Да не только татаровя набеги совершали, но и воровские казаки промышляли бандитизмом, о чём и гласит следующий документ. РГАДА, ф210, Приказной стол, оп.13 ч.1 д.12 за 1624 год
634
Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Ивашка Плещеев челом бьет в нынешнем Государь во 132 -м году ноября в 20 день прислана ко мне холопу твоему в Шацкой твоя Государя Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии грамота. А велена мне холопу твоему козака, каторова привели в Шацкой Сидарка Матвеев да козак Фочка Шевяков, Ивашка Бирюкова вынев ис тюрьмы роспросить подлинна и пытать велеть накрепко сколько давно с Воронежа и от чево сшол на Дон, и жена и дети у нево есть ли и на Воронеже живут или где. И ныде? и где он по сю пору был и товарыщи ево которыя с ним на Хопре были, которова хто города и как имена и прозвища, и каком хто человек был, и сколь давно хто на Дон и от чево сшол, и жены у них и дети или братья есть ли и будет есть и в которых городех живут и как их имена и на воровався тем козаком куда идти и что их умышленья и где их чаять и ныне в которых местех стоят и много ль им в тех местех стоять. Да что козак Ивашка Бирюков в распросе и с пытки скажет и мне холопу твоему о том отписать и распросныя и пыточныя речи прислать к тебе Государю. И вперед в Шацкой всяким людем о таких воровских козакех заказ учинить, будет хто тех воров у каво в Шацком объявятца и оне б всякия люди тех воров у себя не таили. А по роспросу Ивашка Бирюкова тех воровских козаков в которых горадех приезду чаят и мне холопу твоему о том потаму ж велено отписать к тебе Государю и в те городы к воеводам. И я холоп твой по твоей государевой грамоте козака Ивашка Бирюкова вынев ис тюрьмы перед собою роспрашивал сколько давно
635
с Воронежа и от чево сшол на Дон и жена и дети у нево есть ли и на Воронеже ли живут или где, и нде? и где он по сю пору был и товарыщи ево которыя с ним на Хопре были, которова хто города и как имена и прозвищи, и каком хто человек был, и сколь давно хто на Дон и от коле и от чево сшол и жены у них и дети или братья есть ли и будет есть и в которых городех живут и как им имена и на воровався тем козаком куда идти и что их умышленья и где их чаять и ныне в которых местех стоят. И козак Ивашка Бирюков холопу твоему в роспросе и с пытки скозал жилец Воронежа города, а с Воронежа в прошлом во 126-м году сшол на Дон гулять своею охотою и по се места был на Дану, а жены де и детей у нево и племяни нет, и как де они с Дону пошли на Медведицу для тотарскова погрому, а товарыщев де с ним была отаман Тимоха Поп да Ивашка Кругавой да Гришка Долгашея, Шестачко Иванов а каторова они города и какия люди были таво не ведает, Федка Карпов сн прозвища Пауч, Степанька Васильев сн прозвища Коргалец жильцы Курска города да Кубышкою зовут Иванов сн, Шестачко Степанов жильцы с Оскола а какия они люди были и жены и дети и братья есть ли и отчего они на Дон сошли таво не ведает, Кубышкою зовут прозвища Маладой а как ему имя таво не ведает жа а жилец с Воронежа, а у таво де у Кубышки на Воронеже есть дядя Онтонком завут Ермолов сн живет в Затинной слободе у брата своего у Данилка, а от чево он с Воронежа сшол таво не ведает. Да с ним жа де был Ондрюшка Ильин сн Пареной Шацкого уезда Шацкой иль уезда а таво не ведает да от каторова села или деревни, как де они были
636
громили земцов, а в те поры был у них в руках Верхоценские волости села Томникова крестьянин Васка Петелин и тот де Васка таво Ондрюшку Паренова знает, а тот де Ондрюшка Пареной ево Васку и отпустил. А иных товарыщев имены и прозвища не упомнит потаму что сошлись иза многих городков. И как де товарыщи ево покинули в степи а сами пошли воровать и с ними де пошол Верхоценские волости села Томникова Орхангильскова попа Ариста работной козачек, Гаврилком зовут прозвища Медведь, а где де они ныне стоят таво не ведает, а наворовався де им идти на Дон по городкам, а иным пристовать на Медведице. И я холоп твой по тем ево распросным речам села Томникова крестьянина Васку Петелина поставя перед собою роспрашивал про Ондрюшку Паренова да про попова козачка про Гаврилка прозвища про Медведя и Васка Петелин мне холопу твоему в распросе скозал как де он Васка был на реке Хопре в руках у воровских козаков и он де видел Чернеева монастыря Верхоценские волости деревни Княжия крестьянина Ондрюшку Паренова и у таво де Ондрюшки брат радной Данилка Пареной и ныне в деревне Княжой, а попов де козачок Аристав Гаврилка а прозвища Медведь пришол на Хопер Верхоценския волости деревни Пеньков в зимницу к Фоме Маркову. И я холоп твой по Васкиным распросным речам по Ондрюшкова брата Паренова по Данилка посылал разсыльщика. И таво Данилка поставя перед сабою про брата ево про Ондрюшку распрашивал где тот Ондрюшка ныне и сколь давно от нево от Данилка на Дон или по речкам ….(воро-)
637
вать и от чево пашол Данилка Пареной в распросе скозал, жил де брат ево с ним в розделе, а пашол от нево на Дон в прошлом во 126-м году и с тех де мест от нево и по ся места вести и граматки и присылки не было. И я холоп твой таво Данилка Паренова роспрося отдал Чернеева монастыря игумену Ортамону и велел ево беречи до твоево государева указу, а козака Ивашка Бирюкова пытав вкинул в тюрьму до твоево государева указу.
638
От Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии в Шатцкой воеводе нашему Ивану Юрьевичу Плещееву писал еси к нам что по нашему указу велено тебе козака Ивашка Бирюкова которой на Хопре воровал роспросити подленно и пытать накрепко сколь он давно с Воронежа и отчего сшол на Дон и жена у него и дети на Воронеже есть ли и где он по сю пору был и товарыщи ево которые с ним на Хопре были хто которого города и как их имена и прозвища и хто какой человек был, и сколь давно и отчего на Дон хто сшол и жены и дети и братья есть ли и будет есть и в которых городех живут и как их имена и наворовався тем ворам куда идти и что у них (умы-)
639
шленья и ныне в которых местех стоят и много ль им в тех местех стоять. И казак Ивашка в розпросе и с пытки говорил сшол де он на Дон своею охотою в прошлом во 126-м году и был на Дону и по ся места, а жены и детей и племяни у него нет, а пошли оне к Дону на Медведицу для татарского погрому, а товарыщи с ним было атаман Тимоха Поп да
Ивашка КРУГОВОЙ, Гришка Долгошея, Шестачко Иванов а которого оне города и какие люди были того не ведает, да Федка Карпов сн Пауч, Степанко Васильев сн Коргалец Курские жильцы, да Оскольские жильцы же Кубышка Иванов Шестачко Степанов, а есть ли у них и жены и дети и братья и отчего оне на Дон сошли таво не ведает, да Воронежской жилец Кубыщка
640
малой, а на Воронеже де у него дядя живет в Затинной слободе Онтонком зовут Ермолин, да с ним же был Шатцкого уезда Ондрюшка Ильин сн Пареной, а иных де он товарыщев имен не помнит потому что сошлися изо многих городков. А как де ево Ивашка товарыщи покинули а сами пошли воровать и с ними пошел Верхоценские ж волости села Томникова Архангельского попа Ариста казак Гаврилко Медведь, а где те воры ныне стоят того он Ивашка не ведает. А наворовався де им итти на Дон по прежнему,
641
а иным приставать на Медведице, а села Томникова крестьянин Васка Петелин в розпросе сказал как взяли было ево на реке на Хопре воровские казаки и он Васка на Хопре с казаки Верхоценские волости деревни Княжой крестьянина Ондрюшку Паренова видел и брат де ево Ондрюшкин Данилко Пареной ныне живет в деревне Княжой, а попов де казак Гаврилко Медведь пришол на Хопер Верхоценские ж волости деревни Пенков в зимницу к Фоме Маркову. А Данилко Пареной в роспросе сказал что брат ево Ондрюшка сшол от него на Дон в прошлом во 126-м году да и по сю места к нему не бывал и про него ж не ведает. И я крестьянина Данилка Пареного отдал беречь Чернеева монастыря игумену Ортемону а казака Ивашка Бирюка велел вкинуть в тюрьму до нашего указу. И нам бы о том велети указ учинить.
642
И как к тебе ся наша грамота придет и ты б Данилка Пареного велел дать на поруки з записью с сроком что ему брата своего Ондрюшку Пареного сыскивати, да как Данилко брата своего сыскав перед тебя приведет и ты б того Ондрюшку Пареного роспросил подлинно и пытать велел сколь он давно сшол на Дон и отчего и много ль на Дону был, для чего на Хопер приходили и хто которого города и где оне ныне. Да и вперед бытеси в Шатцком на посаде и в слободе и в уезде о тех ворех о Ивашковых товарыщев Бирюкова велел заказ крепко им учинить. Будет тех воров у ково в Шацком объявяца и оне б тех воров у себя не таили а приводили их к тебе, а ты б тех воров про воровство розпрашивал и пытал. А будет (у него) Государь в Шатцком есть братья или дядья или иное какое пле(мя)….
643
-вал. И ты б ??? потому пр?? роспрашивал сколь давно они из Шацкого пошли и куды и где ныне, да велел давать накрепке пору(чить) им тех воров сыскивать, да о том о всем к нам отписал.
………….(Далее перечеркнутый текст)………
Писан на Москве лета 7132 года декабря в 18 день.
644
Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Ивашка Плещеев челом бьет в нынешнем Государь во 132-м году генваря в 23 день прислона ко мне холопу твоему в Шатцой твоя Государя Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии грамота. А велено мне холопу твоему Чернеева монастыря крестьянина Данилку Паренова дать на поруку с записью с сроком что ему брата своево Ондрюшку Паренова сыскивать, а сыскав ево привести ево ко мне холопу твоему в Шатцкой, а мне холопу твоему таво Ондрюшку Паренова велено роспросить подлинна и велеть пытать сколь он давно сшол на Дон и от чево, и много ль на Дону был и для чево они на Хопер приходили и хто которова города и где они ныне. И я холоп твой Чернеева монастыря крестьянина Данилку Паренова велел дать на поруку з записью, что ему брата своево Ондрюшку Паренова сыскав привести ко мне холопу твоему в Шатцкой. И Чернеева монастыря крестьянин Данилка Пареной тако по себе поруки не сыскал и нихто по нем не ручался. И я холоп твой таво Чернеева монастыря крестьянина Данилку Паренова велел дать на поруку з записью, что ему ставитца в Шатцком передо мною холопом твоим до твоего государева указу.
645
От Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии на Оскол воеводе нашему Данилу Мосеевичу Яблочкову в нынешнем во 132-м году октября в 15 день писал к нам из Шатцкова воевода Иван Плещеев что сентября в 29 день привели в Шатцкой матери нашею Великие Государыне старицы иноки Марфы Ивановны из вотчины из села Шаморги с реки с Хопра крестьянин Сидорка Матвеев да Шацкой служилый казак Фочка Вяков казака Ивашка Бирюка. А в роспросе сказал в прошлом де во 131 -м году перед Семенем днем были они на Хопре и сказывали им Верхоценские волости деревни Пенков бортники Васка Махин да Ивашко Прокофьев что приходили на Хопер воровские казаки и погромили в верховых вотчинах четыре(ста?)
646
вотчинников и товарыщей их, Микифорка Попова с товарыщи трех человек в полон взяли. И оне Сидорка и Фочка собрався с товарыщи на тех воровских козаков ходили и того козака Ивашка взяли на степи. А казак Ивашка Бирюков в роспросе сказал что он бывал Воронежской жилец и сшол на Дон в прошлом во 126-м году, в прошлом же во 131-м году об Ыльине дне пошло их козаков з Дону и с Терновых на реку на Медведицу для татарсково погрому с атаманом с Тимохою Поповым тритцать пять человек и на Медведице погромя тотар пошли на реку на Сертубу (прим. Сердобу) и на Хопер, и на Хопре погромя бортников товарыщи ево пошли (во)ровать на Мошканские верхи в Темниковской уезд, а ево Ивашка
647
покинули больнова. И писано от нас в Шатцкой к воеводе к Ивану Плещееву … А велено того казака Ивашка Би(рю)ка роспросить подлинно и пытать накрепко сколь он давно с Воронежа и отчего сшол на Дон и товарыщи которые с ним на Хопре были хто которова города бывал и каких имена и прозвищи и какой человек хто был и жены у них и дети и братья есть ли и в которых городех живут. Да что какзак Ивашка Бирюк в роспросе и с пытки скажет и о том велено писать и роспросные и пыточные речи прислать к нам к Москве. И …в 9 день писал к нам ис Шатцкого Ив…Плещеев и прислал казака Ивашка Бирюка распросные и пытачные речи. В роспросе и с пытки казак Ивашка Бирюк говорит как де они пошли ??? на Медведицу для татарскова погрому с атаманом с Тимохою
648
Поповым и товарыщи с ним были
Ивашко КРУГОВОЙ да Гришка Долгошея да Шестачко Иванов, а какие они люди и которова они города тово не ведает. Да с ними ж были осколевня Кубышка Иванов да Шестачка Степанов да Воронежской жилец Кубышкою зовут прозвища Молодой, а как ему имя того не ведает, да с ним же де был Шатцкого уезда Ондрюшка Ильин сын Пареной, а иным товарыщем что с ними были имян не упомнит что сход(цы) на Дон из розных городов, а где (ныне те) воры соят тово не ведает….де им в воровстве идти на Дон ..приставать на Медведице и…..указал тех воров сыскивать да ….хто в котором городе объяв(итца)..…
649
стоят, а будет оне в том воровстве на Осколян же скажут и ты б тех сыскав роспрашивал и сыскивал про них накрепко да о том к нам отписал. А будет тех воровских козаков ныне на Осколе сыскать не мочно и ….(далее множественные правки текста) …заказ крепко учинить …(правки текста)…будет хто тех воров у ково на Осколе объявитца и оне всякие люди тех воров у себя не таили а приводили к тебе, а ты б тех воров про воровство роспрашивал же и пытал …(далее множественные правки текста)….
650
Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Данилка Яблочков челом бьет нынешнем Государь 132-м году генваря в 17 день прислана ко мне холопу твоему твоя государева царева и великого князя Михайлу Федоровичу всеа Русии грамота из розряду за приписью твоего государева дьяка Михайла Данилова. А велено мне холопу твоему по твоей государеве грамоте тот час на Осколе на посаде и в слободах велеть сыскать Кубышку Иванова да Шесточка Степанова да сыскав велено мне холопу твоему роспросить подлинно и пытать их накрепко сколь оне давно с Оскола и от чево сошли на Дон, и с таварыщи ево каторые с ним на Хопре были, с каторова хто города и какой хто человек и как их именем и прозвища и как давно хто на Дон и от чево сшел, и жены у них (и дети) и братья в их городех есть ли и в которых городех, и что тех воровской умыслы им и где их ныне чаять и в которых местех стоят. А будет оне в том воровстве на Осколен иж скажут и мне холопу твоему тех людей сыскав велено и роспрашивать и сыскивать про них накрепка, да о том велено мне холопу твоему отписать к тебе к Государю к Москве. А будет Государь тех воровских козаков ныне на Осколе сыскать не мочно и мне холопу твоему велено об них на Осколе всяким людем заказ крепкой учинить, будет хто тех воров у ково на Осколе объявятца и оне б всякия люди тех воров не тоили, велено их по твоему государеву указу приводить ко мне холопу твоему, а мне холопу твоему тех воров велено про воровство спрашивать же и пытать. А будет Государь тех вовров на Осколе есте братья или дядья или (иные ково) с племя. И мне холопу твоему велено их по твоей Государя грамоте потому жа спрашивать сколь давно оне с Оскола пошли и куды и где оне ныне, да тех людей по твоему
651
Государеву указу велено давать накрепко с поруки чтоб им тех воров сыскивать да о том обо всем велено мне холопу твоему отписать к тебе к Государю подлинно. И я холоп твой по твоей Государь грамоте на Осколе на посаде и в слободах Кубышку Иванова и Шестачка Степанова сыскивал и осколен всяких людей спрашивал и на Осколе тех людей Государь не сыскали и нихто их не знает. А я холоп твой по твоей Государеве грамоте об них на Осколе всяким людем заказ крепко учинил будет тех воров у ково на Осколе хто вперед объявитца и оне б всякия люди тех воров у себе не тоили и приводили б их по твоему Государеву указу ка мне холопу твоему. И будет Государь тех воров хто на Осколе вперед объевитца и я холоп твой распрося их по твоему Государеву указу татчас к тебе к Государю отпишу.
ссылка