Обо всем, что в голову взбредет, но...по делу! Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой "разговор" уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось незатронутых тем. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все "разговоры" раздела раскроются перед Вами на одной странице. Также можно посмотреть в других разделах форума через Поиск. Если вы хотите порассуждать или пофилософствовать на генеалогическую тематику, то просим пройти >> https://forum.vgd.ru/42/ |
Фильм "Союз спасения"
Личные впечатления о фильме "Союз спасения"
OVerner Зеленоград Сообщений: 1526 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4699 | Наверх ##
4 января 2020 18:41 Раз я инициировал обсуждение фильма, напишу о своих впечатлениях.
«Союз спасения» - фильм с безупречным визуальным рядом, в котором (по законам жанра) есть все – эполеты-аксельбанты на молодых кавалергардах, полутень петербургских салонов и пастораль малороссийких местечек, строящийся Исаакий на фоне ненынешнего Петербурга, алая кровь на невском льду, рвущиеся в толпе снаряды, для сентиментальных есть намек на лав стори. Даже молодой Наполеон есть. «Все они красавцы, все они поэты».
Завораживает. Но ближе к финалу начинаешь думать – а фильм-то, собственно, о чем? Создатели фильма всеми силами и средствами дали понять, что «мы за всех», несколько даже нарочито не встав ни одну сторону. И лишь финальные титры сообщают, что волею следующего императора благие цели декабристов и так были воплощены в жизнь, то есть все жертвы оказываются напрасны. Как-то даже обидно за них, и уж точно жалко.
Заявленная объективность и «документальность» изложения событий - во многом заслуга научного консультанта, известного историка-декабристоведа Оксаны Ивановны Киянской. Благодаря ей в фильме нет, например, пресловутого перстня масонов-заговорщиков с «числом 71», и жареной темы шпионского заговора против России.
Но не будем забывать, что фильм-то художественный, и потому, как бы ни старался, просто не может не быть авторской интерпретацией истории. «В чем главная мысль автора?», как учили нас в школе. Так и начнем, пожалуй, с реперных точек – завязка и кульминация, кто помнит.
Фильм начинается с кадров построения вошедшей в 1814 г. в Париж русской армии перед Александром I. Сергей Муравьев-Апостол на радостях готов предложить императору выпить шампанского вместе с боевыми офицерами по случаю виктории. Адъютант императора предлагает наказать наглеца, но Александр милостиво прощает эту выходку и удаляется со свитой.
В финале эта сцена повторяется: в ней те же и там же, но Александр снисходит до общения, под звон бокалов присоединяется к собравшимся, все ликуют и празднуют вместе.
И в этой кольцевой композиции нельзя не увидеть один из главных посылов фильма – необходимость диалога власти и общества. Это во-первых.
При заявленной и во многом выдержанной документальной достоверности событий («мы по часам воспроизводили события на площади», говорят авторы), некоторые из них они сознательно позволили себе изменить. Князь Трубецкой все время порывается начать переговоры с Николаем (явная натяжка против растерянной нерешительности князя, осознавшего произошедшее на Сенатской). Муравьев-Апостол выходит парламентером к остановившим мятежников правительственным войскам (чистой воды вымысел).
Фильм, напомню, начинали снимать в 2014, когда идея системной либеральной оппозиции о необходимости разговора власти и общества была как никогда актуальна.
Идем дальше. Диалог должен же на чем-то основываться? В качестве прецедента ну никак не годится финальная сцена несостоявшегося единения будущих декабристов с императором. И тут авторы фильма, вольно или невольно, стали заложниками своих «исторических» реконструкций.
Для политического диалога основой может быть лишь одно - закон для всех, за который вроде бы и выступают декабристы. Но в фильме Александр I не раз говорит: «моя воля и есть закон». Для озвучивания этого тезиса авторы фильма позволили себе еще раз внести коррективы в историю, на сей раз с тайным завещанием Александра I, меняющим закон Павла о престолонаследии. Из-за этого во многом и случилось междуцарствование и, в конечном итоге, стали возможны события 14 декабря. В фильме Александр предъявляет это завещание Николаю, который на самом деле знал лишь о намерении брата передать ему власть, но не о самом документе.
Так что, пока «воля императора и есть закон», договариваться с законом бессмысленно, и примирение невозможно. Потому-то, как в фильме заявляет Николаю I Сергей Муравьев-Апостол, «цели и у нас и у вас правые, а методы – преступные». Ибо закона для всех – нет… Это во-вторых.
А в-третьих, вольное обращение к русской истории со своими тезисами рискованно. Вложенные авторами в уста Александра I слова «моя воля и есть закон» поразительным образом созвучны определению «право – это воля господствующего класса, возведенная в закон». Это Ленин, если кто забыл. К чему это я? К веку двадцатому, а не про «декабристы разбудили Герцена». Тут уже явная преемственность власти, при которой диалог тоже был невозможен.
Последний вопрос фильма напрашивается сам собой: а сегодня как? | | |
Gogin10 Сообщений: 3906 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 4325
| Наверх ##
4 января 2020 20:19 OVerner написал: [q] числом 71»[/q]
А почему не 31 или 33 и других ?А война 1812 г оказала влияние как раз на развитие этих кругов в России. | | |
Vasily_ Сибирь Сообщений: 2320 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5184 | Наверх ##
4 января 2020 21:33 9 января 2020 19:33 Мне фильм понравился. Думал, что покажут превращение Александра Первого в Томского старца. Но нет....Хотя, похороны императора тоже не показали.
| | |
Irina Ol С-Петербург Сообщений: 4499 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15980 | Наверх ##
4 января 2020 22:03 OVerner Большое спасибо, Ваше мнение всегда грамотно и интересно. Немного выскажусь, с чем не согласна. OVerner написал: [q] В финале эта сцена повторяется: в ней те же и там же, но Александр снисходит до общения, под звон бокалов присоединяется к собравшимся, все ликуют и празднуют вместе. И в этой кольцевой композиции нельзя не увидеть один из главных посылов фильма – необходимость диалога власти и общества. [/q]
Для меня этот финал представляется как "видение" Муравьева-Апостола о том, что мечты договариваться остались мечтами. Как можно договариваться с властью "на равных"? Вы и сами пишете: "ну никак не годится финальная сцена несостоявшегося единения будущих декабристов с императором". OVerner написал: [q] Создатели фильма всеми силами и средствами дали понять, что «мы за всех», несколько даже нарочито не встав ни одну сторон[/q]
Вот не показалось мне это никак. То есть реверансов вроде и наделали в сторону протестующих и восстающих, но выводы по сценарию-режиссуре понятны: "Думайте что угодно, можете даже и выказываться, но... решение принимать будет тот (те), у кого власть". И про "слабость не простят" - тоже из этой серии. Финальные титры настойчиво о своём: Николай I практически "белый и пушистый", Александр-освободитель "всё для людей", а результат... --- С уважением, Ирина. | | |
Vasily_ Сибирь Сообщений: 2320 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5184 | Наверх ##
4 января 2020 22:15 Seagirl написал: [q] а о чем он?[/q]
Про восстание декабристов.) С Новым Годом, Клавдия! | | |
Seagirl Екатеринбург Сообщений: 2639 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 5068 | Наверх ##
4 января 2020 22:16 Зрелищные картинки.
У викинг картинка хорошая, а фильме получился паршивенький мягко говоря.
Так что режиссёр картинку умеет выставить.
--- "Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".
дневник Seagirl | | |
Seagirl Екатеринбург Сообщений: 2639 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 5068 | Наверх ##
4 января 2020 22:17 Vasily_ написал: [q] Seagirl написал:
[q] а о чем он?
[/q]
Про восстание декабристов.)
С Новым Годом, Клавдия!
[/q]
Спасибо. Декабристы были порождением витающих в воздухе перемен. Там цоя с требованием перемен не давали послушать? --- "Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".
дневник Seagirl | | |
Vasily_ Сибирь Сообщений: 2320 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5184 | Наверх ##
4 января 2020 22:20 Seagirl написал: [q] Там цоя с требованием перемен не давали послушать? [/q]
Была современная музыка, не соответствующая времени. Какая именно, забыл уже  смотрел кино в прошлом году.... | | |
Seagirl Екатеринбург Сообщений: 2639 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 5068 | Наверх ##
4 января 2020 22:24 Vasily_ написал: [q] Seagirl написал:
[q] Там цоя с требованием перемен не давали послушать?
[/q]
Была современная музыка, не соответствующая времени. Какая именно, забыл уже смотрел кино в прошлом году....
[/q]
Ну это опять же режиссерские просчёты. У него точно проблемы с музыкальным слухом. Что там в викинг было? Какая музыкальная тема? Вряд ли кто-то запомнил. Ведь бывает что плохой фильм даёт отличную музыку или песню. Я не очень хорошо помню фильм время вперёд, но свиридов идеально вписался в ритм фильма --- "Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".
дневник Seagirl | | |
Seagirl Екатеринбург Сообщений: 2639 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 5068 | Наверх ##
4 января 2020 22:35 Vasily_ написал: [q] OVerner написал:
[q] Последний вопрос фильма напрашивается сам собой: а сегодня как?
[/q]
Мне фильм понравился. Думал, что покажут превращение Александра в Томского старца. Но нет....Хотя, похороны императора тоже не показали. Что касается сегодняшнего дня, то вижу похожую, на мой взгляд, ситуацию. Простой народ хочет стабильности, а владельцы бизнесов и пароходов замышляют разные пакости
[/q]
Народ уже даже не просто стабильности хочет, он просто хочет чтобы его услышали, как ни странно люди хотят ходить в парки гулять, а не видеть в центре церкви, башмачкины хотят верить, что справедливость есть. Вот пришли Декабристы, а чего они на самом деле хотели?.. Новой конституции? Свободы для кого-то?? Их выступление провалилось потому что они сами не знали чего хотят. Новое величие пародия на декабристов или калька. --- "Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".
дневник Seagirl | | |
|