Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ковакса

Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 21 22 23 24 25 * 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
ivn_vk

Нижний Новгород
Сообщений: 593
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 478
Фрагмет чертежа церкви старообрядцев-поморцев с. Ковакса 1926г.
Не знаю было ли это реализовано.
Также были планы по строительству молильных домов двух других общин (толков).

Прикрепленный файл: Поморцы.jpg
Лайк (2)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490

ivn_vk написал:
[q]
Фрагмет чертежа церкви старообрядцев-поморцев с. Ковакса 1926г.
Не знаю было ли это реализовано.
Также были планы по строительству молильных домов двух других общин (толков).
[/q]


Да эта церковь поморского согласия была построена, ее ещё помнят местные жители. Необычная судьба данной церкви сложилась после ее закрытия в 1930-40 годах, некоторая часть ее послужила для действующего православного здания в качестве стройматериала.
Лайк (1)
ivn_vk

Нижний Новгород
Сообщений: 593
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 478
Еще один коваксянин, как минимум временный, в переписи 1646 года.
Беглый из Алферьево, вотчина Козодавлева С.И.
Хотя написано "Чювакса" это похоже искажение названия. Помещик Морозов Г.И и соседний населенный пункт Туманово об этом явно говорят.

Прикрепленный файл: алферьево.jpg
Лайк (1)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
При работе по поиску сведений о старообрядцах удалось установить интересный факт, совпадение крестьянина указанного в списках 1882 года не бывших на исповеди и раскольника послужившего прообразом старика сектанта из произведения «Воскресение» Толстого Л.Н.

Дело в том что согласно биографии Льва Николаевича 6 октября 1899 г., во время завершающего этапа работы над романом «Воскресение», Толстой получил письмо от старца Андрея Васильевича Власова, принадлежавшего к раскольнической секте «бегунов». Текст власовского письма был использован для создания сцены на пароме, а автор послания послужил одним из прототипов старика, дважды беседующего с Нехлюдовым — на пароме, а затем в тюремной камере.

В примечаниях к письмам входящих в 90-й том полного собрания сочинений Л.Н. Толстого есть краткая биография Власова А.В.:

Андрей Васильевич Власов (1845 г.р.) за много лет до переписки с Толстым принадлежал к секте «бегунов». За отказ «от всякого земного общества и от всех религиозных убеждений, от имени, отчества и фамилии» Власов был привлечен к суду; суд оправдал его но отправил на испытание в Казанскую психиатрическую лечебницу, пробыв там 6 недель доставлен в Нижний Новгород откуда он был выпущен на волю и направлен на жительство в село Ковакса Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Через год был назначен новый суд, приговоривший Власова к тюремному заключению на три месяца. Его судили за оскорбление власти: он не снимал шапки перед начальством, не отвечал на вопросы о происхождении, отрицал государство и его представителей. По освобождении он жил на Кавказе 10-ть лет, затем во Владивостоке 3-и года, потом в Благовещенске на Амуре. В 1899 году приехал в Баку повидаться с друзьями «для объяснения некоторых текстов». Здесь, видимо, он познакомился с произведениями Толстого. В 1900 г. Власов возвращается в Сибирь, где и живет в настоящее время. Его портрет выставлен в Толстовском музее в Москве.

Переписка Власова с Толстым шла несколько лет, было написано 5-ть писем между ними.

Возникает вопрос почему его направили в село Ковакса? Не потому ли что он родом из этих мест и это было известно следствию и суду. Подтверждение этому найдено в 9-ой ревизской сказке где обнаружена запись: в семье крестьянина казенного ведомства Василия Петрова Власова вновь рожденный в 1847 году сын Андрей . В реестре же Никольской церкви за 1882 год в списках безымянной секты, не приемлющей ни каких тайнств, он уже указан как Андрей Васильевич Власов (40 лет отроду) вместе с матерью и своей семьей. После 1882 года в МК и других крестьянских списках в селе Ковакса он больше не встречается.

Вероятность что это один и тот же человек очень высокая.

Фото из музея Толстого: А.В.Власов - старообрядец из Сибири, корреспондент и адресат Л.Н.Толстого.

Прикрепленный файл: Ra9gcvryzlo.jpg
Лайк (5)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Еще один аргумент в пользу, чтого что старец Власов из писем Толстого Л.Н., это раскольник села Ковакса:

Ведомость справок о судимости за 1880г., где Власов Андрей Васильевич приговаривается Нижегородским окружным судом к 3 месяцам заключения в тюрьму по статье 282.
Согласно Уложению о наказаниях статья 282 в части 1 гласила:
«Кто в присутственном месте, во время заседаний и в самой оной камере, осмелиться неприличными словами или каким-либо действием оказать явное к сему месту неуважение, или же в поданной в оное бумаге поместит с намерением выражения, прямо для оного оскорбительные, тот за сие приговаривается к заключению в тюрьме на время от 2-х до 4-х месяцев»

В справке видно что Власов Андрей Васильевич - крестьянин села Ковакса Арзамасского уезда, возрастом 40 лет, а наказание в статье 282 соответствует тексту первого письма старца Толстому.

Прикрепленный файл: Власов А.В..JPG
Лайк (2)
ivn_vk

Нижний Новгород
Сообщений: 593
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 478
Записи метрических книг выходцев из Коваксы и волости с приисков i.gif (Якутская духовная консистория).

Метрическая книга Приисковой Благовещенской церкви за 1900 г.
https://yandex.ru/archive/cata...f3c1928/50
https://yandex.ru/archive/cata...f3c1928/82
https://yandex.ru/archive/cata...f3c1928/98
https://yandex.ru/archive/cata...3c1928/127
https://yandex.ru/archive/cata...3c1928/136
https://yandex.ru/archive/cata...3c1928/146

Метрическая книга Благовещенской духовной консистории Богородской церкви, Михайловской приисковой, Тырской, Приохотской, Приамгуньской церквей, Николаевского собора, записи о рождении, бракосочетании, смерти 1905г.
https://yandex.ru/archive/cata...ext=Ковакс
https://yandex.ru/archive/cata...c8cdd7e/28 (Лидовка)

Метрическая книга Надеждинской церкви Олекминского округа Якутской епархии (1909 г.)
https://yandex.ru/archive/cata...74c6fb4/28

Метрическая книга Надежденской церкви Олекминского округа Якутской епархии (1911 г.)
https://yandex.ru/archive/cata...d4f1ba/111

Метрическая книга Благовещенской церкви(прииски Андреевский, Кяхта), прииск Андреевский Витимского горного округа Иркутской губернии (1913 г.)
https://yandex.ru/archive/cata...f1b20cd/24
https://yandex.ru/archive/cata...f1b20cd/31
https://yandex.ru/archive/cata...f1b20cd/40

Метрическая книга Благовещенской церкви (прииски Андреевский, Кяхта) прииск Андреевский Витимского горного округа иркутской губернии (1914 г.)
https://yandex.ru/archive/cata...38153b3/17
https://yandex.ru/archive/cata...38153b3/74
https://yandex.ru/archive/cata...8153b3/121 (Лидовка)


Метрическая книга Благовещенской церкви (прииски Андреевский, Кяхта) прииск Андреевский Витимского горного округа Иркутской губернии (1919-1920 гг.)
https://yandex.ru/archive/cata...2ba6eba/74
Лайк (4)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Визуализация прозвищ и формирование фамилий на примере села Ковакса по крестьянам помещика Новосильцева.
Оформление подсмотрено у Ивана Варыгина. Вдохновился его работами по созданию различных схем.kovaksa.png
Лайк (3)
Tiffosa

Москва
Сообщений: 1002
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 524

BobkovNV написал:
[q]
Визуализация прозвищ и формирование фамилий на примере села Ковакса по крестьянам помещика Новосильцева.
Оформление подсмотрено у Ивана Варыгина. Вдохновился его работами по созданию различных схем.
[/q]



Супер таблица. У изучаемой мною родни в Смоленской губернии подобные изменения в фамилиях. А вот оформить это в виде такой схемы- замечательная идея. Спасибо!
---
Ищу потомков дворян Касселей, Арцимовичей, Александровых, Хотяинцевых, Симанских, Ульяниных, проживавших в начале 20-го века в Арзамасском уезде, Нижегородской губернии.
Лайк (1)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Прошение о постройке нового каменного Храма в селе Ковакса
(ЦАНО ф.570 оп.557 д.127)

16 апреля 1836 года церковный староста села Ковакса Феоктист Петров Бутусов подаёт прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Иоанну на постройку новой церкви. В нем он пишет что минуло уже три года как в селе сгорела деревянная церковь и прихожане желают выстроить вновь каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. К прошению прикладывает план и фасад новой церкви, а также приговор прихожан, справку и согласие церковнослужителей села. На строительство староста предлагает употребить хранящиеся в церковной кошельковой кассе 1000 рублей.

Приговор прихожан села подписывают 53 крестьянина, избирая церковного старосту Феоктиста Петрова исполнителем для подготовки документов по строительству церкви и подачи прошения в нижегородскую духовную консисторию.

В справке представленной благочинным Василием Грициановым описывается, что 21 сентября 1833 года Никольская деревянная церковь сгорела от бывшего в том селе пожара. Сразу после этого бедствия крестьяне подали прошение о возведении у себя временной часовни до постройки новой церкви на что и получили разрешение от духовных властей. В часовню поместили спасённые св. образа, ризницу и церковную утварь. Также сообщается, что в оном селе церковной земли имеется:
- селидебной но только под домами причта, да и та неудобная;
- пашенной и сенокосной 33 десятины;
- усадебной не имеется.
Штат причта однокомплектный при одном священнике положено быть диакону и двум причетникам, которые ныне и состоят все на лицо.
Прихожан мужеского пола 921 душа, из них раскольников «Спасова согласия» 360 душ.
Кошельковая церковная сумма составляла на 1-ое января 1836 года 1172 рубля.

26 апреля Нижегородской духовной консисторией было слушано прошение церковного старосты села Коваксы о построении новой каменной церкви вместо сгоревшей. Определено: «как из учинённой справке видно, что в селе Ковакса усадебной церковной земли не имеется, то объявить прихожанам, чтобы они отписали причту усадебной земли, без чего и позволить вновь церковь строить нельзя».

Далее 27 июля в Нижегородскую духовную консисторию подаёт рапорт благочинный 1-го ведомства по Арзамасскому уезду священник села Абрамова Василий Грицианов.
В нем он пишет что объявил крестьянам села решение духовной консистории в части нехватки церковной земли. На что церковнослужители села Ковакса ответили своим рапортом, в котором пишут о том,что в их селе усадебная земля находиться на одном поле вместе с пашенными и луговыми землями в полном количестве, кроме селидебной которая стоит под домами причта. Этот рапорт был подписан окружным межевым землемером господином Дроновым и священником села Выездное Петром Алексеевым.

30 июля после рассмотрения рапорта Василия Грицианова написана докладная. В ней духовная консистория показывает, что в рапорте не указано сколько и какой меры находиться земли у церкви и священнику вновь предписывают отрапортовать сколько и какой именно в селе Ковакса находиться земли, причём на усадебную и селидебную землю составить план, а также показать на этом плане место на котором предполагается построить церковь.

Во исполнении данного указа благочинный Василий Грицианов 16 сентября 1836 года подает второй рапорт в Нижегородскую духовную консисторию.
В котором прилагает план с описанием:
в селе Ковакса церковной земли ныне имеется:
- пашенной 30 десятин;
- луговой (сенокосной) 3 десятины;
- усадебной в длину 175 а в ширину 49 сажень, которая отстоит от церкви на расстоянии по прямой линии с поворотом на 291 сажень и находиться рядом с полевой пашенной церковной землей;
- селидебной шириной 48 а длиной 10 сажень, окруженный болотами;
- особый огород близ дома священника длиной 16 а шириной 11 сажень;
- место на котором предполагается построить церковь имееться после сгоревшей деревянной церкви, возвышенное, в окружности 72 сажени.

Приложен план церковной земли.
13.jpg

Фасад и план самой церкви составленный архитектором казённой палаты Кизеветтером отсутствует в деле, но есть пометка: «план, фасад и храмовая грамота на построение в селе Ковакса каменной церкви выданы церковному старосте Феоктисту Петрову» За не умением его грамоте и по его личной просьбе руку приложил консисторский сторож Василий Делекторский.

8 октября 1836 года Нижегородская духовная консистория слушала дело и рапорт по построению новой каменной церкви в селе Ковакса и приняла положительное решение.


Приложение: план из дела с сохранением масштаба в метрической системе перенесён на спутниковую карту села Ковакса. На карте указано место постройки новой церкви и места под дома причта.
Пересчёт на основании указа Николая I «О системе российских мер и весов», с 11 октября 1835 года, длина сажени была приравнена к длине 7 английских футов, то есть к 2,1336 метрам

bez_imeni.jpg
Лайк (4)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490

BobkovNV написал:
[q]
21 сентября 1833 года Никольская деревянная церковь сгорела от бывшего в том селе пожара
[/q]


В рукописи посвященной крестьянскому роду Антоновых из Коваксы есть сведения о появлении улиц. В ней описывается что в селе было всего две улицы до отмены крепостного права в 1861 году это Казенная и Новосильцева, названные так по проживанию на них государственных и помещичьих (по фамилии помещика) крестьян. А после дарования государем Александром 2 свобод появляется еще одна улица Новая. Названа она так потому-что выстроена заново с нуля после пожара в селе произошедшего по причине массовых празднований в честь отмены крепостного права. Крестьяне так гуляли что сожгли пол села, пришлось ставить новые дома на новом месте и их было так много что образовалась новая улица, параллельная Казенной.

Но исходя из новых данных 1833 года и карте Менде 1850 года, предполагаем что Новая улица была образована после пожара в 1833 году когда и сгорела первая деревянная церковь.
Если смотреть на карту то уже на 1850 год видно три улицы Новосильцева, Казенная и Новая.

mende1850.jpg
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 21 22 23 24 25 * 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈