Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ковакса

Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 16 17 18 19 20 * 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
VirinaV

г.Арзамас Нижегородской обл.
Сообщений: 1839
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 2381
ГАНО г.Арзамас Ф.Р-703 оп.2 дд.1-5
Ведомости на выдачу зарплаты
служащим Коваксинского сельсовета и
учреждений, состоящим на его бюджете.

(ФИО, ставка в месяц)

СЛУЖАЩИЕ СЕЛЬСОВЕТА

1934 год
Конов Мих.Ив. -300 руб.
Ларина Л. -160 руб.
Севастьянов Д.С. -145 руб.
Лачугин Петр Ив. -200 руб.
Миронов Иван Ал. -160 руб.

1935 год
Конов Мих.Ив.- пред. с/с -300 руб.
Увакин Ив.Алек. -секр. -160 руб.
Тарасова Е.Н. -секр. -145 руб.
Севастьянов Д.С. -счет -145 руб.
Лачугин Петр Ив. -делопр.-100 руб.

1936 год
Конов Мих.Ив.- пред. с/с -200 руб.
Козунов Мих.Ив. –зам.пред. -175 руб.
Увакин Ив.Алек. -секр. -160 руб.
Шаматов Ив.Вас. -счет -145 руб.

1937 год
Пучков Иван Васильевич- пред. с/с -250 руб.
Лоськов А.М. –зам.пред. -175 руб.
Суслов М.В. -секр. -160 руб.
Беляков И.Сем. -секр. -160 руб.
Шаматов Ив.Вас. -счет -145 руб.

1939 год
Пучков Иван Васильевич.- пред. с/с -207 руб.
Беляков И.Сем. -секр. -165 руб.
Баландин Ф.Сер. -сторож -50 руб.

1939 год ноябрь
Фролов Фед.Ив. -пред. с/с -300 руб.)
Солдатов Сем.Дм. -секр. -200 руб.)
Лачугин Петр Ив. -счет. -175 руб.
Баландин Ф.Сер. -сторож -50 руб.


УЧИТЕЛЯ

1934-1935 уч. год
Сулимов Григорий М. –зав. Коваксинской школы – 89 руб.
Сулимова Ольга Ник. –учит. – 95 руб.
Добротворская Вера Дмитриевна – учит. – 89 руб.
Игонина Александра Ивановна – учит. – 89 руб.
Корнеева Клавдия Федоровна – учит. – 89 руб.
Судьин Анатолий Александрович – учит. – 80 руб.
Яшанина Раиса Григорьевна – учит. – 89 руб.
Яковлева Юлия Николаевна – зав. Лидовской школы – 89 руб.
Полягин Михаил Иванович – учит. Лид.шк. – 80 руб.
Шлекова – учит. Лид.шк. – 89 руб.
Бурцева Антонина Алексеевна – зав. Свобод. школы – 89 руб.
Старов Н.И. – зав. Пияв.озер. школы – 89 руб.
Сурцов Ник.И. -.учит. Пияв.оз.шк. – 80 руб.
Ратников Алексей Иванович – учит. Пияв.оз.шк. – 89 руб.

1935 год ноябрь
Малыгаев Иван Михайлович –зав. Коваксинской школы 3 разряд -95 руб.
Сулимова Ольга Ник. –учит. 3 разряд -104 руб.
Тарасова Нина Петровна – учит. 2 разряд -87 руб.
Судьин Анатолий Александрович – учит. 1 разряд -80 руб.
Яшанина Раиса Григорьевна – учит. 2 разряд -87 руб.
Алехина Зинаида Васильевна – учит. 3 разряд -95 руб.
Акишина Прасковья Ивановна – учит. 1 разряд -80 руб.
Талалин Алек.Васильевич – учит. 3 разряд -95 руб.
Яковлева Юлия Николаевна – зав. Лидовской школы 2 разряд -87 руб.
Горбунов Михаил Петров – учит. Лид.шк. 1 разряд -80 руб.
Бурцева Антонина Алексеевна – зав. Свобод. школы 2 разряд -87 руб.
Ратников Алексей Иванович – зав. Пияв.озер. школы 1 разряд -80 руб.
Ратникова Александра Ивановна – учит. Пияв.оз.шк. 2 разряд -87 руб.

1936 год март
Семин Иван Васильевич –зав. Коваксинской школы -87 руб.
Судьин Анатолий Александрович– учит. -80 руб.
Яшанина Раиса Григорьевна – учит. -87 руб.
Астреина Мария Николаевна – учит. 95 руб.
Алехина Зинаида Васильевна – учит. -95 руб.
Акишина Прасковья Ивановна – учит. -80 руб.
Яковлева Юлия Николаевна – зав. Лидовской школы -87 руб.
Горбунов Михаил Петрович – учит. Лид.шк. -80 руб.
Бурцева Антонина Алексеевна – зав. Свобод. школы -87 руб.
Ратников Алексей Иванович – зав. Пияв.озер. школы -80 руб.
Ратникова Александра Ивановна – учит. Пияв.оз.шк. -87 руб.

1937 год
Из бюджета сельсовета учителям зарплату уже не платят.
А только оплачивают квартирные и керосин

Астреина Мария Николаевна – 62 руб.
Сулимова Ольга Ник. – 62 руб.
Маслова Валентина Степановна – 62 руб.
Яковличева Александра Георгиевна – 62 руб.
Колесова Антонина Федоровна – 62 руб.
Судьин Анатолий Александрович – 62 руб.
Яшанина Раиса Григорьевна – 62 руб.
Крайнов Яков Васильевич – 62 руб.
Тюкин Иван Федорович – 25 руб.
Пугин Василий Ефимович – 12 руб.
Алехина Зинаида Васильевна – 62 руб.
Мелентьева – 12 руб.
Яковлева Юлия Николаевна – 62 руб.
Горбунов Михаил Петрович – 62 руб.
Бурцева Антонина Алексеевна – 62 руб.
Ратников Алексей Иванович – 62 руб.
Ратникова Александра Ивановна – 62 руб.

1939 год
Из бюджета сельсовета учителям выплачивали только квартирные -
всем по 12 руб. 50 коп.

Яковличева Александра Георгиевна – зав.шк.
Климин Василий Андреевич – зав.шк. с марта
Алехина Зинаида Васильевна
Астреина Мария Николаевна
Пугин Василий Ефимович
Судьин Анатолий Александрович
Тюкин Иван Федорович
Осинкин Федор Васильевич
Яшанина Раиса Григорьевна
Мелентьева
Лямина
Семин Иван Васильевич
Карпов
Яковлева Юлия Николаевна
Горбунов Михаил Петрович
Бурцева Антонина Алексеевна

1939 год сентябрь

Денисов А.П.
Жегалов Михаил Иванович
Лаптев А.П.
Тутаров А.П.
Почукалин Д.Н.
Куликова Н.Н.
Денисова В.И.
Яковлев К.П.
Егорова Е.М.
Астрегина Мар.Ник.
Кувшинова К.С.
Курганов И.И.
Яковлева В.И.
Яковличева Александра Георгиевна
Судьин Анатолий Александрович
Астреин В.Н.
Абаимова Е.Д.
Заботин
Яковлева
Семин Иван Васильевич
Осинкин Пар.
Ивашурина А.В.


СТОРОЖА ШКОЛ и СЕЛЬСОВЕТА

1934-1935 годы
Новикова Прасковья — сельсовет - 34 руб.
Новикова Пелагея — Ковакс.шк. - 28 руб.
Баландина Анна — Ковакс.шк. - 20 руб.
Федосеева — Лид.шк. - 20 руб.
Миронова — Своб.шк. - 24 руб.
Архипова — Пияв.оз.шк. - 24 руб

1937 год
Гордеева Екатерина — 40 руб.
Агапова Аграфена — 34 руб.
Дорофеев А. - 40 руб.
Архипова Ев. - 40 руб.

1939 год
Дорофеева Анна — 60 руб.
Дорофеева Екатерина — 60 руб.
Куракина — 60 руб.
Корнева — 60 руб.
Головина — 60 руб.


СЛУЖАЩИЕ ФЕЛЬДШЕРСКОГО ПУНКТА

1934-1937 годы
Цопов Иван Андреевич — зав. ФП — 125 руб., 136 руб, 250 руб.
Цопова Марья Ивановна — техн.работник — 49 руб., 54 руб., 60 руб.

1939 год
Лямин Дмитрий Андреевич — фельдшер — 311 руб.
Новикова Ефросинья — санитарка — 75 руб.
Храмова Вера Михайловна — акушерка — 260 руб.


КУЛЬТУРНИК

1934-1935 годы
Бибишкин Николай Алек. - 95 руб., 105 руб.


ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

С сентября 1935 — 1936 годы
Абросимова Анна В. - 85 руб.

1937 год
Радеев М. Георгиевич — 98 руб.


РАБОТНИКИ КЛУБА И ШКОЛЫ

1939 год
Яковлев Константин П. - работник клуба - 100 руб.
Гусева Прасковья Ивановна — библиотекарь — 150 руб.
Мелясов Петр Иванович — библиотекарь (с апреля) — 150 руб.
Карпов Иван Иванович — пионервожатый — 225 руб.
Широкова Екатерина Васильевна — пионервожатая (с сент.) - 200 руб.
Абросимов Архип Захарович — делопроизводитель — 115 руб.
Бобков Иван Иванович — завхоз н.с.ш.* - 115 руб.
*) н.с.ш. - неполная средняя школа (5-7 классы)


ПЕНСИИ ИНВАЛИДАМ ВОЙНЫ

1935- 1937 годы
Филатов В.П. 25 руб., 82 руб.
Храмов Александр Я. - 17 руб., 34 руб.
Силаева А.П. - 13 руб.
Ванюгин Петр В. - 4 руб., 20 руб.
Ванюгина Мар.П. - 4 руб., 15 руб.
Лайк (4)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
«Церковь» - старообрядческий церковно-общественный журнал. 26 мая 1913г.

На святой недели епископ Иннокентий предпринял весенний объезд своей епархии. Посетил, в том числе и Арзамасский уезд.
В пятницу владыка прибыл в село Чернуха. Здесь два прихода при двух церквах. Вечерню и утреню преосвященный служил в одной церкви где священствует о. Феоктист, а обедню в другой, где служил о. Домиан. Народу было свыше 500 человек. После службы владыка сказал назидательное слово.

Из Чернухи Иннокентий отправился в деревню Пиявочное Озеро, где служил в Фомино воскресение. Христиане этой деревни и ее окрестностей обращены иноком Арсением, и епископ Иннокентий поставил им священника из местных жителей в церковь выстроенною уже после провозглашения свободы.

[Подразумевается указ Николая II в 1905 году: «Об укреплении начал веротерпимости» — законодательный акт, именной указ императора Всероссийского Николая II Правительствующему сенату о введении в Российской империи начал веротерпимости. Подписан 17 (30) апреля 1905 года. Согласно Указу, всем российским подданным предоставлялось право исповедовать любое вероучение. Указом существенно изменялось правовое положение старообрядцев, сектантов, представителей иностранных и иноверных вероисповеданий. С выходом Указа в России была установлена свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов, снизился уровень неравноправия религиозных обществ. Указ не устанавливал равенство между признанными в Российской империи вероисповеданиями и вероучениями, сохраняя приоритетные в государстве позиции Православной российской церкви]

В этот же день Иннокентий прибыл в соседнее село Ковакса, а на другой день в понедельник отслужил литургию.
На следующий день отправился в село Собакино. И затем отбыл в Нижний.

Для справки: Митрополи́т Инноке́нтий (в миру Ива́н Григо́рьевич У́сов; 23 января 1870, посад Святск, Суражский уезд, Черниговская губерния — 3 [16] февраля 1942, хутор Писк, близ Браилы, Румыния) — предстоятель зарубежной части Русской православной старообрядческой церкви с титулом — митрополи́т Белокрини́цкий и все́х христиа́н, в расе́янии су́щих. Проповедник и духовный писатель.

800px-episkop_nijegorodskii_innokentii_(usov).jpg
Епископ Нижегородский Иннокентий (Усов)
Лайк (1)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (НГИАМЗ) – старейший музей Нижегородской области. Более ста лет собирались его богатые коллекции. Поражает разнообразие предметов археологии и нумизматики, народного и декоративно-прикладного искусства, письменных и естественно-исторических памятников, среди них – выдающиеся образцы русской и западноевропейской культуры из частных собраний коллекционеров, любителей старины. Значительная часть музейных предметов является церковным художественным наследием прошлого. Иконы, книги, богослужебная утварь, предметы церковного облачения поступили в музей из нижегородских храмов в 1920-е годы. Это время ознаменовалось антирелигиозной пропагандой, процессом разрушения основ веры у народа, сопровождавшимся закрытием церквей и изъятием церковных ценностей. Такова была политика нового молодого государства.

В середине 1920-х гг. в музейной практике разрешался обмен «предметов религиозного культа не музейного значения» на «музейный материал». Такие решения принимались с целью пополнения фонда историко-бытового отдела музея. 25 августа 1925 г. иконы из Спасо-Преображенского собора: «икона Серафима Саровского в медном окладе с эмалью и икона Великомученицы Екатерины в такой же ризе были обменены на предметы народного быта у общины верующих села Ковакса Черновской волости [Чернухинская волость] Арзамасского уезда (представитель общины Беляков Василий Федорович)» [ЦАНО. Ф.1684.Оп.1. Д.72. Л.86]. Но вместе с тем Совет Нижегородского государственного музея, утвердивший такой обмен, советовал «в дальнейшем от обмена на иконы воздержаться» [ЦАНО. Ф. 1684. Оп.1. Д.55. Л.142].

Источник: 2022/Варэс Л.Н./Реликвии старого храма
Лайк (4)
VirinaV

г.Арзамас Нижегородской обл.
Сообщений: 1839
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 2381
BobkovNV

Встречались ли Вам какие-либо сведения о служении в 1936 году в церкви села Коваксы или в церкви с.Свободное (Майны) священника Валенцова Мокея Федоровича?
https://forum.vgd.ru/post/2306/32177/p4302465.htm#pp4302465

Церковь в с.Свободное (Майна) была закрыта в 1937 году.
А в Коваксе - в 1936 году?
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
VirinaV

Год закрытия церкви в Коваксе только со слов. Документального источника пока нет.
Валенцов в имеющихся у меня данных не встречается.
Лайк (1)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Источник: ВОЛОНТЕРСКИЙ ПРОЕКТ ПО МОЛОКАНАМ, СТАРООБРЯДЦАМ, ДУХОБОРАМ, СКОПЦАМ И ДРУГИМ РЕЛИГИОЗНЫМ МЕНЬШИНСТВАМ!

РГИА ф.1284 оп.195-222

дело: По отношению Нижегородского военного губернатора о раскольниках Арзамасского уезда деревни Катихи и села Коваксы, прикосновенных к делу о скоропостижно умершем крестьянине Николаеве - 1835 год
Лайк (3)  |  Жалоба (1)
VirinaV

г.Арзамас Нижегородской обл.
Сообщений: 1839
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 2381
Однажды здесь уже была ссылка на рассказ Люсии Пент История рода Антоновых из Коваксы
https://forum.vgd.ru/post/2340/87600/p2669552.htm#pp2669552

В сетях Интернета обнаружились ещё её же произведения о Коваксе:

История села Ковакса
https://proza.ru/2014/11/30/673

Коваксинские говоруньи
https://proza.ru/2014/11/30/637
Лайк (6)
Domitian
Модератор раздела

село Виняево Арзамасского района
Сообщений: 842
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 692
Ф.21 Оп.1 Д.344 Л.154-154об
Список отставных нижних чинов, проживающих в Коваксинской волости как пострадавшие при обороне Севастополя, так и болезненные, поступившие на службу до 8.09.1859 г., но не состоящие под покровительством Александровского комитета о раненных:

1. Унтер-офицер Семен Агафонов Жулин, время поступления на службу 8.12.1855 г., уволен в отставку 20.01.1876 г.
2. Рядовой Василий Яковлев Жулин, поступил на службу 24.09.1851 г., уволен в отставку 01.01.1872 г.
3. Отдельный унтер-офицер Иван Андреев Илюхов, поступил на службу 22.06.1854 г., уволен в отставку 2.01.1875 г.
4. Унтер-офицер Иван Ефимов Чахлов, поступил на службу 7.12.1855 г., уволен в отставку 5.01.1876 г.
5. Рядовой Михаил Васильев Голов, поступил на службу 3.11.1853 г., уволен в отставку 25.01.1874 г.
6. Рядовой Никифор Иванов Лямаев, поступил на службу 2.11.1853 г., уволен в отставку 25.01.1874 г.
7. Рядовой Иван Филиппов Филиппов, поступил на службу 3.11.1853 г., уволен в отставку 25.01.1874 г.
8. Унтер-офицер Федор Антонов Боровков, поступил на службу 26.07.1875 г. (так в документе), уволен в отставку 2.01.1875 г.
---
Ищу любую информацию по с. Виняево Ардатовского (Арзамасского) уезда и его жителях
Лайк (4)
fisherboy

Москва
Сообщений: 180
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 500

Domitian написал:
[q]
ГАВО г. Владимир Ф.556 Оп.4 Д.202 Прошение помещика и прихожан Арзамасского уезда Коваксы и Котихи о построении новой деревянной церкви 1776 г.
[/q]


Данное дело оцифровано и стало доступно в личном кабинете на сайте Владимирского Архива https://vladimir.kaisa.ru/login :

№ п/п
Фонд
Опись
Дело
Заголовок
Хронологические рамки
Кол-во листов

8
556
4
202
Прошение помещика и прихожан вотчинных деревень Арзамасского уезда Коваксы и Котихи о построении новой деревянной церкви
31 июля 1767 г. – 29 ноября 1776 г.
109

Лайк (3)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
В данной теме неоднократно затрагивалось дело 448 – состоит из нескольких донесений воеводы г. Арзамаса Тимофея Булгакова. (РГАДА . Ф . 159 . Оп . 3 . Д. 448) но полностью не выкладывалось и не анализировалось.

1. Донесение из Арзамаса о самосожжениях старообрядцев в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда. 1675г. (л. 25-28)

/л. 25/ Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, холопы твои Тимошка Булгаков, Васка Мордвинов челом бьют.

В нынешнем, Государь, во 183-м году, мая в 14 день бил челом тебе, Великому Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу полковник Василей Челюскин, в Арзамасе, в приказной избе подал нам, холопам твоим, челобитную, а в той челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, мая против третьяго на десять число в ночи огорели ево, Васильевы, крестьяне Арзамасского уезда деревни Коваксы Александрко Васильев с женою и с детми, да у Мамошки Сергеева шестеро детей на овинах самохотно. А он де, Мамошка, взят был к нему, Василию, на двор и, услышав де он, Мамошка, что те крестьяне погорели, и он де, Мамошка, сам себя ножем поколол.

И, чтоб ты, Великий Государь, пожаловал ево, Василия, велел из Арзамаса послать дозорщика и тех погорелых крестьян дозрить и Мамошку роспросить и взять в Арзамас. И против ево, Васильева, челобитья посылали мы, холопы твои, арзамасской приказной избы подьячего Василия Шумилова для досмотру и допросу, и для прелесников, кто их /л. 26/ тому прелесному делу учил и на овинах жетца.

И арзамасской избы подьячей Василей Шумилов подал нам, холопам твоим, в приказной избе доезду своего память, а в доездной памяти и в росписи написано: самосгорело деревни Коваксы разных помещиков крестьян на двух овинах 73 человека.

Да полковника ж Василья крестьян Челюскина, тое ж деревни Коваксы Мамошка Сергеев перед нами, холопами твоими, в приказной избе в допросе сказал: детей де у него Мамошкиных сгорело три сына да три дочери лет по семнадцати и по десяти и меньше, и от чего они сгорели, от какой прелести, и он, Мамошка, того не ведает, в то число был у помещика своего в селе Туманове, а ножом де поколол он, Самошка, себя сам только услышал то, что дети ево пожглись.

Да той же деревни вдовы Орины, Гавриловской жены Козлянинова, крестьянская вдова Палашка, Офонасьева дочь, в расспросе сказала: муж де ее Емелька от какой прелести на овине сгорел, и она де того не ведает, а ушел у нее с постели ночью, у сонной, а прелесников де она, Палашка, в той деревне никого не видела.

Да в нынешнем же, Государь, во 183-м году, июня в 10 день бил челом тебе, Великому Государю, стольника Петров крестьянин Матюшина Арзамаского уезду деревни Пасьяновы Петрушка Иванов с това/л. 27/рыщи в Арзамасе, в приказной избе нам, холопам твоим, подал челобитную, а в челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, июня против десятого числа стольника Петров крестьянин Матюшина деревни Пасьяновы Мишка Ильин сгорел в бане с дочерми своими и со внучаты, сам шесть, неведомо каким умыслом и чтоб ты, Великий Государь, ево, Петрушку, пожаловал, велел те горелые тела дозрить и челобитье ево записать, а иных крестьян в том пожеге допросить.

И июня ж в 10 день для досмотру тех погорелых крестьян посылали мы, холопи твои, приказной избы подьячего Афонасья Попова, и подьячей Афонасей Попов, приехав в Арзамас, подал нам, холопам твоим, в приказной избе доезду своего память за руками, а в доездной памяти написано: стольника Петра Матюшина крестьянин деревни Пасьяновы Мишка Ильин с дочерьми своими и со внучаты сгорели шесть человек.

Да стольника ж Петра Матюшина деревни Пасьяновы крестьяне Фетка Марков, Кирюшка Лукьянов перед нами, холопами твоими, в Арзамасе, в приказной избе в допросе сказали: крестьянин Мишка Ильин с детьми своими и со внучата каким умыслом и какою прелестию сгорели /л. 28/ и кто их в бане зажигал, и они де того не ведают, и прелесников де у себя в той деревне Пасьянове никаких не видали.

И мы, холопы твои, тех деревень приказщикам и старостам и крестьянам заказ о прелесниках учинили крепкой — буде где объявятся прелесники, и тех прелесников велели мы, холопы твои, имать и приводить их в приказную избу.

2. Грамота по донесению воеводы г. Арзамаса Тимофея Булгакова. 1675г. (л. 29-30)

/л. 29/ От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца в Арзамасе воеводе нашему Тимофею Богдановичу Булгакову да подьячему Василию Мордвинову. В нынешнем во 184-м году октября в 12 день писали вы к нам, великому государю, что полковника Василия Челюсткина и иных разных помещиков многие крестьяне с женами и с детьми самохотно сгорели, а кто их прельстил, про то не сыскано.

И как к вам эта наша, великого государя, грамота придет, и вы об прелестниках в Арзамасе, на посаде и в Арзамасском уезде заказ велели учинить накрепко и клич велели кликать по многим торговым дням всем, чтобы всяких чинов люди таких прелестников к вам в Арзамас в приказную избу и сами б, где такие раскольники и прелестные люди, которые таковому злому делу учат, сыщутся, велели их имать и сажать в особую тюрьму скованных и велети их беречь накрепко, /л. 30/ чтоб из тюрьмы не ушли, и караулить их велети стрельцам и пушкарям и затинщикам, скольким человекам пригож, и о том к нам, великому государю, писали тотчас, а отписку велели подавать в Новгородском приказе боярину нашему Артемону Сергеевичу Матвееву, да дьяком нашим думному Григорию Богданову да Василию Бобинину, да Емельяну Украинцову.

Писан на Москве лета 7184 году октября в 13 день. Память дьяка Емельяна Украинцова послана с пушкарем с Матюшкою Пусковым.

Вот как эти события Н.Ф. Филатов описывает в своей книге «Веси Нижегородского края», 1999 год:

В хронике событий Нижегородского края после подавления крестьянской войны под предводительством Степана Разина, в ходе которой Арзамас, как известно, был не только главным штабом дворянского ополчения Ю. А. Долгорукова, но и местом массовых казне повстанцев на «ивановских буграх», есть важная летописная запись 1672 года «… в Нижегородском Закудемском стану во многих селах и деревнях крестьяня к церкви Божией не приходили, и пения церковнаго и таинств не принимали, и во всем от раскольников развратилися, и многия по прелести их с женами и с детьми на овинах пожигалися».

Во время повстанческого движения в Поволжье 1670 года деревня Ковакса оказалась в зоне активных действий разинцев, поэтому прибывший 4 октября в Нижний Новгород из Суздаля полк рейтар полковника Василия Челюскина был незамедлительно отправлен в район арзамасских сел Чернухи и Никольского, прошел «огнем и мечом» через деревню Коваксу. После этого она долгие годы сохраняла следы разорений. За участие же в подавлении разинского движения полковник Василий Челюскин получил деревню Коваксу с округой в поместье. [К сожалению у Филатова не указан источник откуда взята данная информация. Видимо крестьяне Коваксы и соседних сел принимали участие в бунте или скрывали мятежников у себя.]

Узнав о массовых самосожжениях крестьян, Василий Челюскин отправился в свое поместье, после чего 14 мая 1675 года подал в приказной избе Арзамаса воеводе Тимофею Богдановичу Булгакову и государеву подьячему Василию Мордвинову челобитье.

В Коваксу для следствия был направлен местный подьячий Василий Шумилов, который по возвращении представил воеводе и государеву подьячему Арзамаса «доезду своего память» [отчет]. В котором указано о самосожжении на двух овинах 73-х крестьян разных помещиков, в том числе у полковника Василия Челюскина крестьяне: Александрко Васильев с семьей, да у Мамошки Сергеева дети.

Сам Мамошка Сергеев во время разыгравшейся в ночь на 13 мая 1675 года трагедии находился в усадьбе своего помещика, в селе Туманово. Известие о гибели сразу всех детей настолько ужаснуло отца, что Мамошка от горя ударил себя в грудь ножом, но его удалось спасти, а затем и допросить о случившемся в деревне.

Дала воеводе показания и жена сгоревшего тогда крестьянина деревни Коваксы Емельяна Афанасьева Пелагея, которая «в расспросе сказала: «Муж де ее, Емелька, от какой прелести на овине згорел, и она де того не ведает, а ушел у нее с постели ночью у сонной, а прелестников де она, Палашка, в той деревне никово не видала».

Следствие зашло в тупик, ибо крестьяне при всем трагизме событий категорически отказывались называть имена, да и сам факт пребывания в селениях старообрядческих наставников. Поэтому Арзамасский воевода, выполняя строжайшее правительственное предписание о борьбе с «пожогами», разослал по всем селам и деревням к посельским старостам и приказчикам местных вотчинников свой наказ, о поимки «прелестников» и направлении их в город Арзамас.

Таким образом, ответом на жестокие репрессии против участников разинского повстанческого движения в Арзамасском крае и на усиление духовного гнета, проявившегося в насильственном проведении церковных реформ патриархом Никоном, стало массовое самосожжение старообрядцев и их сторонников в Нижегородском Поволжье, переставших надеяться на установление на земле когда-либо социальной справедливости.

Если верить архивным документам и историку Филатову то с 1670 по 1675 год на крестьян обрушились подряд одно за другим два бедствия: разорение деревни полковником Василием Челюскиным и самосожжение 73-х человек. Такие события должны были привести к значительному запустению деревни и уменьшению количества, как людей, так и дворов.

Ужасную картину казней бунтовщиков описывает В. Г. Короленко в своем очерке – «Божий городок Арзамас», 1894 год:

«Коротки и кровавы были дни молодецкого разгула и мести, коротка и жестока была также и расплата. Настроили заплечные мастера целый лес столбов с перекладинами. Кто же это висит там, на горе? Злодеи и напрасные душегубы, проливавшие неповинную кровь, или подлинные защитники народной воли, грозные мстители вековечной неправды? Правда, казацкая сабля плохо разбирала друзей и врагов, хмельной разгул вольной волюшки лил кровь, как вино; и об атамане Степане Тимофеевиче тоже вспоминали, наверное, не в одной деревне: "Строгой был, строгой, нечего сказать, строгой!"
И в жесточи, очевидно, недостатка не было. Бунтовщиков свозили к Арзамасу. По дорогам стояли виселицы, колья и колеса, и город во время одной из подобных расправ, по словам очевидца-современника, походил на ад: более недели кругом стояли стоны нестерпимых мучений, и хищные птицы носились над местом казни...»

Но просматривая количество дворов и крестьян, указанных в переписных книгах за 1646 и 1678 годы, выясняется, что население деревни ни то чтобы резко не уменьшилось, а даже незначительно увеличилось:
1646г. - 16 дворов, 102* души;
1678г. – 21 двор, 122* души,
* - количество душ указано с учетом женского пола грубым увеличением в 2 раза, т.к. учитывали только мужской пол.

На небольшую убыль указывает и переписная книга Арзамасского уезда 1678 года, где писцами отмечены всего 4-е пустых двора в Коваксе:

1. двор пуст: Федоска Якимов с женой и с детьми собрався на овин сгорели.
2. двор пуст, Антропка Васильев с женой и с детьми бесовской прелестью собрався на овин сгорели в 183[1675] году.
3. двор пуст, Ивашка Герасимов собрався с женой и с детьми дьявольским наветом на овин сгорели.
4. двор пуст, Ивашка Семенов с женой и с детьми дьявольским наветом собрався на овин сгорели.

Совсем не похоже на массовые «пожоги» или следы усмирения бунтовщиков.

Здесь либо подьячий Василий Шумилов что расследовал данное дело приписал лишних крестьян в мертвые души. Либо писцы что описывали деревню «пропустили» слишком много крестьянских дворов, так как их в первую очередь интересовало налогообложение а не религиозные споры. На самом деле число погорельцев должно быть больше, в действительности часть дворов где сгорели не все жители, не попали в этот перечень.

Попробуем разобраться что представляют из себя овины и сколько могло в них поместиться крестьян, в этом нам помогут исследования Нижегородского Архитектурного-этнографического музея-заповедника.
Овины - это были «очень небольшие деревянные постройки, где обычно перед обмолотом сушили снопы.
Деревянный овин — помещение двухъярусное. Сначала обустраивался подовин. Эта яма размером 3 х 4 метра, иногда и больше, служила как топка, оборудовался печью без дымохода. Стены такого земляного яруса укреплялись бревнами, сложенными или как сруб - горизонтально, или вертикально. На верхний ярус овинов (садило, сушило, насад, колосник) сажали снопы, посредством специальных жердей-колосников.
При очень влажных почвах (в северных областях) яму не выкапывали, нижний ярус строили или на земле (верховой овин), или наполовину врытым (полуверховой).
В связи с высокой пожароопасностью, их обустраивали за пределами крестьянских дворов, вдали от хозяйственных построек. Крестьянские общины достаточно часто строили один овин на несколько семей. Зажиточные же крестьяне могли сооружать их несколько и сдавать внаем беднякам, получая плату за это или снопами, или оказываемыми услугами. Ничто так быстро не воспламенялось, как эти срубы.
Верховой овин из деревни Шашки Семеновского уезда Нижегородской губернии, являет собой классический образец подобных сооружений, тип которых получил широкое распространение в средней полосе России в XIX столетии. Он представляет собой двухъярусный бревенчатый сруб 4×6 м.

Предположим что крестьяне собирались на верхнем ярусе, с учетом того что на нижнем ярусе или яме располагалась топка и размещался различного горючий материал, то несложно подсчитать сколько человек помещалось в различных типах овина. Неизвестно какой тип постройки был в Коваксе в 17 веке, но теоретически размещение 73-х человек на 2-х овинах не было не выполнимой задачей.

Остается еще одна неувязка в деле о самосожжении 1675 года, это то что имена крестьян указанные в отчете следователя Василия Шумилова не совпадают ни с одним именем в опустевших дворах в результате «гарей» в подворовой переписи 1678 года.
Рассмотрим более раннюю перепись 1646 года в которой попытаемся найти семьи связанные с «гарями»:

1. Двор: Васка Иванов сын Кадомец, с детьми: Александр, Антропка.
Глава семьи этого двора является отцом как крестьянина Александра Васильева указанного в 1675 год, так и Антропки Васильева отмеченного в 1678 году. Вероятнее всего два родных брата вместе с семьями и пожглись на одном из овинов.

2. Двор: Сергейка Иванов сын Кадомец с детьми: Степанко, Мамон, Елисейко, Лучка.
Здесь находим также крестьянина Мамошку Сергеева, 6-ть детей которого сгорели на овине. Три родных его брата отсутствуют в переписи 1678 года, большая вероятность что все они также пожглись в 1675 году. Судьба самого Мамошки Сергеева не известна чем закончилась после следственных дел, так как в последующих ревизиях он не встречается, зато в Коваксе записан двор братьев Федора и Игошки Мамонтовых, возможно не все его дети были принесены в жертву огненной смерти.

3. Двор: Васка Иванов сын Кадомец с сыном Исайка.
Этот двор интересен тем лишь, что в переписи 1678 года Исачко Васильев проживал с братом Сенкой, который указан писцами как бежавший в 1675 году, а также общим прозвищем с выше написанными дворами – Кадомец. Предполагаю в отчете следователей некоторые члены этой семьи также были записаны в список погибших при самосожжении.

4. Крестьянин Емельян Афанасьев отсутствует как в переписи 1646г. так и в 1678г.

5. Двор: Симонко Григорьев с детьми: Ивашко, Васка, Гаврилка.
Двор Ивана Семенова указан в писках 1678 года пустым в результате гарей. Гавриил Семенов не поддался «бесовской прелести» и остался жив, записан в 1678 году в отдельном дворе «бобылем», а вот его брат Василий не указан в дальнейших переписях, скорее всего, умер либо разделил участь старшего брата Ивана.

6. Двор: Гараска Микитин с детьми: Ивашко, Илюшка, с зятем Куземкой Фроловым да у Куземки сын Макарко.
Страший сын Иван Герасимов с семьей отмечен сгоревшим на овине в 1675 году. Младший сын Илюшка переведен в деревню Котиху, возможно из-за того что все его родственники «пожглись». Зять Кузьма Фролов с сыном пропал из переписей.

7. Оставшийся один двор Федоски Якимова указанный в 1678 году пустым в результате гарей не найден в списках 1646 года, возможно, это крестьяне которые переселились в деревню Коваксу между переписями.

Образуется группа из 7 дворов с разным количеством людей в каждом из них, связанных с самосожжением. Одна из таких групп (3 двора) носит общее прозвище - Кадомец, логично предположить, что так называли крестьян выходцев из города Кадома или Кадомского уезда. Возможно существует связь с крестьянами пришедшими из Кадома и самосожжением старообрядцев. Но род этот полностью не исчез в «огненной смерти» а продолжился в одной семье уже с прозвищем Кадомцев, которое потом трансформировалось в известную в селе фамилию Белоусовы. Белоусовы (по ул. Мушины) – один из родов, который участвовал в основании деревни Ковакса и по праву является первым кто заселял поселение.

В итоге информация в деле о самосожжениях, подтверждается записями в переписных книгах 1646 и 1678 годов. Расчеты по сохранившимся схемам и описаниям овинов позволяют сделать вывод, что с технической стороны у крестьян не должно было возникнуть проблем в осуществлении своего плана по самосожжению. Но количество сгоревших 73-х человек вызывают большие вопросы, так как достоверно известно, только о 5-ти семействах, остальных крестьян только косвенно можно отнести к участникам этих событий.

Для справки: События произошедшие в 1675 году и описанные в деле 448 одновременно в деревнях Ковакса и Пасьяново, не просто совпадение, эти поселения принадлежали до 1671 года одному помещику Морозову Ивану Глебовичу и скорее всего между ними присутствует связь при организации самосожжений старообрядцев.
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 16 17 18 19 20 * 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈