Жегулиха - Жегулёвка - Жигули
О предках и просто людях, населявших село.
Андрей Ф1976 Сообщений: 706 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1152 | Наверх ##
24 июля 2013 20:23 25 июля 2013 6:55 Начну с пожелания выкладывать здесь только информацию, имеющую отношение к генеалогии жителей села, и желающих её пополнять, изучать историю своей семьи, делиться находками и обсуждать проблемы родословных поисков. Имеющихся архивных фондов- предостаточно вплоть до 1918 года, не хватает заинтересованных и небезразличных рук, глаз и голов для обработки данных и исследований. Вступление и общую историческую справку можно найти например в википедии, что интересно про первых жителей и их происхождение: "Село основано в 1660 году. Предположительно названо по прозвищу Семёна Григорьевича Жегуля, переселенца из Великого Устюга. Относилось к Усольской вотчине Савво-Сторожевого монастыря до 1701 года..."
 --- Распутывая родословную легко можно запутаться | | Лайк (1) |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34149 | Наверх ##
22 августа 2015 9:45 22 августа 2015 9:45 Дорогие друзья! У меня большая радость! После завершения тематического поиска информации в отношении моих предков - крестьян Усольской вотчины Недоносковых (с. Брусяны, Козмодемьянское тож), Зотовых, Тарасовых и Ананьиных (села Усолье и Жегули), по архивным документам по фонду № 147 - Усольская вотчина графов Орловых: Опись 14 - 1812 г. 4. О назначении крестьян к рекрутскому набору, 1812 18. О наборе крестьян в рекрутское Симбирское ополчение 25. Об отдаче крестьян в рекруты и др. хоз. вопросы 37-38. Список рекрут Аскульской волости 39. Воскресенской волости 40. Жигулевской волости 41, 44. О рекрутском наборе 4 челов.со 100 душ села Куняева и других 42, 43. Список рекрут по Усольской волости 45. Список ратников, назначенных в 2 Симбирское ополчение 46. То же разных сел и деревень 47. Дополнительный набор рекрут 2х со 100 душ 51. Список крестьян по Жигулевской волости, назначенных в ополчение Опись 15 - 1813 г. 53. Рекрутские списки Жигулевской волости Опись 16 - 1814 г. 84. Список возвратившихся воинов первого ополчения Опись 17 - 1815 г. 65. Список рекрутов по Жигулевской волости 66. Список воинов первого ополчения из крестьян Жигулевской волости 69. Рекрутские списки Усольской волости 77. Реестр крестьян Усольской вотчины первого ополчения, Государственный архив Ульяновской области сообщил об обнаружении замечательного факта - мои предки принимали самое непосредственное и активное участие в Отечественной войне 1812 года и Зарубежном походе русской армии 1813-1814 годов!!!
В списке на отдачу воинов из крестьян Жегулевской волости, села Жегулей, возвращенных из 1-го ополчения в 1815 году значится Ефим Савельев Зотов, служил в конном полку Симбирского ополчения!!! Ефим Савельев Зотов - родной брат моего Акима Савельева Зотова - будущий муж Хрестиньи Максимовой Недоносковой из с. Брусяны и родоначальник всех моих Недоносковых после объединения двух фамилий! Ефим Савельев Зотов - мой двоюродный прапрапрапрадед!!! В отношении их отца Савелия Зотова - моего прапрапрапрапрадеда имеется запись - "За себя отправлен натурой, а дети (Никита и Аким) остаются в очереди шить платье". --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34149 | Наверх ##
22 августа 2015 9:47 22 августа 2015 9:49 Начальником Симбирского ополчения губернии был избран действительный статский советник, князь Дмитрий Васильевич Тенишев. Были созданы пять полков: четырех пехотных — первый в Алатыре, командир подполковник Филатов Стеофан Федорович, второй — в Ставрополе под командованием полковника Сергея Николаевича Самойлова, третий — в Сенгилее во главе с подполковником Ильёй Николаевичем Топорниным, четвертый — в Симбирске под командованием генерал-майора Оболенского. Конным полком из Карсуна командовал подполковник Д.А.Третьяков. Знакомство с кандидатской диссертацией Иванова М.Ю. Симбирское ополчение в Отечественной войне 1812 года и Зарубежном походе 1813-14 годов, значительно расширяетсведения о героическом прошлом наши предков!!! Замечательная работа!!!
На содержание ополчения в губернии было собраны значительные средства. Симбирское ополчение в составе 4-х полков, численностью 8560 человек выступило 26 октября 1812 в поход по маршруту Симбирск — Нижний Новгород—Муром—Рязань—Орел—Глухов. По приказу Кутузова был установлен район его дислокации — на левом фланге резервной армии под командованием Лобанова-Ростовцева. В декабре Симбирское ополчение подошло к городам Староконстантиново и Заславлю, где проходило военную подготовку. В мае 1813 ополченцы вошли в состав отряда генерал-майора Розена и участвовали в осаде городов Глогау и Замостье, а конный полк вошел в состав конных частей генерал-майора Репинского и участвовал в осаде Дрездена. После взятия Дрездена конный Симбирский полк с января по 18 мая 1814 принимал участие в осаде городов-крепостей Магдебург и Гамбург, которые были захвачены. Успешно с августа 1813 по апр. 1814 симбирские ополченцы трех пехотных полков вели осаду крепости Глогау, 30 марта 1814 французы, видя безнадежность своего положения, капитулировали. После взятия городов-крепостей Магдебург, Гамбург, Замостье и Глогау надобность в ополченцах отпала, и 28 октября 1814 начался их роспуск.
Как и все участники Отечественной войны, сведения о Симбирском ополчении были занесены на стены Храма во имя Христа Спасителя: "Симбирское ополчение в числе 8874 ратников в составе 1-го конного и 4-х пеших полков под командованием Действительного Статского Советника Князя Тенишева, Генерал-Майора Князя Оболенского, Полковника Самойлова, Капитанов: Топорина, Филатова и Штабс-Ротмистра Третьякова".
По правилам утвержденным командующим Поволжским округом генерал-лейтенантом П.А. Толстым воины принимались в ополчение с обмундированием за счет помещиков. Каждый ратник должен был иметь: Армяк из серого сукна; Брюки или шаровары серого сукна; Платок на шею; Кожаный ремень с пряжкою вместо кушака; Кожаный патронташ на 20 патронов; Сапоги тупоносые, длиною по колено; Кожаный ранец: в которой должны были поместиться рубаха, двое портков, холстинные портянки, рукавицы с теплыми варежками, сапоги, запас сухарей на 3 дня. Суконная шапочка, на которой выбит крест из латуни с вензелем императора Александра I. Овчинный полушубок Порция сухарей на 3 дня. Конных ратников помещикам необходимо было доставлять с лошадью не старше 8 лет, вместе с седлом и уздечкой. Вооружать конного ратника надо было пикой, пистолетом или саблей.
Все ополчения, сформированные в 1812 г. для борьбы с Наполеоном носили ополченский знак, из латуни. Знак имел форму 4-х угольного креста и пришивался к головному убору. Размер знака отличался у каждого из ополчений, ратники Симбирского ополчения носили знак размерами 66х66 мм. На знаке имеются надписи: «ЗА ВЪРУ/ И ЦАРЯ.» В центре надпись с вензелем Императора – «А – I».
При следовании Симбирского народного ополчения через Алатырь Симбирской губернии протоиреем Богородского собора торжественно вручена икона «образ усекновения честныя главы Иоанна Предтечи образа царем Иоаннам Васильевичем» - статскому советнику, князю Дмитрию Васильевичу Тенишеву и руководимому им ополчению. На образе сделана запись: «С онаго образа списком благословлен князь Димитрий Васильевич Тенишев, вышедший из города Алатыря с воинством декабря 30 дня 1812 года против разорителя России Наполеона. Онаго собора протоиерей Иоанн Миловский». Сам образ был возвращен Алатырскому Богородскому собору по окончании Отечественной войны 1812 г. и данная икона сохранилась, в настоящее время находится на реставрации в Москве. По возвращении домой в Симбирск ополченцы принесли копию с этой иконы. Данная икона хранилась в Симбирском кафедральном Свято-Троицком соборе, в правом приделе. В настоящее время икона находится в Ульяновском областном краеведческом музее. Форма симбирских ополченцев на реконструкции боя 1812 года в с. Кротково Сенгилеевского района Ульяновской области
 --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
Андрей Ф1976 Сообщений: 706 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1152 | Наверх ##
26 августа 2015 20:22 немного о сектах и сектантах в Жигулях 1893-95 поморская секта и секта часовенных, перешли в православие согласно записям МК
    | | |
| avsvyat Участник
Сообщений: 75 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 86 | Наверх ##
26 августа 2015 21:57 Предки жены родом из Жигулей - Хохловы (Чернохатовы) и Костины, если случайно встретите упоминания в документах, сообщите пожалуйста. | | |
Андрей Ф1976 Сообщений: 706 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1152 | Наверх ##
31 августа 2015 9:55 4 сентября 2015 13:37 В метрических книгах (1892-1917) почти на каждой странице Костины, через страницу Хохловы и Чернохатовы, даже в этой ветке я выкладывал под 1721 годом Матвей Иванов сын Хохла 55 У него сын Ермолай 25
А вот и такие Хохловы (они же Красильниковы) попадаются
 | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34149 | Наверх ##
2 сентября 2015 14:21 Уточнения путей колонизации территории Самарской Луки путем нового, более осмысленного прочтения уже знакомых документов, часто приводит к новым результатам! Становится понятно, что решить вопрос о появлении крестьян и основании отдельно взятого села достаточно сложно, да и практически невозможно... Если только, конечно, об этом событии не написаны отдельные книги и монографии... Убеждаюсь в этом все больше и больше, что приводит к пониманию, что только комплексное рассмотрение всех возможных направлений и путей колонизации всей территории Самарской Луки, всех сел и деревень, расположенных на ней, может привести к выяснению и точному определению мест появления моих Ананьиных в с. Жегули и Недоносковых в с. Брусяны!!!Решил разбираться со всеми селами, тем более, что это чрезвычайно интересно и может, и уводит, в совершенно невероятные направления исследований! Итак... Неоднократно встречал неподтвержденные документально, но тем не менее существующие, утверждения о том, что с. Большая (Старая) Рязань была основана выходцами из г. Переяславля-Рязанского, на сайте Тольяттинского городского архива, в отношении западной части Самарской Луки - владения Савво-Сторожевского монастыря сказано " На Луку монастырь переселял крестьян из своих рязанских владений, в память чего остались села Большая и Малая Рязань; кроме того, монастырем св. Саввы были основаны села Аскулы, Сосновый и Березовый Солонцы, Севрюкаево, Брусяны и Кармалы." - http://www.tgl.ru/...Ранее отмечал, что наличие на территории Самарской Луки сел с названиями Рязань, а так же острова Скопинский просто не может произойти само по себе, без участия переселенцев из указанных мест - ведь не будут же переселенцы из арзамасских или казанских сел, которых тоже было немало, называть вновь основанные населенные места именами никак не связанными с их прежним проживанием!!! Очевидно, что совершенно верны предположения об участии переселенцев из Рязанской земли в освоении западной и центральной частей Самарской Луки!!! Необходимо ПРОСТО самостоятельно найти документальное подтверждение указанным фактам - раз есть факт - значит будет и подтверждение!!! --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34149 | Наверх ##
2 сентября 2015 14:28 Изначально уточнил точное количество приписных к Савво-Сторожевскому монастырю приписных монастырей и в этом чрезвычайно помогла замечательная книга Смиронова С.К. "Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря", 1860 г., выложенная в КнигаФонде. Даже не предполагал, что будет так интересно, тем более, что направление исследований кажется очень перспективным, с учетом того, на Рязанской земле Савво - Сторожевский монастырь владел 4 монастырями, и соответственно, все села, деревни, починки и пустоши указанных монастырей оказывались вотчиннными владениями Савво - Сторожевского монастыря.
Получилось следующее.
Приписные монастыри: К Саввину монастырю в XVII веке приписано было 19 монастырей и пустынь в разных городах и уездах, со всеми их владениями и угодьями. Монастыри сии следующие: 1. Воскресенский Высокий в Москве, на Тверской улице. Существовал еще в XVI веке [27] , как видно из грамоты, писанной по случаю избрания Бориса Годунова на царство, в которой упоминается Воскресенский с Москвы игумен Варсонофий. Из одной грамоты времен царя Михаила Феодоровича видно, что Воскресенский монастырь в начале XVII века имел своих отчинных крестьян. В 1651-м году, по указу царя Алексия Михайловича, этот монастырь приписан к Саввину и, вероятно, обращен в подворье; ибо в 1666 году он писался так: монастырское московское подворье, воскресенский монастырь. В монастыре уже и после того, как он сделан подворьем, были свои строители и братия, которые содержались на суммы Саввина монастыря. В нем прежде была деревянная церковь во имя Воскресения Христова, но в 1691 году выстроена каменная и освящена в июле. В настоящее время на Саввинском подворье нет церкви Воскресенской, а вместо ея устроена церковь во имя преподобнаго Саввы. В доме подворья имеет свое пребывание викарий московской митрополии.
2. Ольгов, иначе - Льгов или Леов Успенский монастырь в Рязанском уезде, в 10 верстах от Рязани, по дороге к Спасску. Он основан в начале XIII века рязанским князем Ингварем Игоревичем, и братом его, князем Юрием, на месте древняго Льгова; приписан к Саввину монастырю по грамоте царя Алексия Михайловича, данной 1651 года, 9 июля. С XIV до XVII века Ольгов монастырь управляем был игуменами, а с конца XVII века строителями. В XVII веке в Ольгове монастыре были церкви: соборная, в честь Успения Пресвятыя Богородицы, с приделом во имя преподобнаго Сергия, и теплая, во имя св. Николая чудотворца. В 1666 г. церковь была перестроена иждивением князя Щетинина, и устроен новый придел во имя архистратига Михаила. В конце XVII века при Ольгове монастыре значилось дворов крестьянских 181, с которых сбиралось ежегодной подати в Саввин монастырь более 120 рублей. В XVIII веке Ольгов монастырь обращен в заштатный.
3. Спасский Зарецкий, в Рязанской губернии и уезде, основан в XV веке, приписан к Саввину монастырю 1651 года, и управлялся строителями. В нем были тогда деревянныя церкви: Преображения Господня и Введения Пресвятыя Богородицы. Дворов крестьянских при монастыре было 284.
4. Воскресенский Терехов, в Рязанском же уезде на берегу Оки, в 50 верстах от Старой Рязани. Он существовал еще в первой половине XVI века, и ему дана была жалованная грамота великим князем Василием Ивановичем в 1520-м году. Потом он был приписан при Иоанне Грозном, к Солотчинскому монастырю; при Феодоре Ивановиче является самостоятельным и управляется игуменами до половины XVII-го века. В 1652-м году, по указу царя Алексия Михайловича, он приписан к Саввину монастырю, и в нем стали настоятельствовать строители. В сем монастыре были в то время деревянныя церкви: Воскресения Христова и Введения Пресвятыя Богородицы, с приделом во имя чудотворца Николая. Дворов крестьянских, бывших во владении монастыря, в конце XVII века было 74.
5. Троицкий Переницкий, в Рязанском уезде, с деревянною церковию во имя Живоначальныя Троицы и с 45-ю дворами крестьян. Управлялся строителями; приписан к Саввину в 1651 году.
6. Киберганский Предтечев, в Суздальском уезде, на берегу Нерли, в 12-ти верстах от Гавриловскаго посада, по дороге к Шуе; приписан в 1652 году. В нем церкви: во имя Живоначальныя Троицы и усекновения главы Иоанна Крестителя. Дворов крестьянских в конце XVII века было за ним 53. Настоятелями в нем были строители. Ныне на месте монастыря село Кибергино или Киберкино.
7. Николаевский Медведский, в Ладожском уезде, при устье Волхова. Существовал в XVI веке, и был под управлением игуменов; в 1583 году, во время войны шведской, при игумене Феодорите был разорен Шведами, и на следующий год, по милостивой грамоте царя Феодора Ивановича, получил вспомоществование. В монастыре в 1583 году было 30 братий и 60 слуг. В 1651 году, по указу царя Алексия Михайловича, он приписан к Саввину монастырю. В сем монастыре были в это время две каменныя церкви: настоящая, во имя Николая чудотворца, и трапезная, во имя Иоанна Богослова. В 1704 году он обращен в приходскую церковь.
8. Николаевский на Валку в Пскове, на берегу реки Великой, основан в 1395 году посадником Захариею Костроминичем, и управляем был игуменами до половины XVII века. В 1558 году ливонские рыцари с магистром Фирстенбергом сожгли этот монастырь. В 1651 году он приписан к Саввину, и управление им вверено строителю, посланному из Саввина монастыря. В сем монастыре была каменная церковь во имя Николая чудотворца, с трапезою и каменною колокольнею.
9. Стефановский на Лугу, “ото Пскова не подалеку на Завеличье, возле Великие реки стоит на берегу”, как сказано в описи 1690 года. Этот монастырь основан в 1404 году. В нем две каменныя церкви: архидиакона Стефана, и трапезная во имя Всемилостиваго Спаса. Приписан к Саввину в 1651 году, и вместе с Никольским монастырем был под управлением одного строителя.
10. Рождественский Пурдышевский, Тамбовской губернии, в Шацком уезде. Существовал еще в конце XVI века, и в 1595 году, при игумене Иринархе получил жалованную владенную грамоту от царя Феодора Ивановича. В 1621 году царь Михаил Феодорович дал сему монастырю несудимую грамоту, и по духовным делам велел властям относиться к патриарху Филарету, а по мирским в приказ Казанскаго дворца. В 1651 году царь Алексий Михайлович приписал его к Саввину монастырю, и с сего времени им управлять начали строители. В описи 1688 года сказано, что в Пурдышевском монастыре одна деревянная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, и с двумя приделами во имя св. Николая чудотворца и Василия Блаженнаго. В это время монастырю принадлежали 240 дворов крестьянских.
11. Николаевский Венев, Тульской губерниии, в Веневском уезде, в 17 верстах от Венева. Он существовал еще в начале XV века, и в 1408 г. в нем скончался и погребен несчастный князь смоленский Юрий Святославич. В 1558 г. Иоанн Грозный послал сюда в заточение архиепископа новгородскаго Пимена, который в 1571 году здесь скончался и погребен. Царь Алексий Михайлович в 1651 году приписал Венев монастырь к Саввину. В нем одна каменная церковь во имя св. Николая с каменною колокольнею. Около половины XVIII века за ним числилось 2388 душ крестьян.
12. Никитский, в Дмитровском уезде. Приписан в 1652 году князем Иваном Феодоровичем Волхонским.
13. Арзамасский Спасский, в Нижегородской губернии, в городе Арзамасе. Существовал еще в XVI веке; был тогда под управлением игуменов, и имел уже свои отчины, которых целая половина передана, по определению московскаго собора 1681 года, епископу арзамасскому. Приписным к Саввину сделан сей монастырь в 1682 году, по указу царя Феодора Алексиевича, как сие видно из описи монастыря и из приходорасходных книг саввинских за 1682-й год. В 1764 году, по новому штату, Арзамасский монастырь сделан третьекласным, с настоятельством игуменским, а в 1798 году опять в нем учреждена архимандрия, которая существует и доныне. До половины XVII века здания в монастыре были деревянныя, но грамотою 1647 года велено было построить каменныя, которыя в 1685 году и приведены были к окончанию. Сии здания состоят: 1) из соборной церкви Преображения Господня (при ней, по описи 1682 года, был придел преподобнаго Варлаама Хутынскаго, пристроенный к южной стороне); 2) трапезной во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и Сретения Господня в два этажа, из коих в нижнем братская трапеза с повареню, несколько келлий и службы; 3) церкви над св. вратами во имя св. великомученика Георгия (по описи 1682 года, деревянная), которая в 1799 году по ветхости разобрана, и на место ея выстроена новая в лучшем виде, и освящена 26 октября 1806 года; 4) из колокольни и ограды с башнями. До штатов 1764 года за монастырем было 1530 душ крестьян.
14. Устьшехонский Троицкий, Новгородской губернии, в Белозерском уезде, в 17 верстах от Белозерска, при устье реки Шексны. Основан в 1251 году удельным князем белозерским Глебом Васильевичем, по благословению Луки, епископа Ростовскаго, в благодарность Господу за чудесное исцеление сына Глебова Михаила от слепоты. Церковь, построенная Глебом, была посвящена имени Живоначальныя Троицы. Первым игуменом новоустроенной обители был Геннадий, присланный по просьбе Глеба из Валаамскаго монастыря. После смерти Глеба, сын его Михаил построил теплую церковь - Благовещения Пресвятыя Богородицы. В конце XV века монастырь много потерпел от сильнаго разлива воды, и перенесен в город Белозерск, на место Новокрестное. Во второй половине XVI века он и здесь был подмыт весеннею водою, и потому перенесен в устье Шексны и выстроен в новом великолепнейшем виде. В 1604 году теплая церковь, по причине ветхости, сломана, и на ея месте построена новая, но в 1613 году истреблена пожаром вместе с Троицким собором. После сего, целые сорок лет служение отправляемо было зимою в братской трапезе, а летом в часовне. Наконец в 1655 году, при игумене Данииле, монастырь возобновлен, и в нем вновь выстроены деревянныя церкви: во имя св. Троицы и Благовещения Пресвятыя Богородицы, с приделом великомученика Димитрия. До конца XVII века монастырь был подведомствен владыкам Ростовским, но в 1685 году, по указу царей Иоанна и Петра Алексиевичей, приписан к Саввину монастырю стольником Яковом Григорьевым Левашевым. С сего времени в нем стали настоятельствовать строители, как видно из описи 1698 года. В 1719 году монастырь весь выгорел, а в 1724 году вновь выстроен усердием братии, и при помощи доброхотных дателей. Ныне на месте монастыря две приходския церкви: Благовещения Пресвятыя Богородицы и св. Димитрия Селунскаго.
15. Онуфриева пустынь, в Звенигородском уезде, Московской губернии. Упоминается в межевой грамоте великаго князя Иоанна III, писанной 1504 года по случаю раздела сыновьям его уделов. По указу царя Алексия Михайловича приписан в 1658 году к Саввину монастырю дьяком Власом Нероновым. В составленной по сему случаю описи сказано, что в онуфриевой пустыни тогда были: каменная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, с приделом во имя Онуфрия великаго, с каменною колокольнею. После приписи Онуфриевой пустыни, из Саввина монастыря послан был туда строитель. В настоящее время сия пустынь известна под именем села Онуфриева.
16. Николаевская Мамонтова пустынь, в Тамбовском уезде. В ней была деревянная церковь св. Николая чудотворца, с приделом Алексия, человека Божия. Приписана к Саввину монастырю в 1652 году. Крестьянских дворов числилось за нею в 1685 году - 187.
17. Спасская Толоконцева пустынь, в Нижегородском уезде. В 1597 году, по указу царя Феодора Ивановича, приписана была к Нижегородскому Печерскому монастырю, а в 1628 году, по указу царя Михаила Феодоровича, приписана к Саввину монастырю. За нею было в в 1685 году 35 крестьянских дворов. Церковь в пустыне была деревянная во имя Всемилостиваго Спаса.
18. Дорофеева Успенская пустынь, в Костромской губернии, в 35 верстах от Юрьевца Поволгскаго. По описи 1618 года в ней была деревянная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами во имя Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев, и еще Космы и Дамиана. В этом году в пустыни были строитель Савватий и 13 иноков. В 1655 году пустынь приписана к Саввину монастырю. Дворов крестьянских за ней значилось, в 1685 году, 82.
19. Шалотская пустынь, в Угличе.
Все сии монастыри, исключая Арзамасскаго и Ольгова, упразднены при составлении новых духовных штатов в 1764 году, и обращены в приходския церкви. Арзамасский оставлен в 3-м классе, а Ольгов заштатным. Саввин монастырь, по отношению к приписным, назывался большим монастырем и имел полное право сменять и выбирать строителей, келарей и казначеев в приписные монастыри. Архимандрит обыкновенно собирал собор из властей и старцев монастырских, и на нем решались общим приговором различныя дела по управлению приписными монастырями. Настоятель приписнаго монастыря должен был вести постоянныя записи приходо-расходныя, и присылать отчеты в Саввин монастырь; о судных важных делах должен был относиться письменно туда же; каждый год должен был высылать в Саввин оброки с крестьян, или деньгами или вещами. В случае притиснения властей или крестьян приписных монастырей светским начальством, архимандрит Саввинский относился к самому государю, как защитник своих подчиненных. Выходя большею частию из монастыря Саввина, настоятели приписных монастырей не избавлялись от строгаго надзора за своим поведением со стороны властей саввинских. При самом поступлении на место им давались составленные собором старцев наказы о монастырском управлении, которыми строго определялся образ жизни и действования приписных монастырей.
Безусловно, переселение крестьян на территорию Надеинского Усолья могло происходить практически из вотчин любого приписного монастыря, однако, в скором времени приведу ссылки на документы и данные, свидетельствующие о том, что могло происходить не только переселение крестьянских семей, а и их побеги на территорию Надеинского Усолья. --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34149 | Наверх ##
2 сентября 2015 14:35 В отношении Надеинского Усолья Савво - Сторожевский монастырь применял следующую тактику - строители, назначаемые монастырем, с большим удовольствием принимали беглых крестьян, в том числе, и из приписных монастырей, закрепляя их в дальнейшем за селами Надеинского Усолья. Одновременно, на территорию вотчины посылались служебники, стрельцы, не годные к службе в метрополии, детеныши и прочий люд, выразивший желание отправиться на жительство в Надеинское Усолье!
Об этих фактах свидетельствуют следующие документы: ф. 281, оп. 17 – Грамоты Коллегии экономии - д. 11553 - 5 февраля 1684 г. - Выпись из дозорных книг архимандриду Савво - Сторожевского монастыря Сильвестру с братией на Надеинское Усолье с варничными заводами, рыбными ловлями и разными угодьями Казанского уезда между Симбирском и Самары, на 65 л. за скрепой дьяка Артамона Афанасева - поселение переведенцев из Пурдышевского монастыря; ф. 125, оп. 1 – Монастырский приказ: № 2 - 3 января 1677 г. - Дело по доносу Казанского уезда Надеинского Усолья вотчины Саввина Сторожевского монастыря промышленника черного попа Герасима Иславского на прежнего промышленника соборного старца Леонтия Моренцова в разных преступлениях - присылка отставных стрельцов; № 25 - 12 августа 1677 г. - Роспись Саввина Сторожевского монастыря служивым стрельцам, просящимся в оный в бобыли, престарелые и к службе не способные, желающие вступить в службу и посланные на Низовой монастырский соляной промысел; № 12 - 8 ноября 1678 г. - Дело по челобитию Саввина Сторожевского монастыря архимандрида Сильвестра с братиею о приписании к Савинскому монастырю пришлых крестьян с женами и детьми, 511 л.; № 6 - 16 марта 1679 г. - Челобитная Саввы Сторожевского монастыря архимандрида Сильвестра с братиею о дозволении им в Казанском уезде на монастырской из вотчине Надеинского Усолья земле переволок завести селение живущим в Савином монастыре отставным стрельцам и иным монастырским людям для защиты оной от татар и воров; № 23 – апрель – июнь 1680 г./7188 г. – Об описи и отчетности Надеинского Усолья за 182 – 183 гг. во время бытности промышленником соборного старца Саввы Сторожевского монастыря Леонтия Моренцова, 28 л. - поселение 11 сбежавших семей из владений Пурдышевского приписного монастыря Тамбовского уезда; № 33 - 27 сентября 1684 г. - Дело по челобитию Саввина Сторожевского монастыря и келаря Тихона Макаревского с братиею о допросе разных крестьян, бежавших из вотчин Савинского и приписных к нему монастырей; № 9 - март 1688 г. - Дело по челобитной властей Саввы Сторожевского монастыря о сыске беглых монастырских крестьян; № 8 - 19 октября 1694 г. - Дело о выдании Саввы Сторожевского монастыря вотчины Надеинского Усолья в крестьянских сыскных делах и в отдаче беглых по крепостям Казанскому воеводе стольнику князю Даниилу Григорьевичу сыну Черкасскому с товарищами вместо сыщика стольника Василия Бахметева; № 8 - 27-30 марта 1700 г. - По челобитью Саввы Сторожевского монастыря старца Мелентия о задворных монастырских служках Успенской слободы, об уменьшении числа солдат в монастыре, о работниках и служебниках и о поездке архимандрида в Надеинское Усолье. Эти дела у меня в абсолютном приоритете по работе в РГАДА на осень, очень рассчитываю на интересный результат!!! --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | Лайк (1) |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34149 | Наверх ##
2 сентября 2015 14:39 Из интереснейших источников - Булыгин И.А. Беглые крестьяне Рязанского уезда в 60-е годы XVII века,-ИЗ, 1953, № 43 и Дементьев Е.И. Савво - Сторожевский монастырь и его крестьяне во второй половине XVII века - дисертация на соискание ученой степени кан. ист. наук, М-1983, узнаем следующее. Наибольшее число крестьянских побегов из вотчин Савво - Сторожевского монастыря приходилось на 60-е годы XVII века. Рязанский уезд стоял на первом месте по числу крестьянских побегов. С учетом того, что в нем были расположены вотчины 4 приписных монастырей, по указу саввинских властей Афанасий Хренов ездил в декабре 1663 года в Рязанский уезд "о беглых крестьянах сыщиком бити челом". В результате розыска были "вывожены и возвращены в монастырские вотчины на стареы места" 31 крестьянская семья и 13 человек - одиночек. В 1663-64 годах с помещиков и вотчинников монастырь взыскал 67 рублей пожилых и выводных денег. Кроме коренных старожильцев бежали также крестьяне - "иноземцы", переселенные в 1655 году в подмонастырские вотчины из освобожденных районов Белоруссии. По челобитью монастыря в 1669 году на все его вотчины была выдана Поместного приказа выпись с переписных книг 1646 года "для сыску беглых крестьян". По переписным книгам 1678 года за монастырем в различных уездах страны числилось 1582 крестьянских и бобыльских дворов, а во всех саввинских вотчинах в 14 уездах, а именно - Московском, Звенигородском, Рузском, Вяземском, Суздальском, Белозерском, Юрьевецком, Псковском, Новгородском, Рязанском, Тамбовском, Щацком, Нижегородском и Казанском, по ним насчитывалось 2017 дворов. Совершенно замечательно, что совсем недавно в РГАДА оцифровали опись фонда Савво - Сторожевского монастыря - фонд № 1199, содержащего богатейший материал по истории становления и развития обители! Замечательно то, что более трети фонда - документы приписного Ольгова Успенского Рязанского монастыря. Среди документов находим - http://guides.eastvi...fund_id=198120:Книги: приходные и расходные 1658 - 1701, 1757 - 1764, в т. ч. по сыску беглых в Рязанском уезда 1663, покупки "колокольных запасов"1666/67, "иконной и почестной раздачи в пребывание иерусалимского патриаршего архимандрита Прохора" 1669, гостиных, полоняничных, ямских и др. сборов с вотчин 1677- 1683, дохода с приписных монастырей 1689/90, на строительство и ремонт в монастыре 1757 - 1764; раздаточные денежного, вещевого, хлебного жалования строителям 1665, 1667 - иконописцам 1676, монахам, служителям и работникам 1677, 1684 - 1686, описные и переписные 1656 - 1758, в т. ч. ризницы 1656, 1667, 1683 вотчин 1658/59, иноземцев - "литовских людей" - среди монастырских крестьян и служебников 1660, казны 1661, 1676, 1677, 1680, 1697/98, разных запасов 1679, всего имущества 1688, 1758; записные 1667 - 1701, в т. ч. работников (стрельцов, плотников, каменщиков и др.) "у колокольного" и "каменного" дела 1667, выдачи извести, камня, кирпича 1675 - 1690; соборных приговоров и челобитных 1680 - 1686; судных дел, и очных ставок 1680 - 1693, строительных работ 1688, входящих документов 1686 - 1692, дел монастырских стряпчих 1686/87, 1697, работников, присланных из приписных монастырей 1701; реестры монахов 1672/73, 1675, 1758. Дела и документы 1635 - 1857: о межевании монастырских вотчин 1635; о земельных спорах Ольгова Рязанского и Воскресенского Терехова монастырей 1642/43 - 1701, монастырских крестьян с крестьянами Л. К. Нарышкина о рыбных ловлях на р. Хопре и с крестьянами с. Вышелеса о рыбных ловлях на оз. Черемуше, с помещиками Рязанского у. о землях 1694 - 1697; о строительных и ремонтных работах в монастыре 1651 - 1828, в т. ч. присылке каменщиков из Белозерского, Дмитровского, Суздальского, Ярославского уу., кирпичников из Арзамасского, Владимирского, Костромского уу., каменотесов из с. Мячкова, плотников из Солигалича, дворцовых крестьян из Можайского и Звенигородского уу. 1651/52, о строительстве крылец 1684, работах в Преображенской и Соборной церквах 1651 - 1692, о строительстве (смета 1757) 1752 - 1755, 1757, 1761, 1828; о притеснении крестьян строителем Ольгова Рязанского монастыря старцем Зосимой Рожеевым 1675, об управлении и хозяйстве монастыря и приписных Терехова, Николаевского Медведского, Ольгова Рязанского, Рождество-Богородицкого Пурдышевского, Спасского Зарецкого, Троицкого Пеленицкого монастырей и их вотчин в Вяземском, Звенигородском, Рузском, Рязанском, Тамбовском и др. уу. (о приходе и расходе денежных и хлебных запасов, лесоматериалов, оброчных и казенных сборах) 1683 - 1715, 1727- 1729, 1745 - 1761, о постройке стругов для перевозки хлебных запасов 1684 - 1694; о пожаловании монастыря землями взамен отошедших к г. Сызрани, и оз. Кужерехтой в Рязанском у. 1694 - 1702; о заключении в Николаевскую Мамонтову пустынь крестьянина М. Ананьина за толки о "тайном приезде" государя в Тамбовский у. 1695/96; о рекрутском наборе 1739; о запустении тягл в Ольговом Рязанском монастыре 1745; о волнениях монастырских крестьян в Звенигородском и Рузском уу. 1761; о получении монастырем штатных сумм из Московского уездного казначейства 1857. Документы приписных монастырей Ольгов Успенский Рязанский монастырь. Книги приходные и расходные, счетные денежной казны, материалов и припасов 1653 - 1701, 1732; переписные имущества и вотчин 1655, 1658, 1698, дворов ее. Старого Льгова и Ярастова 1668, 1670; записные доходов по вотчинам - Мещерской стороне, ее. Старому Льгову, Ярастову 1662 - 1665, 1700 - 1704; копийные 1669/70, 1682/83. Реестр входящих документов 1753. Копии правой грамоты монастырю на оз. Болонье 1539/40, данной Т. В. Кобякова на вотчину 1565/66. Выписи из писцовых и переписных книг (за 1627- 1630) 1663. Описные книги монастырей: Воскресенского Терехова [1651/52], псковских Николаевского на Валку и Стефановского на Лугу 1653. Копии крепостных актов Воскресенского Терехова монастыря 1651/52; выписи из писцовых книг на вотчины Николаевского Медведского монастыря XV II в. --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | Лайк (1) |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34149 | Наверх ##
2 сентября 2015 14:41 Знакомство с описью фонда 1199 - Савво - Сторожевский монастырь, позволила выявить следующие первоочередные, на мой взгляд, документы для обязательного ознакомления: 1. Столбец 4, XX – Отписка слуги Семена Иванова, посланного в Пурдышевского монастыря село Шигоны и новое сельцо Рожествено для доправки на крестьянах и мордве корабельных денег (с прописью крестьянам, «сходным из приписных монастырей, и живут в монастырской вотчине в сельце Рожествене»), 7207 г. – 1698 г., лл. 161-164; 2. Столбец 7 - 1694 – 1702 гг., документы, касающиеся управления вотчин Саввина монастыря в уездах Тамбовском, Рязанском, Рузском, Звенигородском и Вяземском: лл. 16-22 – челобитная монастырского крестьянина Михаила Ананьина об освобождении его из Николаевского монастыря – Мамонтовой пустони, где он был посажен строителем за то, что Ананьин своей «безумной и простой бесхитростью говорил о приезде царя в 203 г. «тайным обличием» в Тамбовский уезд; 3. Столбец (книга) 13 – 7168/1660 г. – Книги переписные Саввина Сторожевского монастыря иноземцам – литовским людям, которые живут в вотчинах «во крестьянах и в монастыре в служебниках, 229 л, книга в кожаном переплете имеет славянскую нумерацию листов и статей; 4. Столбец (книга) 14/87 – 7169/1661 г. – Книги переписные монастырские, «писанные вчерне», при приеме казны казначеем старцем Макарием Коширским (образа, архив, материалы, посуда, инструменты), 117 л; 5. Столбец (книга) 16/115 – 7172/1663 г. (декабрь) – Книга приходная и расходная «Рязанской поездки» для счета беглых крестьян монастырского подъячего Афанасия Хренова, 21 л.; 6. Столбец (книга) 21/140 – без даты – Списки с выписей из писцовых, переписных, описях и отдаточных книг 126 – 184 годов (1617 – 1675 гг.) на вотчины Саввина монастыря в уездах Звенигородском, Московском, Рузском, Рязанском, Суздальском, Шацком, Юрьевца - Повольском, - 212 л.; выпись из Поместного приказа с переписных книг 1646 г. "для сыску беглых крестьян"; 7. Столбец (книга) 39/206 – без даты – Выписки из писцовых и переписных книг 133-186 гг. (1624 – 1677 гг.) о вотчинах Саввина монастыря в уездах Рузском, Звенигородском, Вяземском, Суздальском, Юрьевецком Повольском, Нижегородском, Новгородском, Псковском, Рязанском и Шацком – 302 л.; 8. Столбец (книга) 40/211 ф (ф. 25) – 7186/1677 – 1678 гг. и 7202/1693 – 1694 гг.: I. Книги приходные и расходные монастырскому хлебу и хлебным запасам «приему и выдачи житенного старца Иринарха Савинского, 1-307 л; (расходные книги монастырским слугам и служебникам (лл. 240-267), раздачи монастырским работникам (лл. 268-275), раздачи монастырским стрельцам (лл. 286-292), выдачи «сверх окладов в приказную статью за приказную работу и за отсыльные службы в Усолье и по рыбным промыслам» (лл. 293-297); II. Переписная книга бобылей в монастырской Служней слободе 186 г. (1677 г.), 308-313лл.; 9. Столбец (книга) 50/210 – 7190/1682 г. – Выпись из переписных книг 186 года (1678 г.) на вотчины Саввина и приписных монастырей, данная из Поместного приказа «для сыску беглых крестьян и бобылей», - 288 л.; 10. Столбец (книга) 66/267 - 1 марта 7196/1688 г. - Книги переписные "...что в том монастыре властей и братьи с подъячих, слуг и служебников и работных людей, и что им в год денежного и хлебного жалованья, и найму, и что надобно в год хлеба и хлебных запасов, также рыбы и рыбных припасов, и что из того числа в расходе порознь бывает, и сколько подмонастырских вотчин и приписных монастырей и за теми монастырями вотчинных крестьянских дворов, и в которых городах и уездах те вотчины и приписные монстыри, и что с них в Саввин монастырь денежных годовых доходов собирается и какие изделия на моанстырь делают", - 78 л.; - Переписная книга 1688 года - хранилась в казне монастыря и играла роль окладной монастырской книги , единственной в своем роде, дошедшей до нашего времени. 11. Столбец (книга) 76/739 - без даты - Списки с крепостей на монастырские вотчины (жалованные грамоты, выписи из переписных книг и т.п., - 297 л.; - 1664 г. - переписная дозорная книга Авраама Свиязева по подмонастырным вотчинам, расположенным в Звенигородском и Рузском уездах, лл. 227-297; 12. Столбец 150 - 1678 г. - Копии "крепостей" на монастырские вотчины,-398 л. - Переписные книги 1678 года. --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | Лайк (2) |
|