Дьяков Павел Назарович и Левитский Флавиан Григорьевич
Тема о священнике Троицкой Шуйской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии ПАВЛЕ НАЗАРОВИЧЕ ДЬЯКОВЕ и диаконе той же церкви ФЛАВИАНЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ, а также о их семьях.
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14684 | Наверх ##
21 марта 2023 0:56 ДЬЯКОВ НАЗАР МАРКОВИЧ: В Клировых ведомостях Грязовецкого уезда за 1868 год при Флоро-Лаврской в вотчине Павлова монастыря церкви значатся следующие заштатные лица: Означенной церкви после умершего диакона Назария Дьякова вдова Клавдия Алексеевна – 67 лет, дочь диакона, читать и писать умеет. Вдовствует с 1864 года ноября 15 дня. Муж её по исключении из низшего отделения Вологодского Духовного Училища с 1819 года ноября 3-го дня был определён в пономаря к Николаевской Комьянской церкви, в каковой должности и был по 1830 год. В 1830 году был определён в диакона к означенной Флоро-Лаврской церкви, в каковой должности и находился по 15 ноября 1864 года. Клавдия Алексеевна живёт в собственном доме, пропитание имеет от земли и от сына своего, викарного диакона, находящегося при оной церкви. Дочь её Надежда – 30 лет, грамоте обучена. ДЬЯКОВ АРКАДИЙ НАЗАРОВИЧ: Кроме того, из Клировых ведомостей Грязовецкого уезда за 1868 год следует, что в Флоро-Лаврской в вотчине Павлова монастыря церкви служил викарный дьякон Аркадий Назарович Дьяков, находящийся на дьяческой вакансии. Аркадию Назаровичу Дьякову – 32 года. Природой Грязовецкого уезда Флоро-Лаврской церкви в вотчине Павлова монастыря умершего диакона Назария Дьякова сын. По исключении из Вологодского Духовного Уездного Училища 1-го высшего отделения в 1854 году по свидетельством находился без должности при своем родителе до 1858 года. В 1858 году ноября 22-го дня был определён во дьячка в Грязовецкий Христо-Рождественский собор. Никому не в родстве. В 1861 году апреля 9-го дня был посвящён в стихарь Его Преосвященством Христофором, бывшим Епископом Вологодским и Устюжским, и того же года был от должности уволен для приискания себе другого места. В 1867 году октября 30-го дня был определён к Николаевской Кустовской церкви в викарного диакона, а ноября 19-го дня того же года рукоположен и переведен к сей Флоро-Лаврской церкви Его Преосвященством Павлом, Епископом Вологодским и Устюжским, в викарного диакона. Грамоту и перехожий Указ имеет. Занимает штатное дьяческое место. В семействе у него жена Мария Стефанова – 17 лет, дочь диакона, читать и писать умеет, в замужество понята девицей. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 384 на 557 листах. – Клировые ведомости Грязовецкого уезда за 1868 год. - № 41. Флоро-Лаврская в вотчине Павлова монастыря церковь. – Листы № 325 – оборот, № 327 – оборот, № 328, № 328 – оборот, № 330 – оборот. – Выписки Ольги Николаевны Ивановой. Источник: https://forum.vgd.ru/1720/82573/690.htm?a=stdforum_viewи https://forum.vgd.ru/post/1720/82573/p3134471.htm#pp3134471 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14684 | Наверх ##
21 марта 2023 1:01 ДЬЯКОВ НАЗАР МАРКОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Из Метрических книг Грязовецкого уезда за 1843 год следует, что 6-го мая 1843 года родилась и 8-го мая того же 1843 года крещена Мария. Родители её: Приходской Флоро-Лаврской церкви статный диакон Назарий Марков Дьяков и Клавдия Алексеевна. Восприемницей при крещении была Николаевской Комьянской церкви священника Иоанна Образцова жена Аполлинария Владимировна. Таинство крещения свершил Николаевской Комьянской церкви священник Иоанн Образцов с дьячком приходской церкви Авраамом Ермиловым. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 10. – Дело № 126 на 1306 листах. – Метрические книги Грязовецкого уезда за 1843 год. – Том 4. – № 54. Церковь Святых мучеников Флора и Лавра в вотчине Павлова монастыря. – Лист № 91. – Часть 3. О родившихся. – Лист № 99 – оборот. – Запись № 11. – Выписки Галины Владимировны Смирновой. Источник: https://forum.vgd.ru/2488/8962...iew&o=и https://forum.vgd.ru/post/2488/89623/p2988880.htm#pp2988880 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Klim2018 Сообщений: 29611 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31619 | Дьяков Павел Назарович протоиерей Троицкой Шуйской церкви Тотемского уезда.
Источник: Из церковной истории Вологодского края: Библиографический указатель литературы / Сост. Н.Н. Фарутина. – Вологда: Книжное наследие, 2008. С. 174. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29611 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31619 | Немаловажно учитывать и то, что, по общему убеждению, съезды созывались прежде всего для разбора различных ситуаций церковной и пастырской практики и "изыскания мер к улучшению религиозно-нравственного и умственного состояния народа". Нужды клириков, личные или групповые, ни под одну из названных сюжетных рубрик не подходили428. Кроме того, по крайней мере, некоторая часть вологодского духовенства полагала, что самый вопрос о материальном быте был поднят слишком рано – вовсе не из-за его второстепенности, но потому, что отсутствовали необходимые институциональные возможности для его эффективного разрешения. "Вопрос об улучшении материального быта духовенства не после других государственных реформ был выдвинут также рукою Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, но оказался несвоевременным", – отмечал во вступительной речи к первому собранию своего округа 17 марта 1869 г. тотемский благочинный П. Дьяков429. По его отнюдь не робкому мнению, все "комитеты сильных мира и даже само духовенство" за прошедшие годы "не подвинули оного ни на шаг". Единственным субъектом реформаторского процесса, которого Дьяков устранил от своей критики, был, естественно, сам самодержец. В отсутствие инициирующего центра всю ответственность за провал преобразовательной политики делили ее исполнительные органы, а вместе с ними и духовное сословие430. Коренная трудность и первоначальная ошибка, допущенная в деле улучшения быта, заключалась в том, что началось оно с духовно-учебных заведений. Духовенство теперь, говорил Дьяков, не только обязано финансировать образование своих детей, но и живо участвовать в образовании всего народа – "не только без пособий материальных, а и без сочувствия местных начальников и при крайнем равнодушии самого народа". Мало того, в обстановке всеобщего индифферентизма к церковно-школьному делу, клир должен был еще обеспечивать сирот духовного звания исключительно собственными средствами. "При всех этих, так сказать, налогах на духовенство – в пропитании себя оно оставлено в полной зависимости от личного произвола прихожан"431. Это приводит клир в состояние настолько "жалкое", что восприятие его другими сословиями не проникает глубже поверхностного убожества – запыленной от долгого хождения одежды или грубых, столь несносных образованному обществу манер. Речь Дьякова, не порывая с традицией монархического патернализма в поиске источников обеспечения, несет в себе сильный критический заряд, но вдобавок к этому трезвому и обоснованному критицизму не может предложить ничего. Если искомая проблема не решена и надежды на это в ближайшие годы нет ("этот вопрос кажется уже анахронизмом, или, по крайней мере, делом далеко будущим"), то, с точки зрения оратора, ничего не остается, кроме того, чтобы игнорировать сам факт существования проблемы, отгородиться от нее в эсхатологической надежде на эту далекую и лучшую будущность: "Но кругозор наш, достопочтеннейшие отцы и братия, был бы жалок и близорук, если бы мы остановились на одном материальном положении и стали бы вздыхать о мясах Египетских, когда и это затишье – пусть будет даже унижение, только временное испытание духовенства пред прекрасным будущим, как дым Севастополя был тьмою перед рассветом России. И было бы худо, если бы мы были нетерпеливы"432. ...
428. Попов А., свящ. Опыт воскресных "бесед" священника с прихожанами при одной из сельских церквей Вологодской епархии // ВЕВ. Прибавления. – 1877. – № 17. – С. 299. 429. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 14292. Л. 11. 430. Там же, Л. 11 об. 431. Там же. 432. Там же, Л. 11 – 11 об.
Источник: Всеволодов А.В. Православное приходское духовенство в 1840 – 1880-е гг.: материальное обеспечение, корпоративная организация, самосознание (на материалах Вологодской епархии) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. На правах рукописи. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. С. 126 – 128. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29611 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31619 | Религиозные цели пастырской миссии ставятся Дьяковым гораздо выше плотских интересов самих пастырей, однако в этом принижении материи перед духом больше заметно следования шаблону, чем искренности. По существу, Дьяков говорит не о том, что материальный быт духовенства "жалок" (это для него очевидный факт), а о том, что бедность наносит вред общественной репутации клира, и призывает сослужащих не замечать ее дурного влияния. Единственным гарантом лучшего будущего остается у автора вновь государство, те же "комитеты", бесплодную работу которых он только что порицал. До тех пор, пока не будут предложены властями реально благотворные инициативы, самому духовенству обсуждать проблему улучшения быта, забывая о более насущных служебных делах, не стоит433. Подталкивала к этому заключению и безрадостная, по оценке духовенства, ситуация с приходскими попечительствами. Несмотря на то, что интенсивность их учреждения на рубеже 1860 – 70-х гг. резко возросла (в 1869 г. было основано 45, в 1870 – 36, а в 1871 г. – уже 159434, что вывело Вологодскую епархию в лидеры по темпам роста попечительской сети), к оказанию материальной помощи клиру новые органы, как и во многих других частях России, отнеслись весьма прохладно435. ...
Пороки обычая были вологодскому духовенству очевидны. П. Дьяков открыто называл пособие от зятьев и преемников "нищенским куском хлеба", ради взыскания которого заштатные и сиротствующие вынуждены "обращаться с просьбами к Епархиальному начальству о понуждении их к обязательному платежу денег или зернового хлеба"478. Из Устюжского уезда писали, что неисполнение одной из сторон своей части соглашения "бывает нередко причиной ссор и разных неприятностей даже между близкими родственниками", а, следовательно, быт заштатных священнослужителей и сирот нужно улучшать иным, менее болезненным способом479. ...
433. См. об этом обобщенно в ст.: Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861 – 1865 // Вопросы истории. – 1993. – № 11-12. – С. 140 – 149. 434. ВЕВ. Прибавления. – 1871. – № 17. – С. 615; 1872. – № 13. – С. 367; 1873. – № 11. – С. 439. К 1885 г. попечительств насчитывалось 479 и только 3,92 % от собранных ими денег направлялось на поддержку приходских причтов (Дойникова Н.А. Социальное служение. С. 18). 435. Подробнее об этом см.: Панкрат Т.В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы (вторая половина XIX – начало XX столетия). – М., 2011. – С. 169 – 172; Беглов А.Л. Приходские попечительства … С. 106. О вологодских попечительствах см. подробнее в работе: Шушвал Н.А. Храмопопечение в традиционном укладе… С. 144 – 161. 478. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 13550. Л. 65. 479. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 13553. Л. 90 – 90 об.
Источник: Всеволодов А.В. Православное приходское духовенство в 1840 – 1880-е гг.: материальное обеспечение, корпоративная организация, самосознание (на материалах Вологодской епархии) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. На правах рукописи. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. С. 128 – 129, 140. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29611 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31619 | Дополнительные неудобства доставляли и естественные препятствия. В Кулойском Благовещенском приходе Вельского уезда, по сообщению причта, "Лучшая часть земли находится за рекой, которую удобрять хорошо зимним навоз невозможно"803. В одном из приходов Кичменгского куста в Никольском уезде за рекой (в трех верстах) находилась вся земля, кроме усадебной804. В вельских приходах дробностью отличались сенокосные дачи. Причт Верюжской Введенской церкви располагал лугами в четырех участках, самый большой из которых (38 дес.) находился при погосте. Второй участок (4 дес.) лежал по р. Верюге в 12 верстах от храма; третий – двухдесятинный – в 15 верстах, по р. Подоме. Иная геометрия была у сенокосов Шошальской Богородицкой церкви: они находились в трех урочищах, но гораздо ближе верюжских – только в двух и полуверсте от своих владельцев805. Насколько удален от церкви должен был быть участок земли, чтобы пользование им было признано неудобным? Сопоставляя свидетельства источников, можно прийти к предварительному заключению, что "дальность расстояния" отсчитывалась примерно с отметки 5 верст. Так, в Подкубенском Воскресенском приходе Вологодского уезда, духовенство без всякого намека на удаленность отмечало, что половина сенокосной земли состоит "на пустоши, находящейся от церкви в 2 ½ верстах, которая не вся к плодородию и сенокосу удобна"806. П. Дьяков писал о трудности хлебопашества для тотемских священников: "Только при некоторых приходах земля по полной пропорции по положению, а при тех, где вблизи церкви помещики или крестьяне, редко полный надел земли, или она в 5, 10 и 15 верстах, и та в трех – четырех местах, по качеству большею частию дурна"807. Исходя из контекста данного высказывания, можно интерпретировать упоминаемые в нем расстояния именно как показатели дальности, неудобства земли. Другой важный нюанс, содержащийся в нем, указание на неполноту надела как свидетельство неудовлетворительности землевладения. В Кичменгском Преображенском приходе Никольского уезда в устранение этого недостатка духовенству было нарезано без малого 106 десятин угодий, оказавшихся, правда, в семи верстах. Из этого причт сделал однозначный вывод: земля "по дальности … для владения вовсе не удобна"808. ...
803. РГИА. Ф. 804. Оп. 1. разд. III. Д. 27. Л. 12. 804. РГИА. Ф. 804. Оп. 1. разд. III. Д. 34. Л. 153. 805. ГАВО. Ф. 34. Оп. 12. Д. 59. Л. 6 об. – 7. 806. РГИА. Ф. 804. Оп. 1. разд. III. Д. 34. Л. 205. 807. Там же, Д. 36. Л. 5. 808. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 13552. Л. 44 об. – 45.
Источник: Всеволодов А.В. Православное приходское духовенство в 1840 – 1880-е гг.: материальное обеспечение, корпоративная организация, самосознание (на материалах Вологодской епархии) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. На правах рукописи. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. С. 226 – 227. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14684 | Наверх ##
26 мая 23:37 26 мая 23:51 ДЬЯКОВ НАЗАРИЙ (НАЗАР) МАРКОВИЧ – ОТЕЦ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА НАЗАРОВИЧА ДЬЯКОВА: Из Клировых ведомостей Грязовецкого уезда за 1850 год следует, что диаконом Флоролаврской церкви, в вотчине Павлова монастыря, вышеуказанного Грязовецкого уезда служил Назарий Маркович Дьяков – 50 лет, природой Вологодской епархии и оного же уезда Николаевской церкви, что в Янгосоре, умершего дьячка Марка Михайлова сын. По исключении из Вологодского Уездного училища низшего отделения со свидетельством Преосвященным Онисифором, бывшим Епископом Вологодским и Устюжским, в 1819 году ноября 3 дня был посвящён в стихарь и определён в пономаря к Николаевской Комьянской церкви Грязовецкого уезда. А в 1830 году Преосвященным Стефаном, бывшим Епископом Вологодским и Устюжским, был посвящён к сей церкви во диакона. Грамоту имеет, женат. В семействе у него жена – Клавдия Алексеева, словесному обучена. Дети их: Александра – 19 лет, словесному обучена; Ардалион – 17 лет, обучается в низшем отделении Вологодской Семинарии на содержании отца; Аркадий – 14 лет, обучается в низшем отделении Вологодского Духовного Училища на содержании отца; Надежда – 10 лет, словесному обучена. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 357. – Клировые ведомости Грязовецкого уезда за 1850 год. - № 54 Флоролаврская церковь, в вотчине Павлова монастыря. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). Источник: https://forum.vgd.ru/1720/8257...iew&o= --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14684 | Наверх ##
26 мая 23:45 26 мая 23:49 ДЬЯКОВ НАЗАРИЙ МАРКОВИЧ – ОТЕЦ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА НАЗАРОВИЧА ДЬЯКОВА – ДОПОЛНЕНИЕ:
В свою очередь, из Ревизских сказок церквей Грязовецкого уезда за 1834 год следует, что дьяконом Флоро-Лаврской церкви в вотчине Павлова монастыря служил НАЗАРИЙ МАРКОВ ДЬЯКОВ – произведён в 1830 году, 33 года (в 1834 году).
Его сыновья:
ПАВЕЛ – 12 лет, обучается во 2-м классе приходского училища; АРДАЛИОН – 10 месяцев.
Диакона НАЗАРИЯ ДЬЯКОВА жена: КЛАВДИЯ АЛЕКСИЕВА – 32 года.
Его дочери:
РАИСА – 6 лет; АЛЕКСАНДРА – 3 года.
Библиография:
ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 1. – Дело № 9557. – Ревизские сказки церквей Грязовецкого уезда за 1834 год. – Лист № 396. – Под № 67 – Ревизская сказка Тысяча восемьсот тридцать четвертого года генваря 26 дня Вологодской губернии и Епархии Грязовецкого уезда бывшей двухклирной, а ныне, по распоряжению Епархиального начальства в 1831 году учиненному, сделанной одноклирною Флоро-Лаврской в вотчине Павлова монастыря церкви о священноцерковнослужителях, их женах и обоего пола детях. – Лист № 398 – оборот. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой).
МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ:
Таким образом, протоиерей Павел Назарович Дьяков, его братья и сёстры – дети дьякона Флоро-Лаврской церкви в вотчине Павлова монастыря Грязовецкого уезда Назария (Назара) Марковича Дьякова. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14684 | Наверх ##
26 мая 23:55 26 мая 23:58 ДЬЯКОВ МАРКО МИХАЙЛОВИЧ – ОТЕЦ НАЗАРИЯ (НАЗАРА) МАРКОВИЧА ДЬЯКОВА: В Ревизских сказках города Вологды и Вологодского уезда за 1834 год при Николаевской церкви в Янгосоре значатся следующие заштатные лица: Дьячок Марко Михайлов (60) умер в 1825 году. Его сын Назар (12) в 1819 году выбыл в пономаря к Николаевской церкви, что на Комье, Грязовецкого уезда. Умершего дьячка Марка Михайлова жена Марья Андреевна – 70 лет. Умершего священника Петра Кириллова (?) жена Наталья Марковна – 48 лет. Её дочь Анна – 25 лет. Примечание. В некоторых случаях количество лет будет указано в скобках – это сведения предыдущей ревизии. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 3. – Дело № 271 на 670 листах. – Ревизские сказки о священно-церковнослужителях города Вологды и Вологодского уезда за 1834 год. – 88. Николаевская в Янгосаре одноприходная церковь. – Листы № 608 – 611. – Выписки Галины Владимировны Смирновой. Источник: https://forum.vgd.ru/2488/85830/100.htm?a=stdforum_viewи https://forum.vgd.ru/post/2488/85830/p2745865.htm#pp2745865 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14684 | ДЬЯКОВ МАРКО МИХАЙЛОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: В Исповедной ведомости Николаевской Янгосорской церкви Грязовецкого уезда по сведениям на 11.12.1825 года значатся следующие заштатные лица: Умершего священника Фёдора Петрова жена Наталия Марковна – 34 года. Дети её: Анна – 19 лет; Иван – 16 лет; Александр – 13 лет и Пётр – 8 лет. Уволенный от должности дьячок Марко Михайлов – 71 год. Жена его Марья – 71 год. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 19. – Дело № 350 на 1663 листах. – Исповедные ведомости церквей города Грязовца, Грязовецкого, Любимского и Вологодского уездов за 1825 год. – Грязовецкий уезд. – Николаевская Янгосорская церковь. – Листы № 1130 и № 1130 – оборот. – Электронный ресурс: https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/479638 Выписки Галины Владимировны Смирновой с моими дополнениями (А. Дьяков). Источник: https://forum.vgd.ru/2488/8583...iew&o=и https://forum.vgd.ru/post/2488/85830/p3535934.htm#pp3535934 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|