Курская земля
В этой теме буду собирать сведения о местах жительства курских предков
bazhenovanvМодератор раздела  Одинцово Сообщений: 1494 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 6767 | Наверх ##
11 сентября 2017 20:23 7 ноября 2021 1:03 http://old-kursk.ru/book/monastr/mn-r004.html Сайт "Курскъ дореволюционный и Курская губернiя до 1917 года"Верхний Реутец. Из истории села Автор: Иван Монастырев. Курск МУП "Курская городская типография". 2013. - с. 64 Посвящается старинному русскому селу Верхний Реутец и его замечательным жителям. "Старинное русское село Верхний Реутец Обоянского уезда Курской губернии расположено на Среднерусской возвышенности на высоте 260 метров над уровнем моря, оно располагается выше и среди окрестных сел, потому его можно увидеть на расстоянии 10-12 верст от магистрального шоссе Москва-Симферополь или от районного центра Медвенки. Белокаменная Реутчанская церковь, средь пышной зелени садов и ясного неба как нельзя лучше олицетворяла красоту русского пейзажа. Большие и малые села, деревни, хутора рассыпанные по всей России составляли ее основу в прошлом. Образовавшееся поселение Верхний Реутец было невелико, располагалось оно не только на равнине, но и над склонами холмов и урочищ. Заселение и хозяйственное освоение Медвенских земель связано с общей историей Курского края - героической борьбой нашего народа, как с внешними врагами, так и с внутренними эксплуататорами Информация архивных и других источников о поселении села Верхний Реутец известна с X\/I в.Одну из страниц истории о населении села констатирует в своей книге известный курский историк, педагог, "исследователь истории Курского края" (по Брокгаузу и Ефрону) Анатолий Алексеевич Танков:"…Стан Залесский. Село Вознесенское, что на реке Реутце. В селе церковь Вознесение Господня да в пределе Св. Великомученика Дмитрия Солунского. В том селе усадища на реке к Реутцу, а на усадищах дворы помещиков обоянцев дворян и детей боярских: Остап Ерофеевич сын Картамышев Федор, Евсей, Архип Петровы дети Еремины Евсей Лаврентьев сын Витовтов Федор Тимофеев сын Монастырев, Иван Сергеев сын Нестеров. Свирид Ведениктов сын Левин с братьями его Павлом и Андреем. Влас Юрьев сын Тарасов. Евлампий Епифанов сын Звягинцев. Василий Сидоров сын Белоусов. Иван Демьянов сын Боев. Иван Нефедов сын Лукьянов. Андрей Моисеев сын Переверзев. Алексей Степанов сын Жеребцов. Сидор да Алексей Степановы дети Воронины. Иван Нестеров сын Рогозин. Яков Никифоров сын Колачников. Ерофей Артемов сын Козлитинов. Максим Иванов сын Завелитский. Иван Семенов сын Черной.Яков Семенов сын Тишин. Потап Минаев сын Подтуркин. Самойло Семенов сын Рагулин. Микифор Терентьв сын Опухтин. Карп, Аким и Алексей Костентиновы дети Кононовы. Нестор, Ермол, Остап, Евстрат да Сайло (видимо Самойло? автор) Борисовы дети Белобородые. Гур и Иван Калинины дети Ламоновы. Тимофей Радионов сын Павлов. Кондрат, Петр, Анфиноген Ивановы дети Тулевские. Гришка и Ивашка Левонтьева дети Гавриловы". [2]. Некоторые фамилии из титулованного списка и сегодня можно встретить среди жителей села, среди названий улиц и пр., например, Ламоновка, Гавриловка, Подтурщина и другие. Они встречаются и в ранних ревизиях губернских (ревизские сказки) и других архивных документах. А сколько других имен и фамилий крестьянской среды было еще? Как уживалось, созидало, менялось то разноименное и разношерстное население Реутца на протяжении веков? Пока нет такой конкретной, эпизодической истории села. Свое название село получило от реки Реутец (левого притока реки Реут). Тоненьким ручейком чистой ключевой воды она начинала свое движение из небольшого болотца расположенного на дне будто бы рукотворной чаши именуемой "Большое" на самой южной границы села. Рядом с этим удивительным образование земли - хутор Мороховец (позже прозванным народом как Хурхи). Северная окраина села уже более полноводным речьем тесно смыкалась с соседствующим селом Нижний Реутец родиной известного писателя Константина Дмитриевича Воробьева. В народе село также называлось вторым именем Шелковка. Село Верхний Реутец почти компактно располагалось на площади вытянутого прямоугольника, примерно, более чем на трех квадратных километров. Одни его улицы длинной цепью тянулись вдоль реки Реутца, другие ? друг за другом на километровом расстоянии выше, параллельно шли в северную сторону, а третьи - более короткие и многочисленные - расположились поперек между ними. В названиях сельских улиц угадывались и титулованные фамилии, и признаки места, природные особенности, имена, клички и др. В самом центре Реутца заметной полосой прямоугольника с востока на запад, расположилась усадьба церкви Вознесение. На разноплановых улицах, чаще всего в один ряд над склонами теснились личные подворья, состоявшие, в основном, из домов и хат с соломенной крышей, а те, что были крыты железом, выглядели на их фоне прямо-таки украшающими россыпями села. При постройке церкви в начале XIX веке, село стало называться еще и как Вознесенское. Село издавна славилось своими песнями, карагодами, фольклором. Сохранились многочисленные тексты старинных песен села (и ноты), собранные А.П. Горяиновой. [5] По сведениям на 1868 г. в Верхнем Реутце состояло 226 дворов, в них проживало 2500 жителей. [3,4]. Заметно выделялись в селе помещичьи усадьбы. Их было в селе четыре, пятая, на самой южной границе. (по информации 1918 г.) Были и другие помещики не вошедшие в это число: Лукин, Садовский… Владельцами усадеб с обширным хозяйством, землей в предреволюционный период были: 1) Бровцын Виктор Дмитриевич - 108 десятин земли, конный завод, кузница, сад в 2,5 десятины, хозяйственные постройки и др. После 1918 года его дом был занят под Волисполком а усадьба под центр колхоза им. Молотова 2) Горяинов Николай Михайлович - 192 десятины, из них 13 десятин под усадьбой и садом, 5 десятин сенокоса и 21 десятина леса. При имении имелась метеорологическая станция 2-го разряда. Сведения о погоде со станции поступали в агрономический отдел земского отделения Курской губернии. Наблюдения вел сам хозяин. 3) Сомова Мария Михайловна - 51 десятина земли. Большую часть земли хозяйка сдавала в аренду. Имела сад, дворовые постройки, хозяйство. Дом из красного кирпича и большая пристройка к нему были заняты под медицинские службы после 1918 года. Крытый железом сарай занят был под хранилище сельскохозяйственных машин. Но уже к концу 30-х годов окраинная садьба пришла в запустение, её постройки стали использоваться на другие нужды колхоза. В годы Великой Отечественной (1941-1943) все оставшиеся кирпичные строения дома, ледника и др., были разобраны населением. Имение располагалось на самой южной границе села близ хутора Мороховец (Хурхи). 4) Карташова Елена Никитична - 230 десятин земли, каменный дом, конюшня, сарай, ледник, инвентарь и другое хозяйство. Усадьба располагалось на правом краю ул. Карташовка, напротив ул. Бугор. Часть имения разместилось напротив центральной усадьбы, на другой стороне речки, на улице Бугор. После 1918 г. постройки (филиал усадьбы Карташовой) использовались как центр хозяйства колхоза им. "Великий перелом". Помню, широкую наезженную дорогу в сторону ул. Ключик, с глубокими канавами по бокам, по обеим сторонам ее тянулся обширный фруктовый (охраняемый) сад, куда мы школьники второклассники забегали из Ревенкова дома (школы 1-2 классов) за сбором падающих фруктов. 5) Имение Галины Андреевны Балабановой бывшее Мороховца (см. ниже ). Помещичьи усадьбы начала XX века испытывали определенный подъем в своем развитии. Помогла Столыпинская земельная реформа, которая привела к укреплению зажиточных хозяйств, во владении которых находилось свыше 25 десятин земли на двор. Крестьяне же середняки и бедняки продолжали оставаться на том же уровне, были против реформ. Хотя и были созданы отдельные, вышедшие из общин раскрепощенные хутора. Например, на южной окраине села Верхний Реутец, в километре от поместья Мороховца, сложился такой хутор "Зеленая Дубрава". Интересно то, что жители его были украинцы, и поэтому хутор был прозван в народе как Хохловка. По-видимому, община, из которой вышел хутор была заселена в свое время выходцами из Украины. В советское время бытовой диалект стал там уже смешанным. Отечественная война 1914 года прервала оживление сельского хозяйства Столыпинской реформой. Несмотря на хороший урожай зерновых в районе, положение крестьян усугублялось. Тридцать пять процентов крестьянских дворов губернии в 1916 году стали безлошадными. В армию было призвано около 9000 самых трудоспособных медвенских мужчин то есть 11,2 процента населения, 700 лошадей. Для нужд армии брали скот, хлеб и даже лапти и онучи. Немало реутчан выехало тогда в промышленные города: Москву, Петербург, Харьков, Донбасс и другие регионы. (Куряне стали уезжать по 100-140 тысяч в год) Февральская революция подорвала помещичьи хозяйства разорением их поместий крестьянами. С отречением от престола Николая II потерялось прежнее доверие к власти. Почувствовав худые перемены, местные помещики (а они все в селе связаны родственными узами) стали потихоньку избавляться от своей собственности, уезжать. 26 ноября 1917 года Советская власть пришла и в Курскую губернию. В 1918 году помещичьи усадьбы Верхнего Реутца были национализированы "В считанные месяцы на Медвенской земле были сведены на нет достижения Столыпинской реформы. Началась постепенная социализация земли, рекомендовавшая коллективные формы хозяйствования - коммуны, товарищества, где присутствовала самая обыкновенная уравниловка" [14 стр. 35] Реутчанское товарищество было создано на землях бывшего помещика Мороховца в1919 г., а в 1925 году был создан совхоз.. В течение более чем десяти лет, как волости, так и другие административные единицы упразднялись, укрупнялись, расширялись в границах, меняли ведомственную принадлежность. Например, в 1918 г. при селе Вознесенском (Верхний Реутец) была образована и существовала в течение пяти лет Вышне-Реутчанская волость Обоянского уезда, куда входило шесть других окрестных сел. Но уже в 1923 г. волость была упразднена, а село вошло в Медвенскую волость Обоянского уезда [7]." В Курском архиве в коллекции метрических книг в фонде 217 согласно описи № 3 сохранились МК за 1877(162л.), 1879(163л.), 1882(175л.),1895(185л.) и 1915(999 л.) годы. http://archive.rkursk.ru/sites.../f217u.pdfКроме того, согласно описи № 1 сохранились также более ранние метрические книги: за 1802 г. (д.2638), за 1838-1849 гг. (д.2640), за 1848-1862гг.(д.2641). Исповедная книга сохранилась только одна - за 1822 год(д.2639). Снова обратилась за помощью к ruslua. Помог, посмотрел 1895 год. Спасибо огромное! Результат такой: "Фамилии Чернов нет, но есть много Черных" Сохранились также метрические книги Вознесенской церкви села Вознесенское. Очень похоже, что это одна и та же церковь. Сохранились МК за 1876 (158л.), 1879 (163л.), 1880 (169л.) и 1894 (183л.) годы. (Оказалось, что не одна и та же) Отсюда https://forum.vgd.ru/post/252/21016/p2945163.htm#pp2945163Черновики 12 описи может кому пригодится. Номера страниц, это соответствующая страница в части описи. оп. 12 часть 1 оп. 12. часть 2 оп. 12. часть 3 ТАНКОВ А.А. "Курский край в начале царствования Петра Великого. Конец 17 века"https://cloud.mail.ru/public/5Ncv/imqVZdCbBСказки 1675 год https://forum.vgd.ru/post/1758/88096/p2590327.htm#pp2590327Обоянский уезд относился к Белгородскому разряду и, соответственно, к Белгородскому полку. Со сказками, которые подавали обоянцы дети боярские в 1675 г., все не просто. Они попали в столбцы Белгородского стола и в столбцы Севского стола. Михаил Андреев подал свою сказку на Обоянском съезжем дворе 29 января, она отложилась в документах Севского стола. Григорий Андреев подал сказку 30 января; она попала в документы Белгородского стола. РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. (столбцы Белгородского стола). Ед. хр. 761. РГАДА. Ф. 210. Оп. 14 (столбцы Севского стола). Ед. хр. 291. отсюда https://forum.vgd.ru/post/3103/70014/p1994779.htm#pp1994779Раздорский А. И. Торговля Курска в XVII веке: По материалам таможенных и оброчных книг города. Черный Семен сын Иванов; сын боярский; Елец; 1672/73 О жалованных грамотахhttp://www.evsyukov.ru/sprav/evs-vp.html --- Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. Козьма Прутков.
мой дневник | | |
bazhenovanvМодератор раздела  Одинцово Сообщений: 1494 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 6767 | Наверх ##
4 ноября 2017 22:23 7 июня 2021 22:41 Об основании города Обояни. Статья. http://old.kurskcity.ru/pubs/article/250Автор публикации: И.П. Бабин, М.М. Озеров, В.М. Сляднев Источник: Научно-исторический журнал «Курский край» № 5 (133), Издание Курского областного краеведческого общества, Курск, 2011 г. ОБОЯНЬ И ОБОЯНЦЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕСборник материалов межрегиональной научной конференции (г. Обоянь, 21 апреля 2012 г.) http://old-kursk.ru/book/razdorsky/pdf/obojan.pdfВ сборнике представлены статьи и тезисы докладов, посвященные различным аспектам истории и культуры города Обояни и его округи с древнейших времен до наших дней. Рассматриваются вопросы местной археологии, источниковедения, военно-политической, социально-экономической и церковной истории, геральдики, топонимики, исторической географии, биографики, генеалогии и просопографии. Авторами сборника являются ученые и краеведы из Обояни, Ивни, Курска, Белгорода, Москвы,Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Барнаула, Киева, Сум. ПРИЛОЖЕНИЯ И. П. Бабин, М. М. Озеров. Обоянские воеводы, ландраты, комиссары и управители (1649–1779 гг.) ................................................................................. 309 Описание Обоянского уезда с присовокуплением к оному алфавитного списка всем состоящим в уезде селениям. Составленное Малороссийского кирасирского полка корнетом Мазаракием. 1818-го и 1819-го года. Подготовил к публикации А. И. Раздорский ......................................................... 321 РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 18816. Л. 73–81 об. [л. 77 об.] Список селениям Обоянского уезда в алфавитном порядке Казенные с. Вышний Реутец 105 (дворов), 688(м) 872(ж)(жителей) 650(лошадей) 422(рогатого скота) Помещичьи слбк. Корочка 33 134 130 100 70 с. Переверзьева 24 279 265 100 40 Казенные д. Нижний Реутец 104(дворов) 584(м) 580(ж) 460(лошадей) 274(рогатого скота) РГАДА ф.1209 оп. 12i, книга 326 Писцовые и межевые книги Обоянского уезда 199-204 годов(1691-1696)РГАДА Отказные книги по Обояни http://rgada.info/opisi/1209-opis_2i/0188.jpg http://rgada.info/opisi/1209-opis_2i/0209.jpg http://rgada.info/opisi/1209-opis_2i/0367.jpgРГАДА Верстальная книга за 1652 год Обоянских детей боярских http://rgada.info/opisi/1209-opis_2i/0118.jpg --- Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. Козьма Прутков.
мой дневник | | |
bazhenovanvМодератор раздела  Одинцово Сообщений: 1494 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 6767 | Наверх ##
4 ноября 2017 23:50 Разрушенные храмы Медвенского района Курской обл.МО "Тарасовский сельсовет": В с. Тарасово Суджанского уезда, согласно "Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г.", находилась Воскресенская церковь, деревянная, 1863 года постройки, 1 престол, число душ при приходе - 1111 православных, 8 раскольников и сектантов. Имелась в приходе земская двухклассная школа. Церкви принадлежала земля: 1,5 десятины усадебной, 33 десятины полевой. Служили священник Лонгинов Иоанн Дмитриевич, псаломщик Курдяев М.Д. Находилась церковь недалеко от старой школы. В селах 1—ое и 2—ое Тарасово, с. Благодатное, дер. Масловка, Глебовка, Хитровка престольный праздник был 26 сентября - Воскресение Славущее, МО "Спасский сельсовет": согласно "Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г." в с. Спасское Курского уезда находилась Спасская церковь, деревянная, 1800 года постройки, 1 престол, число душ при приходе - 1386 православных, имелись одна земская и одна церковная школа грамоты. Церкви принадлежали 33 десятины полевой земли. Священник Софроньев В.В., диакон Рубинский Н.И., псаломщик Левандовский В.С. казенного жалования не имели. МО "Высокский сельсовет": в "Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г." читаем: с. Высокое Курского уезда - Михаиле - Архангельская церковь, деревянная, 1894 года постройки, 1 престол, 1379 православных, 10 раскольников и сектантов. При приходе имелись церковно -приходская школа и две земских. Церкви принадлежала земля: 3 десятины усадебной, 66 полевой. Служили священник Диаконов Павлин Николаевич, диакон Вороновский Иоанн Николаевич, псаломщик Бокадоров Иван Николаевич. МО "Нижнереутчанский сельсовет": В селе Нижний Реутец была церковь Предтеченская, каменная, 1821 года постройки, 2 престола. Престольные праздники: 22 мая - Святителя Николая и 6 октября - Иоанна Предтечи. На 19О8 г. прихожан - 1525 православных, 38 раскольников и сектантов. В 1905 г. было построено здание церковно - приходской школы. Церкви принадлежала земля: 3 десятины усадебной, 48 полевой. Служили протоиерей Соловьев Иоанн Васильевич, диакон Диаконов Алексей Петрович, псаломщик Молотков Иаков Иванович, казенного жалования не получали. Разрушена церковь в 1952 году. Взрывали несколько раз, щебень возили и строили плотину Спасского пруда. МО "Верхнереутчанский сельсовет": По "Справочной книге... за 1908 г." в с. Вышний Реутец Обоянского уезда Вознесенская церковь, каменная, 1908 года постройки, 1 престол, 1510 православных, в приходе имелись земская школа и школа грамоты. Церкви принадлежала земля: 6 десятин усадебной и 60 полевой. Служили священник Смирницкий Вениамин Яковлевич, диакон Огнивцев Калинник Афанасьевич, псаломщик Дмитриев Димитрий Тарасович, казенного жалования не получали. В областном архиве находится список служителей культа Вознесенской религиозной общины в селе Вышнем Реутце Обоянского уезда 1923 год. --- Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. Козьма Прутков.
мой дневник | | |
bazhenovanvМодератор раздела  Одинцово Сообщений: 1494 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 6767 | Наверх ##
25 июля 2018 16:17 Фонд № 68 «Курское губернское по крестьянским делам присутствие».
Опись № 2 дел постоянного хранения за 1883 – 1890 гг.
№ п/п № по старой описи Заголовок дела Крайние даты Кол-во листов Примечание
Поиск по маске "Шелковка" выдает три дела
Выкупные договоры 1092 713 Дело о рассмотрении договора на выкуп между временнообязанными крестьянами с. Нижний Реутец (Шелковка) Обоянского у. и помещицей Л.П. Покровской.
Уставная грамота. Копия (лл.15-18)
14 августа 1885 г.- 12 марта 1887 г. 51лист
Земельные наделы 1296 Оп.25 5 Дело по жалобе старосты с. Шелковка Обоянского у. Н.М. Клевцова о недостающем количестве земли в наделе сельского общества согласно уставной грамоты
23 января- 4 марта 1885 г. 4 листа
Оброк 1634 669 Дело по жалобе старосты с. Шелковка Обоянского у. Н.М. Клевцова о взыскании с сельского общества оброка в пользу бывшей помещицы Л.П. Покровской за 2-ю половину 1882 г.
30 января 1885 г.-13 марта 1888 г. 23 листа
--- Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. Козьма Прутков.
мой дневник | | |
bazhenovanvМодератор раздела  Одинцово Сообщений: 1494 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 6767 | Наверх ##
1 декабря 2020 22:52 17 ноября 2022 19:45 Сайт "Курскъ дореволюционный и Курская губернiя до 1917 года"http://old-kursk.ru/book/tankov/index.htmlТАНКОВ А.А. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛѢТОПИСЬ КУРСКАГО ДВОРЯНСТВА Т.1 Москва 1913 год В Томе 1 Исторической летописи содержатся 22 главы со времен княжеского периода истории Руси и до времен правления Софьи Алексеевны, а также приложение о Дворянах и детях боярских Курского края в 17 веке по Писцовым Книгам и по Десятням. ДВОРЯНЕ И ДѢТИ БОЯРСКIЯ КУРСКАГО КРАЯ ВЪ XVII ВѢКѢ ПО ПИСЦОВЫМЪ КНИГАМЪВъ исторiи Дворянства Курскаго края важное значенiе имѣютъ писцовыя книги, такъ какъ въ нихъ мы находимъ наиболѣе древнiя свѣдѣнiя о составѣ, помѣстьяхъ и другихъ земельныхъ владѣнiяхъ дворянъ и дѣтей боярскихъ и о расположенiи этихъ владѣнiй по уѣздамъ, станамъ и селенiямъ нашего края. Нечего и говорить, что всѣ эти данныя представляютъ драгоцѣнный источникъ для знакомства съ отдаленнѣйшимъ временемъ исторической жизни Дворянства Бѣлгородско-Курскаго края, въ особенности потому, что заселенiе его дворянами и дѣтьми боярскими въ большей части территорiи совершилось, главнымъ образомъ, въ первой половинѣ XVII вѣка, а писцовыя книги были составлены преимущественно въ XVII-мъ же вѣкѣ. Стало быть, писцовыя книги почти современны дворянскому заселенiю Курской земли. Исключенiе въ этомъ отношенiи представляетъ собою только Путивльско-Рыльская область, которой, какъ мы знаемъ, мало коснулось Татарское разоренiе и въ которой жило еще болѣе древнее населенiе. Въ Московскомъ Государствѣ всякое новое присоединенiе земель сопровождалось посылкой для ихъ описанiя писцовъ. Въ такъ называемой украйнѣ Московскаго Государства, къ которой относился Курско-Бѣлгородскiй край, особенно тщательно описывались черты, населенныя служилыми людьми. По Курскому уѣзду сохранился только одинъ списокъ съ писцовой и межевой книги 7193 (1685) года помѣстныхъ и вотчинныхъ земель въ уѣздѣ, письма и межеванья писцовъ: князя Якова Осиповича Щетинина и подъячаго Тимофея Друковцова. Писцовыя книги, въ которыхъ описывались помѣщичьи владѣнiя, обыкновенно составлялись писцами, посланными изъ Москвы. Посылка ихъ назначалась по тѣмъ или инымъ государственнымъ соображенiямъ, впрочемъ мы имѣемъ свѣдѣнiя о томъ, что иногда сами помѣщики Курскаго края въ той или другой мѣстности его просили о присылкѣ писцовъ. Въ рѣдкихъ случаяхъ роль писцовъ исполняли мѣстные воеводы. Въ городахъ Бѣлгородско-Курскаго края, гдѣ происходилъ постоянный притокъ населенiя и приходилось часто отмежевывать одинъ уѣздъ отъ другого, статьи о писцахъ вписывались въ воеводскiе наказы. Интересный фактъ представляетъ собою отношенiе писцовъ къ вотчинникамъ и помѣщикамъ. Оно слѣдующимъ образомъ охарактеризовано профессоромъ Лаппо-Данилевскимъ: Мѣстные воеводы должны были принимать писцовъ, давать имъ нужныя справки изъ архива въ приказной избѣ, предоставлять въ ихъ распоряженiе служилыхъ людей для производства работъ по писцовому и межевому дѣлу и слѣдить за тѣмъ, чтобъ мѣстное населенiе было имъ послушно. Приѣхавъ въ городъ или уѣздъ, писцы читали Государевъ наказъ помѣщикамъ, вотчинникамъ, земскому старостѣ, цѣловальникамъ, посадскимъ людямъ "не по одинъ день". Затѣмъ сами помѣщики или вотчинники, земскiя власти, представители отъ духовенства, спецiально выбранные для этого лучшiе люди присоединялись къ писцамъ. Писцы приводили выборныхъ людей къ крестному цѣлованiю въ томъ, что они все скажутъ по правдѣ, а вслѣдъ за тѣмъ собирали у жителей сказки, въ которыхъ были означены размѣры хозяйствъ. Для провѣрки писцы сами ѣздили въ села и деревни, замѣняли неточныя сказки новыми и содержанiе ихъ списывали въ писцовыя книги. Сказки помѣщиковъ и вотчинниковъ имѣли особое значенiе при составленiи переписныхъ книгъ. Описанiе уѣздовъ происходило по волостямъ и станамъ, по селамъ, деревнямъ и починкамъ. Земля раздѣляется на добрую, среднюю и худую, встрѣчаются и такiя ея характеристики какъ песчаная, песковатая, худа-песковата (запустѣла та деревенька отъ недороду, хлѣбъ не родитъ, земля песчана), боровая и т.п. Въ Курско-Бѣлгородскомъ краѣ въ писцовыхъ книгахъ преобладаетъ въ подавляющемъ большинствѣ случаевъ такое опредѣленiе: земля добрая. Это и естественно въ виду плодородiя чернозема. 1. КУРСКIЙ УѢЗДЪ Танков А.А. приводит список из Писцовой книги 1685 года. Фамилии Черной/Чорной/ Черных и т.п. нет. 2. ПУТИВЛЬСКIЙ УѢЗДЪ Танков А.А. приводит список из Писцовой книги за 1628-1629гг. Фамилии Черной/Чорной/ Черных и т.п. нет. 3. РЫЛЬСКIЙ УѢЗДЪ Танков А.А. приводит список из Писцовой книги за 1628-1629гг. Фамилии Черной/Чорной/ Черных и т.п. нет. 4. ОСКОЛЬСКIЙ УѢЗДЪ Танков А.А. приводит список с дозорной и межевой книги 1615 года. Фамилии Черной/Чорной/ Черных и т.п. нет. 5. БѢЛГОРОДСКIЙ УѢЗДЪ Танков А.А. приводит список с переписной книги посадских дворов 1646 года. Стан Сажной.Село Сажное на рѣкѣ на Сажномъ Донцѣ. Въ селѣ церковь Великаго Чудотворца Николы. Въ селѣ въ помѣстьяхъ за дѣтьми боярскими усады ихъ на Сажномъ Донцу по Крымской сторонѣ: В списке есть двор - Вдова Марфа Ѳедоровская жена ЧерноваДеревня Олшанецъ на колодезѣ Олшанцѣ подъ Розумнинскимъ лѣсомъ. В списке поместий есть двор - Василiй Черновъ.6. ОБОЯНСКIЙ УѢЗДЪ Танков А.А. приводит список с писцовой книги "Подлинная писцовая и межевая книга города Обояни и его посада и помѣстныхъ земель въ станахъ Залѣсскомъ, Салотинскомъ и Рудовскомъ письма, мѣры и межеванья писцовъ стольника Авраама Богдановича Мантурова и подъячаго Григорiя Жеребцова, 1684 г." Стан Залесский.Село Вознесенское, что на рѣкѣ на Реутцѣ. Въ селѣ церковь Вознесенiя Господня, да въ придѣлѣ Святаго Великомученика Димитрiя Солунскаго. Въ томъ селѣ усадища къ рѣкѣ къ Реутцу, а на усадищахъ дворы помѣщиковъ обоянцевъ дворянъ и дѣтей боярскихъ. В списке детей боярских - Иванъ Семеновъ сынъ Черной.7. СУДЖАНСКIЙ УѢЗДЪ Танков А.А. приводит список с Писцовой книги 1688 года. Фамилии Черной/Чорной/ Черных и т.п. нет. ДЕСЯТНИСоставъ служилаго сословiя въ Курскомъ краѣ, какъ и въ другихъ мѣстностяхъ Московскаго Царства, образовывался по рожденiю и пожалованiю. По рожденiю въ составъ членовъ служилаго сословiя входили князья, дворяне, дѣти боярскiя, атаманы, мурзы, татары (если имѣли право по рожденiю) и земцы. Лица другого происхожденiя не могли быть поверстаны. Случаи такого поверстанiя были возможны только тогда, когда нѣкоторыя лица, принадлежавшiя къ служилому сословiю по роду или по жалованiю, временно вышли изъ службы по какимъ-либо причинамъ, а потому вновь, какъ имѣющiя родовое право, были поверстаны въ службу . Пожалованiемъ Государя въ высшее служилое сословiе могъ быть введенъ всякiй русскiй или иностранный подданный, пожелавшiй быть въ Русскомъ подданствѣ. Всякое лицо, вступившее въ дворянское сословiе, должно было быть записано въ верстальныя книги, которыя передавались лицу, назначенному верстать служилыхъ людей, слѣдовательно, вступало въ службу. Верстаньемъ называлось распредѣленiе служилыхъ людей на статьи соотвѣтственно знатности ихъ рода, физическимъ качествамъ, имущественному состоянiю для назначенiя помѣстiй и денежныхъ окладовъ. Лица, записанныя въ верстальную книгу, назывались новиками, новиками же назывались служилые, но еще неповерстанныя лица, новиками назывались еще не получившiе денежнаго оклада. Они служили съ одного помѣстья съ отцомъ. Новики, получившiе уже деньги во второй разъ, переходили въ разрядъ старослужащихъ или стариковцевъ, но окладъ имъ долго не увеличивался; нужно было прослужить много лѣтъ, исправно исполняя свои обязанности, прежде чѣмъ ихъ при разборѣ поверстаютъ "въ свершенныя деньги". Дворянамъ и дѣтямъ боярскимъ производимы были разборы или смотры съ цѣлью опредѣлить способность ихъ къ военной службѣ. Они должны были подать присылаемому изъ Москвы боярину сказки о себѣ, а окладчики - подтвердить вѣрность данныхъ свѣдѣнiй. Эти свѣдѣнiя распадались на пять рубрикъ: 1) о тѣлесномъ состоянiи и способности къ военной службѣ, 2) о вооруженiи, конѣ и о вооруженiи выставляемыхъ дворяниномъ даточныхъ людей, 3) объ имущественномъ состоянiи, 4) о его дѣтяхъ и родственникахъ мужского пола, 5) наконецъ, - свѣдѣнiя о прежней службѣ. Въ случаѣ спора, при разборѣ служилыхъ людей съ окладчиками, точность и правильность свѣдѣнiй "сыскивали всѣмъ городомъ". До нашего времени сохранилось довольно значительное число верстальныхъ, разборныхъ, раздаточныхъ и смотрѣнныхъ книгъ дворянъ и дѣтей боярскихъ Курско-Бѣлгородскаго края. Права всѣхъ дворянъ и дѣтей боярскихъ заключались въ слѣдующемъ: служить и за службу получать помѣстья и жалованье. Этого права служить на государственной службѣ не имѣли пашенные крестьяне, холопы, дѣти духовныхъ и др. Если на службѣ въ низшихъ должностяхъ находились стрѣльцы, казаки и тому подобное., то они содержались Правительствомъ и назывались кормовыми. Даваемые же нѣкоторымъ изъ нихъ земельные участки не считались окладомъ и ни въ какомъ случаѣ не увеличивались, какъ это было установлено для дворянъ и дѣтей боярскихъ. 1. КУРСКАЯ ДЕСЯТНЯ 1636 ГОДА По списку смотрели городовых детей боярских - Илья Ивановъ сынъ Черновъ. 2. ПУТИВЛЬСКАЯ ДЕСЯТНЯ 1626 ГОДА. нет 3. РЫЛЬСКАЯ ДЕСЯТНЯ 1632 ГОДА нет 4. БѢЛГОРОДСКАЯ ДЕСЯТНЯ 7154-5508=1646 ГОДА Михайло Гуровъ сынъ Чорновъ. Лукьянъ Савинъ сынъ Черновъ. Иванъ Давыдовъ сынъ Черновъ.5. ОСКОЛЬСКАЯ ДЕСЯТНЯ 1647-1649 ГГ. нет СТАРЫЙ ОСКОЛЪ- 7-Я СТАНИЦА.- Павелъ Черновъ6. ОБОЯНСКАЯ ДЕСЯТНЯ 1650-1651 ГГ. нет --- Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. Козьма Прутков.
мой дневник | | Лайк (2) |
AnnIva Москва Сообщений: 231 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 65
| Здравствуйте, форумчане!
Только у Танкова можно прочитать и найти служилых Березуцких, это только в Курицком стане их было около 150 семей, это сведения дают точную оценку количеству служилых. Я писала, хотела узнать, кто же мы на самом деле, как оказались в числе служилых, ( согласно Указу нашей царей, это все понятно). а в деталях? Хочется знать в каком качестве они были до причисления их в государственные крестьяне? Ведь там на службе там многие были однодворцами? Ведь большое количеств их населяло Воронежскую губернию, знаем, что из себя представляли однодворцы и что они делали для России! Очень бы хотелось знать их движение из Курского стана до Воронежской губернии? Их было в Гостомле, Березуцкая на Ломне, Березуцкая на Чечевизне, Гридасова, Переверзева, Жмакина, стан Подгорный Конечно, можно их найти в РГАДА, Переписных книгах, Десятнях, Ревизские сказки... Но это долго... Может кто поможет? --- Ищу сведения о Ермоловых (Лактюхиных) и Березуцких из Воронежской губернии. | | Лайк (1) |
|