На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сюда буду приносить из разных источников свидетельства того, КАК ИМЕННО могли жить наши предки. Что считали само собой разумеющимся, или, наоборот, недопустимым - ведь эти нормы в обществе сильно меняются со временем... Все то, что сложно почерпнуть из архивных документов, но что иллюстрирует жизнь прошлого времени...
Вот, например, свадьба... Как мы сейчас упираемся, чтобы найти венчание, не понимая, где искать, когда искать... И как счастливы, когда находим...
И привычны нам два варианта, бытующих параллельно сейчас - или глобальное красивое мероприятие, обычно все-таки однодневное (примерно такое: приезд жениха к невесте, отправление в ЗАГС, прогулка фотосессия, банкет где-то в ресторане или кафе), или тихое и незаметное "пошли в ЗАГС и расписались". В любом случае - это день, причем почти любой, но преимущественно выходной.
А как было у наших предков? Вот, например, отрывок из пособия по народной художественной культуре под ред.Т.И.Баклановой (кому надо, найдет в сети и посмотрит, на базе каких источников оно было написано):
До начала XX столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживаются две резко контрастирующие части: церковный обряд венчания и непосредственно свадьба - веселый семейный обряд, уходящий корнями в далекое прошлое. Церковь признавала только брак, ею освященный. В глазах же крестьян брак не считался действительным, если совершалось только венчание, но не отмечался традиционный свадебный пир. Интересно то, что и феодалы вплоть до князей и царей соблюдали наряду с церковными и народный свадебный обряд. Не случайно великокняжеские и царские свадьбы XVI -XVII веков во многом сохраняли черты традиционного свадебного обряда.При рассмотрении основных элементов свадебного обряда необходимо сделать следующие оговорки. Земля русская велика, поэтому бесконечно разнообразны ее природные условия, национальные черты, этнические различия бытового уклада народа. Совершенно очевидно, что и особенности свадебной обрядности будут в полной мере определяться и варьироваться в зависимости от этих условий, представляя собой разнообразные и неповторяющиеся варианты. Поэтому рассматривать данную проблему необходимо не абстрактно, а соблюдая строгую приуроченность к конкретному месту, времени и сословию, для которого он характерен. Подобный подход представлен в книге Д. М. Балашова и др. «Русская свадьба», где подробно описан свадебный обряд крестьянства восточной части Вологодской области конца XIX века. К сожалению, в данном учебнике мы не можем придерживаться этого основополагающего принципа в связи с ограниченностью его объема. Поэтому попробуем выделить и кратко охарактеризовать наиболее общие черты территориальных, временных и сословных традиций свадебного обряда, не затрагивая множества подробностей. Лучшей порой для проведения свадеб считались осень, когда страда позади, урожай уже собран, есть что выставить на пиршественные столы, и зима, период между двумя постами, от Святок до Масленой недели.
Возраст вступающих в брак, как правило, был невелик, по современным понятиям молодожены были почти детьми. Один иностранный писатель XVI века отмечал, что девицы 10—11 лет были уже женами. Такой обычай соблюдался не только простым сословием, но и дворянством, и великими князьями, хотя церковь издревле противилась этому обычаю. Ранние браки были запрещены указом Петра Великого, изданном 23 марта 1714 года. Согласно указу, мужскому полу вменялось вступать в брак не ранее 20 лет, а женскому - 17 лет. Екатерина II в 1775 году издала указ, повелевающий обвенчавшихся мужского пола моложе 15 лет, а женского 13 лет - разводить, а священника лишить сана. В 1830 году величайшим указом было запрещено венчать браки, если жениху нет 18 лет, а невесте –16 лет. Девушек обычно отдавали замуж по воле родителей, не интересуясь их мнением. И это несмотря на то, что еще в 1701 году был издан указ Петра I, постановляющий, что родители не должны принуждать ни детей, ни слуг своих к бракосочетанию без родительского благословения! Не удивительно, что ухажер девушки на вечеринках и посиделках редко становился ее мужем. Для родителей были важны не девичьи привязанности дочери, а хозяйственный достаток и хороший род будущего зятя. Свадебный обряд развертывался в несколько этапов,которые можно определить как предсвадебный, свадебный и послесвадебный. Каждый этап разбивался на более мелкие эпизоды, содержание которых варьировалось в зависимости от местных условий.
Русская свадьба начиналась со сватовства. Этот свадебный эпизод носил и другое название — смотрины, лады. Ехать сватать самому жениху не полагалось. Эту функцию выполняли сват и сваха. Они отправляются в дом жениха или невесты (в зависимости от того, чья сторона выступала инициатором свадьбы). Разговор между ними обычно начинали издалека, хотя обе стороны были прекрасно осведомлены о цели визита. Сваха рассказывала, что идет она издалека и зашла к добрым людям погреться, а идет она от красной девицы, сердце которой изнывает по добру молодцу. После неспешных переговоров, завершающихся, как правило, обоюдным согласием, свахе подносили чарочку вина. Вскоре родители жениха засылали нарядного свата с ответным визитом. Следом за сватовством следовал сговор (рукобитье, говор, зарученье, пропой, пропивки) - первое пированье в доме невесты, когда в присутствии гостей торжественно подтверждался договор обеих сторон. Свахи, сваты и все присутствующие здесь садились за стол и угощались, договаривались о сроках свадьбы, количестве гостей, приданом. Иногда рукобитье, запой и сговор составляли разделенные во времени (2 —3 дня) эпизоды. Сговор являлся традиционным началом свадьбы, и с этого момента только в связи с исключительными причинами можно было отменить или перенести свадьбу. Со сговора начиналась долгая череда причитаний невесты, в которых она уговаривала отца и мать отсрочить, а то и вовсе отменить свадьбу, жаловалась на свою тяжелую судьбу, необходимость покинуть милый отчий дом и жить среди чужих людей. Даже если девушка выходила замуж за любимого, она непременно должна была показывать свое горе. Иное поведение непременно вызвало бы осуждение окружающих. Причитать невеста продолжала вплоть до венца, причем причеты отличались большим разнообразием. После просватанья «сговоренка» уже не работала, а сидела с подругами, помогавшими шить приданое. Традиционным эпизодом свадебного действа был девичник вечеринка, проходившая накануне свадебного дня в доме невесты. Нарядные девушки, подруги невесты, собирались в горнице. Велись разговоры о предстоящем празднике, пелись особые песни и причитания, выражающие горе расставания невесты с отчим домом, родителями, девическими радостями.Невеста расставалась и прощалась со всем тем, что ей уже не придется носить, став замужней женщиной, например, красивой девичьей повязкой. В некоторых местах на девичник приглашаются жених и его приятели. В этом случае жених приезжает непременно с подарками для невесты и ее подруг. Тогда вечеринка приобретаем более веселый игровой характер, элементы трагического прощания невесты с атрибутами девичьей жизни уходят на второй план. Водятся хороводы, поются песни. В роли хороводницы часто выступает сама невеста. Девичник продолжается до глубокой ночи.Наутро следует баня.После «черной» реальной бани невеста иногда ходила «мыться» в воображаемую «белую баню», существующую только в причетах. Продолжалось растянувшееся на несколько дней тягостное прощание невесты с отчим домом, родными, подругами. Наконец, близится апофеоз свадебного действа. Снаряжается нарядный поезд жениха и его свиты - участников свадебного действа, который следует в дом невесты. Невеста, одетая в лучшее платье, со своими подругами и родными ожидает приезда жениха. В этот день она впервые предстает перед многочисленными участниками свадьбы и случайными зрителями, поэтому заранее принимаются особые меры для предохранения ее «от порчи и напуска». В платье закалываются иглы без ушек, в карманы насыпается каменная крошка и т. п. Жениха тоже «охраняют», внимательно следя за тем, чтобы недобрые люди не бросили ему под ноги заговоренные предметы, разметают дорогу лиственным веником. Чтобы жених сел рядом с невестой за столом (а его место обычно специально занимают), надобно заплатить выкуп. За столами сидят недолго, здесь не принято сытно угощаться, ведь впереди - свадебный пир. Молодые же и вовсе не едят, вскоре невеста, а вслед за нею и гости выходят из-за стола.Перед выездом к венчанию молодых благословляют образами родители невесты. Затем следует торжественный выезд всех участников свадьбы к венцу. Невеста и жених едут в разных санях, каждый со своим поездом. С этого момента наступает эмоциональный перелом свадебного действа, невеста уже не причитает, Обряд принимает веселый и жизнерадостный характер. Жених и невеста вступают в храм, где происходит таинство венчания. После венчания сваха сооружала невесте бабью прическу и одевала женский головной убор. Затем новобрачные ехали в дом жениха. У ворот их снова осыпали зернами и хмелем, а родители встречали хлебом -солью. Молодые падали в ноги к родителям, благословляющих их. Потом новобрачных сажали за стол иугощали. Уже после приглашали за стол званых гостей. В некоторых местах церемония имела обратный порядок: молодые садились за стол последними. За этим столом уже было не слышно причитаний невесты - венчание уже позади, не звучали здесь и веселые и торжественные величания во славу молодых и гостей. На княжьем пиру, а именно так назывался этот свадебный эпизод, было принято всласть угощаться. Один из заключительных свадебных эпизодов —свадебный пир в доме родителей молодой,называемый еще и отгостки, хлебины, столование, блинный стол. Сюда обычно приезжает молодой (или новобрачные вдвоем) с гостями и подарками. Здесь традиционно совершалось угощение тещей зятя блинами. Нередко разыгрывалось шуточное действо, когда теща приносила блины, чтобы попотчевать любимого зятя и, получив от него подарки, тут же уносила угощение: «Вот тебе, зятенька, и поел блинков!» Впрочем, блины вскоре возвращались на общий стол.Спустя некоторое время (на следующий или в этот же день) новобрачные возвращались в дом родителей жениха и пирование продолжалось. Кратко охарактеризовав эпизоды свадебного действа, важно остановиться на одной интереснейшей особенности русской свадьбы -свадебных чинах. На Руси свадьбы не справляли, не проводили, а играли. Это выражение очень метко обозначало смысл развертывающегося на свадьбе театрализованного действа, роли в котором исполняли его непосредственные участники - гости. Главными героями свадебного действа, были, конечно,же, жених и невеста или, как их называли, князь и княгиня, В центре всеобщего внимания находился дружка. Функции дружки на русских свадьбах обычно выполнял один и тот же крестьянин, знавший не только весь порядок многодневного ведения свадьбы, но и множество текстов молитв, стихотворных обращений, заговоров, присказок и обладающий неплохими актерскими способностями. Обычно дружка совершал действия игрового характера и ритуального предотвращения «порчи» жениха и невесты. Так, после благословения родителями невесты образами и хлебом-солью дружка «отпускал свадьбу»: он налеплял воск на волосы людей и гривы лошадей свадебного поезда и обходил его трижды с иконой. Воск этот был запасен от свечи, стоящей во время пасхальной заутрени. Подружье был помощником дружки и свахи. Он тоже был талантливым исполнителем. Сваха,наряду с основной своей функцией -сватовством, выполняла целый ряд обрядово -игровых действий: причесывала жениха и невесту перед отъездом свадебного поезда, угощала гостей (вместе с дружкой) по особому этикету и, наконец, будила молодых утром вместе с дружкой. Тысяцкий-начальник свадебного поезда. В роли тысяцкого обычно выступал крестный отец или родственник жениха, поэтому эту «роль» исполняли все время меняющиеся лица. Тем не менее,тысяцкий должен был знать определенные элементы свадебного фольклора. Боярами или поезжанами именовались званые гости, приглашенные со стороны жениха или невесты. Они составляли наиболее пассивную в исполнительском отношении часть действующих лиц. Таким образом, старинный русский свадебный обряд был сродни развернутому театрализованному действу, в котором существовал традиционный сюжет, были распределены роли и синтезированы различные виды народного творчества (пение, заговоры, танец, декоративно-прикладное творчество и др.). Не случайно в народе говорили, что свадьбу «играют» .
Москва Сообщений: 7620 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4237
Наверх##5 сентября 2019 23:275 сентября 2019 23:28
А вот совсем другое отношение к венчанию - в другом сословии, хотя и в то же примерно время. Конец XIX века. Прогрессивная молодежь - студенты, большей частью дети священнослужителей, чиновников и т.д. Место действия - Петербург.
Это странички из напечатанного в Алексинской газете дневника моей троюродной прапрабабушки. Она писала его после смерти своего любимого мужа - для своих детей, чтобы рассказать им о жизни родителей.
А вот еще: рассказ крестьянки о свадьбе в Старорусском уезде. (описание свадебного обряда середины ХIХ века). Взято вот отсюда: https://www.novgorod.ru/read/i...ore/story/ Хотя я и в бумажном виде где-то это читала При копировании убрала все тексты песен и причитаний, а то слишком много текста получается. И так-то многовато.
"Знались мы с Матвеем Антохиным почитай целое лето, перед тем чтоб ему свататься за меня. Оченно любили друг друга! Как-то не виделись долго. Стосковался мой Матюша! Как теперь помню: однажды вечером, как все с работы пришли, ну, поужинали, помолились Богу, да и пошли спать... Захрапели все, а Матюшка в калитку стук да стук потихоньку: меня, значит, вызывает. Вот я за калитку и шмыг, а самой страшно и Господи как! Говорю Матюшке: "Как ты неосторожно стучишь, ведь батюшка с матушкой еще не спят, - подумают и Бог знает что". - "Сколько времени я тебя не видел, - он-то говорит, - ведь с ума можно сойти, хоть бы взглянуть или слово сказать какое. Дождусь ли того времени, - говорит он-то, - как ты будешь моя женушка". - "Да ведь меня батюшка еще не отдает никому, потому, скажет, что ты еще молода". А мне тогда лет шестнадцать , семнадцать было. Семнадцати еще, кажись, и не было... Наступила и зима, прошел рождественский пост, прошло Рождество... просит /Матвей/ свою мать: "Матушка, да когда же это будет? Мне стыдно сказать отцу, а тебе отчего не поговорить? Всех хороших-то невест разберут, а мы все будем думать". Вот и говорит его-то мать: "Отец, сын жениться хочет". Ну, отец рассмеялся: "Ужо, говорить, давайте благословясь начинать; давайте подумаем, куда же мы пойдем свататься?" Будто и не знают. А Матвей на печку забрался да и говорит: "К кому? Известно, к Горячему"... Выбрали сватов.
"Потрудись, - говорит старик Артамону Михалычу, - сходить к Горячему посвататься". Отправился Артамон. Приходит к нам в избу: "Здравствуй, - говорит, - брат Григорий Петрович! Я, брат, прислан к тебе от Василья Ульяныча да от Аксиньи Артемьевны, не кумиться и не брататься, а пришел к вам посвататься". - "Да что, брат, моя невеста-то еще молода", - говорит мой-то отец. "Эх, брат! Этот товар пока с рук идет - и отдавай. Ведь не в кадке будешь солить". Ну, они сговорились, дело поладили и назначили в четверг - легкий день - быть сговору. Пришел четверг; Собрались все в избу к нам. Пришел и Василий Ульяныч с сыном Матвеем, принесли своего вина и водки, да баранков на закуску, а жена его не пришла - на это обряду нет. Вошли: "Здравствуй, брат Григорий Петрович, мы к тебе в гости пришли". - "Добро пожаловать, брат Василий Ульяныч". Пришли гости, посадили за стол жениха с отцом. Начинают тут пить оба свата за здоровье один другого. А я-то с матерью и не показываемся; сидим за занавесью, что около печи, поперек избы протянута. "Дай Господи, - говорит один сват за другим, - дай Господи, что задумано, то совершить в чести и в радости". Вот начал просить сват сватью, мою-то матушку: "Просим покорно, Татьяна Микитишна, к винной чарке! Ну-тко, матушка, подвинься поближе да выкушай". Тогда вышла матушка из-за занавески: "Здравствуй, нареченный сватушка Василий Ульяныч и нареченный зятюшка Матвей Васильевич. Будьте здоровы! Дай Бог, что задумано, то совершить в чести и в радости"... Всех гостей угощал так новый-то сват... Теперь наливает Василий Ульяныч рюмку вина и дает сыну в руки и говорит: "Выкликай же ты свою нареченную невесту". А я-то стою за занавесью да в дырочку и смотрю: все вижу, а сама дрожу, как в лихорадке... Встал Матвей, рюмка в руках: "Аграфена Григорьевна, повыйди, повыступи по новой горнице, по светлой светлице, бьет челом Матвей Васильевич к винной чарке!" Не иду я: меня и в жар-то, и в холод бросает, ноги-то так и подкашиваются... Матвеев отец проговорил: "Ну-тка, матушка, выходи! Себя покажи, да и нас погляди". Вышла я сама не своя, иду да кланяюсь: "Здравствуйте", - говорю. Подошла я к столу, взяла у Матвея из рук рюмку, отхлебнула и ему отдала, и он отхлебнул да опять мне подал; так вместе выпили всю рюмку; выпивши, поцеловались, ну и стали тотчас расходиться все - и жених, и сват, и все гости. Пошла было я прочь от стола - идти-то не могу: повели меня под руки сестра да мать крестная. Завопила я тут голосом, у отца спрашиваю: Стали унимать меня отец с матерью: "Полно, Грушенька, так Богу угодно, судьба твоя". Ну, уняли меня, успокоили, легли спать... А утром как встала да ... обернулась я тут к батюшке с матушкой: Пришли подружкеи... помогать невесте приданое шить. Встречаю я их, сама вою: "Полно, Грушенька, надорвешся, - унимают мои подружки. - Перестань: что ж, ведь он парень хороший, семейство хорошее". А шитья-то много, сижу целый день да стегаю: одних рушников надо сколько вышить! Шью не разгибаюсь, а только лишь завижу - идет кто-нибудь чужой на двор, девка ли, баба ли, тот час работу брошу да и почну голосить. Уж у нас обычай такой! Иная девка и неделю с небольшим бывает невестой, так до того надорвется, что и голосу уже нет; из сил выбьется. А иначе нельзя - "дурой необразованной" назовут. Стали приходить ко мне подруги и часто песни петь. Запоют, бывало: Во время пения сих песен я обыкновенно плакала. Сестра моя старшая отдана была замуж в нашей же деревне, да такая несчастная, что и Господи! Просто как собаки ели ее и свекровь и золовка - змеи настоящие были. Вот как пришла она-то ко мне - а я к ней навстречу, да как вскину руками над головой, говорю ей: Она и договорить мне не дала, как бросилась обнимать меня, а сама так, сердечная, и плачет, заливается: А как начнут сбирать вечеринку, девишник значит, накануне свадьбы, и посылает, хоть бы отец мой, с приглашением и ко Егору Кузьмичу и к Михайлу Лаврентичу - мало ли на селе родных да суседов найдеться! И ждут гостей. Посадят невесту в переднем углу; перед нею стол, стол накрыт белой скатертью, на столе хлеб лежит благословенный, на хлебе солоница деревянная, большая, огромная. Оденут невесту в ферязь китайчатую, и рубашка с длинными рукавами, чтоб руки не голые были; волосы распущены по плечам, на голове повязан платок шелковый с золотом, и спустят его по самые брови. Вот входит, примерно, Егор Кузьмич с супругою, приносят дары: хлеба каравай, а на хлебе повойник, а на повойнике деньги - все подарки невесте. Войдет это Егор Кузьмич, станет против невесты перед хлебом, Богу помолится и невесте кланяется. И выходит невеста, хотя бы я была, из-за стола, гостю в ноги кланяется и голосом вопит-приговаривает: Ну, и начнут гости унимать невесту: "Молись Богу, не печалься, что делать, они люди хорошие!" Уж это с каждым гостем одно идет. А как у нас-то был девишник, мой отец и говорит: "Не унимайте ее, пущай плачет; этого времени недолго: поплачет за столом, так не будет плакать за столбом". Много гостей собралось у нас, пришли и подружки мои, всех встречала я, приговаривала. Усадили всех ужинать; и щей подали тут, и кашицу со свининой, и студень с хреном. Как отужинали все, подошла к столу моя сестра, начала плакать, да мне и говорит: А я ей: Ты не подчуй, моя мила сестра, Напилася я, наелася. Ну и вышла я тут из-за стола, всех благодарю, всем кланяюсь, а сама голосом плачу: Запрягли тут лошадей, подвязали колокольчики, насели на роспуски все девушки, что были на девишнике, и поехали кататься с песнями по деревне. А я-то сижу в избе да горючими слезами так и заливаюсь: все плачу о красе своей девичьей. Девки-то катаются да и к жениху в гости заедут. А на вечеринку жених уж приезжал с дружком, только недолго, - так, значит, уж после ужина, девкам гостинцев привез... Вот как подъедут девки к его-то двору, выйдет дружка, возьмет лошадей под повода: "Пожалуйте, девицы красные, в гости к нам, к нашему князю Матвею Васильевичу - хлеба соли кушать". Девки войдут в избу, поклонятся: "Здравствуйте! Кланяться приказали Григорий Петрович с Татьяной Микитишной и Аграфена Григорьевна". Тут посадят девушек за стол, подчуют... Девки перешептываются: хорошо ... угощают нас. А одна скажет: "Пора нам домой". А дружка: "Нет, красные девушки, еще вы нас повеселите, песенок попойте да попляшите". А девки стыдятся да понекиваются: "Как мы будем плясать, ведь стыдно". Ну, одна какая-нибудь ... начнет во лузях, во лузях, - и пошла плясать. Отплясали, раскланявшись, отблагодарили и домой поехали. А мне уж встречать их надо. Вот и начинаю: А девки войдут в избу да во все голоса и закричат: "Приказали вам кланяться Василий Ульянович, Аксинья Артемьевна и князь молодой Матвей Васильич". А я все свое тяну: А еще перед девишником невесту в баню водят. Ну, тут также трудно бывает. ... Придут девки, истопивши баню, станут просить: "Милости просим, дядюшка, тетушка в мыльную баню! Аграфена Григорьевна, милости просим в мыльную баню!" И начну я тут плакать: Взял отец с матерью хлеб и соль и стали за стол под божницу. Подвели меня подружки под руки, и благословили меня отец с матерью. А как стали они благословлять, - я-то и говорю им: Ино как же кормилец батюшка И родимая матушка, Поднимаются у вас белые руки Благословлять меня, молодешеньку, Расплетать-то мою русу косу? А матушка-то моя как благословила меня, так и упала на лавку без памяти; водой отливали - очень уж ей жалко меня-то было. Отошла я от стола к подружке в ноги поклонилася: Потрудись ты, моя подруженька, Расплести мою косу русую По единому русу волосу. Хотели подружки взяться, чтобы расплетать, а я-то как обовью косу около руки и не даю, кричу: Упали тут мои рученьки, говорю я: "Опустилися мои белы руки!" Ну, подружка-то косу-то и расплетать, и ленты все себе берет; а лент-то на косе навешано много. Уняв нас, наконец отец говорит: "Полно реветь, идите в баню". Ну, пошли в баню. По улице вели меня под руки, платком закрытую; а я голосом вою, а подружки около меня песни поют. ... Пришли мы, поддали девки пару, а свахи и повели меня одну в баню. Баня жаркая, я разом спотела, а свахи-то и ну вытирать с меня пот пряником. Этим пряником надо потом мужа скормить - так больше любить будет, только бы не догадался, а то не дай Бог Господи да исколотит. Пришел и свадебный день; начала я с самого утра голосить и не переставала до самого венца. Пришли подруженьки одевать меня, и начала я им плакать: Тут вдруг закричали: "Свадьба едет, свадьба едет!" Это значит, что уж жених с дружками и со всеми поезжанами за невестой. Бросилась я к брату, кричу: В это время ... вошли поезжане. Начали они говорить, как уж всегда бывает: "Здравствуйте, кто есть в доме хозяин?" А кто-нибудь из наших и отвечает: "Нету его, обратитесь к девушкам!" А девушки- то сидят за столом около невесты. "Здравствуйте, красные девушки", - говорит дружка. А девки отвечают: "Сам красный!" Не любят, значит, этого слова. "Ну, здравствуйте, хорошие девушки!" - "Здравствуй! Чего тебе надыть?" Дружка говорит: "Мы приехали за суженой-ряженой!" А девки отвечают: "У нас нет ни сучья, ни рядья!" Дружка опять говорит: "Что же вам, девушки, требуется?" А девки отвечают: "Слов ласковых, поклонов да золотой казны". А дружка им и кланяется. "Ну, вот я вам, девушки, поклонюсь". - "Мы и сами поклонимся тебе ниже, ты только деньги нам давай". Он бросит им копейку серебра: "Извольте, хорошие девушки!" Девушки все на него и ощетинятся, закричат во все голоса: "Неужели копейку серебром наша-то невеста стоит?" А у девушек для хвастовства приготовлены деньги, и много - все серебром. Они и разверну деньги перед дружками: "Вот у нас невеста чего стоит". А дружка ихния деньги и схватит, девки все на него и кричат: "Не дури, своих положь денег!" Вот он и говорит: "Ну, извольте, вам, хорошие девушки", - и прибавляет копеек пять - десять, тут девки уж возьмут и говорят: "Благодарствуем, голубчик!" Теперь начнется долгая песня. Дружки спросят девушек: "Кого вам теперь нужно?" - "Малого дружку". Войдет малый дружка и точно также с ними деньгами отсыплется. Этот отходит, спрашивает: "Что нужно, девушки?" Они скажут: "Большого барина". И с большим барином то же. Потом он отходит, придет меньший барин; меньший барин отходит, спрашивает: "Кого нужно?" - "Тысяцкого". Вот придет тысяцкий с широкой бородой - богач завсегда уж говорит: "Здравствуйте, красные девушки!" Они ему: "Сам ты красный с широкой бородой!" Он также бросит сперва копейку, а девушки-то на него: "Как тебе не стыдно, точно милостыню собирал, грошей да копеек набрал! А еще в Питере живал, хлебом торговал!" - "Ох, девушки! Да я человек-то семейный". Оне кричат: "Не притворяйся!" Кафтан-то у тебя синий, а кушак-то красный!" Ну и он им деньгами отсыплется, девки и благодарят. Спросит тысяцкий: "Что вам теперь, девушки, требуется?" Они говорят: "Посветлее светлого месяца, покраснее красного солнышка". Это значит, надо образ им подавать. Образ-то держит жених, а сам стоит позади всех поезжан. Тысяцкий возьмет у него образ и подаст девушкам. Девушки образ на божницу поставят, а дружка им и скажет: "Ну, девушки, понимайте стыд, опрастайте место". Ну, и пойдут девки вон, а поезжане за стол сядут, жених подле невесты, так и норовит толкнуть ее ногой: это примета, чтоб быть большому над женой. А как мой-то жених садился да хоте толкнуть меня, а я ноги-то под лавку и поджала: уж он шарил, шарил ногой - ничего не нашел. А сидела-то я унылая; сижу, ничего не вижу, только слышу, да сама плачу. Вот сядут за стол, станут поезжане свое кушанье есть, и скатерть постелют свою, и наших гостей не подчуют. Кушаньев у них три перемены. Одно блюдо нарежут говядины с квасом, а другое блюдо свинины сухо нарежут, так руками в соль макают да и едят; третье кушанье - пирог житный с гречневой кашей или с овсяной. А невеста все за их кушаньем в голос вопить должна с своими сестрами: Теперь с невестиной стороны начинается подчивание, а женихово-то все уберут, и скатерть-то ихнюю снимут, и подадут сперва рыбник - пирог такой с рыбой прозывается; потом щей нальют с говядиной, из сырой капусты, потом баранина жареная да студень. И скажет хозяйка, невестина-то мать: "Тем бить челом". А дружки ей учтиво так: "Позвольте поблагодарить, сват и сватьюшка, за хлеб, за соль". Ну, как откушают все и завопят опять. Невесту с женихом благословлять станут отец с матерью, а дружки приговаривают: "Ну, сват и сватья, умели вспоить да вскормить, умейте и под злат венец благословить". Старики-то как благословляют, приговаривают: "Будь наше родительское благословение навеки нерушимо; Бог вас благослови". Тут запевают песню: Тут уж вон пойдут садить невесту в кибитку со свахой, они вдвоем и поедут в церковь, уж в ихние сани никто больше не садится. Бьется невеста, не садится, не дает посадить себя. Я-то сильная была, так уж помучились со мной. А девки-то на крыльце стоят и песни поют: Поедут к венцу, в поле выедут, остановится весь поезд; невесту-то уймут, а дружки вернутся назад с угощеньем, с орехами. Войдут в избу к невестиному отцу: "Здравствуйте, сватушка и сватьюшка, приказал вам кланяться князь молодой с княгиней и все поезжане". Ну, тут уж переберут всех по имени по отчеству. Насыплют тут на блюдо орехов, поподчуют свата и сватью, скажут: "Вот гостинца вам прислали князь молодой с княгиней". Тут еще насыплют и приговаривают: "Девицы-певицы, пирожные мастерицы, горшочные пагубницы, сметанные лакомницы". И бросают им по полу все орехи - подбирай девки как знают, Дружкам тут подарят тут отец с матерью по полотенцу. А девки торопятся дружкам петь: Поедут тут дружки догонять свадьбу. А как они еще из деревни за ворота выезжают, мужики-то им и кольем, и дровами дорогу загораживают. Дружки им орехов дадут, вином поподчуют, их пустят. А орехи-то великолепные! Бывает иной раз, что просто из теста напечены, а все-таки орехи! Пока венчают невеста все стоит веселая. Как обвенчают, начнут ее бабы окручать - значит косу надвое заплетать. Ох, горько, горько тогда бывает, а уж плакать нельзя обвенчана. Молчишь да в себе горе держишь. Тут уж поедут назад. Вот, как ехать назад, посадят молодых вдвоем в сани. Как выедут они - и начнут подчивать друг дружку, жених-то с невестой: он ее баранками, а она его пряниками, да еще норовит, как бы тем поподчивать, что в бане с ней был. Однако я Матвея своего тем пряником не кормила. Ну его, эка гадость! Матвей-то меня и без того любил, что тут еще! А чем подчивать - всегда есть. Ведь в кибитку то положено всего: и баранков, и пряников, и пирогов даже. От нашего-то села до церкви верст десять будет с небольшим, ну известно, пока едешь, так все надо подчиваться. Да еще первый-то никто не хочет начинать есть или говорить: молчим, а с коленей на колени пряниками перебрасываемся. Уж под конец кучер вмешается да заставит разговор вести. Приедут на двор к жениху. Выйдут отец с матерью встречать с хлебом-солью да с образом и житом бросают. "Дай, Господи, милости Божьей, - приговаривают. - Надели, Господи, их хлебом и солью и милостию Божией". Войдут в избу. В это время сбирается около женихова дома вся деревня: старый и малый приходят посмотреть молодых. Молодых входят в дом не через сени, а через двор. Старший дружка ведет их тем же порядком, как и из дому невесты, постоянно стегая кнутом, из опасения как-либо порчи. На крыльцах отец осыпает их житом, в знак приветствия, желания богатства. Поздоровавшись с родителями, молодые тотчас же уходят в другую комнату. В это время впускают девиц и весь народ в избу. Дружка спрашивает: "Есть ли в этой новой горнице родной батюшка, родная матушка? Как умели своего чада воспоить, воскормить, на белых руках возносить, так умейте благословить". Родители отвечают: "Бог благословит!" - "Благословляете ли и вы, миряне?" спрашивает дружка, обращаясь к народу. Народ отвечает: "Бог благословит". После этого дружка подносит молодым стакан водки, выпив который пополам, они целуются. Народ спрашивает: "А нам будет ли похвального?" На это дружка отвечает, что "у нашего молодого князя будет мостина пива и решето вина". И просит похвалить молодую. Народ изо всех сил кричит6 "Хороша, хороша!" До трех раз. За что молодые кланяются. Этим церемония и кончается, молодые отправляются в другую комнату, где вдвоем обедают; народ расходится, и остаются в доме гости - поезжане и девицы. Во время обеда девицы поют гостям песни; дружка или гость, кому пропоют девицы песню, платит им денег от 3 копеек до 10. Кто за песнь не заплатит, тому поют, скупому: Вечером перед ужином дружка приводит молодых в общую избу и становит их в передний угол за стол. Начинаются дары. Старший дружка вызывает к подаркам, держа, например, рубаху: "Родный батюшка, прошу пожаловать к дорогим подаркам". Тут же вызывают и мать, ей дарится платок. Подарив свекра и свекровь, молодая кланяется им в ноги. Далее дарят всю родню женихову тем же порядком: кого платком, кого ленточкой. После даров сама молодая вызывает своих свекра и свекровь и родню к винной чарке. За это одаривают ее. После ужина дружка ведет молодых в спальню, перетряхивает постель, ударяет по ней несколько раз кнутом и сам ложится на ней. Сваха платком выкупает у дружки постель. На другой день утром молодая, поклонившись свекру до земли, спрашивает его: "Что мне делать, батюшка?" Тот велит ей выпахать избу. Дружка тотчас приносит веник и отдает молодой. Она пашет, а гости кидают на пол всякий сор и деньги, которые достаются молодой. После этого бывает похмельный обед, а дружки отправляются топить баню, не впущая никого в нее, из опасения порчи. В полдни молодая сноха спрашивает свекора: "Что мне делать, батюшка?" Тот отвечает: "Сходи за водой". В это время собирается к ключу вся деревня смотреть на молодую, и несколько раз выльют ей воду. Здесь сваха выносит для народу пирогов, и это бывает последнее угощение. Начнут собираться по домам. Запрягут тут лошадей с колокольчиками да с бубенчиками и поедут провожать всех поезжан со свахой. А вечером будет уж стол у невестиного отца, все там соберутся. Это называется яишницей или в иных местах - отводинами. Тут молодые переночуют ночь и на другой день, уж к вечеру, домой пойдут. И станут жить да быть. Жила и я с Матвеем хорошенько".
Попалась мне в руки книга "Русский очерк. 40-50-е годы XIX века". Читаю. Не скажу, чтобы легко читалось - скорее нет, но попадается информация, интересная для понимания реалий той жизни, и самое главное, могущая быть полезной для наших поисков. Поэтому отдельные фразы и фрагменты буду писать сюда, вдруг кого-то наведет на какие-то направления поиска.
Итак, первый очерк. ВОДОВОЗ. Из него можно почерпнуть вот какие подробности жизни в Петербурге и вот каких персон встретить: - сам водовоз - простой крестьянин, который, когда "настали худые времена, принанял мужика, брата меньшего поставил в доме", жену с детьми оставил в деревне, а сам отправился на заработки. Тосковал, скучал по жене и детям. за 8 месяцев "сотенку и две переслал жене", а на себя и гроша не прогуляет. - водовозы не составляли никакой цех или общину, они "просто городские жители, по паспортам и билетам имеющие право дышать петербургским воздухом"... - водовоз - это "человек между 22 и 40 лет"... чаще всего умирают они "преждевременно, от чахотки, от натуги мышц, от истощения сил, от опасных изломов и ушибов". - первоначально надо обладать вещественным капиталом - от 40 до 125 рублей... обзавестись тем, в чем и на чем возить воду.. - работа же была тяжелой: набирать воду в свою бочку или чан, развозить в тележке (редкий водовоз имел лошадь), в ведрах по крутым и скользким черным лестницам разносить в верхние этажи, всем жильцам, обратно выносить ведра с грязной водой. "Переколоть по нескольку саженей дров" во дворах и разносить на те же этажи вязанками. В любую погоду, каждый день. Характерно, что "с тех пор, как наша огромная дворня достаточно образовалась комфортом столичной жизни... <...> ни в одном доме, мало-мальски порядочном, ни один из ее членов, начиная от дворецкого до мужика на конюшне, не приложит рук к подобной работе; она слишком трудна, следовательно унизительна, господа должны нанимать для нее водовоза..." (вот уж никогда бы не подумала так о дворовых) И вот еще очень интересное: " ... промыслы и занятия петербургцев низшего разряда распределились у нас по губерниям... будто школы нашего столичного трудового народа, шлют нам: одна - каменотесцев, другая - землекопов, та - половых в трактиры, эта - плотников, стекольщиков, мелочных разносчиков и пр. водовозы - почти все из Твери. Их в городе несколько более тысячи человек..." ( в другом очерке упомянут, что плотники и маляры - из северных губерний: Костромы и пр.)
очерк второй. БАРЫШНЯ дальше просто нарезка из цитат, характеризующих ее и её жизнь: - старая девушка... - " еще малолетняя, лишлась она отца и матери. и с тех пор взрастала и вскармливалась в чужих людях... Не без добрых людей на свете! Ей присватали жениха, умного, даже красивого! имя его..она его никому не сказывает!... За несколько дней до свадьбы жених заболел и умер, с тех пор барышня обрекла себя на одиночество; с тех пор не снимает с пальца безымянного перстенька с незабудочкой." - ей давно и всегда около 30 лет, независимо от того, на самом деле ли меньше или больше - она живет то у одних родственников. то у других, у знакомых, и приятелей... "она везде дома, она нигде не у себя"... - она образована, хорошо читает, умеет музицировать, танцевать, понимает по французски - но ведет себя скромно, составляя фон той, у кого живет - "она везде нужна: там походит за больным, тут сводит детей погулять. там поможет шить платье, съездит в ряды купить то, что нужно, выслушает жалобу на свою горькую жизнь..." - "она так добра, что в иные дни позволяет себе разговаривать с прислугой по-приятельски.... но при гостях они не должны с нею забываться..."
НЯНЯ - "Они обыкновенно бывают от 40 до 60 лет, и почти всегда худощавы, потому что заботы и попечения о детях не дают им потолстеть. Лицо их бесцветное, доброе, покрытое морщинами, руки черствые, но сердце прямое, мягкое, а привязанность примерная" - "няня ходит за старшими до 3 или 4 лет, потом они переходят к немке или к англичанке, а ей достаются меньшие... она готова за каждого из детей душу отдать, и даже старшие, от которых она немножко отвыкла, ей во сто раз дороже себя самой." - "страсть к кофе простирается в нянюшке до невероятия. она сама его жарит, мелеи и варит. Кто б не пришел к ней в гости, нельзя не попотчевать кофеем. Она устала - "дай-ко выпью кофейку"... - "в доме господ своих ... обыкновенно играют довольно важную роль перед остальными служителями и служанками, которые, не исключая и самого дворецкого имеют к нянюшкам особое уважение. Их называют по имени отчеству, говорят им на вы... и обращаются к ним за советами."
Этот очерк длинный и в нем много подробностей и о казаках и вообще о жизни в тех местностях... Перепечатывать его не решусь - мне не особо нужно, а если кому интересно, сам найдет и прочитает.
Нашла в архиве дело о разделе наследства после умершей довольно молодой замужней женщины, потомственной дворянки, а по мужу - даже графине. В том деле интересный отчет - о тратах на похороны. Не смогла пройти мимо и не напечатать - интересны как цены, так и состав трат. Счет похоронам ея сиятельства графини Серафимы Сосипатровны Ефимовской, 11 апреля 1811 года.
- выменен (?) образ Казанской божией матери на котором риза … 7-50 - гроб, обитый малиновым бархатом и со всем принадлежащим к нему прибором 214 - парчи на покров в селе Макарово 16 аршин по 25р. 400 - то же в девичьем монастыре 12 по 15р. 180 - то же в приходскую церковь 12 по 15р. 180 - на три покрова галуну 244 … 366 - Наталье Гавриловне фланели 12 по 6р. 72 - двум женщинам 17 по 2-75 46-75 - флеру черного 120 по 25к. 19? - флеру белого 45 по 258 коп. 11-25 - для покойной тафтяное платье и манишка взята у мадам Шалме 65 - розовых лент 2, башмаки 2 , всего 4 - билетов 150 по 2р сотня 30 - извозчикам за развезение билетов 6-30 - за написание в съезжем доме рапорта для извозчика 0-70 - при получении билета в канцелярии у полицмейстера и на извозчика проездом 2-10 - шлейфные пряжки и башмаки траурные 1-55 - гарусные черные чулки 5 - за сыр и колбасу 3-60 - икры зернистой 1 фунт 0-80 - паюсной 2 фунта 1-60 - семги 2 ½ по 70 коп. 1-75 - масла чухонского 2 фунта 1-20 - куплено для кутьи пшена изюму черносливу и винных ягод 3-70 - водки сладкой 2 штофа 10 - вина белого ¼ ведра 4-20 - вина красного ¼ ведра 7 - за развезение билетов извозчику 2-40 - духовник Алексей Иванов ездил к архиерею на извозчика дано 2 - вина простого ведро 6 - извозчику к Смоленской 0-40 - калачей для попов 1-60 - ситных на 0-50 - вина штоф 0-84 - тавнику (???) 3 штофа 3-50 - Фаены Николаевны человеку за развезение билетов извозчику 2р, а ему за це(???) 3 - комиссару Кондыреву 2 - двум унтерам 2 - солдатам на 8 человек 4 - преосвященному владыке Августину 175 - ректору Симеону 40 - преферту геанадир 30 - протоиерею Алексею Ивановичу 20 - Рождественского монастыря протоиерею 12 - Антипьевскому у Колымажного двора 12 - Иоанну Предтеченскому в Конюшенной 12 - Воздвиженскому духовнику 20 - Успения на Могильцах 10 - Знаменскому 10 - Покрова Левшинскому 8 - Саввинскому 8 - Власьевскому 10 - Домовому Матфею Федоровичу 5 - певчим 40 - соборному протодиакону 8 - на свиту архиерею 10 - двум поддиаконам 5 - на свиту двум архимандритам 8 - архиерейским и архимандритским … 2 - сторожам и могильщикам 2 - девическим 3м священникам и двум диаконам 14 - игуменье с сестрами 20 - казначее 2 - ризничее 1 - навосим(??) пономарице 2 - просвирне 0-80 - дьячкам шестерым 1 - в монастыре дано на архиерейском за … 25 - куплено провизии для монастыря на закуску священникам и причту 19-55 - для господ к столу говядины, телятины, зелени и кореньев на 6-50 - уксусу, перцу, … и хлебов 2-21 - извозчикам рессорным одному за 3 дня, а другому за 2 дня заплачено 23 - во время похорон 15 дрожек и 4 в карету за каждую лошадь по 1р 50к. 28-50 - в три дня роздано на нищую братию 14 - свеч к телу 18 по 1-30 =23-40, тре… 5 свеч =2-75, архиерею в руку 2 свечи = 1-50, архимандритам в руки и к кутье(?) =1-75 , священникам 20 свеч по 20 =4, для гостей 150 свеч по 10 =15 мелких для раздачи людям 40 … , ладану разного 1 фунт(?) простого 2 фунта, сажено факел до монастыря 19, курительного порошка 150, венец и грамота , всего 184-15 - оного девичья монастыря за могилу и … выкладкой кирпичом и со сводами (?) 550 - в Новодевичьем монастыре за годовое поминовение 50 - в оном же монастыре за чтение псалтыря за 6 недель 50 - в домовой церкви на полугодовое поминовение 25 - в село Макарово на годовое поминовение 30 - в село Ильино на 6 недель поминовение 10 - в село Забелино на 6 недель поминовение 10 - к Рождеству в Кудрино на годовое поминовение 30 - квартальному надзирателю за провожание 10 - траурщику за кафтаны, за шинели, перчатки и шляпы, за 2 катафалка. за 6 лошадей, дроги, песок и можжевельник, всего 110 - графу Андрею Петровичу траурное платье 100 - за чтение псалтыря на месте 3 дней 7 - долгоруковским людям за церемониал 10 - домашним княгини Долгоруковой 10 - Наркиза Николаевича людям троим 6 - графа Андрея Петровича людям всем 5
Вышеписанная сумма употреблена точно по согласию нашему на похороны племянницы нашей графини Серафимы Сосипатровны Ефимовской после которой оказалось в наличности 710 рублей денег, а достальная сумма занята была супругом ея с будущей заплатою из доходов оставшегося имения, итого всего 3482-73
Теперь вот думаю, почему в так много церквей сделаны платы? Значит, эти церкви так или иначе были значимы для этой семьи? Т.е.о некоторых я и так знаю: в приходе Христорождественской в Кудрине - дом Наркиза, в Крестовоздвиженской - дом Ивана, в приходе Иоанна предтечи квартирует Фиона... Значит, надо шерстить и остальные, искать связь... И неплохо бы понять, причем тут графиня Долгорукова?
Из того же дела. Наследником умершей графини стал ее малолетний (совсем малолетний, годовалый) сын. Опекунами его - отец и дядя матери (двоюродный дед). Естественно, что дворянская опека это контролировала и была составлена опись имущества. В том числе опись одного из имений. привожу её полностью, т.к. лично мне интересно и то, что входило в усадьбу и хозяйство, и набор мебели, вещей и утвари в доме.
октябрь 1811 г. В селе Макарове движимого имения: - господский дом, деревянное строение, ветхое, о двух этажах. В первом, нижнем этаже, жилых людских 4 покоя с переборками в них, две печи кирпичные. Во втором, верхнем, жилых господских и людских 12 комнат. Обмазан шпалерами, двое сеней. В тех покоях 4 печи кафлинные, а одна кирпичная. Нижний этаж о 14 окон, с одинаковыми рамами ветхими, верхний этаж о 17 больших окон, из коих в 4х с двойными рамами, а в 13ти - одинакие, да маленьких 9 окон, с одинакими рамами. Крыт тесом.
В оном доме святых образов 1 - Казанской божия матери, в серебряной позлащеной ризе, с разноцветными каменьями, и с таковым же венцом, в жестяном киоте. 2 - маленький преподобного Антония, риза серебряная позлащеная, на кипарисной доске. 3 - Св.Николая чудотворца в серебряном окладе и ризе позлащенной 4 - Ахтырской божией матери, венец и риза серебряные позлащенные с разноцветными каменьями на кипарисной доске 5 - Пресвятыя Богородицы всех скорбящих радости в серебряной позлащеной ризе 6 - Введения Богородицы во храм, риза и оклад серебряные позлащеные 7 - Нерукотворный Спасителев, с разными святыми риза и оклад серебряные позлащеные 8 - Вознесение Господа, в середине Спаситель на финифти, риза и оклад серебряные на кипарисной доске 9 - Св.Димитрия Ростовского чудотворца, риза серебряная 10 - Преображение Господа, риза и оклад серебряная 11 - Святомученицы Серафимы, риза и оклад серебряные 12 - Живоначальной Троицы с преподобными и мучениками, риза и оклад серебряные 13 - Рождества Христова, Богородицы, Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, риза и оклад серебряные 14 - Преподобного Нила Столбского, риза и оклад серебряные 15 - Божией Матери Тихвинской, риза и венец серебряные 16 - Божьея Матери в беде страждущихся, в серебряной ризе 17 - Божией Матери радость 18 - Апостола Сосипатра, обе - маленькие серебряные на кипарисе 19, 20 и 21 - три маленьких образа, Распятия Господа, Авраамия и Серафимы под финифтью, да еще три таковых же Иоанна Предтечи. Богоматери Умягчение сердец и мученицы Варвары 22 -- Киевских Преподобных складни серебряные 23 - преподобного Иоанна Дамаскина в серебряной ризе 24 - Владимирской Божией Матери в стеклярусе с фольгой 25 - мученицы Екатерины , венец и оклад серебряные 26 - Владимирской Божией Матери, венец и оклад серебряный ветхой 27 - Спасителя Господа с разными ликами да сверх того разных образов простых больших семь и маленьких столько же, ветхия.
В кладовой горнице хранится вещей: - серьги бриллиантовые, шесть ниток чистого жемчугу, при них фермуар с бриллиантами посредине яхонт синий - шаль турецкая одна пунцовая с коймами - две табакерки одна бумажная. а внутри черепах с серебряной оправой и портретом, а другая семилоровая - вееров разных, крепких и ветхих восемь - три футляра с разными головными уборами и мелочными разными вещами, да сверх оных разных вещей и штук, которые по множеству и мелочь порознь не описаны, а запечатаны печатью заседателя ревизии и опекуна Ефимовского в особом деревянном ящике
Разной серебряной посуды беспробной и вещей, как то: - лоханка с рукомойником, сахарница, чайник, конфорки, молочник с деревянной ручкой, два подсвечника, мыльница, три солонки, ситечко, щипчики сахарные, ложек столовых 19, разливных две. соусных две, конфетных две, вилок десертных четыре, щипцы свечные с поддонником, блюдечки два, уборный один колокольчик. Во всем оном весу двадцать один фунт 65 золотников, которое находится в окованном железом сундуке, в том числе три чайных ложки в них веса 18 золотников, - кровать орехового дерева на левах, к ней приб(?) туалет орехового дерева на львах же. Два шифоньера таково ж дерева, занавес штофного зеленого цвета, прибор атласный белый, круг орехового дерева, орел позлащеный. Постель пуховая подушек с наволоками китайскими и кисейными белыми с кружевами домашними, уборная кисейная шесть , фольбора кисейная, покрывало белое атласное стеганое обложено кисеей и домашними кружевами. Шесть наволок атласных розовых и четыре штуки для табурета вышитых цветами. Пудреная рубаха миткалевая ветхая. Все оное находится в укладке, окованной железом, обтянутой тюленью кожей. Другая занавесь ситцевая с бахромой гарусной в кольцо. от трех окошек занавесы кисеи масленковой с красными фольборами гарусными. Китайская штука с розанами и другими разводными цветами17 аршин. Окованный ларчик, в нем двое четок и мелочные каменья и нитка янтарей. Ларчик рисованный пустой, лаковый ящик … , лаковый ящик о пяти футлярах, мех черевей куней, обложен кругом соболем … . Полмеха брандукового нового, капот теплый носильный из материи на вате лилового цвета, шубка короткая носильная шелковая малиновая на лисьем старом меху с куньим воротником, шуба атласная зеленая на заячьем меху, шуба соболья новая покрыта синим казимиром. Все они находятся в сундуке, окованном железом, в нем же юбка тканевая белая.
Платье: 1 - цинковое белое с мишурной оборкой и атласными лентами 2 - белое атласное 3- капот французской тафты клетчатый бело-розовый 4 - капот левантиновый светло-лиловый 5 - платье левантиновое белое 6 - шлафор кисейный на розовом атласе и к нему чепчик пекинетовый на атласе розовом же 7 - капот дикой тафты французской 8 - шлафор канифасовый белый полосатый, платок левантиновый большой шейный, шаль тюлевая мериносовая поношенная в пятнах.
Головные уборы: две соломенные шляпки с приборами, две левантиновые шляпки, одна - палевая, другая - белая и третья атласная с пером, чепчик тафтяной лиловый с прибором, чепчик носильный кисейный поношенный, две косынки пикинетовые, одна белая, другая черная. Все оное в сундуке окованном железом, без петлей, запечатанный
Белье: 8 скатертей. 10 дюжин салфеток, 6 простыней ткацких, женских сорочек 3 дюжины, два одеяла тканевых, одно синее, другое белое стеганное, полотенец полторы дюжины, женские лаковые перчатки, 8 колпаков бумажных, чулок три дюжины женских, Гравированный портрет покойной графини Ефимовской. (вот почему портрет в белье?) Все оное находится в сундуке окованном железом, без петлей, запечатанный
В оном же доме мебели: - столов ломберных два, один красного дерева, другой просто крашеный, оба обиты сукном зеленым - один стол десертный из разных дерев - три стола штучных простых ветхих. Все оные на медных и железных петлях, с ящиками. - стульев дубовых, обитых кожей ветхих одна дюжина, обитых тиком новых полдюжины - кресел простого дерева с набойчатыми чехлами полдюжины - две софы с тюфяками пуховыми, покрытых таковыми же чехлами - два зеркала, одно большое на красном дереве, а другое простого дерева посредственное, покрытое золотом - четыре картины за стеклами с разными чучелами - пять картин вырезанных и гравированных в простых рамах за стеклами - зеркало уборное посредственное с тремя ящиками, в коих хранятся мелочные разные вещи низкой цены - ящик, обитый кожей с медной оправой для кладки женских притираний с разными мелочными вещами - небольшая комодка красного дерева с четырьмя ящиками, в коих разные мелочные вещи малоценные - фортепьяно красного дерева - арфа такого же дерева с оборванными струнами - мраморных вещей две вазицы небольшие, две пирамидки, два подсвечника, одна накладка на письменный стол - столик маленький на деревянных ножках - сундук деревянный с крепостями и бумагами - другой сундук деревянный же с сукном русским разноцветным для людей, три штуки
Посуда паллевая: - две чаши суповых с поддонниками и крышками - три соусника с крышками, один без оной - круглых блюд и лотков десять - тарелок мелких и глубоких семь дюжин - один салатник
Фрусталя: - судок вотышной в медной оправе с четырьмя графинами и при нем 6 рюмок вотышных - стаканов шлифованных 12 - два бокала - рюмок простых разных сортов 30, шлифованных 10 - десертных чашек стеклянных 6 с крышечками - графинов водяных хрустальных 6 - сахарница стеклянная в медной оправе - два графина уксусных в медной оправе - конфетных блюдечек фарфоровых 10 - две корзины десертных полуфарфоровых - один чайник белый паллевой - молочников два - блюдечек десертных паллевых пять - 4 чайника паллевых ветхих - чашек китайских три - два кофейника больших жестяных, один из них распаянный - масленица паллевая синяя с крышкой и поддонником - ножей столовых с вилками 18 пар - один самовар средний зеленой меди старой - чашек чайных с блюдечками 10 полуфарфоровых - подсвечников медных полуженых тройных столовых два - одинаких медных полуженых четыре - медных простых шесть - два таза медных, один для варенья, а другой умывальный - два чайника медных черных ветхих - 8 кастрюль разномерных, из коих 6 с крышками, а две - без оных подержанные полуженые в них весом 1 пуд 10 фунтов - старая ступка зеленой меди - форма для грантиру - две, для жилеев и бланманжей 16 - фигаро для пирожного жестяное одно - форма …свинцовая - 4 сковороды железных - 5 чугунов - три перины одинаковых с наволочками (портрет в белье, а перины - в посуде, все логично)
Библиотека: в ней книг разных в кожаном переплете 3 больших в лист, из коих две части атлас Калужской губернии, а третья - сводный словарь - пять книг словарей юридических одно уложение, сверх того разных книг в кожаном переплете 50, в бумажном 40 с ветхими обертками, 40 книг без переплета разбитых
Скота: - господских лошадей 11, из коих 5 меринов гнедых, три мерина чалых, один мерин рыжий, одна кобыла гнедая, один жеребец вороно-чалый - коров дойных 14, 3 подтелки, 3 быка старых, 3 теленка молодых - овец старых и молодых с баранами племенных 26 Птицы: гусей 25, уток 20, кур индейских 7, русских 30.
Надворного строения: - три избы с сенями ветхие деревянные из разного леса гнилости подверженного крыты соломой - конюшня и при ней кладовой чулан деревянный ветхий крыты соломой - два скотных двора, один для конского, а другой рогатого скота, обнесены заборчиком, крыты соломой - рига хлебная деревянная ветхая и при ней плетневой сарай крыты соломой - два амбара для сыпки хлеба деревянные крыты соломой - два сарая каретных деревянные ветхие крыты соломой, в них находятся экипажи, в первом двуместная каретапокрытая палевым лаком , другая карета четвероместная темная, две коляски с рессорами, одна на круглых, а другая на прямых рессорах, одна покрыта лаком, а другая обита диким коземиром, две летних тележки поезженые с шинованными колесами ветхими, а в другом сарае зимних повозок две, одна клеенчатая черная а другая крыновочная, одни открытые сани ветхие. сбруя хомутов каретных и разъезжих 12, зд ременных 10 седелок ветхих 5, возжей ременных 4, черезседельников 5, дуг расхожих 5
Хлеба в скирдах стоячего ржи оставшейся от посева 215 копен, овса 170 копен, пшеницы 6 копен, гречихи 10 копен, ячменя 8 копен, горху молоченого одна четверть Сад с разными неплодовитыми деревьями престарелыми Кузница деревянная ветхая в ней одна наковальня, два меха, два молотка, трое клещей, при ней один стан для ковки лошадей, крыта дором.
При господском доме дворовых людей 20 мужчин, 17 женщин, 5 детей (все перечислены поименно)