Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ардатовский уезд

общие сведения

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6  7 8 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1313
Из психиатрической лечебницы губернского земства бежал находившийся на излечении в лечебнице арестант ардатовской тюрьмы Сергей Фёдорович Лаптев - 2 июля.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 28, 1904 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1313
Деревня Вертьяново



Здесь много народонаселения: д. Вертьяново - 2300 душ обоего пола и с. Дивеево - более 500 душ. Народ издавна занимался здесь копанием руды, работа эта была прибыльна и у крестьян всегда были деньги. Теперь же рудные работы почти прекратились. Праздники проводят здесь очень шумно: по большей части в праздники бывают у крестьян сходки - тут выпьют, это считается почти за правило (впрочем пьют не в том доме, где бывает сходка, а в особом), а разойдутся по домам - делают складчины, если мало выпито на сходе. Вечером раздаются неистовые песни - поют все: и дети, и молодёжь, и мужики, и бабы. На улице гуляют далеко за полночь. Будни, следующие за праздником, здесь бывают похожи тоже на праздник: во время рудных работ здесь привыкли на другой день опохмеляться; стараются исполнять это и теперь. Замечательно развит обычай запивать магарыч; он бывает при самой незначительной сделке: при продаже сарая, коровы, лугов и т. д.

Игра в деньги, так называемая "в орёл", служит здесь главным занятием в праздники не только молодёжи, но даже и семейных мужиков. Проигрыш простирается в иных случаях на несколько десятков рублей, например, после получения денег за работу. Дети, глядя на старших, тоже принимаются за игру "в орёл", сначала на козны, а потом переходят и к деньгам.

Здесь, как в очень многолюдной местности, не мешало бы иметь чайную комитета трезвости или народную библиотеку-читальню. Года два тому назад вопрос этот возбуждался, но не последовало ссуды в 300 руб. от губернского комитета. Если бы что-нибудь было: чайная или библиотека, то может быть не всякий бы тянул к "монопольке".



Источник: "Нижегородская земская газета", № 30, 1904 г.

BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Опись делам Нижегородской уголовной палаты и уездных судов Нижегородской губернии, отосланных 4 декабря 1912 года при отношении за №3616 в Московский архив министерства юстиции согласно отношения 2-го департамента министерства юстиции от 10 ноября 1912 года за № 64824.


Ардатовский уездный суд.

1. О раскольниках Выксунского завода – 210
2. О совращении в раскол Буяновых – 239
3. О Щупанове и Брызгалове, обвиненных в совращении в раскол – 254
4. О совращении в раскол мещанином Серпуховитиновым заводских мастеровых – 262
5. О мастеровом Выксунского завода Якове Рыжове за отступление в раскол – 263
6. О совращении в раскол купцом Горюшиным других лиц – 295
7. О совращении в раскол мастеровых Сноведского завода: о Ефиме Аплеталине, Алексее Мячине и др. – 306
8. О совратившихся в раскол Семене Андрееве (Скворцове), Ериных и других – 371
9. О раскольниках: Иване Михайлове Костерине и Андрее Шиханове - 376

Источник: Нижегородская ученая архивная комиссия, Том 17, вып. 1
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1313
Село Исупово



Пожарная охрана


Приводим выдержку из письма о селе Исупове Ардатовского уезда. Подобные письма, характеризующие беспорядок в устройстве пожарной охраны в сёлах и деревнях, получаются редакцией довольно часто.

"Машина у нас состарилась, - жалуется крестьянин, - давно собираются купить новую, но за старую ещё не выплачено было 30 руб., а теперь с процентами долг увеличился до 90 руб. Пожарный сарай стоит под изволоком, а за сараем - овраг. Случись пожар - лошадь малосильна, колёса никогда не видали дёгтя и лошадь вряд ли вывезет бочку с водой, скорее бочка окажется в овраге, куда утащит за собой и лошадь. Если спросите: "Зачем такая лошадь поставлена обществом?", то получите ответ: "Подешевле"!.. Ночной караул слабый. Ночной караульщик у нас всё: он - сторож ночной, он - сторож церковный, он - сторож волостной, он - рассыльный по волости, он - сторож полевых воротец, ещё бы ему быть караульщиком лошадей в поле ночью, тогда бы буквально был одним за всех. Долго ли тут до беды. Да и кругом у нас плохо. Школы нет, промыслы плохи. Земли недостаточно. Воды нет. Пруд - в проекте. Одна "чашечка" не забывается".



Источник: "Нижегородская земская газета", № 35, 1904 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1313
Кулебакский завод



На нашем заводе и по настоящее время существуют обыски. Каждый мастеровой, выходящий из заводского двора через проходную, подвергается в последней обыску со стороны дежурных. Этот обыск воровства конечно не предупреждает, а ежедневные обыски, продолжающиеся десятки лет, в конец, кажется, притупили понятие о достоинстве человеческой личности.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 38, 1904 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1313
О торговле на базарах



Прошлогоднее разъяснение сената о том, чтобы на базарных площадях не брать платы за места с тех лиц, кои вывозят сюда для продажи собственные, не перекупные продукты, вызвало на практике массу недоразумений и неудовольствий.

Каждое городское или сельское общество, владеющее площадью, привыкло произвольно пользоваться доходами с этих площадей, для чего эти площади, обыкновенно, сдаются арендаторам за известную, впредь вносимую цифру, и уже этим арендаторам предоставляется право взимать плату с торговцев.

Теперь, для обхода закона, делается так. На базарной площади расставляют круглые надписи: "Здесь платный базар", а где-нибудь за околицей выставили столбик с надписью: "Здесь бесплатный базар". Так поступил наш Ардатов. На базарной площади столбы "Платный базар", а в поле за острогом обвевается со всех сторон ветром надпись "Бесплатный базар".

- Да как же, - возражает мужик, с которого дерут двугривенный за шесть мер проданного овса, - да как же, говорят, ныне не положено платы брать с тех, кто свой хлебушка на нужду продаёт?

- Совершенно верно, - отвечает арендатор, - но для этого отправляйся с возом на другое место, где отведены "бесплатные места", а здесь - платные, и потому давай двугривенный...

А где эти места?..

Вслед за городом потянулись и сельские владельцы базаров. В с. Череватове отвели "бесплатку" где-то за кладбищем, а на площади середь села стали брать ещё больше прежнего. Я сам был свидетелем, как одна бедная женщина со слезами отдавала арендаторше базара 40 коп. за то, что продала на площади последнюю телушку за 14 рублей, добывая себе денег на поездку к сыну в Баку. Привози на череватовский базар хоть две-три меры ржички, и то двугривенный заплати. И все ссылаются на то, что если не хочешь платить, то иди на отведённые "бесплатные" места. Но спрашивается - кто пойдёт в Ардатове в поле за острог или в Череватове за кладбище покупать ваши продукты и ли телушку? Разве кому охота нос отморозить или ветра в поле послушать?



Источник: "Нижегородская земская газета", № 49, 1904 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1313
Из народных суеверий



Из Ардатовского уезда


Замечательно умеют наши колдуны и знахари ловить рыбку в мутной воде. Там, где знахарю нужно бы считаться за свои пророчества и угадывания с судом и полицией, ему только тепло и кормно, ибо редко кому из крестьян приходит в голову, что их отгадчик - плут первостатейный, что угадывает пропажи только потому, что знаком со всеми ворами. К несчастью, у нас во многих местах доселе верят в сверхъестественную силу колдунов, верят в знакомство их с разным чернокнижием, верят в близкое кумовство их с самим чёртом.

Частенько бывает, что такого знахаря, вместо того, чтобы гнать в шею, приглашают на какое-либо семейное торжество, боясь "лихого глаза", в надежде, что в присутствии ворожеи "глаз" не действует.

Я был очевидцем, как однажды мужички, собираясь на свадьбу, сильно тужили по поводу того, что отец жениха не пригласил к столу местного колдуна, который раза два приходил к дому.

- Не пройдёт это даром, - рассуждали поезжане, - ведь и в церковь-то ехать мимо его дома... А он злопамятный...

И что же? Предчувствие их сбылось - не обошлось без беды.

В нашей местности для свадебного поезда собирают лошадей чуть не со всех дворов, запрягают их тройками и парами, и пьяные поезжане гоняют их несколько часов с гиком и песнями по селу, вплоть до отъезда к венцу. Можно представить, как чувствует себя деревенская кляча в необыкновенной запряжке, с круто подтянутой головой, с бубенцами и колокольцами, ежеминутно подгоняемая со всех сторон и кнутом и вожжами. У бедных животных от страха глаза вылезают и поджилки трясутся!

Так было и в настоящий раз. После подобающей выпивки и катания, усадили жениха и невесту в телегу, и во весь дух пустились к церкви. Вдруг из-за избы, где жил знахарь, вырывается с душераздирающим рёвом, с задранным хвостом самый обыкновенный телёнок, и прямо под ноги лошадям... С испугу ли этот телёнок устроил эдакую штуку, или хитрый колдун, обиженный невниманием, в известный момент стегнул его как следует и пустил под лошадей из-за угла - не знай, думаю, что последнее вернее... Лошади с размаху бросились в сторону, поезжане вылетели в другую, и в результате несколько человек получили серьёзные ушибы, а жених пошёл под венец с разбитой физиономией.

Пьяные мужики жестоко бы разделались с "колдуном", прав ли он или неправ, но к счастью, он куда-то успел скрыться.

В нынешнее лето, в июне, пропала в нашем селе лошадь. Настала рабочая пора, а мужику без лошади - хоть в гроб ложись! Пошёл мужик искать по полям и сёлам. Ходил недели три - лошадь как в воду канула! С тоски похудел страшно... Сердобольные соседки посоветовали ему обратиться к нашему "сведующему человеку". Утопающий и соломинке рад, пошёл и наш мужик к знахарю...

Есть в нашем селе парень лет двадцати, Лёвушкой его величают все. Родившись от матери-побирушки, он с малых ногтей вкусил сладость лёгкого хлеба. Под руководством матери он приобык к эксплуатации сердобольных деревенских баб, притворяясь где сиротой, где убогим. Но в конце концов понял, что нет прибыльнее и легче заработка, как заработок знахаря. Человек он недюжинный, хотя бы потому, что без посторонней помощи обучился грамоте и порядочно писать. Завёл себе разные сонники, "Соломона", откуда-то списал собственноручно полууставом разные заклинания и привороты, собственноручно же иллюстрировал этот список драконами и змиями так, что только от одного взгляда на подобное чудовище с красными глазами баба в ужас приходит.

Дело шибко пошло на лад! Тащат бабы, кто яичек, кто молочка, а кто и холстинку с завёрнутым тут двугривенным. Лёвушка всему рад, всё берёт, а для всех ласковое слово: тому на водицу наговорит, той травки даст, той ладанку на шею наденет; всему рада деревенская баба, не видящая ниоткуда просвещения, и за всё земно благодарит. Хоть и не сбудется по-Лёвушкиному, да сердце себе отведёт, сама порадуется своей мечте!

К этому же Лёвушке и отправился наш мужик.

- Погадай, Лёвушка, в век не забуду! - слёзно молился ему потерпевший.

Лёвушка захотел подороже продать свои познания, или, может быть, не знал, где лошадь, но только заартачился:

- Лошадь твоя без вести пропала и её не найдёшь, - напрямики заявил Лёвушка.

- Выслобони, пожалуйста, что хошь возьми...

После торга, продолжавшегося около часа, Лёвушка согласился искать лошадь вместе с мужиком под тем условием, что в случае, если лошадь найдётся, то мужик обязывается дать Лёвушке или деньгами десять рублей, или всю зиму кормить хлебом. Согласились.

Предварительно, Лёвушка посмотрел в чашку с водой, положа туда огарок крещенской свечи и несколько волос из конского хвоста.

- Лошадь твоя привязана к дереву, у рыжего мужика.

Но предсказание Лёвушки не скоро сбылось - прошло ещё с неделю, а лошади нет! Только спустя дней десять услыхали они, что в лесу на хуторе есть какая-то присталая лошадь. Пошли. Действительно, на монастырском хуторе к колоде была привязана лошадь, - и лошадь оказалась потерпевшего мужика.

- Видишь, - твердил Лёвушка, - я говорил, что лошадь под деревом у рыжего мужика, правда моя...

Мужик с радости готов в ноги Лёвушке кланяться, благодетелем зовёт. С этих пор у нас Лёвушке почёт удвоился... Лёвушка ходит, высоко подняв голову, с сознанием собственного достоинства!

Никто из нас не поймёт доселе: что это было, дело случайности, или огромной плутни проходимца Лёвушки?



Источник: "Нижегородская земская газета", № 50, 1904 г.

Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1313
Саконская волость



У нас развиты, как промысел - пряжа верёвки и трёпка пеньки, но промыслы вообще становятся малоприбыльны. Прежде, лет 10-12 назад, занимались ими в каждом доме, но с тех пор, как в дер. Туртинках и с. Липовке открылись фабрики, всё меньше расчету работать. Дело в том, что заработная плата или плата за сдаваемый скупщикам товар, деньгами почти не выдаётся. Рассчитываются разного рода товаром и продуктами, совершенно не нужными или нужными, да не в таком большом количестве, так что лишнее мужик должен продавать за бесценок. Каждому непременно дают чаю, сахару, муки пшеничной, по произвольным ценам, на 20-30 % дороже рыночных. Например, ржаную муку дают по 75-80 коп., когда на рынке она 60-65 коп. Чай за ненадобностью продаётся с убытком до 50 коп. на фунт, сахар - до 7 коп. на фунт. Если рабочий или кустарь откажется брать продукт, то совершенно лишается работы и товара у него не принимают. Другое зло у нас, не меньшее - это расчёт со стороны скупщиков разного рода досрочными купонами, на которых крестьяне теряют убытка от 15 до 30 коп. на рубль. Эти причины могут повести к совершенному прекращению промысла, хотя он уже и теперь только влачит своё существование.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 2, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1313
Село Нарышкино



В настоящее время я состою волостным писарем, а с малолетства занимался пчеловодством и самоучкой достиг хороших успехов. Пчёл я люблю и с горем смотрю на здешних пчеловодов. С пчёлами они поступают иной раз прямо безжалостно, например, выбирают ульи, и пчёл оставляют на волю Божию, а стоило бы приложить немного старания и семья была бы спасена. Затем пчеловоды нисколько не стараются об улучшении взятка, надеясь, что пчела сама найдёт всё, ей нужное, а не могут понять, что разница - лететь ли пчеле пять сажен или две или три версты. По этому поводу я часто внушал пчеловодам, что ежегодно надо выписывать медоносные травы, что нужно вести рациональное пчеловодство и указывал, что помощь можно бы получить от губернской земской управы. На это мне одно отвечают, что все эти затеи дорого обойдутся. Хорошо бы в таких случаях для убеждения крестьян в виде опыта присылать медоносные семена бесплатно.

Два года назад на местных заводах был прекрасный заработок и население выполняло все повинности, на нём лежащие. В настоящее время заводы свою деятельность прекратили, заработков совершенно нет. Земледелие, вследствие того, что земля выродилась, падает. Лес вырублен, скотоводство приходит в упадок, да и кроме того, скот малорослый, простой. Желательно бы иметь для разведения скота хороших производителей, что могло бы предоставить населению земство.


От агрономического отделения. Раздача семян медоносных растений предпринимается губернским земством. Намечена и на 1904 год. Вопрос о помощи скотоводству в настоящее время разрабатывается губернским земством. Небольшой рассадник молочного породистого скота имеется при Обуховском хуторе губ. земства (Шутиловская волость, Лукояновского уезда).



Источник: "Нижегородская земская газета", № 4, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1313
Село Саконы



Вот и осень на дворе через прясло глядит. Ржаного хлебушка хватит саконцам самим едва только до Михайлова дня. Из яровины уродились только картофель и просо, но их было посажено и посеяно так немного, что урожая едва хватит только для своей потребности, а о продаже не может быть и речи. Разве поведут продавать, да уже и ведут продавать за бесценок, не только лишнюю, но и необходимую в крестьянстве скотину, так как сена приобретено крайне недостаточно. На заработок от кустарного промысла (прядка верёвок и пряжа пеньки) тоже плохая надежда.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 6, 1903 г.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6  7 8 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈