Вологодчина. - О местах, где жили и служили мои предки
Достоверно известно, что мои предки жили и служили в Вологде, в Вельском и Кадниковском уездах Вологодской губернии; в Вытегорском уезде (районе) и в городе Белозерск.
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14245 | Наверх ##
12 июля 2015 22:58 19 декабря 2021 21:49 БОГОРОДСКАЯ (БОГОРОДИЦКАЯ) ЛЫСОГОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА: В 1868 году журнал «Вологодские Епархиальные Ведомости» сообщил о том, что штатный священник Богородской Лысогорской церкви Алексей Беляев умер 1-го Января 1868 года. Алексей Беляев – тесть (отец жены) моего прапрадеда Анатолия Васильевича Левитского. После смерти Алексея Беляева священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви стал его зять (мой прапрадед) Анатолий Васильевич Левитский. По сообщению журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости», 1-го Февраля 1868 года кончивший курс Вологодской Духовной Семинарии, студент Анатолий Левитский рукоположен в сан священника к Богородской Лысогорской церкви Кадниковского уезда. Анатолий Васильевич Левитский прослужил священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви до своей смерти 7-го Сентября 1901 года. После смерти Анатолия Васильевича Левитского священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви стал его зять (мой прадед) Александр Алексеевич Дьяков. Из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» следует, что 14-го Октября 1901 года священник Успенской Александровской церкви Кадниковского уезда Александр Дьяков, по прошению, перемещён на священническую вакансию к Богородицой Лысогорской церкви того же уезда. Мой прадед Александр Алексеевич Дьяков прослужил священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви до своей смерти 15-го Марта 1916 года. После смерти Александра Алексеевича Дьякова священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви стал его зять Константин Николаевич Тюрнин. По сообщению журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости», 7-го Мая 1916 года кончивший курс Вологодской Духовной Семинарии Константин Тюрнин определён на псаломщическое место к Богоявленской Пежемской церкви Вельского уезда. 6-го Июня 1916 года псаломщик Богоявленской Пежемской церкви Вельского уезда Константин Тюрнин определён на место священника при Богородской Лысогорской церкви Кадниковского уезда. Библиография: Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1868. - № 3. – 1 февраля. – 74; 1868. - № 5. – 1 марта. – С. 119 и 120; 1901. - № 20. – 15 октября. – С. 321; 1901. - № 21. – 1 ноября. – С. 335; 1916. - № 9. – 1 мая. – С. ; 1916. - № 11. – 1 июня. – С. ; 1916. - № 13. – 1 июля. – С. НА ФОТОКОПИИ БОГОРОДСКАЯ ЛЫСОГОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ. КОПИЯ СНИМКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА НАЧАЛА XX ВЕКА. МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ: ЭТУ ФОТОКОПИЮ МНЕ ПОДАРИЛ МОЙ ЗНАКОМЫЙ - ЖИТЕЛЬ СЕЛА УСТЬЕ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ ТРУДОВ. ЗА ЧТО ЕМУ ОГРОМНОЕ СПАСИБО. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14245 | Наверх ##
13 июля 2015 16:59 19 декабря 2021 21:45 БОГОРОДСКАЯ (БОГОРОДИЦКАЯ) ЛЫСОГОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА – ДОПОЛНЕНИЕ: Когда-то на Лысой горе в Кадниковском уезде Вологодской губернии находился Лысогорский Пречистенский женский монастырь, который назывался также - Пречистенский на Лысой Горе женский монастырь. НИНА МИХАЙЛОВНА МАКЕДОНСКАЯ в статье «Лысогорский Пречистенский женский монастырь» так пишет о вышеуказанном монастыре, а также о Лысогорском приходе: «Местоположение Монастырь находился на песчаном холме на левом высоком берегу реки Кубены вблизи впадения её в Кубенское озеро. Ныне – деревня Чирково Усть-Кубинского района Вологодской области. Основание монастыря. Князья Заозерские. Монастырь основан в 15 веке княгиней Марией Заозерской после гибели её мужа князя Димитрия Заозерского в битве с татарами в 1429 году. У Заозерских были сыновья Федор, Семен, Андрей и дочь Софья. В 1436 году княгиня Мария выдала дочь свою за Дмитрия Шемяку, надеясь, что этот брак защитит её сыновей. А вышло наоборот. Великий князь Василий Васильевич Темный отомстил родственникам Шемяки, в 1447 году он отобрал у Федора и Семена Заозерских все земли. Княгиня Мария заболела и умерла. Осиротевший Андрей решил уйти в Спасо-Каменный монастырь, в 1448 году в 19-летнем возрасте он пострижен в монашество с именем Иасаф, скончался в 1453 году. Димитрий и Мария Заозерские канонизированы к местному почитанию, память благоверных празднуется в день Вологодских святых. Преподобный Иоасаф Каменский или Спасокубенский канонизирован к всецерковному почитанию, память празднуется 23 сентября (по старому стилю 10 сентября). Пречистенский монастырь в 15-16 веке На Лысой горе стояли монастырские деревянные церкви: холодная церковь Рождества Богородицы и теплая с трапезой Кирилло-Афанасиевская. Вотчину составляли пустоши Богородское и Братское в Березницкой волости, Верзино в Закушской волости, Игумново Большое в Пустораменской волости, Игумново Меньшое и Чернышево в Грибцовской волости. Ничего не известно о насельницах Лысогорской обители, также не известно, постриглась в своем монастыре перед кончиной сама княгиня Мария или нет. На Руси был такой обычай: провести остаток жизни в монастыре. Погребена она в Ярославле в родовой усыпальнице, как и князь Димитрий Заозерский. В 17 веке Пречистенский монастырь прекратил свое существование. Он был разграблен во время польско-литовского нашествия. Последнее упоминание о нем - в писцовых книгах 1613 года. Был спор о землях бывшего Лысогорского монастыря между Успенской Александрово-Куштской пустыней и приходской Лысогорской церковью. В итоге по государеву указу 1631 года монастырские земли перешли приходской Лысогорской церкви. Лысогорский приход По переписи 1628-1630 годов указаны на Рождественском Погосте на Лысой Горе две приходские церкви, 3 двора и 2 кельи церковного причта и 5 келий, в которых жили нищие. Каменная Богородицкая Лысогорская церковь построена в 1791 году на средства прихожан. Церковь одноэтажная холодная с одним престолом Рождества Пресвятой Богородицы. В 1863 году была освящена вторая церковь – Афанасиевская Лысогорская. Церковь теплая, в одной связи с колокольней, престол один – святителя Афанасия патриарха Александрийского. В 1916 году Лысогорский приход Закушской волости Кадниковского уезда составили деревни: расположенные на левом берегу Кубены – Кочурово, Чернышево, Чирково; расположенные между Кубеной и Пучкасом – Макарьино, Невежино, Семеновская, Тупицыно; расположенные за рекой Пучкас на юг – Андреевское, Бурцево, Гавриловское, Горка, Гребенино, Залесье, Кобелево, Колябино, Лавы, Митинская, Семшино, Сергеево, Спасское. В деревнях Залесье, Кочурово, Митенское, Невежино, Семшино и Чирково стояли часовни. Современное состояние В настоящее время Афанасиевская церковь – действующая. В 1937 году она закрывалась на 10 лет. 21 сентября 1947 года богослужения возобновились и продолжаются до сих пор. Богородицерождественская церковь разрушена в 1958-59 годах». В Примечаниях к вышеуказанной статье НИНА МИХАЙЛОВНА МАКЕДОНСКАЯ отмечает, что: «1. Сторожев В. В. пишет (с. 371) «старцы разбрелись» (не старицы, а старцы!). Возможно, впоследствии, женский монастырь был обращен в мужской, но об этом нет никакой информации. 2. Дмитрий Шемяка (1420-1453) – князь Галицкий, сын Юрия Галицкого, внук Дмитрия Донского. Возглавлял войну против Василия Второго, в 1446 году ослепил Василия, занял великокняжеский престол. 3. Василий Васильевич Темный (1415-1462) - Великий князь Московский, взошёл на престол в 1425 году, всё время воевал со своим дядей князем Юрием Галицким и его сыновьями и победил». Библиография: ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 551. Сторожев В. Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 годов. – 1909. Дьяков Александр. Исторические заметки. Вологодские епархиальные ведомости за 1906 год. Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880. Степановский И. К. . Вологодская старина (историко-археологический сборник) – Вологда,1890. Источник: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=271КАРТА ИЗ СТАТЬИ НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ МАКЕДОНСКОЙ: --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14245 | Наверх ##
13 июля 2015 18:09 19 декабря 2021 21:47 БОГОРОДСКАЯ (БОГОРОДИЦКАЯ) ЛЫСОГОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА – ДОПОЛНЕНИЕ: Таким образом, из вышеуказанной статьи НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ МАКЕДОНСКОЙ следует, что Богородицерождественская церковь была разрушена в конце 1950-х годов. Афанасиевская церковь – не только сохранилась, но и действует. В 1937 году она закрывалась на 10 лет. 21-го сентября 1947 года богослужения возобновились и продолжаются до сих пор. Вот, что пишет о Свято-Афанасьевском приходе в деревне Чирково НАТАЛИЯ БУЙЛОВА в статье «Связь с великой стариной»: «Храм свт. Афанасия, что в деревне Чирково Усть-Кубинского района, находится в живописном уголке Вологодской области. Широкие просторы, многочисленные реки, зеркальная гладь Кубенского озера, лес... И вековая история!С древнейших времен Земля эта была заселена человеком с древнейших времен. Непроходимые бесконечные леса заставляли людей селиться по берегам рек, которые служили для них удобными водными путями. По данным археологических разведок, на берегу реки Кубены были найдены стоянки древних людей, датируемые VII - V тысячелетиями до нашей эры. Позднее здесь жили финно-угорские племена. А с IX-XI веков начинается постепенное проникновение славян. К концу XV века тут прочно обоснуются русские. Историю распространения христианства в этом районе связывают с основанием Спасо-Каменного монастыря (XIII век). Монахи-миссионеры несли свет веры Христовой местным жителям. Заозерское княжество До середины XV века часть Вологодских земель входила в состав Ярославского княжества, которое постепенно дробится. И к началу XV века на северо-восточном берегу Кубенского озера и в бассейне реки Кубены образуется Заозерское удельное княжество. Оно принадлежало первому удельному Заозерскому князю Димитрию Васильевичу. Князь И чудятся мне подвиги людей и жизнь давно былая... Заозерский князь Димитрий Васильевич принадлежал к древнему роду князей Ярославского дома. Потомок святого благоверного князя Феодора Черного Смоленского († 1299; память - 18 марта и 2 октября), со чадами Давидом († 1321) и Константином (до 1321), Ярославскими, благоверного князя Василия Ярославского (†1344; память - в соборе Ростово-Ярославских святых), внуком которого и был князь Димитрий. Все они отличались христианским благочестием, милосердием и благотворительностью, любили строить и украшать храмы, да и сами нередко постригались в монашество, были смелыми и доблестными воинами. И князь Димитрий унаследовал добродетели предков. Он построил в деревне Чирково деревянную церковь в честь своего небесного покровителя вмч. Димитрия Солунского. И "никто не молился в ней с таким усердием и слезами". Помогал преподобным Александру Куштскому и Дионисию Глушицкому в основании новых монастырей. Наделял земельными угодьями, посылал мастеров, богослужебные книги и церковную утварь, "радуясь тому, что в его владения являются такие великие подвижники и молитвенники". В первой половине XV века князь погиб при защите Ярославля. Его супруга, княгиня Мария, также отличалась христианским благочестием. Как и предки их, они были причислены к лику святых (память в соборе Вологодских святых). Сын их, преподобный Иоасаф (в миру князь Андрей), в раннем возрасте ушел в Спасо-Каменный монастырь, где принял монашеский постриг. Мощи его находятся в верхнем храме кафедрального Рождество-Богородицкого собора г. Вологды (память 23 сентября). Монастырь Над водным раздольем обитель святая стоит как маяк... С именем благоверного князя Димитрия Заозерского связано основание монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На высоком левом берегу реки Кубены, рядом с деревней Чирково, находится песчаное возвышение, называемое Лысой горой. Именно здесь и был устроен Пречистенский монастырь. "А прежде сего издревле тут бывал монастырь Пречистыя Богородицы на Лысой горе..." В те времена по всей Руси воздвигались церкви и монастыри в честь славной победы русских воинов, которую они одержали над татарами в Куликовской битве. Строили храмы и в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, т.к. именно в этот день была одержана славная победа русскими воинами. Глубокая православная вера всего русского воинства, полководческий талант воевод, отвага и ратное мастерство были залогом этой знаменитой победы. Многим поколениям она явилась ярчайшим примером для подражания. Великий князь Василий Васильевич Ярославский (отец князя Димитрия Заозерского) был участником Куликовской битвы и сражался на левом крыле. Он и сына своего назвал в честь вмч. Димитрия Солунского, память которого празднуется церковью 9 ноября. Это был день, когда была отслужена первая панихида по павшим воинам. Второй храм обители был построен во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Для нас интересен и важен следующий факт. На Руси почитание святителя Афанасия начинается в XI веке. Столп был еси Православия... Святитель Афанасий родился в конце III века в Египте, где получил хорошее светское образование. Ревностно он изучал Слово Божие. Вел строгую подвижническую жизнь. Участвовал в I Вселенском Соборе, боролся с арианской ересью. Возглавлял Александрийскую кафедру около 47 лет, 20 из которых провел в изгнании. В его литературном наследии - работы по различным областям богословия. Для христиан он поистине является "великим столпом и твердой опорой православия". Афанасия Великого особенно почитал святой благоверный князь Димитрий Донской. Оказывается, на Руси в XIV веке были частицы мощей святителя - они были помещены в иконе-мощевике, которая принадлежала сыну святого Димитрия Донского. Свадьба князя Димитрия с Евдокией была приурочена ко дню памяти святителей Афанасия и Кирилла (31 января 1366 г.). Богородице-Лысогорский погост «Если монастырь исчезал, крестьянский приход вместе с монастырской церковью оставался...» В. О. Ключевский В период польско-литовского нашествия монастырь запустел и на его месте во второй половине XVII века "уже находится погост в приход мирским людям, а на погосте церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы древяна да место церковное Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев... Во дворе поп Петр, церковный дьячок Ивашко, просфирня Настасьица, пономарь Завьялко, да пять келий нищих, питаются от церкви Божией..." Имелась и земля церковная: "погост, да пустоши, да пашни". Крестьяне из близлежащих деревень приходили на Лысую гору испросить у Богородицы помощи в их нелегком крестьянском труде, облегчения болезней и мирной христианской кончины. О церковном кладбище Мы с прошлым связаны и телом и душой, В нем черпаем мы все живительные силы, И эту связь с великой стариной Хранят в себе отцовские могилы. Лысогорское кладбище - очень древнее. Ему около 400 лет и оно могло бы рассказать нам о многих человеческих судьбах. "Человек прохожий! И ты здесь ляжешь, как и я. Сядь, отдохни на камне у меня". Это кладбище мало чем отличается от обычных сельских погостов. Оно занимает восточный склон Лысой горы и примыкает почти вплотную к храму. Тут и там густо стоят ветхие деревянные кресты, на которых до недавнего времени можно было прочесть нехитрую надпись: "Под сим крестом погребено тело раба Божиего...". Изредка встречаются могилы со старинными надгробиями, замшелыми плитами, с железными и чугунными крестами. За алтарями храмов обычно хоронили клириков и их родных, благотворителей, людей благочестивой и праведной жизни. Невольно вспоминаются слова одного писателя: "Люблю я наши сельские кладбища за их простоту, в которой так много смысла, за их покой, в котором так много чувств... Все тут просто и ясно, и грустно". Строительство каменных храмов Люди великой веры приступали к постройке храмов, имея в кармане буквально несколько рублей. И при таком начале воздвигали обширные богатые храмы. Е. Поселянин С 1781 по 1791 гг. "тщанием прихожан" велось строительство каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянный храм пришел в ветхое состояние, и вот - всем миром простой народ строит новую церковь. Крестьяне лысогорского прихода были мастеровиты. Их приглашали на строительство и Устьянских храмов. Кирпич изготовляли прямо у церкви. Наконец священник Феодор Иванов посылает прошение епископу Иринею, в котором сообщает: "... холодная церковь построена... Ваше преосвященство, покорнейше прошу дабы соблаговолено было вышеописанной Рождественской храм приказать освятить и выдать новой освященной полотняной антиминс..." 7 ноября 1791 года церковь была освящена. "Она имела вид великолепный, одноэтажная, о пяти главах... внутри верх украшен узорчатой лепниной - карнизом. Живопись настенная... Иконы старинной живописи..." В советское время были изъяты из деисусного чина иконы свт. Алексия, митрополита Московского, и вмч. Георгия, датируемые второй половиной XV века. Сегодня они находятся в Вологодском музее-заповеднике. Храм был закрыт в 1937 г. А в конце пятидесятых - разрушен. Старожилы рассказывают, что председатель поторопился взорвать храм. Через несколько дней после взрыва пришел приказ из Москвы: "Храм оставить". Но было уже поздно . Я Тебе, Владычица, принес Две жемчужины моих горючих слез, Сердца скорбного великую печаль И тоску о том, чего до боли жаль... Каменная церковь Афанасия Великого Второй каменный теплый храм с трапезною был построен гораздо быстрее - всего за два года, также трудами и заботами местных жителей. 29 декабря 1863 года - был освящен. Церковь находится в одной связи с высотной колокольней и превосходит своими размерами первый храм. Полный иконостас (к сожалению, до настоящего времени он не сохранился) был написан классным художником А.А. Скрипицыным вместе с братом. Кисти этого мастера принадлежали некоторые иконы из Спасовсеградского собора Вологды и других храмов Вологодской губернии. Престол был освящен в честь святителя Афанасия Великого. Сегодня многие иконы Свято-Афанасьевского храма также находятся в постоянной экспозиции Вологодского музея-заповедника. Эта церковь была закрыта в 1937-1947 годах. Ее подвальное помещение использовалось для хранения овощей. Осквернению она не подверглась. 21 сентября 1947 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы храм был вновь открыт. И вновь, как в былые времена, шли сюда уставшие измученные люди: К Богоматери стекался с упованием Православный страждущий народ. Пред заступницей склонялся на колени Чуждый мира и его забот. Правда, теперь приходилось приезжать сюда издалека. Но люди все равно шли! Это был единственный действующий храм на Усть-Кубинский, Сокольский и Харовский районы. Из Москвы и Санкт-Петербурга, Вологды и Череповца, Архангельска и Мурманска ехали сюда люди креститься, венчаться, исповедаться и просто помолиться. О священниках прихода До революции 1917 года здесь служили такие батюшки: о. Анатолий Левитский (почти 40 лет, его могила за алтарем церкви); о. Александр Дьяков, а последним настоятелем был о. Константин Тюрнин (он окончил Вологодскую духовную семинарию, был законоучителем 1-го Закуштского земского училища и Устьянской школы ремесленных училищ). Родился он в Усть-Кубинском районе. Люди его уважали и любили. Незадолго до 1937 года он был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. К сожалению, о дальнейшей его судьбе пока неизвестно. С 1947 года в Афанасьевской церкви служат протоиерей Димитрий Белов, иерей Николай Попов, протоиерей Николай Антонов, схиархимандрит Симеон (Чернов), митрофорный протоиерей Александр Лукин, о. Валентин Парамонов, игумен Стефан, о. Владимир Шило и др. В прошлом году приезжала на могилу о. Николая Попова его внучка. Она с радостью пообещала поделиться воспоминаниями о дедушке, привезти семейные снимки. Отец Николай служил в одном из храмов Усть-Кубинского района. В советское время был приговорен к 10 годам ссылки. Вернувшись (ему было 66 лет), он два года прослужил в храме. Его могила - за алтарем Афанасьевской церкви. Сегодня живы еще люди, которые помнят об этом священнике, он их крестил и исповедовал. А летом 2006 года навестила могилку деда внучка о. Александра Лукина. В 1955 году она вместе с мамой и дедом вернулись в СССР из эмиграции. 28 лет о. Александр служил в храмах г. Харбина (Китай). Три года он был настоятелем Свято-Афанасьевской церкви. О других священниках также собирается материал. Просим откликнуться всех, кто что-нибудь знает об этих священниках. *** ... Лежат на столе старые пожелтевшие снимки. Незнакомые люди, чьи-то забытые жизни. Может быть, они так и останутся до конца неузнанными... Но хочется верить, что придет время и эти старые фотографии заговорят и расскажут нам много удивительных историй. И научат самому важному - без истории, без памяти, которая передается из рода в род, не будет и нас, мы потеряемся в этом мире. Как дерево без корней не стоит, так и мы, если станем Иванами, не помнящими родства, тоже не устоим. 21 сентября 2007 года исполнится 60 лет со дня возрождения в Чиркове богослужебной жизни. 7 ноября 2006 года - 215 лет со дня освящения церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы». Библиография: Буйлова Н. Связь с великой стариной // Благовестник. - 2006. - № 7 - 9 - С. 21. Источник: http://www.blagovest.orthodoxy...n09s21.php --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14245 | Наверх ##
13 июля 2015 22:55 17 февраля 2017 23:01 Древние исторические места Кадниковского уезда. (Выдержка из письма) // Вологодские Губернские Ведомости. - 1844. - № 26. - 24 июня. - Часть неофициальная. - Прибавления к ВГВ. - С. 259 и 260: ПРИМЕЧАНИЕ: В этой статье есть сведения и о Лысой горе, и о деревне Чирково. Начало: --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14245 | Наверх ##
13 июля 2015 22:57 17 февраля 2017 23:01 Древние исторические места Кадниковского уезда. (Выдержка из письма) // Вологодские Губернские Ведомости. - 1844. - № 26. - 24 июня. - Часть неофициальная. - Прибавления к ВГВ. - С. 259 и 260. Продолжение: --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
эльмира катромская Вологда Сообщений: 16831 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15787 | Наверх ##
21 июля 2015 20:00 21 июля 2015 22:16 Анатолий! Смотрела сегодня метрические книги Кадниковского уезда за 1866 год(консисторский экземпляр) фонд 496 опись 11 дело 255 1068 листов думаю пригодится информация по Богородской Лысогорской церкви священник Алексей Кинтиллионов Беляев диакон Илья Иванов Боголепов дьячок Дмитрий Александров Дмитриевский
событий в этих семьях не было ,только их подписи с расшифровкой, отчества писали редко --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14245 | Наверх ##
21 июля 2015 21:59 Уважаемая Светлана!
Огромное Вам спасибо за информацию о священнослужителях Богородской Лысогорской церкви.
Думаю, что священник Алексей Кинтиллионов Беляев - мой прапрапрадед (отец прапрабабушки Елизаветы Алексеевны), умерший 1-го Января 1868 года.
Библиография:
Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1868. - № 3. – 1 февраля. – 74.
--- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1208 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1794 | Наверх ##
22 июля 2015 15:45 Volga63 написал: [q] Древние исторические места Кадниковского уезда. (Выдержка из письма) // Вологодские Губернские Ведомости. - 1844. - № 26. - 24 июня. - Часть неофициальная. - Прибавления к ВГВ. - С. 259 и 260:[/q]
Уточните, пожалуйста год выпуска номера ВЕВ, --- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14245 | Наверх ##
22 июля 2015 18:10 22 июля 2015 23:55 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14245 | Наверх ##
13 августа 2015 19:02 26 сентября 2015 19:31 Решил опубликовать в своём дневнике статью моего прадеда священника Богородской (Богородицкой) Лысогорской церкви Кадниковского уезда АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА ДЬЯКОВА из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости». Статья называется «Исторические заметки». Эта статья о земельном споре священнослужителей Богородской (Богородицкой) Лысогорской церкви с игуменом Парамоном и братией Успения Пречистыя Богородицы Александровы пустыни, Куштскаго монастыря (вероятно, Александро-Куштский монастырь). В 1631 году спор этот был решён в пользу Богородской (Богородицкой) Лысогорской церкви, о чём свидетельствует грамота Царя Михаила Феодоровича, изложенная в статье. ПРИМЕЧАНИЕ: Текст статьи адаптировал к современному русскому языку, с максимальным сохранением орфографии и пунктуации автора. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ В Епархиальных ведомостях 1864 года перечислены существующие и многие бывшие монастыри в пределах Вологодской епapxии, но несомненно были и другие монастыри, кроме вышеперечисленных, о коих сведений не сохранилось. Так не упоминается монастырь, существовавший до XVII века на том месте, где теперь находится Богородицкая Лысогорская церковь (храмы Рождества Богородицы и Афанасия Александрийского) Кадниковского уезда. Церковь эта находится в 50 верстах от Вологды на левом возвышенном берегу р. Кубены, при впадении ея в Кубенское озеро, рядом с селом Устье. Местность эта по заселению ея русскими одна из древнейших в епapхии. Близ церкви (2 версты) находится с. Чирково – вотчина князей Заозерских, где по преданию находился и их двор. Здесь же у них была церковь во имя св. Димитрия Солунскаго (ныне каменная часовня в его имя). Здесь жил и последний из князей Заозерских Димитрий Васильевич с супругою Марией, лишенный владений Иоанном III. Сын их Андрей ушел в половине XV века в Каменный монастырь на Кубенском озере (4 версты) и постригся под именем Иоасафа (преподобный Иоасаф Каменский). Приходская же церковь находилась по преданию близ деревни Кочурова (полторы версты от теперешней церкви). Монастырь во имя Рождества Пречистыя Богородицы очевидно был построен князьями Заозерскими при помощи, процветавших тогда монашескою жизнию, Глушицких монастырей (в 20 верстах) и наделён ими земельными угодьями. От начала XVII века известно, что монастырь уже давно не существовал и на месте его уже находится приходская церковь во имя Рождества Богородицы и Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев, перенесенная из деревни Кочурова, унаследовавшая может быть все угодья монастыря. В писцовых книгах церкви читаем: „В Сямженской трети в Закуштской волости в церковных землях написано: волость Закуштская, а в ней погост Рождественский на реке на Кубене, а на погосте храм Рождества Пречистыя Богородицы древян вверхъ, другой храм теплый с трапезою Афанасия и Кирилла Александрийских; церковное всякое строение мирское тоя же Закуштския волости крестьян, а преж сего изстари тут бывал монастырь Пречистыя Богородицы на Лысой горе и тот монастырь запустел из давних лет, а ныне тут приходная церковь в приход мирским людем..., а дана сия выпись книг Вологодскаго уезду, Сямженской трети, Закуштской волости церкви Рождества Богородицы попу Якиму или той церкви по нем иные попы будут на церковенье по ево, попа Якима, челобитью в нынешнем 171 (то есть 1663) году". И еще о сем же свидетельствует помещаемая ниже, нигде не напечатанная грамота Царя Михаила Феодоровича. „От Царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России на Вологду воеводе нашему Ивану Юрьевичу Плещиеву да дьяку нашему Семену Дохтурову. В прошлом (139 = 1631 от Рождества Христова) году марта в 30 день послана к вам наша грамота, а велено Пречистенскаго монастыря, что на Лысой горе, в Вологодском уезде в Пустораменской волости пустошь Игумново Большое да Березинской волости пустошь Богородское, Брацкое тож, да в Грибцовской волости пустошь Игумново Меньшое, да в Закуштской волости пустошь Верзино быть в дому Успения Пречистыя Богородицы к Александрове пустыни на оброке без переоброчно по прежнему. А в вотчину той земли им в той монастырь и к монастырской церкви и в поместье ни кому не отдать. И ныне били нам челом Федор Толчанов да Богдан Дубровской, а сказали: наше де жалованье поместье за ними в Вологодском уезде, а приход де крестьяном их у церкви Пречистой Богородицы да ко Афанасию и к Кириллу Александрийским чудотворцем что на Лысой горе, а наше де жалованье у той церкви была вотчина изстари в Грибцовской волости пустошь Игумново меньшое, да в Раменской волости пустошь Игумново большое, да в Березинской волости пустошь Богородское братское, да в Закуштской волости пустошь Верзино. И в прошлом де 139 году тогож Вологодскаго уезду, Успения Пресвятыя Богородицы Александровы пустыни игумен Парамон с братиею били нам челом о той церковной земле ложно, а в своем челобитье написали будто та земля лежит в порожних землях и по их де ложному челобитью в поместном приказе те пустоши даны им на оброк, а оброку де на них положено двадцать четыре алтына с деньгою, и тот де игумен Парамон с братиею наше богомолье хочет запустошити: попа и всех церковников гонит прочь от церкви, для того чтобы ему вперед теми пустошами завладеть. А по памяти в прошлом 139 году с Вологодских книг письма и меры Федора Воронцова Вельяминова да подьячаго Савина Завесина 136 и 137 году в Вологодском уезде в Заозерской половине в Закуштской волости написан погост Богородской на реке на Кубене, что бывал прежде сего монастырь Пречистой Богородицы на Лысой горе, а ныне тот погост в приход мирским людям, а на погосте церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы древяна да место церковное Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев; церковное всякое строение приходских людей, да на погосте ж во дворе поп Петр, во дворе церковный дьячек Ивашко, во дворе просвирня Настасьица, во дворе пономарь Завьялко, да пять келий нищих, питаются от церкви Божией. Пожни церковной две четверти с осминою, да к тому же погосту в церковных землях в той же закуштской волости пустошь Верзино, пашни семь четвертей с осминою; всего церковныя земли погост да пустошь, пашни десять четвертей, да в Вологодском же уезде в разных волостях в порозжих землях написано: Пустоши что были прежде сего в вотчину Пречистенскаго монастыря что на Лысой горе, в Пусторамеиской волости: пустошь Игумново большое да в Березинской волости пустошь Богородское братское тож, да в Грибцовской волости пустошь Игумново меньшое, чернышево тож; и всего три пустоши, а в них пашни перелогом и лесом поросло середние земли шестьдесят две четверти с осминою в полях, а в двух по томуж, сена в полях отхожево семьдесят восемь копен, лесу чернаго и болота в разных местах сорок десятин, и писаны были те пустоши к церкви и в порозжих землях, по приправочным книгам дозору Петра Ушакова 123 года. И нам бы их пожаловать велети тое церковную землю пустошь Верзино с пустошами, что отданы на оброк по ложному челобитию Успения Пречистыя Богородицы, Александровы пустыни игумену Парамону с братиею исправити к церкви Пречистыя Богородицы и к Афанасию и Кириллу Александрийским чудотворцем, что на Лысой горе, по прежнему. И по нашему указу Феодор Васильевич Волынской да дьяк Неупокой Кокошкин да Венедикт Малов да Василий Ключарев приговорили: Вологодскаго уезда Успения Пречистыя Богородицы Александровы пустыни, Куштскаго монастыря, игумену Парамону с братиею что отданы ему но ложному челобитию на оброк Вологодскаго же уезда, заозерския половины, закуштския волости Богородскаго погоста, что на реке на Кубене, что бывал преж сего монастырь Пречистыя Богородицы на Лысой горе церковныя пустоши в Закуштской волости пустошь Верзино да в разных волостях в Пусторамеиской, да в Березинской, да в Грибцовской пустошь Игумново большое, пустошь Богородское, Братское тож, пустошь Игумново меньшое Чернышево тож, а в них пашни и перелогу семьдесят две четверти с осминою быть по прежнему в вотчину Пречистыя Богородицы и Афанасия и Кирилла Александрийских что на Лысой горе: потому как в прошлом 139 году тот погост рождества Пресвятыя Богородицы и Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев, что на Лысой горе, отданы игумену Парамону с братиею на оброк и в те поры о той вотчине к писцам память по ево игуменову челобитью не посылана, а он игумен с братиею назвал те вотчины церковныя пустоши порожнею землею да сами они игумен Парамон с братиею в челобитье своем написали, что те пустоши Пречистыя Богородицы и Афанасия и Кирилла Александрийских, что на Лысой горе, старинныя вотчинныя, а по челобитью Федора Толочанова да Богдана Дубровскаго и по памяти с Вологодских книг письма и меры Федора Воронцова Вельяминова да подъячего Савина Завесина 136 и 137 году в Вологодском уезде в Заозерской половине в Закуштской волости тот погост на реке на Кубене, что бывал преж сего монастырь пречистыя Богородицы на Лысой горе, пустошь Верзино с пустошами написаны к церкви Пречистыя Богородицы и к Афанасию и к Кириллу Александрийским чудотворцем в приход мирским людем и церковное всякое стpoeниe мирских людей; и по тому их челобитью и по памяти с писцовых книг приговорили той вотчины пустоши Верзино с пустошами быть по прежнему к церкви Пречистыя Богородицы и Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев, что на Лысой горе, в вотчину; а игумену Парамону с братиею приговорили отказать. И будет так, как нам Федор Толочанов да Богдан Дубровский били челом, и как к вам ся наша грамота придет, и в Вологодском уезде в Пустораменской волости пустошь Игумново большое да в Березинской волости пустошь Богородское Братское тож да в Грибцовской волости пустошь Игумново меньшое да в Закуштской волости пустошь Верзино и в них пашни семьдесят две четверти с осминою, что отданы по ложному челобитью игумену Парамону с братиею, велели отказать к церкви Пречистыя Богородицы, что на Лысой горе, и ко Афанасию и Кириллу Александрийским чудотворцем по прежнему. А игумену Парамону с братиею в той церковной земле отказать и впредь ему землею владеть не велели. Писана на Москве лета 7140 (то есть 1631) сентября в 15 день. А у подлинной государевой грамоте назаде написано дьяк Неупокой Кокошкин. Справил Ивашко Афанасьев. Сообщил священник АЛЕКСАНДР ДЬЯКОВ. Библиография: Дьяков Александр. – Исторические заметки: [О Богородицкой Лысогорской церкви] // Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1906. - № 14. – Прибавление к ВЕВ. – С. 401 – 406: http://www.booksite.ru/vev/1906/1906_14_P.pdf --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|