Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif

Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам.
Просьба - придерживаться этой схемы.

СПИСОК населённых мест по которым работают исследователи в дневниковых и фамильных темах
https://forum.vgd.ru/2163/102072/

Источники информации по Воронежскому уезду

В помощь ищущим. ВОПРОСЫ НЕ ЗАДАВАТЬ!

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 23 24 25 26 27 28 Вперед →
Модераторы: РоманС, Лёна
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
Лайк (4)
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
ОТРАДНОЕ. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Отрадное Новоусманского района Воронежской области.

Отрадное возникло, как поселок, в XIX веке. Его появление связано с фамилией помещиков Сталь Фон Гальштейн, у которых тут были дачи. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

Покровская церковь в Отрадном была построена в 1901 году в неорусском стиле, освящёна в честь православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1914 году, из-за большого числа жителей в селе, церковь была перестроена и увеличена.

В 1930 году была закрыта и использовалась под зернохранилище. В годы гонений церковь была разрушена. В 1991 г. возвращена епархии, началось восстановление, завершившееся в начале 2000-х гг.

Источник:
Социальная сеть:"Одноклассники"
http://ok.ru/gorodpravoslavie/topic/63837315369972
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
Село РОГАЧЕВКА. Церковь Митрофана Воронежского


Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Рогачевка Новоусманского района Воронежской области.
Благодаря сохранившимся документам 1780 года известно, что в это время на месте будущей Рогачевки располагались два небольших крестьянских хутора. Историки утверждают, что образовалась Рогачевка в районе 1830 года, когда на эти земли, по берегам реки Тамлык, стали переселяться Усманские крестьяне. Место назвали Рогачевка-Никольское. Спустя 20 лет тут стояло уже 203 двора. Земли, где теперь расположено Рогачевское сельское поселение, принадлежали помещице Белостовской. В 1859 году в селе было 253 двора, население которых составляло 2167 человек. До 1928 года Рогачевка территориально входила в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

В 1846 году в селе была построена Митрофановская каменная церковь. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Рогачевке (Никольском) Воронежскаго уезда, с приделами на правой стороне Рождества Христова, на левой - святой Троицы, каменная с колокольнею, построена в 1846 году. Земли 54 десятины пахатной. Два подцерковных деревянных дома. Прихожан 1450 душ мужского пола».

На рубеже XIX-XX веков в штате церкви числились: два священника (Иоанн Феодорович Поспеловский и Василий Иванович Попов), диакон (Лука Стефанович Петров) и два псаломщика-диакона (Симеон Петрович Азаров и Иоанн Андреевич Андреевский). У церкви отмечено 70 десятин земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 460, в них проживало 4043 человека. В 1912 году упоминается священник Иоанн Алферов, перешедший к «новоустроенной» Казанской церкви села Отрожки.

Источник:
Социальная сеть:"Одноклассники"
http://ok.ru/gorodpravoslavie/topic/63841415760884
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
Село РЫКАНЬ. Церковь Михаила Архангела


Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Рыкань Новоусманского района Воронежской области.
Рыкань - старинное русское село. Ранее называлось Малая Усмань. До 1928 года территориально село входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

Первая деревянная Архангельская церковь в Рыкани датируется 1690 годом. Краевед Г. Германов в своей работе (1857 г.) пишет: ...Малая Усмань Рыкань в 10 верстах от Большой, существовала во второй половине XVII века, а деревянная церковь во имя архангела Михаила построена в ней в первый раз в конце этого же века, (жителей в 1746 году было 60 дворов)...

Кирпичная Архангельская церковь была построена в 1782 году.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в Рыкани, или Малой Усмани, Воронежскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1782 году. В ней два придела: св. Троицы и Живоносного источника Божией Матери. Земли 33 десятины пахатной. Причт получает % с 100 рублей. Прихожан 1410 душ мужскаго пола и сельцо Архангельское и деревня Парусная».

Спустя почти полтора столетия, в 1913-1914 годах, к церкви были пристроены два боковых придела с алтарями.

В архитектурном плане церковь построена в традиционных чертах барокко. К четверику изначально была пристроена полукруглая апсида и трапезная. Композицию храма венчает 4-х ярусная колокольня с высоким шпилем и крестом. Колокольня, в отличие от выполненных в форме позднего барокко храмовой часть, апсиды и трапезной, выполнена в строгих чертах классицизма. Приделы церкви отличаются элементами эклектики. Внутри сохранились росписи.

По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Иоанн Иоаннович Высоцкий), диакон (Тихон Васильевич Черницкий) и псаломщик (Андрей Матвеевич Наумов). Приход насчитывал 447 дворов, в которых проживало 3456 человек.

В 1920-х годах церковь закрыли и почти 70 лет в здании располагались ремонтные мастерские и склад.

Источник:
Социальная сеть:"Одноклассники"
http://ok.ru/gorodpravoslavie/topic/63846001118196
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
Поселок ШУБЕРСКОЕ. Церковь "Неопалимая купина" иконы Божьей матери


Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в поселке Шуберское Новоусманского района Воронежской области.
До начала XVIII века земли были ещё не заселены. В XVIII веке воронежский воевода сдавал в аренду монастырям откупные угодья для рыбной ловли и пушного промысла. Так земли, входящие сейчас в состав Шуберского сельского поселения, были арендованы одним из монастырей с целью заготовки грибов, ягод, лекарственных трав, а также рыбной ловли и сбора меда диких пчел. В конце XVIII века здесь возникает поселение, названное Апостоловкой. Первыми жителями Апостоловки стали крестьяне, работавшие на монастырских землях, всего около сорока человек. В XIX веке село было передано во владение полковнику И.В. Волошину. В его честь и поселение стали называть Волошино. В 1868 году была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Воронеж – Козлов (ныне Мичуринск). На расстоянии около двух километров от поселка Волошине был построен разъезд Шуберский, названный в честь путейного инженера Шуберского, возглавившего работу на перегоне Сомово – Синицыно. До 1928 года Шуберское территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

19 сентября 2010 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение закладного камня в основании часовни в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Храм стал символом надежды на небесную защиту и одновременно напоминанием о тяжелом испытании – лесных пожарах, охвативших Воронежскую область в 2010 году.

Источник:
Социальная сеть:"Одноклассники"
http://ok.ru/gorodpravoslavie/topic/63851012328436
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
"А вот образчик того, как распоряжались крестьяне с землей в захваченном имении. В Воронежском уезде в 1906 г. «крестьяне села Марьевки Верхнехавской волости 3 июня поделили между собой землю помещика Потамошнева («скупого, вздорного, бессовестно эксплоатирующего крестьян» человека, по отзыву местного жандарма) по 4 десятины на душу, причем самому Потамошиеву отвели 5 десятин. Надо вспомнить эту, сейчас приведенную, характеристику Потамошнего, чтобы оценить поступок крестьян."

"У крестьян была вполне определенная цель, ясно видная даже и полицейским наблюдателям поумнее. Лучше и короче всего выразил это знаменитый адмирал Дубасов, усмирявший ряд восставших губерний. Из Курской губернии он писал в ноябре 1905 г.: «Главной причиной возникшего здесь движения — давно обостренный вопрос земли; крестьяне считают, что источник всех их тягостей — малоземелье; у помещиков земли много, они решили выжить помещиков, завладеть их землею. Деятельная пропаганда подняла их на это; агитировали местные элементы, частью пришлые; толчком был манифест 17 октября, ибо ожидали земли, но не получили»."

Источник:
http://sergeyhry.narod.ru/txt/rus_hists_043.htm



"23 (10) апреля 1906 года
ВОРОНЕЖ 9, IV. Вчера губернатор выехал в село Девицу, Воронежского уезда, для усмирения возникших беспорядков."

" 10 мая (27 апреля) 1907 года. В деревне
ВОРОНЕЖ, 26, IV. В селе Усмани, Воронежского уезда, на второй день Пасхи крестьянами сожжена и разгромлена усадьба местного благочинного Алексеева."

Источник:
http://starosti.ru/article.php?id=1714
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
Село БЕРЕЗОВО. Церковь Воздвижения Креста Господня


Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Березово Рамонского района Воронежской обл.
Березово является одим из старейших поселений Воронежского края, возникшим в начале XVII века. В Писцовой книге 1615 г. упоминается как село с деревянной церковью и 30 дворами. До 1928 года территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

История села
С XVII в. березовскими землями владели несколько поколений помещиков Кавериных. Первому из них боярину Каверину государь Алексей Михайлович Романов жаловал эти земли «за ратные подвиги в войне с поляками и потерю руки». Так гласит царская грамота, хранящаяся в Воронежском областном музее. Последний по мужской линии помещик Федор Каверин скончался в 1881 году. Он завещал родовое имение своей дочери Варваре Федоровне, в замужестве Русановой.

Крестьяне села занимались хлебопашеством. В основном, это были малоземельные бедняки, многие из которых не имели лошадей и поэтому были вынуждены свои участки земли сдавать в аренду. После отмены крепостного права крестьяне делились на государственных и помещичьих. Бедность помещичьих была ужасающей. Большинство крестьян в осенне-зимний период работали на сахарном заводе в Рамони, позже на паровой фабрике конфет и шоколада Ольденбургской, получая гроши. В дополнение ко всему часто были недороды, эпидемии, пожары.

Воскресенская церковь
Первоначально, в Березово была Воскресенская церковь. Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «в селе Березовом церковь Воскресения Христова, при ней поп Емельян Федоров (44 лет, вдов). В этом селе было дворов: 3 церковных один помещичий, один крестьянский, 16 однодворческих да сбежало 35 дворов. К приходу Березовской церкви относились деревни: Верейки, Ивницы; в Борках было 6 дворов, из них 4 сбежало». Далее Самбикин пишет: «Воскресенская церковь в селе Березове, Воронежскаго уезда, деревянная с такою же колокольнею, построена в 1868 году. Воскресенская церковь в этом селе была с 1732 г., при ней был поп Гавриил. Земли пахатной 30 десятин и сенокосной 3 десятины. Прихожанами положен годовой оклад 600 рублей. Прихожан 800 душ. Деревни: Ивница (2 версты) и Дубровка (10 верст)».

По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Воскресенской церкви числились: священник (Алексей Михайлович Диаконов), диакон (Матвей Алексеевич Архипов), псаломщик (Александр Иванович Новиков) и диакон-псаломщик. Дата основания церкви отмечена - 1858 год. Приход насчитывал 263 двора, в которых проживал 1705 человек.

Крестовоздвиженская церковь
В конце XIX века Воскресенская церковь была продана в с. Солнце-Дуброво, а на ее месте в 1903 г. появилась кирпичная церковь Вознесения Христова, впоследствии переименованная в Крестовоздвиженскую. Храм был воздвигнут на средства прихожан села, но большую часть денег внесли помещики Русановы. Церковь с высокой колокольней считалась самой красивой в округе. В 1901 году в селе Березове открылась церковно-приходская школа с трехлетним обучением. Она находилась в поповском доме недалеко от церкви. В ней обучалось 15 человек. В 1907 году школа была преобразована в четырехлетнюю, а в 1912 году земство открыло новую школу.
В советские годы храм был закрыт и частично разрушен, в том числе были разобраны верхние ярусы колокольни.

Источник:
Социальная сеть "Одноклассники":
http://ok.ru/gorodpravoslavie/topic/63949415877620
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
Село ЛОПАТКИ


Часовня в честь великомученицы Ирины Македонской расположена в селе Лопатки Рамонского района Воронежской области.

Поселение Лопатки возникло в конце XVI века. С 1615 года числится селом с деревянной церковью. В 1629 в нем было 49 дворов. Названо село по основному ремеслу жителей, изготовлявших деревянные лопаты. До 1928 года территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

Пятницкая церковь (утрачена)
В 1873 году в селе была построена Пятницкая церковь. Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «в селе Лопатках церковь Пятницкая, при ней был поп Герасим Кузьмин (60 лет). В Лопатках было дворов: два церковных, один помещичий, 5 крестьянских, 11 однодворческих и 9 дворов сбежало».
Самбикин пишет далее: «Церковь в с. Лопатках, Воронежскаго уезда, деревянная (с колокольнею), построена в 1873 году на месте прежде бывшей и также деревянной, при которой в 1732 году был священник Василий. В приходе этой церкви существовала Николаевская церковь в селе Прутском. В 1762 году при этой церкви не было священника и Преосвященный Иоанникий, так как весь приход состоял из 26 дворов, написал резолюцию: "оное село Пруцкое от села Лопаток в полуверсте ведать лопатовскому попу по близости и Пруцкое село и о том дать указ". Вероятно, с того времени Николаевская церковь навсегда была приписана к Пятницкой церкви села Лопаток. Недавно благочинным Ф. Богомоловым при обозревании церкви в с. Лопатках найден под престолом ящик, в котором найден был завернутым в илитоне антиминс, освященный для Никольской церкви села Прутского Святителем Митрофаном, следовательно Прутская церковь существовала если не в конце XVII века то, по крайней мере в начале XVIII века. Антиминс этот был взят в архиерейскую ризницу Воронежскаго Митрофановскаго монастыря».

Земли церковной насчитывалось 66 десятин (включая 33 десятины от Николаевской церкви села Прутского). Один причт, «кроме добровольных пожертвований причт получает % с 500 рублей вклада (от разных лиц: Анны Чулковой, господ Эсауловой и Козлова). Прихожан 750 душ, сельцо Прутское (2 версты) и Борки (2 версты)».

По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате Пятницкой церкви числились: священник (Николай Васильевич Цветов), псаломщик (Иоанн Григорьевич Яковлев) и диакон. Приход насчитывал 218 дворов, в которых проживало 1531 человек.
Кладбищенская часовня

Источник:
Социальная сеть "Одноклассники":
http://ok.ru/gorodpravoslavie/topic/63967001283572
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
Роспись замечательнейших селений Воронежской губернии
Воронежский уезд

с.Бобяково, 1-й стан, жителей обоего пола- 2266, государственные крестьяне. Сельская расправа
с.Боево, 2-й стан, жителей обоего пола - 3583, государственные крестьяне. Сельская расправа
с.Большая Приваловка, 1-й стан, жителей обоего пола- 1720, государственные и помещичьи крестьяне. Сельская расправа
с.Бор, 4-й стан, жителей обоего пола- 734 фабричные. Суконная фабрика помещицы Толстой. Водяная мельница
д.Буравлянка, 4-й стан, жителей обоего пола- 213 фабричные. Суконная фабрика почетных граждан Хренниковых
с.Верхняя Котуховка, 2-й стан, жителей обоего пола- 1300, государственные крестьяне. Сельская расправа
с.Верхняя Хава(Покровское), 1-й стан, жителей обоего пола- 2580, государственные крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление. Училище. Базары по воскресеньям
с.Гремячье, 3-й стан, жителей обоего пола- 1870, государственные и помещичьи крестьяне. Волостное правление. Сельская расправа
п.Данковский(Новопокровское, Черницыно), 3-й стан, жителей обоего пола- 739, государственные крестьяне. Сельская расправа. Училище
с.Костенки(Костенск, бывший городок), 3-й стан, жителей обоего пола- 3580, государственные крестьяне
п.Можайский, 2-й стан, жителей обоего пола- 400, государственные крестьяне. Сельская расправа
п.Мосальский, что на Белевцовом Логу, 2-й стан, жителей обоего пола- 980, государственные крестьяне. Сельская расправа
п.Мосальский, что на Красном Логу(Успенское), 2-й стан, жителей обоего пола-3070, государственные крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление
п.Московский(Сухая Форостань), 2-й стан, жителей обоего пола- 1130, государственные крестьяне. Сельская расправа. Квартира станового пристава
с.Нижнее Малышево, 3-й стан, жителей обоего пола- 1670, в 6-ти верстах Вилковская пристань
с.Подгорное, 4-й стан, 4-й стан, жителей обоего пола- 1340, государственные и помещичьи крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление. Квартира станового пристава. Ярмарка
пригородная слобода Придача, 3-й стан, жителей обоего пола- 1150, государственные и помещичьи крестьяне. Суконная фабрика. Сельская расправа
с.Рамонь(Заболотное), 4-й стан, жителей обоего пола- 540, государственные и помещичьи крестьяне.Заводы свеклосахорные и .....(запись неразборчива) свечей
с.Рождественская Хава, 2-й стан, жителей обоего пола-2700, государственные крестьяне. Сельская расправа. Училище
с.Рыкань(Малая Усмань), 2-й стан, жителей обоего пола- 2000, государственные и помещичьи крестьяне. Сельская расправа
с.Семилуки, 4-й стан, жителей обоего пола- 1078, государственные крестьяне. Ярмарка
с.Смердячная Девица, 4-й стан, жителей обоего пола- 3398, государственные крестьяне. Сельская расправ. добывание камня для жерновов и цоколей
с.Тавров(бывшая крепость), 3-й стан, жителей обоего пола- 1230, государственные и помещичьи крестьяне. В 4-х верстах находится Черноярская пристань
с.Тамбовская Маза(Шукавка), 1-й стан, жителей обоего пола- 9279, государственные крестьяне. Сельская расправа. Коннозаводство у крестьян
Толшевский монастырь, 1-й стан. Водяная мельница.Ярмарка
д.Трушкина, 3-й стан, жителей обоего пола-160, государственные крестьяне. Пристань
с.Усмань(Большая Собакина), 3-й стан, жителей обоего пола- 5449, государственные крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление
пригородная слобода Чижевка, 3-й стан, жителей обоего пола- 4692, государственные крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление. Квартира станового пристава. 4 скотобойных завода. Водяная мельница. Сукновальня Тулинова. Училище

Источник:
"Памятная книжка Воронежской губернии за 1856 год"
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
Село НОВОЖИВОТИННОЕ. Церковь Михаила Архангела


Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Новоживотинное Рамонского района Воронежской области.
До начала XVIII в. Новоживотинное было небольшой деревенькой. По благословлению святителя Митрофана Воронежского в 1703 г. из с. Староживотинного перенесли деревянную церковь Михаила Архангела в деревню Новоживотинную, заменив имеющуюся здесь небольшую православную часовню. С переводом церкви, Новоживотинное получило статус села. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

Церковь в XVIII-XIX веках
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Новоживотинном, Воронежскаго уезда, каменная двухпрестольная, придел в ней в честь 3-х святителей Московских. Нынешняя церковь построена в 1780 году на месте прежде бывшей деревянной, о существовании которой известно из благословенной граматы, хранящейся в церковной ризнице. Из нея видно, что священник этой церкви Феодор Симеонов в 1762 году (24 мая) просил Воронежскаго епископа Иоанникия исправить сломанные ветром церковную главу и крест, а прежде его был поп Сидор Спиридонов».

Ранее при церкви отмечен был: «поп Спиридон; дворов в селе было: 1 церковный, один помещичий и 16 крестьянских; к приходу этаго села относились Ольховая и Донская Айдарская».

Деревянная церковь в Новоживотинном была разобрана и продана в село Швырево Землянского уезда. В 1780 году построили новую каменную Архангельскую церковь. Вот что об этом пишет Самбикин: «В 1780 году церковь в селе Новоживотинном была построена на средства помещицы Анны Львовны Веневитиновой, распространена и возобновлена в 1854 году усердием тайного советника Алексея Владимировича Веневитинова, каменная с такою же колокольнею. Земли усадебной 3, пахатной 33 и луговой 7 десятин. Один подцерковный деревянный дом. Прихожан 840 душ, деревни: Донская-Айдарская (4 версты), Буравлянка (4 версты), Маховатка (1 верста) и Ольховатка (5 верст)».
Из описи церковного имущества, составленной в 1806 году священником Петром Кутеповым, можно узнать некоторые сведения об убранстве Архангельской церкви этих лет. Утварь в храме почти вся из серебра. Упоминаются кресты, потир, дискос, ковчег, кадила ювелирной работы - все конца XVIII - нач. XIX вв. Копис (для раздробления просфор) - стальное. Также имеется описание риз священника и диакона. Для священника в сей церкви предназначалось 12 риз, а для диакона 10 риз: «... цветная, малинового атласа, оплечье парчовое, опушка по подольнику голубого атласа, окою оплечьев - кресты мишурные, звезда той же парчи. Стихарь - желтого букета по белой насыпи с золотыми шелковыми травами, опушка из белого французского штефа...». Это описание ризы диакона. В таком же духе описываются все остальные ризы священнослужителей. В церкви имеются также очень дорогие книги. Упоминается, например, Апостол 1713 г. и Евангелие 1703 г., исполненное «на александрийской бумаге, со среброзлащенной доской сверху».

Заметка в Воронежских Епархиальных Ведомостях №3 за 1871 год: «Придел в церкви Архистр. Михаила устроен в 1780 году помещиком этаго села Акиндином Фадеевичем Веневитиновым, по преданию, в честь его сыновей Петра, Алексей и Ионы».
В иконостасе этого придела, выполненного в серебряной позлащенной ризе, имелась надпись, что «этот образ устроен здешним помещиком Фаддеем Веневитиновым в благодарность Богу за дарование ему внука Петра Акиндинова, родившагося в 1738 году, октября 5-го дня».
В отличие от главного алтаря, придел был теплым и предназначался для зимних богослужений, а сам храм был построен в стиле позднего барокко. Сохранилось описание, составленное священником села Чертовицкое Федором Владимировым: «...Колокольня при сей церкви каменного здания со шпилем, выкрытым белою англицкою жестию и со взлащенным крестом. Паперть внутри оштукатурена и покрашена. Пол в оной плитяной, дверь окованная железом. Трапеза при сей церкви каменного же здания, полы в них устроены паркетные, печь сей церкви кафельная, духовая, оконные рамы искуссной столярной работы с разноцветными стеклами. Иконостас живописный, с искусною вызлащенною резьбою, устроен в один пояс, сверху имеет фигуру четырех арок, над ними поставлены разныя вызлащеныя штуки в сиянии». Далее сле­дует описание икон, которые все поставлены соответственно чину: справа царских врат - Спаситель, слева - Богородица. С боков оных имеются иконы 3 святителей московских, князя Владимира, св. Архистратига Михаила, преп. Сергия Радонежского, Магдалины Марии и св. Аполлинарии».

В 1890 г. Веневитиновыми была построена церковно-приходcкая школа. По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Николай Михайлович Скрябин) и псаломщик (Петр Андреевич Пчелинский). Дворов в конце XIX века насчитывалось 256, в них проживало 1578 человек.

Церковь в XX веке
В 1920-х годах церковная утварь была конфискована, а в последующие годы церковь полностью оказалась разграбленной. В 1930-х гг. начала работать антирелигиозная пропаганда. В 1931 года жители Новоживотинного и других близлежащих поселков, подписали письмо с требованием закрыть в селе церковь и год спустя Архангельская церковь была превращена в колхозное зернохранилище (по другим данным церковь использовалась под гаражи сельскохозяйственной техники). Колокола исчезли, церковное кладбище и родовые захоронения основателей села были варварски осквернены и разрушены.
С июля 1933 года воронежский завод имени Коминтерна ежегодно организовывал в Новоживотинном пионерский лагерь, который размещался в здании церкви. Храм простоял в селе вплоть до войны, когда был разрушен. Во время хрущевских гонений на церковь, здание было окончательно разобрано по кирпичику.

Источник:
Социальная сеть: "Одноклассники"
http://ok.ru/gorodpravoslavie/topic/63977451064308
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12865
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6910
Поселок РАМОНЬ. Церковь Николая Чудотворца


Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в поселке Рамонь Рамонского района Воронежской области.
Рамонь возникла, как село, в начале XVII века у древнего городища Ромня. Новые переселенцы на реке Воронеж переиначили имя городища, назвав село Рамонь от старого русского слова «раменье», означающее поселение у края леса. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

В Дозорной книге 1615 года упоминается: «Село Рамень на реке на Воронеже за помещики, в селе церковь Николы Чудотворца древена, клетцки, пашни паханые церковные земли пять четвертей, да дикого поля пять четвертей, обоево, пашни и дикого поля десять четвертей в поле, а в дву потому ж».

Первоначально церковь была деревянной и располагалась близ протекающей рядом реки, однако разливы вешней воды постоянно подмывали храм и было принято решение о переносе его на более возвышенное место. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) отмечал, что в начале XVIII века в селе Рамони: «… церковь св. Николая Чудотворца, при ней был поп Сидор Прокофьев. В этом селе было дворов: два церковных, два помещичьих, два крестьянских и 9 однодворческих. К приходу этой церкви принадлежала деревня Болотная - имение князя Юрия Феодоровича Кольцова-Масальскаго».
Каменная церковь вместо обветшавшей деревянной была построена в 1803 году. Вот что об этом писал архиепископ Самбикин: «Церковь в Рамони, каменная с такою же колокольнею, построена на средства Ивана Ивановича Тулинова в 1803 г. В Рамони была Николаевская церковь в начале XVIII века, и в 1730 году при ней был священник Исидор. Земли 33 десятины пахатной; один подцерковный дом. Прихожан 600 душ. Хуторы: Анна, Березовка и Муровлянка (в 10 верстах). Село Рамонь - имение Ея Императорск. Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской». Церковь поставили на выезде из села.
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Григорий Кириллович Попов) и псаломщик-дьякон (Базилевский Феодор Александрович). Дворов в селе насчитывалось 223, в них проживало 1712 человек. Сохранилась церковная ведомость 1911 г., согласно которой приходу принадлежало 33 десятины земли, имелся собственный вклад в банке, при храме были отстроены дома для священника и псаломщика, караулка, деревянная "покойницкая" часовня, действовала одногодичная начальная школа, учрежденная еще в 1883 году. Настоятелем храма был священник Иоанн Родионов, преподававший в школе Закон Божий. От имени императрицы Марии Феодоровны батюшке был пожалован золотой наперсный крест, награда довольно редкая в дореволюционной России. Отец Иоанн умер незадолго до начала репрессий, развернутых после революции. На его место пришел новый священник, арестованный в 1930-е годы.

Протокол № 55 заседания секретариата облисполкома предписывал отдать церковь под рабочий клуб. Но это решение не было осуществлено. Хотя официально было выделено 35 тысяч рублей на переоборудование храма. Он был разрушен в 1932 г. Долгое время в церковной сторожке размещался Сбербанк. В 1975 году снесли и ее – во время строительства центра Рамони и оформления площади поселка.

История возрождения храма берет свое начало в 1997 году, когда приходской общине для совершения богослужений был передан дом помещика Тулинова (за два столетия до этого построившего на свои средства Никольский храм). В 1999 году был освящен закладной камень в основании нового здания церкви, а уже 19 декабря 2002 года, в возрожденном по сохранившимся фотографиям храме, прошла первая служба.

Источник:
Социальная сеть: "Одноклассники"
http://ok.ru/gorodpravoslavie/topic/63984776678388
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 23 24 25 26 27 28 Вперед →
Модераторы: РоманС, Лёна
Вверх ⇈