Село Малмыжка
Мамадышский уезд, Казанская губерния. Собираю всю полезную информацию.
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 188 | Наверх ##
14 февраля 2019 11:40 «Зеленый змий» при Советской власти.
Широкая душа малмыжских жителей, несмотря на смену царскомй власти на самую что ни на есть народную, по-прежнему требовала праздника. Ну а что за праздник без драки? Прошло 10 лет, как руководство первого пролетарского государства начало бороться с церковью. Успехи были небольшие, так как 7 октября 1928 года в Малмыжке молодежь, в том числе и женатые парни, отмечали какой-то церковный праздник («религиозный пережиток» - как потом назвал его пришедший на сельский сход Смирнов Н.Н.) . Пили, гуляли, на гармошке играли, да в итоге не поделили народный музыкальный инструмент. Возникла массовая драка. Пролетарским судом 20 ноября 1928 года (народным судом 3 участка Мамадышского кантона) четверо малмыжских парней были осуждены за хулиганство на 1,5 года тюрьмы и 2,5 года высылки за пределы Татарской Республики (Мартынов Александр Кузьмич, Мартынов Павел П., Мартынов Иван Алексеевич, Смирнов Анатолий Николаевич). Отцы двух осужденных – Мартынов Кузьма Федорович и Смирнов Николай Николаевич обратились к сельскому сходу за помощью – чтобы дали положительные характеристики на сыновей (Мартынова Александра и Смирнова Анатолия) для обращения в «главный» суд. 25 ноября того же года по этому поводу состоялось общее собрание жителей Малмыжки. Избач (заведующий избой-читальней) Костин: Смирнова Анатолия знаю плохо, живет он у отца все один месяц, в избе-читальне вел себя воздержанно, интересовался литературой. Председатель волостного совета Потеряхин Яков: наказание очень высоко, из-за чего может упасть два хозяйства Мартынова Ивана и Смирнова Павла. Так у нас все тюрьмы переполнятся. Поговорили и постановили: Мартынов Александр Кузьмич и Смирнов Анатолий (в тексте – Леонид) Николаевич до 7 октября в хулиганстве замечены не были, вели себя честно во всех общественных делах. Мартынов Иван Алексеевич как активист среди бедноты не один раз в словах в противоречии закону замечен не был . Чем же закончилось уголовное дело – к сожалению, неизвестно. А в 1941 году Иван отправился на фронт. Служил рядовым пехотинцем в 284 стрелковом полку 86 стрелковой дивизии 67 армии 3 Прибалтийского фронта. 10 мая 1944 года награжден медалью «За боевые заслуги», 5 апреля 1945 года – медалью «За отвагу» .
ф. Р1949, о. 1, д. 27 ГА РТ --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 188 | Наверх ##
20 февраля 2019 17:45 Церковь в Мамадыше XVII века. Первое упоминание о наличии церкви в Мамадыше находится в описи Свияжского Богородицкого монастыря, которую провели в сентябре 1614 (1613) года. Однако, скорее всего, никто в Мамадыш для этого не ездил. Описание имевшейся в нём церкви и имущества очень кратко и сжато, в отличие от принадлежащего тому же монастырю и включенного в ту же опись сельца Исаково, где подробно расписано: сколько и какого зерна, скотины, вплоть до имевшегося на коровьем дворе барана. По Мамадышу же ограничились записью: «Двор монастырской, а посуда всякая дворовая и животина посылано и посылают из сей же отписи из монастыря». По-видимому, это описание производилось со слов бывших там ранее лиц. Согласно более поздних источников (второй четверти XVII века), в Мамадыше, кроме местных жителей, проживали представители монастыря, так сказать, руководящие работники, которые в число этих жителей при проведении переписи не включались. Этими представителями были приказчик и пользующийся доверием и имеющий опыт в ведении хозяйства монах. Итак, согласно описи: «Да в казанском уезде на реке Вятке, на на речке на Вошме, починок на пустоше Мамадышеве, а в нем храм Живоначальные Троицы с трапезою деревяной об одном верху, крест и яблоко обито немецким железом, на трапезе колоколница деревяная, а на колоколнице бито деревяное, круг церкви и трапезы паперти деревяные, а под церковью и под трапезою подклеты. А во храму Божия милосердия образов: дейсус в тябле над царскими дверми на одинатцати цках, стоячей, на красках, образ местной Живоначальные Троицы на празелени, образ Живоначалные Троицы, пядница, на золоте, стоит на налое. А прочее церковное строение, Божие милосердие: образы, и ризы, и сосуды, и книги, и всякой обиход посылан и посылают из сей же отписи из монастыря» . Таким образом, мы имеем словесное описание внешнего вида и внутреннего убранства церкви. Ну а как же всё это перевести в визуальное восприятие? Для этого обратимся за помощью к Свияжскому Богородицкому монастырю. Он находится в городе Свияжск, который в настоящее время стал городом-музеем. В результате непродолжительных поисков находим прямо в его центре деревянную Троицкую церковь. Храм построили весной 1551 года одновременно со строительством деревянной крепости в Свияжске. Крепость строили по приказу Ивана Грозного с целью создания надежного плацдарма для военного похода на Казанское ханство. По легенде, церковь возвели за один день из стройматериалов, привезенных на плотах из Угличских лесов. В тот же день ее освятили. Поскольку, день 17 мая 1551 года пришелся на православный праздник Святой Троицы, то и назвали храм Троицким. В последующем церковь была передана Иоанно-Предтеченскому монастырю. Как все церкви, Троицкий храм имеет трапезную, средний храм и алтарь. C XVII по XX век храм неоднократно обновлялся, постепенно теряя свой древний облик. В 2011 в ходе ремонтно-реставрационных работ церкви возвратили первоначальный вид. Теперь церковь выглядит практически так же, как и в 1551 году . Вполне возможно, строительство церкви в починке Мамадыш велось аналогичным Свияжску образом: по реке доставили стройматериалы, а приехавший ненадолго мастер с помощью местных и свияжских плотников за небольшой период времени собрал храм. Такой вывод напрашивается сам собой: нецелесообразно и экономически невыгодно монастырю держать мастера на краю своих владений, да и долгое время (это же надо найти нужную древесину, привезти на место стройки, изготовить из нее материал), когда главное занятие жителей Мамадыша в те года – растить хлеб, да скотину. «Казанский край. Словарь языка памятников первой четверти XVII века» http://www.klf.kpfu.ru/kazan/1...page=550.0https://turizm.sputnik.ru/item...-sviyagske
 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 188 | Наверх ##
12 апреля 2019 14:01 22 июня, в 19 часов - встреча уроженцев Малмыжки и Яковки в СДК.
 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
Eka KO Новичок
Москва Сообщений: 20 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
5 мая 2019 21:01 Здравствуйте, уважаемые poter и Марина, не встречалась ли Вам фамилия Якимов в Ваших поисках? Якимов Константин Иванович - председатель Мамадышско уездной управы, возможно купец, жил в Мамадыше. Спасибо! --- Некрасовы, Якимовы, Лебедевы, Смирновы, Алексеевы, Чепурновы, Антильские, Сазыкины, Борисовы, Чикины | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 188 | Наверх ##
6 мая 2019 10:28 Eka KO написал: [q] не встречалась ли Вам фамилия Якимов в Ваших поисках? Якимов Константин Иванович - председатель Мамадышско уездной управы, возможно купец, жил в Мамадыше[/q]
Добрый день. Год рождения и примерные годы его работы в уездной управе известны? В принципе, фамилия достаточно известная в Мамадыше. Якимовы до сих пор там обитают. Со мной в параллельном классе один учился. Для поисков Вам бы побольше информации предоставить. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
Eka KO Новичок
Москва Сообщений: 20 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
6 мая 2019 11:12 poter написал: [q] Eka KO написал:
[q] не встречалась ли Вам фамилия Якимов в Ваших поисках? Якимов Константин Иванович - председатель Мамадышско уездной управы, возможно купец, жил в Мамадыше
[/q]
Добрый день. Год рождения и примерные годы его работы в уездной управе известны? В принципе, фамилия достаточно известная в Мамадыше. Якимовы до сих пор там обитают. Со мной в параллельном классе один учился. Для поисков Вам бы побольше информации предоставить.
[/q]
Здравствуйте! Спасибо. Я как раз надеюсь на то, чтобы найти потомков Якимова в Мамадыше. К сожалению, информации очень мало. Константин Иванович Якимов был председателем Мамадышской уездной управы по данным Адрес-Календаря Казанской Губернии на 1871г. и 1881г. Его сын Иван Константинович уехал в Томск, где был купцом 2. гильдии. Дата рождения Ивана - приблизительно 1954г. Из этого можно предположить, что Константин Якимов мог родиться около 1830 г... По некоторым данным, Якимову К.И. мог принадлежать дом по улице Советская, д.6, а также здание почтовой конторы в Мамадыше. Краеведческий музей Мамадыша мне, к сожалению, не ответил...ГА РТ тоже пока молчат. --- Некрасовы, Якимовы, Лебедевы, Смирновы, Алексеевы, Чепурновы, Антильские, Сазыкины, Борисовы, Чикины | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 188 | Наверх ##
6 мая 2019 13:04 15 мая 2019 10:03 Раскулачивание в Яковке – как последствие гражданской войны. Бабушка Маша на мои расспросы о том, что происходило в Яковке во время гражданской войны, рассказывала: помню в те времена грохот со стороны Мамадыша – стреляли из пушек. Мала ещё была. Так описывали происходившее в Мамадыше в книге «Есть на Вятке городок»: 6 сентября десант белогвардейской флотилии высадился в Соколках. Сообщение в Мамадыш поступило только 7 сентября. Советские учреждения к вечеру едва успели эвакуироваться в Кукмор, когда в город уже вступал отряд белой гвардии во главе со штабс-капитаном Щербаковым, сыном владельца спирто-водочного завода. Малочисленный отряд красноармейцев отступил в Вятские Поляны. Щербаков объявил себя комендантом города, штаб разместил в своем бывшем доме. Стрелковые роты расположились в здании, которое ныне занимает военкомат, и в помещении бывшей тюрьмы. На всех стратегических точках города были установлены орудия и заставы. 9 сентября к пристани подошла поддержка — бронированный буксирный пароход, вооруженный пушками и станковыми пулеметами. В первый же день прихода белых в город были произведены аресты всех сочувствующих большевикам и семей коммунистов, не успевших эвакуироваться. Чтобы пополнить свой отряд, Щербаков объявил мобилизацию в «народную добровольческую армию», но на призывной пункт из мамадышцев почти никто не явился. 15 сентября 1918 года, красный отряд латышских стрелков и петроградских рабочих под командованием Крымкина потерпел неудачу. Он выбрал неудачное место для наступления на город. Гора Пузанка, откуда шли освободители, легко поддавалась обстрелу. Силы были неравны, у наступающих был всего один пулемет, который вскоре накрыли снаряды вражеских орудий. Оставив на поле боя около 100 человек убитыми и ранеными, красные были вынуждены отступить. Всех раненых белые пристрелили. Ночью жители Мамадыша похоронили погибших красноармейцев в братской могиле. В 1934 году на её месте был установлен памятник, на чугунной плите которого высечена надпись: «Сотне бойцов, ленинградским и латышским рабочим, погибшим в бою с белочехами под Мамадышем 15 сентября 1918 года». 17 сентября белые отступили из Мамадыша. Прошло почти двое суток, когда в Мамадыш, не встречая никакого сопротивления, вступил кавалерийский полк 28-й дивизии Красной армии под командой Турчанинова . О том же, что происходило в эти дни в Яковке, имеются некоторые сведения в протоколе общего собрания граждан деревни от 11 марта 1930 года. Председательствовал представитель Мамадышской волости Патрикеев, будущий первый председатель малмыжского колхоза «Труженик», секретарем собрания был Пестерев. 80 яковских крестьян обсуждали «правильность проведения раскулачивания» в деревне. Раскулаченных было трое: 1. Соколов Федор Иванович. Мнение было однозначным. Выступившие Конахина и Беленков потребовали выселить Соколова как стражника и вредного элемента. 2. Ельченков Иван Андреевич. Вот тут и вспомнили приход белогвардейцев. Марченкова Прасковья заявила, что у нее делали обыск белые офицеры, искали литературу и оружие, а вся деревня злорадствовала по этому поводу. Марченков Федор припомнил, что Михаил, сын Ельченкова, был офицером ещё до Колчака, на Украине усмирял крестьян. К Беленкову Александру тоже приходили белые, да не просто так, а по инициативе Михаила Ельченкова, ушедшего вместе с ними. Во время обыска Беленков прятался в капусте. 3. Ягнин Макарий. О нем слова односельчан смягчились. Выступившие Марченков Федор, Конахин Михаил и Якимов Петр отозвались в Макарии как о доброжелательном человеке, предложив в связи с этим, по доброте душевной, записать раскулаченного в колхоз, куда направить всё его имущество «как капитал» . Из рассказов об Ельченкове можно сделать вывод, что Мамадышем белогвардейцы не ограничились. Дошли и до Яковки. Настроение её жителей по этому поводу было довольно интересным: то ли Марченкова Прасковья всех допекла своим поведением, то ли приход белых был воспринят достаточно благосклонно. Последствия прихода в деревню белых ахнули, как гром пушек в сентябре 1918 года, через двенадцать лет после реальных выстрелов. В итоге: Соколова причислили к кулакам третьей, а Ельченкова – второй группы. Ягнина, как «доброжелательного» записали в колхоз, поправив имущественное положение последнего. http://mamadysh.info/publ/11-1-0-192 - о гражданской войне в Мамадыше Ф.Р1949, оп. 1, д. 58 ГА РТ. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | Лайк (1) |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 188 | Наверх ##
6 мая 2019 13:11 Eka KO написал: [q] Краеведческий музей Мамадыша мне, к сожалению, не ответил...[/q]
Увы, историей там, по-видимому, давно не занимаются. Для начала нужно бы посмотреть исповедные ведомости. Самые последние из сохранившихся - за 1866 год. Кроме того, по Вашему предку, скорее всего, можно книгу небольшую написать, исходя из его сведений о его должностном положении. Тем более, что Мамадышская уездная земская управа представлена целым фондом: за период 01.01.1868-31.12.1917, 117 дел, Ф. 467 МАМАДЫШСКАЯ УЕЗДНАЯ ЗЕМСКАЯ УПРАВА КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ, Г. МАМАДЫШ --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 188 | Наверх ##
6 мая 2019 14:00 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
Eka KO Новичок
Москва Сообщений: 20 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
7 мая 2019 20:34 poter написал: [q] Eka KO написал:
[q] ГА РТ тоже пока молчат
[/q]
http://eais.tatarstan.ru/Pages/Search/Search.aspx Здесь по поиску выходит более 1000 дел по расширенному поиску "Якимов". Что-то нашли уже?
[/q]
Спасибо за идеи! Пока просмариваю то, что есть у мормонов.. Якимовы есть, но все не те. Мне тоже казалось, что по председателю управы должно быть как минимум что-то типа "личного дела", формулярный список..? Однако сотрудники ГА РТ по телефону возмутились, что им мало этой информации. Официальный ответ, как сказали, будет через 3 месяца. Может, что-то все же накопают. Если нет - укажу им на фонд 467, который Вы упомянули. По поиску по архивной базе действительно много Якимовых, но вот документов, датированных до 1917г., немного, и подходящих записей я не нашла... --- Некрасовы, Якимовы, Лебедевы, Смирновы, Алексеевы, Чепурновы, Антильские, Сазыкины, Борисовы, Чикины | | |
|