин пустоши в арендное владение на 4 года за незначительную цену. Расчистили её на свой счёт. Почва оказалась самая лучшая. Крестьяне увидели это и ахнули - свалились с неба конкуренты по торговле овощами, от которой они получают хороший доход. Теперь крестьяне убедились, как выгодна расчистка пустошей. В сёлах Водоватове и Туманове предполагают приступить к работе с нынешней же осени и заняться травосеянием клевера и тимофеевки. В добрый час, у нас сотни десятин бесполезной пустоши могут быть превращены в хорошие луга, от которых крестьяне будут получать хороший доход.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 36, 1907 г.
* * *
На основании ст. ст. 115 и 116 Высочайше утверждённого 3-го июня 1907 года Положения о выборах в Государственную Думу объявляется во всеобщее сведение список выборщиков, избранных по Нижегородской губернии в губернское избирательное собрание для выборов членов Государственной Думы. Собрание будет открыто в Нижнем Новгороде в помещении Нижегородского Дворянского Собрания (на Большой Покровке) 19 октября 1907 года в 12 часов дня.
В списке о каждом выборщике показаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, звание, постоянное место жительства, служебное положение или род занятий и степень образования.
I. От съезда уполномоченных от волостей.
Ерофеев Сергей Васильевич, крестьянин, село Выездная Слобода Выездновской волости, хлебопашество и сапожное ремесло, кандидат волостного старшины, кончил курс в начальной земской школе;
Климин Пётр Васильевич, крестьянин дер. Ломовка Мотовиловской волости, хлебопашество, состоит сельским старостой, кончил курс в начальной земской школе.
II. От съезда уездных землевладельцев.
Панютин Павел Иванович, коллежский советник, г. Арзамас, уездный предводитель дворянства, сельское хозяйство, образование домашнее;
Александров Дмитрий Уриилович, дворянин, хутор при дер. Войновой, земский агент и сельское хозяйство, образование домашнее;
Баженов Александр Васильевич, действительный статский советник, г. Нижний Новгород, сельское хозяйство, окончил курс в Московском университете.
От первого съезда городских избирателей.
Колесов Фёдор Афанасьевич, купец, г. Арзамас, директор Арзамасского общественного банка, образование получил в уездном училище.
От второго съезда городских избирателей.
Владимирский Фёдор Иванович, протоиерей, г. Арзамас, кончил курс в духовной семинарии.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 41, 1907 г.
* * *
Прочитав в № 41 "Зем. Газ." корреспонденцию из д. Малиновки и ниже статью - "Опыт искусственного разведения рыбы в Макарьевском уезде", я от души приветствую добрые начинания крестьянина Афанасия Шунгарева. Проживая на реке Тёше, я несколько знаком с рыбным делом. Наши рыбаки каждый год жалуются, что рыбы в Тёше стало мало. Наш крестьянин привык всё сваливать на "Божью волю". Случится неурожай, пожар, заразная болезнь и пр. - всё это, по убеждению крестьян, от Бога, и называется "Божьей волей". Так и относительно рыбы. Руками разводят рыбаки, когда лов их кончается полной неудачей, потолкуют-потолкуют и порешат - "делать нечего - воля Божья". Между тем, ясно, что в Арзамасском уезде на Тёше занимаются не разведением и не хранением рыбы, а её уничтожением.
Каждую осень в сентябре месяце река на протяжении нескольких вёрст заваливается плотами из конопель. Плоты лежат в воде по месяцу и больше. Вода начинает портится, делается непригодно для употребления, и рыба в это время погибает в громадном количестве. Она то высовывает головы на поверхность воды, то уходит в глубь, но нигде не может укрыться и умирает. На каждый плот, чтобы он потонул, наваливают до 25 и 30 пудов земли, которая после сбрасывается в воду, вследствие чего реки мельчают. А сколько погибает рыбы от небрежности! Вытаскивая из реки невод рыбаки выбирают крупную рыбу, а сотни маленьких рыбок остаются и умирают на берегу. Рыбакам, выбирая из невода крупную рыбу, нужно не менее позаботиться о мелюзге и непременно пускать её обратно в воду. Надо каждому понимающему крестьянину и рыбаку говорить о том вреде, какой мы делаем себе, уничтожая в реках рыбу и сваливая всё это не на себя, а на "Божью волю".
В статье "Опыт искусственного разведения рыбы" сказано: "многие интересовались его предприятием, но материальной помощи никто не оказал". Но я думаю, раз пробудился бы интерес к этому делу среди самих крестьян, то за средствами дело не встало бы.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 43, 1907 г.
* * *
Наступила безработная зима. Грустно слушать жалобы крестьян на то, что им "медного пятака" теперь добыть негде.
Кто умеет владеть топором, тот ещё кое как может заработать рубля 2 в неделю, а остальные сидят сложа руки. Об отхожем заработке и думать не приходится. Из городов люди бегут в деревню. Много приехало сибиряков, которые о Сибирском крае передают не лестные отзывы.
Все продукты первой необходимости дорожают и дорожают.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 45, 1908 г.
|