Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

с. Новый Усад

Информация о жителях, поиск родственников, село в фондах Архивов.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 12 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1836
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1317
Новоусадская волость



В писцовых книгах письма и меры Тимофея Васильевича Измайлова, 1621 года, волость Новоусадская, в Арзамасском уезде, показана за боярином, князем Борисом Михайловичем Лыковым-Оболенским. Она состояла из деревень: Санниковой, Исуповой, Чеварлея, Катеринкиной, Озерки тож, и из сёл Нового Усада, Кожина, Собакина, Казакова. Все поименованные деревни были основаны на землях пустошных, пожалованных князю Борису Михайловичу в 1620 году царём Михаилом Фёдоровичем за службы его в приход к Москве Владислава, сына польского короля - Сигизмунда. "Указал де гос. ц. и вел. кн. Мих. Фед. всея Русии, бояром и всяких чинов людем за московское осадное сиденье дать вотчины. А он де (боярин князь Лыков) в те поры из осады московские послан был на государеву службу - приходить в Нижний для ратных людей, и с ратными людьми собрався велено ему быть готову на литовского королевича для поиску и Московскому Государству помогати. А он де (Лыков), по государеву указу, в Нижний с Москвы пришед, со многими ратными людьми собрався, на королевича приходить был готов, а ожидал к себе государеву указу... И государю бы его пожаловати в вотчину в тысячу чети, в Арзамасском узде, из охотничьих земель да из пустошных земель, и теми пустошными землями велети владеть... и крестьян называть... и лес хоромной и дровяной сечь с мордовских бортных ухожеев, опричь мордовских дельных деревья [1].


Село Новый Усад, на реке Авше, в 10 верстах от Арзамаса, вероятно, современно бревенной церкви Архангела Михаила, существовавшей в нём с 1545 года [2].

Боярин князь Лыков получил его в 1608 году от царя Василия Ивановича Шуйского, вместо Новосильской вотчины, которая была взята у него и отдана воеводе Василию Сукину, посыланному в 1585 году с воеводами Иваном Мясным и Данилом Чулковым для вторичного покорения Сибири, а до того времени оно называлось Оксаковым, и принадлежало Исупову, но с 1545 года было дворцовым селом [3].

В Новоусадской волости в 1646 году считалось 14 дворов служивых людей, 2 двора мастеровых, 1 конюшенный, 781 крестьянский: живущих в них было 14 служивых, 60 мастеровых, 35 конюхов, 2497 крестьян, бобылей и захребетников [4]. В писцовых книгах 1648 года писца Иван Бегичева показано пашенной земли 2428 четвертей в поле, сенокосной означено на 2450 копён, пользование лесом в мордовских бортных ухожьях на 16 вёрст, вниз по берегу реки Тёши - впадающей в неё реки Авши [5].

Для управления Новоусадской волостью боярин Лыков присылал из Москвы людей боярских, которым крестьяне его платили при въезде по 10 денег с дыму и по хлебу (за хлебы по 2 деньги), а ежегодно на три праздника: Рождество Христово, Светлое Христово Воскресение, Петров день, давали тоже по 10 денег с дыму и, сверх того, по осмине ржи и по стольку же овса с выти [6]. Главная обязанность людей боярских состояла в том, чтобы исправно собрать оброк с крестьян на жалованье ратным людям [7] и продовольствие вотчины, и в срок представить его. Они собирали оброк на продовольствие князя Бориса Михайловича при посредстве прикащиков, натурой и деньгами с выти и дыму, и особо с тех крестьян, которые имели рыбные ловли, мельницы, занимались звериной ловлей [8], судились, торговали, женились первым браком [9] и проч. Ещё главной обязанностью их было смотреть за нравственностью крестьян и наипаче заботиться об искоренении пристанодержательства беглых, воров, разбойников, чем особенно славилось село Собакино [10], в котором притон разбойничий, сказывают старожильцы, был страшен для всякого - и пешего и конного, даже в XVIII столетии.

В 1647 году Борис Михайлович Лыков отказал в потомственное владение волость Новоусадскую дочери своей - княжне Марье Борисовне, бывшей в замужестве за Семеном Ивановичем Шеиным, по челобитью которого в 1651 году царь Алексей Михайлович не велел арзамасским воеводам ведать волости жены его судом и расправою ни в татинных, ни в разбойных, ни в убийственных, и вообще ни в каких делах; но в случае нужды, указал отписывать в Разбойный Приказ и судить там крестьян её боярину Ивану Ивановичу Салтыкову и князю Ивану Фёдоровичу Шеховскому [11]. В 1656 году, по смерти боярыни Марии Шеиной, волость Новоусадская укреплена была жалованной отказной грамотой царя Алексея Михайловича за сыном её - Алексеем Семёновичем, и тёткой его - девицей Марьей Ивановной; но в переписных арзамасских книгах, переписи Якова Вышеславцева и подьячего Ивана Шалаева, 1678 года [12], она показана вместе с деревней Красногорьем [13] за одним боярином Алексеем Семёновичем. В 1706 году вотчина Нового Усада с сёлами, деревнями и вновь причисленной деревней Красногорьем, поступила во владение Алексееву сыну - Сергею Шеину, который продал село Казаково помещику деревни Новосёлок - Порфирию Благово [14]. В 1713 году Сергей умер, не оставив ни жены, ни детей. Почему волость Новоусадская, по именному указу Петра I [15], была приписана к дворцовым государыни Екатерины Алексеевны, которая, в 1719 году по ходатайству царевны Анны Петровны повелела президенту Юстиц-Коллегии - графу Матвееву, отказать деревню Красногорье Прасковье Яковлевне Нестеровой. "Благородный господин граф и Сенатор, - писала она Матвееву, - понеже пожаловали мы дочери нашей царевны Анны Петровны кормилицу, Прасковью Яковлеву, дочь Нестерову, за её службу, указали из наших вотчин, в Арзамасском уезде села Нового Усаду, присутствующую деревню Красногорье, с крестьяны и со всеми угодьи, отдать ей и потомству ея в вечное владение, и об отказе за нею, кормилицею, той деревни, извольте учинить, как повелевают его царского величества указы. Царица Екатерина. Генваря 21 дня 1719 году" [16]. Новоусадская волость, по указу Императора Петра II, была пожалована в 1727 году в наследное владение графу Карлу Самойловичу Скавронскому (родному брату Императрицы Екатерины II), дети которого - камер-юнкер Мартын и поручик Измайловского полка Иван, уступили её в 1742 году сестре своей штатс-даме Анне Карловне, бывшей в замужестве за вице-канцлером, генерал-лейтенантом и Лейб-Компании поручиком графом Михаилом Иларионовичем Воронцовым [17]. В 1776 году, от графини Анны Воронцовой, по смерти мужа её, вся волость досталась племяннику её - графу Павлу Мартыновичу Скавронскому. От Павла Мартыновича она перешла к дочери его - княгине Екатерине Павловне Багратион, супруге знаменитого полководца, павшего в Отечественную войну на поле Бородинском [18]. В 1845 году Министерство Государственных Имуществ купило у княгини Екатерины Павловны всю волость Новоусадскую и предписало Нижегородской Палате разделить её на два Сельские Общества: Новоусадское, в числе 1707 душ, и Собакинское, в числе 1192 душ. Новоусадское общество состоит из села Нового Усада, деревень: Санниковой, Озерок, Хватовки; Собакинское из сёл: Собакина, Кожина и деревни Чеварлея.


П. Пискарев



Примечания:

1) Выпись с отказных книг арзамасского губного старосты Ивана Своитинова, данная князю Лыкову в 1620 г. арзамасским воеводой Иваном Васильевичем Измайловым. Подлинная писана столбцом, на 9 листках, и, на конце последнего, имеет черновосковую воеводскую печать, а на обороте, по склейкам, скрепу: "Приписал Гаврила Моисеев". См. там же две крепостные выписи 1626 г. с отказных книг арзамасского осадного головы Ильи Мертваго да подьячего Дружины Безобразова, данные вотченнику арзамасским воеводой князем Фёдором Андреевичем Звенигородским. И ещё: свиток, состоящий из 23 боярских грамот, боярина Алексея Семеновича Шеина, прикащиком Новоусадским, 1677 года;

2) Список с писцовых книг писца Игнатия Зубова с товарищи 93-го (1585) года, находящийся в архиве Арзамасского Уездного суда;

3) Выписи с отказных книг 1613 г., писанной на 13 склеенных листках. Там сказано: «Село Новый Усад, что ему Лыкову дано в вотчину с отдельных книг, отделу Петра Копнина, а в отдельных книгах написано: лета 7121, апреля в 9 день, по государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича, всея Русии грамоте, какова государева грамота прислана в Арземас к воеводе ко князю Петру Михайловичу Львову, да к дьяку к Степану Козодавлеву, из Нижегородские Чети, за приписью дьяка Ондрея Иванова, велено та его княж Борисова Михайловича вотчина село Новый Усад, что было Оксаково, село Исупова, а что преж того в прошлом 53-ем году, государево село, от государевых от дворцовых сел и от черных волостей сыскав старожильцы, которые тое его вотчину старые рубежи и грани знают: Истома Гаврилов, да Дружина, да Бакшей Иванов, а живут они в Арзамасском уезде за Смирным Мотовиловым в деревне Федотове, описать и отвести, и владети по старым рубежам и проч.»;

4) Переписные книги Фёдора Лызлова, находящиеся в архиве Арзамасского уездного суда;

5) Списки с писцовых книг Бегичева находятся в архиве Арзамасского уездного суда;

6) Свиток боярских отписок кн. Бориса Михайловича Лыкова, 1630 г., новоусадским его управляющим;

7) Жалованье ратным людям платили большей частью не в Арзамасе, а в Муроме или в Вязьме, где также у Лыкова были вотчины. См. 69 подлинных расписок в платеже, выданных из тех городов;

8) "И с тех крестьян, которы в гоньбе бывают с собаками борзыми, и гоньчими, и сыщеями, и подпищальными, велено тебе доправить по 2 деньги с собаки". Свиток боярских грамот Бориса Михайловича Лыкова, 1629 г., новоусадским его управляющим;

9) "И с тех крестьян, которые оженились первым браком, велено тебе купишные деньги, по указу, доправя, прислать к Москве". Свиток, состоящий из 22 боярских грамот Бориса Михайловича Лыкова, 1638 г., новоусадским его управляющим. Выборные ежегодно возили в Москву приходорасходные книги, которые поверялись там служивыми людьми вотчинника. См. там же;

10) "Заказ... моим выборным, годовым старостам и десятским во всех сёлах и деревнях, тебе б человеку боярскому учинить крепкой, из моей де боярской пени, из десяти рублев и из кнута, всем моим крестьянам, и бобылям, и захребетникам, о стрельцах, и о пушкарях, и о затинщиках, и о всяких воровских людях, и о зернщиках, что таким вором, татем, и разбойником, и зернщиком, и козатчиком, и всяким воровским людям, к моим де Новоусадским, к Кожинским, и к Собакинским, и к Козаковским, и к иным крестьянам, и бобылям, и захребетникам, приезду и приходу, никакого воровства, и великого убийства, в Собакине не было". См. там же;

11) Грамота из Разбойного Приказа 25 октября 1651 г., писана столбцом, на 2 листках, по склейкам, на обороте скреплена дьяком Василием Ушаковым и адресована в Арзамас стольнику князю Самойлу Никитичу Шейсупову;

12) Списки с переписных книг Вышеславцева находятся в архиве Арзамасского уездного суда;

13) Красногорьем назывались нынешние деревни Быковка и Хватовка, отстоящие от Высокогорской пустыни с небольшим в версте;

14) Деревня Новосёлки прежде была дворцовая, а потом дана Ивану Благово в вотчину за московское осадное сиденье. См. писцовые книги на эту деревню Тимофея Измайлова, 1621 года, в архиве Арзамасского уездного суда. Заметим, что прикащики боярина Сергея Алексеевича Шеина, в 1708 г., становились в селе Преображенском на смотре пред царя Петра Алексеевича. См. этого года свиток боярских отписок боярина Сергея новоусадским прикащикам;

15) См. книгу разных вотчинных дел с 1744 по 1795 (?) годы, писанную на 488 листах;

16) Там же;

17) Там же;

18) Там же.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", неофициальная часть, № 62, 63 за 1849 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1836
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1317
Село Новый Усад, Арзамасского уезда



В чайной общества трезвости собралось десятка два крестьян послушать газеты. Весть о Высочайшем манифесте 11 августа была ещё так нова, что многие приводили в чайную своих знакомых, послушать манифест. "Велика матушка-Россия, да много и милостей даровано", - говорили старики. Учитель местного училища повторил пункт манифеста, где даровано освобождение от телесного наказания: "Да послужит сие к вящему укреплению в среде народной добрых нравов". Не должны ли и вы, братцы, со своей стороны, добровольно оставить то, что не служит укреплению добрых нравов? При этом учитель напомнил крестьянам, как они в зимние праздничные дни устраивают на улицах партионные драки. "Следовало бы вам оставить эти драки, ибо они не укрепляют добрых нравов". Но один из крестьян заметил, что драки развивают храбрость, необходимую для войны. Другой из крестьян возразил, что на войну идёт не каждый, а рёбра-то после драки болят у каждого драчуна и не раз бывали случаи прямого отправления с драки на тот свет своими же, не японцами. "Хвалить нечего, - послышался ещё голос, - да уж так заведено стариками". "Я к тому и говорю, что пора бы оставить эту заведённую стариками забаву. Мне особенно грустно сознавать, как мои ученики, а ваши дети, являются на улице невольными свидетелями грубой забавы". "Дело не в нас, - послышались голоса, - мы пожалуй и оставили бы, но ведь не все с нами согласятся; вот если бы запретил кто, ну, может послушали бы, а так добровольно, нет, не отстанут". Печальный взгляд - только по принуждению-де мы способны к хорошему! К слову же, нельзя обойти молчанием поведения нашей молодёжи в остальное время года. До двух часов ночи на улице стон стоит от диких криков, гармонии и вечно одной и той же песни про "Матаню". Пусть молодёжь нуждается в развлечениях, но по ночам и уличная тишина и спокойствие тоже должны бы охраняться. Устраивают у нас учителя в зимнее время народные чтения и для этой цели в новом училище отделывается зал размером 12х14 аршин, но трудно, пожалуй, будет занять слушателей, поглощённых "Матаней" да драками.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 35, 1904 г.


* * *

Открытие училища


12-го сентября 1904 года состоялось молебствие по случаю благополучного окончания работ по постройке 2-классного м. н. пр. училища. Роскошное 2-этажное здание 30 аршин по лицу, обладает всеми удобствами: поместительные классы с большим количеством воздуха и света, с особым возвышением в одном из классов (с площадью пола 12х14 аршин), для народных чтений; с удобными во всех отношениях квартирами для учителей - училище это вполне справедливо признаётся по постройке лучшим зданием из всех существующих в уезде училищ. Очень дорогой по здешней местности лес удалось приобрести сравнительно по дешёвой цене из дач, принадлежащих Понетаевскому монастырю, и вся постройка, благодаря дружному и деятельному старанию строительной комиссии, обошлась всего около пяти тысяч рублей. В строительной комиссии участвовали: председатель-инспектор А.М. Храбров, земский начальник Ф.А. Тархов, заведующий училищем Л.А. Рогожин, законоучитель А.В. Орловский, член земской управы П.М. Горинов, волостной старшина Г.С. Ишарнов и крестьянин Як. В. Боловленков. После молебствия присутствующим был предложен чай и закуска, без спиртных напитков. Заведующий училищем сказал, что из уважения к существующему в с. Новом Усаде обществу трезвости, он, как распорядитель настоящего торжества, решился отступить от общепринятого обычая сопровождать торжество тостами. "Кому нужно было пожелать здравия, мы пожелали при провозглашении многолетия на молебне".



Источник: "Нижегородская земская газета", № 39, 1904 г.


* * *

День Михаила архангела, 8 ноября - престольный праздник в нашем селе. По числу престолов в церкви у нас в году 5 престольных праздников. День Михаила почитается главным. К этому дню приготовляют большинство свадеб - нынче их было около тридцати. С этого дня народ празднует целую неделю, но уж не Михаилу архангелу, полагать надо, а языческому богу вина - Бахусу. Этот весёлый бог требует и весёлых поклонников, а без вина уж какое веселье, и у поклонников душа нараспашку перед богом своим: богатый возливает от избытка, бедный закладывает тягло, проедает скотину, занимает, лишь бы сколотить сто рублей... Сто рублей - это число необходимо бедняку, чтобы справить свадьбу и праздник, доказать, что и у него свадьба была не хуже других... "Уж так заведено стариками".

Народ, оставаясь верен обычаям стариков, не отстаёт и от жизни: для венчания приглашают певчих за два рубля, невесту рядят в цветы и вуаль, шафера с цветком и в перчатках, а на другой день венчания, оставаясь верными обычаю стариков, шафера разъезжают по улице с пьяной толпой свадебных гостей в дурацких колпаках, держа поднятый вверх на длинном шесте веник и пучок соломы, в сани для чего-то ставят борону. Свадьба - к концу, от ста рублей ни копейки... Только наряды молодой напоминают былое величие... Их везут в арзамасский ломбард. После этого последнего свадебного обряда новая семейная жизнь начинает входить в свою колею.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 48, 1904 г.


* * *

В Николин день, 6 декабря 1904 года, священник А.В. Орловский за обедней после молебна, отпуская народ крестом, обратился к прихожанам со словами: "Православные, завтра, 7 декабря, исполнится год, как мы принесли для нашей церкви освящённый в Сарове образ отца Серафима. Желаете ли праздновать?", - "Желаем, батюшка, что не попраздновать?". В 5 часов вечера ударили в большой колокол к всенощной, в 8 часов 7 декабря окончилась обедня, а затем следующие 3 дня причт с иконой отца Серафима служил по домам молебны. По случаю нового праздника 7 декабря были отменены занятия в местной школе грамоты; в министерском двухклассном училище занятия шли своим чередом, но в младших отделениях, говорят, учеников было меньше половины - праздновали...

В ноябре месяце на сельском сходе постановлено, по ходатайству духовенства, собрать с общества 60 руб. на крест настоятелю церкви о. Малинину, а на сходе 7-го декабря отклонено предложение пожертвовать пособие от общества, отправляющимся по мобилизации на Дальний Восток воинам-односельчанам.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 52, 1904 г.


* * *

У крестьян вкоренился разорительный обычай устраивать по умершим обеды с объедением и пьянством. Весь день, после похорон, одна толпа обедающих сменяет другую, без приглашения. Бывают недовольные, которые тут же за столом, или у порога, шипят: "И помянуть-то покойничка пожалел". Крестьянин, боясь такого укора, тратится на похороны чуть ли не больше, чем на свадьбы. В селе указывают на крестьян, у которых богатое хозяйство пошатнулось от того, что пришлось справлять поминки подряд по троим умершим. Крестьяне, с которыми мне доводилось беседовать об этом разорительном обычае, признают тяжесть его, но твердят одно: "Так уж заведено стариками". Только один крестьянин, к чести его будь сказано, давно уже наказал своей жене поминок по нём не устраивать.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 4, 1905 г.


* * *

У нас 21 сентября 1904 года открыто волостное попечительство Российского общества Красного Креста. Членский взнос был назначен в сумме не менее 50 коп. Членами состоят два священника, волостные - старшина, писарь, судьи, большинство сельских старост и крестьяне; всех 18. Деятельность попечительства выразилась в сборе хлебом в зерне, деньгами и холстом. Перед сбором попечительство просило сельских священников обнародовать в церкви о цели попечительства, что и было своевременно сделано. Народ на этот зов чутко откликнулся. 10 руб. поступило членских взносов от 18 лиц, 10 руб. 6 коп. оказалось в кружке, опущенных при сборе по с. Н. Усаду и в здании Вол. Правления.

Собрано хлеба по селу Н. Усаду: ржи - 55 1/2 мер, овса - 20 м., муки - 13 пуд., чечевицы - 5 пуд.; холста - 19 1/2 ар., денег - 2 руб. 26 коп.;

По дер. Ямищи: ржи - 18 5/8 м.;

По дер. Страдниково: ржи - 4 м., овса - 7 м., денег - 55 коп.;

По дер. Исуповой: ржи - 18 м., овса - 14 м., денег - 85 коп.;

По с. Хохлову: ржи - 2 м., овса - 66 м., холста - 20 ар., денег - 1 руб. 5 коп.;

По дер. Сальниковой: ржи - 15 м., холста - 32 1/2 ар., денег - 1 руб. 5 коп.;

По дер. Шерстино: ржи - 7 м., овса - 9 м., холста - 2 ар., денег - 2 руб. 2 коп.;

По дер. Чуварлейке: ржи - 7 5/8 м., овса - 24 м., муки - 1 1/2 пуд., гречи - 4 м., холста - 22 ар., денег - 2 руб. 50 коп.;

Итого: ржи - 127 5/8 м., овса - 140 м., муки 14 1/2 пуд., чечевицы - 5 пуд., гречи - 4 м., холста - 96 ар., денег - 10 руб. 28 коп.

Весь хлеб, за исключением 4 м. ржи, 6 м. овса и 4 м. гречи, продан на сумму 102 руб. 3 коп.

С прибавлением суммы 30 руб. 34 коп., собратой деньгами, приход выражается в количестве 132 руб. 37 коп.

Сдано в Арзамасский уездный комитет 130 руб. 84 коп., и произведён расход на покупку мешков 1 руб. 53 коп.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 14, 1905 г.


* * *

В селе Новом Усаде 500 домов занимаются огородничеством, специально посадкой капусты. Сбыт капусты в один город Арзамас с небольшим числом жителей, почему крестьянам приходится развозить капусту по другим базарам на расстоянии около 50 вёрст, что вызывает потерю времени и расходы.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 42, 1905 г.


* * *

О сборе хлебов в Новоусадской волости


Приступая к уборке яровых хлебов крестьяне радовались, что хлеба эти всё-таки их поддержат, будет чем скотину провести зиму, хотя не лишнюю. Но радостям не пришлось сбыться, так как со второй половины августа пошли дожди, и не пришлось своевременно убрать яровые; и по настоящее время ещё есть не убраны. Овсы и чечевицы проросли и сгнили, убытку не менее как на 1/3 урожая. Солому скот не ест, так как она сгнила и почернела. Главное горе то, что нет надежды, что хлеба эти будут годны на семена.

Озими - хорошие. В д. Чуварлейках поедено червём озимей до 2-х десятин.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 43, 1905 г.


* * *

В нашем двухклассном училище 25-го октября был отслужен благодарственный молебен по случаю манифеста от 17-го октября при учащих, учащихся и многочисленной публике.

После гимна дружным "ура" ответили присутствующие на привет "да здравствует свобода", произнесённый заведующим А.А. Рогожиным. Заведующий прочёл текст телеграммы министру внутренних дел.

"Преисполненный чувством радости за дарованную свободу народу русскому, педагогический совет Новоусадского двухклассного министерского училища Арзамасского уезда просит Ваше Высокопревосходительство повергнуть Его Величеству сердечное свободных граждан спасибо".

Затем, в речи, обращённой к ученикам и народу, заведующий объяснил значение слов манифеста: неприкосновенность личности, свобода совести, слова и проч. и проч. Речь, изложенная понятными словами, произвела сильное на слушателей впечатление.

Присутствующие крестьяне просили заведующего к предстоящему сходу Новоусадского общества составить всеподданнейшую телеграмму с чувством глубокой благодарности за дарованную свободу.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 44, 1905 г.


* * *

В селе нашем до сих пор ещё сохранилась одна из грубейших забав - кулачный бой. Он принимает особенно крупные размеры на Пасхе. Жадная до диких развлечений толпа бежит со всех концов села посмотреть на драку. На лицах бегущих какое-то плотоядное наслаждение в предчувствии кровавого зрелища, в глазах нескрываемая злоба, дикий восторг... Спешат, перегоняя один другого. Дети, с девяти лет, выступают застрельщиками боя. Отцы их и старики до 60 лет составляют две враждебные между собой партии, которые тотчас же и сминают одна другую, мелькают кулаки, толпа дико гикает и не менее дико натравливает дерущихся... Из невообразимой свалки один по одному выходят окровавленные люди, если только позволительно в это время их называть людьми, и, в сопровождении любителей вида крови направляются к соседнему пруду на омовение. На зрелище драки поселяне приходят расфранченными, женщины даже в шёлковых и атласных с кружевами платьях. В селе сохранилось предание, что некоторые здравомыслящие поселяне просили местных священников повлиять проповедью против драк, но пастыри, видимо, давно сжились с кулачными боями, поэтому к просьбам прихожан отнеслись безучастно. Когда же во дни мимолётной свободы между 17 октября и 20 декабря минувшего года стали устраиваться митинги, то пастыри, к слову сказать, не на шутку встревожились и строго на строго запрещали в проповедях посещать митинги.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 18, 1906 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1836
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1317
Пожары в селе Новом Усаде



6 июня 1849 г. - в селе Новом Усаде сгорело 17 крестьянских домов с надворным строением и огуменниками.



Источник: "Журнал Министерства внутренних дел"


* * *

10 июля 1861 г. в государственном селе Новом Усаде Арзамасского уезда произошёл пожар, от которого сгорело 35 крестьянских домов и 10 келий с надворным строением и имуществом, на сумму 8565 руб. 65 коп. сер.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 29, 1861 г.

webushka

webushka

Москва
Сообщений: 212
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 166

heartflusters написал:
[q]
СВОРОБОЯРСКИй (л.315об,336об)
[/q]


как интересно! я думала, что к тому времени никого из Своробоярских уже не осталось... а вот оно как...
Не знаете эту ревизию в интернете где-то можно посмотреть (у мормонов, например)? И другие ревизии по этому селу сохранились?

вот сегодня как раз просла в Арзамаских поместных октах упоминание брата моего пра(9)деда Григория Своробоярского. Но по названию реки не смогла найти что за место - там река Авша написана, и у Вас здесь тоже есть в одном из постов. А на карте сейчас посмотрела у Нового Усада протекает Акша. Река немного изменила название? И что за Супонево там упоминается - не знаете?

Прикрепленный файл: 2019-02-17_02-23-03.png
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1836
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1317
Супонево - это одно из названий села Хохлова (совр. Троицкий скит), река Авша - это прежнее название Акши.

В поместных актах, на которые Вы ссылаетесь, указана дата 193 г., т.е. 1585 год от рождества Христова, так что помещик Григорий Своробоярский если только очень дальний Ваш предок.

У мормонов на сайте ревизии за 1782, 1795 гг. (и то для россиян доступ заблокирован), более поздние ревизии и метрики в Арзамасском городском архиве ГАНО по адресу: ул. Мира, д. 13 А.

Прикрепленный файл: Безымянный.jpg
webushka

webushka

Москва
Сообщений: 212
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 166

Rurikid написал:
[q]
Супонево - это одно из названий села Хохлова (совр. Троицкий скит), река Авша - это прежнее название Акши.
[/q]

спасибо!


Rurikid написал:
[q]
В поместных актах, на которые Вы ссылаетесь, указана дата 193 г., т.е. 1585 год от рождества Христова, так что помещик Григорий Своробоярский если только очень дальний Ваш предок.
[/q]

так я и говорю, что он брат пра(9)деда... конечно ооочень далёкий




Rurikid написал:
[q]
У мормонов на сайте ревизии за 1782, 1795 гг. (и то для россиян доступ заблокирован), более поздние ревизии и метрики в Арзамасском городском архиве ГАНО по адресу: ул. Мира, д. 13 А.
[/q]

отлично, сайтом мормонов я умею пользоваться - попробую посмотреть что там есть по Своробоярским
ну и как-нибудь уже нижегородского архива доберусь - у меня в нём уже много вопросов надо решить
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1836
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1317
50-летний юбилей священника М. Малинина.



23 ноября 1904 года происходило, с разрешения епархиального начальства, торжественное чествование священника села Нового Усада, Арзамасскаго уезда, отца Михаила Иоанновича Малинина, по случаю исполнившегося 50-летия служения его в священном сане.

Чествовали о. Михаила священники благочиннического округа поднесением иконы и прихожане поднесением наперсного креста.

Накануне юбилейного дня, в 5 часов, совершено было самим юбиляром всенощное бдение при стройном пении местного хора певчих и при переполненном храме молящихся. На литию и величание выходили: о. Благочинный, священник с. Туманова о. Алексей Алеев, о. юбиляр и священники: села Бестужева о. И. Цветков, Ивановского о. Н. Рувимов, Сыресева о. В. Охотин, Н. Усада о. А. Орловский и Кобылина о. С. Малинин, при участии 3-х диаконов. Величание было совершено пред сооруженной духовенством Казанской иконой Богоматери, день чествования каковой иконы был днём рождения юбиляра; по сторонам её изображены Архангел Михаил, имя которого он носит, и св. Митрофан Воронежский, в день которого он рукоположен во священника. Божественную литургию в день юбилея совершали вышеназванные священники при участии тоже 3-х диаконов. По причастном стихе священник А. Орловский произнес поучение, в котором, сказав о богоучрежденности церковной иерархии, о правах и преимуществах, о трудности и ответственности пастырского служения, обратил особенное внимание на два качества юбиляра - миролюбие и кротость, и просил слушателей помолиться о продолжении дней жизни своего уважаемого Батюшки еще на многие годы.

По окончании литургии о. юбиляр вышел на амвон. Тут выступил представитель от прихожан, держа на блюде наперсный крест, и громким голосом, от лица всех прихожан, прочитал адрес:

"Высокочтимый Батюшка, о. Михаил! В сей достопамятный день 50-летнего твоего пастырского служения, мы, духовные твои чада, собрались воздать благодарение Господу Богу за дарование тебе столь продолжительного служения на пользу вверенной тебе паствы и принести от всех твоих прихожан поздравление. Все твое долговременное служение для всех было примером твоей доброй, истинно-христианской жизни. Приими же, добрейший Батюшка, этот св. крест, подносимый от лица всех любящих тебя прихожан, как знак сердечной нашей благодарности и глубочайшего уважения, и да поможет Господь тебе впредь в твоем служении на пользу нашу и во славу Божию на многие лета".

После взрослых прихожан чествовали юбиляра ученицы церковной школы поднесением просфоры, при чем одна из них благодарила его от лица всех за его любовь и ласку к детям.

О. юбиляр обратился к народу с благодарственною речью, в которой выразил свою отеческую любовь и благодарение за их взаимную любовь, уважение и послушание, и поклонился своим духовным чадам. После сего о. юбиляр с сонмом священнослужителей встали на средине храма пред юбилейной иконой. О. Благочинный обратился к юбиляру с глубоко-прочувствованной речью, в которой сказал, что мирное и кроткое полувековое служение юбиляра было утешением для окружного духовенства и снискивало любовь к нему народа. При сем о. Благочинный указал на то, что при многочисленном православном приходе, юбиляр неопустительно совершал продолжительное Богослужение и всегда был готов для требоисправления.

После этой речи началось торжественное благодарственное молебствие, на котором особенное впечатление произвела песнь св. Амвросия Медиоланского "Тебе Бога хвалим", одушевленно пропетая всем сонмом священнослужителей при участии народа. Молебствие закончилось обычными многолетиями, с провозглашением особо о. юбиляру.

В доме юбиляра приветствовал его задушевной речью священник села Бестужева о. И. Цветков.

По окончании всего юбилейного торжества духовенство разъехалось с обновленными силами и утешительным сознанием, что его скромная, но не легкая деятельность ценится простым русским народом.


Свящ. А. Орловский.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 1, 1905 г.

webushka

webushka

Москва
Сообщений: 212
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 166

heartflusters написал:
[q]
ревизские сказки по Новому Усаду
[/q]


спасибо!
heartflusters

heartflusters

Нижний Новгород
Сообщений: 714
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1418
Новоусадские в Астрахани.
В метрической книге церкви Иоанна Златоуста города Астрахани за 1918 год (ГКУ АО ГААО ф.727 оп.3 л.5об-6) имеется запись №21 о бракосочетании 9 февраля гражданина Нижегородской губернии Арзамасского уезда Новоусадской волости и села Павла Федорова Шапкина возраст 21 год, и гражданки Саратовской губернии Царицынского уезда посада Дубровки Александры Никифоровой Мякининой, возраст 21 год. В поручителях по жениху указан гражданин Нижегородской губернии Ардатовского уезда Вертьяновской волости и села Федор Иванов Биткин.

Прикрепленный файл: к Новому Усаду F-727-Op-3-D-114-L-007.jpg
heartflusters

heartflusters

Нижний Новгород
Сообщений: 714
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1418
Жители села в переписной книге города Арзамаса и уезда переписи Ивана Ивановича Щепотева РГАДА ф.1103 оп.1. д.1552:

Ревизские сказки по нашему любимому селу доступны ниже по ссылкам. Каждая ревизия снабжена фамильными указателями для удобной навигации по документам.
Важно! После 10-й ревизии многие семьи сменили фамилии, поэтому при работе с делами будет иногда полезен поиск по имени, отчеству и возрасту. При поиске родственников обращайте внимание на фамилии восприемников и поручителей из метрических книг.
Ревизская сказка 1850 года (д.219) в очень плохом сохране, но думаю, вы справитесь. Успехов в поиске! Итак:

1. Ревизская сказка с. Новый Усад за 1782 год (4-я ревизия): скачано с familysearch.
Ссылка: https://disk.yandex.ru/d/dtoHb9MMzqoo0Q ЦАНО ф.60, оп.2, д.2
Документ неполный. Фамильный указатель (фамилии по порядку согласно листам документа, номер листа указан после фамилии). Часть фамилий трудночитаема, таковые помечены знаком вопроса. Если Вам они знакомы, прошу поправить.

Ссылка: https://yadi.sk/d/iavslU8ADoPAGAх ЦАНО ф.60, оп.239А, д.21
Фамильный указатель по д.21:

2. Ревизская сказка с. Новый Усад за 1795 год (5-я ревизия): скачано с familysearch.
Ссылка: https://yadi.sk/d/wtexQhOnzp21VA ЦАНО ф.60, оп.2, д.9
Список глав семейств с фамилиями. Часть первая (л.л.1-95об крестьяне Екатерины Васильевны Скавронской). В документе ошибка в нумерации на л.62, это место в списке выделено.Листы 1-95об и 149-290 дублируют информацию.

3. Ревизская сказка с. Новый Усад за 1850г.: (9-я ревизия): ГАНО Арзамас, ф.1, оп.1, д.219, лл.284-421.
Ссылка: https://yadi.sk/d/hsWnlu5WnfUaOw
Фамильный указатель (фамилии приведены в алфавитном порядке, в скобках - номера листов РС, на которых встречается фамилия) под катом:

4. Ревизская сказка с. Новый Усад за 1858 г.: (10-я ревизия): ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.243, л.л. 765-914.
Ссылка: https://yadi.sk/d/luyILtCEvnTVYw
Фамильный указатель (фамилии приведены в алфавитном порядке, в скобках - номера листов РС, на которых встречается фамилия) под катом:

p.s.: Ссылка на чертёж Троицкой церкви села Новый Усад (стоит и поныне):
https://forum.vgd.ru/post/2340/94083/p2776616.htm#pp2776616
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 12 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈