Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6310 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3408 | Наверх ##
18 ноября 2024 13:34 --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (3) |
TatyanaEgorova Рязанская область Сообщений: 1272 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1100
| Наверх ##
18 ноября 2024 20:59 tataakopyan написал: [q] отец – Воскресенский Иаков Васильевич (1833-7.04.1913) – дьякон[/q]
Иаков Васильевич где служил? У меня пра(4)дед Кирилл Васильевич Воскресенский (1791-1856), протоиерей Вознесенской церкви г. Звенигорода, его отец (мой пра(5)дед) Василий Петрович (ок.1763-ок.1833), священник села Воскресенское Городня (кажется, Коломенского уезда), про уезд точно не помню, т.к. материалы все дома, а я в отъезде сейчас. --- Ищу сведения об Остроумовых, Протопоповых, Беляевых, Благовещенских, Сретенских, Стрельцовых, Воскресенских (СЦС Москвы и Моск. губернии), а также Цховребовых (Юж. Осетия), Трифоновых и Кониных (Тульская губ.) | | |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 250 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 174
| Наверх ##
24 ноября 2024 16:51 Добрый день! У меня тут ситуация когда долго искала метрическую книгу, а когда нашла - лучше бы и не находила, поскольку только новые вопросы возникли... Олонецкая губерния и Олонецкий же уезд. Приход практически семейный. Папа - пономарь Иван Евсеевич. В 1810 его старший сын Иван Иванович становится в этом же приходе священником. В 1816 Иван Евсеевич уходит за штат "за старостью и болезнью" и его место пономаря занимает его младший сын Иосиф Иванович, только что закончивший духовное училище (Иосиф Иванович - мой родной пра(4)дед, причем дважды, поскольку у меня по этой линии еще и брак между троюродными есть, но это другая история). Примерно в 1815 году Иван Евсеевич еще и среднюю дочь замуж выдал и пристроил зятя в свой же приход дьячком. То есть на момент 1816 года весь причт состоял из родственников. Женился Иосиф Иванович на дочке пономаря из соседнего прихода. Запись о браке я ни в одном приходе не нашла, но в клировых за 1817 год этот брак упоминается дважды (у самого Иосифа и в клировой его тестя указано куда дочка вышла замуж). В браке у него родилось 7 детей. Пять дочерей (1821, 1823, 1826, 1829 и 1831 года рождения) и два сына: один 1836 г.р., а второй - 1834 или 1835. За эти два года метрические книги в Карельском архиве не сохранились, их я и пыталась как-нибудь найти. Нашла на свою голову. За 1835 год. Почему-то в Архангельском архиве. Рождение сына у Иосифа так и не нашла (так что скорее всего это был конец 1834). Но зато неожиданно нашла запись о браке: 6 февраля 1835 венчан крестьянин Афанасий Ефимов с воспитанницей пономаря Иосифа Беляева девицей Ириной Осиповой. Пытаюсь теперь переварить эту информацию. Откуда у пономаря взялась воспитанница? Почему именно у пономаря? Почему эта девица вдруг носит отчество моего предка? Возраст молодых в метрике не указан. У меня только одна версия - молодой пономарь Иосиф где-то нагулял ребенка на стороне, а потом "оформил" его как свою воспитанницу. Вот только как к этому отнеслась его законная жена? А ведь она даже при бракосочетании Ирины поручительницей выступала. И второй вопрос - а какого сословия эта Ирина вообще считалась, будучи воспитанницей пономаря? В ревизии 1834 по священнослужителям ее нет. В сохранившихся клировых 1817, 1825 и 1831 тоже нет (там только законные дети Иосифа и прочие родственники). | | |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 636 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 442
| Наверх ##
24 ноября 2024 17:04 Практика когда сирот брали на воспитание в семью была распространена. При этом не всегда речь шла об усыновлении. Часто ребенок просто жил в семье на правах воспитанника. Причины могли быть разные, совсем не обязательно чтобы этот ребенок был бастардом главы семьи. Самый простой вариант - ребенок был подброшен к дому. --- С уважением,
Борис Круглов | | |
webbrave Сообщений: 6310 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3408 | Наверх ##
24 ноября 2024 17:11 valeria_s написал: [q] Откуда у пономаря взялась воспитанница? Почему именно у пономаря?[/q]
А почему вас эта ситуация смущает? Сирот близких (и не очень) родственников как правило брали в семьи. У меня среди предков есть пара таких случаев - в одном опекуном детей умершего священника стал дальний родственник-дьячок, в другом - зять. Опекуном мог стать и пономарь. В этом нет чего-то странного. Вероятно это дочь кого-то из умерших родственников. Посмотрите по клировым и исповедкам у кого была дочь Ирина. Попробуйте в фонде местной консистории поискать дела о назначении опекунов для сирот духовного звания. valeria_s написал: [q] У меня только одна версия - молодой пономарь Иосиф где-то нагулял ребенка на стороне, а потом "оформил" его как свою воспитанницу[/q]
Это как раз маловероятно. Вариант выше более рабочий и, главное, его хотя бы в теории можно проверить по документам. valeria_s написал: [q] а какого сословия эта Ирина вообще считалась, будучи воспитанницей пономаря[/q]
По отцу. Если отец был из духовного звания, то и она была духовного звания. Если отец был из крестьян, то и она крестьянка. Через опекуна статус мог передаться только при удочерении. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (2) |
ozerskaya Калининград Сообщений: 4003 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3551 | Наверх ##
24 ноября 2024 17:16 valeria_s написал: [q] Откуда у пономаря взялась воспитанница? Почему именно у пономаря? Почему эта девица вдруг носит отчество моего предка? [/q]
valeria_s написал: [q] У меня только одна версия - молодой пономарь Иосиф где-то нагулял ребенка на стороне, а потом "оформил" его как свою воспитанницу. [/q]
Самая простая и очевидная версия - подкинули младенца, либо осталась незаконная младеница сиротой (после одинокой матери, родившей вне брака), при крещении пономарь выступил восприемником (крёстным отцом), потому и отчество по крёстному. Где же лучше всего и воспитывать сироту, как не при церкви и в доме причта. В духовное сословие воспитанница не переходила, считалась по сословию умершей матери, крестьянка скорее всего. Если мать неизвестна, то всё равно в низшее сословие причисляли, если приход сельский, то тоже в крестьяне. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (3) |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 250 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 174
| Наверх ##
24 ноября 2024 20:31 webbrave написал: [q]
А почему вас эта ситуация смущает? Сирот близких (и не очень) родственников как правило брали в семьи. У меня среди предков есть пара таких случаев - в одном опекуном детей умершего священника стал дальний родственник-дьячок, в другом - зять. Опекуном мог стать и пономарь. В этом нет чего-то странного. Вероятно это дочь кого-то из умерших родственников. Посмотрите по клировым и исповедкам у кого была дочь Ирина. Попробуйте в фонде местной консистории поискать дела о назначении опекунов для сирот духовного звания.
[/q]
Меня смущает выбор пономаря в качестве опекуна при всем богатстве выбора родственников. Самый младший из возможных (7-й ребенок из 8, а восьмой по возрасту сам явно в опекуны не годился) и самый низший по должности. При наличии трех старших братьев священников (один из которых служил в том же приходе). На момент бракосочетания Ирины все родные братья пономаря были живы-здоровы (плюс сестра - жена дьячка того же прихода). Есть две кандидатуры из серии "близкий родственник - возможная мать Ирины", но пока это тупиковый вариант. Одна сестра Иосифа и братьев на 1817 - бездетная вдова (молодой муж умер через 5 лет после бракосочетания). О ее судьбе после 1817 ничего не известно. Теоретически она могла быстренько второй раз выйти замуж (что необязательно), родить дочь и умереть (жаль возраст Ирины неизвестен). Про вторую сестру вообще ничего не известно кроме даты рождения. Записей о смерти или бракосочетании не нашла. Но мои родственники не отличались добросовестностью при ведении метрических книг. Фонды посмотрю обязательно. | | |
valeria_s Петрозаводск Сообщений: 250 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 174
| Наверх ##
24 ноября 2024 20:40 ozerskaya написал: [q]
Самая простая и очевидная версия - подкинули младенца, либо осталась незаконная младеница сиротой (после одинокой матери, родившей вне брака), при крещении пономарь выступил восприемником (крёстным отцом), потому и отчество по крёстному. Где же лучше всего и воспитывать сироту, как не при церкви и в доме причта.
В духовное сословие воспитанница не переходила, считалась по сословию умершей матери, крестьянка скорее всего. Если мать неизвестна, то всё равно в низшее сословие причисляли, если приход сельский, то тоже в крестьяне.
[/q]
Спасибо за версию. Надо пересмотреть метрические книги на предмет поиска записей где мой Иосиф был восприемником, ну или рождения всех Ирин. Приход небольшой, сельский. А интересно, в ревизию 1834 Ирина где могла быть записана и записана ли вообще? | | |
webbrave Сообщений: 6310 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3408 | Наверх ##
24 ноября 2024 20:42 valeria_s написал: [q] Меня смущает выбор пономаря в качестве опекуна при всем богатстве выбора родственников. [/q]
Это последнее, что должно смущать. Могут быть какие-то неочевидные для нас причины от состояния здоровья и финансовой ситуации до характера и привычек. В уже упомянутом мной примере опекуном был назначен троюродный дядя, седьмая вода на киселе. При том, что были живы несколько родных братьев умершего священника и несчётное количество двоюродных братьев и сестер. Почему? Кто-то не захотел из вредности, кто-то жил далеко, кто-то был вдов и сам за детьми ухаживать не мог или не хотел и пр. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (3) |
tataakopyan Участник
Ростов-на-Дону Сообщений: 59 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 38 | Наверх ##
25 ноября 2024 12:36 TatyanaEgorova написал: [q] tataakopyan написал:
[q] отец – Воскресенский Иаков Васильевич (1833-7.04.1913) – дьякон
[/q]
Иаков Васильевич где служил? В метрике о смерти указано 7.04.1913: Московской губернии, Бронницкого уезда, Никитского погоста Лариков... церкви заштатный дьякон Иаков Васильевич Воскресенский.
 | | Лайк (1) |
|