Революционер-народник Вячеслав Михайлович Дьяков и его семья
Тема о Вологодском революционере-народнике ВЯЧЕСЛАВЕ МИХАЙЛОВИЧЕ ДЬЯКОВЕ и его семье.
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14521 | Наверх ##
24 октября 2015 14:50 Колокольня в Сяме. Фотография 2008 года Андрея Македонского из статьи Нины Михайловны Македонской «Сямский Богородицерождественский мужской монастырь»:
 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14521 | Наверх ##
24 октября 2015 14:52 24 октября 2015 15:08 В дополнение. СТЕПАНОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ – Сямский Богородице-Рождественский монастырь [Извлечено из описания 1880 г. Вологодские епархиальные ведомости] Сямский Богородице-Рождественский, заштатный, общежительный, мужской монастырь находится в Вологодском уезде Вологодской епархии, в 66 верстах от города Вологды к северо-западу, на юго-западном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него, при большой Белозерской или старой Петербургской дороге, в Сямской волости, от которой получил и название, близ Покровской Сямской церкви, находящейся на реке Крутце, впадающей в Кубенское озеро. Основан этот монастырь в 1524 году. Строение в монастыре до 1760-х годов все было деревянное. Пространство земли, занимаемой в настоящее время монастырем, представляет почти правильный четвероугольник в 1247 квадратных сажень, обнесенный со всех четырех сторон каменной оградой. Ограда построена в 1839 году. В самой середине монастырской ограды возвышается двухэтажная, каменнная, пятикупольная церковь, имеющая по наружному виду и орнаментам большое сходство с знаменитым киевопечерским храмом Успения Пресвятой Богородицы в уменьшенном размере. Церковь эта построена между 1764 и 1777 годами. В верхнем, холодном этаже церкви престол один – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Предалтарный иконостас возобновлен в 1863 году. В первом ярусе иконостаса местных икон четыре, - на правой стороне царских врат: 1) икона Вседержителя, 2) за южной дверью икона Владимирской Божией Матери, вставленная в середину большой иконы, на которой вверху написан образ Сретения Господня. По левую сторону царских врат: 1) храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, 2) Икона Божией Матери Живоносного Источника. В Благовещенском храме иконостас одноярусный, местных икон девять. По правую сторону царских врат: 1) икона Спасителя с молящимися вологодскими чудотворцами, 2) икона Рождества Пресвятой Богородицы, 3) икона Успения Божией Матери, 4) икона Николая Мирликийского и 5) в завороте у окна икона преподобного Кирилла Новоезерского и Феодосия Тотемского, чудотворцев. По левую сторону царских врат: 6) икона Благовещения Пресвятой Богородицы. На северных пономарских дверях изображение архидиакона Стефана, 7) икона Рождества Христова, 8) икона Богоявления Господня и 9) в завороте у окна икона святой мученицы Параскевы. В Предтеченском приделе иконостас одноярусный, устроенный в 1846 году. В ризнице замечательных по древности предметов нет. Библиография: Степановский И. К. Вологодская старина: Историко-археологический сборник. – Вологда: Типография губернского правления, 1890. – (591, IX c.). Источники: http://www.booksite.ru/fulltex.../index.htmи http://www.booksite.ru/fulltex.../gda/3.htm --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14521 | Наверх ##
24 октября 2015 15:05 ДЕТИ АНАТОЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА ДЬЯКОВА (ПРОДОЛЖЕНИЕ): ДЬЯКОВ ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ: Из Клировых ведомостей Яренского уезда за 1917 год следует, что священником Крестовоздвиженского женского монастыря служил ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ДЬЯКОВ, родившийся 18-го Октября 1876 года, из духовного звания, сын священника Никулинской Николаевской церкви Вологодского уезда АНАТОЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА ДЬЯКОВА. По увольнении в 1897 году из третьего класса Вологодской Духовной Семинарии ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ДЬЯКОВ служил учителем церковно-приходской школы Афанасиевской Рукинской церкви Вологодского уезда. В 1899 – 1902 годах ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ДЬЯКОВ служил псаломщиком Воскресенской Боровецкой церкви того же Вологодского уезда. С 1902 года ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ДЬЯКОВ – дьякон Христорождественской Степуринской церкви Грязовецкого уезда. В 1904 году ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ДЬЯКОВ, по прошению, был перемещён псаломщиком в Петропавловскую церковь города Вологды. С 1905 года ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ДЬЯКОВ – дьякон Вологодского кафедрального собора. В 1913 году ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ДЬЯКОВ рукоположен во священника Крестовоздвиженского женского монастыря Яренского уезда. Жена его: ЕЛИЗАВЕТА родилась в 1876 или в 1874 годах. Священник ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ДЬЯКОВ с супругой проживал в казённом доме с отоплением. О происхождении жены ВЯЧЕСЛАВА АНАТОЛЬЕВИЧА ДЬЯКОВА, а также об их детях сведений, к сожалению, нет. Из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» следует, что 14-го Мая 1898 года уволенный из третьего класса Вологодской Духовной Семинарии ВЯЧЕСЛАВ ДЬЯКОВ допущен к отправлению псаломщических обязанностей при Боровецкой Воскресенской церкви Вологодского уезда. Псаломщик Воскресенской Боровецкой церкви Вологодского уезда ВЯЧЕСЛАВ ДЬЯКОВ 19-го Декабря 1902 года определён и 29-го числа того же месяца рукоположен во дьякона к Христорождественской Степуринской церкви Грязовецкого уезда. 6-го Апреля 1904 года дьякон Христорождественской Степуринской церкви Грязовецкого уезда ВЯЧЕСЛАВ ДЬЯКОВ, согласно прошению, перемещён на должность псаломщика к Петропавловской церкви города Вологды. 7-го Ноября 1906 года псаломщик-дьякон Петропавловской церкви города Вологды ВЯЧЕСЛАВ ДЬЯКОВ, по прошению, был перемещён на штатную вакансию дьякона при Вологодском кафедральном соборе. Дьякон Вологодского кафедрального собора ВЯЧЕСЛАВ ДЬЯКОВ 16-го Января 1913 года определён на священническую вакансию при женском Яренском Крестовоздвиженском монастыре и 20-го числа того же месяца рукоположен в сан священника. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 1. – Дело № 20095. – Клировые ведомости Яренского уезда за 1917 год. – Второй округ Яренского уезда Крестовоздвиженский женский монастырь. Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1898. - № 12. – 15 июня. – С. 157; 1903. - № 3. – 1 февраля. – С. 38; 1904. - № 9. – 1 мая. – С. 133; 1906. - № 22. – 15 ноября. – С. 434; 1913. - № 3. – 1 февраля. – С. 37; № 4. – 15 февраля. – С. 55. О ВЯЧЕСЛАВЕ АНАТОЛЬЕВИЧЕ ДЬЯКОВЕ смотрите также в теме «Репрессированные родственники и (или) однофамильцы» по адресу: https://forum.vgd.ru/2001/69126/ --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14521 | Наверх ##
24 октября 2015 19:35 24 октября 2015 19:43 эльмира катромская написал: [q]
Фонд 496 опись 4 дело 109 Клировые ведомости Вологодского уезда за 1898 год лист 964 Афанасьевская Рукинская церковь священник Николай Беляев природой Вологодского уезда Троицкой Кубенской церкви природой священника Николая Беляева сын 28 лет 22 марта 1870 г.р[/q]
РУКИНСКИЙ ПРИХОД: Современное местоположение: северо-западнее деревни Иватино Нефедовского сельского поселения Вологодского района Вологодской области. Историческое местоположение: Вологодский уезд Вологодской губернии. Рукинская Афанасиевская церковь 1802 года. Каменная, трёхпрестольная. Престолы в честь: святителя Афанасия Великого патриарха Александрийского – главный престол, преподобного Феодосия Тотемского, Покрова Пресвятой Богородицы. Местоположение на 1859 год: погост Афанасьевский-Рукинский 1-го стана Вологодского уезда. Библиография ИИАК. – Петроград, 1915. – Выпуск 59. – С. 158. Список населенных мест по сведениям 1859 года. – VII: Вологодская губерния. – С. 35. Церковно-исторический атлас Вологодской области. – Вологда: Древности Севера, 2007. – Т. 1. – С. 38, 121. Источник: Сайт «Православные приходы и монастыри Севера»: http://www.parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=432ПРИМЕЧАНИЕ: Священник Афанасьевской Рукинской церкви НИКОЛАЙ БЕЛЯЕВ был женат на АПОЛЛИНАРИИ АНАТОЛЬЕВНЕ БЕЛЯЕВОЙ (урождённой ДЬЯКОВОЙ) – сестре священника ВЯЧЕСЛАВА АНАТОЛЬЕВИЧА ДЬЯКОВА. Смотрите страницы 2 и 4 этой темы. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
opel45 казахстан алматы Сообщений: 2193 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3715 | Наверх ##
7 ноября 2015 17:26 Volga63 написал: [q] [/q]
К сожалению, в настоящее время сайт Ковырино, инициированный Е.П. Шайдаевой (Силиной), в настоящее время заблокирован, т.к. она крайне больна. В школе №24, где работала группа школьниковпод руководством Елены Петровны, в настоящее время работа по изучению родного края практически не проводится. --- Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14521 | Наверх ##
7 ноября 2015 17:35 opel45 написал: [q] К сожалению, в настоящее время сайт Ковырино, инициированный Е. П. Шайдаевой (Силиной), в настоящее время заблокирован, т.к. она крайне больна. В школе №24, где работала группа школьников под руководством Елены Петровны, в настоящее время работа по изучению родного края практически не проводится.[/q]
Очень жаль. Надеюсь на чудо! --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
ssm Н.Новгород Сообщений: 508 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1029
| Наверх ##
14 февраля 2016 19:51 14 февраля 2016 19:54 РГИА, ф.796, оп.92, д.478 (год 1811) из описи:
По предложению тайного советника князя А.Н.Голицына с приложением расписания о числе студентов, коих нужно истребовать для Императорской медико-хирургической академии на сей 1811 год, а именно: из Вологодской семинарии: 1) Василий Дьяков 2) Иван Алентов 3) Климент Сацердотов 4) Сократ Попов 5) Феофан Смелков 6) Родион Соколов 7) Павел Сперанцев 8) Николай Девицкий 9) Евгений Потемкин 10) Виктор Марсов 11) Гавриил Дьяков ... --- Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.) | | |
эльмира катромская Вологда Сообщений: 16924 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15844 | Наверх ##
21 февраля 2016 18:51 21 февраля 2016 19:12 Интересная статья , где упоминается Вячеслав Михайлович Дьяков Щипин В.И. Народник Иван Романов.http://www.rummuseum.ru/portal/node/896в списке использованной литературы .. Михайлов Б. Г. Новое о кружке В. М. Дьякова и А. И. Сирякова.//Освободительное движение в России. Саратов, вып. 6, 1977. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1209 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1808 | Наверх ##
8 марта 2016 14:56 http://www.rummuseum.ru/portal/node/896Упоминается В.Дьяков
в марте 1875 г. в Петербурге возникло крупное дело - о пропаганде революционных идей и распространении книг антиправительственного содержания среди рабочих и солдат лейб-гвардии Московского полка. Организаторами были студенты Петербургского университета, недавние выпускники Вологодской семинарии и однокашники Ивана Романова В. Дьяков, А. Сиряков и А. Нуромский. Министр народного просвещения граф Д. А. Толстой в докладе по этому поводу писал: «Дьяков и Сиряков, явившиеся в Петербург осенью 1874 года и через несколько месяцев уже схваченные, не могли же в столь короткое время заразиться тлетворными учениями; нет сомнения, они были подготовлены в этом направлении еще в семинарии».[2] С уверенностью можно сказать, что и Романов принадлежал к числу тех, кто «заразился тлетворными влияниями» еще в семинарии. В. Дьяков за десять дней до своей смерти в каторжной тюрьме в 1880 году писал о годах учебы в семинарии: «Влияние на умы новичков... производилось обычным порядком: ...является к тебе какой-нибудь либеральный воспитанник третьего, четвертого, пятого или шестого классов на квартиру или в коридоре заведения во время смен между занятиями, начинает рекомендовать книги, подобные журналам «Русское слово», «Дело»[3] и т. п., дает их читать, даже дает бедным воспитанникам даровые билеты из публичной городской библиотеки, на что делались иногда денежные сборы».[4] Семинаристы увлеченно читали 18-томную «Историю» Шлоссера и исторические труды Бокля,[5] а после такой основательной подготовки ссыльный студент Технологического института Аверкиев стал знакомить семинаристов с работами Ласссаля, Бехера, Пфейфера и других немецких социалистов.[6] --- Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ; | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14521 | Наверх ##
20 мая 2016 23:58 15 июня 2016 23:46 ЩИПИН В. И. НАРОДНИК ИВАН РОМАНОВ:
В середине 70-х годов XIX века Россию охватила волна революционного движения. Летом 1874 года сотни молодых людей отправились в самые отдаленные уголки империи с целью пропаганды революционных идей – началось «хождение в народ». В стране не существовало единой революционной организации, которая могла бы руководить народническим движением. Однако произошло невиданное: многочисленные самостоятельные кружки революционно настроенной молодежи начали действовать почти одновременно в более чем 50 губерниях страны. Интеллигентная молодежь бросилась на помощь крестьянству. Центрами революционного народничества были обе столицы – Петербург и Москва, а также Киев, Одесса, Самара, другие крупные города. Именно отсюда отправлялись в деревню студенты университетов, институтов и академий, здесь вырабатывались принципы и методы революционного пробуждения народа, печаталась пропагандистская литература. В свою очередь, именно в эти центры стремилась революционно настроенная молодежь провинции, стремясь найти здесь своих единомышленников, обрести уверенность в правильности избранного пути. Участник этого движения, революционер и писатель Сергей Степняк-Кравчинский писал: «Ничего подобного не было ни раньше, ни после. Казалось, тут действовало скорей какое-то откровение, чем пропаганда. Сначала еще мы можем указать на ту или иную книгу, ту или другую личность, под влиянием которых тот или другой человек присоединяется к движению; но потом это становится уже невозможным. Точно какой-то могучий клик, исходивший неизвестно откуда, пронесся по стране, призывая всех, в ком была живая душа, на великое дело спасения родины и человечества. И все, в ком была живая душа, отзывались и шли на этот клик, исполненный тоски и негодования за свою прошлую жизнь, и, оставляя родной кров, богатство, почести, семью, отдавались движению с тем восторженным энтузиазмом, с той горячей верой, которая не знает препятствий, не меряет жертв и для которой страдания и гибель являются самым жгучим, непреодолимым стимулом их деятельности» [1]. Так вместе с несколькими товарищами по Вологодской семинарии и оказался в 1874 году в Москве Иван Романов, сын священника Дмитриевской церкви Вельского уезда Вологодской губернии. Иван Михайлович Романов родился 19 октября 1851 года в деревне Алферовской Дмитриевской волости Вельского уезда третьим ребенком в семье. Как сын священника он шел давно известной, проторенной дорогой: Вельское духовное училище (1862-1869), затем Вологодская духовная семинария (1869-1874). В семинарии в то время активно действовал революционный кружок, что косвенно подтверждается Высочайшим повелением от сентября 1875 года, предусматривавшим запрет на прием в университеты и другие вузы империи воспитанников Вологодской семинарии. Этот запрет появился после того, как в марте 1875 года в Петербурге возникло крупное дело – о пропаганде революционных идей и распространении книг антиправительственного содержания среди рабочих и солдат лейб-гвардии Московского полка. Организаторами были студенты Петербургского университета, недавние выпускники Вологодской семинарии и однокашники Ивана Романова В. Дьяков, А. Сиряков и А. Нуромский. Министр народного просвещения граф Д. А. Толстой в докладе по этому поводу писал: «Дьяков и Сиряков, явившиеся в Петербург осенью 1874 года и через несколько месяцев уже схваченные, не могли же в столь короткое время заразиться тлетворными учениями; нет сомнения, они были подготовлены в этом направлении еще в семинарии» [2]. С уверенностью можно сказать, что и Романов принадлежал к числу тех, кто «заразился тлетворными влияниями» еще в семинарии. В. Дьяков за десять дней до своей смерти в каторжной тюрьме в 1880 году писал о годах учебы в семинарии: «Влияние на умы новичков... производилось обычным порядком: ...является к тебе какой-нибудь либеральный воспитанник третьего, четвертого, пятого или шестого классов на квартиру или в коридоре заведения во время смен между занятиями, начинает рекомендовать книги, подобные журналам «Русское слово», «Дело» [3] и т. п., дает их читать, даже дает бедным воспитанникам даровые билеты из публичной городской библиотеки, на что делались иногда денежные сборы» [4]. Семинаристы увлеченно читали 18-томную «Историю» Шлоссера и исторические труды Бокля [5], а после такой основательной подготовки ссыльный студент Технологического института Аверкиев стал знакомить семинаристов с работами Ласссаля, Бехера, Пфейфера и других немецких социалистов [6]. Весной 1874 года произошло событие, оказавшее решающее значение на судьбу И. Романова, а также его друзей по революционному кружку: они получили возможность познакомиться с основополагающими работами главных теоретиков революционного народничества М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова, которые нелегально ввозились в Россию из-за границы. Вспоминает все тот же В. Дьяков: «В марте или апреле 1874 года появился в Вологде каким-то путем журнал «Вперед» и с ним «Государственность и анархия» [7], оба заграничного издания и в революционном духе. В первом из них проводилась мысль, что всякий честный человек, дорожащий своими убеждениями должен идти в народ и проповедывать ему социальные учения, необходимость и целесообразность социальной революции с благом народа» [8]. Помимо прочего, на формировании взглядов И. Романова сказался и пример старшего брата Николая, увлеченного идеями Чернышевского и Добролюбова. И все же решение покинуть семинарию родилось позже, уже после летних каникул, когда семинаристы вернулись в Вологду для продолжения учебы. Кое-кто из друзей уже подал документы в высшие учебные заведения [9], а Романов и его товарищ Павел Попов решили отказаться от продолжения учебы в семинарии только в самом конце августа. Можно предположить, что эта мысль созрела под впечатлением действий старших товарищей по семинарии, которые год назад поступили в ВУЗы Петербурга и Москвы, а летом 1874 года приняли деятельное участие в «хождении в народ». Причем 10 августа того же года бывший вологодский семинарист, а теперь студент Петровской земледельческой академии А. Малиновский был арестован в селе Медведево Тотемского уезда Вологодской губернии по обвинению в ведении противоправительственной пропаганды и распространении революционных книг среди местных крестьян [10]. Весть об этом быстро облетела всю губернию и стала предметом горячих обсуждений в вологодских семинарии и гимназии. Закончив 4 класса семинарии по второму разряду (в свидетельстве об окончании только четверки) [11], Иван Романов не мог рассчитывать на поступление в университет, Медико-хирургическую академию, Технологический институт (туда принимались только окончившие гимназию или семинарию по первому разряду). Да и время выхода из семинарии было крайне неудачным – в конце августа, когда почти во всех вузах уже закончился прием. Брат Николай, служивший в то время в управлении Николаевской железной дороги в Петербурге, писал Ивану 9 сентября 1874 года: «Самое лучшее, что я мог только придумать для тебя в данное время, это поступление твое в Земледельческую Петровскую академию в Москве. Поступить туда можно, кажется, до 1-го октября и притом без экзаменов. Содержаться там можно гораздо дешевле, чем во всех других местах, да и самые-то предметы, насколько я могу судить, тут самые подходящие под твои знания и симпатии. Одним словом, по моему мнению, нет для тебя более подходящего заведения, как эта академия» [12]. 4 сентября 1874 года Иван стал студентом первого курса Петровской земледельческой академии. Писатель В. Г. Короленко, учившийся здесь вместе с И. Романовым вспоминал: «...академия представляла из себя что-то вроде студенческой казачьей вольницы... Вся обстановка академической жизни приводила меня прямо в восторг. Все кругом было своеобразно и интересно, и особенно интересно было соседство этого студенческого быта с простой жизнью Выселок» [13]. Быт и нравы студентов-петровцев удивляли новичков, прежде всего, своим радикализмом. Но первокурсники быстро перенимали повадки бывалых «студиозусов». В воспоминаниях Софьи Викторовой-Вольперт есть портрет однокашника Ивана Романова по Вологодской семинарии Александра Люцернова, тоже учившегося здесь: «В избу, стуча босыми ногами, влетел бородатый студент-петровец Люцернов, ...которого товарищи звали Михайлычем... Михайлыч повел меня в темные сени, где висел жестяной умывальник и предложил умыться. – «Только уж обойдитесь без полотенца — такового здесь не имеется». На просьбу мою все-таки взять у кого-нибудь полотенце Михайлыч рассмеялся: – «Видно, что вы еще не совсем отряхнули буржуазный прах от ваших ног. Научитесь и вы обходиться без всего этого хлама... Истинно свободен тот, кто не нуждается в этой чепухе. Читали вы когда-нибудь про Рахметова? У нас, народников, очень нравилась его философия и образ жизни. Приведу вам себя в пример, – я всегда бос, не нуждаюсь в обуви и не чувствую от этого никакого лишения» [14]. Здесь Иван Михайлович с головой окунулся не столько в учебу, сколько в бурную революционную деятельность. Центрами революционных народников в Москве были университет и Петровская академия. В академии действовал кружок «петровцев» под руководством М. Ф. Фроленко, к которому сразу же примкнул И. Романов [15]. Московские народнические кружки, которые в начале 1875 года объединились во «Всероссийскую социально-революционную организацию» [16], проанализировав неудачу летнего хождения в народ, приняли решение перестроить тактику действий. Вместо того, чтобы самим отправляться «в народ», не зная местных традиций и условий, во многих случаях возбуждая подозрения крестьян, было решено устраивать в городах различные ремесленные мастерские. Сюда можно было привлечь рабочих, еще не потерявших связей с селом, и под предлогом обучения их мастерству вести подготовку этих рабочих в качестве пропагандистов в родных деревнях. Столярная и обувная мастерские были открыты М. Фроленко у Бутырской заставы, П. Войноральским на Плющихе, в марте 1875 года столярную мастерскую открыли Павел Попов и студент Московского университета Николай Смирнов [17]. В мастерских наряду с рабочими учились студенты университета, Петровской академии. Помимо обучения столярному и сапожному делу здесь шла интенсивная работа по обсуждению пропагандистской литературы, программных документов народничества, методам работы в крестьянской массе. Времени на все катастрофически не хватало. О том, как относились новоиспеченные первокурсники к учебе, свидетельствует ответ жандармского офицера – куратора Петровской академии – на запрос из Московского губернского жандармского управления о студенте академии Павле Попове: «По собранным мною негласным сведениям видно, что сын священника Павел Петрович Попов, вышедший из 4 класса Вологодской духовной семинарии, был зачислен в число студентов Петровской Земледельческой и Лесной академии 30-го августа сего года и что личность Попова не известна ни инспектору студентов Гинцу, ни помощнику его Венцковскому, так как Попов лекций не посещает... В селе же Петровско-Разумовском Попов не проживал и не проживает» [18]. В мае 1875 года Иван Михайлович официально оставил академию. Месяцем раньше была закрыта мастерская П. Попова и Н. Смирнова – после обыска «вследствие полученных сведений о том, что в квартире их происходят сборища лиц с преступною целью, читаются известныя брошюры противоправительственного содержания, раздаются немаловажные суммы денег и обучаются столярному мастерству» [19]. Полиция не нашла там ничего предосудительного, но взяла на заметку ее владельцев и оказавшихся там студентов Петровской академии А. Каменского и Д. Суровцева (учившихся в Вологодской семинарии годом раньше Романова). В полицейских документах констатировалось: «Хотя по обыску в квартире той ни книг, ни переписки преступного содержания не оказалось, а потому и все лица, жившие там, остались не привлеченными к дознанию, тем не менее несомненно, что вышеупомянутая мастерская была устроена с тою же преступною целью, с каковою были открываемы и прежде подобные же мастерские» [20]. А таких мастерских, по сути – центров организации революционной работы, было действительно много. В обвинительном заключении по делу о революционной пропаганде в Империи (1877 год) отмечалось: «исходя из того положения, что узнать народ и пользоваться его доверием можно лишь в том случае, когда ищущий сближения с народом будет жить жизнью народа, вращаясь в его среде в качестве простого рабочего, многие из агитаторов занялись изучением какого-либо мастерства или ремесла, чем и объясняется открытие агитаторами мастерских, как например, кузнечных в Петербурге и Одессе, столярных в Москве и слесарных в Туле» [21]. Осенью того же года Иван Романов с друзьями открыл новую мастерскую. Для этого они сняли семикомнатную квартиру в Замоскворечье, на углу Татарской улицы и Знаменского переулка. Здесь они жили, здесь и разместили столярный верстак и инструменты. В ночь с 26 на 27 ноября на квартиру с обыском нагрянули жандармы. Они разыскивали перешедшего на нелегальное положение революционера Сергея Носкова. В квартире оказались только спящие Николай Смирнов и приехавший накануне в Москву бывший студент Медико-хирургической академии Николай Коновалов. При обыске были найдены два револьвера, в кармане у Смирнова паспорт на чужое имя, крупная сумма денег (90 рублей), а также адреса в Киеве и счет из гостиницы в Одессе [22]. Все это дало основание арестовать Смирнова и Коновалова. На квартире была оставлена засада, и в течение двух следующих дней были последовательно арестованы Иван Романов, Сергей Носков и подруга его жены – Софья Логиновская. На первом допросе 27 ноября Романов показал, что в настоящее время проживает на этой квартире один, хотя ранее здесь действительно жили его друзья М. Носкова, П. Попов и Н. Смирнов. Здесь он занимался математикой, готовясь к поступлению в Технологический институт и столярным искусством для того чтобы, если поступить не удастся, занять место учителя в одной из сельских школ [23]. Ничего предосудительного при нем найдено не было, однако даже столярный верстак и семикомнатная квартира были серьезными, хотя и косвенными уликами. Но в распоряжении полиции и жандармерии имелись показания одной из народниц Анны Сергеевой, арестованной еще два года назад в Одессе, которая на допросе в ноябре 1874 года показала, что зимой 1873 года она «вместе со студентами Петровской академии Романовым, Фроленко, Князевым ... состояла членом революционного кружка, цель которого, по словам Князева, была «не созидать, а разрушать»... [24]. Примечания:
[1] Степняк-Кравчинский С. М. Сочинения в 2-х томах. Том 1. Подпольная Россия. М.: Художественная литература, 1987. С. 312.
[2] Цитата по: Титлинов Б. В. Молодежь и революция. Л., 1924. С. 22 – 23.
[3] Радикально-демократические журналы, которыми руководил Г. Е. Благосветлов, активный участник революционного движения 60-х годов XIX века. В этих журналах в качестве литературного критика сотрудничал Д. И. Писарев, историко-литературные и экономические вопросы освещал один из теоретиков народничества П. Н. Ткачев.
[4] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 122. Главное тюремное управление. Оп. 1. Д. 57. Л. 30 – 30 оборот.
[5] Шлоссер Фридрих Кристоф (1776-1861), немецкий историк. Бокль Генри (1821-1862), английский историк, автор «Истории цивилизации Англии».
[6] ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 57. Л. 30 оборот.
[7] Журнал «Вперед» издавался П. Л. Лавровым с 1873 года в Цюрихе, затем в Лондоне, «Государственность и анархия» – одна из основополагающих работ теоретика анархизма М. А. Бакунина, написана в 1873 году.
[8] ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 57. Л. 31 оборот.
[9] Среди них: В. М. Дьяков, А. И. Сиряков, А. И. Нуромский, Ф. А. Четверухин – на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, двоюродный брат П. М. Леонтьевский – в Медико-хирургическую академию. Все впоследствии принимали участие в революционной деятельности и были репрессированы.
[10] Михайлов Б. Г. Революционное движение и политическая ссылка на Европейском Севере России в 60-70-х гг. XIX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Саратов, 1984. С. 159.
[11] ГАРФ. Ф. 112. Особое Присутствие Правительствующего Сената (ОППС). Оп. 1. Д. 164. Л. 47 – 47 оборот.
[12] Романов М. И. Родовая повесть семьи Романовых из устьянской деревни Алферовская Архангельской области. XVII – XX вв. М .: ГВКГ имени Н. Н. Бурденко, 2004. С. 67.
[13] Короленко В. Г. История моего современника. Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. М., 1954. С. 128 – 129.
[14] Викторова-Вольперт С. А. Из жизни революционной молодежи 2-й половины 1870-х гг. // Каторга и ссылка. М., 1924. Книга 4 (11). С. 64 – 65.
[15] Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том 2. Выпуск 3. М., 1931. Столбец 1349.
[16] «Всероссийская социально-революционная организация», «кружок москвичей», революционная народническая группа интеллигентов и рабочих, объединившихся в начале 1875 года. Зародилась в Цюрихе в 1874 году. Активная работа организации началась в начале 1875 года в Москве. «Москвичи» стремились к созданию сплочённой организации; выдвигали требования свержения самодержавия и установления политических свобод; делали упор на пропаганду среди рабочих Москвы, Тулы, Киева, Одессы и других.
[17] Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Том 2. Выпуск 4. М., 1932. Столбец 1538.
[18] ГАРФ. Ф. 112. Оп. 1. Д. 164. Л. 58.
[19] ГАРФ. Ф. 109. III отделение. Оп. 230. Д. 5039. Л. 1.
[20] Там же.
[21] Русский мир. 1877. № 312.
[22] ГАРФ. Ф. 112. Оп. 1. Д. 164. Л. 2 – 2 оборот.
[23] ГАРФ. Ф. 112. Оп. 1. Д. 164. Л. 7.
[24] ГАРФ. Ф. 109. Оп. 230. Д. 6458. Л. 6. ПРИМЕЧАНИЕ:
Благодарю уважаемых Светлану и Владимира за ссылку на эту очень интересную статью.
Продолжение следует --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|