смирный Участник
Сообщений: 75 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 23 | Наверх ##
20 февраля 2015 21:04 ИСТОРИЯ ДЕРЕВЕНЬ РОДНОГО КРАЯ .Авторы -Неганова А.Б.Басалаева Н.Н. Когда-то местность наша была плотно заселенной. В Вомомском районе проживало 35 000 жителей, а сегодня осталось 9000 человек. В районе разорились и пропали сотни деревень. Таких достаточно и в нашей округе. К сожалению, самих деревень уже не существует: погибли они в период реформы по укрупнению производства в 70-х годах 20 века, а в 80-х мелиорационные мероприятия довершили начатое разорение. Сейчас на их месте поля. ( Приложение 1) Людей, чья память сохранила те события, осталось немного и с каждым годом они уходят от нас, унося с собой свои воспоминания, а мы, современные люди, слишком заняты своими заботами и делами, чтобы слушать их рассказы и внимать им. А надо бы! Нужно торопиться и собирать по крупицам то, что могут нам рассказать наши деды и бабушки, потому что история Руси, русской земли – это прежде всего история тысяч и тысяч деревень, разбросанных на огромных пространствах нашей страны, а наша история – история двух десятков деревень, разбросанных по территории современного СПК « Большевик». Именно в русских деревнях складывался характер русского человека , его самобытность , ничем не измеримая любовь к Родине. Все эти качества закладывались в него на малой родине, в русской деревне. Прекрасная природа, трудолюбивые взрослые с чистой душой, взаимопомощь в деревенской общине - всё это влияло на подрастающее поколение так, что человек не мог вырасти плохим. Жизнь в деревне проходила на виду, нельзя было опозорить свой род, свою деревню. Но сегодняшнее поколение видит деревню другой. Во второй половине 20 –го века произошло непоправимое: русские деревни, основа воспитания, стали разрушаться; заброшенные дома, заброшенные фермы, заброшенные судьбы людей - потеряны основы воспитания хорошего человека. Многие деревни как раны на русской земле. Что может дать подростку такая малая родина? Да ничего! И стремятся подростки побыстрее уехать из родного гнезда, а в новом месте не у всех получается прижиться, ведь «где родился, там и пригодился» И пусть много воды утечёт, пока появится у будущего поколения мысль о возрождении деревни, но закладывать основы этого мышления надо сейчас, пока ещё не ушли от нас те, кто знает о тех временах не понаслышке. Мечта о возрождении деревни, конечно пока призрачна, но мы надеемся, что кто-то из учеников нашей школы останется здесь, и наша малая родина будет жить! Итак, начиная свою работу мы ставили перед собой задачи: понять когда произошло заселение края, откуда пришли первые поселенцы, как появились названия деревень, каков был уклад жизни в деревенской общине, чем занимались наши предки, кого и за что уважали, какие истории и легенды передавали из уст в уста, а также многое другое. Наметив вопросы, мы начали общаться с жителями села и оставшихся деревень. Нас очень увлекли эти экспедиции и разговоры. В итоге поиски пошли быстро и вскоре мы смогли сопоставить воспоминания разных людей и обобщить материал. Результатом работы по этому направлению стала книжка- раскладушка в музее нашей школы, которую мы назвали «История деревень нашего края». К ней мы изготовили своими руками карту- схему расположения деревень на территории СПК «Большевик». (Приложение 2) Около этого стенда сразу собрались ребята школы, Всем было интересно найти свой род. Ребята с удовольствием читали о том, что их прадедушек уважали за мастерство и умение. В работе мы опирались на воспоминания жителей села , а также использовали материалы историко- краеведческого культурно- просветительского научно- популярного журнала «Губернский дом» . Нет сомнения в том, что 200 лет назад земля, на которой мы живём была покрыта дремучими лесами. Заселение таких территорий испокон веков шло через реки. В наш край первые свободные крестьяне пришли в 19 веке, двигаясь из населённых пунктов, расположенных на Вятско – костромском почтовом тракте и на берегах рек Ветлуги и Вохмы. По словам коренных жителей нашего края Басалаева А. С. и Ивковой В. Ф. , их прадеды пришли на эту землю в середине 19 века: Басалаевы из деревни Басалаево, Холмовы ( предки Ивковой ВФ ) приехалил с Шалгина. Переселенцы, заселившие деревни Большу и Малую Тарасихи, приехали из-под Вохмы( Тарасовские). В начале 20 века добавились переселенцы с Вятки, за ними закрепилось прозвище «вятченёнки» или «вятченята». Вятченят уважали, так как они были работные, занимались разными ремёслами. Свободных крестьян – переселенцев называли черносошенными, то есть крестьянами, свободно владеющими чёрными казёнными землями. Они не были в прямой зависимости ни от бояр, ни от монастырей. Помещиков, желающих переселяться в такую глушь и заводить здесь хозяйство, не находилось. Крестьянам-переселенцам приходилось расчищать под пашни и луга лес, а это сопряжено с неимоверными трудами. Сначала на новой земле поселялся кто-то один или несколько человек, но селились они поодаль друг от друга. Первоначально, крестьянский двор, обычно называвшийся займищем (или заимкой), был невелик, но благодаря увеличению числа членов семьи, разрастался в починок, состоявший из нескольких дворов. В течение десятилетий население продолжало увеличиваться, и починок разрастался в деревню. Накопившиеся деревни образовывали целую группу деревень - волость. Так по рассказам наших коренных жителей, переселенцы прибывали на новые места семьями. Невозможность прокормить разросшееся семейство на исконно родовых землях поднимала и уводила из родных деревень младших отпрысков семейств. Так, деревню Черепаново основали 3 брата Басалаевых: Александр, Григорий и Арсений. Братья, переселившись в середине 19 века из деревни Басалаево, находившейся неподалёку на берегу реки Вохмы, стали осваивать территорию: корчевали леса, строили дома. На вновь очищенных землях (их называли «новины») урожаи зерновых были небывалые. Земледелие стало кормить и давать прибыль. Вскоре край густо заселился. Выросло число поселений и численность их жителей. В начале 20 века деревень насчитывалось 24. Несмотря на рост численности, в деревнях всё же сохранились семейные кланы первых переселенцев (пришлых, просившихся в общину, пускали неохотно), поэтому долго держались деревни с одной – двумя фамилиями. Фамилии эти получили в нашей местности большее распространение. Единичные фамилии говорят о более позднем переселении их обладателей. Интересны местные топонимы. Примечательно, что почти все деревни и починки имеют двойные или даже тройные названия. Названия деревни получали по имени первого переселенца, по названию мест, откуда приехали первые жители, а также по роду занятий жителей деревни. Путаница в названиях сохранилась до сих пор. Основным занятием населения были земледелие и скотоводство, также занимались звериным и птичьим промыслами, заготовкой и продажей леса, льноводством, домашним ткачеством. Наряду с основными занятиями развивались мелкие, кустарные производства. Так на территории края существовали дегтярное, смоляное и другие производства. Козловка. Коренные жители Козловки - Кубасовы и Обуховы. Деревня насчитывала 8 хозяйств. Занимались в основном земледелием и скотоводством, но имелись и небольшие промыслы. Мастер Петр Титович Кубасов вел кузнечное дело, уголь для кузницы жёг сам. Также он подрабатывал и печником, ходил по деревням, клал печи. Кузнечное дело передал ему отец Тит, Брат Петра Титовича Василий Титович Кубасов также был печником. Сенькино - Россохи. В 20-х годах деревня насчитывала 9 домов. Основные жители Андреевы. Занимались земледелием, скотоводством и звериным промыслом. Запомнили в округе Андреева Никона, который умел выделывать кожи и овчины на шубы. Деревня не была богатой, жители её слыли балагурами и весельчаками. Черепаново –Титово. Первый крестьянский двор образовался примерно в 1850 году. По словам коренного жителя деревни Басалаева Алексея Степановича (1922 года рождения) его деда привезли на новое место жительства 3-х лет от роду. Починок разросся за счёт строительства домов трёх братьев Басалаевых. Вскоре в деревню приняли ещё и двоих братьев Шадриных. По преданию: Тит - Предок Шадриных, Черепан – предок Басалаевых. В этом разгадка двойного названия деревни. В начале 20 века в деревне было уже около 15 домов. Занятия деревни: земледелие, скотоводство, льноводство. Основной доход получали от хлеба и скота. Также возили на продажу дрова, особо ценились вересковые и ольховые. Помнят потомки своих мастеров. Егор Кузнецов выделывал овчины, красил, чернил, делал шкуры для тулупов и шуб, а также хром для сапог. Кузьма Шадрин - портной (швец). Ходил с машинкой из дома в дом. Шил шубы, полушубки и другую одежду. Данила Шадрин – сапожный мастер. Шил сапоги, ботинки из хрома, т. е. праздничную обувь. Сыновья его Николай и Алексей Даниловичи катали валенки. Михаил Басалаев изготовлял домашнюю утварь - бураки, лагуны, кадки. Плёл лапти , умел мастерить из дерева. По преданию он изготовил иконостас в церкви села Покров. Хомяково - Стучата. Деревня имела тройное название: сначала Коршуново, потом Хомяково,в о всей округе звалась Стучатами. Название Стучата деревня получила по роду занятий жителей , в деревне жили кузнецы. Коренной клан – Холмовы. Вначале 20 века в деревне было 7-8 домов. Жители занимались кузнечным делом, земледелием и скотоводством. Мастер деревни – кузнец Холмов Аким Петрович.
Большая Тарасиха. Двойное название Большая Тарасиха – Лучёнки . Тарасихой назвали деревню переселенцы из –под Вохмы с Тарасовского угора, а название Лучёнки произошло от имени первого жителя Луки( в просторечье Лучки). Коренные жители носили фамилию Кузнецовы, позднее поселились Кубасовы. Занимались в основном земледелием и скотоводством. Мастером в деревне слыл Канида Кузнецов – чеботарь, шил сапоги и башмаки. Но в памяти людской и сам Канида и его сыновья Канидёнки остались заядлыми картёжниками, проигрывали всё, кроме упряжи лошадиной, но потом с двойной силой брались за работу и заводили вновь и лошадей , и другое имущество до следующего проигрыша.
Малая Тарасиха. Деревню Малая Тарасиха ( в просторечье Тарасенки ) основали братья переселенцы из – под Вохмы. Коренные жители её носили фамилию Кубасовы. Была деревнька небольшой , всего то 2-4 дома, но братья организовали дегтарное, смоляное и скипидарное производства. Дёготь гнали из бересты, скипидар из сосны. Дёготь применялся для смазки колёс, скипидар для производства краски, смола использовалась для строительства домов. Мастера – основатели производства Стёпа и Михаил Кубасовы. Зайченки. Коренные жители починка Кубасовы. Деревенька их также не была большой: 4-5 домов по одной стороне. Занимались жители , как обычно, земледелием и скотоводством , но слыли в округе отменными плотниками. Их с охотой приглашали окрестные жители для строительства домов, обшивания срубов, рубки косяков и рам.
Рыжаково. Откуда произошло название деревни, уже никто не припомнил. Деревенька не была большой. Жители её носили фамилию Тарасовы. Был свой кузнец — Николай Тарасов. Семен Тарасов всю жизнь занимался пчеловодством, у него была своя пасека, торговал медом. После коллективизации обслуживал колхозную пасеку в деревне Черепаново. До семидесяти лет успевал работать и на своей и на колхозной пасеке. Содержал яблоневый сад.
Ларкино — Вавилята. Деревня Ларкино имеет второе название Вавилята, предположительно по имени первого переселенца Вавилы. Деревня была в округе одной из богатейших. По преданиям зародилась деревня в числе первых в нашем крае. В начале 20 – го века хозяевами деревни были два клана Подобиных: Демидовичи (сыновья Демида Подобина) и Андреевичи (сыновья Андрея Подобина). Демидовичи были очень богатыми, жили они как кулаки, нанимали для сезонных работ кресьтян из округи. Сами вели торговлю, в Вавилятах держали лавку, но в основном ездили торговать далеко на лошадях. Андрей Подобин торговал на ярмарках не только товарами местного производства, но также мылом, галантереей, купленной где-то в городе. Самым богатым в начале 20-ых годо был Василий Демидович Подобин. У него был каменный дом, также каменным был хлев до повети. По преданиям местных жителей его убили жена с любовником. В 30-ых годах всех Подобиных раскулачили, кого сослали, кого посадили, остальные поразъехались, осталось их немного. В их пустые дома заселились переселенцы с Вятки. Состав деревни изменился. Последними переселенцами были Глушковы, Лыхины и другие. Прохирята. В начале 20-го века в деревне было 8 домов. Основные жители: Цымляковы, Огарковы. Цымлаковых было два клана. Позже в деревне появились Тимонины и Худынцевы. Жители деревни в основном занимались земледелием и скотоводством. Яркой личностью деревни был Агей Михайлович Цымляков. Агей Михайлович начал служить еще в царской армии, получил звание прапорщика, прошел через Гражданскую войну, вернулся с нее офицером. Во время Великой отечественной войны был Агей Михайлович писарем, так как обладал талантом красивого письма. Агей Михайлович по дорогам войны обошел много городов и сел, был он очень развитым, грамотным и слыл интересным собеседником. Любили слушать его истории дети. Помнят в округе Михаила Скрябина, который плел лапти, делал изделия из бересты. Помнят и Николая Огаркова, который хорошо выполнял столярные работы. Подгорка. В Подгорке в начале 20 века было 3 дома. Коренные жители носили фамилию Шемякины. Их основные занятия : земледелие и скотоводство. Запомнили жители близлежащих деревень Петрована Шемякина. Он занимался производством мяса, сам содержал мясное стадо, был мастером по забою скота, мясом торговал. Другой коренной житель деревни Прокопий Леонтьевич Шемякин даже более известен. Он был грамотный. в царской армии дослужился до чина офицера. Долгое время работал в разных колхозах бухгалтером.
Маринёнки. В Маринёнках в начале 20 века было 25 домов. Коренные кланы: Скрябины, Чигаревы, позднее Травины. Предположительно, название деревни произошло от имени первой из жительниц деревни Марии. Деревня в дальнейшем стала большой и богатой, жили в ней в основном богатые люди. Помнят старожилов, что во всех домах деревни были глухие ограды и расписанные узорами ворота, а также, что дома деревни рублены были в основном из осины. В единоличных хозяйствах крестьяне занимались в основном разведением скота и земледелием. Зажиточным хозяином был Александр Скрябин. У него имелась своя маслобойка для битья льняного масла. По преданиям, Александр был силачом, Несмотря на то, что после первой Мировой войны пришёл без руки. Рассказывали, что из леса возил он брёвна, поддерживая один из концов бревна рукой. В 30- годах Александр Скрябин был раскулачен, вся семья была выслана вместе с ним, позже дети вернулись, но жили бедно, в маленькой избушке на краю деревни, в свой дом их не пустили. После 30- годов поселился в Маринёнках свой кузнец Алексей Травин, пришёл в приёмки, но в деревне прижился, т. к. был хорошим кузнецом, сам гнал дёготь, а также слыл весельчаком, любил присказывать и чудить. Маринёнки славились хорошим конным двором. В 30-40-х годах здесь содержалось до 40 ездовых лошадей ( не считая жеребят) . Лошадей продавали и меняли в другие колхозы.
Прохоров починок. В начале 20 века было 10 домов. Коренные жители Филатьевы и Басалаевы. По преданиям починок образовался переселенцами от Прохирят. Отсюда и название деревни. Занимались земледелием и скотоводством. Семьи были зажиточными, но работали сами, никого не нанимали, поэтому их не раскулачили, а только обложили твердым заданием. Филатовский починок. В начале 20 века в деревне было около 36 домов. Деревня имела несколько названий: Филатовский починок, Петровская, починок Скрябинский, а также в просторечии Китай. Название Филатовский, по преданию пошло от названия местности, из которой приехали первые жители, фамилия их была Скрябины. Как появилось название Петровская никто не припомнил, а прозвище Китай дали селению позже из-за густонаселённости. Коренные кланы: Скрябины, Рыжковы, Тюляндины, Селезневы, Адеевы. Деревню считали самой густонаселённой и многолюдной в округе. Жители её были и бедными и зажиточными. В числе зажиточных был Скрябин Семен Акимович. Он содержал пасеку, двор свиней, двор овец, 4- х быков, до 5-и коров, 6 лошадей. Сам не работал, нанимал наёмных рабочих, наблюдал, как работают люди. В 30-х годах его раскулачили. Остальное население , из числа зажиточных занималось также земледелием, скотоводством. Было в деревне дегтярное дело, но кому принадлежало – неизвестно. Ваганово. В деревне Ваганово в начале 20 века было 4-5 домов. Коренные жители Вагановы, Адеевы. Название произошло от фамилии первых жителей. Из жителей деревни в округе помнят братьев Адеевых Ивана и Алексея, так как они катали валенки. Крестьянин Антон Ваганов запомнился как человек неописуемо сильный, у него был 46 размер обуви. Силу свою любил показать, встретив сани на узкой дороге- переворачивал бывало, чтобы освободить себе путь. В 30-х годах в деревню приехвли с Вятки братья Мухачевы – Роман и Александр. Роман Мухачев основал кузницу. Александр был мастером по дереву, делал сани, лукошки, бураки и другие деревянные изделия.
Мельково. Коренные жители деревни: Мельковы и Фатьевы. Название созвучно фамилии первых поселенцев. Как и все окружающие крестьяне, жители деревни занимались земледелием и скотоводством. Была в деревне кузница, но кому принадлежала, уже никто не помнит. Вспоминают семью Фатьевых. По словам старожилов, были у Фатьевых станки для производства колёс. Колеса возили продавать на ярмарки, поэтому семья жила зажиточно. Также, по словам местных жителей, было в Мелькове производство кирпичей. Прохарёнки- Индом. Коренные жители – Воротиловы. Было 4-5 домов. Занятия кузнечное дело, земледелие, скотоводство. Из мастеров в округе запомнился Костя Воротилов - кузнец. Ковал всё, что попросят, переехал в Вохму и долгое время вел кузнечное дело в Вохме. На своих изделиях ставил клеймо К. В. ( Костя Воротилов). Работу выполнял очень качественно. Помнят жители округи и приёмка деревни – мастера по фамилии Секретов. Он был портным и умел хорошо кроить. По преданию название деревни произошло от имени Прохор, а в 30-х годах на месте деревни организовали труд- колонию. Поселив туда ссыльных без права выезда. В труд – колонии бала фабрика: ссыльные строчили одеяла, делали шкатулки, плели кружево на коклюшках, а также изготовляли много других изделий. В дальнейшем труд- колонию преобразовали после войны в дом инвалидов. В наше время за местом так и закрепилось название Индом. Николаево - Антоново. Деревню основали переселенцы братья Кубасовы. Было их трое. Кроме земледелия и скотоводства имели братья кирпичный завод, маслобойное производство ( изготовляли льняное масло), угольное производство. За деревней до сих пор сохранились угольные ямы, в которых жгли уголь для кузниц. Зажиточных братьев Кубасовых раскулачили в 30- х годах состав деревни почти полностью сменился. Узково. Деревня повидимому была небольшая. Деревня располагалась в непосредственной близости к селу Покров. В одном из частных домов деревни какое-то время располагалась школа. В этой деревне родился Крутиков Николай Григорьевич. --- Ершов Ананий Степанович сСосновый Овраг,каз кр-н.староста села.отец церк писарь.иГрошевова Ирина Петрова д.Луки:ЛюкшинСемен сСосновый Овраг иТарабаева Настя с.Алешкино В роду были служивы:ИрдеменевЛазарьПавл.ЗубковаКлава с.Андреевка |