Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Большое Череватово

история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
Карандашные рисунки местного художника –любителя Сергачева Дмитрия Алексеевича (из личного архива Сергачевой Галины
Дмитриевны).Череватово, конец 1930-х. Каменная Покровская церковь,деревянная кладбищенская церковь Всех Святых и мельница Чераева Василия Михайловича в с Череватово

Прикрепленный файл: покровская цер.череватово-рисунок.jpg
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (1)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
melnica_cherevatovo.jpgvseh_svyatyh_cerk.cherevatovo-risunok.jpg
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (1)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
Дом о Василия Ксенофонтовича в Череватово,1911г(архив АГ Зинченко)
Отец Василий награжден орденом Св Анны 3 степени ,1883-84гг

Прикрепленный файл: Дом  о Васил Череват 1911.jpg
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
Череватово,до о Василия Владимирсого

Прикрепленный файл: Дом о Василия Черев. 2..jpg
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
награждение орденом

Прикрепленный файл: о Василий Ксенофонтович-прим 1884г после награждения орденом.jpg
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (1)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
На веранде дома Владимирских,жена о Василия - Анфиса Ивановна(слева) с сестрой

Прикрепленный файл: Череватово.  С прабабушкой-сестры-2.jpg
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (1)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
Домашние помощники семьи Владимирских на веранде дома

Прикрепленный файл: Череватово.  Дом-на веранде дома о.василия.jpg
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (1)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
В доме Владимирских (все фотографии из архивов потомков о Василия Ксенофонтовича- Анны Зинченко и Анны Моргачевой)

Прикрепленный файл: Череватово.  С прабабушкой-сестры-1.jpg
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (1)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
В копилку бесценных сведений о Василии Ксенофонтовиче добавились замечательные «Воспоминания…» одной из дочерей батюшки-Анны Васильевны Стародубовой(Владимирской)и присланные дважды правнучкой Василия Ксенофонтовича Анной Моргачевой, написанные так живо и с такой любовью к семье, что возникает ощущение, что ты сам знаком с о.Василием и не раз бывал в их доме...
Приведу некоторые отрывки из этих "Воспоминаний..."
«Отец, как я стала его помнить, был человек среднего возраста. Ему было около 40 лет. Он среднего роста, волосы у него русые, а борода имеет оттенок крепкого чая. У него приятное лицо с каким-то светлым выражением. Он никогда не хмурится, и его большой высокий лоб всегда спокоен и чист. Его большие серо-синие глаза смотрят ясно и приветливо на всех без различия. Маленький рот всегда крепко сжат. Он не был ни толст, ни худ. Его фигура была стройна, пропорциональна. Он держится изящно и просто, а походка его была такова, что наши няньки о нем говорили: “Батюшка идет, как пером пишет”. Ну! Судите сами, что это была за походка... Но всего лучше у него были руки. Небольшие, худощавые, с тонкими пальцами, они отличались красотой и подвижностью. Это были руки художника. Казалось они жили какой-то своей особой жизнью. Он хорошо рисовал, особенно пером, немного писал красками, играл на скрипке...
Как мне памятны эти руки! Сколько раз он нас благословлял, гладил по голове, ласкал, а мы целовали его руки…
Он нежно любил цветы и деревья и много насадил их своими руками. Еще больше под его влиянием посадили крестьяне. Он толковал всегда и в проповедях, и при встречах о древонасаждении и разведении лесов, это были его любимые мечты... А в те далекие времена об этом никто не думал и мало писали…
Отец в совершенстве знал древние языки, особенно латынь, на латинском языке он свободно читал, писал и говорил. Очевидно, отец так же усердно тянулся к латинским книгам. Он свободно читал по-французски, знал немецкий, читал и писал по-татарски…
Наша мать (ее имя Анфиса Ивановна) была моложе отца, кажется, на шесть лет. Она была среднего роста, необыкновенно крепка и легка, несмотря на порядочную полноту… Она никогда не кричит, не бранится, и спокойная улыбка никогда не сходит с ее лица. А в руках у нее вечно чулок, она вяжет его не глядя, разговаривая с отцом, она вяжет на кухне, во время чая, она держит его в руке, пробегая по чуланам, а клубок его покоится у нее в кармане. Чулок – это ее верный друг и спутник. Только в праздник она покидает его. Оно понятно, если вспомнить нашу многочисленную семью: сколько драных чулок, сколько дырявых пяток!..
Я родилась 24 сентября 1876 года. Это было ровно за неделю до Покрова, нашего престольного праздника... На селе в это время заканчиваются последние полевые работы, моют и скоблят избы, варят браги и готовятся к свадьбам. Ранним утром на току равномерно стучат цепы, и сквозь туман тянется запах курящегося овина и свежей, только что выдернутой из земли конопли.
На третий день после рождения меня крестили, для чего был приглашен молодой тогда священник соседнего Дивеевского монастыря о. Иоанн Феофанович Гусев, он был и моим крестным отцом. Крестной матерью была Марья Григорьевна Смирнова - Темниковская купчиха, большая приятельница моей матери, женщина умная, кроткая, рано сошедшая в могилу. Ее муж был арендатором нашего Череватовского базара. В тот момент, когда меня собрались крестить, прискакал верховой из села Кардавиль за 30 верст с известием, что сестра моего отца Анна Ксенофонтовна Афонская умирает и просит его приехать. Отец мой сейчас же собрался и, не дожидаясь крестин, уехал, приказав назвать меня Анной в честь любимой сестры. Это имя мне всегда нравилось: оно коротко и достаточно поэтично, для моей непоэтической фигуры…
Я была не первым и не единственным ребенком в нашей Череватовской семье, но меня на пороге жизни встретила такая же материнская любовь и заботы отца, как и старших детей.
13 декабря месяца мать моя слегла в тяжелой болезни - горячке... По-видимому, это был тиф и наверное брюшной, эпидемия которого свирепствует в Череватове каждую зиму...Я оказалась в самом беспомощном состоянии. Отец, занятой службами, требами и поездками по благочинному округу, почти не бывал дома. Две старшие сестры учились в Нижнем... Итак я была в беспомощном состоянии... Мать лежала с высокой температурой, металась и бредила, а я лежала рядом с ней, спелененная, и плакала... Орудием спасения(моего) явилась женщина, - очень дорогая мне по воспоминаниям - Феодосья Марковна Дударева, или просто “Марковна” и “Маркевна”. Это была монахиня, вышедшая в молодости из Дивеевского монастыря и доживавшая свой век в качестве келейницы неподалеку от нас, в кельюшке, наполовину съехавшей в овраг.
Келейниц в Череватове довольно много: это старые девушки, не вышедшие замуж, вдовы, монахини, вышедшие из монастыря, - это все те, кого мирская жизнь тяготила и кому не по силам оказался монастырский устав и уклад. Они ютятся по одной, иногда по две в маленькой келье где-нибудь на окраине села, живя трудами своих рук. Они шьют сарафаны бабам, вяжут чулки и варежки, ходят читать по покойникам псалтирь и т.д. … Жизнь они ведут строгую, часто постятся. В кельях у них чистота: половички на полу, занавески на окнах, иногда один два горшка герани и фуксии... У икон горит лампадка и лежат старые церковно-славянские книги, висят на гвоздике “лестовицы” из шерсти или кожи - четки.
В этом роде была келья и Феодосьи Марковны, но беднее и строже. Она приютилась на пригорке, имела маленький палисадник и смотрела своими двумя маленькими окнами на нашу церковку и блестящий пруд за ней...
Маленькая старческая фигурка, слегка горбится. На ней черной полукафтанье, что-то среднее между подрясником монахини и крестьянским зипуном. Голова ее, завязанная черным монашеским платком, кажется непропорциональной - слишком большой для ее фигуры… Под платком она носит черный монашеский чепец на вате, который якобы спасает ее от головной боли и постоянной зыбкости головы. Лицо ее старо и некрасиво. Большой мясистый нос, большой рот, всегда расплывающийся в добрую улыбку... Она крива на один глаз, но другой смотрит умно и зорко. Но для меня это некрасивое лицо всегда светилось такой бесконечной добротой, такой любовью, что оно мне казалось прекраснее всех человеческих лиц...
Она взяла корыто и чисто начисто вымыла меня водой, отмочила водой и сняла чепчик, а голову... вымыла соленым квасом и намазала “обеденным” сливочным маслом. Рецепт неизвестный ни одному профессору медицины в мире, но Марковна им очень гордилась. Болезнь мою, “как рукой сняло” по ее словам...
У нас был открытый дом. Не проходило дня, чтобы у нас не было гостей и приезжих. Приезжали соседние батюшки и целыми часами дебатировали с отцом в гостиной, приходили пешком вдовы-матушки, скорбные, скромные, в темных платьях. Их мать поила чаем в столовой. На кухне вечно сидели дьячки и старосты. Всем было дело до отца, все в нем нуждались. Вдовые матушки часто плакали, жаловались на обидчиков, просили о пенсии, о приеме детей-сирот на казенный счет в учебные заведения и т.п. Отец за всех хлопотал, писал черновики прошений, давал заключения. Судил, мирил, уговаривал дьячков, дьяконов и священников... И так целый день, с утра и до ночи. Одни уезжают, другие приезжают. И всех поят у нас чаем, кормят обедами, кого в столовой, кого на кухне, смотря по рангу…"
"Ясный летний день. Сегодня воскресенье и в доме происходит утренняя суета. Сестры ...доканчивают свои туалеты, чтобы идти в церковь. А я уже совсем готова... Чувство жизни и радости переполняет мое существо. По селу несется густой и красивый звук колокола, зовущего к обедне. Нарядные группы баб и детей проходят передо мной. Я знаю их всех в лицо и по именам и любуюсь ими с балкона. Вот идут сестры Гарасины, а вот все пять сыновей Акулины Ежковой, верной помощницы и подруги нашей (няньки-ЕС) Ларионовны. Я их тоже знаю по именам, всех пятерых; вот Гришуня, Мишуня, Степан и Федор солдат, муж красавицы Дарьи...Мужики все в зипунах и кафтанах, на головах у них серые барашковые шапки с суконным верхом. Ходить раздетыми в церковь считается неприличным даже в летнюю жару. И фуражка - тоже не степенный убор, их носят только мальчишки, молодые парни - это уже признак щегольства и легкомыслия. Мальчишки тоже принарядились: головы гладко причесаны, красные новые рубахи дуются на них пузырем, а лица чисто вымыты. Но пора и в дорогу. Колокол перестал гудеть и трезвонят “во все колокола”...
Но вот и церковь. Мы входим и становимся у правого клироса. Это наше место. Я всех меньше и поэтому стою впереди всех. Позади меня стоят сестры, а за ними наша милая мамочка, с ней рядом Екатерина Васильевна, наша дьяконица. Сначала все поражает меня: горят свечи, блестит позолота, поют громко певчие, идет торжественная служба. Я созерцаю икону Спасителя в золотом киоте в виде виноградных кистей, перед ней висит лампадка и стоит толстая-претолстая свеча с позолотой и цветочками... Молодые бабы, бабы с ребятишками выстроились в очередь, готовясь поднести их к причастию, теперь твердо знаю, что конец близок. Начинается причащение. Церковь наполняется криком, плачем и воплями ребят. Бабы трясут их, качают, суют в рот соски, чтоб успокоить их.
Отец слегка улыбается, церковная дисциплина ослаблена...
Мы подходим к кресту и выходим из церкви. Мать заходит на минутку на могилу бабушки Екатерины Александровны Владимирской (в девичестве Прозоровской-ЕС), своей свекрови, которая покоится в углу ограды у алтаря под густой развесистой акацией. Мы молимся недолго и выходим из ограды.
Как хорошо на солнце: деревья качаются, птицы поют, колокола звонят. Мы не думаем о смерти. Мы не чувствуем и не знаем, что несколько лет спустя мы зароем тут же рядом с бабушкой Екатериной нашу дорогую сестру Олю. Но тогда она молодая, стройная и нарядная идет вместе с нами... Путь от каменной церкви до нашего дома около версты, но мы проходим его незаметно. Вот и дом. Из палисадника выскакивает наша собака Трезор и ,подбегая, здоровается с каждым в отдельности...Дом дьякона рядом с нашим, только переулок меж ними...
Осенний день... В окно слышится мерный стук клюки... За окном стоит высокий старик с горбатым большим носом, на нем тулуп с поставленным высоким воротником, подвязанным шарфом, а подпоясан он лиловым кушаком. Это наш дьячок Федор Ефимович. Мне хорошо знакома его отполированная временем клюка, которая стучит к нам утром ежедневно.
“Васильевна!” - говорит он моей высунувшейся к стеклу физиономии, - узнайте у батюшки: благовестить, иль обождать?”
“Васильевна” единым духом мчится к отцу и обратно. “Благовестить”, - говорит она и подает ему ключи от церкви. Большие, тяжелые, железные ключи, висящие на ремешке. У нас осталось, специально для этой цели, а также для подачи милостыни, одно не вставленное окно. Но скоро его замажут и закупорят на зиму. Тогда старик Ефимыч будет приходить за ключами на кухню. А я, проворно снявши эти ключи с крючка под зеркалом, буду подавать ему. Этой обязанностью я очень горжусь, она возвышает меня в моих собственных глазах, я кажусь сама себе очень большой и серьезной.
На дворе уже совсем светло. Отец встал, умылся и собирается идти в церковь. По селу несется не очень густой будничный благовест. Между тем встают сестры и братья. Выходит на кухню мать.
Вот и самовар на столе, мы пьем чай без отца, это первый чай. Мы пробуем все вкусные вещи, но нам как-то скучновато без отца и мы кончаем чаепитие скоро.
- Ну, пора и за ученье, - говорит мать, когда мы насытились. Вася, Маня и я берем свои тетради и садимся писать.
Мы пишем гусиными перьями. Отец сам нам чинит их и приготовляет для нас ( благо гусей у нас много, а перьев в их крыльях еще больше). Я пишу сначала усердно, но мне скоро надоедает, и я начинаю выглядывать в окно. Вон идет дьякон Алексей Евгеньевич - мой приятель. Он смотрит на окно и, усмотрев мою рожицу, улыбается и слегка приподнимает шапку. Я не кланяюсь, но моя физиономия сияет ему ответной улыбкой, самой широкой и искренней в мире. Значит служба кончена, сейчас придет и отец. Надо скорей кончать страницу. Дверь действительно сейчас же распахивается и входит отец, ясный и добрый, как день. Он снимает перчатки и шляпу, и мы спешим ему навстречу. Мы еще не здоровались с ним утром, мы подходим под благословение. Отец благословляет нас и гладит по голове. Он дает Марье Васильевне, которая идет по старшинству впереди, просвиру, Васе, что за ней - бублик, а мне, я в хвосте, румяное анисовое яблоко. Это он получил за панихиду.
Он просматривает наши тетради. Он что-то поправляет и говорит Марье Васильевне, дает какую-то работу брату и смотрит мою тетрадь. Я стою и смотрю на него. “Как ты дурно пишешь,” - говорит он мне совершенно спокойно, без всякого раздражения и даже как бы с удивлением. Я очень огорчена... Мы окружили его письменный стол, этот памятный стол из карельской березы, с красивыми медными вставками для ключей. У этого стола мы стоим все трое и смотрим, как пишет отец. Попутно мы осматриваем еще раз и вещи на столе. Вот голубая фарфоровая чернильница и такая же песочница, вот фигурка Наполеона - небольшая статуэтка, а в столе, мы знаем, тоже много интересного, но мать нас никогда к этому столу и близко не подпускает. Там в ящиках есть зажигательное стекло в медной оправе, подзорная трубка, калейдоскоп, несколько рисунков отца и рукописные его книжки очень интересные, переплетенные в кожаный переплет. Есть там и хорошенькая фигурка спящей нимфы очень хорошей работы из мрамора. Говорят это вещь художественная и ценная. Все полно тут для нас жгучего интереса. А между тем отец пишет прописи. “На берегу пустынных волн стоял он (в скобках после слова “он” отец пишет “Петр Великий”) и думал он ... и т.д. А мне он пишет пропись такую: “На ветке плачет соловей, а роза милая не внемлет ... и конец: Увы, никто его не слышит, никто не радуется ей”. Это мы будем писать завтра. А сейчас проверка задач и священная история..."
К сожалению, этими словами "Воспоминания..." обрываются, продолжение их, видимо ,не сохранилось...Но даже те несколько глав, сохранившихся в семейных архивах потомков, приоткрывают завесу времени и удивительную атмосферу, царивщую тогда в семье...

Напечатано в Альманахе № 5 Дивеевская обитель 2024г стр 112

---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Лайк (2)
snegir33333

Сообщений: 207
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 70
Приводим здесь отрывки из ежедневных записей о.Василия Ксенофонтовича Владимирского.
1893
Март. 13-14.Многомятежные дни! Служба, слякоть, репорты. С начала месяца царские дни, потом преждеосвящ. обедни, затем с среды Оранская икона ,парадныя службы, в субботу проводы и служба до часу п.ч. 300 исповедников. Частиц для причастников в обрез хватило- а прочее Господь невидимо укреплял меня и на другой день, т.е. ныне служил с удовольствием , с благодарением. Послал Им.(?) образчик чугунной руды и обломок кремня с крупными кристаллами горного хрусталя, да еще с какой-то изящной игрушечкой- допотопной раковинкой…
Апрель 10.-В Великую субботу и светлое Воскресение очень удались обходы около церкви. Был тихий мороз, светила луна, свечи горели как в комнате. Пасха шла по обыкновению; с среды по ночам у меня мозжило все тело; но в заутреню разгуливаюсь на весь день. Из деревни мы возвратились оч(ень)поздно. Народ с нами вышел навстречу возвращающимся иконам, вся масса пела Пасху и когда вошли в церковь все паникадила горели!
Погода с Пасхи испортилась. Снег и холод. Снеговой ураган 7,8,9го наставили целые горы засыпали и пруды и лужи и нет ни ходу, ни пуду! Нынче весь день идет мокрый снег. Поутру дня 3 бывает до 7 гр холода; ясно, а среди дня опять бушует невообразимая метель. Воротилась зима; февральские вьюги; мартовские морозы. Завтра нед(еля) Мироносиц, а глубокий снег, придется идти в шубе.-
Май.
2е.Крест.ход около села.
3.Запечатал на почту в Душ(еполезное).Чтен(ние). статью И(оанн)Креститель и в Казань Петру В(асильевичу).Знаменскому(известный профессор Казанской духовной Академии, видимо, однокашник о.Василия по семинарии-ЕС) письмо с карточкой, где сняты мы с женой. Обещаюсь прислать ему вид Нижнего с Стрелки и для Преображенского Семовскую и Ермолинскую церкви.
Июнь1893
16е Ночью теплый дождь. Утром сильный туман; в 7м часу вечера… ливень, с гвоздочками, с полчаса; полны кадушки, лужи, ручьи…Белая лилия в полном расцвете: пять цветов по 6 лепестков- великолепный букет.(Б(ыл) о.Георгий Кузятовский). Великолепная двойная радуга.
17е.Ночью дождь. Хороший ясный но не жаркий день. Часов в 7мь приехала Анна(дочь отца Василия, автор вышеупомянутых «Воспоминаний»-ЕС) с великолепным аттестатом и подарками от училища и Архиерея- Евангелиями и общей карточкой.
Июля 15го. С 1го великолепные дожди, ливни с грозами, тепло. Дождя 3 днем, четвертый ночью. Вся растительность оживилась до пышности; в ограде трава в колено; цветов миллионы … приносят хлебцы(цветы трилистника) величиной с яйцо; деревья объеденные червем дали новую чудесную листву; грибов много.-Ливень 13го снес часть сена в винокурне. Другой день тихо и ведро.
Травы овсые загляденье; конопли в мой рост, пропасть черемухи. Лето в полной красоте, зелени, благоухании , без жаров, без пыли… У нас на китайском розане 5 цветков больше чайной чашки. Олеандр цветет и набил тысячу бутонов, Пеларгониум цветет без отдыху с самой кажется Пасхи.
С 14 по 15 авг. переменная погода: дождички, холодные ночи, простудил голову – болят глаза.
Писал образ Казанской Б. Остается только Младенец.[/b
Сентябрь 1893
6 сент.Пишу в понедельник.Ясный ветреный день: давно не было. У нас хлеб с полей свезен на гумно: три большых копны (овса) две маленьких (ячменя и овса). Велеть сшить к Пасхе ризы и стихарь из зеленого полусукна(драдедали) с коричневыми оплечьями и оподольниками из коричневого сукна, и малиновыми шолковыми лентами. И красиво и легко и кажется недорого.
7го докончил обр.Казанской(т.е.сделал надписи).-8е. Заказано …:возможно изящную раму для образа Г.Саваофа, написанную Марьей И.(Маргаритой) Заниной.
20. Без службы и гостей. Дописал последний образ – Саваоф с херувимами и т.о.кончил работу трех икон, начатую тоже около 20августа.
21е.Службы нет. Золотим капитель в иконостас в алтаре. Плохо самоучит. И отпили нет, и золото не слушается ,и руки трясутся. А вышло хорошо!
Сент.1893
22. В Казанскую освящали написанный мною образ Казанской.
1894г
март
23е. Вчера пришла Оранская икона. В прошлую субботу б. 115 причастников; нынче 220 или около того. Послана маленькая статья в р. Д.Чтение «Заметка о литографии». Полная ростополь с ночными морозами – Великолепно расцвел китайский розан и приготовил множество бутонов. Цвел шпажист.
27е. воскресенье. – после обедни часов в 10 проводили икону при великолепной погоде и грязи с огромным количеством богомольцев. На неделе было до 200 говельщиков.
Апрель
17е Пасха. Великолепнейшая погода; во время крестного хода и в великую субботу и в Пасху сухо и тихо до того, что ни одна свечка не погасла.
Всех Святых
12е.мая Великолепно удавшийся праздник. Ясное солнце, тихое утро. Место престола убрали хоругвями, образами, посадили рябину. Удачная проповедь об осторожности с огнем. Крестный ход и вселенская панихида при великолепнейшей погоде. В 11ть кончили, в 12 сильный дождь – когда духовные были у меня. К вечеру опять ясно и сухо. За вечерней водоосвящение при большом стечении.
1894 г. памятный год:
1)1834 г. – я родился 60 лет назад; 2) 1864 г. я стал сноситься с ж.Душеполезное Чтение – 30 л. назад; 3) 1874 г. – освящение деревянной церкви 20 лет тому назад; 4) 20 сент. будет 35 лет нашей свадьбы, а 25 октября 35 л. моему посвящению.
Декабрь. С 1го на 2е всю ночь бессонница; галлюцинации зрения и слуха – звон чрезвычайный и в тоже время возвышенные неизъяснимые мечты о Боге, вечности и т.д. Когда у досуга надо записать их под названиям: «вера без писаний», естественная религия… но тогда уже остынет интенсивность этих возвышенных мечтаний!
Май 1895
27е. На Всех Святых (28) уснул только в часть, думал, что не гожусь служить, но к заутрене полегчало, к обедне и вовсе выздоровел, службы б.оч. много; в ц. жарко донельзя, а на воле холод. Ветер с небольшим дождем; вселенская панихида у Покровского престола(место престола старой деревянной Покровской церкви-ЕС) шла с час; решотка престола была убрана березками; а ворота ограды флагами; служили заутреню и обедню в зеленых Троицких ризах, а водосвятие и крестный ход в баушкиных; Потом крестили; воротились в час. После обеда какой сильный ливень; дождь окрашен в зеленый цвет какой то пылью вроде бузинного цвета. После дождя яркое солнце и чудный вид на пышную зелень. Акация, сирень, яблони, рябина и вишня в цвету; зелень изумрудная, толковая; после вечерни служил благодар.молебен.
1901г
21 мая . Духов День, многомятежный. Заутреню отслужили вечером для облегчения. Завтра 6 свадеб. Утром в 6 обедня. Потом ходил крестом по базару – в это время моросил ненастный дождь. Воротясь в церковь отправились по свадьбам начиная с Чудакова и Рощина. Хотя я не надеялся написал было письмо и отцу И.Гусеву о помощи – но Бог помог, обвенчал все свадьбы один, не посылал в Дивеево; две свадьбы в Троицком приделе, это которые не просили о венцах, а прочие дожидались в настоящей; потом остальные как следует, в настоящей; только по окончании венчания одна свадьба.
27е. Все Святые; обычная парадная служба с 6ти часов до 8ми, а потом молебен с водосвятием до 9ти, потом обедня… Подняли итальянское окно в средней церкви, выставили совсем 1е в трапезе идучи к западу; в обедню пробовал, но не успешно, выставляли алтарные. Потом крестный ход по всему древнему кладбищу, огромная Вселенская панихида перед местом престола бывшей Покровской церкви, а затем молебен Знамения у начальника Рябова с водосвятием акафистом Знамению…

7е сентября 1901г. Ясное утро, служба и потом приехал Владыка(Преосвященный Назарий (Кириллов)-- епископ Нижегородский и Арзамасский- ЕС) часов в 12ть; в совершенное хорошее теплое время в прекрасном расположении духа: я похвалил ему прихожан, что они мордва, но оч(ень) благочестивый народ, любят парады, певчих, крестные ходы, родительские … Он с этого начал свою беседу с народом…
Вошел в алтарь Владыка осматривал антиминс, потом просматривал документы, разбирал богослужебный журнал и обратил внимание на мои проповеди (б(ыло)на лице 3). Я сказал, что остальные проповеди у цензора, т.е. Благоч(инного). Причем отец Благочинный с большою похвалою отнесся о моей проповеднической деятельности. И кстати сказал, что я литератор, что мои труды печатают в Душеполезном чтении. Когда смотрел Ц(ерковную)летопись, то Бл(агочинный). кстати сказал ему, что летопись украшена рисунками моей работы (виды всех трех церквей, настоящей, Всехсвятской и бывшей кладбищенской сгоревшей). Владыка приказал завтра привезти ему эту летопись в Дивеево, куда пригласил меня на молебен (Рождество Богородицы 9-е в субботу) Владыка в трапезе обратил внимание на вновь позолоченные сосуды, на две иконы моей работы, причем я докладывал ему, что я живописец-самоучка и указал ему на промахи, сделанные мною, при писании запрестольного образа. Певчие в это время исполняли: ……..Многая лета…. Очень милостиво, простившись с народом, владыка выехал из села часов около двух, сопровождаемый благожеланиями громады собравшегося народа и громогласным звоном.
Согласно Его приказанию была с вечера отслужена всенощная празднику, а утром по рану (7 часов) литургия, после которой мы с женой отправились в Дивеево, застали в половине литургию в соборе. Владыка в сослужении шести иереев служил в Троицком соборе, посвящал какого-то молодого человека в дьяконы, потом служили молебен празднику (на молебен выходил и я – всех иереев было 8 человек: архимандрит, Дивеевские, и Александр Заводский, я, Благочинный, о.Штернов сельский и Елизарьевский. Потом все пошли к игуменье, а я к отцу И. Гусеву, там попил чаю и потом пошел к Владыке представить ему летопись – (его оч. интересовали картинки) и проститься; он оч.долго и милостиво разговаривал. Благочинный докладывал о моих трудах в Душеполезном чтении и сказал, что предложит ведомству купить все накопившиеся экземпляры журнала для благоч. библиотеки…. Но я прибавил, что я лучше поберегу у себя, а так как жить мне уже не долго, то я лучше тогда откажу журнал в библиотеку даром на помин души. Владыка сказал, что ему приятно будет запомнить такого редкого старика и удостоил проститься «по старинному», т.е. троекратным целованием! Посидев еще недолго у о.И.Гусева (я уж разхварывался и совершенно размок) и поспешил в Череватово п.ч. меня дожидались похороны Марьи Головой. Приехавши пообедал и захворал….
Владыка в селе оставил оч. приятное впечатление. Фигура у него высокая, плотная, взгляд добрый, ласковый, симпатичный, читает еще и мою руку без очков. Он прочел несколько отрывков из церковной летописи и прочел вслух подпись под картинской: 26 июня 1896 рисовал с натуры с.Череватово священник Василий Владимирский.

4 июня 1902г о.Василия не стало...

Напечатано в Альманахе № 5 Дивеевская обитель







---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈