На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли "казацкий хлеб”.
Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем - постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI-XVII вв.
Идеалы изначального казачества. Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно "казак" по-татарски значит "вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной "засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на "ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: "Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств - норма поведения казаков в XVI-XVII вв. читать дальше >>>
Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.
Кубанские казаки - Часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб - город Екатеринодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола, которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. История Кубанского казачества.
Донские казаки - Самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско - первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. История. Великое войско Донское
Хопёрские казаки - Хоперские казаки - особый вид казаков, которые относились к Хоперскому войску. Они жили в бассейне реки Хопер, расположенной на территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным со стародавних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще в античные времена. - История возникновения
Запорожские казаки - для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Чуркасами. Первоначальная история 3. Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы", а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в. Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3. Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. История запорожского казачества Раздел на форуме - Украина казацкая
Хлыновские (вятские) казаки - Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления. На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.] ...Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода [ушкуйники], казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1439 г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми (мещерскими) казаками, служили местом сбыта добычи. Вятка - родина казачества
Мещерские казаки - Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры. Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет. Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам. Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Начало казачьей вольницы в Мещере
Северские казаки - Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв. В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу. В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества. В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией. В XVI веке считались представителями (древне)русской народности. Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.
После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.о казаках северских
Волгское (волжское) войско - Военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II. Волжское казачье войско
Сибирское войско - Четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири, Войсковой праздник, войсковой круг - 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца. Официальный сайт Казаки Сибири
Яицкое войско (Уральские казаки) - Группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал. Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск. Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане и буддисты. Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св. Архангела Михаила. Уральское казачество
Астраханское войско - В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году. Евграф Савельев - Астраханское казачье войско (читать онлайн)
Сведения о елецких казаках есть в книге «Елец веками строился» (авторы В.Горлов и А.Новосельцев). Драматическая судьба Ельца на протяжении нескольких веков определялась его местоположением. Юго-восточная граница русских земель проходила по Быстрой Сосне. За Сосной начиналось « Дикое поле», где хозяйничали кочевники. Елец был построен на торных дорогах набегов печенегов, половцев, татаро-монголов. Постоянные набеги вынудили выработать систему обороны. Она слагалась из сторожевой казачьей службы, поселений служилого люда, укреплённых городов, выдвинутых в степь. С незапамятных времён засеки или заграждения из стволов деревьев, поваленных на лесных опушках, дорогах были на Руси. В засечную черту входили и естественные препятствия – реки, болота, овраги. Они чередовались с полевыми укреплениями, земляными валами и рвами, частоколом, острожной стеной. Большую роль в укреплении южных границ играли засеки в «украинных» городах, в число которых входил Елец. В истории города заметный след оставило казачество. Когда образовалось первое поселение казаков у стен Ельца, неизвестно. Татарские шляхи и сакмы (конские следы, по которым определяли численность врага), были под наблюдением казаков, которые несли сторожевые разъезды, предупреждая о набегах ордынцев. Они ездили «о дву конь» небольшими отрядами, захватывали «языков», а полученные сведения передавали в Москву, отбивали у татар русских пленных. Окраинные города снабжались оружием и войсками. На службу набирались вольные люди разных сословий, освобождавшиеся от податей, получавшие жалование и земельные наделы. «Сторожи» от городов назначались на расстоянии до 4- 5 дней пути. Друг от друга они стояли на день пути. Многочисленные набеги кочевников в середине XVI века привели елецкую округу к полному разорению. Московское правительство принимает меры к укреплению южных границ и заселению обезлюдившего края. В 1543 году в Елец прибывают переселенцы из Ливен, Данкова, Мценска, Орла и других мест. Мобилизацией на военную службу занимались казацкие и стрелецкие головы, сотники. В 1571 году упоминаются сторожевые разъезды на Сосне в устьях Ливен, Чернавы, Воргла, у Талицкого брода, на Дону под Галичьей горой. Служба начиналась с 1 апреля и заканчивалась 1 декабря. Станицы менялись через 15 дней. В 1589 году впервые появляются сообщения о казаках, переселившихся с левобережья Днепра. Их называли черкасами. Многие из них получили земельные наделы. Возможно, именно они перед Талицким бродом основали военное поселение – Черкассы. Для заселения крепости Елец в 1592 году проводился набор на службу. Город отстраивался в очередной раз, застраивались слободы. Каждый род средневекового войска имел в Ельце свою слободу. Казаки жили в Александровской слободе. Их насчитывалось 600 человек. В казаки и стрельцы записывались – «от отцов – сыновья, от братьев – братья, от дядь – племянники, от тестя – зятья». Казаки получали жалованье деньгами, хлебом, землями. Пищаль, сабля, железное копьё, самопал, рогатина, топорок, бердыш составляли вооружение елецких казаков. Военная служба в Ельце была связана с двойными тяготами. Несение сторожевой службы было связано с частыми потерями. Кроме всего, приходилось трудиться на строительстве крепости, хотя казаки не были обучены этой работе. К тому же прибавилась материальная нужда, т.к. жалование простым казакам выдавалось не полностью. Гарнизон Ельца был достаточно велик – 1000 человек, из них 600 – казаки. В 1594 году вышел указ царя Фёдора Ивановича о жалованье за убытки «…елецким станичным головам, и станичникам, и вожам за службу, и за урон, и за полон давати своё государево жалованье за конь по 4 рубли, а за мерин по 3 рубли, а которого станичника или вожа на поле в станице убьют, и за его службу, и за убийство, и за изрон давати государево жалованье жёнам и детям их по 4 рубли». Елец держал пограничную оборону от татарских набегов на участке около 70 км в длину и до 40 км в глубину. В 1616 году «городовое» войско в Ельце составило 1969 человек. Значение Ельца как пограничной крепости в первой половине XVIIв. не ослабевает. Елецкие казаки участвовали в походе против литовских интервентов, в борьбе против польских захватчиков. В казачьей среде очень высоко ценилось понятие воинской чести. Уклонение от службы, дезертирство, трусость считались позором для казака и встречались крайне редко. Село Казаки основано елецкими казаками в конце XVI века, что и отразилось в названии. Впервые село упоминается в документах 1628 года, записано в числе владений Елецко-Троицкого монастыря, от которого оно перешло во владения казаков Александровской слободы. В селе Казаки была выстроена церковь в честь покровителя казаков Святого Георгия-Победоносца. В 1639 г. число служилых людей начало сокращаться. Они отправлялись в новые города и крепости на «государеву службу и для городового дела». После строительства Белгородской черты (1635-1653 гг.) Елец перестал быть пограничной крепостью. Под её защитой город-воин, несколько веков первым грудью встречавший набеги кочевых орд, стал превращаться в город торговцев и ремесленников.
В 1652-1660 гг. в Чернавске на вечное житьѐ «поселили переходцев черкасс и белорусцев». Уходя от ига польского, они получали здесь надел за службу по охране государственной границы и, будучи воинами и хлеборобами, свято берегли землю, что подтверждает один из документов 1682г., так называемая «сказка» (объяснительная) чернавских полковых казаков: атамана Микиты Семѐнова со товарищами.
В истории российского казачества лебедянских казаков считают первопроходцами батюшки-Дона. В незапамятные времена в Лебедянском Подонье создавалась мощная стратегическая база, оттуда началось интенсивное освоение не только бассейна Дона, но и всего «дикого поля». Еще в середине XIV века на Тяпкиной горе рязанские князья поставили на крутом берегу Дона сторожевой пункт для постоянного контроля за продвижением на север крымских и нагайских татар.
Окрестности сторожи были богаты плодородными землями с густыми лесами и сенными угодьями. В лесах водилось огромное количество, птиц и зверей. Дон и его притоки изобиловали рыбой. Повсюду гнездились бесчисленные стаи диких лебедей. Особенно: их много было на неширокой, но полноводной речке с поэтическим названием Лебедянь. Источники настойчиво убеждают нас, что древнее поселение на Тяпкиной горе, где была сооружена рязанская слобода, носило то же самое имя. В те далекие и грозные годы Лебедянское Подонье было заселено слабо, хотя в X-XI веках здесь были цветущие поселения. Их полностью разрушили татары. Однако кочевники не давали зарастать травой старинным дорогам. По ним они спешили в Московию за богатой добычей. Этим же путем устремлялись и отважные торговцы. Но и тех, и других, устраивая засады и ловушки, поджидали отъявленные головорезы, издавна оккупировавшие Подонье. Находили здесь приют и беглецы с северных территорий. Они уживались с «гулящими людьми» группировок Тяпки и Тараса, Кунама и Руса, Анны и Волдыря, Наяна и Кудеяра. Постепенно число людей множилось и «дикое поле» обживалось. Главным слоем складывающегося постоянного населения становилось казачество. Известно, что на Руси казаками называли батраков, наемных работников. Со временем это слово утратило свое первоначальное значение и стало означать особую социальную группу населения России. На Дону это были и люди, прибежавшие из центральных областей из-за растущей эксплуатации, и преступные элементы, и крестьяне, покинувшие свои родные края в поисках лучшей жизни. Как правило, за свободной долей в неизведанные края шли они, хорошо вооружившись, в постоянной готовности отстоять свою независимость. Новосельцы чем-то, напоминали военизированные отряды, находящиеся в постоянной боевой готовности. У них были опытные, смелые предводители-атаманы и их помощники. Если кочевники, направляясь в сторону Московского или Рязанского княжества, попадали на Лебедянщину, то казаки, защищаясь от них, естественно, охраняли южные русские границы. Как утверждает - ученый-краевед А.Ф. Мартынов, до объединения русских земель в единое централизованное государство постоянную охрану южнорусских границ несли Рязанские казаки. Найденное историками первое упоминание о рязанских казаках относится к 1444 году. «Вероятно, - пишут А.Ф. Мартынов и В.М. Жданов в своей книге «Из прошлого Липецкого края, - они и были прообразом всех вообще казаков Российского государства в последующий период». Из этих бездомных людей, своеобразных средневековых бомжей, государственные деятели формировали иногда военные отряды. В районах Лебедянского Подонья им поручалось денно и нощно нести сторожевую службу. Их жаловали оружием, съестными припасами, иногда деньгами и землей в любых количествах. Таким образом, казаки не только боролись с кочевниками, но и активно занимались сельским хозяйством, по возможности ремеслом и. торговлей. Однако казацкое население на Дону считалось пока людьми второго сорта. Это очевидно из наказов Великого Московского князя Ивана IV рязанской княгине Агриппине (1502 г.). В различные периоды истории средневековья приют на Лебедянщине находили беглые помещичьи и монастырские крестьяне, холопы, «детеныши», старожильцы и новоприходцы. Массовое бегство приносило первоначально огромный ущерб их владельцам и казне. Попытки их отыскать и возвратить в большинстве случаев оказывались безуспешными. Дон для новичков стал их домом и водной дорогой. По ней лебедянские казаки отправлялись в далекие рискованные военные экспедиции. Покой татарским поселениям стал только сниться. Известны факты, когда казаки на больших лодках спускались к азовским колониям турок на русской земле и возвращались домой с солидной добычей. Такое дело было по душе Ивану IV, и когда однажды московские бояре вздумали учинить сыск пропавшим холопам, царь воспротивился. Более того, Иван Грозный пошел по пути дальнейшего развития станичной и сторожевой службы на основе казачества. Повелел обеспечивать казаков провиантом, порохом, свинцом, жаловать другими милостями. Однако в годы опричнины, в связи с дальнейшим ростом числа побегов, попыткой скрыться на Дону некоторых из его противников, устраивался «сыск» в Подонье. Кое-кого из непослушных феодалов отлавливали и отправляли в застенок Малюты Скуратова. Есть сведения, что и сам Малюта побывал в Подонье. В казачестве почти сразу началось деление на «лучших» и «меньших». Уже царская грамота 1584 года распределяет их на «домовитых» донских казаков - «низовых», и «верховых», оставшихся в верховье Дона, и голытьбу. В их станах скоро сложился обычай не выдавать беглых. Сформировалось и свое войсковое самоуправление. Под Лебедянью у казаков складывались свои традиции, песни, предания. Одним из таковых обрядов, несколько напоминающим колдовство, был обряд пения лихой казацкой песни над умирающим товарищем, раненным в бою с противником. Казацкие порядки, казалось, навсегда вошли в жизнь Лебедянского уезда. Еще несколько десятилетий назад, на памяти автора этих строк, молодые люди лихо гарцевали на конях, отращивали кудрявые чубы и гордились ими. В большой моде у мужчин и женщин была донская красивая одежда. В большом почете сохранялись и вековые свадебные традиции, мужские и женские посиделки, «блины», всевозможные вечеринки и многое другое. В наши дни от них остались одни воспоминания. Впрочем, иногда кое-где в нашу мрачную жизнь врываются звуки казацкой рояльной гармошки, рассказывают смачные казацкие анекдоты. Конечно, молодежь не знает своей истории. Ей не известно, что в стародавние времена их мужественные предки вели постоянную борьбу за существование.
В середине XVI века уже существовал казацкий город Лебедянь, ставший уездным центром с 1613 г. Он брал местное население под свою защиту, порой ему приходилось наводить порядок в социальных вопросах. Тем более, что крестьянские выступления Хлопко Косолапа и Ивана Болотникова нашли явную поддержку у голытьбы. Начало XVII века стало для Лебедянщины бурным временем. По утверждению историков земли по Верхнему Дону стали излюбленным местом сосредоточения беглых крестьян и холопов. В документах того времени часто упоминаются донские казаки, служившие в Лебедяни. Казачество тогда привлекалось на государеву службу в качестве «приборных людей» - служилых атаманов, стрельцов, пушкарей, ездоков и прочих. Из них первоначально состоял гарнизон «польного» города Лебедянь, В Лебедянском уезде существовало немало хорошо сложившихся казацких поселений. К примеру, в слободе Волотова Могила в 1627 - 1628 гг. насчитывалось «дворов духовных три, дворов казацких 50», Ольховская слобода тоже в 50 казачьих дворов с семьями в 25-30 человек. Слободы имелись в Больших Избищах, Троекурове, Вязове и других пунктах. В первый год своего царствования Михаил Романов определил лебедянским казакам конкретную задачу - «зорко смотреть на ногайскую сторону». В этом была острая необходимость. Так, в лето, когда депутация «лучших людей» края, включая домовитых казаков, уехала на Земский Собор избирать царя, 24 мая 1613 года отряд татар численностью более 300 всадников перешел Красивую Мечу и осадил крепость. Убедившись, что Лебедянь не взять, грабители двинулись на Данков, попутно разоряя селения, Лебедянцы помогли данковскому голове Путиле Быкову рассеять неприятеля. Пленников освободили. Но 10 августа казацкие отряды лебедянцев отбивали нападение уже 400 конных нагайцев. Операция прошла успешно. Лебедянь славилась и богатела. Для отведения земли простым казакам и их руководителям царь Михаил прислал из столицы специалистов. Измерял и описывал Лебедянские земли в 1625 году Леонтии Погожев из Москвы и подьячий Кирилл Семенов, Так они закрепили «за... Борисом Перовым жребий под Романцовым лесом и того жребия 77 четвертей. Да в деревне Озерки. Возгревая, Митинское поместье Будаево и те земли в Бруслановском стану 65 четвертей...». Романовы постоянно заботились о лебедянцах. Недаром Алексей Михайювич распорядился: «И тем крестьянам, которые в том поле учнут жити («Диком поле» - И.В.), пашни пахать и сено косить и быть во всяком бережении».
Большинство казаков Лебедянщины, не жалея «живота своего», честно служили царю и Отечеству. Но находились и изменники. Был случай в 1618 году, когда недовольные части, особенно из числа голутвенных, влились в грабительское войско гетмана П. Канашевича-Сагайдачного и помогли ему разрушить родной город. Презренным трусом оказался и воевода Семен Леонтьев. Прослышав о приближении врага и готовящейся измене, он предательски скрылся в Добровских лесах, Однако с помощью казаков-патриотов Лебедянь снова была отстроена в 1627 году. Им стал дубовый острог с пятью башнями, погребами для военных припасов, провизии. Там же соорудили съезжую и воеводскую избы, тюрьму и деревянную церковь Рождества Богородицы, сгоревшую во время пожара 1667 года. Кроме малого острога, с запада на север протянулся 400-метровшй большой острог. Перед ним выкопали ров. У городских стен расположились посады с мастеровыми и торговыми людьми. Вне города по слободам в зависимости от воинской принадлежности разместились казаки и другие служилые люди. Их было 1500 человек. Начиная с этого времени и до конца XVIII века Лебедянский уезд был чрезвычайно велик. В него входила едва ли не половина Липецкой области. На юго-востоке его земли уходили далеко за Липецк и Грязи, а на западе простирались до самого Ефремова. Вся эта огромная территория была перерезана татарскими, дорогами. Главной дорогой считался Муравский шлях, шедший из глубины Причерноморских степей через Быструю Сосну и выходящий на Красивую Мечу по направлению на Москву. К нему примыкал Изюмский шлях... Золотая Орда по этим дорогам направляла свою агрессию на Русь. В 1636 году правительство посчитало нужным укрепить Лебедянских казаков новыми кадрами. Лебедянцы долгие годы несли охрану Мещерской стороны на Тамбовщине. Казаки не только охраняли границы Руси на юге, но и частенько сами отправлялись в рискованные походы к Азовскому морю. Краевед В. Елисеев нашел интересный материал о том, как казаки из Данкова и Лебедяни влились в отряд атамана Кондырева и 3 мая 1646 года отплыли в низовья Дона, Всего на семидесяти стругах плыло 3037 человек. При выходе в Азовское море стругов оказалось только 37. Остальные отказались участвовать в походе или в пути утонули. Тем не менее, казаки Подонья оказались у берегов Крыма, хотя еще пять стругов разбились о крымские подводные скалы, а «вольные охочие люди» разбежались во все стороны. Так неудачно закончилось то предприятие. В старинных документах есть сведения об участии казаков Подонья во взятии Азова в 1640 году. К сожалению, крепость пришлось отдать назад. Россия еще не была готова к войне с Турцией. Видимо, не случайно атаман Дементий Гаврилов сообщал в Москву: «Азов держать нечем; все с наготы и голода разбрелись... и только нынешнего лета пришли к нам две будары с запасом князя Олексеева вотчины Ивана Воротынского из Лебедяни». Весной 1641 года лебедянские казаки доставили в Азов еще два струга с провизией. Но они изменить дело не могли. Лебедянские крепости с казацкими гарнизонами начинались от устья Матыры и тянулись по реке Воронеж до устья реки Двуречки. Сильнейшими крепостями Лебедянского участка были Добрый и Сокольский. Военизированные строительства различных сооружений опять усилили приток населения как добровольными, так и принудительными способами. Вокруг новых крепостей появились новые слободы. Казаки селились также на необжитых землях далеко к югу от защитного вала. Хозяйственный прогресс России и развитие торговли оказали существенное влияние и на Подонье. Лебедянские казаки принимали деятельное участие в формировании российского рынка свободной торговли. Население всех донских районов имело тесные связи. Этому способствовала широкая водная дорога. Однако торговцы центра видели в казаках опасных конкурентов, так как их продукция была много дешевле. Они «науськивали» на них царей. Казакам, еще во времена Бориса, сообщается в «Материалах для истории войска Донского», категорически запрещалось приезжать с товарами в Москву и даже к родственникам в «украинные города». Повсюду им было заказано покупать и продавать. Торговцев из Подонья арестовывали, сажали в яму, многих вешали. Михаил Романов счел такие притеснения опасными и в 1615 году позволил казакам повсюду свободный проезд и беспошлинную торговлю. Лебедянские купцы и казацкие торговцы плавали по Дону беспрепятственно, Донская торговля охватывала жителей всех городов, «из-под которых реки пали в Дон». Торговые люди вывозили с Дона хлеб, красную рыбу - свежую, соленую, вяленую, кожи -зубровые, лосиные, козлиные, шкуры выдр, бобров. В 1669-1671 годах в связи с разбойным движением голытьбы под предводительством Стеньки Разина донская торговля была приостановлена. Как только «гулящие люди» успокоились, ее возобновили. Развитие торговли способствовало процветанию казачества и других слоев народа. К сожалению, в многотрудной истории Лебедянского казачества есть и неприглядные страницы, Особенно это касается голутвенной его части. Часть голытьбы ратному и мирному труду предпочла разбой, И шайки любителей легкой жизни стали ходить «без опасения днем и ночью большим многолюдством». К ним примыкали и столичные головорезы. 28 мая: 1659 года воевода Лебедяни Ергольский получил царскую грамоту, где сообщалось о разбойниках, бежавших в сторону Лебедяни, Ельца. Задонска. Предписывалось «проведать точно и тайно всякими мерами о нахождении беглых». «Да кто из Лебедяни пойманы будут, тех заковать в кандалы и переслать в Москву и колодников объявить в Стрелецком приказе боярину нашему, князю Ивану Борисовичу со товарищи» Обострение различных противоречий, голодные и неурожайные годы, эпидемии ухудшили положение на Лебедянщине. Это была одна из причин того, что казацкая голытьба в 1666 году примкнула к сыну «вольного Дона» сообщнику Разина разбойному атаману Василию Усу. «Растребушив» села уезда, они собрались в поход «за зипунами», но под Ельцом их рассеяли правительств венные войска. Участвовали лебедянцы и в разинском походе в 1667 - 1671 годах. А к концу XVII века лебедянское казачество постепенно перерождалось. Из него выделялись различные социальные категории населения. Но это никак не умаляет роли казаков Лебедянского Подонья в истории нашего Отечества Долгое время эта страница прошлого искусственно замалчивалась. И то, что я написал в этом материале, - это начало исследования темы. Раскрыть ее предстоит всем краеведам. Задача не из легких, но решать ее надо,
И. Ветловский, краевед. Лебедянские вести. Февраль 1993 г.
Сторожевые казаки города Данков после «черкасского разорения» 1618 г. и до 1650-х гг.
Город Данков[1] традиционно считался одним из южных форпостов Рязанской земли. Немецкий путешественник Сигизмунд Герберштейн, посетивший в начале XVI века Московию, сообщал, что Донко - «разрушенный город»[2]. По всей вероятности, городище (порой отождествляемое с древнерусским Дубком) уже в ту пору было хорошо известно рязанским казакам. Так, в 1523 году русский посол Иван Морозов, турецкий посол Скиндер и рязанские казаки, которым было поручено сопровождать их, «клались в суды в Донкове»[3].
В 1568 году Данков на месте древнего городища строили служилые люди из Михайлова и Пронска под руководством воевод Владимира Курлятева и Бориса Серебряного вместе с казачьими головами Григорием Сидоровым и Юрием Булгаковым[4]. Вероятнее всего эти служилые люди, их родственники, дольщики и захребетники, составили значительную часть гарнизона нового города на Дону. Помимо этого, штат местного казачества был пополнен разного рода «охочим» и гулящим людом и донскими казаками. Так, позднее, в 1585 году, дворянину Василию Биркину поручалось привлекать к царской службе донских атаманов и казаков, появляющихся в верховьях Дона близ Данкова[5]. Как только новый город в верховьях Дона был поставлен, здесь начала существовать сторожевая служба, охватывающая, по мнению известного воронежского историка В.П. Загоровского, почти всю территорию современной Липецкой области, а также частично Орловскую, Тамбовскую и Воронежскую[6]. Как сообщают источники - сторожевых казаков в Данкове было устроено 117 человек, оклады их равнялись: 50 четвертям - земельный и шести рублям – денежный[7]. После официального утверждения в 1571 году в Москве сторожевой и станичной службы «на Поле», число данковских сторож было определено как четырнадцать. Из них самой ближней к Старому Данкову была сторожа на реке Вязовенке, там, где в 1619 году был построен новый жилой острог, самой дальней – «у Кривого Бору», на территории современного Рамонского района Воронежской области[8]. Станичная и сторожевая служба были регламентированы рядом должностных обязанностей и инструкций, которые выглядели следующим образом. Ратным людям поручалось стоять на сторожах не слезая с коня, ездить строго по означенным маршрутам, никуда не съезжая и никуда не сворачивая, «переменяясь же направо и налево по два человека»; следовать наказам местных воевод. Кони у станичников должны быть «добрыми» (т.е. справными, здоровыми), такими, «на которых … на сторожи ездити было безстрашно». Осматривать коней поручалось лично станичным головам и городским воеводам. Длительных остановок и привалов делать не разрешалось - «огни класти не в одном месте». Запрещалось также трапезничать и отдыхать больше одного раза в день на одном и том же месте - «коли каша сварити и тогды огня в одном месте не класти двожды, а в коем месте хто полдневал и в том месте не ночевати». По мере обнаружения врага, сторожам и станичникам обязывалось отправлять вести о его продвижении в Москву и ближайшие украинные города. По сакмам «людей смечати» - опытные станичники по следам могли определить численность вражеского отряда и порой даже его воинский состав, присутствие в нем «царя» (хана) или калги (княжича). Сезон станичной и сторожевой службы начинался по ранней весне и заканчивался глубокой осенью: первая станица отправлялась «в поле» 1 апреля, вторая – 15 апреля, третья – 1 мая, четвертая – 15 мая – и так 8 станиц, выдвигающихся в степь вплоть до конца ноября-месяца. За халатное отношение к означенным обязанностям ратные люди могли быть битыми кнутом, а за более серьезные проступки и того хуже - «кажнеными смертью»[9]. Вплоть до 1622 года у сторожевых казаков Данкова существовало деление на десятки, как это было традиционно для полковых казаков и городовых стрельцов[10]. К слову сказать, в XVI- XVII вв. подобной организации в Данкове и других южнорусских городках (Ряжске, Епифани, Шацке, Дедилове и пр.), где имелись сторожевые казаки, документально не наблюдалось. Следует выделить еще одну категорию городового казачества, существовавшую при Иване IV в Данкове, совершенно исчезнувшую после Смуты – беломестные атаманы. Изначально их число в городе составляло тридцать человек. Земельного оклада им дано не было, денежный же составлял семь рублей на человека. К 1590-м годам эти беломестные атаманы были сведены на Воронеж. Накануне разорения Данкова черкасами Сагайдачного в Данкове числилось 14 беломестных казаков (вероятно, в Разрядных книгах в данном контексте имелись в виду именно беломестные атаманы). К 1622 году в Данкове значится всего один «беломестец» - Федор Полукаров[11], ставший в последствие сторожевым казаком[12].
* * *
До 1618 года Данков находился севернее своего нынешнего места расположения - приблизительно в 40 км, там, где сегодня на берегу Дона стоит село Стрешнево. Где именно здесь находились слободы служилых людей – не известно, ясно только, что Сторожевая слобода могла бы располагаться в современном селе Полибино. В августе 1618 года Данков был разорен черкасами (запорожскими казаками) в ходе рейда гетмана Петра (Конашевича) Сагайдачного вглубь Московии. Расскажем в общих чертах, как это происходило. Год 1618 ознаменовался походом на Москву польского королевича Владислава. Своих сил у польской стороны было явно не достаточно, поэтому на помощь походному войску пришли черкасы, численностью до 20 тысяч человек, возглавляемые гетманом Петром Сагайдачным. Неприятель разорил Путивль, Валуйки, Ливны, Елец и Лебедянь. Численность вражеских отрядов, штурмовавших русские крепости была настолько велика, что, по словам очевидца, находившегося в Ельце во время осады, черкасы, не смотря на огромные потери от крепостной артиллерии, по трупам «к Аргамачьим воротам по своим по побитым людем … взошли». Следующим пунктом на пути войска гетмана вглубь Московии был Данков. Сюда устремился авангард – отряды Михаила Дорошенко. По свидетельству 1619 года данковских полковых казаков Панки Летуновского (в источнике «Летунова») «со товарыщи», узнав о появлении в окрестностях Данкова войска Сагайдачного, (приблизительно вторая-третья декады июля) местный воевода Алексей Чубаров получил приказ перевести всех жителей в город Михайлов. Покидая Данков с семьями и скарбом, служилые люди потеряли надежду вернуться домой, плакали, прощались с могилами предков: «прощаются у могил, плач великой»[13]. Собрав порох и свинец под руководством воротника Якима Акулова, часть данковских служилых людей двинулась к городу Пронску, однако по пути были разгромлены запорожцами. В этом неудавшемся походе много человек, в том числе и сам Акулов, были «побиты», порох и свинец достались неприятелю[14]. Назначенный в Москве на пост нового воеводы Федор Григорьевич Оладьин, вез в Данков государеву казну, а также зелье и свинец «для осадново времени». Однако, по пути к городу «весть учинилась, что гетман Сайдачной Донковской острог взяли и сожгли» и Оладьину пришлось повернуть на Михайлов, где его пороховые запасы осажденным оказались как раз кстати[15]. Подробностей (и даже точной даты) разорения «старого» Данкова, к сожалению, нет. Так же не имеется сведений – оставался ли кто в городе во время самого погрома. Не задерживаясь под Данковом, черкасы двинулись дальше по «рязанской украине» – к городам Скопин, Шацк и Сапожок. По пути ими также был разорен город Ряжск: «нападоша на область рязанскую» - сообщает хронограф-современник. 26 августа осажден был город Михайлов, который неприятелю взять так и не удалось[16]. Страх перед новым набегом черкас гетмана Петра Сагайдачного еще долго будоражил умы современников и население южнорусских уездов. Так, по прошествии трех лет после Деулинского перемирия, в декабре 1621 года, вышедший в Путивль, новгород-северский крестьянин села Погарищ, рассказал о том, что Петр Сагайдачный с черкасами, находившимися в Лубнах, Пирятине, Прилуках и Переславле «хатят … прихадить под … государевы украиные городы … меж Рожества Христова и Крещенья»[17]. Однако, набега не произошло.
* * *
По всей вероятности, некоторые данковцы не присоединились к этим большим группам беженцев, ушедшим в Михайлов и Пронск, а разбежались по одиночке в прочие города рязанской окраины – Ряжск, Лебедянь и Воронеж, а так же в монастырские села и вотчину архиепископа Рязанского и Муромского. Здесь они и продолжали оставаться до «разбору» начала 20-х гг. XVII века, после чего практически все вернулись в штат данковского гарнизона[18]. 26 ноября 1618 года воевода Федор Оладьин с данковскими людьми, которых успел собрать, приступил к восстановлению разрушенного города: «и на Донковском на Старом городище острог поставил и всякими крепостьми укрепил». Здесь же был найден сброшенный черкасами в реку «горелый» артиллерийский наряд – «две пищали полуторных да два тюфяка да шесть пищалей затинных»[19]. Не смотря на это, уже к декабрю 1619 года на Вязовенском городище (при впадении речки Вязовенки в Дон, в 40 верстах южнее) был построен новый Данков в виде жилого острога, куда отправили провиант с «пушечными запасами» и «донковских всяких людей [воевода Оладьин] перевел и донковские всякие люди в новом Донкове на Везовенском городище поселились»[20]. Город был укреплен, сделаны тайники.
* * *
После «черкасского разорения» штат сторожевых казаков Данкова снизился почти на половину: со 117 до 54 человек[21]. Чем же могло быть вызвано такое резкое сокращение численности сторожевых казаков? Во-первых, неся сторожевую службу далеко в степи, сторожевые казаки могли быть схвачены по одиночке воровскими людьми, разбежаться кто-куда, а во-вторых – запросто примкнуть к тем же «повстанческим ватагам», как это произошло, к примеру, с представителями одного известного данковского служилого рода – Баловневых. Так, в 1650 году сторожевой казак Федор Баловнев подал иск в оскорблении своих деда и отца другим данковским казаком – Семеном Марковым, назвавшим их «изменникоми». Семен Марков упрекал родителей Баловнева, что те «подались» в войско Самозванца, на что Баловнев ответил: «деда де и отца моего за то хотели з башни скатить, что он целовал крест в службе царю Василью Ивановичу (Шуйскому – прим. А.Р.». Если верить словам Федора Баловнева – его дед с отцом оставались верными царской власти. Но далее он сообщает любопытные подробности о своем дядьке: «дядя де мой приходил под Москву с казаками и за то де дяде моего вершили, а я дяди своего безчестья не ищу, ищу деда и отца своего, и своего». Отсюда следует, что какая-то часть сторожевого казачества Данкова действительно могла бы влиться в воровские отряды[22].
Не смотря на это, к 1626 году число сторожевых казаков было доведено до прежней нормы, по писцовым книгам в Сторожевой слободе значатся все «сто семнатцать дворов, людей в них тож»[23]. Произошло это за счет родственников самих сторожевых казаков, гулящего люда, а также казаков полковых: «служили … в козакех … государеву полковую службу да черкаскаго разаренья»[24]. Этим полковым казакам после постройки в 1619 году нового Данкова были отведены дворы в Сторожевой слободе. Через пять лет, в 1624 году, казаки получили грамоту о своей новой службе: «не велена ис сторажевых козаков в полковыя козаки имать». Однако, в 1639 году, прибывший в Данков московский стрелецкий сотник Семен Карташов провел разбор данковских служилых, в ходе которого предложил в Разряде, что неплохо было бы вернуть казаков из сторожевой службы обратно в полковую. Тринадцать сторожевых казаков «Серешка Хныкин со товарыщи» подали царю коллективную челобитную о невозвращении их в полковые казаки, ссылаясь на грамоту прежних лет[25]. Подробности этого дела нам не известны в следствие отсутствия соответствующей документации, но, судя по тому, что почти все челобитчики значатся в сторожевых казаках крестоприводной книги 1645 года, очевидно, что «воинские люди» все же были оставлены в сторожевой службе[26].
На «пустые места» в Сторожевую слободу Данкова пытались верстаться люди, зачастую не имеющие отношения к ратной службе. В частности, это касалось различных категорий крестьянства. Приведем пару примеров. 22 декабря 1628 года в столичном разряде от лица Рязанского и Муромского архиепископа Антония сыном боярским Иваном Болтиным был подан иск на данковских сторожевых казаков Куприяна и Провотора Яковлевых детей Фефиловых. Они были обвинены в том, что, являясь крестьянами деревни Петрушино - ряжской вотчины архиепископа Рязанского и Муромского Антония, записались в апреле 1628 года в сторожевые казаки г. Данков. При допросе Куприян (Куприк) Фефилов «за себя и за брата» рассказал, что в Петрушино они жили лет шесть, «бродили меж двор и кормились работаю», а в крестьянах никогда не «живали». Отец и дед их, по словам Куприка, были конными стрельцами Епифани, а после «литовского разоренья» от бедности скитались в Ряжском уезде – вотчине архиепископа Антония, где кормился всяческой работой, а после пришел в Данков, где «стал в … государеву службу в сторожевые казаки, потому что дед и отец … были служивые люди». Куприк также ссылался на родственников, которые якобы в настоящее время служат по Епифани в детях боярских и конных стрельцах. Выгораживая себя, Фефилов предложил опросить епифанских стрельцов, которым его отец и дед были знакомы. Вместо этого ряжским сыном боярским Торсенином Обрывковым был опрошен 61 человек (крестьяне, попы, целовальники и поместные казаки) в Ряжском уезде, в вотчине боярина Ивана Романова городке Скопин, селах Вослебо (Вослебово), Вязовенки, слободе Кремлево, а также слободе Велемской (Велемья). Все эти люди сказали, что братья Фефиловы им известны и жили в Петрушино «лет з дватцать и больши». Была названа даже точная дата, когда крестьяне сбежали из вотчины – 20 апреля 1628 года. Далее сомнений не возникало: братья Фефиловы уроженцы именно Ряжского уезда, в связи с чем в Данков отправился пристав – архиепископский сын боярский Салтан Терехов, дабы, сыскав в Сторожевой слободе Куприка и Провоторку, вернуть их «с матерью, з женами и детьми и со всеми животы» в вотчину, что и было исполнено[27].
При разборах конца 30-х гг XVII в., было выявлено, что среди данковских служилых «нового прибора» имеются и холопы. В 1639 году было рассмотрено дело о сторожевом казаке Луке Сухинине, поверставшимся в Козлове в дети боярские. Как выяснилось, новоиспеченный служилый оказался беглым холопом. Посланные за Сухининым данковские стрельцы и пушкари на «ево Лучкиной подводе»[28].
Несмотря на все вышесказанное, южнорусское крестьянство – вотчинное, дворцовое, монастырское и частновладельческое – потенциально являлось вполне подходящим элементом, для инкорпорации в сторожевые казаки. Районы промысловой деятельности этих крестьянских сообществ с целью бортничества, бобровых гонов, рыбной ловли и прочего уходили далеко на юг. Так, город на Урляповом городище получил название «Козлов» по фамилии промышлявших здесь крестьян Козловых из Ряжского уезда, числившихся за князьями Пожарскими.
Кроме того, в 1638 году в Данков были временно переведены путивльские черкасы, однако, считаем мало вероятным, что кто-либо из них был инкорпорирован в служилые люди, но возможность такая не исключается – вопрос лишь в отсутствии соответствующих документов[29].
* * *
Место в штате сторожевых казаков было крайне востребованным, казачьим вдовам, если их внуки еще не годились в службу по возрасту, поручалось нанимать стороннего человека, пока отпрыски не достигнут положенных лет. Так, летом 1637 года в столичный Разряд пришла челобитная от вдовы данковского сторожевого казака Петра Плотицына – Авдотьи. Вдова писала, что муж ее был убит черкасами гетмана Петра Сагайдачного «на приступех», что доказывает присутствие некоторого количества служилых людей в городе. Со вдовой после смерти мужа остались сыновья Петр и Карп. Первый сын, как и отец, служил в сторожевых казаках, но умер, а второй - Карп, находится на Ливнах, где служит вместе с донскими казаками. У Авдотьи оставались внуки, однако по возрасту в службу пока не «поспевшие» - т.е. до 16 лет: «внучишка малы – лет в десять». Городской воевода Степан Извольский грозился отобрать у казачьей вдовы двор, а ее вместе с внуками «выслать вон». Одним словом – внуки для Авдотьицы был не только гарантом землевладения, но и вообще ее пребывания на данном «дворовом месте».
Прошение Авдотьи Плотицыной было рассмотрено, воеводе надлежало дать вдове льготы сроком на два года, а вместе с тем - нанять ратного человека, готового временно послужить в сторожевых казаках, пока внуки не подрастут[30].
* * *
К 50-м гг. XVII века штат сторожевых казаков Данкова начал заметно редеть. Вызвано это было переселениями в новые города, строившиеся далеко на южной степной окраине, а также формированием местной корпорации «служилого города» - детей боярских, в которых данковские сторожевые казаки, собственно говоря, и были поверстаны. Так, в 1648 году 10 сторожевых казаков Афонасий Ковешников со товарыщи были переселены на вечное житье в новый город на Дону – Коротояк[31]. После постройки на Урляповом городище новой крепости Козлов, в штат местного «служилого города» стали верстаться данковские служилые люди – сторожевые казаки, пушкари и затинщики. В 1650 году воевода Иван Фомин писал из Данкова, что местные ратные люди – Сенька Кузовкин и Алферка Мячин «со товарыщи», сторожевые казаки и люди пушкарского чина, побросав свои службы и дворы, ушли в Козлов с женами и детьми, где верстались в дети боярские. Без них в гарнизоне Данкова существенный недобор, взять на пустые места некого[32].
[1] Сегодня районный центр Липецкой области. [2] Герберштейн С. Записки о Московии. М. 1988, С. 136, 138 [3] Дунаев Б.И. Преподобный Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI веке, М. 1916, С. 55 [4] Разрядные книги 1475-1605, Т.2, Ч.2, С. 233-234 [5] Акты Московского государства, изданные Императорскою академиею наук под редакциею Н.А. Попова, Спб 1890 год, Т. 1 (1571-1634 гг), С. 2-7 (далее просто «АМГ»). [6] Загоровский В.П. История вхождения центрального черноземья в состав Российского государства в XVI веке. Воронеж, 1991, С. 107 [7] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Владимирского стола, Д. 7, Л. 161 [8] АМГ, Т. 1, С. 9 [9] Беляев И. О сторожевой, станичной и полевой службе на польской украйне московского государства до царя Алексея Михайловича. Москва 1846 год, С. 12-17 [10] Книги разрядные по официальным оных спискам, изданные с Высочайшего соизволения II-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Спб, 1853, Т. 1, Стб. 273 // РГАДА, Ф. 210, Столбцы Белгородского стола, Д. 10 Ч. 2, Л. 297-300 [11] Там же, Л. 300 [12] РГАДА. Ф. 210, Столбцы Приказного стола, Д. 192, Л. 214 [13] Документи росiйсьских архiвiв з iсторiї України, Львов, 2000, Т. 1, С. 131, 132 [14] Там же, С. 238, 239 [15] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Московского стола, Д. 11, Л. 238 [16] Киевская старина, 1885, №12 // Повесть об осаде г. Михайлова Сагайдачным в 1618 году, С. 685 [17] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Белгородского стола, Д. 9, Л. 299 [18] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Владимирского стола, Д. 7, Л.161 [19] РГАДА, ф. 210, Столбцы Московского стола, Д. 11, Л. 241 [20] Там же, Л. 245 [21] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Владимирского стола, Д. 7, Л. 161 [22] РГАДА. Ф. 210, Приказной стол, Д. 192. Л. 204-217 // см. также: Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. Казачество на переломе истории. М. 1990, С. 130-132 [23] РГАДА, Ф.1209, Оп. 1, Д. 13334, Л. 1209 -1218 об [24] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Белгородского стола, Д. 127, Л. 91 [25] Там же, Л. 92 [26] РГАДА, Ф. 210, Разные города, оп. Крестоприводные книги 4, Д. 98, Л. 73-94 [27] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Приказного стола, Д. 16, Л. 29-34, 169, 178, 220-238 [28] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Белгородского стола, Д. 127, Л. 55-57 [29] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Белгородского стола, Д. 99, Л. 108-110 [30] РГАДА, Ф.210, Столбцы Белгородского стола, д. 74, л. 193-194 [31] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Белгородского стола, Д. 286, Л. 160 [32] РГАДА, Ф. 210, Столбцы Белгородского стола, Д. 337, Л. 187
Ракитин А.С. Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды Третьей международной научно-практической конференции. 16-18 мая 2012 года. Ч. 3. - Спб: ВИМАИВиВС,2012. - С. 88-97.
Сражение на реке Липовец (Сказание о 50 ливенцах, которые сами погибли, но войско татарское остановили)
В конце мая 1623 года отряд казаков 12-й сторожи (трое детей боярских и трое казаков), находившейся в 150 верстах от Ливен, на Меловом броду через Быструю Сосну, постоянно дежуривший на самом краю русских земель, обнаружил татарскую орду. Крымцы находились в двух-трех поприщах (днях конного перехода) от Ливен.
Готовились стоять насмерть. Для ливенских воевод Засекина и Язвенцова, знавших, что незваные гости в этом году появится обязательно, это известие оказалось все же неприятным сюрпризом. Были отправлены гонцы, чтобы уездные жители, спрятав свое добро, поспешили в город, в осаду. К засекам, т.е. местам, заваленным лесом, перекопанным рвами, приказано было собрать окрестных служилых людей. На одной из засек, расположившейся на крутом, заросшем густым лесом берегу реки Липовец (это один из притоков реки Труды, впадающей в Сосну), усердно трудились около полусотни детей боярских и казаков. Засеку устроили в этом месте потому, что проходил здесь удобный, хотя и неширокий, брод через реку Липовец – она узкая, зато глубокая была, илистая и с крутыми берегами. За бродом проходила дорога, расходившаяся через пару верст на две – в сторону Ливен, на Орел и на Мценск. Стучали топоры – причем, те, кто рубил деревья, делали это так, чтобы они падали не у корня, а повыше, на высоте человеческого роста (такие деревья труднее потом оттаскивать в сторону). Длинный и глубокий ров был заполнен водой, из которой торчали вбитые в дно заостренные толстые колья. Конечно, эта засека не могла надолго задержать большой отряд воинских людей (слишком невелико было число ее защитников), но вот против передовых, разведывательных групп она подходила вполне. К тому же засека находилась выше истока Быстрой Сосны, в 60 верстах от сожженного к этому времени Орла, и если татары появились здесь, это означало, что они целью ставят не захват или грабеж Ливен и Ливенского уезда, а другие, ближе к Москве расположенные города – Болхов, Мценск, Белев. Несмотря на то, что Ливны, сожженные в 1618 году гетманом Сагайдачным, были слабо защищены, и острог не успели еще отстроить, однако 600 с небольшим защитников – все ливенцы: дети боярские, казаки, стрельцы, пушкари, затинщики (стрелки из затинных пищалей) готовились стоять насмерть. Прошло несколько дней, возвратились назад в Ливны пять станиц, посланных в разведку – татары словно растворились в бескрайней засосенской степи и бесследно пропали.
Ночь перед боем. На второй неделе июня прискакал в Ливны казак с шестой сторожи, стоявшей от города в 40 верстах, и сообщил, что большая татарская орда прошла мимо них, поднимаясь вверх по Быстрой Сосне, но не пытаясь переправиться через нее. Князь Засекин и воевода Язвенцов вздохнули с облегчением: стало понятно, что не на их уезд направлен этот набег крымский. Однако радость ливенских воевод была преждевременной. В начале второй недели июня голова полусотни, сторожившей засеку у Липовца, выехал с несколькими казаками в разведку за реку и с трудом смог незаметно вернуться обратно: большое татарское войско двигалось по сакме к его засеке. Крымцы частью отряда вышли к Липовцу уже вечером и разбили здесь лагерь. Никифор Мацнев (так звали голову) одного из своих казаков немедленно отправил в Ливны – сообщить, что, очень возможно, татары, обойдя всю Быструю Сосну без бродов, развернули свою орду и хотят выйти к Ливнам с северо-запада, со стороны Орла, где их меньше всех ждут. Другой казак поскакал во Мценск – нужно было сообщить и туда: слишком велика казалась татарская орда, и выглядела она очень свежей и страшной. Остальные защитники засеки ночь провели беспокойно, в полудреме, поочередно наблюдая за горевшими в 300 метрах от них, на другом берегу реки, татарскими кострами. И, судя по ним, крымцев было никак не меньше двух тысяч. Мацнев, всю ночь размышлявший, как с 48 людьми против этих тысяч продержаться, так и не прилег ни на минуту. Защитники засеки, дети боярские и казаки, вооружены были пищалями и саадаками (лучников было 30, а владельцев пищалей почти в два раза меньше). Стрел к саадакам было достаточно, а вот свинца и пороху к пищалям хотелось бы иметь побольше, да воеводы, пославшие их сюда, сами их мало имели.
Расстрел татар на засеке. Рассветало. Вдоль речной долины стоял сильный туман, и только когда с подъемом солнца довольно высоко туман рассеялся, передовой отряд крымцев начал спуск к реке. Мацнев уже заметил: у татар пищалей нет – луки, стрелы, мечи, и это была единственная хорошая новость для русских воинов. Голова поэтому в самом начале боя решил напугать противника и по возможности деморализовать его. Брод через Липовец здесь не широкий, и татары это знали. Пять передовых всадников на низкорослых лошадках находились уже посередине реки, когда Мацнев махнул рукой: «Пали!» Пятеро казаков, лежавших на краю засеки за срубленными огромными дубами, выстрелили почти одновременно. В воду упали трое крымцев, одна лошадь, и лишь пятый всадник не пострадал, но напуганная лошадь так резко рванула в сторону, что и он свалился с коня. Так начался бой полусотни Никифора Мацнева с татарской ордой. Еще трижды, уже гораздо быстрее и в большем количестве ордынцы пытались переправиться через Липовец и каждый раз с большими потерями были вынуждены отступать. Причем, экономя свинец и порох, Мацнев чаще выставлял вперед лучников, умело поражавших татар в незащищенные места. Крымцев особенно бесило то, что стрелявших в них они совсем не видели – умело построенная засека надежно укрыла защитников, не давая возможности татарам хотя бы приблизительно узнать, сколько же перед ними противников. Пару раз – после четвертой неудачной попытки переправиться – ордынцы пускали тучи стрел в сторону засеки, правда без особого успеха (трое детей боярских и двое казаков были ранены, но из боя не ушли). К концу дня в лагере татар началось какое-то движение. Наблюдавший за полем боя Мацнев увидел, как, оставив у речки солидное прикрытие, основная часть татарского войска двинулась вверх по течению реки – к ее истокам. Голова понял, что татары решили обойти реку (благо до ее начала было всего 6-7 верст) и окружить защитников засеки с незащищенной стороны. Да, Мацнев это понял, но и просто уйти, спасаясь, он не мог – это увидели бы татары из числа тех, что находились напротив, за рекой.
Неравный бой. Наутро татарское войско полукольцом охватило засеку и ее защитников с сухопутной стороны и блокировало от реки. Неизвестно, сколько времени продолжался этот смертельный последний бой русских воинов с огромной татарской ордой, но не один час - точно. Крымцам пришлось спешиться, поскольку в лесу на лошадях не повоюешь, а в пешем бою ливенцы дрались, аки барсы. И только изнемогшие от ран, окруженные каждый десятком врагов, они пали на поле боя, забрав с собой в мир иной по нескольку противников. Понеся большие потери на берегу неизвестной речушки и узнав о том, что к месту боя сразу с двух сторон – из Мценска и Ливен – спешат русские войска с пищалями и пушками (посланные Мацневым казаки свою задачу выполнили), татары решили судьбу не испытывать и тем же путем, но теперь по течению Быстрой Сосны, ушли в степи. Своих погибших воинов перед уходом они похоронили у леса, рядом с местом боя. Ливенский воевода князь Засекин с отрядом в 300 человек, вооруженных пищалями, с двумя небольшими полковыми пушками подошел к Липовцу на следующий день. С ним возвратился и посланный Мацневым ливенский казак. Каждый из погибших детей боярских и казаков имел не одну рану, многих уже после смерти татары в ярости исполосовали холодным оружием. Воевода приказал перенести павших воинов по тому же броду через реку, которую они защищали, на другую сторону Липовца. И уже здесь, напротив засеки, выкопав каждому из 48 отдельную могилу, их похоронили.
Татарское кладбище Это место жители небольшого села Троицкое (находящегося в Покровском районе Орловской области) называют до сих пор Татарским кладбищем, но не потому, что похоронены здесь татары, а как раз наоборот – русские воины, погибшие в бою с татарами. Кладбище, которому уже почти 400 лет, имеет форму прямоугольника, внутри которого хорошо видны маленькие холмики над могилами. Их, если посчитать, как раз около 50. Легенду же о событиях четырехвековой давности, передававшуюся из поколения в поколение, рассказал мне ныне уже покойный житель Троицкого Михаил Михайлович Гаврюшин. Он же показал точное место нахождения Татарского кладбища. Честно скажу, я ему не поверил. Но два года спустя мы пришли сюда с учащимися – членами краеведческого кружка и провели пробное вскрытие одного из холмиков. Это действительно оказалась могила, а в ней уже истлевшие останки. Значит, правдой было все рассказанное троицким старожилом? (Останки мы бережно закопали обратно. – А.П.) И еще. В начале 19 века жил неподалеку от Троицкого, в деревне Родионовке, один помещик – Родион Мацнев, тоже узнавший об этой истории. Выяснил он подробности тех событий и решил, что Никифор Мацнев – ливенский голова, командир той славной героической полусотни, погибший в полном составе в бою с татарами, его предок. В память о нем построил Родион Мацнев церковь в Троицком и усадьбу свою сюда перенес. Церковь Святой Живоначальной Троицы просуществовала до начала 30х годов 20 века. Ходил молиться в нее Родион Мацнев, потом его дети и внуки, и почти все они у стен ее похоронены. В 30х годах церковь закрыли, а потом взорвали, использовав битый кирпич для строительства общественных зданий в райцентре Покровское. От всех мацневских могил остался фамильный пустой склеп без дверей и надгробие одной из Мацневых – Елизаветы Васильевны. Да еще легенда, прожившая 400лет. Она, думаем, проживет еще столько же. Александр Полынкин
Автор: Иванов Сергей Васильевич Годы жизни: (1864-1910) Размер: 60 x 82 см. Техника: Картон, масло Время создания: 1907 Местонахождение: Местонахождение оригинала неизвестно. Копия хранится в Центральном пограничном музее ФСБ России
Произведение специально создано для проекта «Картины по русской истории» — издания И. Н. Кнебеля, выходившего в 1908—1913 годах. Издание состояло из 50 выпусков в жанре школьного наглядного пособия, оригиналы иллюстраций для которых выполнили известные русские художники. Публикация осуществлялась под общей редакцией и с объяснительным текстом С. А. Князькова.
Обращаюсь к знатокам, помогите, пожалуйста, разобраться.
У казака Семиреченского казачьего войска было 3 сына: Иван предположительно 1847-1848 г.р. Ефим ок. 1852 г.р. Николай 1856 г.р. Отец их умирает не позже 1862 года. В 1869 г. в приказе по Семиреченскому казачьему войску записано: Малолеток станицы N-ской Иван такой-то усыновляется казаком той же станицы Перемитиным без перемены фамилии. Отчества этого Ивана в приказе нет, но других подходящих Иванов с этой фамилией в станице тоже нет. Если этот Перемитин женился на их матери, мог / не мог он усыновить только одного ребенка? и, если усыновил всех, почему в приказе речь только о старшем сыне? Младших еще не зачислили в малолетки? В малолетках числились с 17 до 19 лет ?
--- www.starinariy.kz; www.starinariy.ru
Ищу: Томская губерния с. Анастасьевка - Мжельские.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ОДНОДВОРЦЕВ В СИБИРЬ: 1840-Е И 1890-Е – 1910-Е ГГ. В результате выполнения указа от 10 апреля 1822 г. на землях Сибирского казачьего войска Пресногорьковской линии поселяются крестьяне и однодворцы из Курской и Воронежской губерний. В 1827 г. на поселение в Петропавловский уезд Омской области собирались отправить 1291 д.м.п. однодворцев из Нижнедвинского и Землянского уездов Воронежской губернии. В крестьянском состоянии эти переселенцы проживали на линии военных укреплений до 1847 г., после чего были зачислены в казаки.
Мои предки из Землянского уезда переселились в 1840-е в Омскую область. Мой прадед, Алтухов Игнат Семёнович, воевал в первую мировую, из вышеизложенного, я думаю служил в казачьих войсках. Призван был из Тобольской губернии, Тюкалинского уезда.
Подскажите где можно найти документальное подтверждение в какие войска его призвали?