Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ардатовский уезд

общие сведения

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
О торговле на базарах



Прошлогоднее разъяснение сената о том, чтобы на базарных площадях не брать платы за места с тех лиц, кои вывозят сюда для продажи собственные, не перекупные продукты, вызвало на практике массу недоразумений и неудовольствий.

Каждое городское или сельское общество, владеющее площадью, привыкло произвольно пользоваться доходами с этих площадей, для чего эти площади, обыкновенно, сдаются арендаторам за известную, впредь вносимую цифру, и уже этим арендаторам предоставляется право взимать плату с торговцев.

Теперь, для обхода закона, делается так. На базарной площади расставляют круглые надписи: "Здесь платный базар", а где-нибудь за околицей выставили столбик с надписью: "Здесь бесплатный базар". Так поступил наш Ардатов. На базарной площади столбы "Платный базар", а в поле за острогом обвевается со всех сторон ветром надпись "Бесплатный базар".

- Да как же, - возражает мужик, с которого дерут двугривенный за шесть мер проданного овса, - да как же, говорят, ныне не положено платы брать с тех, кто свой хлебушка на нужду продаёт?

- Совершенно верно, - отвечает арендатор, - но для этого отправляйся с возом на другое место, где отведены "бесплатные места", а здесь - платные, и потому давай двугривенный...

А где эти места?..

Вслед за городом потянулись и сельские владельцы базаров. В с. Череватове отвели "бесплатку" где-то за кладбищем, а на площади середь села стали брать ещё больше прежнего. Я сам был свидетелем, как одна бедная женщина со слезами отдавала арендаторше базара 40 коп. за то, что продала на площади последнюю телушку за 14 рублей, добывая себе денег на поездку к сыну в Баку. Привози на череватовский базар хоть две-три меры ржички, и то двугривенный заплати. И все ссылаются на то, что если не хочешь платить, то иди на отведённые "бесплатные" места. Но спрашивается - кто пойдёт в Ардатове в поле за острог или в Череватове за кладбище покупать ваши продукты и ли телушку? Разве кому охота нос отморозить или ветра в поле послушать?



Источник: "Нижегородская земская газета", № 49, 1904 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
Из народных суеверий



Из Ардатовского уезда


Замечательно умеют наши колдуны и знахари ловить рыбку в мутной воде. Там, где знахарю нужно бы считаться за свои пророчества и угадывания с судом и полицией, ему только тепло и кормно, ибо редко кому из крестьян приходит в голову, что их отгадчик - плут первостатейный, что угадывает пропажи только потому, что знаком со всеми ворами. К несчастью, у нас во многих местах доселе верят в сверхъестественную силу колдунов, верят в знакомство их с разным чернокнижием, верят в близкое кумовство их с самим чёртом.

Частенько бывает, что такого знахаря, вместо того, чтобы гнать в шею, приглашают на какое-либо семейное торжество, боясь "лихого глаза", в надежде, что в присутствии ворожеи "глаз" не действует.

Я был очевидцем, как однажды мужички, собираясь на свадьбу, сильно тужили по поводу того, что отец жениха не пригласил к столу местного колдуна, который раза два приходил к дому.

- Не пройдёт это даром, - рассуждали поезжане, - ведь и в церковь-то ехать мимо его дома... А он злопамятный...

И что же? Предчувствие их сбылось - не обошлось без беды.

В нашей местности для свадебного поезда собирают лошадей чуть не со всех дворов, запрягают их тройками и парами, и пьяные поезжане гоняют их несколько часов с гиком и песнями по селу, вплоть до отъезда к венцу. Можно представить, как чувствует себя деревенская кляча в необыкновенной запряжке, с круто подтянутой головой, с бубенцами и колокольцами, ежеминутно подгоняемая со всех сторон и кнутом и вожжами. У бедных животных от страха глаза вылезают и поджилки трясутся!

Так было и в настоящий раз. После подобающей выпивки и катания, усадили жениха и невесту в телегу, и во весь дух пустились к церкви. Вдруг из-за избы, где жил знахарь, вырывается с душераздирающим рёвом, с задранным хвостом самый обыкновенный телёнок, и прямо под ноги лошадям... С испугу ли этот телёнок устроил эдакую штуку, или хитрый колдун, обиженный невниманием, в известный момент стегнул его как следует и пустил под лошадей из-за угла - не знай, думаю, что последнее вернее... Лошади с размаху бросились в сторону, поезжане вылетели в другую, и в результате несколько человек получили серьёзные ушибы, а жених пошёл под венец с разбитой физиономией.

Пьяные мужики жестоко бы разделались с "колдуном", прав ли он или неправ, но к счастью, он куда-то успел скрыться.

В нынешнее лето, в июне, пропала в нашем селе лошадь. Настала рабочая пора, а мужику без лошади - хоть в гроб ложись! Пошёл мужик искать по полям и сёлам. Ходил недели три - лошадь как в воду канула! С тоски похудел страшно... Сердобольные соседки посоветовали ему обратиться к нашему "сведующему человеку". Утопающий и соломинке рад, пошёл и наш мужик к знахарю...

Есть в нашем селе парень лет двадцати, Лёвушкой его величают все. Родившись от матери-побирушки, он с малых ногтей вкусил сладость лёгкого хлеба. Под руководством матери он приобык к эксплуатации сердобольных деревенских баб, притворяясь где сиротой, где убогим. Но в конце концов понял, что нет прибыльнее и легче заработка, как заработок знахаря. Человек он недюжинный, хотя бы потому, что без посторонней помощи обучился грамоте и порядочно писать. Завёл себе разные сонники, "Соломона", откуда-то списал собственноручно полууставом разные заклинания и привороты, собственноручно же иллюстрировал этот список драконами и змиями так, что только от одного взгляда на подобное чудовище с красными глазами баба в ужас приходит.

Дело шибко пошло на лад! Тащат бабы, кто яичек, кто молочка, а кто и холстинку с завёрнутым тут двугривенным. Лёвушка всему рад, всё берёт, а для всех ласковое слово: тому на водицу наговорит, той травки даст, той ладанку на шею наденет; всему рада деревенская баба, не видящая ниоткуда просвещения, и за всё земно благодарит. Хоть и не сбудется по-Лёвушкиному, да сердце себе отведёт, сама порадуется своей мечте!

К этому же Лёвушке и отправился наш мужик.

- Погадай, Лёвушка, в век не забуду! - слёзно молился ему потерпевший.

Лёвушка захотел подороже продать свои познания, или, может быть, не знал, где лошадь, но только заартачился:

- Лошадь твоя без вести пропала и её не найдёшь, - напрямики заявил Лёвушка.

- Выслобони, пожалуйста, что хошь возьми...

После торга, продолжавшегося около часа, Лёвушка согласился искать лошадь вместе с мужиком под тем условием, что в случае, если лошадь найдётся, то мужик обязывается дать Лёвушке или деньгами десять рублей, или всю зиму кормить хлебом. Согласились.

Предварительно, Лёвушка посмотрел в чашку с водой, положа туда огарок крещенской свечи и несколько волос из конского хвоста.

- Лошадь твоя привязана к дереву, у рыжего мужика.

Но предсказание Лёвушки не скоро сбылось - прошло ещё с неделю, а лошади нет! Только спустя дней десять услыхали они, что в лесу на хуторе есть какая-то присталая лошадь. Пошли. Действительно, на монастырском хуторе к колоде была привязана лошадь, - и лошадь оказалась потерпевшего мужика.

- Видишь, - твердил Лёвушка, - я говорил, что лошадь под деревом у рыжего мужика, правда моя...

Мужик с радости готов в ноги Лёвушке кланяться, благодетелем зовёт. С этих пор у нас Лёвушке почёт удвоился... Лёвушка ходит, высоко подняв голову, с сознанием собственного достоинства!

Никто из нас не поймёт доселе: что это было, дело случайности, или огромной плутни проходимца Лёвушки?



Источник: "Нижегородская земская газета", № 50, 1904 г.

Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
Саконская волость



У нас развиты, как промысел - пряжа верёвки и трёпка пеньки, но промыслы вообще становятся малоприбыльны. Прежде, лет 10-12 назад, занимались ими в каждом доме, но с тех пор, как в дер. Туртинках и с. Липовке открылись фабрики, всё меньше расчету работать. Дело в том, что заработная плата или плата за сдаваемый скупщикам товар, деньгами почти не выдаётся. Рассчитываются разного рода товаром и продуктами, совершенно не нужными или нужными, да не в таком большом количестве, так что лишнее мужик должен продавать за бесценок. Каждому непременно дают чаю, сахару, муки пшеничной, по произвольным ценам, на 20-30 % дороже рыночных. Например, ржаную муку дают по 75-80 коп., когда на рынке она 60-65 коп. Чай за ненадобностью продаётся с убытком до 50 коп. на фунт, сахар - до 7 коп. на фунт. Если рабочий или кустарь откажется брать продукт, то совершенно лишается работы и товара у него не принимают. Другое зло у нас, не меньшее - это расчёт со стороны скупщиков разного рода досрочными купонами, на которых крестьяне теряют убытка от 15 до 30 коп. на рубль. Эти причины могут повести к совершенному прекращению промысла, хотя он уже и теперь только влачит своё существование.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 2, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
Село Нарышкино



В настоящее время я состою волостным писарем, а с малолетства занимался пчеловодством и самоучкой достиг хороших успехов. Пчёл я люблю и с горем смотрю на здешних пчеловодов. С пчёлами они поступают иной раз прямо безжалостно, например, выбирают ульи, и пчёл оставляют на волю Божию, а стоило бы приложить немного старания и семья была бы спасена. Затем пчеловоды нисколько не стараются об улучшении взятка, надеясь, что пчела сама найдёт всё, ей нужное, а не могут понять, что разница - лететь ли пчеле пять сажен или две или три версты. По этому поводу я часто внушал пчеловодам, что ежегодно надо выписывать медоносные травы, что нужно вести рациональное пчеловодство и указывал, что помощь можно бы получить от губернской земской управы. На это мне одно отвечают, что все эти затеи дорого обойдутся. Хорошо бы в таких случаях для убеждения крестьян в виде опыта присылать медоносные семена бесплатно.

Два года назад на местных заводах был прекрасный заработок и население выполняло все повинности, на нём лежащие. В настоящее время заводы свою деятельность прекратили, заработков совершенно нет. Земледелие, вследствие того, что земля выродилась, падает. Лес вырублен, скотоводство приходит в упадок, да и кроме того, скот малорослый, простой. Желательно бы иметь для разведения скота хороших производителей, что могло бы предоставить населению земство.


От агрономического отделения. Раздача семян медоносных растений предпринимается губернским земством. Намечена и на 1904 год. Вопрос о помощи скотоводству в настоящее время разрабатывается губернским земством. Небольшой рассадник молочного породистого скота имеется при Обуховском хуторе губ. земства (Шутиловская волость, Лукояновского уезда).



Источник: "Нижегородская земская газета", № 4, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
Село Саконы



Вот и осень на дворе через прясло глядит. Ржаного хлебушка хватит саконцам самим едва только до Михайлова дня. Из яровины уродились только картофель и просо, но их было посажено и посеяно так немного, что урожая едва хватит только для своей потребности, а о продаже не может быть и речи. Разве поведут продавать, да уже и ведут продавать за бесценок, не только лишнюю, но и необходимую в крестьянстве скотину, так как сена приобретено крайне недостаточно. На заработок от кустарного промысла (прядка верёвок и пряжа пеньки) тоже плохая надежда.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 6, 1903 г.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
Два медицинских вопроса на земском собрании



Письмо из Ардатова


В заседании только что минувшего очередного Ардатовского земского собрания обсуждались, между прочим, два интересных медицинских вопроса, именно: вопрос о свободном для врачей от амбулаторного приёма больных дне в неделе и другой - о замещении освободившейся в г. Ардатове вакансии земского врача, врачом иудейского исповедания. Первый из этих вопросов был внесён врачами Карамзинской больницы Глядковым и Чичхиани на обсуждение врачебного совета, происходившего 18 сентября 1903 года. Возбудив тогда очень оживлённые прения, он был решён утвердительно большинством: шесть голосов против двух, причем бывшие на совете врачи голосовали, конечно, за установление свободного дня. Их доводы сводились к следующему. При громадном наплыве амбулаторных больных в Карамзинской больнице (до 100 человек в день, во время же базаров - до 150), врачи лишены возможности уделять много времени коечным больным. Свободный от приёма амбулаторных день мог быть посвящен коечным больным и операциям. Это вовсе не праздничный день и несправедливо, что к существующим праздникам прибавится ещё 52, как возражали некоторые члены совета, так как у врачей вовсе нет праздников, а день отдыха, так как перемена рода труда (вместо приёма амбулаторных - обход больницы и операции) есть, как учит психология, тоже отдых. Кроме того, тяжко больные и требующие немедленной помощи всё равно принимались бы, как и в настоящее время. С другой стороны, эта мера не является каким-нибудь радикальным новшеством, а принята многими земствами и вошла в жизнь, не вызывая ни жалоб, ни нареканий. Наконец, в крайнем случае новый порядок мог быть введён в виде опыта, и если бы оказался на практике почему-либо неудобным, мог бы быть отменён. На земском собрании вопрос о свободном дне был решён отрицательно.

Несколько лет тому назад состоялось постановление Ардатовского земского собрания, по которому врачи иудейского вероисповедания не могли быть принимаемы на службу Ардатовского земства. Нынешним летом а Ардатовской земской больнице освободилось место врача, заведовавшего ею, и в числе врачей, приславших заявления о принятии их на службу Ардатовского земства, было и заявление врача иудейского вероисповедания Шейнина. В виду вышеупомянутого постановления земского собрания, врачебный совет постановил пригласить врача Шейнина условно, только до собрания, а в собрание внести доклад об отмене постановления о непринятии на службу Ардатовского земства врачей иудейского вероисповедания. Нынешнее собрание отменило это постановление, и врач Шейнин остался заведующим Ардатовской земской больницей.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 7, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
Народные чтения



До сего времени народные чтения в уезде имели характер случайный, постоянно же и более или менее систематично чтения устраивались только в двух-трёх пунктах уезда. Причиной служило отсутствие всяких средств для организации чтений, если не считать бесплатного пользования фонарями и картинами губернского и уездного земств, да и те имеются в весьма ограниченном количестве. Обыкновенно же на чтения шли труды народных учителей и их последние гроши. Большим тормозом в устройстве чтений служил и хлопотливый порядок испрошения разрешения вести их. Ныне, по представлению участкового попечителя, уездный комитет попечительства о народной трезвости постановил произвести опыт правильной организации чтений в уезде через земских учителей, которым и предложено через училищный совет принять эти труды на себя, причём имелось в виду предоставлять в распоряжение учителей на расходы по устройству чтений и в вознаграждение за труды по 1 руб. 50 к. за каждое чтение. Училищным советом дано разрешение всем преподавателям вести чтения. В первые же 10 дней, по извещении, поступило от учителей и учительниц до 30 заявлений о согласии производить чтения, и всеми почти заявлено, что чтения будут производиться каждое воскресенье.

При такой отзывчивости ассигнованной комитетом суммы уже недостаточно для покрытия всех расходов, почему суммы эти распространяются между всеми учителями применительно к обещанной ими постановке чтений. Кроме учителей получили от г. губернатора и другие интеллигентные лица разрешение быть лекторами, в числе их - земский начальник г. Шигорин, городской судья г. Балановский, податной инспектор Унтилов, земский агроном и г-жа Никольская. Ответственным заведующим чтениями лицом утверждён участковый попечитель г. Никольский, уже 10 лет ведущий чтения.

Весьма желательно, чтобы в этом деле объединились все заинтересованные чтениями учреждения и лица, причём незаменима была бы помощь попечителей училищ. Они могли бы снабжать вверенные им училища собственными фонарями, которые пора уже считать необходимейшими школьными пособиями. Те участковые попечители комитета трезвости, на долю которых досталось одно преследование шинков, тоже могли бы оказать здесь большую помощь.

Предполагается выработать программу для сельскохозяйственных чтений-бесед и послать её на утверждение.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 10, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
Из постановлений Ардатовского земского собрания



В заседании 28 сентября 1903 года прочитаны отчёты о состоянии училищ и доклад управы по поводу преобразования илевского и глуховского училищ в министерские и об открытии с пособием от казны училищ в Докукине и Измайловке. Доклад управы принят полностью - решено открыть 3 новых училища в уезде с пособием от казны: в Юсупове, Хохлове и Шерстине. На постройку женских 2-классного училища в г. Ардатове назначено к выдаче 2000 рублей в течение 3-х лет. Постановлено ходатайствовать перед губернским земством о средствах на приварок для учеников верякушской школы. Прибавлено 100 руб. к пособию, выдаваемому арзамасской женской гимназии. В Ново-Дмитриевское училище назначен третий учитель. Ходатайство о пособии в 500 рублей на церковно-приходские школы отклонено 15 шарами против 8.
. . .

Председателем собрания предложено в ознаменование посещения Ардатовского уезда Государем Императором учредить фонд имени Его Величества в 5000 руб., на выдачу с возвратом беспроцентных ссуд бедным безлошадным крестьянам на покупку лошадей и на образование этого фонда вносить в смету в течение 10 лет ежегодно по 500 руб. Предложение принято и при этом поручено управе о порядке выдачи ссуд из означенного фонда выработать надлежащие правила, которые и доложить будущему земскому собранию, на образование же фонда внести в смету на 1904 год 500 руб. На постановку в зале земского собрания иконы св. Серафима Саровского назначено 100 рублей.

Крестьянам д. Куриловой выдана была на устройство колодца ссуда в 350 руб. Колодец крестьяне рыли до 24 сажен глубины, пробито до 5 сажен камня, но воды не нашли и потерпели большие убытки. Собрание постановило ходатайствовать перед губ. собранием о сложении долга с куриловского общества.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 11, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1314
В виду того, что в селениях Ардатовского уезда - Смолине, Гавриловке, Ивановском и Сыресеве продолжаются заразные заболевания, ардатовский комитет общественного здравия обратил внимание на качество питьевой воды, из прудов и колодцев были взяты пробы воды и доставлены для исследования во врачебное отделение губернского правления в Н. Новгород. Путём химического анализа установлено, что только в одном колодце в селе Сыресеве и в одном селе Смолине вода пригодна для питья - в других же колодцах в упоминаемых селениях не только не годна для питья, но безусловно вредна.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 13, 1902 г.

Новичок_я

Сообщений: 191
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 178
Здесь доступна для скачивания книга "Знаменитые люди Ардатовского края" (2002): https://yadi.sk/a/qDQZNDR9J9smKg
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈