http://vk.com/topic-145988_205950Ринат Ямурзин
Для начала обратимся к словарям и энциклопедиям, чтобы иметь общее представление о мурзах:
МУРЗА (перс. мирза, сокращенно от мирзаде - сын эмира, принц), 1) в Иране: а) титул членов царствующего дома, ставится после имени, например Аббас-мирза; б) писец, чиновник, секретарь, ставится перед именем, например Мирза Мухаммед. 2) У тюркских кочевых народов России (татар, ногайцев и др.) с 13 в. до Октябрьской революции 1917 М. назывались крупные феодалы, главы отдельных родов и орд.
МУРЗА м. татарский князек, наследственный старшина; нашими законами не предоставлено им особых прав, а местами слово это обратилось в бранное: татарин, бусурман. Мурзинша, жена мурзы. Мурзинский, к нему относящ. Мурзиться тамб. гневаться, злиться. Копьё мурзамецкое стар. мурзинское, татарское, восточное.
МУРЗА об. моск. яросл. замарашка, чумичка, произносится и мурза, твер. мурзайка. || Мурза, твер. кто мурзится, говорится о ребенке, упрямится, дурит.
МУРЗА, у татар звание низших дворян. Аристократический титул в татарских государствах, таких как Казанское, Астраханское или Крымское ханство.
МУРЗА (тюрк., от перс. мирза), титул феодальной знати в Астраханском, Казанском, Касимовском, Крымском и Сибирском ханствах и в Ногайской Орде.
МУРЗА - название мелких татарских дворян. Титул феодальной знати в татарских государствах в 15 в.
МИРЗА - персид. титул, позади имении означает члена царствующего дома, впереди имени название людей высших классов и ученых. В казахском языке это слово (казах. мырза) также используется для именования щедрого человека.
Краткая история о происхождении мурз в России:
После захвата Казани русским войском в 1552 году, некоторые мурзы перешли на русскую службу, а некоторые были казнены. Некоторые мурзы утратили свои земельные владения и стали купцами. В эпоху правления Екатерины Великой мурзы были уравнены в правах с русским дворянством. После Октябрьской революции большинство мурз эмигрировало. Мурза — это высший слой тюрского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников — различных татарских ханств и княжеств. Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами. В татарской аристократической системе было много различных титулов, например, высшим титулом после хана был «карачи», затем «бек», «султан» (по-русски их называли царевичами), «улан», «гурген» и другие, но все они при переходе в русскую систему назывались лишь двумя терминами — князьями и мурзами. Свою знать многие тюркские народы называли мурзами. Сам термин «мурза» (мирза) был заимствован в тюркскую титулатуру из персидского языка. Это название сохранилось и после того, как мурзы вошли в ряды российского дворянства, причем часто они получали в документах также и титул князя.
Департамент Герольдии Правительствующего Сената Российской империи в течение многих лет изучал материалы по истории и юридическим правам дворянства татар Поволжья и пришел к заключению, что у татар звание мурзы соответствовало званию российских князьев, графов и баронов. Герольдия считала татарское слово “мурза” соответствующим русскому титулу “князь”, так как в иерархии самого татарского дворянства были и звания, стоящие ниже — “агалары” и “тарханы”.
Несмотря на то, что в период “смутного времени” татарские мурзы и служилые люди доказали свою верность России и на документах об избрании первого царя династии Романовых стоят подписи 7 татарских князей, именно новый царь Михаил Федорович первым нанес служилым татарам-помещикам сильный удар – он своим указом 1628 г. запретил мусульманам владеть крепостными-христианами.
Многие татарские помещики, особенно в центральной России, крестились и сохранили свои богатства и владения. У тех же, кто не крестился, отбирались поместья. Но темниковские мурзы, за малым исключением, креститься отказались категорически. Правительство, из-за того, что темниковские князья и мурзы еще выполняли очень важные функции охраны дорог в Сибирь и в Астрахань, было вынуждено пойти на попятную – закон о конфискации поместий по отношению к темниковцам не применялся.
«Соборное уложение» 1649 г., подтвердившее запрет некрещеным татарским мурзам иметь крепостных-христиан, а также указ 1653 г., запрещавший татарским некрещеным мурзам продавать свои поместья, хоть и не выполнялись в отношении к темниковским татарам, но ставили их в двусмысленное положение, так как их поместья могли быть в любой момент конфискованы.
Обострение религиозной нетерпимости к татарским мурзам со стороны правящих кругов России привело к тому, что с 1670 г. был ограничен прием на службу, в связи с чем у некрещеных мурз, не принятых на службу, начали отписывать (конфисковывать) поместья.
Татарские мурзы, как и все служилые люди, участвуют в н военных действиях против Крыма и Турции, в обеих осадах Азова (безуспешной в 1695 г. и окончившейся взятием в 1696 г.), в Северной войне (1700–1721), в строительстве Санкт-Петербурга и т.д.
Только через 20 лет после того, как Петр основательно взял в свои руки власть, он продолжил политику крещения татарской аристократии. Петру это было сделать легче, чем его предшественникам. Православная церковь с 1700 г. была фактически подчинена ему напрямую, степные татары были уже истощены настолько, что уже не являлись большой угрозой для России, а значит, и мурзы уже не были так нужны.
Указом Петра I от 3 ноября 1713 г. татарским мурзам было повелено в течении 6 месяцев креститься (“... чтобы они, бусурмане, крестились конечно в полгода...”). Поместья не принявших крещения в установленный срок подлежали конфискации. При отписке поместий отбиралось буквально все, вплоть до конфискации семян в амбарах и выселения татар из собственных домов. Такая участь, например, постигла князей Тонкачевых, потомков Ураза Тонкачева, основателя Рузаевки, вынужденных покинуть свои поместье в Рузаевке и земли в окрестных деревнях и позже объявившихся в татарских поселениях близ Перми.
Царица Екатерина II внесла в жизнь России XVIII в. такое понятие, как веротерпимость. После издания “Большого наказа”, в котором речь шла и о национальных и религиозных вопросах, Екатерина своим манифестом от 14 декабря 1766 г. созвала Комиссию для составления нового Уложения (свода законов).
От татар в эту Комиссию было избрано 29 депутатов, из них 15 было князьями и мурзами, остальные – муллы, старшины, писари, купцы. Особенно активным депутатом проявил себя мурза Аюб Сменеев сын Еникеев, избранный от служилых мурз и татар Пензенского и Саранского уездов. Он внес в Комиссию много разных законопроектов, в том числе и о снятии подушной подати с татарских мурз и князей. В своих проектах и предложениях Аюб Еникеев часто писал о верной многовековой службе татарских мурз русским царям, о существовании сословия, сыгравшего в истории России большую роль, но лишенного всех прав и состояния.
Екатерина, получив много информации об истории некрещеных татарских князей и мурз, пришла к мысли о необходимости хотя бы частичного восстановления прав татарских мурз. Стремясь несколько смягчить несправедливость жестокого поступка Петра I по отношению к татарским мурзам, верно служившим много веков российскому государству, императрица Екатерина 22 февраля 1784 года издала указ, согласно которому у мурз-мусульман, записанных в подушной налог, появилось право восстановления в дворянском достоинстве в случае предоставления доказательств их благородного происхождения.
Хочу обратиться ко всем, с предложением включать в наш клуб и других участников сайта с корнями "мирза", "мурза" или как второе слово к основной фамилии, например, Мирзаева, Кара-Мурза и т.п., т.к. и они тоже являются представителями феодальной знати. Но ни в коем случае не менять название группы, т.к. Мурзины были первыми. Просто они тоже могут дать интересную информацию о своих предках. Спасибо.
Мурза — это высший слой тюркского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников — различных татарских ханств и княжеств. Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами. В татарской аристократической системе было много различных титулов, например, высшим титулом после хана был «карачи», затем «бек», «султан» (по-русски их называли царевичами), «улан», «гурген» и другие, но все они при переходе в русскую систему назывались лишь двумя терминами — князьями и мурзами. Сам термин «мурза» (мырза) был заимствован в тюркскую титулатуру из персидского языка. в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным.