Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
AEEvseev | Проясните пожалуйста такой момент: смерть вдовы дьячковской жены села Кушникова (откуда родом муж) записана в метриках село Сотникова (где служит сын в данный момент). Требу исправлял священник соседнего села Акулево. Почему такой разброс? Где же она скончалась?
 | | |
AEEvseev | Ещё пара вопросов: "дьячковской место предоставлено ... умершего дьячка ... за сыном". Т.е. сын обязанности дьячка он пока что не исполняет, место как бы зарезервировано? Кроме того указано, что он не имеет родственников, хоть совершенно точно его мать-вдова просфорня при церкви. Почему так могло быть записано?
 | | |
webbrave Сообщений: 6339 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3436 | AEEvseev написал: [q] Проясните пожалуйста такой момент: смерть вдовы дьячковской жены села Кушникова (откуда родом муж) записана в метриках село Сотникова (где служит сын в данный момент). Требу исправлял священник соседнего села Акулево. Почему такой разброс? Где же она скончалась?[/q]
После смерти мужа переселилась к сыну (очень распространенная практика), там и умерла. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (3) |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6128 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8528 | AEEvseev написал: [q] смерть вдовы дьячковской жены села Кушникова (откуда родом муж) записана в метриках село Сотникова (где служит сын в данный момент). Требу исправлял священник соседнего села Акулево. Почему такой разброс? Где же она скончалась?[/q]
Мать-вдова жила у сына. Типичная ситуация. Священник этой церкви заболел (умер, уехал) и его обязанности исполнял священник соседнего прихода. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | Лайк (3) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9553 | Наверх ##
30 июля 9:00 30 июля 9:02 AEEvseev написал: [q] Почему такой разброс? Где же она скончалась?[/q]
1) Да кто ж её знает! Налицо три момента (как говорят, юридических факта) - смерть, отпевание, захоронение. Вообще говоря, в метрических книгах должны фиксироваться все три. Но "основным" является отпевание, два остальных нужно смотреть специально. Итак... Где фигурант умер, можно понять, если есть запись, кто "исповедовал и причащал", то есть общался с покойным одним из последних перед его кончиной. Иногда приходится искать метрическую книгу по месту службы такого священника и смотреть, где он пребывал физически на момент смерти фигуранта. И если в своём приходе, значит, именно там человек и умер, а на отпевание тело уже перевозили в другую церковь. А где после этого хоронили - опять же писали в правой колонке. У меня есть "модельный пример". Мой персонаж, богатая подмосковная помещица, умерла в марте 1812. Умерла в Москве, в доме младшей дочери. Отпевать её привезли в её подмосковное имение, а похоронили вообще чёрт знает где. И в метрической книге были сделаны три записи: - "исповедовал и причащал" московский священник церкви на Гороховом поле Ивановского сорока; - отпевал священник села Селевкина Дмитровского уезда; - а хоронить её повезли за 300 вёрст, в медвежий угол Тверской губернии, в имение её покойного мужа, к которому её и подзахоронили. Так что, если повезёт, внимательно смотрите сопутствующие записи. 2) Слово "предоставлено" 200 лет назад имело другой смысл. Не "дано", а именно "оставлено наперёд" и будет дано позднее. Возможно... Что касается родства - где-то не обращали внимание на детали, а где-то следовали букве инструкции. В клировых ведомостях фиксировалось родство друг с другом членов церковного причта. То есть священников, дьяконов и дьячков. Уже пономари (парамонариос - это привратник, технический персонал), служившие не "в" церкви, а "при" церкви, фиксировались в этом смысле совсем не всегда. А уж прочие - сторожа, церковные старосты, просвирни - и вовсе крайне редко. Так что Ваш дьячок "не в родстве" ни с кем из священноцерковнослужителей. А остальные не важны. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (6) |
AEEvseev | webbrave написал: [q] AEEvseev написал:
[q] Проясните пожалуйста такой момент: смерть вдовы дьячковской жены села Кушникова (откуда родом муж) записана в метриках село Сотникова (где служит сын в данный момент). Требу исправлял священник соседнего села Акулево. Почему такой разброс? Где же она скончалась?
[/q]
После смерти мужа переселилась к сыну (очень распространенная практика), там и умерла.
[/q]
Я не уточнил момент: смерть вдовы, чей мужа из села Кушниково, записана в селе сына Сотниково. Но проживала она с другим сыном именно в Кушниково. | | |
webbrave Сообщений: 6339 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3436 | Наверх ##
30 июля 9:57 30 июля 12:05 AEEvseev написал: [q] webbrave написал:
[q]
AEEvseev написал:
[q]
Проясните пожалуйста такой момент: смерть вдовы дьячковской жены села Кушникова (откуда родом муж) записана в метриках село Сотникова (где служит сын в данный момент). Требу исправлял священник соседнего села Акулево. Почему такой разброс? Где же она скончалась?
[/q]
После смерти мужа переселилась к сыну (очень распространенная практика), там и умерла.
[/q]
Я не уточнил момент: смерть вдовы, чей мужа из села Кушниково, записана в селе сына Сотниково. Но проживала она с другим сыном именно в Кушниково.
[/q]
Факт ее проживания чем подтверждается? Если клировой, то в них как правило куча ошибок и неточностей на этот счёт. Фактически не проживающего в селе могли годами и десятилетиями указывать, например. И наоборот могли в причт добавить не доехавшего по какой-то причине и пару лет указывать. Нужно исповедки смотреть, только они с высокой (но не 100 процентной) вероятностью докажут нахождение человека на приходе в конкретный год. И села соседние? В любом случае не очень понятен смысл упражнения. Запись о смерти у вас уже есть. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (1) |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7604 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4230 | ИнокКент написал: [q] Слово "предоставлено" 200 лет назад имело другой смысл. Не "дано", а именно "оставлено наперёд" и будет дано позднее. Возможно...[/q]
Мне очень нравится параллель "предоставлено" = "предварительно оставлено для..." AEEvseev написал: [q] Ещё пара вопросов: "дьячковской место предоставлено ... умершего дьячка ... за сыном". Т.е. сын обязанности дьячка он пока что не исполняет, место как бы зарезервировано? Кроме того указано, что он не имеет родственников, хоть совершенно точно его мать-вдова просфорня при церкви. Почему так могло быть записано? [/q]
Может, он учится в этот момент? Тогда может быть - предоставлено до окончания ДУ. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (1) |
AEEvseev | Наверх ##
1 августа 21:29 Нашел запись о браке дьячка - невеста дочь дворового человека. Это 1819г. Подскажите, это ведь достаточно редкое явление?
 | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9553 | Наверх ##
1 августа 22:49 AEEvseev написал: [q] Нашел запись о браке дьячка - невеста дочь дворового человека. Это 1819г. Подскажите, это ведь достаточно редкое явление?[/q]
Да, "в среднем" явление нетипичное. Как правило, лица духовного звания старались жениться "на своих". Правда, страна большая. Например, если Вы посмотрите метрики Казани начала 19-го века - там большинство как церковнослужителей, так и выпускников Казанской академии женились на мирянках. Причём разброс был очень широк - мне встречались и дворовые, и цеховые, и купеческие, и офицерские. Была даже одна княжна. В Вашем случае есть ещё один аспект. Правда, невеста хоть и крепостная, но дворовая, а не крестьянка. Дело в том, что священнослужителям (т.е. священникам и дьяконам) указ Святейшего Синода, кажется, в 1778, категорически запретил браки с крестьянками "как ведущие к огрублению нравов и неспособности к семинарскому образованию". Дьячок, женившийся на крестьянке, уже в 18 лет закрыл бы себе все карьерные перспективы. А вот как с дворовыми - не знаю, не изучал вопрос... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (4) |
|