Дьяков Павел Назарович и Левитский Флавиан Григорьевич
Тема о священнике Троицкой Шуйской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии ПАВЛЕ НАЗАРОВИЧЕ ДЬЯКОВЕ и диаконе той же церкви ФЛАВИАНЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ, а также о их семьях.
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
19 февраля 2019 15:30 19 февраля 2019 15:41 ДЬЯКОВ ПАВЕЛ НАЗАРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Из Метрических книг Тотемского уезда за 1846 год следует, что 8-го сентября 1846 года венчались при Царе-Константиновской Козланской церкви вышеуказанного Тотемского уезда: Жених: Учитель 1 приходского класса Устюжского Духовного Училища Студент Павел Дьяков – 24 года. Невеста: священника Троицкой Шуйской церкви Тотемского уезда Виктора Добрякова дочь-девица Александра Викторова – 18 лет. Оба православные и оба первым браком. Поручители по жениху: священник Воскресенской Шейбухтской церкви Тотемского уезда Евгений Образцов и диакон Николаевской Комьянской церкви Грязовецкого уезда Экзакустодиан Соловьёв. Поручители по невесте: священник Николаевской Кептурской церкви Тотемского уезда Николай Прокошев и брат родной невесты, кончивший курс богословия Павел Добряков. Венчал: священник Николаевской Комьянской церкви Грязовецкого уезда Иоанн Алексеев Образцов с причтом Шуйской Троицкой церкви. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 16. – Дело № 102. – Метрические книги Тотемского уезда за 1846 год. - № 1. Царе-Константиновская Козланская церковь. – Листы № 1 – 72 – оборот, Листы № 104 – оборот и 105. – Пункт № 6. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). Источник: https://forum.vgd.ru/1720/9026...iew&o=и https://forum.vgd.ru/post/1720/90267/p2844771.htm#pp2844771 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
19 февраля 2019 15:33 19 февраля 2019 15:36 ДЬЯКОВ ПАВЕЛ НАЗАРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Из Метрических книг Тотемского уезда за 1867 год следует, что 25-го августа 1867 года родился и 26-го августа того же года крещён Александр. Родители его: приходской диакон Троицкой Шуйской церкви Вениамин Алексеев Неклюдов и законная жена его Юлия Парменовна – оба православного вероисповедания. Восприемник: Благочинный священник Павел Дьяков. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 16. – Дело № 214 б. – Метрические книги Тотемской уезда за 1867 год на 1723 листах. - № 1. Троицкая Шуйская церковь. Лист № 6 – оборот. – Пункт № 9. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). Источник: https://forum.vgd.ru/1720/9026...iew&o=и https://forum.vgd.ru/post/1720/90267/p2830950.htm#pp2830950 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
19 февраля 2019 15:36 19 февраля 2019 15:40 ДЬЯКОВ ПАВЕЛ НАЗАРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Из Метрических книг Тотемского уезда за 1867 год следует, что 24-го июля 1867 года при Троицкой Шуйской церкви вышеуказанного Тотемского уезда венчались: Жених: Кончивший курс Вологодской Духовной Семинарии Студент Николай Филиппов Попов – 21 год. Невеста: дочь священника Троицкой Шуйской церкви Павла Дьякова девица, кончившая курс Православного училища девиц духовного звания, Клавдия Павлова – 18 лет. Оба православные и оба первым браком. Поручители по жениху: Коллежский асессор Александр Экзакустодианов Соловьев и пономарь Вологодской градской Иоанно-Предтеченской Пустынской церкви Александр Соколов. Поручители по невесте: бывший дьячок Грязовецкого Христорождественского собора Аркадий Дьяков и отставной титулярный советник Иван Преображенский. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 16. – Дело № 214 б. – Метрические книги Тотемской уезда за 1867 год на 1723 листах. - № 1. Троицкая Шуйская церковь. Лист № 16 – оборот и 17 о браке. – Пункт № 4. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). Источник: https://forum.vgd.ru/1720/9026...iew&o=и https://forum.vgd.ru/post/1720/90267/p2830950.htm#pp2830950 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
18 марта 2023 2:01 18 марта 2023 2:11 Volga63 написал: [q] ДЬЯКОВА МАРИЯ СТЕФАНОВНА (СУПРУГА ДИАКОНА ФЛОРО-ЛАВРСКОЙ ПАВЛОВОТЧИНСКОЙ ЦЕРКВИ ГРЯЗОВЕЦКОГО УЕЗДА АРКАДИЯ ДЬЯКОВА) И ЕЁ ДЕТИ:
В Клировых ведомостях Грязовецкого уезда за 1901 год значатся следующие лица:
Вдова диакона Флоро-Лаврской Павловотчинской церкви АРКАДИЯ ДЬЯКОВА – МАРИЯ СТЕФАНОВНА – 50 лет, грамотная. Вдова с 1878 года. Муж её окончил Вологодское Духовное Училище, в 1867 году был рукоположен во диакона к сей церкви. Живёт в казенной келье, просфорница.
Дети её:
АЛЕКСАНДРА – учительница в Шейбухте (Воскресенская церковь);
ПАВЕЛ – священник в Сибири в Кокчетавском уезде;
ЮЛИЯ – замужем за священником Череповецкого уезда АЛЕКСАНДРОМ ЦВЕТКОВЫМ.
Библиография:
ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 1. – Дело № 424. – Клировые ведомости Грязовецкого уезда за 1901 год.[/q] https://forum.vgd.ru/post/2001/70364/p2226726.htm#pp2226726 ДЬЯКОВ ПАВЕЛ АРКАДЬЕВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Из Метрических книг Троицкой градской церкви города Тотьмы за 1890 – 1900 годы следует, что 6-го ноября 1895 года в вышеуказанной церкви венчались: Жених: Тотемский мещанин Феодосий Платонович Лебедев – 26 лет, вторым браком и Невеста: Дочь дьякона Царевской Воскресенской церкви Тотемского уезда Петра Николаевича Прокошева девица Клавдия – первым браком. Оба православного вероисповедания. Поручители по жениху: Тотемские мещане Евфимий Иванович Сысоев и Филитер Ильич Ильин. Поручители по невесте: Псаломщик Варницкой Воскресенской церкви Николай Васильевич Алешинцев и псаломщик градской Сретенской церкви Павел Аркадьевич Дьяков. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 25. – Дело № 4. – Метрические книги Троицкой градской церкви города Тотьмы за 1890 – 1900 годы на 414 листах. – 1895 год. – Часть 2. О бракосочетавшихся. – Лист № 156 – оборот. Запись № 4. – Электронный ресурс: https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/421181 Выписки Галины Владимировны Смирновой. ДЬЯКОВ ПАВЕЛ АРКАДЬЕВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Из Метрических книг Троицкой градской церкви города Тотьмы за 1890 – 1900 годы следует, что 28-го апреля 1896 года в вышеуказанной церкви венчались: Жених: Псаломщик градской Сретенской церкви города Тотьмы Павел Аркадьевич Дьяков – 22 года, первым браком и Невеста: Дочь священника градской Троицкой церкви города Тотьмы Аристарха Лебедева девица Вера – первым браком. Оба православного вероисповедания. Поручители по жениху: Преподаватель Тотемского духовного училища Николай Иванович Озерков и коллежский асессор Виталий Александрович Петропавловский. Поручители по невесте: Окончивший курс Вологодской Духовной Семинарии Николай Аристархович Лебедев и священник Кептурской Николаевской церкви Тотемского уезда Василий Васильевич Алёшинцев. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 25. – Дело № 4. – Метрические книги Троицкой градской церкви города Тотьмы за 1890 – 1900 годы на 414 листах. – 1896 год. – Часть 2. О бракосочетавшихся. – Лист № 181 – оборот. Запись № 4. – Электронный ресурс: https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/421181 Выписки Галины Владимировны Смирновой. Источник: https://forum.vgd.ru/2488/8739...iew&o=и https://forum.vgd.ru/post/2488/87398/p4389759.htm#pp4389759 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
18 марта 2023 2:05 18 марта 2023 2:18 ДЬЯКОВ ПАВЕЛ АРКАДЬЕВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Из Метрических книг Троицкой градской церкви города Тотьмы за 1890 – 1900 годы следует, что 16-го мая 1897 года родилась и 18-го мая того же 1897 года крещена в вышеуказанной церкви Юлия. Родители её: Священник Свято-Духовой церкви села Владимирского Кокчетавского уезда Омской епархии Павел Аркадьевич Дьяков и Вера Аристарховна. Восприемники (крёстные родители) при крещении её: Священник Тотемской учительской семинарии Марк Иринархович Вознесенский и дочь священника Троицкой градской церкви города Тотьмы девица Надежда Аристарховна Лебедева. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 25. – Дело № 4. – Метрические книги Троицкой градской церкви города Тотьмы за 1890 – 1900 годы на 414 листах. – 1897 год. – Часть 1. О родившихся. – Лист № 196 – оборот. Запись № 5. – Электронный ресурс: https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/421181 Выписки Галины Владимировны Смирновой. Источник: https://forum.vgd.ru/2488/8739...iew&o=и https://forum.vgd.ru/post/2488/87398/p4390790.htm#pp4390790 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
21 марта 2023 0:56 ДЬЯКОВ НАЗАР МАРКОВИЧ: В Клировых ведомостях Грязовецкого уезда за 1868 год при Флоро-Лаврской в вотчине Павлова монастыря церкви значатся следующие заштатные лица: Означенной церкви после умершего диакона Назария Дьякова вдова Клавдия Алексеевна – 67 лет, дочь диакона, читать и писать умеет. Вдовствует с 1864 года ноября 15 дня. Муж её по исключении из низшего отделения Вологодского Духовного Училища с 1819 года ноября 3-го дня был определён в пономаря к Николаевской Комьянской церкви, в каковой должности и был по 1830 год. В 1830 году был определён в диакона к означенной Флоро-Лаврской церкви, в каковой должности и находился по 15 ноября 1864 года. Клавдия Алексеевна живёт в собственном доме, пропитание имеет от земли и от сына своего, викарного диакона, находящегося при оной церкви. Дочь её Надежда – 30 лет, грамоте обучена. ДЬЯКОВ АРКАДИЙ НАЗАРОВИЧ: Кроме того, из Клировых ведомостей Грязовецкого уезда за 1868 год следует, что в Флоро-Лаврской в вотчине Павлова монастыря церкви служил викарный дьякон Аркадий Назарович Дьяков, находящийся на дьяческой вакансии. Аркадию Назаровичу Дьякову – 32 года. Природой Грязовецкого уезда Флоро-Лаврской церкви в вотчине Павлова монастыря умершего диакона Назария Дьякова сын. По исключении из Вологодского Духовного Уездного Училища 1-го высшего отделения в 1854 году по свидетельством находился без должности при своем родителе до 1858 года. В 1858 году ноября 22-го дня был определён во дьячка в Грязовецкий Христо-Рождественский собор. Никому не в родстве. В 1861 году апреля 9-го дня был посвящён в стихарь Его Преосвященством Христофором, бывшим Епископом Вологодским и Устюжским, и того же года был от должности уволен для приискания себе другого места. В 1867 году октября 30-го дня был определён к Николаевской Кустовской церкви в викарного диакона, а ноября 19-го дня того же года рукоположен и переведен к сей Флоро-Лаврской церкви Его Преосвященством Павлом, Епископом Вологодским и Устюжским, в викарного диакона. Грамоту и перехожий Указ имеет. Занимает штатное дьяческое место. В семействе у него жена Мария Стефанова – 17 лет, дочь диакона, читать и писать умеет, в замужество понята девицей. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 384 на 557 листах. – Клировые ведомости Грязовецкого уезда за 1868 год. - № 41. Флоро-Лаврская в вотчине Павлова монастыря церковь. – Листы № 325 – оборот, № 327 – оборот, № 328, № 328 – оборот, № 330 – оборот. – Выписки Ольги Николаевны Ивановой. Источник: https://forum.vgd.ru/1720/82573/690.htm?a=stdforum_viewи https://forum.vgd.ru/post/1720/82573/p3134471.htm#pp3134471 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
21 марта 2023 1:01 ДЬЯКОВ НАЗАР МАРКОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Из Метрических книг Грязовецкого уезда за 1843 год следует, что 6-го мая 1843 года родилась и 8-го мая того же 1843 года крещена Мария. Родители её: Приходской Флоро-Лаврской церкви статный диакон Назарий Марков Дьяков и Клавдия Алексеевна. Восприемницей при крещении была Николаевской Комьянской церкви священника Иоанна Образцова жена Аполлинария Владимировна. Таинство крещения свершил Николаевской Комьянской церкви священник Иоанн Образцов с дьячком приходской церкви Авраамом Ермиловым. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 10. – Дело № 126 на 1306 листах. – Метрические книги Грязовецкого уезда за 1843 год. – Том 4. – № 54. Церковь Святых мучеников Флора и Лавра в вотчине Павлова монастыря. – Лист № 91. – Часть 3. О родившихся. – Лист № 99 – оборот. – Запись № 11. – Выписки Галины Владимировны Смирновой. Источник: https://forum.vgd.ru/2488/8962...iew&o=и https://forum.vgd.ru/post/2488/89623/p2988880.htm#pp2988880 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Klim2018 Сообщений: 29611 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31622 | Дьяков Павел Назарович протоиерей Троицкой Шуйской церкви Тотемского уезда.
Источник: Из церковной истории Вологодского края: Библиографический указатель литературы / Сост. Н.Н. Фарутина. – Вологда: Книжное наследие, 2008. С. 174. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29611 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31622 | Немаловажно учитывать и то, что, по общему убеждению, съезды созывались прежде всего для разбора различных ситуаций церковной и пастырской практики и "изыскания мер к улучшению религиозно-нравственного и умственного состояния народа". Нужды клириков, личные или групповые, ни под одну из названных сюжетных рубрик не подходили428. Кроме того, по крайней мере, некоторая часть вологодского духовенства полагала, что самый вопрос о материальном быте был поднят слишком рано – вовсе не из-за его второстепенности, но потому, что отсутствовали необходимые институциональные возможности для его эффективного разрешения. "Вопрос об улучшении материального быта духовенства не после других государственных реформ был выдвинут также рукою Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, но оказался несвоевременным", – отмечал во вступительной речи к первому собранию своего округа 17 марта 1869 г. тотемский благочинный П. Дьяков429. По его отнюдь не робкому мнению, все "комитеты сильных мира и даже само духовенство" за прошедшие годы "не подвинули оного ни на шаг". Единственным субъектом реформаторского процесса, которого Дьяков устранил от своей критики, был, естественно, сам самодержец. В отсутствие инициирующего центра всю ответственность за провал преобразовательной политики делили ее исполнительные органы, а вместе с ними и духовное сословие430. Коренная трудность и первоначальная ошибка, допущенная в деле улучшения быта, заключалась в том, что началось оно с духовно-учебных заведений. Духовенство теперь, говорил Дьяков, не только обязано финансировать образование своих детей, но и живо участвовать в образовании всего народа – "не только без пособий материальных, а и без сочувствия местных начальников и при крайнем равнодушии самого народа". Мало того, в обстановке всеобщего индифферентизма к церковно-школьному делу, клир должен был еще обеспечивать сирот духовного звания исключительно собственными средствами. "При всех этих, так сказать, налогах на духовенство – в пропитании себя оно оставлено в полной зависимости от личного произвола прихожан"431. Это приводит клир в состояние настолько "жалкое", что восприятие его другими сословиями не проникает глубже поверхностного убожества – запыленной от долгого хождения одежды или грубых, столь несносных образованному обществу манер. Речь Дьякова, не порывая с традицией монархического патернализма в поиске источников обеспечения, несет в себе сильный критический заряд, но вдобавок к этому трезвому и обоснованному критицизму не может предложить ничего. Если искомая проблема не решена и надежды на это в ближайшие годы нет ("этот вопрос кажется уже анахронизмом, или, по крайней мере, делом далеко будущим"), то, с точки зрения оратора, ничего не остается, кроме того, чтобы игнорировать сам факт существования проблемы, отгородиться от нее в эсхатологической надежде на эту далекую и лучшую будущность: "Но кругозор наш, достопочтеннейшие отцы и братия, был бы жалок и близорук, если бы мы остановились на одном материальном положении и стали бы вздыхать о мясах Египетских, когда и это затишье – пусть будет даже унижение, только временное испытание духовенства пред прекрасным будущим, как дым Севастополя был тьмою перед рассветом России. И было бы худо, если бы мы были нетерпеливы"432. ...
428. Попов А., свящ. Опыт воскресных "бесед" священника с прихожанами при одной из сельских церквей Вологодской епархии // ВЕВ. Прибавления. – 1877. – № 17. – С. 299. 429. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 14292. Л. 11. 430. Там же, Л. 11 об. 431. Там же. 432. Там же, Л. 11 – 11 об.
Источник: Всеволодов А.В. Православное приходское духовенство в 1840 – 1880-е гг.: материальное обеспечение, корпоративная организация, самосознание (на материалах Вологодской епархии) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. На правах рукописи. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. С. 126 – 128. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29611 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31622 | Религиозные цели пастырской миссии ставятся Дьяковым гораздо выше плотских интересов самих пастырей, однако в этом принижении материи перед духом больше заметно следования шаблону, чем искренности. По существу, Дьяков говорит не о том, что материальный быт духовенства "жалок" (это для него очевидный факт), а о том, что бедность наносит вред общественной репутации клира, и призывает сослужащих не замечать ее дурного влияния. Единственным гарантом лучшего будущего остается у автора вновь государство, те же "комитеты", бесплодную работу которых он только что порицал. До тех пор, пока не будут предложены властями реально благотворные инициативы, самому духовенству обсуждать проблему улучшения быта, забывая о более насущных служебных делах, не стоит433. Подталкивала к этому заключению и безрадостная, по оценке духовенства, ситуация с приходскими попечительствами. Несмотря на то, что интенсивность их учреждения на рубеже 1860 – 70-х гг. резко возросла (в 1869 г. было основано 45, в 1870 – 36, а в 1871 г. – уже 159434, что вывело Вологодскую епархию в лидеры по темпам роста попечительской сети), к оказанию материальной помощи клиру новые органы, как и во многих других частях России, отнеслись весьма прохладно435. ...
Пороки обычая были вологодскому духовенству очевидны. П. Дьяков открыто называл пособие от зятьев и преемников "нищенским куском хлеба", ради взыскания которого заштатные и сиротствующие вынуждены "обращаться с просьбами к Епархиальному начальству о понуждении их к обязательному платежу денег или зернового хлеба"478. Из Устюжского уезда писали, что неисполнение одной из сторон своей части соглашения "бывает нередко причиной ссор и разных неприятностей даже между близкими родственниками", а, следовательно, быт заштатных священнослужителей и сирот нужно улучшать иным, менее болезненным способом479. ...
433. См. об этом обобщенно в ст.: Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861 – 1865 // Вопросы истории. – 1993. – № 11-12. – С. 140 – 149. 434. ВЕВ. Прибавления. – 1871. – № 17. – С. 615; 1872. – № 13. – С. 367; 1873. – № 11. – С. 439. К 1885 г. попечительств насчитывалось 479 и только 3,92 % от собранных ими денег направлялось на поддержку приходских причтов (Дойникова Н.А. Социальное служение. С. 18). 435. Подробнее об этом см.: Панкрат Т.В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы (вторая половина XIX – начало XX столетия). – М., 2011. – С. 169 – 172; Беглов А.Л. Приходские попечительства … С. 106. О вологодских попечительствах см. подробнее в работе: Шушвал Н.А. Храмопопечение в традиционном укладе… С. 144 – 161. 478. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 13550. Л. 65. 479. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 13553. Л. 90 – 90 об.
Источник: Всеволодов А.В. Православное приходское духовенство в 1840 – 1880-е гг.: материальное обеспечение, корпоративная организация, самосознание (на материалах Вологодской епархии) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. На правах рукописи. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. С. 128 – 129, 140. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
|