ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА ЦАРЮ-ОСВОБОДИТЕЛЮ
в селе Алатахъ, Казанскаго уѣзда.
Вскоре после завоеванія Казани возстали черемисы. Непокорные лѣсные жители были усмирены. Но это возстаніе показало, что необходимо учредить наблюденіе за непокорными инородцами. С этой цѣлью на мѣсте древних татарскихъ городишь были устроены опорные пункты, сторожевые города Алаты, Арск и др. Въ нихъ были назначены воеводы с гарнизонами и построены храмы.
Воеводам было дано право казнить непокорныхъ. В Алатахъ извѣстны мѣста, где стоялъ должно быть стрелецкін деревянный храмъ и где была висѣлица. Сторожевые города выпол нили свое назначеніе: черемисы и татары свыклись со своимъ положеніемъ, смирились. При введеніи «учрежденія о губерніяхъ» в 1775 г. нѣкоторые сторожевые города были сдѣланы уѣздными, a другіе, как напр. Алаты, были перечислены в пригороды; с начала же XIX в. Алаты в церковных документахъ начали писаться селомъ.
Выполнив свое
военно – стратегическое назначеніе, Алаты продолжали мирное внедреніе въ черемисско-татарском крае русской государственности, христіанскаго просвѣщенія и культуры. Известный проводник стремленій Императора Петра Великаго въ Казанской губерніи купец Михляев на перепутье между Казанью и Вятской губерніей в 1712 г. в Алатахъ вмѣсто обветшавшей деревянной церкви в честь Богоявленія Господня построил новый двухпрестольный каменный храмъ во имя Успенія Божіей Матери и свят. Николая, а другой Іоанно-Предтеченскій построил в
находящемся на другом берегу рѣки Ашита селе Потонихе и открыл кожевенный и винокуренный заводы, отчего Потонихинская церковь и называется «заводской».
Кожевенный завод не сохранился, лишь в населеніи прихода упрочился скорнячно- овчинный промыселъ, а винокуренный завод графомъ Шуваловымъ былъ перенесен с Вихлянскаго ключа на рѣку Ашитъ, потом пере шелъ к купцу Тихонову и, наконецъ. Булыгину. До проведения через Вятку желѣзной дороги черезъ Алаты шли обозы из Вят ской губ. в Казань и обратно. На перепутье Вятскаго тракта в Алатахъ остался большой базар для товарообмѣна между черемисами, русскими и татарами.
Все эти историческія и географическія условія объясняют , что именно в этом опорном пункте русской государственности населеніе полутатарской Алатской, почти сплошь татарской Атнинской и чисто-татарской Менгерской вол. по мысли мѣстнаго земскаго начальника Вл. Дм. Скарятина и должно было поставить памятник Царю-Освободителю в знакъ любви и преданности Царствующему Дому Романовыхъ.
Алатскій волостной сход назначил на построеніе его по 15 к. с души и работы по доставке строительныхъ матеріалов и проч., Атнинскій и Менгерскій по 10 к., а всего 2234 р. 60 к. На эти средства удалось пріобрѣсть от Петербургской фирмы Новицкаго прекрасный цинковый памятник Царю-Освободителю во весь рост, на постаменте; затѣм подписка на Булыгиннском заводе, среди торговыхъ и служилыхъ людей, православнаго и мусульманскаго духовенства дала около 1500 р. на устройство великолепнаго цементнаго, облицеваннаго мрамором пьедестала и красивой желѣзной рѣшетки на цоколе. Весь памятник высотой 2 ½ сажени. В знакъ того, что Цари и Императоры Дома Романовыхъ пред началомъ великихъ дѣл находили поддержку въ церкви,
памятник Царю-Освободителю поставленъ лицом ко входу в храмъ, а приподнятая правая рука как бы указывает на земское 2 кл. училище, земскую больницу и находящуюся недалеко земскую телефонную станцію.
Населеніе прихода села Алат не только принимало дѣятельное участіе в расходах и работахъ по устройству юбилейнаго памятника ,но и стремилось, чтобы все свидетельствовало не только о важности русской государственности, но и о величіи господствующей в государстве религіи.
Весьма ревностное церковно-приходское попечительство спѣшило ко дню открытія памятника позолотить кресты и главы на храме, весь храмъ и церковную ограду поновить внутри и снаружи за 1100 р., кроме извести и лѣсовъ- и подводъ, которые были приходскіе. Для того, чтобы и потом не унизить опорный пункт в глазах окрестнаго инородческаго населенія, товарищество лѣсопромышленников мѣстных
крестьянъ Ил. Ал. Бажановъ (предсѣдатель попечительства с 1880 г.. и член Госуд. Думы), С. И. Лапшин (вновь избранный церковный староста) и Ст. Даниловъ (членъ попечительства) рѣшили помочь приходу перестроить кладбищенскую ограду и засадить деревьями кладбище, а С. И. еще на свои средства перестроил ворота у причтоваго дома, обѣщал помочь прихожанам пере строить церковную сторожку с устройством пріюта для приходя щих богомольцевъ и крайне неудобные ветхіе два дома для членов духовенства.
Как бы въ напоминаніе о значеніи Алатъ для черемисской- части населенія здѣшняго края в Вознесеніе 15 мая было совершено торжественное крещеніе язычника, обрусѣвшаго въ семье церковнаго старосты Веселова. Открытіе памятника было назначено в Троицу, когда по всей Руси храмы и даже дома украшаются зеленью, и православное населеніе чувствует себя радостно.
Накануне открытія было совершено заупокойное богослуженіе по в Бозе почившихъ Императорах и ИмператрицахъДома Романовых. В самый день открытія — благодарственный молебенъ, божественная литургія, вечерня и малое освященіе воды около памятника.
С утра день былъ чисто майскій, теплый, тихій, ясный. Со всѣх сторонъ потянулись массы богомольцевъ, по всѣм дорогам шли и ѣхали ярко разряженные крестьяне. Между храмомъ и памятникомъ на мачтахъ колыхалась масса флаговъ, вокруг памятника тоже. Всюду зелень. При массе молящихся за литургіей было сказано поученіе на текст евангелія: «Стояще Іисусъ и зваше, глаголя: аще кто жаждетъ, да пріидет ко Мне и піетъ. Вѣруяй в Мя, якоже рече писаніе, рѣки от чрева его истекут воды живы».
Как исполненный дарами Святаго Духа Помазанникъ, Царь-Освободитель излил рѣки любви и милосердія к ближнимъ, так и мы должны жаждать воды живой, дабы простился свѣт нашъ предъ человѣки (в здѣшнемъ татарско-черемисскомъ краю), и, они видя наши добрыя дѣла, прославили Отца нашего, иже на небесѣхъ, дабы поддерживалось на должной высоте достоинство православной вѣры и-русской государственности».
Во время литургіи
прибыл на открытіе памятника Предводитель дворянства д. с. с. А. Н. Боратынскій. После литургіи ждали Г. Начальника губерніи; но, какъ видно из привѣтственной телефонограммы, служебные обязанности задержали его.
После полученія отвѣта полились волны колокольняго «позыва». Погода стояла прекрасная, даже нѣсколько душная. Всюду море головъ. Около особаго помоста завиднѣлись разноцвѣтныя чалмы муллъ и прочихъ мусульманъ. Вышелъ крестный ходъ, блестя на солнце крестами хоругвей, сверкая только что
пожертвованными прихожанином Ив. Н. Макаровымъ чудными запрестольными крестом и иконами, бѣлыми облаченіями священнослужителей. Замолк торжественный трезвонъ. Выстроился почетный караулъ. Одновременно началось моленіе магометан и православныхъ.
Бывшій членъ 1-й Госуд. Думы, мулла Ф. Миндубаев сказал по-татарски рѣчь о значеніи торжества.
Тутъ оказалась очевидной подавляющая красота православнаго богослуженія. Понеслись звуки пѣснопѣній. Моленіе закончилось одновременно. Татары подошли къ памятнику; почетный караул тоже обернулся к нему. Подавленно-любопытно смотрѣлн на все мусульмане. При возглашенін «вѣчной памяти» Императору Александру II, какъ по мановенію волшебнаго жезла, пал занавѣс с Царя-Освободителя. Памятник был окроплен св. водой. После многолѣтій раздалось громкое троекратное «ура! Причем татары как будто желали перекричать болѣе многочисленных русскихъ; затѣм сослуживицы
священники Вл. Конст. Троицкій и Ал. Вас. Введенскій возложили на памятник вѣнки от Потонихинскаго и Соловцовскаго кредитных товариществъ, а ученики Алатскаго училища— от своего училища. А. Н. Боратынскій поздравил населеніе трех волостей с такимъ великим торжествомъ, a уѣздный исправник Меч. Евс. Здановскій передал привѣтствіе губернатора П. М. Боярскаго. После чего присутствующее русскіе и татары просили их повергнуть вѣрноподданическія чувства к стопам возлюбленнаго Монарха; и опять— громкое «ура!»
Крестный ход под колокольный трезвонъ двинулся въ храмъ. Звонъ, как в Пасху, не прекращался цѣлый день до поздней ночи, так как въ Троицу совершается ход со св. иконами по домамъ прихожанъ. Да и настроеніе было чисто пасхаль ное, даже на второй день, когда был громадный базаръ, день тоже был как нарочито прекрасный, флаги продолжали раз вѣваться, на душе было радостно.
Послѣ открытія инпціатором постановки памятника Вл. Дм. некоторые участники торжества изъ татар и русскихъ были приглашены в училище, где был предложен чай и закуска. После . отправки телефонограммы через губернатора Государю все снялись на память о таком незабвенномъ событіи, объединившем всѣх в одну дружную семью.
На всеподданнѣйшем докладе министра внутренних дѣл о вѣрноподданическихъ чувствахъ, Алатской, Атнинской и Менгерской волостей, Казанскаго уѣзда, Государь Императоръ соб ственноручно начертать соизволилъ:
« Сердечно всѣх благодарю».
Священник Алексей Кулясов
Известия по КЕ № 27/28 за 1914 г стр 832 - 836