Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам
открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах.
Географический раздел по Белгородской губернии разбит по уездам/волостям..
Большая просьба - придерживаться выбранной схемы (участниками форума) при открытий новых тем в этом разделе.

Яблоновский уезд (Раздел Белгородская обл.)

В XVIII веке Яблоновский уезд входил сначала в состав Киевской (с 1708 г.), а затем Белгородской (с 1727 г.) губернии.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21 22 * 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: РоманС, ruslua
898770402
Новичок

Йошкар-Ола
Сообщений: 1
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 0
Подскажите, пожалуйста, ищу Фатьяновых из Васильева Дола. Нашла фамилию в списке Яблоновский уезд по Сборной книге 1661 года. Есть ли ещё какая то информация, имя, родственники?
В списке Яблоновские казаки и стрельцы по послужным спискам 1644 и 1645 годов есть казак Фатьянов, а в списке Яблоновский уезд по окладной книге ок. 1653 года в слободе Стрелецкой стрелец Фатьянов.
shekhol
в 1683, 27 дек. — 1684, 24 янв. Выборные списки за руками на выборных ... в) по Яблонову упоминаются городовой службы дети боярские Дмитрий Старосельцов и Сидор Шеховцов ... (Земский собор о вечном мире с Польшей 1683-84 г. Приложения, №6)

Очевидно, это Сидор Антифеев/Евтифеев Шехавцов, сын Антифей/Евтифей Пахомыча Шаховцова

Яблоновский уезд
Холанский стан, д. Прилепы и Халань

1644 Евтифей Шеховцов сын боярский в бое 13 ноя: государю служил, бился явственно убил мужика
1645 Халань, Ковыльня, Прилепы Евтифей Шаховцов сын боярский в бое 28 дек: бился явственно
1653+ село Халань Антифей Шеховцов сын боярский
1661 Халань, Сидор Шеховцов сын боярский
1675 Халанский деревня Прилепы Сидор Антюфеев Шехавцов сын боярский
1646 деревня Прилепы Онтифей Пахомов Шаховцов сын боярский
1680 Холанский деревня Прилепы Сидор Шеховцов сын боярский
1686/87 Сидор Антюфеев Шеховцов Дети боярские городовые службы у него сын Акимка 10 лет
1691 Халанский деревня Прилепы Сидар Шеховцов сын боярский

И этот Антифей, очевидно, записан тут как Онтошка Ш. (т.е. он не Антон):
в Челобитной Осколян, детей боярских, о приписке их к городу Яблонову, 10 октября 1642 г ".... |л. 167| Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русий биют челом холопе твои государевы осколяне, детишки боярскои, ... Онтошка Щеховцов. Живем мы, государь, на речки на Холани пот Болшим лесом пот Холанским, от Оскола города долече, верст сорок и болши, и блиска Яблонова города верст сем и поболя, и покосы, и животинои стода сходетца уместе, и покосы у нас Яблонова города жилцы насилством покащевают, и про поля и про животину бои и гробеш б[ы]вает, милосердный государь, царь, и великий князь, Михайла Федорович всея Русий, пожалой нас, холопеи своих, вели, государь, нас от Оскола ко Яблонову городу приписат, и вели, государь, нам сы Яблонова города свою государеву службы сл[у]жит, и всяко тягль тенут, царь-государь, смилайся " (РГАДА, Фонд 210, Приказной Стол, стлб. 158, листы 167-167об / "Памятники Южновеликорусского Наречия. Челобитья и расспросные речи".)

----
АНТИФЕИ
(греч. antitheai, от anti - против, и theos - бог). По греческой мифологии - злые духи, противодействовавшие намерениям богов.
//Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

Или это форма имени АКИНФЕЙ (ИАКИНФ)???
Dim-ev

Dim-ev

Сообщений: 1901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2349

shekhol написал:
[q]
в 1683, 27 дек. — 1684, 24 янв. Выборные списки за руками на выборных ... в) по Яблонову упоминаются городовой службы дети боярские Дмитрий Старосельцов и Сидор Шеховцов ... (Земский собор о вечном мире с Польшей 1683-84 г. Приложения, №6)

Очевидно, это Сидор Антифеев/Евтифеев Шехавцов, сын Антифей/Евтифей Пахомыча Шаховцова
[/q]

Да, другого Сидора в Яблоновском уезде в то время не было...


shekhol написал:
[q]
И этот Антифей, очевидно, записан тут как Онтошка Ш. (т.е. он не Антон):
в Челобитной Осколян, детей боярских, о приписке их к городу Яблонову, 10 октября 1642 г ".... |л. 167| Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русий биют челом холопе твои государевы осколяне, детишки боярскои, ... Онтошка Щеховцов. Живем мы, государь, на речки на Холани пот Болшим лесом пот Холанским, от Оскола города долече, верст сорок и болши, и блиска Яблонова города верст сем и поболя, и покосы, и животинои стода сходетца уместе, и покосы у нас Яблонова города жилцы насилством покащевают, и про поля и про животину бои и гробеш б[ы]вает, милосердный государь, царь, и великий князь, Михайла Федорович всея Русий, пожалой нас, холопеи своих, вели, государь, нас от Оскола ко Яблонову городу приписат, и вели, государь, нам сы Яблонова города свою государеву службы сл[у]жит, и всяко тягль тенут, царь-государь, смилайся " (РГАДА, Фонд 210, Приказной Стол, стлб. 158, листы 167-167об / "Памятники Южновеликорусского Наречия. Челобитья и расспросные речи".)
[/q]

Там в документе не Онтошка, а Онтюшка , а в другом месте того же документа (этой части нет в Памятниках) он же - "Евтифейко".


Прикрепленный файл: Снимок2.JPGСнимок1.JPG, 23969 байт
---
Служилые люди южных уездов XVII - нач. XVIII вв.
Справочные материалы, родословные, публикации
Краеведческие статьи
Для донатов 👉
Лайк (1)
Dim-ev

Dim-ev

Сообщений: 1901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2349

shekhol написал:
[q]
в Челобитной Осколян, детей боярских, о приписке их к городу Яблонову, 10 октября 1642 г ".... |л. 167| Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русий биют челом холопе твои государевы осколяне, детишки боярскои, ... Онтошка Щеховцов. Живем мы, государь, на речки на Холани пот Болшим лесом пот Холанским, от Оскола города долече, верст сорок и болши, и блиска Яблонова города верст сем и поболя, и покосы, и животинои стода сходетца уместе, и покосы у нас Яблонова города жилцы насилством покащевают, и про поля и про животину бои и гробеш б[ы]вает, милосердный государь, царь, и великий князь, Михайла Федорович всея Русий, пожалой нас, холопеи своих, вели, государь, нас от Оскола ко Яблонову городу приписат, и вели, государь, нам сы Яблонова города свою государеву службы сл[у]жит, и всяко тягль тенут, царь-государь, смилайся " (РГАДА, Фонд 210, Приказной Стол, стлб. 158, листы 167-167об / "Памятники Южновеликорусского Наречия. Челобитья и расспросные речи".)
[/q]

Тут ещё и архивная ссылка на первоисточник некорректная. Это Белгородский стол, а не Приказной.
---
Служилые люди южных уездов XVII - нач. XVIII вв.
Справочные материалы, родословные, публикации
Краеведческие статьи
Для донатов 👉
Лайк (1)
Dim-ev

Dim-ev

Сообщений: 1901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2349

shekhol написал:
[q]
в Челобитной Осколян, детей боярских, о приписке их к городу Яблонову, 10 октября 1642 г ".... |л. 167| Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русий биют челом холопе твои государевы осколяне, детишки боярскои, ... Онтошка Щеховцов. Живем мы, государь, на речки на Холани пот Болшим лесом пот Холанским, от Оскола города долече, верст сорок и болши, и блиска Яблонова города верст сем и поболя, и покосы, и животинои стода сходетца уместе, и покосы у нас Яблонова города жилцы насилством покащевают, и про поля и про животину бои и гробеш б[ы]вает, милосердный государь, царь, и великий князь, Михайла Федорович всея Русий, пожалой нас, холопеи своих, вели, государь, нас от Оскола ко Яблонову городу приписат, и вели, государь, нам сы Яблонова города свою государеву службы сл[у]жит, и всяко тягль тенут, царь-государь, смилайся " (РГАДА, Фонд 210, Приказной Стол, стлб. 158, листы 167-167об / "Памятники Южновеликорусского Наречия. Челобитья и расспросные речи".)
[/q]

Ранее неоднократно давал ссылку на мои статьи по поводу этого случая. Цитирую здесь:

Через несколько лет осколяне, проживавшие севернее, в населенных пунктах по речке Халань: селе Халань и деревнях Ковылино и Прилепы – также стали просить о переводе их в Яблоновский уезд. Жители этих трех населенных пунктов в челобитных именуются как «халанские» помещики – дети боярские. 22 сентября 1642 года в Яблоновской приказной избе они (Астафий, Максим и Петр Жилины с товарищами, всего 50 человек) подали челобитную, в которой сообщили: «живем мы, Государь, на речки на Холани ... от Оскола города долечи – верст сорок и больши, и блиска Яблонова города – верст семь и поболя...». Далее они жаловались, что их поместные сенокосные владения оказались смежными («сошлись») с яблоновскими землями, из-за чего они терпят притеснения от яблоновских жильцов, которые косят их сено и воруют скот.

10 октября 1642 года яблоновский воевода Дмитрий Трофимович Сеитов отправил эту челобитную с отпиской в Москву. Документы привез в Разряд халанец Василий Збитнев, который в расспросе сообщил разрядным дьякам Ивану Гавреневу и Григорию Ларионову и другие подробности: «...ныне им с своею братьею городовая служба служить невмочь, от города от Оскола отдалели, а как по государеву указу устроен город Яблонов и земляной вал – и им ныне подать по государеву службу служить по Яблонову, потому что они живут от города от Яблонова верст з десять, а от яблоновского земляново валу от холанской башни, которая башня поставлена для сторожи по конец земляного валу под Халанским лесом, – живут они верст с шесть».

Далее он напомнил, что в этом месте у Халанского леса в 1642-м году в Оскольский уезд прошли крымские люди, и сообщил, что в том же году халанские дети боярские соорудили в Халанском лесу засеку длинной 3 версты и шириной 30 саженей. Збитнев подтверждал, что они готовы были начать служить вместе с яблоновцами, в том числе стоять в стороже на Халанской башне (с нее можно было наблюдать степь на 10 и более верст). Нужно отметить, что Яблоновский участок Белгородской черты, имел важную стратегическую задачу – перегородить Изюмский шлях, и в целом был закончен еще в 1640 году, а в последующие годы (1641–1642) возводились небольшие укрепления в восточном направлении к реке Оскол. Засека, сооруженная детьми боярскими, вероятно, была одним из таких сооружений.

Судя по всему, дети боярские в своей челобитной несколько преувеличили расстояние до Оскола и приуменьшили до Яблонова: от Русской Халани до Яблонова только по прямой около 27 км. Кроме того, согласно более поздней «Росписи расстояний между украинными городами по книгам и по чертежу боярина кн. Б.А. Репнина, И. Хомякова, С. Лабодинского и И. Тимирязева» расстояние до Яблонова от Халани около 14 верст, а от Прилеп – около 10 верст. Возможно, дети боярские ориентировались на расстояние до Яблонова от ближайшей к нему деревни (Прилепы), в этом случае более или менее достоверным можно считать лишь сведения о расстоянии, сообщенные в Разряде В. Збитневым.

Разрядные дьяки уточнили численность служилых людей в обоих уездах по спискам 1641/42 г. Согласно их выписке в Оскольском уезде числилось: детей боярских полковых 391 человек, станичников – 148, беломестных казаков – 31, стрельцов – 87, полковых казаков – 117, пушкарей и затинщиков – 50, воротников – 8, казенных кузнецов – 2, черкас – 33; всего – 863 человека. Кроме того, осадных людей – 437 человек (родственники, соседи и дворники служилых людей, монастырские крестьяне с пищалями и рогатинами), итого по росписи всяких служилых людей – 1300 человек. В Яблоновском уезде: сотников 4 человека, иноземцев – 4, детей боярских – 24, казаков сведенцов – 408, казаков из московских стрельцов и из михайловских казаков – 50, стрельцов – 118, пушкарей – 20, кузнецов – 2, голубинских казаков 31; всего 683 человек.

По итогам анализа собранных материалов в Разряде было принято предварительное решение: передать детей боярских населенных пунктов Халани, Ковыльной и Прилеп в служебном отношении в ведение яблоновского воеводы. В ноябре 1642 года воеводам городов Яблонова (Д.Т. Сеитову) и Оскола (П.В. Коробьину) были направлены соответствующие государевы грамоты, в которых велено было служилых людей «ведать службой к Яблонову» до отдельного государева указа. Яблоновскому воеводе вдобавок был направлен список этих пятидесяти детей боярских с их поместными окладами, а также дано указание по получению грамоты («и как к тебе ся наша грамота придет») пересмотреть их всех налицо и назначить для несения службы на Халанской башне. Яблоновский воевода получил грамоту 13 декабря 1642 года и в соответствии с указанием из Москвы назначил детей боярских нести службу в стороже на Халанской башне по очереди по 10 человек, а также наказал им быть наготове для «больших вестей и для приходу воинских людей».

Однако вскоре дело получило необычный оборот. 12 января 1643 года государю подали челобитную оскольские дети боярские Петр Злобин и Иван Лукьянчиков «и все полковые дети боярские» (то есть от лица детей боярских всего Оскольского уезда). В свое челобитной они сообщили, во-первых, что халанские помещики Астафий Жилин с товарищами основывались в своей челобитной на недостоверных фактах («били челом ложно»), так как от Оскола они живут «верст с тритцать, а иные и ближе, а от Яблонова верст с дватцать». Во-вторых, они объясняли, что небольшой численностью (по их словам, на Осколе было всего 332 человека детей боярских) они несут различные служебные обязанности: ездят по вестям и в сторожи, стоят в Осиновом острожке зимой и летом, ходят в походы, провожают послов за Донец, а также выполняют другие поручения и платят подати, что привело их к крайне бедственному положению («разорены без остатку»). Поэтому они просили не передавать халанских помещиков в Яблонов, а велеть им служить с остальными осколянами детьми боярскими, чтобы вместе выполнять служебные обязанности и платить налоги.

Основываясь на новой информации, полученной из Оскола, в Москве приняли компромиссное решение. Халанских помещиков в служебном отношении было велено передать в ведение яблоновского воеводы (на время, до специального указа). В то же время платить подати (посопный хлеб, ямские и стрелецкие деньги) и выполнять работы («городовые поделки делать») им надлежало по-прежнему вместе с другими осколянами. Соответствующие царские грамоты были посланы 21 февраля 1643 года воеводам Д.Т. Сеитову и П.В. Коробьину.

Как показали дальнейшие события, это решение не устранило местных конфликтов. Оскольский воевода, Прокофий Коробьин, получив грамоту 15 марта, послал за халанскими помещиками Семена Жилина и двух стрельцов с указанием собрать с них ямские и стрелецкие деньги и посопный хлеб, а также доставить в Оскол лес для строительных нужд. Халанские помещики указание воеводы не выполнили, ссылаясь на то, что государь указал им служить по Яблонову, а не по Осколу. Вскоре воевода снова направил к ним уже других посланников: Мартына Кононыхина со стрельцом и пушкарем. И снова халанские помещики «государеву указу не послушали», в город Оскол с деньгами, хлебом и лесом не поехали, а сына боярского, стрельца и пушкаря «лаели» и хотели побить. Выяснилось также, что на это их подговаривал яблоновский воевода Дмитрий Сеитов: «только с Оскола Прокофей Коробьин за вами пришлет стрельцов и пушкорей многих людей и велит вести ямские и стрелецкие деньги и посопной хлеб и на городовую поделку лес – и вы, де, той иво посылки не слушайте, с ямскими и стрелецкими деньгами и с посопным хлебом на городовую поделку с лесом в город на Оскол не ездите, и про ту ево присылку пришлите с вестью в Яблоновой ко мне». Все эти события аккуратно изложены в челобитной оскольского воеводы, которую 14 апреля 1643 года привез в Москву Федор Юрковский.

Реакция Москвы была предсказуема. 27 апреля 1643 года с тем же Федором Юрковским воеводам Оскола и Яблонова были посланы новые грамоты. Коробьину, за то, что халанские помещики ослушались государева указу, предписывалось отобрать из них двух лучших и посадить в тюрьму. Сеитову приказывалось выслать двух или трех халанских помещиков с собранными налогами в Оскол к воеводе Коробьину, а за ослушание также двух человек из них надлежало посадить в тюрьму на два дня и отписать об этом в Москву.

Как показал дальнейший анализ документов, халанские помещики чинили препятствия и писцам. Так, 3 марта 1643 года в Поместный приказ подали челобитную писцы князь Гаврила Хотетовский и подьячий Тимофей Семенов, направленные в Оскольский уезд для составления писцовых и межевых книг. Они сообщили, что измерили и описали все уездные земли (кроме села Голубино и починка Тростенец, которые к тому времени были уже в Яблоновском уезде), но «розмежевать того узду всего не успели». В качестве причины они ссылались на тот факт, что помещики села Халани и деревень Ковыльная и Прилепы Клим Гнездилов и Петр Пахомов с товарищами отказались ехать в Оскол и не представили писцам справок с прежних книг.

Теперь, после челобитной от писца Г.Хотетовского, к разбирательствам по данному делу подключился и Поместный приказ, вступив в долгую переписку с Разрядом. Начало ее было положено памятью 19 марта 1643 года, направленной дьяками Поместного приказа Михайлой Даниловым и Алферьем Кузовлевым в Разрядный приказ дьякам И. Гавреневу и Г. Ларионову с запросом помимо прочего уточнить, отписаны ли село Халань с деревней Прилепы от Оскола, и велено ли их помещикам служить по Яблонову, а также с каких именно поместий – с тех же, с которых они служили по Осколу, или же они были вновь испомещены в Яблоновском уезде. Отдельно подлежал рассмотрению вопрос дальнейшего статуса поместий тех же помещиков в других станах Оскольского уезда.

26 апреля 1643 в ответной памяти в Поместный приказ дьякам М. Данилову, А. Строеву и А. Кузовлеву («такова память отдана в Розряде Поместного приказу молодому подьячему Володке Довыдову апреля в 29 день в субботу до обеда») разрядные дьяки сообщают, что обнаружили в Разряде вышеприведенное дело халанских помещиков и принятое по нему ранее решение – передать их в ведение яблоновского воеводы на время до специального указа, однако на вопрос о поместьях они не ответили, ссылаясь на то, что «о помесьях в государеве указе и в их челобитье ничево не написано».

Такой ответ Поместный приказ не удовлетворил, и 2 мая 1643 года в Разряд направлена еще одна грамота, в которой напоминалось, что на вопрос прежней памяти от 9 марта, а именно: отписаны ли село Халань и деревня Прилепы к Яблонову, – ответа не получено. На что из Разряда 28 мая повторно отписали, что Халань велено ведать к Яблонову на время, а сведений, за кем в поместьях находится деревня Прилепы, в Разряде не имеется, так как писцовых книг в Разряде нет...

Таким образом, дело по челобитной халанских помещиков о передаче их в Яблонов затянулось. К сожалению, продолжения этой переписки пока обнаружить не удалось (возможно, что она не сохранилась). Известно лишь, что в сентябре 1643 года халанские помещики (А. Жилин и В. Збитнев с товарищами) подали челобитную, в которой жаловались на частую необходимость участия в различных вылазках и походах, в которые их посылали некомпетентные военачальники («люди государневые, полевова дела не знают»), из за чего многие из них потеряли лошадей, стали «пешими», и не смогли засеять хлеб. Халанцы просили пожаловать их денежным жалованием на очередной 7152-й год. В итоге, в декабре 1643 года все они за службу, бой с татарами, убитых на нем татар и за раны получили по 50 четей придачи к поместным окладам и от 1 до 3 рублей – к денежным.

Дальнейшие документы, свидетельствуют, что дело, начатое осенью 1642 года, в конце концов, было решено в пользу халанских помещиков. Подтверждение тому находим в частности в той же писцовой книге писца Г. Хотетовского, где сказано, что халанские помещики по государеву указу и по памяти из Поместного приказа за подписью дьяка Андрея Строева 3 апреля 1644 года отписаны от Оскола к Яблонову.

Итак, еще три населенных пункта Орлицкого стана: Халань, Прилепы и Ковыльная – были переданы в Яблоновский уезд. Они вошли в Переписную книгу города Яблонова и Яблоновского уезда 1646 года переписи А.Ф. Бобарыкина. Описанные выше события 1642–1644-х годов можно считать вторым этапом административных преобразований.

Упоминаемые персоны:
- Астафий Исаев сын, Петр Исаев сын, Максим Гаврилов сын Жилины – помещики села Халань.
- Петр Савельев сын Злобин и Иван Ермолов сын Лукьянчиков – помещики села Яблоново Орлицкого стана. П.С. Злобин в службе с конца 1620-х гг., в 1640-х гг. был сотенным головой, выполнял различные ответственные поручения воевод.
- Семен Елизаров (Азаров) сын Жилин – сын боярский, помещик села Хмелевое Орлицкого стана. Предположительно, не является родственником халанским Жилиным.
- Мартын Петров сын Конаныхин – сын боярский, помещик села Успенское (Егорьевское) Дубенского стана.
- Федор Юрьев сын Юрков (Юрковский) – сын боярский, помещик села Короваево (Геросим) Окологородного стана.
- Клементий Анофриев сын Гнездилов и Петр Микитин сын Пахомов – дети боярские, помещики деревни Ковыльная.
---
Служилые люди южных уездов XVII - нач. XVIII вв.
Справочные материалы, родословные, публикации
Краеведческие статьи
Для донатов 👉
Лайк (2)
Dim-ev

Dim-ev

Сообщений: 1901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2349

ион ионов написал:
[q]
Здесь нужно знать,что правительство исключало во второй половине 17 века казаков,стрельцов,посадских людей и пр.,поверстанных в дети боярские из дворянских списков(дворян и детей боярских).Стрельцы,козаки,посадские и пр. возвращались в прежние свои службы по прибору,или в тяглое состояние..Поэтому многие из этих категорий людей во второй половине 17 века детьми боярскими уже могли не быть..Павлов-Сильванский Н. Государевы служилые люди.Происхождение русского дворянства. стр.224
https://www.prlib.ru/item/406932
[/q]

Что-то я не встречал такого, чтобы их исключали из чина детей боярских... Вполне себе оставались в детях боярских и встречаются в различных списках. Указанный персонаж, например, записан как сын боярский в 1653, 1661 гг. Его потомки продолжили службу в детях боярских, их можно найти в списках и в 70-е и в 80-е и в 90-е гг. Конечно (что отражает общую тенденцию) ряд представителей рода с возникновением полков нового строя записались в солдаты и рейтары.

Кстати, "по прибору" - такого выражения тогда не было. Этот термин возник только во 2-й половине XIX в. в трудах русских историков, в частности Беляева. Монография Павла-Сильванского, которую Вы цитируете, написана всё таки довольно давно - ещё в XIX веке... С тех пор было много разных исследований по данной теме - и в советский период, а ещё больше в последние десятилетия. Например, вопрос верстания в дети боярские представителей других "сословий" подробно разбирается в трудах Т.А. Лаптевой.

И конечно всё зависело от юридического оформления такого верстания. Указанный случай был подтверждён государевым указом, поэтому не было оснований его пересматривать. Можно конечно допусть, что какие-то воеводы имели неосторожность поверстать в дети боярские из другого чина без согласования с центром, тогда могло быть возвращение в прежнюю службу. Но такие случаи, если они и есть, довольно редки.
---
Служилые люди южных уездов XVII - нач. XVIII вв.
Справочные материалы, родословные, публикации
Краеведческие статьи
Для донатов 👉
Лайк (1)
Dim-ev

Dim-ev

Сообщений: 1901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2349

898770402 написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, ищу Фатьяновых из Васильева Дола. Нашла фамилию в списке Яблоновский уезд по Сборной книге 1661 года. Есть ли ещё какая то информация, имя, родственники?
В списке Яблоновские казаки и стрельцы по послужным спискам 1644 и 1645 годов есть казак Фатьянов, а в списке Яблоновский уезд по окладной книге ок. 1653 года в слободе Стрелецкой стрелец Фатьянов.
[/q]

Среди первых поселенцев Васильева дола Фатьяновых не было (первой группе детей в количестве 35 человек боярских земля здесь выделялась воеводой Ф. Леонтьевым до февраля 1648 г., остальные 15 получили её до августа того же года). 70-80% нововерстанных детей боярских Василева долу - из яблоновских стрельцов и казаков.

В документах 1640-50-х гг. встречаются стрельцы Афонка и Микитка Фатьяновы, но в данном случае это может быть не фамилия, а отчество.

Также была линия яблоновских казаков. Их родоначальник Сава Максимов сын Фатьянов впервые появляется в послужных списках 1644-45 гг. В 1649 г. служил станичным ездоком, примерно со 2-й половины 1660-х гг. - рейтаром.

В Васильевом долу фамилия появляется впервые в 1661 г. Первый представитель сын боярский Андрей Максимов сын Фатьянов. Его сын Карп упоминается в документах 1670-90-х гг. также в чине сына боярского. На 1-ю ревизию в селе Васильев дод два двора Фатьяновых.

Вполне вероятно, что Фатьяновы Васильева дола - родственники яблоновским казакам Фатьяновым, но документального подтверждения этому нет.

Фрагмент из сборной книги за 1661 г. с упоминанием сына боярского Андрея Максимова сына Фатьянова среди помещиков села Васильев дол:


Прикрепленный файл: Снимок.JPG
---
Служилые люди южных уездов XVII - нач. XVIII вв.
Справочные материалы, родословные, публикации
Краеведческие статьи
Для донатов 👉
Лайк (3)
ион ионов

Сообщений: 136
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 78

Dim-ev написал:
[q]

ион ионов написал:
[q]

Здесь нужно знать,что правительство исключало во второй половине 17 века казаков,стрельцов,посадских людей и пр.,поверстанных в дети боярские из дворянских списков(дворян и детей боярских).Стрельцы,козаки,посадские и пр. возвращались в прежние свои службы по прибору,или в тяглое состояние..Поэтому многие из этих категорий людей во второй половине 17 века детьми боярскими уже могли не быть..Павлов-Сильванский Н. Государевы служилые люди.Происхождение русского дворянства. стр.224
https://www.prlib.ru/item/406932
[/q]


Что-то я не встречал такого, чтобы их исключали из чина детей боярских... Вполне себе оставались в детях боярских и встречаются в различных списках. Указанный персонаж, например, записан как сын боярский в 1653, 1661 гг. Его потомки продолжили службу в детях боярских, их можно найти в списках и в 70-е и в 80-е и в 90-е гг. Конечно (что отражает общую тенденцию) ряд представителей рода с возникновением полков нового строя записались в солдаты и рейтары.

Кстати, "по прибору" - такого выражения тогда не было. Этот термин возник только во 2-й половине XIX в. в трудах русских историков, в частности Беляева. Монография Павла-Сильванского, которую Вы цитируете, написана всё таки довольно давно - ещё в XIX веке... С тех пор было много разных исследований по данной теме - и в советский период, а ещё больше в последние десятилетия. Например, вопрос верстания в дети боярские представителей других "сословий" подробно разбирается в трудах Т.А. Лаптевой.

И конечно всё зависело от юридического оформления такого верстания. Указанный случай был подтверждён государевым указом, поэтому не было оснований его пересматривать. Можно конечно допусть, что какие-то воеводы имели неосторожность поверстать в дети боярские из другого чина без согласования с центром, тогда могло быть возвращение в прежнюю службу. Но такие случаи, если они и есть, довольно редки.
[/q]

Я не касался указанно случая,а в связи упомянул этот малоизвестный исторический факт. Вы же не мне возражаете,а Павлову-Сильванскому, ставите под сомнение труд Павлова-Сильванского ..В более поздних работах,кстати, этого никто из исследователей не делал,насколько я знаю.

Кстати,в солдатах и рейтарах дети боярские сохраняли свое положение служилых по- отечеству.,чего не сказать о драгунах.Это тоже Павлов-Сильванский.
Понятие"приборный служилый человек",как и служилый по-отечеству предложены Ключевским.И вам не все-равно,как этот слой служилых людей тогда именовали?Да,хоть "мандаринами"!
.Работа Лаптевой затрагивает больше вопрос нарушений в верстании в дети боярские,А Павлов-Сильванский ,говорил о другом,но и Лаптева не противоречит труду Павлова-Сильванского..



Прикрепленный файл: Opera Снимок_2024-05-24_033643_www.prlib.ru.png
Dim-ev

Dim-ev

Сообщений: 1901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2349

ион ионов написал:
[q]
Вы же не мне возражаете,а Павлову-Сильванскому, ставите под сомнение труд Павлова-Сильванского
[/q]
На такой аргументации мы далеко не уедем…

Мой пост о казаках Стрекозовых, часть из которых были верстаны в дети боярские, Вы прокомментировали следующим образом:
ион ионов написал:
[q]
Поэтому многие из этих категорий людей во второй половине 17 века детьми боярскими уже могли не быть.
[/q]
Я привёл факты о том, что они остались в чине детей боярских, на что Вы теперь пишете:
ион ионов написал:
[q]
Я не касался указанно случая,а в связи упомянул этот малоизвестный исторический факт.
[/q]
Как же это понимать?

Теперь по существу.
В настоящее время недостаточно просто сослаться на одну фразу дореволюционного историка и принять её за истину. Нужны примеры из документов. Если Вы отстаиваете точку зрения Павлова-Сильванского, то я бы на Вашем месте привёл какие-то конкретные примеры о возврате из чина детей боярских обратно в казаки или стрельцы. По какой причине это произошло? Какими документами это было оформлено? Было ли это массовым явлением? Может быть, в ПСЗРИ есть какой-то указ, регулирующий этот процесс?

На мой взгляд опрометчиво делать такие общие выводы на основе одной лишь фразы. На чём основывался автор? Безусловно на каких-то фактах, но, вероятно, это были лишь отдельные эпизоды. Думаю, такое было скорее исключением и касалось тех случаев, когда верстание происходило с нарушениями (например, без указа или за взятку), или когда в дети боярских записывались беглые крестьяне.

Если внимательно прочитать текст из книги Павлова-Сильванского, который Вы теперь привели в более полном виде, можно обратить внимание, на причину возврата в прежние службы или в тягло: чтобы «службы не пустели». Таким образом, можно предположить, что либо речь идёт о беглых, либо верстание проходило с нарушением.

Недавно я в своей статье разбирал случай основания в Яблоновском уезде в 1646-1648 гг. четырёх населённых пунктов (Кузькино, Лозное, Васильев Дол и Порточная поляна) нововерстанными детьми боярскими, которые были верстаны из казачьей и стрелецкой службы. Всего 200 человек. Это очень большое количество, учитывая, что до этого момента в уезде детей боярских насчитывалось всего 81 человек (т.е. увеличение в 3,5 раза!). И никто из них обратно казаком или стрельцом не стал.


ион ионов написал:
[q]
Понятие"приборный служилый человек",как и служилый по-отечеству предложены Ключевским.
[/q]
Впервые термин «приборные служилые люди» появляется в труде И.В. Беляева «Судьбы земщины и выборного начала на Руси», которую он начал в 1864 г. по заказу великой княгини Елены Павловны, а закончил в начале 1866 г., когда рукопись была передана Ю.Ф. Самарину, с тех пор хранилась в архивах последнего и была опубликована только в 1905 г.
prib.jpg
В.О. Ключевский же впервые использовал этот термин (на 20 лет позже) в своём курсе «История сословий в России», который читал в Московском университет в 1886 году. Но в паре со служилыми "по отечеству".

ион ионов написал:
[q]
И вам не все-равно,как этот слой служилых людей тогда именовали?Да,хоть "мандаринами"!
[/q]
Конечно, не всё равно! Попытки осмысления истории исходя из понятий текущего времени могут далеко увести от истинного понимания сути вещей. Данная классификация (по прибору / по отечеству) изобретена в условиях существования сословной системы, которая оформилась в России в XVIII веке. К чему это может привести – советую почитать статью Скобелкина О.В. «Служилые люди южного фронтира: особенности землевладения, земельной и сословной политики государства во второй половине XVII века» (2013).


ион ионов написал:
[q]
Работа Лаптевой затрагивает больше вопрос нарушений в верстании в дети боярские,А Павлов-Сильванский ,говорил о другом,но и Лаптева не противоречит труду Павлова-Сильванского..
[/q]
Нарушения в каком плане? Касательно возвращения в прежние службы Т.А. Лаптева прямо признаёт такие случаи исключением (см. с. 486).
iskl.jpg
Запрет верстать в дети боярские «неслужилых отцов детей» гласно или негласно существовал всегда. Но пополнение этой социальной группы так или иначе происходило и в XVI и в XVII веках.

Сегодня уровень проработки документов на порядок выше, чем до революции, поэтому глубоко изучая архивные источники можно сделать более точные выводы. Т.А. Лаптетва в своей монографии подробно разбирает процесс верстания в дети боярские представителей других сословных групп на 28 (!) страницах, приводя множество примеров. И кстати в том числе подробную историографию этого вопроса (В.Н. Сторожев, Р.Г. Скрынников, А.Л. Станиславский, В.А. Загоровский, А.Г. Маньков и др.).

P.S. Поговорил с коллегами историками. В целом пришли к мнению, что скорее всего этот вывод Павлова-Сильванского базируется на отдельных случаях и относиться скорее к беглым, чем к казакам и стрельцам, верстанным «по государеву указу» (т.е. по указным грамотам, соответствующий пример я привёл выше).
---
Служилые люди южных уездов XVII - нач. XVIII вв.
Справочные материалы, родословные, публикации
Краеведческие статьи
Для донатов 👉
ион ионов

Сообщений: 136
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 78

Dim-ev написал:
[q]
Как же это понимать?
[/q]


Я не про Стрекозовых,в частности,а как дополнение к теме обсуждения.Так понятно?


Dim-ev написал:
[q]
Теперь по существу.
В настоящее время недостаточно просто сослаться на одну фразу дореволюционного историка и принять её за истину. Нужны примеры из документов. Если Вы отстаиваете точку зрения Павлова-Сильванского, то я бы на Вашем месте привёл какие-то конкретные примеры о возврате из чина детей боярских обратно в казаки или стрельцы. По какой причине это произошло? Какими документами это было оформлено? Было ли это массовым явлением? Может быть, в ПСЗРИ есть какой-то указ, регулирующий этот процесс?
[/q]


Пусть ваши коллеги- историки как раз и займутся этим исследованием.


Dim-ev написал:
[q]
Если внимательно прочитать текст из книги Павлова-Сильванского, который Вы теперь привели в более полном виде, можно обратить внимание, на причину возврата в прежние службы или в тягло: чтобы «службы не пустели». Таким образом, можно предположить, что либо речь идёт о беглых, либо верстание проходило с нарушением.
[/q]

Нет.это другое.Это когда одних стало много,а в казаках и посадских уже не кому ходить,перекосы в формировании"штатного расписания".В приведенном мной абзаце из Павлова-Сильванского это черным по белому написано.О беглых и верстаниях с нарушениями Павлов-Сильванский пишет отдельно .


Dim-ev написал:
[q]
Конечно, не всё равно! Попытки осмысления истории исходя из понятий текущего времени могут далеко увести от истинного понимания сути вещей. Данная классификация (по прибору / по отечеству) изобретена в условиях существования сословной системы
[/q]


А,что не так с служилыми по-прибору у Ключевского и Беляева?




Dim-ev написал:
[q]
Нарушения в каком плане? Касательно возвращения в прежние службы Т.А. Лаптева прямо признаёт такие случаи исключением (см. с. 486).
[/q]

Нарушения правительственных указов о верстании в дети боярские.Верстание беглых крестьян,верстания за взятки,челобитные от посадских,к примеру:

" В фонде Разрядного приказа имеются документы о верстании посадских людей в Козлове и Курске. В обоих случаях посады подали челобитные о возвращении этих людей в тягло, однако резолюции по ним были разными. Козловцев, приписанных к посадским людям в 1649 г., а через год поверстанных в дети боярские, требовалось возвратить в прежнее сословие . "






← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21 22 * 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: РоманС, ruslua
Вверх ⇈