Ковакса
Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
14 декабря 2021 18:46 Domitian
Алексей, спасибо за материалы по военнослужащим. | | |
Domitian Модератор раздела
село Виняево Арзамасского района Сообщений: 842 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 691 | Наверх ##
28 декабря 2021 17:33 Ф.21 Оп.1 Д.293 Приемно-формулярные списки новобранцев 1900 г.
л.28-28об Букин Михаил Иванович Из крестьян с. Ковакса Дата рождения - 5.01.1879 г. Дата поступления на службу - 23.10.1900 г. Рост - 2 аршина 3 5/8 вершка Вероисповедание - из раскольников поморской секты Семейное положение - женат, жена Наталья Клементьевна, дети Тимофей 3 года, Варвара 1 год Определен в 21 драгунский полк
л.37-37об Козокин Михаия Яковлевич Из крестьян с. Ковакса Дата рождения - 1879 г. Дата поступления на службу - 23.10.1900 г. Рост - 2 аршина 5 2/8 вершка Семейное положение - женат, жена Аксинья Ивановна Определен в 21 драгунский полк
Ф.21 Оп.1 Д.294 Приемно-формулярные списки новобранцев 1900 г.
л.46-46об Агапов Савелий Андреевич Дата рождения - 1879 г. Дата поступления на службу - 23.10.1900 г. Рост - 2 аршина 4 5/8 вершка Вероисповедание - из раскольников поморской секты Семейное положение - женат, жена Дарья Андреевна, дочь Аксинья 2 Определен в 239 Окский резервный батальон
--- Ищу любую информацию по с. Виняево Ардатовского (Арзамасского) уезда и его жителях | | Лайк (2) |
BataninP Начинающий
Екатеринбург Сообщений: 31 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 34 | Наверх ##
25 января 2022 13:36 Всем доброго дня. Я из Екатеринбурга, зовут Петр. Как часто бывает, в зрелом возрасте решил покопаться в своих корнях. Прошу помочь, если кто имеет возможность и желание. За информацию готов платить. У меня пока два вопроса. Основной - найти местность (регион) откуда переселились первые Батанины на Урал, в д. Горскина (Тобольская губерния) и когда? Второй вопрос - одна из версий, что из д. Ковакса. Ищу подтверждение. Что известно мне - первое упоминание о Батаниных на Урале: ВЕДОМОСТЬ по учету домов и душ обоего пола деревни Горскина прихода Ильинской церкви села Басмановского за 1780 год. (ГАСО ф.322. д. № 2). - Семен Григорьевич Батанин 83 лет, его жена Степанида Григорьевна 83 лет, его сын Иван 39 лет, жена Ирина Мартыновна 30 лет +сын; - Яков Семенович Батанин 55 лет, его жена Марфа Игнатьевна, 53 лет, + дети (6); - Кузьма Максимович Батанин, 34 лет, его жена Дарья Максимовна, 34 лет, +дети (2); - Евтифей (Тимофей) Михайлович Батанин, 34 лет, его жена Ирина Демидовна, 34 лет, + дети (6); - Никита Гаврилович Батанин, 44 лет, его жена Маремьяна Ивановна, 44 лет, + дети (8). Никита Гаврилович - мой пра......дед. Мой дед был старообрядцем ("австрийцем"). Расстрелян в 1937 году. Надеюсь на удачу. | | Лайк (2) |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
26 января 2022 21:19 BataninP
Ни по одному человеку не обнаружилось совпадений с Батаниными из села Ковакса, на это может быть несколько причин:
1. Люди не имеют ни каких родственных связей а фамилия/прозвище могла развиваться в нескольких местах одновременно. 2. Возможно не достает каких-либо данных, частичек которые могут указать на связь (маловероятно так как почти все документы по переписи крестьян 18 века изучены) 3. Так как в Коваксу помещики переселяли крестьян из соседнего села Туманово, то там могла остаться часть родственников рода Батаниных а уже от туда попасть на Урал.
Батанины принадлежали помещице Головиной Анне Борисовне в 1710 году 1 и 2 РС , далее числились в 3, 4, 5 РС за Гурьевыми/Чириковыми. Все три фамилии имеют родственные связи.
Необходимо узнать какому помещику они принадлежали по переписи 1780 года, какая-то зацепка нужна откуда они приехали. | | |
BataninP Начинающий
Екатеринбург Сообщений: 31 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 34 | Наверх ##
8 февраля 2022 21:42 >> Ответ на сообщение пользователя BobkovNV от 26 января 2022 21:19 Большое спасибо за советы. Буду искать. | | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
20 февраля 2022 18:13 Что скрывает земля и версия появления села Ковакса.Рассмотрим несколько предметов найденных в разное время на территории села Ковакса и в непосредственной близости оного. В каждом населенном пункте огромное количество утерянных или брошенных вещей лежит под ногами: это посуда в виде старых чугунков и различной керамики, предметы крестьянского быта и разнородные орудия труда. Но мы рассмотри предметы, которые помогут нам пролить свет на историю селения в прошлом. Элементы конской упряжи, монеты и религиозные вещи - три самые распространенные группы предметов. Холодного, огнестрельного оружия и их частей пока не обнаружено или мне неизвестно. Элементы конской упряжи. С древнейших времен, кони играли огромную роль в жизни людей, с ними воины отправлялись на войну, а в мирное время служили сельскому хозяйству и являлись как средством передвижения. Создавать для них атрибуты, всегда было свойственно человеку, как для декоративного так и для религиозного значения.Крестьяне предполагали, чтобы уберечь коня, элементы должны быть из меди, так как медный звон способен отпугивать злых духов, во время поездок. Конские принадлежности для езды, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми обычные для 19-20 веков 2. Религиозные вещи – крестики, иконки, складни Основная масса приходиться на крестики, а рассмотрим из них старообрядческие (о таком выборе будет понятно ниже). Как зародилось раскольническое движение в селе и откуда пришло, предстоит еще выяснить.  Представленные крестики датируются 19-ым веком, обычные, т.е. носили простой люд, крестьяне. 3. Монеты Монеты в большей части советского времени, реже встречаются периода российской империи и уже редкость найти времен русских царей 16-17 века.   - Полушка, медная монета 1735 года времен Анна Иоанновны.   - Псковская медная копейка Алексея Михайловича. Чеканилась с 1655 по 1663. В ходе реформы 1654-1663 гг. в Пскове возобновилась чеканка, на этот раз медных монет. Непомерный выпуск, ничем не обеспеченных медных монет, вскоре привёл к росту недовольства простого народа, ведь налоги государство требовало платить серебром. Всё вылилось в бунт, начавшийся 1662 года в Москве.Восстание вскоре было жестоко подавлено, однако уже в 1663 году по указу царя чеканка медной монеты полностью отменяется, монетные дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалование опять стали выплачивать серебряными деньгами, а медные деньги полностью изъяли из обращения.   - Псковская деньга, серебряная монета независимой Псковской республики, чеканившаяся с 1425 до 1510 года. В 1510 г. Василий III присоединяет Псковскую республику к Москве, после чего выпуск данной монеты был прекращен. В обращении они оставались до 1535 г. Последние две монеты самые интересные и как раз вызывают множество вопросов. Конечно, вариантов появления монет может быть много, и прямой зависимости существования, какого либо поселения в этот период с датами на монетах нет. Известно точно что по писцовой книге Арзамасского уезда 1621-1623 годов при описании владений боярина Глеба Ивановича Морозова никакого поселения на месте сегодняшнего расположения села не было, и только в 1670-х годах начинают встречаться первые его упоминания как починок Ковакса. Вполне возможно что крестьяне с псковской земли были переселены помещиком, очень распространенное явление тех времен для заселения пустых мордовских земель. Прихватив с собой монеты потеряли их со временем на новом месте. Более вероятно конечно предположить что они попали на это место позже того времени когда чеканились и были в обороте. Что же было в 16-ом и первой половине 17-го века до появления починка: бортные ухожья (в состав входили: бортный промысел, бобровые гоны, рыбные ловли, охотничьи угодья на дикого зверя), сенокосы, пашни, возможно покинутое мордовское поселение? Можно также допустить, что несколько домов могли уже стоять как временные строения для проживания бортников во время промысла а в писцовую книгу не внесены, были не податными (не облагались налогами). Это была территория (вотчина) стольника и боярина Глеба Ивановича Морозова (1593-1662) - село Туманово и деревня старое Туманово на реке Теше, что были дворцовыми а по Государевой Царской и великого князя Михаила Федоровича всея Руси жалованной вотчинной грамоте даны ему за Царя Васильево Московское осадное сидение в 1618 году. Рассмотрим вопрос даты появления починка со стороны владельцев имений. Глеб Иванович родной брат боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича Тишайшего, но более известен тем, что вторым браком был женат на Феодосии Прокопьевне — знаменитой проповеднице староверия «боярыне Морозовой». И тут возникает вопрос, какая может быть связь между возникновением починка Ковакса и боярыней Морозовой. Мог ли церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве стать причиной появления новых поселений? Реформа патриарха Никона состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах. Противники реформы, были объявлены еретиками и преданы анафеме на Московском соборе 1656 года и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия. В 1662 году после смерти боярина Глеба Ивановича Морозова вотчина в Арзамасском уезде отказана его жене Феодосии (1632-1675) с сыном Иваном с селами новое Туманово, с деревнями старое Туманово и Глинная – Котиха тож. Как видно поселение с названием Ковакса отсутствует. Вполне вероятно предположить что некоторые крестьяне не приняли реформ Никона и желая сохранить свой уклад захотели переселиться на новые места, в чем могла быть оказана помощь и поддержка самой боярыней Морозовой для защиты старой веры от нападок со стороны священства. Впервые Ковакса встречается в письменных источниках в 1675 году в связи с массовыми самосожжениями крестьян, которые были спровоцированы усилением насильственного проведения церковных реформ патриархом Никоном и «проповедниками раскола». Общеизвестный факт что старообрядчество в данном селе было очень распространено, более половины крестьян даже в начале 20 века относили себя к старой вере. Не зря рядом с Коваксой находиться 5-ть кладбищ 4–е из которых раскольнические разных течений, а по памяти стариков некоторых крестьян хоронили просто в ближайшем лесу. Сама же боярыня Феодосия Морозова - за приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. В итоге можно предположить что Ковакса основана старообрядцами переселившимися из села Туманово (по писцовым книгам) между 1650-1680 годами. Возможно косвенно этому способствовала своими распоряжениями боярыня Морозова. Еще один факт в пользу данной версии, это место которое было выбрано для нового поселения. В данный период оно находилось в глуши лесов вдалеке от административного центра и крупных дорог. Ко всему прочему место выбрано было на другом правом лесистом берегу реки Теша, где земля была намного менее плодородной по сравнению с черноземом к югу от реки где поля были заливными. По материалам к оценке земель нижегородской губернии Арзамасского Уезда за 1884 год - село Ковакса окружено со всех сторон (кроме северной, где пески) весьма типичными, серыми, с светло-каштановым оттенком, лесными суглинками. Не для того ли было выбрано такое место чтобы скрыться подальше от государственных и церковных властей. | | Лайк (5) |
ivn_vk Нижний Новгород Сообщений: 601 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 474
| Наверх ##
21 февраля 2022 9:43 >> Ответ на сообщение пользователя BobkovNV от 20 февраля 2022 18:13 BobkovNV написал: [q] Вполне вероятно предположить что некоторые крестьяне не приняли реформ Никона и желая сохранить свой уклад захотели переселиться на новые места, в чем могла быть оказана помощь и поддержка самой боярыней Морозовой для защиты старой веры от нападок со стороны священства.[/q]
..... BobkovNV написал: [q] В итоге можно предположить что Ковакса основана старообрядцами переселившимися из села Туманово (по писцовым книгам) между 1650-1680 годами. Возможно косвенно этому способствовала своими распоряжениями боярыня Морозова.[/q]
Относительно причин появления Коваксы и описанной версии Николая, возникла следующая идея ее корректировки. Возможно здесь было не добровольное с поддержкой Морозовых, а наоборот насильственное отселение жителей села Туманово ушедших "в раскол" дабы они не потянули за собой остальных его жителей. Интересно, имела ли место подобная практика. | | Лайк (1) |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
22 февраля 2022 12:04 ivn_vk
Спасибо за версию. Возможно она окажется более верной.
Основной позицией старообрядцев в отношении светского государства (ситуативно угнетавшего их) и огосударствленной новообрядческой церкви был категорический протест. Но этот протест редко выражался в активных формах — чаще всего он принимал вид эмиграции, чему основанием была традиционная христианская позиция непротивления властям, даже богоборческим.
Открыв в сети книгу по старообрядчеству России был значительно удивлён масштабом и подробностями этого явления.
Из книги - Культура русского старообрядчества XVII – XX вв. Издание третье, дополненное Кирилл Кожурин.
После начала церковных реформ многие православные священники и простые верующие не согласились принять нововведения и отказались признавать законность новообрядческой иерархии. Упорство русских людей в сопротивлении реформам вызвало волну преследований и казней со стороны правительства и господствующей церкви. Первой жертвой пал епископ Коломенский Павел, единственный из архиереев не побоявшийся открыто выступить против властолюбивого и гордого патриарха и без соборного суда лишенный за это кафедры. На соборе 1654 года Никон собственноручно избил епископа Павла, сорвал с него мантию и велел немедленно отправить в ссылку в далекий северный монастырь. Там епископ был подвергнут тяжелым мучениям, а затем, как гласит предание, заживо сожжен в срубе. Вслед за епископом Павлом в ссылки отправились и другие активные противники реформ — протопопы Иван Неронов, Аввáкум, Логгин и Даниил.
Чтобы заставить русский благочестивый народ принять новую веру и новые книги, собор, прозванный в народе «разбойничьим», благословлял подвергать ослушников соборных определений тягчайшим мучениям: заточать их в тюрьмы, ссылать, бить говяжьими жилами, отрезать уши, носы, вырезать языки, отсекать руки. Мучения и казни совершались в различных частях Русского государства. Были замучены инок Авраамий (1672), боярыня Морозова, княгиня Евдокия Урусова, Мария Данилова (1675). В 1668 г. началась осада царскими войсками главной святыни Русского Севера — Соловецкого монастыря, закончившаяся в 1676 г. его взятием и жестокой расправой над непокорными монахами (противостояние Соловецкого монастыря церковным и светским властям продолжалось с 1658 по 1676 г.). Другие вожди староверия: протопопы Аввáкум и Лазарь, дьякон Федор, инок Епифаний — были сосланы в далекий Пустозерск, находившийся за Полярным кругом, и там впоследствии сожжены.
Увлеченное «греческим проектом» правительство и покорные ему церковные иерархи жестоко преследовали людей старой веры: повсюду горели костры, людей сжигали сотнями и тысячами, резали языки, рубили головы, ломали клещами ребра, четвертовали. Все те ужасы, которые были хорошо известны русскому человеку из житий святых мучеников, пострадавших во времена языческого Рима, теперь стали страшной явью.
Духовенство и гражданское правительство беспощадно истребляли своих же родных братьев — русских людей. Пощады не было никому: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей.
В прямой связи с резким обострением гонений в 80-е гг. XVII в. стоит и такая важная проблема в истории старообрядчества, как самосожжения. Церковные историки XIX в. видели в массовых самосожжениях склонность старообрядцев к самоистреблению и даже преступление против христианских заповедей, светские же историки все пытались свести к слепому фанатизму. Однако в свете выявленных в недавнее время архивных документов ситуация представляется совершенно иной. Самосожжения были шагом отчаяния, ведь старообрядцы поджигали свои избы только в безвыходной ситуации, когда их поселения были окружены воинской командой. Если же старообрядцы попадали в руки солдат и отказывались переменить свои убеждения, их не ожидало ничего иного, кроме смертной казни в том же горящем срубе.
Насколько представленные сведения являются фактами неясно. | | Лайк (2) |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
23 марта 2022 22:35 Документы по благотворительной деятельности.
В сборнике представлены документы, характеризующие основные направления благотворительной деятельности в г. Арзамасе и Арзамасском уезде в 1914–1917 гг. С одной стороны, особое внимание уделено образованию и функционированию благотворительных организаций, образованных в связи с началом Первой мировой войны, а также показана работа местных органов власти, направленная на социальное обеспечение военнослужащих и беженцев, с другой, затронуты вопросы благотворительности в иных сферах общественной жизни города и уезда, рассмотрена роль частной благотворительной деятельности и продемонстрировано нелегкое положение людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, что помогает глубже понять всю трагичность человеческих судеб взывавших о помощи.
№ 53 Ведомость о вещах, собранных учителями и крестьянами Арзамасского уезда в Арзамасский уездный комитет общеземской организации помощи больным и раненым воинам и семьям призванных в действующую армию Не позднее 29 декабря 1914 г.
От кого поступило: [От] учительницы Вихровой на пожертв[ования] учеников Коваксинской школы Наименование предметов: холст Количество: 120 аршин № квитанции: 31 Примечание: - ГАНО, г. Арзамас. Ф. 2. Оп. 1. Д. 921. Л. 137–144 об. Отпуск. Рукопись. Чернила.
№ 126 Сообщение Арзамасского уездного предводителя дворянства Г.С. Панютина земскому начальнику 1-го участка Арзамасского уезда Э.Д. Шелейковскому о размещении беженцев в школах на территории волостей 1-го участка Арзамасского уезда 11 августа 1915 г.
Г[осподин] нижегородский губернатор телеграммой от 7 августа сего года уведомил меня, что в Арзамасском уезде надлежит разместить 15 000 беженцев. Распределение возложено на особый комитет под моим председательством. В вверенном Вам участке должно быть размещено 3100 человек, которые могут быть, по мнению комитета, размещены по волостям в следующем порядке: Абрамовская волость вместит 700 чел. Коваксинская 500 [чел.] Мотовиловская 900 [чел.] Чернухинская 1000 [чел.] 3100 чел.
В Вашем участке имеются школы, в которых временно можно поместить беженцев в следующем порядке: в Коваксинской волости: Коваксинская школа 50 чел. Пиявочно-Озерская 20 [чел.] Костылихинская 8 [чел.] Лидовская 20 [чел.] Котихинская 20 [чел.] Итого - 118 чел.
Комитет постановил направлять беженцев по мере их прибытия в волостные села, в коих будут организованы приемные питательные пункты волостными отделениями земского комитета. По просьбе комитета и с Вашего согласия Вы назначены районным заведующим по призрению беженцев в Вашем участке. С получением от меня уведомления о направлении в Ваш участок беженцев и о количестве нужных для детей и под вещи подвод, будьте любезны распорядиться, чтобы таковые были доставлены в г. Арзамас, а пока в возможно скорейшем времени осведомите волостных старшин и сельских старост о притоке беженцев, о важности размещения их в кратчайшее время и предложите им оказывать комитетам всякое содействие. Условия содержания беженцев будут Вам сообщены особо. Председатель комитета, уездный предводитель дворянства Панютин ГАНО, г. Арзамас. Ф. 13. Оп. 1. Д. 113. Л. 1–2. Подлинник. Машинопись на бланке.
№ 128 Сообщение арзамасского уездного предводителя дворянства Г.С. Панютина исправляющему обязанности земского начальника 1-го участка Арзамасского уезда Э.Д. Шелейковскому об организации волостных комитетов для оказания помощи беженцам 12 августа 1915 г.
В том случае, когда волостной земский комитет, на который возложено призрение беженцев, не пожелал бы принять на себя заботы по их благоустройству или оказался бы не в состоянии выполнить эту задачу, то в таких волостях прошу Вас, милостивый государь, сделать тогда немедленно распоряжение об организации при непосредственном Вашем участии и наблюдении под председательством волостных старшин волостные комитеты для оказания помощи беженцам. В состав комитетов привлечь сельских старост и не менее как по одному от каждого селения домохозяев, пользующихся доверием населения и могущих быть полезными в деле о заботах и попечении направляемых в волости беженцев, а также и лиц, добровольно пожелавших принять на себя участие в настоящем добром деле, но обличенных доверием населения. Не входя в настоящее время в подробности и детали обязанностей и задач вышеозначенных волостных комитетов, впредь до особых с моей стороны указаний прошу возложить на образуемые комитеты: 1) регистрацию помещений по каждому селению для расквартирования беженцев, определить исходя из общей цифры беженцев число, которое может быть принято данным селением без особого ущерба и стеснения для домохозяев; 2) сделать наряд подвод для перевозки беженцев по расчету не более как человек на подводу и, признавая насущную целесообразность образуемых в таких случаях комитетов, надеюсь, что Вы, милостивый государь, проникнутый чувством долга перед Родиной в настоящую, переживаемую ею тяжелую годину народного бедствия, разъясните комитетам и населению всю важность их участия в деле помощи лишенным крова и пищи, оторванным беспощадным врагом от своих родных мест нашим братьям-беженцам; 3) принять на себя продовольственную часть. Председатель комитета, уездный предводитель дворянства Панютин Помета чернилами: Мотов[иловское] вол[остное] пр[авление] – № 1877, Чернухин[ское] – № 1878, Абрамов[скому] и Ковакс[инскому] даны личные приказания. 20 авг[уста] 1915. ГАНО, г. Арзамас. Ф. 13. Оп. 1 Д. 113. Л. 3, 3 об. Подлинник. Машинопись на бланке.
№ 130 Протокол заседания Коваксинского волостного правления об учреждении волостного комитета по оказанию помощи беженцам 23 августа 1915 г.
1915 года августа 23-го дня Коваксинское волостное правление под председательством волостного старшины Суслова и в присутствии сельских старост: Блохина, Мишина, Беззаметнова, Широкова, Новикова, Трошина, Увакина, Феоктистова, Косаткина, Жаринова, Труханова, Щипакина, Охлопкова, Борисова, Марышкова, Архипова; волостных судей: Мишина, Жучкова, Егорова, Пригульнова; сельских писарей: Панова, Столярова и Сиухина обсуждали вопрос об учреждении волостного комитета, обслуживать дела, касающиеся благоустройства быта, питания и перевозки в волость могущих прибыть в город Арзамас беженцев из местностей, занятых неприятелем. Приступив к обсуждению настоящего вопроса и принимая во внимание, что для успешности выполнения перечисленных потребностей по устройству беженцев в селениях волости необходимо заблаговременно назначить квартиры в достаточном количестве в селениях, произвести сбор добровольных пожертвований на первое время питания их, что поручить членам комитета, поименованным ниже сего. Сведения о квартирах, предназначенных подводах предоставить в волостное правление, сборы у каждого члена селения, приход и расход коих предоставлять тоже туда. В заключении всего постановили учредить комитет при участии следующих членов:
№ Сельские старосты: 1 Беззаметнов Михаил Степанович 2 Блохин Михей Павлович 3 Мишин Иван Ефимович 4 Широков Михаил Родионович 5 Новиков Михаил Григорьевич 6 Трошин Василий Иванович 7 Увакин Дмитрий Назарович 8 Жаринов Александр Яковлев[ич] 9 Феоктистов Иван Никитич 10 Труханов Семен Назарович 11 Косаткин Иван Герасимович 12 Щипакин Василий Егорович 13 Охлопков Павел Иванович 14 Борисов Филипп Иванович 15 Марышков Степан Васильевич 16 Архипов Павел Федорович 17 Вол[остной] старшина Иван Як[овлевич] Суслов, председатель
Волостные судьи: 18 Мишин Федор Ефимович помощник председателя 19 Жучков Василий Федорович 20 Егоров Иван Иванович 21 Пригульнов Василий Иванов[ич]
Сельские писари: 22 Панов Иван Петрович 23 Сиухин Андрей Степанович 24 Столяров Василий Иванович
Все лица назначены по собственному желанию. Все поименованные лица абсолютно заявили вступить в члены комитета доброжелательно, обещаясь служить всеми силами по возможности на благо комитета и выполнение его задач. Предназначенных 500 беженцев в пределах Коваксинской волости распределить по следующим селениям: с. Ковакса – 180 человек, село Никольское – 100 человек, дер. Пияв[очное] Озеро – 70 человек, д. Котиха – 69 челов[ек], дер. Майна – 16 челов[ек], д. Лидовка – 30 чел., дер. Костылиха – 35 человек.
Председателем комитета назначаем из среды себя волостного старшину Ивана Як[овлевича] Суслова, помощником ему – председателя вол[остного] суда Федора Еф[имовича] Мишина, а делопроизводство возлагается на волостного писаря Федора П. Питина, изъявляем на это свое согласие, в том и подписуемся.
Далее следует подпись грамотных и неграмотных членов комитета на подлинном протоколе. С подлинным верно. Председ[атель] комитета, коваксинский волостной старшина - Суслов Делопроизв[одитель] - Питин (Птицин? распространенная фамилия в Коваксе) Помета чернилами: Настоящую копию протокола волостной комитет честь имеет представить Его высокородию, г. земскому начальнику 1-го уч[астка] Арзамасского у[езда] для сведения. Председ[атель] комитета Суслов. Делопроизв[одитель] Питин. 24 августа 1915 г. ГАНО, г. Арзамас. Ф. 13. Оп. 1. Д. 113. Л. 7–8. Заверенная копия. Рукопись. Чернила.
№ 148 Сообщение председателя Арзамасской исполнительной земско-городской комиссии по призрению беженцев [В.В. Никольского] в Нижегородскую исполнительную комиссию по устройству беженцев о существующих на территории г. Арзамаса и Арзамасского уезда организациях по оказанию помощи беженцам 29 октября 1915 г.
На отношение от 27 октября за № 751 имею честь при сем препроводить список всех организаций г. Арзамаса и его уезда, кои оказывают помощь беженцам, с указанием предмета их деятельности и адреса. Название организаций помощи беженцам: Коваксинское [волостное отделение Арзамасского уездного комитета общеземской организации]. Председатель – крестьянин Я.С. Маслов Предмет деятельности организаций: Помощь беженцам, поселенным в Коваксинской волости Адрес: с. Ковакса ГАНО, г. Арзамас. Ф. 108. Оп. 1. Д. 3. Л. 91–94. Отпуск. Машинопись.
Источник: Благотворительная деятельность в г. Арзамасе и Арзамасском уезде в 1914–1917 гг. Арзамас 2019 | | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
31 марта 2022 23:56 9 апреля 2022 9:55 Помимо известных и выложенных на данном форуме делах по семейным списках крестьян села Ковакса:
1. Фонд Р-432 оп.1 Арзамасский уездный статистический отдел - 1919 год, дела со сведениями о количестве населения по Арзамасскому уезду. 2. Фонд 13 опись 1 - 1891 год, дела с описями имущества крестьян с указанием состава семей, ходатайствующих о ссуде на продовольствие. 3. Фонд Р-703 Коваксинская сельская администрация – 1934 год, похозяйственные книги.
удалось найти еще один источник по семейным спискам крестьян в архиве Арзамаса.
В том же фонде Земского начальника 1-го участка Арзамасского уезда Нижегородской губернии №13 находятся дела 37-54 с заголовком «Приговоры сходов сельских обществ о переделе общественной земли и списки крестьян, составленные для раскладки земли по количеству душ в семье» по Коваксинской, Мотовиловской и Абрамовской волости.
Посмотрев дело по селу Ковакса, удалось обнаружить списки большинства крестьянских семей с перечислением главы и членов семьи с указанием родства и возраста на 1904 год.
1891-1904-1919-1934 каждые 15 лет ± 2 года по селу имеются посемейные списки крестьян, что практически исключает потери связей в исследованиях по генеалогии. | | Лайк (2) |
|