Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ковакса

Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 21 22 23 24 25 * 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
ivn_vk

Нижний Новгород
Сообщений: 593
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 478
Еще один коваксянин, как минимум временный, в переписи 1646 года.
Беглый из Алферьево, вотчина Козодавлева С.И.
Хотя написано "Чювакса" это похоже искажение названия. Помещик Морозов Г.И и соседний населенный пункт Туманово об этом явно говорят.

Прикрепленный файл: алферьево.jpg
Лайк (1)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
При работе по поиску сведений о старообрядцах удалось установить интересный факт, совпадение крестьянина указанного в списках 1882 года не бывших на исповеди и раскольника послужившего прообразом старика сектанта из произведения «Воскресение» Толстого Л.Н.

Дело в том что согласно биографии Льва Николаевича 6 октября 1899 г., во время завершающего этапа работы над романом «Воскресение», Толстой получил письмо от старца Андрея Васильевича Власова, принадлежавшего к раскольнической секте «бегунов». Текст власовского письма был использован для создания сцены на пароме, а автор послания послужил одним из прототипов старика, дважды беседующего с Нехлюдовым — на пароме, а затем в тюремной камере.

В примечаниях к письмам входящих в 90-й том полного собрания сочинений Л.Н. Толстого есть краткая биография Власова А.В.:

Андрей Васильевич Власов (1845 г.р.) за много лет до переписки с Толстым принадлежал к секте «бегунов». За отказ «от всякого земного общества и от всех религиозных убеждений, от имени, отчества и фамилии» Власов был привлечен к суду; суд оправдал его но отправил на испытание в Казанскую психиатрическую лечебницу, пробыв там 6 недель доставлен в Нижний Новгород откуда он был выпущен на волю и направлен на жительство в село Ковакса Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Через год был назначен новый суд, приговоривший Власова к тюремному заключению на три месяца. Его судили за оскорбление власти: он не снимал шапки перед начальством, не отвечал на вопросы о происхождении, отрицал государство и его представителей. По освобождении он жил на Кавказе 10-ть лет, затем во Владивостоке 3-и года, потом в Благовещенске на Амуре. В 1899 году приехал в Баку повидаться с друзьями «для объяснения некоторых текстов». Здесь, видимо, он познакомился с произведениями Толстого. В 1900 г. Власов возвращается в Сибирь, где и живет в настоящее время. Его портрет выставлен в Толстовском музее в Москве.

Переписка Власова с Толстым шла несколько лет, было написано 5-ть писем между ними.

Возникает вопрос почему его направили в село Ковакса? Не потому ли что он родом из этих мест и это было известно следствию и суду. Подтверждение этому найдено в 9-ой ревизской сказке где обнаружена запись: в семье крестьянина казенного ведомства Василия Петрова Власова вновь рожденный в 1847 году сын Андрей . В реестре же Никольской церкви за 1882 год в списках безымянной секты, не приемлющей ни каких тайнств, он уже указан как Андрей Васильевич Власов (40 лет отроду) вместе с матерью и своей семьей. После 1882 года в МК и других крестьянских списках в селе Ковакса он больше не встречается.

Вероятность что это один и тот же человек очень высокая.

Фото из музея Толстого: А.В.Власов - старообрядец из Сибири, корреспондент и адресат Л.Н.Толстого.

Прикрепленный файл: Ra9gcvryzlo.jpg
Лайк (5)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Еще один аргумент в пользу, чтого что старец Власов из писем Толстого Л.Н., это раскольник села Ковакса:

Ведомость справок о судимости за 1880г., где Власов Андрей Васильевич приговаривается Нижегородским окружным судом к 3 месяцам заключения в тюрьму по статье 282.
Согласно Уложению о наказаниях статья 282 в части 1 гласила:
«Кто в присутственном месте, во время заседаний и в самой оной камере, осмелиться неприличными словами или каким-либо действием оказать явное к сему месту неуважение, или же в поданной в оное бумаге поместит с намерением выражения, прямо для оного оскорбительные, тот за сие приговаривается к заключению в тюрьме на время от 2-х до 4-х месяцев»

В справке видно что Власов Андрей Васильевич - крестьянин села Ковакса Арзамасского уезда, возрастом 40 лет, а наказание в статье 282 соответствует тексту первого письма старца Толстому.

Прикрепленный файл: Власов А.В..JPG
Лайк (2)
ivn_vk

Нижний Новгород
Сообщений: 593
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 478
Записи метрических книг выходцев из Коваксы и волости с приисков i.gif (Якутская духовная консистория).

Метрическая книга Приисковой Благовещенской церкви за 1900 г.
https://yandex.ru/archive/cata...f3c1928/50
https://yandex.ru/archive/cata...f3c1928/82
https://yandex.ru/archive/cata...f3c1928/98
https://yandex.ru/archive/cata...3c1928/127
https://yandex.ru/archive/cata...3c1928/136
https://yandex.ru/archive/cata...3c1928/146

Метрическая книга Благовещенской духовной консистории Богородской церкви, Михайловской приисковой, Тырской, Приохотской, Приамгуньской церквей, Николаевского собора, записи о рождении, бракосочетании, смерти 1905г.
https://yandex.ru/archive/cata...ext=Ковакс
https://yandex.ru/archive/cata...c8cdd7e/28 (Лидовка)

Метрическая книга Надеждинской церкви Олекминского округа Якутской епархии (1909 г.)
https://yandex.ru/archive/cata...74c6fb4/28

Метрическая книга Надежденской церкви Олекминского округа Якутской епархии (1911 г.)
https://yandex.ru/archive/cata...d4f1ba/111

Метрическая книга Благовещенской церкви(прииски Андреевский, Кяхта), прииск Андреевский Витимского горного округа Иркутской губернии (1913 г.)
https://yandex.ru/archive/cata...f1b20cd/24
https://yandex.ru/archive/cata...f1b20cd/31
https://yandex.ru/archive/cata...f1b20cd/40

Метрическая книга Благовещенской церкви (прииски Андреевский, Кяхта) прииск Андреевский Витимского горного округа иркутской губернии (1914 г.)
https://yandex.ru/archive/cata...38153b3/17
https://yandex.ru/archive/cata...38153b3/74
https://yandex.ru/archive/cata...8153b3/121 (Лидовка)


Метрическая книга Благовещенской церкви (прииски Андреевский, Кяхта) прииск Андреевский Витимского горного округа Иркутской губернии (1919-1920 гг.)
https://yandex.ru/archive/cata...2ba6eba/74
Лайк (4)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Визуализация прозвищ и формирование фамилий на примере села Ковакса по крестьянам помещика Новосильцева.
Оформление подсмотрено у Ивана Варыгина. Вдохновился его работами по созданию различных схем.kovaksa.png
Лайк (3)
Tiffosa

Москва
Сообщений: 997
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 524

BobkovNV написал:
[q]
Визуализация прозвищ и формирование фамилий на примере села Ковакса по крестьянам помещика Новосильцева.
Оформление подсмотрено у Ивана Варыгина. Вдохновился его работами по созданию различных схем.
[/q]



Супер таблица. У изучаемой мною родни в Смоленской губернии подобные изменения в фамилиях. А вот оформить это в виде такой схемы- замечательная идея. Спасибо!
---
Ищу потомков дворян Касселей, Арцимовичей, Александровых, Хотяинцевых, Симанских, Ульяниных, проживавших в начале 20-го века в Арзамасском уезде, Нижегородской губернии.
Лайк (1)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Прошение о постройке нового каменного Храма в селе Ковакса
(ЦАНО ф.570 оп.557 д.127)

16 апреля 1836 года церковный староста села Ковакса Феоктист Петров Бутусов подаёт прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Иоанну на постройку новой церкви. В нем он пишет что минуло уже три года как в селе сгорела деревянная церковь и прихожане желают выстроить вновь каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. К прошению прикладывает план и фасад новой церкви, а также приговор прихожан, справку и согласие церковнослужителей села. На строительство староста предлагает употребить хранящиеся в церковной кошельковой кассе 1000 рублей.

Приговор прихожан села подписывают 53 крестьянина, избирая церковного старосту Феоктиста Петрова исполнителем для подготовки документов по строительству церкви и подачи прошения в нижегородскую духовную консисторию.

В справке представленной благочинным Василием Грициановым описывается, что 21 сентября 1833 года Никольская деревянная церковь сгорела от бывшего в том селе пожара. Сразу после этого бедствия крестьяне подали прошение о возведении у себя временной часовни до постройки новой церкви на что и получили разрешение от духовных властей. В часовню поместили спасённые св. образа, ризницу и церковную утварь. Также сообщается, что в оном селе церковной земли имеется:
- селидебной но только под домами причта, да и та неудобная;
- пашенной и сенокосной 33 десятины;
- усадебной не имеется.
Штат причта однокомплектный при одном священнике положено быть диакону и двум причетникам, которые ныне и состоят все на лицо.
Прихожан мужеского пола 921 душа, из них раскольников «Спасова согласия» 360 душ.
Кошельковая церковная сумма составляла на 1-ое января 1836 года 1172 рубля.

26 апреля Нижегородской духовной консисторией было слушано прошение церковного старосты села Коваксы о построении новой каменной церкви вместо сгоревшей. Определено: «как из учинённой справке видно, что в селе Ковакса усадебной церковной земли не имеется, то объявить прихожанам, чтобы они отписали причту усадебной земли, без чего и позволить вновь церковь строить нельзя».

Далее 27 июля в Нижегородскую духовную консисторию подаёт рапорт благочинный 1-го ведомства по Арзамасскому уезду священник села Абрамова Василий Грицианов.
В нем он пишет что объявил крестьянам села решение духовной консистории в части нехватки церковной земли. На что церковнослужители села Ковакса ответили своим рапортом, в котором пишут о том,что в их селе усадебная земля находиться на одном поле вместе с пашенными и луговыми землями в полном количестве, кроме селидебной которая стоит под домами причта. Этот рапорт был подписан окружным межевым землемером господином Дроновым и священником села Выездное Петром Алексеевым.

30 июля после рассмотрения рапорта Василия Грицианова написана докладная. В ней духовная консистория показывает, что в рапорте не указано сколько и какой меры находиться земли у церкви и священнику вновь предписывают отрапортовать сколько и какой именно в селе Ковакса находиться земли, причём на усадебную и селидебную землю составить план, а также показать на этом плане место на котором предполагается построить церковь.

Во исполнении данного указа благочинный Василий Грицианов 16 сентября 1836 года подает второй рапорт в Нижегородскую духовную консисторию.
В котором прилагает план с описанием:
в селе Ковакса церковной земли ныне имеется:
- пашенной 30 десятин;
- луговой (сенокосной) 3 десятины;
- усадебной в длину 175 а в ширину 49 сажень, которая отстоит от церкви на расстоянии по прямой линии с поворотом на 291 сажень и находиться рядом с полевой пашенной церковной землей;
- селидебной шириной 48 а длиной 10 сажень, окруженный болотами;
- особый огород близ дома священника длиной 16 а шириной 11 сажень;
- место на котором предполагается построить церковь имееться после сгоревшей деревянной церкви, возвышенное, в окружности 72 сажени.

Приложен план церковной земли.
13.jpg

Фасад и план самой церкви составленный архитектором казённой палаты Кизеветтером отсутствует в деле, но есть пометка: «план, фасад и храмовая грамота на построение в селе Ковакса каменной церкви выданы церковному старосте Феоктисту Петрову» За не умением его грамоте и по его личной просьбе руку приложил консисторский сторож Василий Делекторский.

8 октября 1836 года Нижегородская духовная консистория слушала дело и рапорт по построению новой каменной церкви в селе Ковакса и приняла положительное решение.


Приложение: план из дела с сохранением масштаба в метрической системе перенесён на спутниковую карту села Ковакса. На карте указано место постройки новой церкви и места под дома причта.
Пересчёт на основании указа Николая I «О системе российских мер и весов», с 11 октября 1835 года, длина сажени была приравнена к длине 7 английских футов, то есть к 2,1336 метрам

bez_imeni.jpg
Лайк (4)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490

BobkovNV написал:
[q]
21 сентября 1833 года Никольская деревянная церковь сгорела от бывшего в том селе пожара
[/q]


В рукописи посвященной крестьянскому роду Антоновых из Коваксы есть сведения о появлении улиц. В ней описывается что в селе было всего две улицы до отмены крепостного права в 1861 году это Казенная и Новосильцева, названные так по проживанию на них государственных и помещичьих (по фамилии помещика) крестьян. А после дарования государем Александром 2 свобод появляется еще одна улица Новая. Названа она так потому-что выстроена заново с нуля после пожара в селе произошедшего по причине массовых празднований в честь отмены крепостного права. Крестьяне так гуляли что сожгли пол села, пришлось ставить новые дома на новом месте и их было так много что образовалась новая улица, параллельная Казенной.

Но исходя из новых данных 1833 года и карте Менде 1850 года, предполагаем что Новая улица была образована после пожара в 1833 году когда и сгорела первая деревянная церковь.
Если смотреть на карту то уже на 1850 год видно три улицы Новосильцева, Казенная и Новая.

mende1850.jpg
Лайк (1)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490

BobkovNV написал:
[q]
На всем известном сайте Лысковская Епархия есть проекты "Клирики" и "Храмы".
В проектах стали появляться сведения по священослужителям и церквям с указанием источника ЦАНО.
Где есть три неоднозначные записи:

42. Фивейский Михаил Модестович. Священник Троицкой Церкви с.Ковакса Арзамасс.уезда. ... Ф.570,оп.559,ед.хр.125 за 1916 г., Ф.1016, оп.2,ед.хр.162 за 1921 г.

113. ВИНОГРАдов Валентин Павлович. Псаломщик Троицкой Церкви с.Ковакса Арзамасс.уез. ... Ф.570, оп.559,ед.хр.98 за 1916 г.

73. с. Ковакса Арзамасс. уезд.Троицкая церковь с. Ковакса построена в 1805 г. тщанием прихожан. Здание каменное, с отдельно стоящей каменной колокольней. Теплый храм, каменный, построен в 1832 г. тщанием прихожан. Храм поместительный, обнесен каменною оградою, при теплом храме имеется сторожка.

Откуда мы узнаем что в селе оказывается была и вторая церковь - Троицкая. Возможно это ошибки или я что-то не понимаю. Также в селе были и раскольнические церкви и молельни в разное время - как вариант. Даже не знаю что и думать.

По всем имеющимся данным в селе была одна церковь - Никольская. Фивейский был последним священником в ней пред закрытием. В настоящее время даже стоит именной крест рядом с храмом. ВИНОГРАдов по МК никогда не служил в здесь.

Всегда ждешь новую информацию по исследуемому объекту, но тут тот момент когда ей не очень рад.
[/q]



Наконец-то появились новые данные по священнослужителям села Ковакса, благодаря исследователям деревни Котиха:
В деревне была выстроена новая церковь в 1916 году во имя Николая Чудотворца и просуществовала до 1836 года. В ней служили иерей Петр Троицкий с 1816 года, псаломщик Валентин Виноградов, заведующий церковно-приходской школой и иерей Алексей Успенский, регент церковного хора Раиса Павловна Троицкая.

по этим данным можно предположить следующее:

1. Петр Иванович Троицкий служил псаломщиком а затем дьяконом в селе Ковакса с 1910 по май 1917 года. Возможно затем он перешел на новую должность во вновь построенную церковь в Котихе.

2. По данным Лысковской епархии в Коваксе также служил псаломщиком Виноградов Валентин Павлович в 1916 году, но здесь могла произойти ошибка и вместо Котихи указали село Ковакса, так как в метрических книгах села он не указан и в это время в псаломщиках был Петр Троицкий а после него Василий Козокин из крестьян села.

3. Раиса Павловна Троицкая в Коваксе работала в земской школе учительницей в 1916-1921 годах, и скорее всего в Котихе занималась обучением хоровому пению в новой церкви.

4. Алексей Федорович Успенский священник села Ковакса, но он умер в 1915 году.

5. Так как в метрических книгах за 1916-1918 года в селе Ковакса очень много прихожан из деревни Котиха (так указано в документе, значит еще церкви не было), то построена она была позже или обряды совершались в Котихе а метрические записи велись в Коваксе. Возможно была построена в 1916 а освещена позже. Так же нет в архивах метрических книг по селу Котиха, которые должны были вестись священниками новой церкви. Тут небольшая нестыковка по годам, это предстоит выяснить и объяснить.

Конечно Петр Троицкий и Алексей Успенский это могут быть тезки и ни как не связаны с селом Ковакса.
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Крестьянские прозвища в период 17 - начала 18 веков.
Проведён анализ 5-и текстовых источников - это переписные и писцовые книги 1623, 1646, 1678, 1710 и 1717 годов.

1. Деревня старое Туманово:
Сверкалов
Кадомец
Пузырь
Худяков
Завьялов
Горшков
Мешков
Куварда
Горбунов
Заец
Зима
Корташ → Корташев
Селезень → Селезнев
Дружинин
Данилов
Сурин
Федорин
Патрин
Липин
Уторин
Варламов
Шахаев
Неустратов
Дерябин
Мошков
Фалин
Саломеев
Брызгалов
Томилов
Токарев
Волков
Антонов

2. Село новое Туманово:
Зрин → Зринов
Березин → Березов
Крячок
Дерябин
Кавакин,
Молотков
Варламов
Раздобара
Дружинин
Вострой
Сырохватов
Лукин/Лупин
Ундалец
Мымра
Мясников
Зубок
Лощихин
Токарь → Токарев
Клюй
Бральин
Шишкин,
Воложнов/Воложной
Подуруй
Невитов,
Светецкий
Бурнуков
Пастух
Патрин
Портной
Балуй → Балуев
Рогов
Бормотов
Рыжев
Селезень
Кожин
Голубятков
Мызников
Холкин
Бусурманов
Седой
Косов
Медведев
Колпашников
Рожок
Полегоча
Серякуш/Серякушский
Рукотеря
Маресев
Чогин
Сажа → Сажин
Кашинцов
Донской
Неверов
Потехин
Баранов
Кузнец → Кузнецов
Блинников
Тамилов
Ошкуров
Тяптеров
Боровков
Скачен
Мешалкин
Курбатов
Дадоров
Киселев
Воронов → Воронин
Горшков
Лепунов
Скворцов
Рябов
Козин → Козулин
Котков
Силин
Брызгалов
Карасев
Галанин
Стрижов
Важняков/Вежнелов
Ермаков
Горячкин
Мачахин/Мочахин
Акатов
Жуков

3. Деревня Котиха:
Скворцов
Казначеев
Березин
Горбунов
Горшков,
Зрин → Зорин
Казанец
Боровков
Клюев
Кузнецов

4. Деревня Ковакса:
Кадомец
Липин
Сырохватов
Тарабора → Табуров
Долгой
Мочалов
Батанин
Ковакин
Бабин
Уторин
Зиновьев
Новиков
Молотков
Опарышев
Галанин
Боровков
Сыченков
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 21 22 23 24 25 * 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈