Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Вологодчина. - О местах, где жили и служили мои предки

Достоверно известно, что мои предки жили и служили в Вологде, в Вельском и Кадниковском уездах Вологодской губернии; в Вытегорском уезде (районе) и в городе Белозерск.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 7 Вперед →
Модератор: Volga63
эльмира катромская

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16836
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15787
file.php?fid=187856&key=1137079371
Покровская Кулойская церковь в деревне Урусовская Верховажского района Вологодской области. Северный фасад.
10 июня 2012 года
Фот. Бокарёв Александр
с http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=98838
file.php?fid=187857&key=1931514132
file.php?fid=187858&key=123093535
Покровская Кулойская церковь в деревне Урусовская Верховажского района Вологодской области. Общий вид мыса, на котором стоит храм, с северо-восточной стороны.
10 июня 2012 года
Фот. Бокарёв Александр
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4014
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14254
Уважаемая Светлана!

Огромное Вам спасибо за фотографии Кулойской Покровской церкви Вельского уезда, в которой когда-то служил священником мой прапрадед АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ДЬЯКОВ.
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4014
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14254
ШАНГАЛЬСКАЯ БОГОРОДСКАЯ (БОГОРОДИЦКАЯ) ЦЕРКОВЬ ВЕЛЬСКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ:

В вышеуказанной церкви до своей смерти 20-го Сентября 1885 года служил священником АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ ДЬЯКОВ - родной брат моего прапрадеда АЛЕКСЕЯ ДМИТРИЕВИЧА ДЬЯКОВА.

Библиография:

ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 210. – Клировые ведомости Вельского уезда за 1884 год. – Лист № 438. - (Выписки Ольги Васильевны Обнорской)
Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1885. - № 21. – 1 ноября. – С. 333.

Из информации сайта «Православные приходы и монастыри Севера» следует, что Богородская (Богородицкая) Шангальская церковь – 1838 года постройки, каменная.
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы, пророка Илии, святителя Николая Мирликийского.
Находилась вышеуказанная церковь в Камкинской волости Вельского уезда.
В настоящее время церковь находится в селе Шангалы Устьянского района Архангельской области на правом берегу реки Устья (приток Ваги). –

Источник:

http://www.parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=917
и
Македонская Н. М. Дополнения к церковно-историческому атласу Вологодской области: Церкви Архангельской области (в 1916 году находились на территории Вельского уезда и относились к Вологодской епархии). –

Источник:

http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=122

ПРИМЕЧАНИЕ: В таблице вышуказанных Дополнений Шангальская Богородская (Богородицкая) значится под № 36.

Журнал «Вологодские Епархиальные Ведомости» сообщил о том, что 13-го сентября 1864 года при Шангальской Богородской церкви местный благочинный, священник МИХАИЛ МАЛЬЦЕВ освятил вновь устроенный храм во имя святителя Николая Чудотворца.
17-го июня 1904 года в 4 часа пополудни, во время бури с грозой, сильным порывом ветра с юга со шпиля на колокольне сорвало и разбило крест и главу; с алтаря холодного храма сорвало и смяло крест. Кроме того, в двух рамах во втором свете холодного храма на южной стороне разбиты по одному стеклу в каждой раме. Убыток составил до 60 рублей.

Библиография:

Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1864. - № 4. – 15 ноября. – С. 57; 1904. - № 15. – 1 августа. – С. 348.
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4014
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14254
ДОЛГОВИЦКАЯ ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ТОТЕМСКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ:

В вышеуказанной церкви до увольнения за штат, последовавшего 30-го Ноября 1890 года, служил священником НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ ДЬЯКОВ (предположительно – родной брат моего прапрадеда АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВИЧА ДЬЯКОВА).

Долговицкая Троицкая церковь – 1793 года постройки, деревянная (юго-восточнее д. Проневская).
Престолы в честь: Святой Троицы – главный, Благовещения Пресвятой Богородицы.
В настоящее время, место, где находилась вышеуказанная церковь, расположено в Тарногском сельском поселении Тарногского района Вологодской области. –

Источник:
http://www.parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=766

К Долговицкому приходу был приписан Монастырь: Дружинина Долговицкая Зосимо-Савватиевская мужская пустынь.

Вышеуказанная пустынь находилась в Долговицком приходе Тотемского уезда.
В настоящее время, место, где находилась вышеуказанная пустынь, расположено в урочище между речками Пажма и Щенята, в Тарногском районе Вологодской области.
Пустынь была упразднена до монастырской реформы 1764 года. –

Источник:
http://www.parishes.mrezha.ru/monastery_history.php?id=10093

НИНА МИХАЙЛОВНА МАКЕДОНСКАЯ в статье: «Дружинина Долговицкая Зосимо-Савватиевская мужская пустынь» пишет, что: «Дружинина Зосимо-Савватиевская, мужская, ныне деревня Дружинина Пустынь Вологодской губернии, Тотемского уезда, в 110 верстах к северо-востоку от Тотьмы, на правом берегу Кокшеньги. По преданию основана в половине 17-го столетия крестьянином Дружиною из села Долговицкого, находящегося верстах в 8 выше пустыни по реке Кокшеньге. В 1692 году ею управлял строитель Авраамий. До 1764 года была приписана к Маркушевскому монастырю, а по штатам 1764 года – к Долговицкому приходу».
Из вышеуказанной статьи следует, что: «Дружинина пустынь находилась на реке Кокшеньга северо-западнее деревни Проневская».
НИНА МИХАЙЛОВНА МАКЕДОНСКАЯ пишет также, что: «Вотчинная деревня - Жилинская (так у Мясникова, в книге Угрюмова А.А. – Жалинская) - принадлежала монахам с 1665 года.
В пустыни в 1678 году стоял один храм и две кельи, в которых проживали строитель Матвей и монахи Дионисий и Феодосий.
Дружинина пустыня никогда не была многонаселенной и богатой, управляли обителью всегда строители.
Павел Строев упоминает имена строителей, начиная с 1692 года и заканчивая 1709 годом. Вероятно, после 1709 года Дружинина пустынь перестала быть самостоятельной, и управлять ею стали настоятели Маркушевского монастыря. В Маркушевском монастыре правил с 1708 года строитель Иона Угрюмов, а в 1711 году он уже игумен. Возможно, повышение в чине и было связано с припиской к монастырю Дружининой пустыни.
В 1727 году в пустыни жили три монаха и три трудника.
В 1744 году за ней числилось всего 6 душ крестьян.
В 1764 году Маркушевский монастырь и приписная Дружинина пустыня упразднены. Зосимо-Савватиевская церковь приписана к приходской Троицкой Долговицкой церкви».
Из статьи НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ МАКЕДОНСКОЙ следует, что в XIX – XX веках деревни Долговицкого прихода: «относились к Шевденицкой волости Тотемского уезда и располагались по обоим берегам Кокшеньги.
В селе Долговицкое в 1917 году стояли 2 деревянных церкви и одна каменная.
Деревянная теплая церковь, построенная в 1716 году, освящена во имя святителя Николая Мирликийского.
Деревянная холодная церковь, построенная в 1793 году, была двухпрестольной. Главный престол освящен в честь Святой Троицы, придельный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Новая каменная церковь в одной связи с колокольней строилась с 1895 года по 1901 год и ещё не была освящена в 1917 году. До этой каменной церкви в селе Долговицкое стояла небольшая однопрестольная каменная церковь, её построили в 1843 году и освятили во имя Николая Чудотворца. В 1889 году из-за малой вместимости получено разрешение на её слом».
По сведениям НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ МАКЕДОНСКОЙ: «Приписные деревянные часовни стояли в 4-х деревнях прихода:
в Парфеновской – иконы Божией Матери «Знамение»,
в Матвеевской – Сретения Господня,
в Подволочной – великомученика Георгия Победоносца,
в Проневской – святителя Николая Чудотворца». –

Источник:

http://www.parishes.mrezha.ru/library.php?id=317
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4014
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14254
УСПЕНСКАЯ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ:

В этой церкви с 11-го Августа 1891 года до 14-го Октября 1901 года служил священником мой прадед Александр Алексеевич Дьяков.

В 1872 году журнал «Вологодские Епархиальные Ведомости» сообщил о том, что 6-го Февраля 1872 года в сельце Александровке Кадниковского уезда настоятелем Спасо-Каменного Свято-Духова монастыря Архимандритом Нафанаилом в сослужении семи священников был освящён новоустроенный иждивением господ Засецких храм во имя Успения Божией Матери:

file.php?fid=799866&key=301842955

Из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» следует, что 8-го Июня 1891 года Студент семинарии Александр Дьяков определён во священника Успенской Александровской церкви Кадниковского уезда и произведён 6-го Августа 1891 года во дьякона, а 11-го числа того же месяца во священника.

Библиография:

Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1872. - № 6. – 15 марта. – С. 145; 1891. - № 13. – 1 июля. – С. 183; № 20. – 15 октября. – С. 305; .
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
эльмира катромская

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16836
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15787
Терменгский приход


Современное местоположение: д. Куколовская, Терменгское с/п, Верховажский р., Вологодская обл.
Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния

Терменгская Воскресенская церковь, 1791 года, деревянная. Главный престол в честь Воскресения Христова.
Терменгская Всехскорбященская церковь, 1861 года, каменная. Престол в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Церковным старостой при Воскресенской церкви в 1905 г. на 8-е трёхлетие утверждён крестьянин Николай Кашинцев.
Библиография
ВЕВ. - 1905. - №5. - С. 45.
ИИАК. - Петроград, 1915. - Вып. 59. - С. 115.
Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 33, 139, 145.

Церковь Воскресения Христова на Терменге
Церковь Воскресения Христова в Старине (Куколовской)
У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А
Название
Церковь Воскресения Христова на Терменге
Синонимы названия
Церковь Воскресения Христова в Старине (Куколовской)
Обиходные названия
Воскресенская церковь
Тип постройки церковь
Дата основания 1768
Дата постройки последнего здания 1796-1801 (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православная
Статус не сохр.
Адрес на 1917 г. Вологодская губ., Вельский у., Терменгский пог.
Современный адрес Вологодская обл., Верховажский р-н, д. Куколовская
Краткое описание Деревянная церковь, обшитая тесом, построенная в 1796-1801. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной, в которой помещался Никольский придел. Закрыта в кон. 1930-х, служила бондарным цехом, в 1950-х сгорела.
с http://temples.ru/card.php?ID=17251

Интересная информация
Собор Софии Премудрости Божией. Кафедральный собор Вологодской епархии с конца XVI века до 1924 года.

В 1740-х годах вместо позакомарного покрытия сделали четырехскатное. В 1765 году пол в соборе был выстлан плитами из болотного чугуна, отлитыми на Терменгском железоделательном заводе.
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4014
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14254
Уважаемая Светлана!

Благодарю Вас за информацию о Терменгской Воскресенской церкви Вельского уезда, где, вероятно, служил мой прапрапрапрадед Стефан Левитский.
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4014
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14254
По сведениям за 1851 год, мой прапрапрадед ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВ ЛЕВИТСКИЙ служил дьяконом Флоро-Лаврской Кумзерской церкви Кадниковского уезда.

Библиография:

ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 454. – Клировые ведомости церквей Кадниковского уезда за 1851 год. – Под № 52 – Флоро-Лаврская Кумзерская церковь. – Лист № 276 – оборот. - (Выписки Ольги Николаевны Ивановой).


ФЛОРО-ЛАВРСКАЯ КУМЗЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ:

Церковь Флора и Лавра на Кумзере, в Воскресенской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1638 года.
Кумзерская Флоро-Лаврская церковь, 1856 года постройки, каменная. Престолы в честь: мучеников Флора и Лавра Иллирийских – главный престол, пророка Илии, Воскресения Христова.
Воскресенский придел освящён 5-го сентября 1871 года.
Придельный храм в честь мучеников Флора и Лавра освящён 18-го июня 1872 года.
Новоустроенный придельный храм во имя св. пророка Илии освящён 12-го сентября 1875 года.
Вторая церковь – Кумзерская Богоявленская церковь, 1803 года постройки, каменная.
Престолы в честь: Богоявления – главный престол, святителя Николая Мирликийского и мученика Конона Памфилийского.
В 1865 году было открыто приходское попечительство при Кумзерской Флоро-Лаврской церкви.

Историческое местоположение: Кадниковский уезд Вологодской губернии.

Современное местоположение: село Кумзеро Кумзерского сельского поселения Харовского района Вологодской области.

Библиография:

Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1865. - № 14. – С. 112; 1871. - № 20. – С. 441; 1872. - № 14. – С. 310; 1875. - № 20. – С. 276.
Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. – 1865. - № 21. – Прибавления. – С. 818.
Церковно-исторический атлас Вологодской области: Т. 1. – Вологда: Древности Севера, 2007. – С. 97, 132 и 222.

Источник:

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=830

---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4014
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14254
Затем, по сведениям за 1854 год, мой прапрапрадед ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВ ЛЕВИТСКИЙ служил дьяконом Вологодской градской Благовещенской церкви.

Библиография:

ГАВО. – Фонд № 1063. – Опись № 1. – Дело № 27 "Ведомость о белом духовенстве по Вологодской градской Благовещенской церкви" начата в 1854 году, окончена в 1854 году на 1 листе. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой).

ВОЛОГОДСКАЯ ГРАДСКАЯ БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ:

По информации сайта "Православные приходы и монастыри Севера", Благовещенская церковь в Вологде упоминалась в документах 1627 года.
Каменная церковь строилась в 1801 – 1817 годах.
Престолы в честь: Благовещения Пресвятой Богородицы – главный престол, святителя Митрофана Воронежского, преподобных: Михаила Малеина и Феодосия Тотемского.
Указом Святейшего Синода от 25-го января 1865 года за № 141 преподано благословение Святейшего Синода Селенгинскому 2-й гильдии купцу, почетному гражданину МИХАИЛУ ШАХОВУ за сделанные им пожертвования в пользу Вологодской градской Благовещенской церкви.

Библиография:

Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1865. - № 6. – 15 марта. – С. 51: http://www.booksite.ru/vev/1865/1865_6.pdf

ИИАК. – Петроград, 1915. – Выпуск 59. – С. 121.
Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. – 1865. - № 16. – Прибавления. – С. 645 и 646.
Церковно-исторический атлас Вологодской области. – Вологда: Древности Севера, 2007. – Т. 1. – С. 48 и 123.

Источник:

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=610
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 4014
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14254

Volga63 написал:
[q]


По сведениям за 1851 год, мой прапрапрадед ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВ ЛЕВИТСКИЙ служил дьяконом Флоро-Лаврской Кумзерской церкви Кадниковского уезда.

Библиография:

ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 454. – Клировые ведомости церквей Кадниковского уезда за 1851 год. – Под № 52 – Флоро-Лаврская Кумзерская церковь. – Лист № 276 – оборот. - (Выписки Ольги Николаевны Ивановой).
[/q]


ФЛОРО-ЛАВРСКАЯ КУМЗЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (дополнительная информация с сайта "Соборы.Ру"):

НИКОЛАЙ БУЛКИН пишет, что: «Деревня Кумзеро известна с XII века. Ныне село имеет более 150 дворов и слилась с двумя соседними — Гришино и Максимовская. По некоторым данным, по состоянию на 1990 год в деревне проживало около 1500 человек. В течение 1990-х годов численность населения уменьшилась в два-три раза.
С 18 марта в Кумзере, входившего до революции в состав Кадниковского уезда, начиналась ежегодная ярмарка. Оборот ярмарки выражался суммой в 100 тысяч рублей, по нему село смело равнялось с уездными городами в сельской тогда губернии.
До революции посреди деревни стояла церковь Флора и Лавра (Спас на долу, построена в XVII веке) и рядом колокольня. В 30-ые годы церковь разграбили и оборудовали под МТС, а колокольню взорвали. В настоящее время здание церкви пустует. В начале 1990-х был начат процесс подготовки к реставрации церкви, но из-за экономического кризиса он так и не был реализован».

АНОНИМНЫЙ АВТОР пишет, что: «К 18-му веку в кумзерском приходе было три деревянных храма. Местные древоделы считались одними из лучших в этих краях. Каменное здание зимней Богоявленской церкви строилось с 1799 по 1802 год бригадой крестьян, участвовавших в возведении Прилуцкого монастыря, во главе с мастером Степаном Прокопьевичем Кулешовым. Летняя Флоро-Лаврская церковь возводилось с 1816 по 1856 год, около сорока лет трудились над храмом местные мастера под руководством Кулешова и двух его сыновей. Официальное завершение работ, по воспоминаниям старожилов, праздновалось в 1897 году, так как на украшение церкви потребовалось больше времени, чем на ее строительство.
Зимний храм имел колокольню. Ее высота составляла 75 метров, высота шпиля равнялась 30 метрам, а высота креста – семи метрам. Шпиль и крест сияли позолотой, а купола обмедным железом. Подъем на колокольню состоял из 12 лестниц. На ней размещалось 12 колоколов, самый большой из которых весил 309 пудов, а его «язык» - 12 пудов. Эти цифры были выгравированы по окружности колокола, была и другая запись: «староста В. Власов». Этот человек участвовал в Турецкой войне, и его медаль за храбрость хранится в Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике. Звон колокола-гиганта был слышен за 15 километров. По словам Анны Васильевны Смирновой (1914 – 2009 годы жизни), уроженки деревни Ворсненская, под большим колоколом свободно вставали четыре человека. Нина Николаевна Смирнова (1921 – 1996 годы жизни) из деревни Угол рассказывала: «Мы, ребятишки, лазили на колокольню звонить, это было разрешено в радостную неделю (первую неделю после Пасхи). Надпись на колокольне я читала сама». Говорят, что колокола для Флоро-Лаврской церкви отливались на месте - на берегу Кумзерского озера, где до сих пор заметна яма.
В храме, особенно в летнем, была прекрасная акустика. Хор певчих на клиросах в церкви состоял из местных крестьянок. Возглавлял хор Александр Апполонович Филичев, учитель церковно-приходского училища, который обладал очень красивым голосом. После репрессий Александр Апполонович остался в живых и обосновался в Москве.
Многие иконы, сияющие позолотой и серебром риз, были переданы кумзерской церкви в дар. Например, икона казанской Божьей Матери в золотой ризе, выполненная на кипарисном дереве. Икона Пантелеймона-целителя заслуживает отдельного рассказа. Она была привезена на харовскую землю из Афона, греческого монастырского комплекса, расположенного в скалах полуострова Халкидики. Среди 20 монастырей Афонских гор и русский монастырь святого Пантелеймона, основанный в 12-м веке. Эту икону переправляли, неся на руках от церкви к церкви. Встречали ее в 1896 году и ученики местной церковно-приходской школы. Вместе со своей учительницей дети несли икону в лютый мороз, но никто из них не заболел.
Богослужение в грандиозном соборе Флора и Лавра велось только 37 лет. В 1930 году были арестованы и увезены на север священники отец Иоанн и отец Виктор с семьями. До 1934 года, когда обе церкви были закрыты, богослужение вел священник по фамилии Купоров.
В 1935 году началось разрушение зимней церкви, но справиться с ней было нелегко. Перекрытия толщиной 60 сантиметров были как новые. Полы из толстых тесаных плах были сколочены так, что рубить приходилось наугад – различить слои не получилось. Железо на крыше за два с лишним столетия даже не проржавело. Оно пошло на самодельные тазы, ведра, формы – в общем, на то, что было в дефиците. Иконы и церковную утварь ломали и жгли возле церкви. Верующие боялись унести что-нибудь домой и спрятать, поэтому почти все было уничтожено. Зато детвора смело каталась на некоторых иконах по озеру. Вместо плотов… Колокольню ломали много лет. Шпиль пытались сбросить разными способами, но ничего не получилось. Он рухнул только во время сильной грозы. Обрушить саму колокольню удалось в начале 50-х. Когда она падала, в селе померк свет – от пыли разрушенных кирпичей стало темно. «Ломали ее свои, и было им за то Божье наказание. Умирали они тяжело, по два дня изводило им руки и ноги», - вспоминали старожилы. Любопытен и тот факт, что Флоро-Лаврская церковь трижды загоралась от молнии. По рассказам местных жителей, это случалось незадолго до революции, перед Великой Отечественной войной и накануне перестройки.
Разрушить летнюю церковь полностью не смогли. Но достойные последователи варваров все же нашлись и оставили свой след в истории уникального храма. Сколько их, Аркаш, Валер, Тимуров побывало в этих стенах, когда-то известных на всю Россию?! И как старательно выцарапывали они свои имена на фресках и крушили все, что под руку попадется, избавляясь от «ненужного» прошлого.
Материал подготовлен при содействии Харовского центра традиционной народной культуры.
Источник: Газета "Агенство Журналистских Услуг"».

Источник:

http://sobory.ru/article/?object=09487


---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 7 Вперед →
Модератор: Volga63
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Volga63 » Вологодчина. - О местах, где жили и служили мои предки [тема №69210]
Вверх ⇈