Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

БОЛЬШОЕ ШУВАТОВО, село Карсунского уезда Симбирской губернии

Большо́е Шуватово — село в Инзенском районе Ульяновской области

← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
Shilov1976

Тольятти. Самара.
Сообщений: 1520
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 2709
Большо́е Шуватово — село в Инзенском районе Ульяновской области Российской Федерации, входит в Валгусское сельское поселение. Расположено близ реки Суры, по речке Толкулей.

Село возникло в XVII веке и носило название Тимашево, принадлежало помещикам братьям Рютчи: Ивану Петровичу и Владимиру Петровичу.

В 1775 году в селе был построен прихожанами деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В 1780 году, при создании Симбирского наместничества, село Большое Шуватово, при реке Суре, помещичьих крестьян, вошла в состав Карсунского уезда.

Земская школа была открыта в 1860 году, позднее эта школа называлась школой 1 степени.

Село Большое Шуватово до революции входило в состав Коржевской волости Карсунского уезда. Местность лесистая. Жители в основном занимаются сельским хозяйством, рыбной ловлей. Здесь находилось волостное правление, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (1775 г.), школа (с 1860 г.).

До отмены крепостного права в 1861 году, владелицами села были княгиня София Егоровна Панина (фон Беринг, Вяземская) и Анастасия Павловна Жедринская — мать будущего Курского губернатора Александра Николаевича Жедринского (служил в должности губернатора с 1866 по 1881 гг.).

В XVIII веке село входило в Алатырский уезд, с 1780 г. — в Карсунский уезд, с 1929 г. — в Инзенский район Ульяновской области.
---
Симбирская губерния. Карсунский уезд.
Костромская губерния. Кинешемский уезд.
N1c1a1a2a1
N1c1-CTS1737
Лайк (1)
Shilov1976

Тольятти. Самара.
Сообщений: 1520
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 2709
СВЯЩЕННИК ГРИГОРИЙ ХЛЕБУНОВ.

file.php?fid=984838&key=822399178

Священномученик Григорий родился в 1873 году в селе Большое Шуватово Карсунского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье Никиты и Татьяны Хлебуновых. Образование он получил в сельской школе, остальное дополнилось самообразованием и полученным в семье христианским воспитанием.

С 3 февраля 1913 года Григорий Никитич стал исполнять обязанности псаломщика в Александро-Невском храме села Пады Черноярского уезда Астраханской губернии и 10 июля 1915 года был утвержден штатным псаломщиком этого храма. 26 июня 1917 года он уволился за штат.

Он принял решение послужить Богу и Его Святой Церкви в самый разгар антирелигиозных гонений, когда многие из пастырей стали отказываться от священнического служения, и в 1921 году был рукоположен во священника. Два года он прослужил в храмах города Астрахани, а с 1923 года стал служить в храме Рудненской иконы Божией Матери в селе Началове Астраханской губернии.

Приехав в село, отец Григорий сразу же стал узнавать, кто из прихожан верен православию, а кто готов перейти к обновленцам, которые активно тогда поддерживались властями. С этим вопросом он стал обходить дома крестьян. Председателю сельсовета показалось подозрительным, что священник ходит к крестьянам, что-то у них спрашивает и что-то записывает, и он попросил прокурора области открыть против священника уголовное дело, как он написал, о «преднамеренном действии в интересах противосоветского лагеря». Материалов для обвинения отца Григория оказалось недостаточно, и дело было прекращено.

Ревностный пастырь и мужественный проповедник, горячий сторонник религиозного просвещения, отец Григорий собрал у себя в доме небольшую библиотеку духовных книг и давал их прихожанам, чтобы они могли утолить духовный голод не только в храме, но и дома, читая их со своими близкими.

В 1929 году началась коллективизация. Уничтожались крестьянские хозяйства, ломался сложившийся десятилетиями крестьянский быт. Всё это сопровождалось беспощадными гонениями на Церковь и невольно прождало устрашающие слухи о том, что коммунисты готовят впереди нечто худшее, что они всё и всех обобществят, чтобы устроить на земле принудительный рай. Перед лицом этих испытаний стала умножаться и вера — храм в селе Началове стал понемногу наполняться молящимися, чему способствовала частая проповедь отца Григория за богослужением. В Крещенский сочельник, 18 января 1930 года, власти устроили в селе собрание, на котором постановили снять колокола и отправить их на переплавку. Присутствующие на собрании жители с этим не согласились, в чем власти тут же усмотрели результат деятельности священника.

После праздника Богоявления секретарь партийной ячейки отправил заявление уполномоченному ОГПУ по Астраханскому району, в котором писал, что, «выполняя партийную работу, а также работу, направленную на проведение мероприятий партии и советской власти, в особенности по вопросу сплошной коллективизации», он стал замечать, что вокруг священника Григория Хлебунова собралась группа кулаков; «в результате их работы на всех общественных собраниях высказывались явные антиколхозные выступления, исходящие от лиц, теснейшим образом связанных с церковью». И далее в своем заявлении он перечислил имена жителей села Началова, включая священника, которыми, по его мнению, должно было вплотную заняться ОГПУ.

3 февраля 1930 года отец Григорий и крестьяне, названные секретарем, были арестованы. Во время обыска в доме священника нашли вырезку из газеты с речью австрийского министра иностранных дел и несколько писем от частных людей. В одном из них сообщалось о некоем страннике Иване Ивановиче, о котором архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) отзывался с похвалой.

На вопрос следователя о найденном, отец Григорий сказал: «В отношении обнаруженной в настольной книге житий святых, употребляемой мной ежедневно перед молитвой, вырезки из газеты с речью министра иностранных дел, поносящего в ней III Интернационал и советское правительство, <...> я сказать ничего не могу, так как не знаю, откуда она у меня, — очевидно, еще со времен службы в Астрахани или же вложена кем-либо из читателей моих книг. <...> Точно сказать, кто берет у меня книги, я затрудняюсь, так как записи не веду, а их, читателей, много. <...> Что же касается моих связей в селе Началове, то я их почти не имею, отдавшись службе и обязанностям по ней».

После допроса отец Григорий был переведен в тюрьму при Астраханском ОГПУ и здесь снова допрошен. Отвечая на вопросы следователя, он заявил: «Дополнить мною сказанное при допросе в селе Началове... я не могу, но, подтверждая еще раз мною данные и верно записанные в протоколе допроса показания, заявляю, что автора письма, в котором рекомендуется некто странник Иван Иванович, он же старец Иван, хорошим человеком, я абсолютно не знаю. <...> Странник Иван был у меня за все разы не подолгу, попьет чаю и уходит. <...> Но откуда он, где живет и кто он по роду занятий, я не знаю. <...> Произвел на меня впечатление толкового человека, бывавшего широко по свету, посетившего Афон и другие места. Разговоры у нас с ним были только на религиозные темы, и каких-либо вредных, с точки зрения существующей власти, мыслей он, как и я, не касались. <...> Больше показать ничего не могу и не покажу ни при каких условиях, считая грехом говорить о других».

Тем временем служба в храме в связи с арестом отца Григория прекратилась, и церковный совет, предварительно заручившись согласием районного исполнительного комитета, пригласил из Астрахани священника Петра Цветкова. Но чтобы начать служить, надо было стать на учет в сельсовете, и сотрудник сельсовета пообещал зарегистрировать священника на следующий день. Получив устное согласие представителя власти, как оказалось впоследствии, ничего не стоящее, один из членов церковного совета попросил священника отслужить всенощную под праздник Сретения без регистрации. Всенощная была отслужена, но прихожан обвинили в проведении службы без регистрации — и священник, и члены церковного совета были арестованы.

Утром 15 февраля перед зданием сельсовета собралась толпа человек в триста, в основном женщин, которые стали требовать освобождения священника и членов церковного совета. Астраханское ОГПУ нашло действия местных властей слишком решительными, и арестованные были освобождены. Но освобождение не коснулось ни отца Григория, ни арестованных вместе с ним крестьян.

Власти в Началове тогда делали всё, чтобы чем-либо унизить крестьян. Заместитель председателя сельсовета, например, вывесил в сельсовете угрожающее объявление: «В совете всем лишенцам стоять без дела строго воспрещается. Если заметим — будут арестованы».

На 22 февраля 1930 года власти наметили выселение из Началова всех семей зажиточных крестьян, так называемых лишенцев, с последующим разграблением их имущества. В связи с выселением, а также с предшествовавшими этому арестами обстановка в селе достигла крайнего напряжения.

Вечером 22 февраля, когда местные партийные руководители собрались в здании сельсовета, его окружила толпа крестьян, намеренных не допустить изгнания односельчан. Один из жителей отобрал ключи у церковного сторожа и, взобравшись на колокольню, ударил в набат. Со всех концов села к сельсовету устремились люди. Некая женщина, схватив багор, оборвала протянутые между столбами телефонные провода. Часть толпы направилась во двор сельсовета. Пролилась кровь — были убиты два члена сельсовета. Проникнув в здание, крестьяне стали избивать всех находившихся внутри, а тех, кто выпрыгивал в окно, били стоявшие снаружи. Мятеж против советской власти и коммунистов продолжался около двух часов. Шесть человек были убиты и десять ранены, здание сельсовета было разгромлено, и уничтожены все находившиеся в нем документы. Советская власть в селе Началове прекратила свое существование.

На село опустилась тревожная зимняя ночь. Восставшие понимали, что власти не замедлят с ответом и пришлют карательный отряд. Кто-то советовал встретить его в открытом сражении, кто-то потихоньку стал покидать село.

Наутро прибыл отряд карателей, начались аресты и допросы. Следствие, по которому проходили обвиняемыми сорок три человека, велось в экстренном порядке и через четыре дня после восстания было завершено. В число обвиняемых были включены и те, кто был арестован до мятежа, и среди них священник Григорий Хлебунов, хотя он был не причастен к восстанию и у сотрудников ОГПУ не было никаких доказательств.

28 февраля тройка ОГПУ приговорила священника Григория Хлебунова и тринадцать крестьян к расстрелу. Отец Григорий был расстрелян 6 марта 1930 года в пригороде города Астрахани и погребен в безвестной общей могиле.

https://foma.ru/shest-chelovek...nniki.html
---
Симбирская губерния. Карсунский уезд.
Костромская губерния. Кинешемский уезд.
N1c1a1a2a1
N1c1-CTS1737
Лайк (1)
Shilov1976

Тольятти. Самара.
Сообщений: 1520
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 2709
Участники Великой Отечественной войны.

МУРАШОВ Василий Иванович
Участник Великой Отечественной войны.
Родился в 1907 году в селе Большое Шуватово Инзенского района Ульяновской области в многодетной семье Ивана и Прасковьи Мурашовых. Призван на фронт Инзенским РВК Ульяновской области 29 декабря 1941 года. Воевал на рубеже обороны Смоленского направления в 1941-1942 гг. Будучи в составе 208 стрелкового полка на Западном фронте в должности стрелка во время наступления под городом Смоленск (д. Дуброво) 19 апреля 1942 года был тяжело ранен в левую руку. Госпитализирован в военный госпиталь города Лукоянов (Горьковская область).
После войны работал в колхозе "Сура" (Инзенский район) председателем, далее работал лесником. Вместе с женой Анной воспитывал троих сыновей - Петра, Константина и Юрия. Работал в колхозе "Сура" до выхода на пенсию. В 1951 году представлен к правительственной награде Орден Славы III степени. Василия Ивановича не стало 11 мая 1997 года. Он похоронен в родном селе Большое Шуватово Инзенского района Ульяновской области.
file.php?fid=984842&amp;key=972173439
https://www.moypolk.ru/soldier/murashov-vasiliy-ivanovich-1

МУРАШОВ Николай Иванович
Участник Великой Отечественной войны.
Родился в 1911 году в селе Большое Шуватово Инзенского района Ульяновской области в многодетной семье Ивана и Прасковьи Мурашовых. Службу в армии проходил далеко от дома - в Сталинграде. Отслужив, там и остался жить. Вскоре женился. В семье родилось двое сыновей.
Призван на фронт Ерманским РВК г. Сталинград в 1942 году. 8 января 1943 г. роте была поставлена задача с боем разведать укрепления противника под г. Новороссийском с захватом "языка". Рота с поставленной задачей справилась и при отходе назад Николай Иванович был тяжело ранен в левую руку, получив сквозное пулевое ранение с повреждением кости. Отправлен в эвакогоспиталь под г. Саратов, где находился вплоть до излечения до июня 1943 г. После излечения уволен в отставку с исключением с воинского учета.
Награжден военными орденами и медалями, среди которых Орден Отечественной войны I степени и медаль "За отвагу".
Уже в мирное время возвратился в город Сталинград. Долгое время не мог найти своих сыновей, которые чудом не попали в руки румынских войск на принудительные работы. Лишь в 1951 году, в интернате города Арзамас Горьковской области Николай Иванович нашел своих детей.
Оставшуюся жизнь Николай Иванович провел в Дзержинском районе города Волгограда. Овдовев, он вновь женился на женщине по имени Роза Емельяновна. Его родственники из родного села в 80-е гг. приезжали к нему в гости в город Волгоград и посещали памятные места, связанные с биографией Николая Ивановича.
Николай Иванович пережил своего родного брата Мурашова Василия Ивановича на пять лет и скончался в 2002 году.
file.php?fid=984841&amp;key=380619359
https://www.moypolk.ru/soldier/murashov-nikolay-ivanovich-1

СУХАНКИН Михаил Никитович
Участник Великой Отечественной войны.
Родился Михаил Никитович 27 сентября 1925 года в селе Большое Шуватово Инзенского района. В ряды Советской армии молодого солдата призвали в августе 1943 года.
В годы войны Михаил Суханкин служил шофёром, подвозил мины для советских солдат. Участвовал в освобождении европейских городов от фашистских захватчиков.
Боевой путь ветерана отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».
Скончался в 2021 году.
https://vk.com/wall-51324935_15534

---
Симбирская губерния. Карсунский уезд.
Костромская губерния. Кинешемский уезд.
N1c1a1a2a1
N1c1-CTS1737
Лайк (1)
Shilov1976

Тольятти. Самара.
Сообщений: 1520
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 2709
Метрическая книга записей о рождении, бракосочетании и смерти города Бузулука Троицкого собора; церкви Николаевской; села Полимовка за 1884 г.
1 января 1884 — 31 декабря 1884
ГБУ "ОГАОО", фонд №389, опись №1, дело №468, стр. 12
Архив ГБУ "ОГАОО"
Фонд Самарская духовная консистория, г. Самара, Самарская губерния, 1851 – 1918 гг.
Опись Архивная опись №1 дел постоянного хранения

Запись № 38 от 26 февраля 1884 года о РОЖДЕНИИ 25 февраля 1884 года ЕВДОКИИ МИРОНОВНЫ СОЛОВЬЕВОЙ.
Родители: Симбирской губернии Карсунского уезда села Большое Шуватово крестьянин Мирон Нестеров СОЛОВЬЕВ и законная жена его Василиса Филиппова, оба православные.
Крещение состоялось 26 февраля.
Восприемниками при крещении были - Бузулукский мещанин Павел Иванов СИЛИВЕСТРОВ и мещанина Якова ТРОИЦКОГО жена Надежда Козмина.
Крещение провел священник Александр КРОШКОВ с диаконом Алексеем АЛЕКСАНДРОВСКИМ.


Метрическая книга записей о рождении, бракосочетании и смерти города Бузулука Троицкого собора; церкви Николаевской; села Полимовка за 1884 г.
1 января 1884 — 31 декабря 1884
ГБУ "ОГАОО", фонд №389, опись №1, дело №468, стр. 34
Архив ГБУ "ОГАОО"
Фонд Самарская духовная консистория, г. Самара, Самарская губерния, 1851 – 1918 гг.
Опись Архивная опись №1 дел постоянного хранения

Запись № 153 от 12 августа 1884 года о РОЖДЕНИИ 11 августа 1884 года ПЕТРА ТИТОВИЧА СОЛОВЬЕВА.
Родители: Симбирской губернии Карсунского уезда села Шуватова крестьянин Тит Миронов СОЛОВЬЕВ и законная жена его Василиса Иванова, оба православные.
Крещение состоялось 12 августа 1884 года.
Восприемниками при крещении были - Симбирской губернии Карсунского уезда села Шуватова крестьянин Никанор Миронов СОЛОВЬЕВ и Симбирской губернии Алатырьского уезда деревни Лебедевки крестьянина Михаила БОГОВА жена Параскева Николаева.
Крещение провел священник Александр КРОШКОВ с псаломщиком Василием ЛАСТОЧКИНЫМ.
---
Симбирская губерния. Карсунский уезд.
Костромская губерния. Кинешемский уезд.
N1c1a1a2a1
N1c1-CTS1737
Shilov1976

Тольятти. Самара.
Сообщений: 1520
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 2709
БОГОЯВЛЕНСКИЕ из Симбирской губернии.


БОГОЯВЛЕНСКИЙ Иван Николаевич
Почетный гражданин. Проживал в селе Головино Сызранского уезда (1892).
Был женат на Пелагее Михайловне.
В 1892 году у супругов родилась дочь Мария Ивановна БОГОЯВЛЕНСКАЯ. Запись № 38 от 10 июня 1892 года о РОЖДЕНИИ 5 июня 1892 года МАРИИ. Родители: почетный гражданин Иван Николаев БОГОЯВЛЕНСКИЙ и законная жена его Пелагея Михайлова, оба православного вероисповедания. Крещение состоялось в Покровской церкви села Головино Сызранского уезда Симбирской губернии. Восприемниками при крещении были - купеческий сын города Сызрань Павел Николаев БЕЛОУСОВ и Сызранская мещанка Анна Михайлова ЛЕЗИНА. Крещение провел священник Павел МИХАЙЛОВСКИЙ с диаконом Александром СУРМИНСКИМ.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ Николай Семенович
Пономарь Николаевской церкви села Большое Шуватово Карсунского уезда (1875).
Сын пономаря. Родился в 1834 году.
В 1852 году был исключен из высшего отделения Алатырьского Духовного училища.
С 15 ноября 1852 года - дьячек церкви села Липовка Ардатовского уезда.
20 ноября 1853 года по указу Консистории отрешен от места.
17 апреля 1855 года был определен пономарем в село Астродамовка Алатырьского уезда.
С 20 ноября 1856 года переведен в село Большое Шуватово.
Жена - БОГОЯВЛЕНСКАЯ Анна Ивановна (родилась в 1835 году).
Сын - БОГОЯВЛЕНСКИЙ Иван Николаевич (род. в 1856 году). Уволен из среднего отделения Алатырьского Духовного училища.
Дочь - БОГОЯВЛЕНСКАЯ Любовь Николаевна (род. в 1857 году).
Дочь - БОГОЯВЛЕНСКАЯ Мария Николаевна (родилась в 1859 году).
Дочь - БОГОЯВЛЕНСКАЯ Александра Николаевна (род. в 1860 году).
Дочь - БОГОЯВЛЕНСКАЯ Елена Николаевна (родилась в 1862 году).
Дочь - БОГОЯВЛЕНСКАЯ Татьяна Николаевна (род. в 1865 году).
Дочь - БОГОЯВЛЕНСКАЯ Ольга Николаевна (род. в 1874 году).
---
Симбирская губерния. Карсунский уезд.
Костромская губерния. Кинешемский уезд.
N1c1a1a2a1
N1c1-CTS1737
Лайк (1)
Zekavip
Александр Сабуров

Zekavip

Частный специалист

Ульяновск
Сообщений: 240
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 267
f._4_o._176_d._286.jpg

Прикрепленный файл: Ф. 4, о. 176, д. 286.jpg
---
Помогу найти предков в Ульяновской области и Татарстане
Zekavip
Александр Сабуров

Zekavip

Частный специалист

Ульяновск
Сообщений: 240
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 267
Ф. 4, о. 176, д. 143
f._4_o._176_d._143.jpg

Прикрепленный файл: Ф. 4, о. 176, д. 143.jpg
---
Помогу найти предков в Ульяновской области и Татарстане
← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Приволжский округ » Ульяновская область » БОЛЬШОЕ ШУВАТОВО, село Карсунского уезда Симбирской губернии [тема №146371]
Вверх ⇈