На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
По отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии разбит по уездам/волостям. Большая просьба - придерживаться выбранной (участниками форума) схемы для открытия новых тем.
Сведения по ГАБО (сообщения Ki-Reel ) Ф1157 Рожновский волостной исполнительный комитет Суражского уезда 1917-1923 гг. Ссылка Ф_549 СУРАЖСКОЕ УЕЗДНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО. Ревизские сказки Ссылка РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА. 1858 года генваря 2 дня Черниговской губернии Мглинского уезда деревни Писаревка (сообщение DmitriyVit ) Ссылка Метрические книги сел Яцковичи и Новоселки (сообщение Waldek ) Ссылка
Сведения по ГАБО (сообщения Jekaterina ) Орловская губерния: Церкви Брянского уезда Ссылка Черниговская губерния. Церкви Мглинского уезда Ссылка Калужская губерния: Церкви Жиздринского уезда Ссылка
Черниговские епархиальные известия - Записки Черниговского Губернского Статистического Комитета. Кн.1 /Черниг. Губ. Стат. Ком. – Чернигов: Губ. тип., 1866. – 256 с. Записки Черниговского Губернского Статистического Комитета. Кн.2: Вып. 1 и 2 / Черниг. Губ. Стат. Ком. – Чернигов: Губ. тип., 1868. – 256с.
Записки Черниговского Губернского Статистического Комитета. Кн.2: Вып. 3 и 4 / Черниг. Губ. Стат. Ком. – Чернигов: Губ. тип., 1869.–149–347; 57–112 с.
Записки Черниговского Губернского Статистического Комитета. Кн.2: Вып. 5 и 6 / Черниг. Губ. Стат. Ком. – Чернигов: Губ. тип., 1872. – 136 с.; 4 л. табл.
Список населенных мест Черниговской Губернии, имеющих не менее 10 жителей по данным 1901 года / Черниговский Губернский Статистический Комитет. – Чернигов: Тип. Губ. Правления, 1902. – 188, Х,12 http://elib.shpl.ru/nodes/25839#page/1/mode/grid/zoom/1
Труды Статистического Отделения при Черниговской Губернской Земской Управе. Вып.1. – Чернигов: Земская тип., 1877. – 285с.; 1 л. табл. Запорожцы на российской службе 1618-1619 гг. Отчет Суражской уездной земской управы... Суражская уездная земская управа. 1913 г. Ссылка Полученные пособия на детей (Суражский уезд) Ссылка А.К.Зайцев. Черниговское княжество X - XIII веков. Ссылка ВСЯ НАЛИЧНОСТЬ МЕТРИЧЕСКИХ И ИСПОВЕДНЫХ КНИГ ПО ВСЕМ СЕЛЕНИЯМ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, ИМЕЮЩАЯСЯ В ГАБО Сообщение sobornoe delo Реестр всего Войска Запорожского 1849 года Ссылка Неурядова старшина Гетьманщини и др. Библиотека Заруба В.М. Административно-территориальное устройство и администрация Запорожского Войска в 1648-1782 гг. (Адміністративно-територіальний устрій та адміністрація Війська Запорозького у 1648-1782 рр.). Днепропетровск. 2007 Книга
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Из метрической книги церкви Троицы на Арбате, гор. Москва:
30.05.1915 – род. Ольга, незак. дочь дочери стародубского мещанина Матрены Семеновны Царапенко.
Из метрической книги церкви Пимена в Старых Воротниках гор. Москвы:
18.06.1913 – род. Ольга, дочь крестьянина с. Синьково, Мглинского у. Ивана Григорьевича Высоцкого и Евфросиньи Никифоровны.
28.03.1915 – род. Тамара, дочь мещанина гор. Новозыбкова Ивана Андреевича Трехполуднева и Александры Николаевны.
Из метрической книги церкви Вознесения на Царицынской улице:
7.01.1908 – брак между мещанином гор. Клинцы Иосифом Иосифовичем Штелингом, 40 лет, 2 брак, и германской подданной Эммой-Ольгой Пешель, 24 года. Развод 4.12.1928.
ГАБО Фонд № 251. Опись № 1. Опись №1 дел постоянного хранения церкви Суражского уезда Черниговской губернии (коллекция) Даты документов: 1781–1942 гг. Тип документов: Управленческая документация Архив ГАБО
Историческая справка
Церковь - особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучений и культа. Верующие имеют специальные здания для богослужений и отправлений культа .
Кроме исполнения религиозных функций, церковь была учреждением, где происходила запись актов гражданского состояния - регистрация рождения, брака и смерти граждан.
Церковь, как правило, располагалась в наиболее крупном населенном пункте, каким являлись в России село, уездный или заштатный город. Каждая церковь имела церковный приход - близлежащие к селу деревни или улицы в городе. Церковные приходы объединялись в духовные благочинные округа, а те в свою очередь - в епархии. Епархию возглавлял архиерей, благочиние - благочинный. Епархией руководила духовная консистория, которая подчинялась святейшему Синоду - высшему законосовещательному административному учреждению по делам русской православной церкви .
Церкви Суражского уезда принадлежали к Черниговской епархии.
Фонд № 251 включает документы старообрядческих и единоверческих церквей.
Старообрядчество - есть последование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т.е. всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и до церковных обычаев .
Единоверие - вид воссоединения русских старообрядцев-раскольников с православной церковью, по которому за старообрядцами сохраняется право совершать богослужения и таинства по старопечатным книгам и по своим обрядам, под условием подчинения в иерархическом отношении православной церкви и принятия священнослужителей от православных архиереев .
20 января (2 февраля) 1918 года СНК принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . С этого времени запись актов гражданского состояния была передана местным органам власти.
Аннотация
В состав фонда вошли следующие виды документов:
- МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ церквей Суражского уезда;
- КНИГИ БРАЧНЫХ ОБЫСКОВ;
- ИСПОВЕДНЫЕ КНИГИ;
- КНИГИ ПРИХОДА И РАСХОДА ДЕНЕЖНЫХ СУММ;
- отчёты церковного старосты Вознесенской Единоверческой церкви посада Клинцы Дмитрия Васильевича Барышникова за 1893-1915 годы;
- РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА о состоящих при Троицкой Единоверческой церкви посада Клинцы священно и церковнослужителях с их семействами за 1857 год.
Церкви Стародубского уезда Черниговская епархия Черниговская духовная консистория Святейший Синод 16-20вв Историческая справка
Стародубский уезд в 18 - 20 в. ходил в состав Черниговской губернии. Церкви уезда относились к Черниговской епархии. Общее число церквей Черниговской епархии по статическим данным 1890 г. насчитывало 1201, в Стародубском уезде - около 80, в самом Стародубе было 19 церквей.
Стародуб расположен по берегам рек Бабинец и Судость. Город впервые в исторических документах упоминается в завещании Владимира Мономаха в 1080 г. С 1503 г. Стародуб входил в состав Московского государства. После объединения Украины с Россией в 1654 г. стародубские земли административной единицей - Стародубский полк - вошли в состав Украины.
В 17 в. Стародуб - крупный центр, обладавший правами городского самоуправления. В 1803 г. город получил статус уездного.
По описи 1781 г. в Стародубе построено 22 церкви. В 70-е годы 19 в. насчитывалось 11 приходский церквей, 4 приписных и 4 кладбищенских.
Храм Рождества Богородицы до конца 17 века считался соборным. В 1681 г. церковь сгорела от молнии и была перестроена в 1875 г.
Каменный храм Рождества Христова с начала 18 в. до 1863г. был соборным. Первое деревянное строение сгорело во время пожара 1677 г. , новое было построено в 18 столетии. Храм имел "иконостас в 4 яруса, 13 сажей в длину и вышину".(Историко статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873, кл. 1, с. 4.)
Во время пожара 1677 г. сгорела церковь святого Николая, упомянутая в источниках как Старо-Николаевская. Новый каменный храм святителя был построен в 1802 г. Новониколаевский храм в 1823 г. был воздвигнут на деньги помещика Никлая Андреевича Ширяя , пожертвовавшего 15 тыс. рублей.
Храм Преображения Господня, построенный в 1698 г. полковником Михаилом Андреивичем Миклашевским , перестраивался вновь в 1884 г.
Освящение каменного храма в честь Иоанна Предтечи произошло в 1720 г. Особенностью храма являлось изображение на задней стене герба гетмана Ивана Ильича Скоропадского.
Новая каменная церковь Вознесения Господня была выстроена в 1800 г. на месте обветшалой деревянной. В храме был придел в похвалй Богоматери.
Деревянный храм св. Афанасия и Кирилла упоминается в документах за 1739 г. Возобновлен этот храм на каменном фундаменте в 1835 г. и имел два придела - во имя св. Варвары и св. Димитрия Ростовского.
Дреревянная церковь праведных Захария и Елизаветы была построена в 1773г. хорунжием Захаром Ширяем. Во 2-ой половине 19 в. этот храм и храм Иоанна Богослова были закрыты как бесприходные.
В 1827 г. открылся каменный храм священномученика Симеона, построенный на месте сгоревшего деревянного. В пользу притча служили проценты с капитала Василия Холодовича.
В 1756 г. в Стародубе Карп Пашкевич выстроил на свои деньги каменную церковь Успения пресв. Богородицы.
Каменный Богоявленский храм, как говорится в записке священника церкви Иоанна Затворницкого на Евангелие, основан в 1770 г. , а освящен в 1788 г.
Деревянная Покровская церковь была построена в городе в 1688 г. Тимофеем Алексеевичем Жоровкой. В 1852 г. храм был возобновлен на пожертвовения Зиновия Кибальчича.
В 1690 г. полковник Михаил Андреевич Миклашеский в честь архистратига Михаила построил на месте ветхого храмр новый. В 1835 г. церковь была перестроена потомком полковника Михаилом Михайловичем Миклашевским.
Древнейшие села Стародубского уезда: Пыщачи, Погар, Синино, Суходлье, Мишковка, Понуровка, Медведово, Нижнее, Душкино, Галенск, Яцково, Рюхово, Гарцево, Яремино, Оскоики, Артюшово, и др, возникли до татарского нашествия. Другие населенные пункты известны с XV века. Источники о времени построения церквей датированы 17 веком.
Самые старшие из всех церквей в уезде: Покровский храм с. Мишково, построенный в 1689 г. и Покровский храм в с. Новое - 1675 г., выстроенный священником Кириллом Ждановским. Время создания остальных церквей 18 - нач 19 в. Восновном это были деревянные постройки. Со временем здания ветшали , многие были уничтожены пожарами ( с. Андрейковичи - Николаевская ерковь), начиная с середины 19 в. выстраиваются новые каменные храмы, пристраиваются приделы, колокольни.
Церкви строились на осударственные деньги и на средства богатых набожных местных жителей или владельцами сел. Например, приходской храм с. Понуровки в честь св. Троицы, основанный по документам позднене 1678 г., перестроен в 1778 г. усердием Елены Данииловны Микиошевской, женой владельца села Осипа Михайловича Микиашевского. Иждивениями Петра Михайловича Бороздны был построен каменный храм Успения пресвятой Богородицы в с. Медведово в 1798 в. По описанию храм представлял собой :"11 сажен от горнего места до западной двери, 7,5 сажен в ширину и 20 сажен в вышину."(т.ж. с. 88). В 1817 г. генерал Андрей Михайлович Миклошевский в селе Нижнее выстроил храм Рождества Богородицы.
Число прихожанв приходских церквях уезда во 2-й половине 19 в. достигало 1000 человек. Это казаки, бывшие владельческие поселяне, казенные крестьяне.
В 18 - нач. 19 в. церкви имели пахотные земли, сенокосы, полученные в пользование от государства. При Богородичском храме с. Андрейковичи " ружная земля; на 1/2 четвери, сенокоса на 50 возов, роща осиновая на 60 сажен длиною и на 30 шириною" ( там же с.76).
Многие священники являлись владельцами землей, выделенной или в пользование местными жителями. Так, жители с.Азаровичи, принимая священника в новую церковь в честь Воскресения Христова, обязались платить ему определенные деньги за требы и назначили в его пользу землю и отсыпной хлеб (по 4 четверика с дома) (тем же с. 98).
Священнику церкви Успения Богородицы с.Медведово Василию Деше по ведомости 1767 г. принадлежали пахотная земля, на которой " во всех трех зменах посевом ржи 3 четверти, два огорода в посеве конопли на 3 четверика, сенокос на 13 возов" (там же с.90). Все это было дано Василию владельцем села. При храме действовала школа.
Школы были окрыты и при храмах в селах Балыкино, Мишковка.
В селе Гринево владелицей имения княгиней Натальей Степановной Гомщиной для бедных и больных людей была устроена богодельня в честь преподобного Сергия.
Храмы Стародубского уезда на рубеже 18 - 19 в. отличались не только архитектурным великолепием, но и богатым внутренним убранством. Например храм во имя животворящей Троицы в с. Городище, сооруженный в 1797 г. обозным Стародуского полка Захарием Искрой выглядел так :" живопись на икостасе академической кисти; под царскими вратами образ Успения Богоматери в серебряной вызолоченной; в алтаре на иконах и во всем икостасе венцы над святыми - серебряные и позолоченные ".
При богослужении каждая церковь использовала старопечатные, часто и рукописные, книги, датированные 17 веком: Евангелие, октоцхи, постные и цветные триоди, апостолы,служебные минеи; и серебряную церковную утварь: напрестольнве кресты, потиры,кадила,чаши.
Использованная литература:
1.Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приос. кн. изд.,1990
2.Отечественная церковь по статистическим данным 1840 по 1891 г / сост. Преображенский,- 1897г.
3.Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигоа,1873, кн.7.
4.Алфавитный список церквей Черниговской епархии / Труды Черниговской губернской архивной комиссии.- Чернигов,1908, вып.7.
Опись №1 дел постоянного хранения церкви Стародубского уезда (коллекция) Архив ГАБО
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)