Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ковакса

Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Domitian

если верить словам родственников что на фото двоюродные братья, а у Андрея их было трое Василий 1872г.р. Иван 1880г.р. и Степан 1882г.р., то предположу что унтер-офицер это Иван Иванович Белоусов, т.к. он также является участником первой мировой войны.
Domitian
Модератор раздела

село Виняево Арзамасского района
Сообщений: 842
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 692
Интересные дополнения к биографии. Ф.21 Оп.1 Д.511 Стр.109

Его Высокородию Г. Арзамасскому уездному воинскому начальнику
Отставного ефрейтора Лейб-гвардии Преображенского полка из крестьян с. Коваксы той же волости Петра Тимофеевича Кириллова (срок службы 1884 г.)
Прошение
В 1900 г. в бытность на заработках в Сибири, я был мобилизован и принят в 4 роту 14 Восточно-Сибирского стрелкового полка, с которым участвовал при усмирении Китайского мятежа и был неоднократно в стычках с мятежниками.
За оказанную доблесть полк был награжден Знаком отличия в память усмирения того мятежа. Но я до сего времени такого не получил.
Вследствие изложенного я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокородие сделать по сему распоряжение.
19.07.1913 г.
К сему Кириллов


---
Ищу любую информацию по с. Виняево Ардатовского (Арзамасского) уезда и его жителях
Лайк (1)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Domitian

Алексей, спасибо за материалы по военнослужащим.
Domitian
Модератор раздела

село Виняево Арзамасского района
Сообщений: 842
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 692
Ф.21 Оп.1 Д.293 Приемно-формулярные списки новобранцев 1900 г.

л.28-28об Букин Михаил Иванович
Из крестьян с. Ковакса
Дата рождения - 5.01.1879 г.
Дата поступления на службу - 23.10.1900 г.
Рост - 2 аршина 3 5/8 вершка
Вероисповедание - из раскольников поморской секты
Семейное положение - женат, жена Наталья Клементьевна, дети Тимофей 3 года, Варвара 1 год
Определен в 21 драгунский полк

л.37-37об Козокин Михаия Яковлевич
Из крестьян с. Ковакса
Дата рождения - 1879 г.
Дата поступления на службу - 23.10.1900 г.
Рост - 2 аршина 5 2/8 вершка
Семейное положение - женат, жена Аксинья Ивановна
Определен в 21 драгунский полк

Ф.21 Оп.1 Д.294 Приемно-формулярные списки новобранцев 1900 г.

л.46-46об Агапов Савелий Андреевич
Дата рождения - 1879 г.
Дата поступления на службу - 23.10.1900 г.
Рост - 2 аршина 4 5/8 вершка
Вероисповедание - из раскольников поморской секты
Семейное положение - женат, жена Дарья Андреевна, дочь Аксинья 2
Определен в 239 Окский резервный батальон



---
Ищу любую информацию по с. Виняево Ардатовского (Арзамасского) уезда и его жителях
Лайк (2)
BataninP
Начинающий

Екатеринбург
Сообщений: 31
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 34
Всем доброго дня. Я из Екатеринбурга, зовут Петр. Как часто бывает, в зрелом возрасте решил покопаться в своих корнях. Прошу помочь, если кто имеет возможность и желание. За информацию готов платить.
У меня пока два вопроса. Основной - найти местность (регион) откуда переселились первые Батанины на Урал, в д. Горскина (Тобольская губерния) и когда? Второй вопрос - одна из версий, что из д. Ковакса. Ищу подтверждение.
Что известно мне - первое упоминание о Батаниных на Урале: ВЕДОМОСТЬ по учету домов и душ обоего пола деревни Горскина прихода Ильинской церкви села Басмановского за 1780 год. (ГАСО ф.322. д. № 2).
- Семен Григорьевич Батанин 83 лет, его жена Степанида Григорьевна 83 лет,
его сын Иван 39 лет, жена Ирина Мартыновна 30 лет +сын;
- Яков Семенович Батанин 55 лет, его жена Марфа Игнатьевна, 53 лет, + дети (6);
- Кузьма Максимович Батанин, 34 лет, его жена Дарья Максимовна, 34 лет, +дети (2);
- Евтифей (Тимофей) Михайлович Батанин, 34 лет, его жена Ирина Демидовна, 34 лет, + дети (6);
- Никита Гаврилович Батанин, 44 лет, его жена Маремьяна Ивановна, 44 лет, + дети (8).
Никита Гаврилович - мой пра......дед.
Мой дед был старообрядцем ("австрийцем"). Расстрелян в 1937 году.
Надеюсь на удачу.
Лайк (2)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
BataninP

Ни по одному человеку не обнаружилось совпадений с Батаниными из села Ковакса, на это может быть несколько причин:

1. Люди не имеют ни каких родственных связей а фамилия/прозвище могла развиваться в нескольких местах одновременно.
2. Возможно не достает каких-либо данных, частичек которые могут указать на связь (маловероятно так как почти все документы по переписи крестьян 18 века изучены)
3. Так как в Коваксу помещики переселяли крестьян из соседнего села Туманово, то там могла остаться часть родственников рода Батаниных а уже от туда попасть на Урал.

Батанины принадлежали помещице Головиной Анне Борисовне в 1710 году 1 и 2 РС , далее числились в 3, 4, 5 РС за Гурьевыми/Чириковыми. Все три фамилии имеют родственные связи.

Необходимо узнать какому помещику они принадлежали по переписи 1780 года, какая-то зацепка нужна откуда они приехали.
BataninP
Начинающий

Екатеринбург
Сообщений: 31
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 34
>> Ответ на сообщение пользователя BobkovNV от 26 января 2022 21:19

Большое спасибо за советы. Буду искать.
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Что скрывает земля и версия появления села Ковакса.

Рассмотрим несколько предметов найденных в разное время на территории села Ковакса и в непосредственной близости оного. В каждом населенном пункте огромное количество утерянных или брошенных вещей лежит под ногами: это посуда в виде старых чугунков и различной керамики, предметы крестьянского быта и разнородные орудия труда. Но мы рассмотри предметы, которые помогут нам пролить свет на историю селения в прошлом. Элементы конской упряжи, монеты и религиозные вещи - три самые распространенные группы предметов. Холодного, огнестрельного оружия и их частей пока не обнаружено или мне неизвестно.

Элементы конской упряжи.
С древнейших времен, кони играли огромную роль в жизни людей, с ними воины отправлялись на войну, а в мирное время служили сельскому хозяйству и являлись как средством передвижения. Создавать для них атрибуты, всегда было свойственно человеку, как для декоративного так и для религиозного значения.Крестьяне предполагали, чтобы уберечь коня, элементы должны быть из меди, так как медный звон способен отпугивать злых духов, во время поездок.

konina_2.jpg

Конские принадлежности для езды, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми обычные для 19-20 веков

2. Религиозные вещи – крестики, иконки, складни
Основная масса приходиться на крестики, а рассмотрим из них старообрядческие (о таком выборе будет понятно ниже). Как зародилось раскольническое движение в селе и откуда пришло, предстоит еще выяснить.

krestyst2.jpg

Представленные крестики датируются 19-ым веком, обычные, т.е. носили простой люд, крестьяне.

3. Монеты
Монеты в большей части советского времени, реже встречаются периода российской империи и уже редкость найти времен русских царей 16-17 века.

dsc07160.jpg

dsc07164.jpg

- Полушка, медная монета 1735 года времен Анна Иоанновны.

dsc07166.jpg

dsc07168.jpg

- Псковская медная копейка Алексея Михайловича. Чеканилась с 1655 по 1663.

В ходе реформы 1654-1663 гг. в Пскове возобновилась чеканка, на этот раз медных монет. Непомерный выпуск, ничем не обеспеченных медных монет, вскоре привёл к росту недовольства простого народа, ведь налоги государство требовало платить серебром. Всё вылилось в бунт, начавшийся 1662 года в Москве.Восстание вскоре было жестоко подавлено, однако уже в 1663 году по указу царя чеканка медной монеты полностью отменяется, монетные дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалование опять стали выплачивать серебряными деньгами, а медные деньги полностью изъяли из обращения.

pskovka.jpg

pskovka2.jpg

- Псковская деньга, серебряная монета независимой Псковской республики, чеканившаяся с 1425 до 1510 года.
В 1510 г. Василий III присоединяет Псковскую республику к Москве, после чего выпуск данной монеты был прекращен. В обращении они оставались до 1535 г.

Последние две монеты самые интересные и как раз вызывают множество вопросов. Конечно, вариантов появления монет может быть много, и прямой зависимости существования, какого либо поселения в этот период с датами на монетах нет. Известно точно что по писцовой книге Арзамасского уезда 1621-1623 годов при описании владений боярина Глеба Ивановича Морозова никакого поселения на месте сегодняшнего расположения села не было, и только в 1670-х годах начинают встречаться первые его упоминания как починок Ковакса.

Вполне возможно что крестьяне с псковской земли были переселены помещиком, очень распространенное явление тех времен для заселения пустых мордовских земель. Прихватив с собой монеты потеряли их со временем на новом месте. Более вероятно конечно предположить что они попали на это место позже того времени когда чеканились и были в обороте.

Что же было в 16-ом и первой половине 17-го века до появления починка: бортные ухожья (в состав входили: бортный промысел, бобровые гоны, рыбные ловли, охотничьи угодья на дикого зверя), сенокосы, пашни, возможно покинутое мордовское поселение? Можно также допустить, что несколько домов могли уже стоять как временные строения для проживания бортников во время промысла а в писцовую книгу не внесены, были не податными (не облагались налогами).

Это была территория (вотчина) стольника и боярина Глеба Ивановича Морозова (1593-1662) - село Туманово и деревня старое Туманово на реке Теше, что были дворцовыми а по Государевой Царской и великого князя Михаила Федоровича всея Руси жалованной вотчинной грамоте даны ему за Царя Васильево Московское осадное сидение в 1618 году.

Рассмотрим вопрос даты появления починка со стороны владельцев имений. Глеб Иванович родной брат боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича Тишайшего, но более известен тем, что вторым браком был женат на Феодосии Прокопьевне — знаменитой проповеднице староверия «боярыне Морозовой».

И тут возникает вопрос, какая может быть связь между возникновением починка Ковакса и боярыней Морозовой. Мог ли церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве стать причиной появления новых поселений?

Реформа патриарха Никона состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах. Противники реформы, были объявлены еретиками и преданы анафеме на Московском соборе 1656 года и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.

В 1662 году после смерти боярина Глеба Ивановича Морозова вотчина в Арзамасском уезде отказана его жене Феодосии (1632-1675) с сыном Иваном с селами новое Туманово, с деревнями старое Туманово и Глинная – Котиха тож. Как видно поселение с названием Ковакса отсутствует.

Вполне вероятно предположить что некоторые крестьяне не приняли реформ Никона и желая сохранить свой уклад захотели переселиться на новые места, в чем могла быть оказана помощь и поддержка самой боярыней Морозовой для защиты старой веры от нападок со стороны священства.

Впервые Ковакса встречается в письменных источниках в 1675 году в связи с массовыми самосожжениями крестьян, которые были спровоцированы усилением насильственного проведения церковных реформ патриархом Никоном и «проповедниками раскола». Общеизвестный факт что старообрядчество в данном селе было очень распространено, более половины крестьян даже в начале 20 века относили себя к старой вере. Не зря рядом с Коваксой находиться 5-ть кладбищ 4–е из которых раскольнические разных течений, а по памяти стариков некоторых крестьян хоронили просто в ближайшем лесу.

Сама же боярыня Феодосия Морозова - за приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая.

В итоге можно предположить что Ковакса основана старообрядцами переселившимися из села Туманово (по писцовым книгам) между 1650-1680 годами. Возможно косвенно этому способствовала своими распоряжениями боярыня Морозова.

Еще один факт в пользу данной версии, это место которое было выбрано для нового поселения. В данный период оно находилось в глуши лесов вдалеке от административного центра и крупных дорог. Ко всему прочему место выбрано было на другом правом лесистом берегу реки Теша, где земля была намного менее плодородной по сравнению с черноземом к югу от реки где поля были заливными. По материалам к оценке земель нижегородской губернии Арзамасского Уезда за 1884 год - село Ковакса окружено со всех сторон (кроме северной, где пески) весьма типичными, серыми, с светло-каштановым оттенком, лесными суглинками.
Не для того ли было выбрано такое место чтобы скрыться подальше от государственных и церковных властей.


Лайк (5)
ivn_vk

Нижний Новгород
Сообщений: 593
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 477
>> Ответ на сообщение пользователя BobkovNV от 20 февраля 2022 18:13


BobkovNV написал:
[q]
Вполне вероятно предположить что некоторые крестьяне не приняли реформ Никона и желая сохранить свой уклад захотели переселиться на новые места, в чем могла быть оказана помощь и поддержка самой боярыней Морозовой для защиты старой веры от нападок со стороны священства.
[/q]

.....

BobkovNV написал:
[q]
В итоге можно предположить что Ковакса основана старообрядцами переселившимися из села Туманово (по писцовым книгам) между 1650-1680 годами. Возможно косвенно этому способствовала своими распоряжениями боярыня Морозова.
[/q]


Относительно причин появления Коваксы и описанной версии Николая, возникла следующая идея ее корректировки.
Возможно здесь было не добровольное с поддержкой Морозовых, а наоборот насильственное отселение жителей села Туманово ушедших "в раскол" дабы они не потянули за собой остальных его жителей. Интересно, имела ли место подобная практика.
Лайк (1)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
ivn_vk

Спасибо за версию. Возможно она окажется более верной.

Основной позицией старообрядцев в отношении светского государства (ситуативно угнетавшего их) и огосударствленной новообрядческой церкви был категорический протест. Но этот протест редко выражался в активных формах — чаще всего он принимал вид эмиграции, чему основанием была традиционная христианская позиция непротивления властям, даже богоборческим.

Открыв в сети книгу по старообрядчеству России был значительно удивлён масштабом и подробностями этого явления.

Из книги - Культура русского старообрядчества XVII – XX вв. Издание третье, дополненное
Кирилл Кожурин.

После начала церковных реформ многие православные священники и простые верующие не согласились принять нововведения и отказались признавать законность новообрядческой иерархии. Упорство русских людей в сопротивлении реформам вызвало волну преследований и казней со стороны правительства и господствующей церкви. Первой жертвой пал епископ Коломенский Павел, единственный из архиереев не побоявшийся открыто выступить против властолюбивого и гордого патриарха и без соборного суда лишенный за это кафедры. На соборе 1654 года Никон собственноручно избил епископа Павла, сорвал с него мантию и велел немедленно отправить в ссылку в далекий северный монастырь. Там епископ был подвергнут тяжелым мучениям, а затем, как гласит предание, заживо сожжен в срубе. Вслед за епископом Павлом в ссылки отправились и другие активные противники реформ — протопопы Иван Неронов, Аввáкум, Логгин и Даниил.

Чтобы заставить русский благочестивый народ принять новую веру и новые книги, собор, прозванный в народе «разбойничьим», благословлял подвергать ослушников соборных определений тягчайшим мучениям: заточать их в тюрьмы, ссылать, бить говяжьими жилами, отрезать уши, носы, вырезать языки, отсекать руки. Мучения и казни совершались в различных частях Русского государства. Были замучены инок Авраамий (1672), боярыня Морозова, княгиня Евдокия Урусова, Мария Данилова (1675). В 1668 г. началась осада царскими войсками главной святыни Русского Севера — Соловецкого монастыря, закончившаяся в 1676 г. его взятием и жестокой расправой над непокорными монахами (противостояние Соловецкого монастыря церковным и светским властям продолжалось с 1658 по 1676 г.). Другие вожди староверия: протопопы Аввáкум и Лазарь, дьякон Федор, инок Епифаний — были сосланы в далекий Пустозерск, находившийся за Полярным кругом, и там впоследствии сожжены.

Увлеченное «греческим проектом» правительство и покорные ему церковные иерархи жестоко преследовали людей старой веры: повсюду горели костры, людей сжигали сотнями и тысячами, резали языки, рубили головы, ломали клещами ребра, четвертовали. Все те ужасы, которые были хорошо известны русскому человеку из житий святых мучеников, пострадавших во времена языческого Рима, теперь стали страшной явью.

Духовенство и гражданское правительство беспощадно истребляли своих же родных братьев — русских людей. Пощады не было никому: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей.

В прямой связи с резким обострением гонений в 80-е гг. XVII в. стоит и такая важная проблема в истории старообрядчества, как самосожжения. Церковные историки XIX в. видели в массовых самосожжениях склонность старообрядцев к самоистреблению и даже преступление против христианских заповедей, светские же историки все пытались свести к слепому фанатизму. Однако в свете выявленных в недавнее время архивных документов ситуация представляется совершенно иной. Самосожжения были шагом отчаяния, ведь старообрядцы поджигали свои избы только в безвыходной ситуации, когда их поселения были окружены воинской командой. Если же старообрядцы попадали в руки солдат и отказывались переменить свои убеждения, их не ожидало ничего иного, кроме смертной казни в том же горящем срубе.

Насколько представленные сведения являются фактами неясно.
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈