Нахабины -казаки из Костромы .Родословная с 1532 года.
Ко мне обратился священник с просьбой по поиску своих предков ,живщих в 19 веке в Бузулукском уезде , и потом написал интересный рассказ о казаках Нахабиных из Костромы:
Однажды, перед Богослужением, подошла ко мне женщина лет 45-ти, и попросила: «Батюшка, я в Ташкенте проездом. Вот, ездила сюда на могилки своих родных, приехавших в Ташкент в 1879 году с Терека. Мы – род терских казаков, помяните моих на службе» - и протягивает мне синодик – это такая небольшая книжечка - список имен для поминовения на Богослужении и в домашних молитвах: за здравие живущих и за упокоение ушедших. При этой женщине, я бегло просмотрел список, в нем было не менее 200 имен живых и упокоившихся. На первой странице О УПОКОЕНИИ, стояла дата 1532 год, и несколько имен. Я в недоумении показываю эту дату женщине и говорю: «Вы, наверное, ошиблись: не 1532, а 1932?». Она говорит: «Нет, все правильно, Нахабины, мои предки, переселились из Костромы на Терек и стояли у истоков терского казачества». Конечно, я был поражен такой большой родословной - не княжеской, не купеческой, а именно – простонародной. После службы я поговорил с Ольгой, и она рассказала, что ее предки пришли одними из первых на Терек, вместе с воеводой Иваном Дмитриевичем Плещеевым. Ну, и далее рассказала, что ее родня в основном осела в Верхотурье. Но и Среднюю Азию ее предки осваивали, как вольные переселенцы. Нахабины учувствовали в основании поселка Чиназ на реке Сырдарья, что в 60 километрах от Ташкента.
Кстати, вот интересный факт: первые хлопковые поля на территории нынешнего Узбекистана появились именно в казацком поселке Чиназе, примерно в 1882-83 гг. на территориях, на которых казаки прорыли каналы от Сырдарьи.
История хлопка вообще была интересна. Со слов Ольги, Великий князь Николай Константинович Романов, который был сослан в Туркестан за непристойное поведение, был большим оригиналом. И, представьте себе, скуки ради, он начал облагораживать и Ташкент, и вообще весь Туркестанский край. Повсюду строились каналы, из России целыми деревнями он «выписывал» староверов и приглашал на службу казацкие семьи, открывал школы и реальные училища, строил храмы. (В скобках замечу, что было худшим для Российского двора, я имею в виду князя Николая Романова, – в Туркестане оказалось – лучшим). Так вот, Николай Константинович Романов, задумал выращивать хлопок: каналы построены, земли орошаются, народ жаждет работы. И лишь в одном у него была загвоздка, какой хлопок лучше: египетский – тонковолокнистый, но привередливый, или американский более грубоватый, но зато его можно собирать два раза в год. По русскому свойству, Романов выбрал тот, который попроще и у которого побольше урожайность – американский сорт. Вот так, благодаря затее Романова, наши казаки начали впервые производство хлопка на территории Туркестана.
Понятное дело, Ольга рассказывала мне то, что, как она думала мне ближе.
В тот день, когда я пришел домой, я записал для себя, чтоб не забыть кой-какие имена, даты и события из Ольгиного рассказа.
Еще один интересный факт, эти самые наши казаки в 1893 году по проекту известного художника и архитектора А.Л. Бенуа (!!!) поставили в Чиназе красивейший храм святого преподобного Александра Куштского. Надо сказать, что все строения Средней Азии имперского периода были со стенами, доходившими до метра толщиной. Причина чисто практическая: во-первых, знали, что случаются землетрясения, а во-вторых: толстые стены летом дают прохладу, а зимой сохраняют тепло.
Но после октябрьского переворота 1917 года, первыми, кто стал оккупировать казаков, были вовсе не красные, а басмачи. До 1918 года, казаки отбивались от их налетов. Но, силы были не равны. В один из приступов, казаки, понимая, что пришло время умирать, собрали женщин, детей и стариков в храме, а сами встали живым кольцом. Басмачи притащили пушку и стали палить в церковь, в казаков. Первое ядро отскочило от храмовой стены и полетело назад, к басмачам. Они подумали, что это русские стреляют в ответ и зарядили снова. Второе ядро, отскочив от жженого красного кирпича церкви, угодило аккурат в ящик с боеприпасами басмачей. Когда рвануло, оставшиеся басмачи в страхе бежали, крича, что это русский Бог защищает казаков. Вот так построенный по вере, стараниями казаков, храм спас их жизни и жизни тех, кто в нем укрывался.
Храм Александра Куштского архитектор Бенуа

orchideya
Есть тема для начинающих, из которой можно узнать все пути по исследованию своего родословия ТЕМА