Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Муравский шлях.

Я занимаюсь реконструкцией шляха четвертый год. Изучил и проехал пока Белгородскую, Курскую, Орловскую (и примыкающую Липецкую) области. Занимаюсь Тульской и Украинскими.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 Вперед →
Модератор: slovohotov
slovohotov
Модератор раздела

slovohotov

Санкт-Петербург
Сообщений: 2025
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 810
sun.gif Intro
Муравский шлях! Всяк, кто интересовался историей территорий между Крымом и Москвой, слышал сие название, пришедшее к нам из 16 века.
Печально, но у сего Царя степных дорог, до сих пор нет специального иследования. Как нет среди живых того, кто мог бы пройти от Оки до Перекопа "зная пути, и ведая яруги".

Прав был историк Марков, говоря что русская история двигалась по степным дорогам. И что понять ее мы можем лишь изучив оные.


Нет преувеличения, в том что вся наша колонизация Поля выстраивалась от шляха.
А следовательно забыв его, мы все равно продолжаем жить, двигаясь по пути, однажды выбитом татарскими табунами.

Мои публикации по теме в блоге:

https://ugrim.blogspot.com/

И на сайте курск дореволюционный:

http://old-kursk.ru/avtor/slovohotov.html



Прикрепленный файл: lb2LixCnEAQ.jpg
---
Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам.
slovohotov
Модератор раздела

slovohotov

Санкт-Петербург
Сообщений: 2025
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 810
sun.gif О скептиках и цели.


Скептики говорят, что Муравского шляха никогда не существовало. Было лишь общее направление в безкрайней степи.
Запорожские казаки, безусловно знавшие степные дороги, называли его "отвечным и безкрайним" (Яворницкий). Утверждается также, что вряд ли был человек который знал "все его извороты" (Альбовский).

Верны ли эти утверждения?

Действительно шлях вечен. Археологи связывают с ним расположение скифских курганов и готских селищ. А генералы Гитлера, планируя наступление под Прохоровкой, вряд ли задумывались что идти им предстоит дорогой Крымского хана. Шлях засыпал и исчезал на столетия, что бы проснуться. Вновь и вновь... Возможно, когда-нибудь он пробудится. Может быть...

Действительно шлях бескрайний. Междуречье Днепра и Дона - это узкие водоразделы, изрезанные балками и яругами - настоящий лабиринт, где вместо стен провалы. А разве у настоящего лабиринта бывает начало и конец?

Действительно затруднительно указать человека в истории тех мест, о котором можно сказать: "Вот он знал весь шлях". Более того, не известно ни одного точного руководства, которым можно было бы воспользоваться для изучения шляха.

Что же есть?

Есть русские крепости, за давностью лет превратившиеся кто в села, а кто в областные центры. Есть остатки валов и курганов. Но самое главное шлях вошел во все пласты народной памяти, от песен до разрозненных документов в архивах.

И так, всякий, кто захочет пустится в путешествие по древней дороге, должен будет двигаться по лабиринту без стен, руководствуясь отрывочными воспоминаниями прошлых лет.

Есть ли занятие более пленительное для исследователя? confused.gif


Прикрепленный файл: labirint14.gif
---
Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам.
slovohotov
Модератор раздела

slovohotov

Санкт-Петербург
Сообщений: 2025
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 810
sun.gif Хронологические рамки исследования.

Определить хронологические рамки исследования "отвечного шляха" можно ответом на простой вопрос:
Какой из народов использовал шлях на всем протяжении, а не его отдельные участки?
Ответ очевиден. Даже Московское государство 16-17 века, потратившие столько внимания и средств на изучение шляха и контроль за ним, насколько известно никогда не отправляло своих представителей в путешествие от Оки до Перекопа по шляху. По мере необходимости использовались отдельные участки, и только.
А вот крымские татары, а точнее войско крымского хана "путешествовало" по шляху регулярно. Сложилась даже своеобразная традиция согласно которой каждый хан должен был хотя бы раз увидеть берега Оки. (Гайворонский).

Таким образом, отвечный Муравский шлях своей настоящей жизнью жил только в 16-17 веке, при Крымских татарах.

Но являлись ли именно они знатоками шляха?

Прикрепленный файл: mhEdD-LfdXU.jpg
---
Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам.
kbg_dnepr

Днипро (бывш. Днепропетровск)
Сообщений: 7155
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4320
Тема по шляхам на ГЕНЕО forum.genoua.name/viewtopic.php?id=4374
---
Катерина
Глушак (Брянск.) Ковалев, Федосенко (Могилевск.)
Оглотков (Горбат. у. НГГ) Алькин Жарков Кульдишов Баландин (Симб. губ.)
Клышкин Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухов)
Кириченко Бондаренко Белоус Страшный (Новомоск. Днепроп.)
Art_1941
Начинающий

Сообщений: 36
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 140
Может, не совсем, но близко к теме.

На сайте «Краевед» выложены книги по теме дорог и трактов.


Ссылки:

- Указатель дорог Российской Империи. 1804 г. - http://kraeved.od.ua/book/booku.php

- Русские тракты. 1876 г. в конце XVII и начале XVIII веков и некоторые данные о Днепре из атласа конца прошлого столетия. - http://kraeved.od.ua/book/bookr.php
slovohotov
Модератор раздела

slovohotov

Санкт-Петербург
Сообщений: 2025
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 810
sun.gif Кто указал шлях Крымским татарам? Загадка №1

И так, в начале 16 века вражда трех государств: Великого княжества Литовского, Московского государства и Крымского ханства вновь пробудила Муравский шлях от сна. Возникает закономерный вопрос, подданные какого из трех государств указали эту знаменитую степную дорогу? Следуя формальной логике можно предположить, что это были татары. Но на то, что крымские татары пути через Поле, или по крайней мере части пути, к Московскому государству не знали обратил внимание еще Загоровский:
Весной 1507 г. войско крымских татар, возглавляймое Муххамед Гиреем, вели литовцы:
А в вожех у него был на государеву нашу украину королев дворянин Якуб Ивашенцов и иные королевские люди.
(Загоровский с. 51. РИО.Т 35. с. 521.)
Тот же Загоровский отмечает что при описании набегов с 1512 г. проводники иноземцы уже не упоминаются, а следовательно в крымском войске уже появились свои знатоки шляхов. (Загоровский с. 62)
Может быть тогда у Московского государства были надежные проводники? Вопрос о том, кто и когда учил Московских вожжей в отечественной историографии насколько известно не поднимался. Однако ответ лежит на поверхности, это тоже были выходцы из Великого Княжества Литовского.
В марте 1501 г. в Москве князь Мосл Загрязский получил следующие инструкции:
А о князе же о Федоре послал князь велики ко князем Мосла Загрязского.
Говорити от великого князя князю Семену Ивановичу Стародубскому Мослу Загрязскому. Князь велики повелел тоби говорити: послал есми посла своего князя Федора Ромодановского к Менли -Гирею царю в Перекоп: и ты бы съехался с князем с Васильем с Шемячичем, где будет пригоже, да с ним есте поговоря выбрали своих людей таких, которые гораздо знают на поле: ты бы выбрал своих людей, колко будет пригож, и князь Василий своих людей, да послали бы есте их проводити посла вашего князя Федора до Перекопи. А не будет у тебя таких людей, ино бы князь Василей выбрал у себя таких людей, Путивльцов ли, Рылян ли, кои гораздо знают на поле, да посласли бы есте их проводити посла нашего князя Федора до Перекопи. А наказали бы есте тех людей, чтобы нашего посла провели такими дорогами, чтобы как дал Бог им здорово его допровадити до Перекопи, да то есми положил на вас. И вы бы нам тем послужили, чтобы есте однолично выбрав послали с ним таких людей, чтобы дал Бог здорово нашего посла князя Федора допроводили до Перекопи; а выбрали бы есте тех людей неславно, чтобы ся про нашего посла не отзозвало в Киев и в Черкасцех, как бы им на пути пакости не учинили... Да как те ваши люди, проводив князя Федора, к вам приедут, и вы бы одново из них, или дву, прислали ко мне часа того на подводах.(РИО т. 41 с. 346)

Важно отметить, что и Якуб Ивашенцев и Василий Иванович Шемяка (их биографии можно посмотреть в википедии), представители знати определенного региона, а именно Северской земли. Единственно, Якуб Ивашенцев с Ворсклы, а Василий Шемяка с Сейма. Жители же Путивля и Рыльска - весь 16 век для Московского государства будут главными знатоками Поля, хотя попытка отказаться от их услуг была предпринята в 1571 г. Наблюдение это тем более весомо, если вспомнить страсть Северян к Полю и Дону, воспетая в знаменитом Слове о полку Игореве.

И так, что бы увидеть Муравский шлях, мы должны смотреть на него не от Перекопа, и уж конечно же не из Москвы. Ответы следует искать на Северщине, здесь жили те кто "знал пути и ведал яруги". И здесь мы подходим к вопросу о источниках.

---
Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам.
slovohotov
Модератор раздела

slovohotov

Санкт-Петербург
Сообщений: 2025
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 810
sun.gif Судьба источников. Где искать шлях?

Источники о шляхе суть двух типов: то что мы можем найти в полях, и то что сохранилось в архивах.
И начинать поиски следует с изучения бумаг.
В судьбе архивов же определяющими к сожалению были огонь и субъективность авторов.
Средневековье знало толк как в архивных пожарах, так и в неточности географических сведений.
И что нам вера вложенная на первых курсах в то что за спиной летописца стоял князь.
Боятся стоит не цензоров, хотя с ними тоже приходится считаться. Бояться приходиться
расхожей шутки архивистов "летописец был не в духе" или в просторечье "писарь был
пьян".
Настоящий же огонь гораздо более надежный редактор, чем бдительное око князя.
В интересующих нас и не дошедших до наших дней источниках поражает логичная
избирательность пламени.
Переписка Крыма и Москвы начинается с политкорректного 1474 года, когда хан объявил
князя другом и братом. Все что было до, а также все что писалось параллельно в
неполиткорректной переписке с Ордой естественным образом не сохранилось.
Также логично погибли документы о Путивле -чьи земли лежали на стыке трех враждующих
государств. Ну и конечно же бдительный огонь испепелил крымские архивы.
Союз огня и "настроений летописцев" можно было бы принять за приговор любой попытке искать шлях "на бумаге".
Однако и ему не суждено было победить главного в человеческой породе, а именно тяги к стяжательству.
Основное богатство средневековья с его натуральным хозяйством - это земля, а границы земельной собственности нуждаются
в четких ориентирах.
Таковыми в междуречье Днепра и Дона были лишь пни, столбы, курганы и ямы, а сверх того реки, леса, яруги и ... дороги!
Изворотливый и коварный Муравский шлях с легкостью избегал точных упоминаний в
военной и дипломатической переписке, условным пунктиром ложился на листы русских чертежей и первых карт, но был
вынужден жирной красной линией пройти по купчим, поступкам и прочим разновидностям государственных помещичьих бумаг.
---
Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам.
slovohotov
Модератор раздела

slovohotov

Санкт-Петербург
Сообщений: 2025
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 810
О Сагайдаках - наследниках шляхов http://ugrim.blogspot.ru/2016/03/blog-post_29.html
---
Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам.
slovohotov
Модератор раздела

slovohotov

Санкт-Петербург
Сообщений: 2025
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 810
Водонопорная башня Бессоновки как информационный центр знаковых мест Муравского шляха в в Белгородской области и исторических достопримечательностей Белгородского района.



Водонопорная башня Бессоновки как информационный центр знаковых мест Муравского шляха в в Белгородской области и исторических достопримечательностей Белгородского района.
Эта памятная записка составлена в связи с программой губернатора Белгородской области по отметке исторических шляхов. Поскольку в 2021 году исполняется 450 лет с момента учреждения сторожевой службы Московского государства в 1571 году и первого упоминания окрестностей села Бессоновка (леса Довжик, Угрим да Лопин) в документации Московского государства представляется логичным увязать ряд мероприятий в общую программу.
Установка памятных знаков на Муравском шляхе в ключевых местах бессмысленна без одного общего связующего монумента.
Поскольку в селе Бессоновка под историко-культурное учреждение планируется передать старую водонопорную башню которая находится вблизи от ключевых точек региона южнее Белгорода логично переоборудовать ее в стилистике 16-17 века а рядом разместить информационный макет (?) местности с указанием ключевых точек всей области (?) либо региона южнее рубежа реки Везеницы с указанием их значения и описанием событий на них произошедших как в 16-17 веке, так и в другие периоды, в частности в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом Бессоновка становится центром историко-туристической системы южнее Белгорода! Остановившись у этой башни любой путник или турист получит точное представление о том, что ему посетить на территории Белгородского района!
Макет должен состоять из двух информационных частей. Первая посвящена военным событиям (16-17 веков и Великой Отечественной войны), вторая идее того что Белгородский район это территория созидания.
Муравский шлях на территории Белгородской области.

Муравский шлях на территории Белгородской области имеет протяжение порядка 150 километров от границы с Харьковской до границы с Курской областью. Географически его маршрут может быть разделен на две зоны. В первой шлях проходит между Ворсклой и Северским Донцом, во второй вдоль реки Сейм.
В свою очередь внутри двух этих зон также выделяется по две других зоны. Зона узкого междуречья Ворсклы и Северского Донца делится на южную и северную часть рубежом реки Везелки. А зона вдоль реки Сейм на протяженный участок вдоль южного берега реки Сейм и участок между верховьями Сейма и Оскола.
Также географически этот участок может быть разделен на три зоны подъема к верховьям рек. В первой следует подъем к водоразделу с которого берут начало южное верховье реки Везелки и еще шесть рек (Семиречье Междуречья), во второй к водоразделу с которого текут Ворскла, Псел, Сажный, Липовый Донец и наконец в третей к водоразделу с которого текут Сейм и Оскол. Следует понимать что на территории России Муравский шлях идет по территории Среднерусской возвышенности от ее края в Белгородской области до ее главной высоты в Тульской области (у Владычьего Кря высота 296) перед тем как начать спуск в долину реки Ока. Таким образом сильно упрощая одна из характеристик маршрута Муравского шляха в России это история подъема от одного верховья рек к другому.
Муравский шлях зона южнее реки Везеницы.
Основной маршрут шляха проходит по гребню водораздела Ворсклы и реки Уды (приток Северского Донца) и по направлению совпадает с направлением современной асфальтовой дороги Щетиновка Орловка. Ему предшествует единственный в России не запаханный участок шляха от границы с Украиной до поворота на Щетиновку. Особенность этого участка шляха в том что он отмечен курганной аллелей. http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st2001275.html

В Щетиновке рассказывают легенду о том, что у Муравского шляха растет особая трава, шлях был прямым без всяких мостов и вел прямо к Киеву. Все это поздние топонимические легенды. В Бессоновке о том что это бессонное место на Муравском шляхе на котором зажигали сигнальные огни спасаясь от татар (так как межевыми знаками у землемеров служили курганы и ямы с угольями, вероятно это и породило позднюю топонимическую легенду).
1.Курган над Щетиновским лесом находится на северо-западной оконечности урочища Высокое (лес у Щетиновки). От этого кургана начинается путь на северо-запад «здавься низко к реке Ворскла» который использовался татарами и которым в 1943 году была прорвана оборона немцев при освобождении Белгорода. Он приведет к северо-западной оконечности единственного леса по течению реки Гостенка отмеченной Острым Курганом. Если основной маршрут Муравского шляха южнее рубежа реки Везеница можно представить как два катета то «путь здавься низко к реке Ворскла» будет гипотенузой.
2.Курганы напротив главной высоты региона. находится в чистом поле. К востоку от него (через долину реки Уды) находится господствующая высота всего региона между Ворсклой и Северским Донцом южнее Везеницы высота 246. Сегодня на ней установлена метеовышка с шаром что является хорошим ориентиром. На этой высоте находится два самых больших кургана всего региона. Также на ее восточном склоне находились две каменные бабы (описанны Златоверховниковым). Сюда же по всей видимости из точки «Угрим да Лопин») с высоты 238 выдвигалась первая Белгородская сторожа. Местные жители обратили внимание на то, что курганы вдоль шляха несмотря на распашку продолжают сохранять между собой различия как по форме и размерам так и по колличеству. Есть одиночные курганы, есть курганы парные. Причем парные курганы напоминают пару «папа и сын». Отдаленно это напоминает «азбуку Морзе» с точкой тире, где определенная комбинация курганов указывает определенный тип местности. Возможно, когда-то кто-то умел читать этот «код».
3. Орловский перекресток. На Орловском перекрестке находятся два кургана и он пользуется дурной славой у местных жителей как проклятое место, где случаются аварии и гибнут люди. В свою очередь следует отметить, что Орловский перекресток зажат между долиной Уды и балкой Орловка. Это единственная низина на Муравском шляхе южнее Везеницы, окруженная со всех сторон господствующими высотами. Сразу за этой низиной начнется сложный поворот Муравского шляха вдоль Долгого буерака. Таким образом Орловский перекресток это самое опасное и сложное место Муравского шляха в первой зоне. Любопытно, что топонимы «Орель», Орлиное, Орлячье – в лесо-степи означают «угол» (а та река Орель – угол у русских зовется). Соответсвенно балка Орловка это действительно угловое, ключевое место Муравского шляха.
Поскольку из балки Орловка и балки Угрим текут две реки Гостенка (одна в Ворсклу другая в Везелку) то Орловский перекресток может быть назван «гостевыми вратами» на Муравском шляхе. Топоним Гостенка, гостенец хорошо известен в польском украинском и белорусском языках. Он обозначает большую дорогу. http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1908065.html

4. Главная высота региона 246 у Кобелевского леса. Здесь два самых больших кургана региона. Между Угримом и высотой 246 действовала 1-я белгородская сторожа и находились две каменные бабы описанные Златоверховниковым. Сюда от Угримского леса ведет курганная аллея между Уды и Лопанью. Отсюда открывается замечательный вид на Муравский шлях.
18. Кучеровский курган. Находится над балкой Орловка. Как правило курганы над балкой это могильники. Но кучеровский курган не видно со дна балки Орловка, он закрыт маской леса. Зато с этого кургана очень хорошо просматривается Муравский шлях и все окрестности. Как точка наблюдения за Муравским и Борисовским шляхами, бродами на реке Гостенка Кучеровский курган идеальная точка, более выгодная чем курган у леса Довжик. Местные жители полагают что здесь можно создать смотровую площадку для туристов. По местной легенде в Клименках были поселены особы е сильные люди у Муравского шляха на самом деле это обычное поселение крепостных.
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st190604-1.html

20. Два кургана перед томаровским перекрестком правее Муравского шляха. По своему типу они напоминают курганы указывающие на главную высоту 246. Однако если те два кургана находятся западнее гребня водораздела и указывают смотреть на восток, то эти два кургана находятся ярко выраженно восточнее и указывают смотреть на запад? Значение этих двух курганов не ясно.
6. Курган на Томаровском перекрестке. Позиция 2-й Белгородской и сторож других городов (Болховца и т.д). Хорошо известен Белгородским краеведам. От него на запад уходит маршрут Муравского шляха вдоль Долгого буерака (лес Довжик) на восток Борисовский шлях в узкое дефиле между Урочищами Солонцы и Долгий Буерка. Глядя с этой высоты на юг по Муравскому шляху опытному наблюдателю легко увидеть перечисленные нами ключевые точки и высоты! Особенно красив вид на главную высоту с метеовышкой. http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1906183.html

5. Угрим да Лопин (высота 238) 1-я белгородская сторожа эта точка упоминается в Росписях сторож и т. д. Находится на высоте 238 у юго-западного края Угримского леса между Веселой Лопанью и Бессоновкой. Река Лопань (Лопин источник бьющий из под земли текущий на болоте) не имеет в верховьях балку ее питает балка Угрим и она прорывается с обратного склона Угримского леса двумя логами, напоминая язык змеи. Юго-восточный язык течет из посадки у дороги между Угримом и Лопанью, а юго западный (Терновый Лог) вдоль дороги Лопань Бессоновка.
По краю угримского леса к метеовышке на высоте 246 тянется курганная аллея в междуречье Лопань Уды. Поскольку 1-я белгородская сторожа вела фланговое наблюдение за Муравским шляхом очевидно что на сторожу русские воины выдвигались не с западной стороны балки Угрим а по восточному склону.
17. Курган в верховьях Золочевской дороги. Термин Муравский шлях впервые был упомянут в 1555 году в Никоновской летописи в связи с походом Шереметьева и битвой при Судбищах, но уже в 1670-1680 Белгородские землемеры отмечая Муравский шлях как границу владений Шереметьевской Борисовки описывают Муравский шлях как Валковскую дорогу (Валки – это известный пункт на Муравском шляхе в Харьковской области), а восточный берег реки Уды как Золочевскую дорогу (Золочев на восточном берегу реки Уды). Эта дорога использовалась и татарами когда Муравский шлях был тесен для их громадного войска (путь «шли по обе стороны реки Уды»). Дорога от Золочевского кургана до сих пор используется Бессоновцами. Я нашел на нем нуклеус. Кроме того Золочевский курган стоит над урочищем Солонцами (очень красивое место), с него видно курган над Угримом, а с Угримского кургана курган над крутым логом (село Долбино). Это красивая курганная аллея из трех курганов!.
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1909191.html

21. 22. Курган над Угримом в развилке асфальтовой и грунтовой дорог на Вовкивне и Курган над Долбино.
7. Острой курган над Становым. Ключевая точка на Борисовском шляхе. Контролирует переправы через Гостенку. Находится на юго-западной окраине единственного леса по реке Гостенка. Отсюда красивый вид на долину реки Ворскла, Борисовку и Стригуны. Именно в этом районе была прорвана немецкая оборона при освобождении Белгорода. Сюда приводит путь «здавься низко к реке Ворскла» от Щетиновского леса. Именно этот путь, а не классический маршрут Муравского шляха жители Солохов называют шлях. (Про это место есть специальная статья на сайте Дореволюционный курск Андрея Словохотова). http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1908061.html

22.23.24.25. Села Высокие (Хотмыжское, Болховецкое, Карповское, Белгородское). В каждом южно-русском уезде было село Высокое (поселение однодворцев) занимавшее ключевую точку уезда, часто упоминаются в связи с нападением татар. Южнее Везелки сходятся четыре уезда болховецкий, карповский, белгородский, хотмыжский. В каждом было село Высокое. Белгородское теперь называется Долбино, Болховецкое теперь называется Щетиновка. Четыре эти села выстраиваются полукругом вокруг Муравского шляха. В Хотмыжском Высоком сохранилась красивая легенда о перекрестке с Муравским шляхом. Куда бы не пошел путник он все равно вернется на этот перекресток, пока не пойдет по единственно верному маршруту Муравского шляха. (Про это место есть специальная статья на сайте Дореволюционный курск Андрея Словохотова).
26.27. Урочище Березняк, Угримское Селище. Юг Белгородского района очень хорошо «исследован» местными черными копателями. Их находки за единичными исключениями укладываются в книгу харьковского археолога Шрамко «Древности Северского Донца». Любопытно что находок по Муравскому шляху не много как земледельцев так и кочевников – это действительно зона «страха и ужаса». Культуры бронзового века (ямная, срубная и котокомбная) оставили после себя многочисленные курганы и немногочисленные находки кельтов (топоров). Раннежелезный век (скифы, киммерийцы) - псалии, небольшие накладки, немногочисленные стрелы, ряд бронзовых котлов и мечей акинаков. Единичны находки дирхемов как куфических (арабских) 8-9 века в Щетиновке, так и джучидитских.
Однако в 3-5 веке на «пятнах чернозема» в балках у самого Муравского шляха то есть открытых для внезапных конных атак кочевников жили племена черняховской культуры, а затем на смену им приходит менее многочисленные находки пеньковской культуры (пятипальчатые фибулы). Дно угримской балки и урочища Березняк буквально «усыпаны» серой керамикой черняховских племен. Соответсвенно с седьмого по 17 век это действительно было дикое поле где население было немногочисленным. Характерно что в громадном по местным меркам Угримском лесу, практически нет находок стрел и копий, хотя охота за столетия должна была оставить свой след!.
Соотвественно когда кочевники на протяжении этих десяти веков запустения шли по Муравскому шляху своими густыми толпами, внизу в балках лежали уничтоженные и заброшенные селища 3-5 века.

Муравский шлях севернее Везелки.
8. Отдых у Карпова сторожевища.
Главное правило кочевника – это забота о лошади. Человек – это сорная трава, а о лошади надо позаботится! После опасного орловского перекрестка и поворота вдоль Долгого буерака татары традиционно останавливались в «крепком месте» у Верховий Везелки. (Как минимум три упоминания с 1590 по 1680). Вообще остановка в верховьях рек часто упоминается при описании Муравского шляха! Вероятно не случайно здесь был насыпан вал Белгородской засечной черты и возможно он существовал и в более ранние времена как существовал вал у Валков. (Про это место есть специальная статья на сайте Дореволюционный курск Андрея Словохотова http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1908053.html).

9. Сторожа у Смородино.
Смород – это болото. Здесь в крепком месте стояла Белгородская сторожа. Упоминается это место и в описании набега 1623 года. Белгородские сторожи (смотрите расшифровку белгородских сторож на сайте Курск Дореволюционный Андрея Словохотова)
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1906202.html
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st190602-3.html

10. Росстанех.
Перекресток с бакаевым шляхом совпадает с мостом через трассу на Прохоровку.
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st190605.html

11. Сторожа у Сажного Донца.
12. Думчей курган. Читайте подборку статей на сайте Курск Дореволюционный Андрея Словохотова.
1. К вопросу о названии Думчего Кургане в Прохоровском районе. публикация от 20.09.2019 г.
2. Секретный форватер Думчего кургана. публикация от 21.10.2019 г.
3. Историко-географические загадки Думчего кургана. публикация от 28.10.2019 г.
4. Отрезок Пахнутцевой дороги южнее линии Сейма и очередная тайна Думчего кургана. публикация от 13.12.2019 г.

Вдоль Сейма.


12. Сагайдачное.
Правороть
Маслянный дол.
Сеймицкие котлубаны
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st191216.html


Между Сеймом и Осколом.
14. Юшковы буераки.
15. Муравка.
16. Муравский шлях покидает область между Селами Долгое и Строкино.


Эта памятная записка составлена в связи с программой губернатора Белгородской области по отметке исторических шляхов. Поскольку в 2021 году исполняется 450 лет с момента учреждения сторожевой службы Московского государства в 1571 году и первого упоминания окрестностей села Бессоновка (леса Довжик, Угрим да Лопин) в документации Московского государства представляется логичным увязать ряд мероприятий в общую программу.
Установка памятных знаков на Муравском шляхе в ключевых местах бессмысленна без одного общего связующего монумента.
Поскольку в селе Бессоновка под историко-культурное учреждение планируется передать старую водонопорную башню которая находится вблизи от ключевых точек региона южнее Белгорода логично переоборудовать ее в стилистике 16-17 века а рядом разместить информационный макет (?) местности с указанием ключевых точек всей области (?) либо региона южнее рубежа реки Везеницы с указанием их значения и описанием событий на них произошедших как в 16-17 веке, так и в другие периоды, в частности в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом Бессоновка становится центром историко-туристической системы южнее Белгорода! Остановившись у этой башни любой путник или турист получит точное представление о том, что ему посетить на территории Белгородского района!
Макет должен состоять из двух информационных частей. Первая посвящена военным событиям (16-17 веков и Великой Отечественной войны), вторая идее того что Белгородский район это территория созидания.
Муравский шлях на территории Белгородской области.

Муравский шлях на территории Белгородской области имеет протяжение порядка 150 километров от границы с Харьковской до границы с Курской областью. Географически его маршрут может быть разделен на две зоны. В первой шлях проходит между Ворсклой и Северским Донцом, во второй вдоль реки Сейм.
В свою очередь внутри двух этих зон также выделяется по две других зоны. Зона узкого междуречья Ворсклы и Северского Донца делится на южную и северную часть рубежом реки Везелки. А зона вдоль реки Сейм на протяженный участок вдоль южного берега реки Сейм и участок между верховьями Сейма и Оскола.
Также географически этот участок может быть разделен на три зоны подъема к верховьям рек. В первой следует подъем к водоразделу с которого берут начало южное верховье реки Везелки и еще шесть рек (Семиречье Междуречья), во второй к водоразделу с которого текут Ворскла, Псел, Сажный, Липовый Донец и наконец в третей к водоразделу с которого текут Сейм и Оскол. Следует понимать что на территории России Муравский шлях идет по территории Среднерусской возвышенности от ее края в Белгородской области до ее главной высоты в Тульской области (у Владычьего Кря высота 296) перед тем как начать спуск в долину реки Ока. Таким образом сильно упрощая одна из характеристик маршрута Муравского шляха в России это история подъема от одного верховья рек к другому.
Муравский шлях зона южнее реки Везеницы.
Основной маршрут шляха проходит по гребню водораздела Ворсклы и реки Уды (приток Северского Донца) и по направлению совпадает с направлением современной асфальтовой дороги Щетиновка Орловка. Ему предшествует единственный в России не запаханный участок шляха от границы с Украиной до поворота на Щетиновку. Особенность этого участка шляха в том что он отмечен курганной аллелей. http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st2001275.html

В Щетиновке рассказывают легенду о том, что у Муравского шляха растет особая трава, шлях был прямым без всяких мостов и вел прямо к Киеву. Все это поздние топонимические легенды. В Бессоновке о том что это бессонное место на Муравском шляхе на котором зажигали сигнальные огни спасаясь от татар (так как межевыми знаками у землемеров служили курганы и ямы с угольями, вероятно это и породило позднюю топонимическую легенду).
1.Курган над Щетиновским лесом находится на северо-западной оконечности урочища Высокое (лес у Щетиновки). От этого кургана начинается путь на северо-запад «здавься низко к реке Ворскла» который использовался татарами и которым в 1943 году была прорвана оборона немцев при освобождении Белгорода. Он приведет к северо-западной оконечности единственного леса по течению реки Гостенка отмеченной Острым Курганом. Если основной маршрут Муравского шляха южнее рубежа реки Везеница можно представить как два катета то «путь здавься низко к реке Ворскла» будет гипотенузой.
2.Курганы напротив главной высоты региона. находится в чистом поле. К востоку от него (через долину реки Уды) находится господствующая высота всего региона между Ворсклой и Северским Донцом южнее Везеницы высота 246. Сегодня на ней установлена метеовышка с шаром что является хорошим ориентиром. На этой высоте находится два самых больших кургана всего региона. Также на ее восточном склоне находились две каменные бабы (описанны Златоверховниковым). Сюда же по всей видимости из точки «Угрим да Лопин») с высоты 238 выдвигалась первая Белгородская сторожа. Местные жители обратили внимание на то, что курганы вдоль шляха несмотря на распашку продолжают сохранять между собой различия как по форме и размерам так и по колличеству. Есть одиночные курганы, есть курганы парные. Причем парные курганы напоминают пару «папа и сын». Отдаленно это напоминает «азбуку Морзе» с точкой тире, где определенная комбинация курганов указывает определенный тип местности. Возможно, когда-то кто-то умел читать этот «код».
3. Орловский перекресток. На Орловском перекрестке находятся два кургана и он пользуется дурной славой у местных жителей как проклятое место, где случаются аварии и гибнут люди. В свою очередь следует отметить, что Орловский перекресток зажат между долиной Уды и балкой Орловка. Это единственная низина на Муравском шляхе южнее Везеницы, окруженная со всех сторон господствующими высотами. Сразу за этой низиной начнется сложный поворот Муравского шляха вдоль Долгого буерака. Таким образом Орловский перекресток это самое опасное и сложное место Муравского шляха в первой зоне. Любопытно, что топонимы «Орель», Орлиное, Орлячье – в лесо-степи означают «угол» (а та река Орель – угол у русских зовется). Соответсвенно балка Орловка это действительно угловое, ключевое место Муравского шляха.
Поскольку из балки Орловка и балки Угрим текут две реки Гостенка (одна в Ворсклу другая в Везелку) то Орловский перекресток может быть назван «гостевыми вратами» на Муравском шляхе. Топоним Гостенка, гостенец хорошо известен в польском украинском и белорусском языках. Он обозначает большую дорогу. http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1908065.html

4. Главная высота региона 246 у Кобелевского леса. Здесь два самых больших кургана региона. Между Угримом и высотой 246 действовала 1-я белгородская сторожа и находились две каменные бабы описанные Златоверховниковым. Сюда от Угримского леса ведет курганная аллея между Уды и Лопанью. Отсюда открывается замечательный вид на Муравский шлях.
18. Кучеровский курган. Находится над балкой Орловка. Как правило курганы над балкой это могильники. Но кучеровский курган не видно со дна балки Орловка, он закрыт маской леса. Зато с этого кургана очень хорошо просматривается Муравский шлях и все окрестности. Как точка наблюдения за Муравским и Борисовским шляхами, бродами на реке Гостенка Кучеровский курган идеальная точка, более выгодная чем курган у леса Довжик. Местные жители полагают что здесь можно создать смотровую площадку для туристов. По местной легенде в Клименках были поселены особы е сильные люди у Муравского шляха на самом деле это обычное поселение крепостных.
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st190604-1.html

20. Два кургана перед томаровским перекрестком правее Муравского шляха. По своему типу они напоминают курганы указывающие на главную высоту 246. Однако если те два кургана находятся западнее гребня водораздела и указывают смотреть на восток, то эти два кургана находятся ярко выраженно восточнее и указывают смотреть на запад? Значение этих двух курганов не ясно.
6. Курган на Томаровском перекрестке. Позиция 2-й Белгородской и сторож других городов (Болховца и т.д). Хорошо известен Белгородским краеведам. От него на запад уходит маршрут Муравского шляха вдоль Долгого буерака (лес Довжик) на восток Борисовский шлях в узкое дефиле между Урочищами Солонцы и Долгий Буерка. Глядя с этой высоты на юг по Муравскому шляху опытному наблюдателю легко увидеть перечисленные нами ключевые точки и высоты! Особенно красив вид на главную высоту с метеовышкой. http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1906183.html

5. Угрим да Лопин (высота 238) 1-я белгородская сторожа эта точка упоминается в Росписях сторож и т. д. Находится на высоте 238 у юго-западного края Угримского леса между Веселой Лопанью и Бессоновкой. Река Лопань (Лопин источник бьющий из под земли текущий на болоте) не имеет в верховьях балку ее питает балка Угрим и она прорывается с обратного склона Угримского леса двумя логами, напоминая язык змеи. Юго-восточный язык течет из посадки у дороги между Угримом и Лопанью, а юго западный (Терновый Лог) вдоль дороги Лопань Бессоновка.
По краю угримского леса к метеовышке на высоте 246 тянется курганная аллея в междуречье Лопань Уды. Поскольку 1-я белгородская сторожа вела фланговое наблюдение за Муравским шляхом очевидно что на сторожу русские воины выдвигались не с западной стороны балки Угрим а по восточному склону.
17. Курган в верховьях Золочевской дороги. Термин Муравский шлях впервые был упомянут в 1555 году в Никоновской летописи в связи с походом Шереметьева и битвой при Судбищах, но уже в 1670-1680 Белгородские землемеры отмечая Муравский шлях как границу владений Шереметьевской Борисовки описывают Муравский шлях как Валковскую дорогу (Валки – это известный пункт на Муравском шляхе в Харьковской области), а восточный берег реки Уды как Золочевскую дорогу (Золочев на восточном берегу реки Уды). Эта дорога использовалась и татарами когда Муравский шлях был тесен для их громадного войска (путь «шли по обе стороны реки Уды»). Дорога от Золочевского кургана до сих пор используется Бессоновцами. Я нашел на нем нуклеус. Кроме того Золочевский курган стоит над урочищем Солонцами (очень красивое место), с него видно курган над Угримом, а с Угримского кургана курган над крутым логом (село Долбино). Это красивая курганная аллея из трех курганов!.
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1909191.html

21. 22. Курган над Угримом в развилке асфальтовой и грунтовой дорог на Вовкивне и Курган над Долбино.
7. Острой курган над Становым. Ключевая точка на Борисовском шляхе. Контролирует переправы через Гостенку. Находится на юго-западной окраине единственного леса по реке Гостенка. Отсюда красивый вид на долину реки Ворскла, Борисовку и Стригуны. Именно в этом районе была прорвана немецкая оборона при освобождении Белгорода. Сюда приводит путь «здавься низко к реке Ворскла» от Щетиновского леса. Именно этот путь, а не классический маршрут Муравского шляха жители Солохов называют шлях. (Про это место есть специальная статья на сайте Дореволюционный курск Андрея Словохотова). http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1908061.html

22.23.24.25. Села Высокие (Хотмыжское, Болховецкое, Карповское, Белгородское). В каждом южно-русском уезде было село Высокое (поселение однодворцев) занимавшее ключевую точку уезда, часто упоминаются в связи с нападением татар. Южнее Везелки сходятся четыре уезда болховецкий, карповский, белгородский, хотмыжский. В каждом было село Высокое. Белгородское теперь называется Долбино, Болховецкое теперь называется Щетиновка. Четыре эти села выстраиваются полукругом вокруг Муравского шляха. В Хотмыжском Высоком сохранилась красивая легенда о перекрестке с Муравским шляхом. Куда бы не пошел путник он все равно вернется на этот перекресток, пока не пойдет по единственно верному маршруту Муравского шляха. (Про это место есть специальная статья на сайте Дореволюционный курск Андрея Словохотова).
26.27. Урочище Березняк, Угримское Селище. Юг Белгородского района очень хорошо «исследован» местными черными копателями. Их находки за единичными исключениями укладываются в книгу харьковского археолога Шрамко «Древности Северского Донца». Любопытно что находок по Муравскому шляху не много как земледельцев так и кочевников – это действительно зона «страха и ужаса». Культуры бронзового века (ямная, срубная и котокомбная) оставили после себя многочисленные курганы и немногочисленные находки кельтов (топоров). Раннежелезный век (скифы, киммерийцы) - псалии, небольшие накладки, немногочисленные стрелы, ряд бронзовых котлов и мечей акинаков. Единичны находки дирхемов как куфических (арабских) 8-9 века в Щетиновке, так и джучидитских.
Однако в 3-5 веке на «пятнах чернозема» в балках у самого Муравского шляха то есть открытых для внезапных конных атак кочевников жили племена черняховской культуры, а затем на смену им приходит менее многочисленные находки пеньковской культуры (пятипальчатые фибулы). Дно угримской балки и урочища Березняк буквально «усыпаны» серой керамикой черняховских племен. Соответсвенно с седьмого по 17 век это действительно было дикое поле где население было немногочисленным. Характерно что в громадном по местным меркам Угримском лесу, практически нет находок стрел и копий, хотя охота за столетия должна была оставить свой след!.
Соотвественно когда кочевники на протяжении этих десяти веков запустения шли по Муравскому шляху своими густыми толпами, внизу в балках лежали уничтоженные и заброшенные селища 3-5 века.

Муравский шлях севернее Везелки.
8. Отдых у Карпова сторожевища.
Главное правило кочевника – это забота о лошади. Человек – это сорная трава, а о лошади надо позаботится! После опасного орловского перекрестка и поворота вдоль Долгого буерака татары традиционно останавливались в «крепком месте» у Верховий Везелки. (Как минимум три упоминания с 1590 по 1680). Вообще остановка в верховьях рек часто упоминается при описании Муравского шляха! Вероятно не случайно здесь был насыпан вал Белгородской засечной черты и возможно он существовал и в более ранние времена как существовал вал у Валков. (Про это место есть специальная статья на сайте Дореволюционный курск Андрея Словохотова http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1908053.html).

9. Сторожа у Смородино.
Смород – это болото. Здесь в крепком месте стояла Белгородская сторожа. Упоминается это место и в описании набега 1623 года. Белгородские сторожи (смотрите расшифровку белгородских сторож на сайте Курск Дореволюционный Андрея Словохотова)
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st1906202.html
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st190602-3.html

10. Росстанех.
Перекресток с бакаевым шляхом совпадает с мостом через трассу на Прохоровку.
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st190605.html

11. Сторожа у Сажного Донца.
12. Думчей курган. Читайте подборку статей на сайте Курск Дореволюционный Андрея Словохотова.
5. К вопросу о названии Думчего Кургане в Прохоровском районе. публикация от 20.09.2019 г.
6. Секретный форватер Думчего кургана. публикация от 21.10.2019 г.
7. Историко-географические загадки Думчего кургана. публикация от 28.10.2019 г.
8. Отрезок Пахнутцевой дороги южнее линии Сейма и очередная тайна Думчего кургана. публикация от 13.12.2019 г.

Вдоль Сейма.


12. Сагайдачное.
Правороть
Маслянный дол.
Сеймицкие котлубаны
http://old-kursk.ru/book/slovohotov/st191216.html


Между Сеймом и Осколом.
14. Юшковы буераки.
15. Муравка.
16. Муравский шлях покидает область между Селами Долгое и Строкино.
---
Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам.
Лайк (1)
slovohotov
Модератор раздела

slovohotov

Санкт-Петербург
Сообщений: 2025
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 810
triumph.gif rose.gif shariki.gif Чертеж Украинским и черкасским городам от Москвы до Крыма 1627 год. - умение читать.

https://ugrim.blogspot.com/202...0%BD%D1%8C
---
Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам.
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 Вперед →
Модератор: slovohotov
Вверх ⇈