Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 738
| Наверх ##
8 марта 2018 9:12 8 марта 2018 10:40 ИнокКент написал: [q] Незаконнорожденный сын вдовы-пономарицы с рождения также принадлежал к духовному сословию[/q]
Но в таком случае, среди духовенства незаконнорожденные должны были встречаться достаточно часто, а между тем, мне за ряд лет встретилось лишь единственное упоминание о подобном случае (при том, относящееся к началу 20-го века, когда на церковную службу уже могли принять, по сути, кого угодно)... Кроме того, знаю случай, когда некая "залетевшая" девица была по этой причине исключена из духовного звания; соответственно, и ее ребенок относиться к таковому определенно не мог... --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
Rufina Киев Сообщений: 1389 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8299 | Наверх ##
8 марта 2018 10:47 AK-63 Хочу защитить "залетевших" девиц. В Тверской губернии в с.Ванчугово дочь священника Матрона родила в 37 лет сына. Сын Иван - "незаконно прижитой" - дословно.Крестным отцом был священник - отец Матрены. В ИВ за 1801 год написано, что незаконнорожденному сыну уже 11 лет, Матроне 48 лет, а священник -крестный отец . Так что не все было очень сурово в те времена. Как сложилась дальнейшая судьба мальчика - не знаю. Это была чужая мне семья. Священнику было 73 года, и после смерти его сменил мой пра...дедушка. --- Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск. | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 738
| Наверх ##
8 марта 2018 11:27 8 марта 2018 11:28 Ну, коль скоро ребенок родился, окрестить его по-любому были обязаны. А дальше очень многое зависело от "человеческого фактора". Знаю случай, происшедший с прапрабабушкой одного моего родственника, которую ее близкие (правда, не священнослужители, а крестьяне) в результате просто выгнали из дома, и она до конца жизни обитала с дочерью в какой-то жуткой лачуге и кормилась подаянием. Но это, собственно говоря, отдельная тема, разговор же здесь шел о другом.... --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2520 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9530 | Наверх ##
8 марта 2018 19:48 AK-63 Подобные случаи в среде духовенства действительно очень редки, в моей обширной практике это третий. Но... Вдовы, относившиеся к духовному сословию, в случае "неподобающего поведения" действительно рисковали многим - консистория и лично епархиальный архиерей могли закрыть глаза на происходящее, а могли и не закрыть... Вдова тогда могла потерять доступ к эмеритальной кассе, выплатам по линии Общества вспомоществования вдовам и сиротам духовного звания или части доходов конкретного причта. Однозначно теряла все шансы когда-нибудь занять штатное место просвирни. А главное - её дети могли выбыть из духовного сословия, не только потеряв надежду на приличное образование и последующую карьеру, но и "угодив" в какое-то из податных сословий, т.е. вместо "плюса" (вроде пенсии) вдова получала чистый минус (обложение подушной податью). Однако здесь срабатывал некий социальный демпфер - всё-таки в отношении такого "неподобающего поведения" к вдовам отношение в обществе было несколько более либеральным (точнее, несколько менее мелочно-деспотичным), чем к "девицам" (об одной из которых Вы упомянули)... | | |
alissandraglory Сообщений: 374 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 198 | Наверх ##
11 марта 2018 15:37 Добрый день! Почитав епархиальные ведомости, обнаружила, что мой предок стал священником, не получив специального образования. Ни в духовном училище, ни в академии не учился. Работал учителем в сельской школе, через какое-то время "подал прошение и был утвержден псаломщиком" в церковь в другом уезде. Потом стал дьяконом, был рукоположен священником и закончил карьеру преподавателем богословия в народной школе. Должность псаломщика не требовала особых знаний? Знания обретались в процессе? --- Шустер Яворский Гончаренко Сушко Гардовый Жуков(Аджамка)Sakkonen/Суханов(Выборг Бежецк, Юзовка)Фоменко(Никополь)Лы(е)сенко(Сенча Бахмут)Huber Загородний Полищук Бень Донец Матвиевский Даценко Шевчук Щербатюк Пошаговка Курка Рябко Мельниченко Очковский Кугут Снисаренко Буряк Величко Бовкун(Тарщ узд) | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2520 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9530 | Наверх ##
12 марта 2018 0:01 alissandraglory У Вас есть стопроцентная уверенность в том, что Ваш фигурант не имел духовного образования? У меня таких учителей сельских школ трое. Все - в Симбирской епархии во второй половине XIX века. Один в 18 лет бросил семинарию (нужно было содержать семью). Второй окончил уездное духовное училище, а его младший брат вообще с самого начала учился в учительской семинарии, поскольку старший брат уже служил в земской школе. Но впоследствии первый и третий стали псаломщиками (первый вскорости - дьяконом), а второй прослужил учителем 14 (!) лет, затем был рукоположен сразу во дьякона в соседнее село, а через 10 лет стал священником. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7580 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4210 | Наверх ##
12 марта 2018 0:07 alissandraglory, а в какие годы это происходило? Потому что в разное время наличие образования по-разному влияло на возможность стать диаконом\священником. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 738
| Наверх ##
12 марта 2018 7:05 12 марта 2018 10:03 Я совсем недавно говорил здесь о том, что учителя при переходе на церковную службу имели определенные преимущества. Очевидно, не везде и не всегда так было, но в Екатеринбургской епархии в 1890х - 1900х гг точно. И некоторые недоучки этим пользовались. Так, мой двоюродный прадед, вышедший из 1 класса семинарии, после этого окончил учительские курсы, немного побыл преподавателем, после этого стал псаломщиком, через пару лет диаконом, еще через пару лет - священником. В противном случае, подобное карьерное продвижение, как минимум, потребовало бы в разы больших затрат времени. Ну и само собой, перед рукоположением надо было сдать соответствующий экзамен. --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
alissandraglory Сообщений: 374 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 198 | Наверх ##
12 марта 2018 8:37 ИнокКент написал: [q] У Вас есть стопроцентная уверенность в том, что Ваш фигурант не имел духовного образования?[/q]
У меня нет стопроцентной уверенности. Мы вобще не знали, что предок был священником. Нам сообщил об этом биограф другой семьи. Сестра моей бабушки вышла замуж за его родственника. Никаких подробностей, только, что был священником, а его сын - потомственным почетным гражданином. Это я сама взялась расследовать, где, когда и как. Выводы делала, основываясь на упоминаниях в ведомостях. В 1886 году учитель просится в псаломщики, потом переводится в дьконы, в 1895 рукоположен в священники, в 1899 году утверждается учителем богословия, 1899-1902 преподает, в1902 году увольняется заштат по болезни, в 1906 умирает. По моим подсчетам, ему было около 50 лет. Нигде не отмечено, что, мол, он учился или закончил семинарию. Только, что преподавал.
 --- Шустер Яворский Гончаренко Сушко Гардовый Жуков(Аджамка)Sakkonen/Суханов(Выборг Бежецк, Юзовка)Фоменко(Никополь)Лы(е)сенко(Сенча Бахмут)Huber Загородний Полищук Бень Донец Матвиевский Даценко Шевчук Щербатюк Пошаговка Курка Рябко Мельниченко Очковский Кугут Снисаренко Буряк Величко Бовкун(Тарщ узд) | | |
elena_krd Сообщений: 6601 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11354 | Наверх ##
12 марта 2018 9:02 alissandraglory написал: [q] В 1886 году учитель просится в псаломщики,[/q]
Учительствование на первых порах по выходу из семинарии было делом обычным - это тут обсуждалось. Вы смотрели епархиальные ведомости, начиная с 1872? Обычно в них публиковали списки семиристов. Во всех епархиях, правда, были свои традиции. В Могилевской, к примеру, ранние епархиальные ведомости крайне аскетичны и скупы информационно. По Екатеринославской - не знаю. Предметно их не смотрела. Т.е., тот факт, что в 1886 Ваш предок учитель, сам по себе еще ни о чем не говорит. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
|