Село Малмыжка
Мамадышский уезд, Казанская губерния. Собираю всю полезную информацию.
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
30 марта 2018 18:40 1 апреля перекрывают доступ к фэмилисеарч, поэтому - еле успел выяснить, что Марина приходится мне десятиюродной племянницей. Наш общий предок - Лукоян Леонтьев Ежов. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
30 марта 2018 18:57 Владимир, как расцениваете растиражированную версию о выселении местного населения при заселении пустоши Мамадыш русскими крестьянами: "С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово "Мамадыш". В одном из них пишется: "...Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли,., в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад...". То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян". http://mamadysh.info/publ/34-1-0-35.Не могу однозначно согласиться с этой версией. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
1 апреля 2018 17:18 Согласно карты 1798 года на реке Малая Вошмица находятся три населенных пункта: починки Беляев, Максимов и Каменный. Если обратиться к грамоте царя Михаила Федоровича от 10.05.1643 об отказе в вотчину безоброчно архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря, пустошь Малая Вошмица отдана ему в оброк бес перекупки в 1636-37 году, так как с 1627-28 года о тои пустоши на оброк из наддачи никто не бивал челом. И ныне бил нам челом Свияжского Богородицкого монастыря архимандрит Ермоген. ("Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР", Казань, Казанский университет, 1990, стр.139-142). Таким образом, исходя из этих данных, никто не претендовал на эти земли. Пустошь, соответственно, была невостребованной. Если применить аналогию, то это также можно отнести и к основанию, если точнее, то восстановлению, бывшего населенного пункта Мамадыш: "на той пустоши живут Свияжского Богородицкого монастыря крестьяне и словет та пустошь сельцом Момадышевым". Сведений же о разгоне местного, коренного, населения для последующего заселения русскими не имеется. Вследствие этого, считаю, что сделанные ещё в советские времена выводы о насильственном разгоне первопоселенцев - потомков булгарского старика Мамадыша не соответствуют действительности. Возможно, не хотели принять новую власть, испугались христианизации, поэтому ушли. Но могли быть и иные причины: неурожаи, голод, просто род захирел и вымер. Для примера - линия Ежовых, откуда была моя прапрабабушка Марфа Яковлева: мужские представители достаточно большой семьи закончились в конце 19 века. Конечно, можно сказать о неспокойных временах начала 17 века, описанных в жалованной грамоте от 11.03.1621 на безпошлинную торговлю солью (стр. 92-93 "Документов..."), когда в 1609-1610 гг. воеводы, дворяне, дети боярские, татары и иные служилые люди сидели от воровских людей в Свияжской крепости. В это время воры разорили монастырское сельцо Исаково: ценное растащили, крестьян побили. Тут же упоминают с сельцом Исаковым и пустошь Мамадыш, правда, без перечисления воровских безобразий, в контексте: вотчин мало - всего два этих населенных пункта. "И то все от изменников выжжено, и крестьяне побиты, а иные в осаде померли, а иные розбрелися". Таким образом, можно с достаточной уверенностью предположить, что Мамадыш, всё-таки, воры и изменники обошли стороной. Но эти события произошли уже после заселения пустоши Мамадыш русскими, поэтому притянуть их к "сопротивлению коренного населения экспансии московитов", считаю, необоснованно. В итоге: место, где ранее проживали булгарские беженцы, опустошено было до прихода русских поселенцев, правда, проживавшие близ пустоши коренные жители помнили о названии покинутого селения. Данных о насильственном выселении потомков булгар не имеется. Ваше мнение, Владимир? --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
1 апреля 2018 18:47 bob77777 написал: [q] К тому времени в вотчинное владение монастыря отошло село Мамадыш, ожиленное из пустоши. Оно располагалось недалеко от новых починков и вполне могло включить в свою хозяйственную орбиту и оброчную пустошь. Поэтому у архимандрита появилась идея переселить этих удельных крестьян с пустоши при реке Малой Вошмице на свои вотчинные земли. Однако перспектива оказаться монастырскими дворцовых крестьян не устраивала. Жители починка Максимова, Данил Аксенов «с товарищи», обратились с челобитной о дозволении жить в основанном ими населенном пункте «за государем». Был произведен сыск, переписаны крестьянские и бобыльские дворы, и оброчные починки с их жителями отошли в казну.[43][/q]
Как это согласуется с "Документами по истории Казанского края" (стр.139-142)? Земли - монастыря, а крестьяне - дворцовые? --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
2 апреля 2018 23:21 bob77777 написал: [q] А откуда, тогда Марина в ХХ веке,[/q]
Она принадлежит к другой линии Ежовых. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
2 апреля 2018 23:24 bob77777 написал: [q] [43]. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. – Т. 1. – Ч. II. Социально-экономические отношения в Казанском крае, в Саранском и Темниковском уездах в XVII в. / Под ред. проф. А. И. Яковлева. – Саранск, 1951. – С. 8-11.[/q]
Кстати, пытался их найти в интернете, но, к сожалению, поиски не принесли результата. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
3 апреля 2018 11:26 bob77777 написал: [q] Мустафина на него ссылается, её очерк читали? [/q]
Теперь стало ясно. Два источника внесли определенность. Монастырь осуществлял захват земель поэтапно. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
5 апреля 2018 8:51 Теперь необходимо "расшифровать" ландратские книги и 1-ю ревизию начала 18 века, чтобы прояснить дальнейшую судьбу поселенцев. Нашёл, к кому обратиться, осталось связаться с этими специалистами. Интересно, а ещё источники по нашей тематике, кроме этой замечательной грамоты, есть? --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
5 апреля 2018 14:16 Из писцовых межевых книг 1647 года: "К тому ж селу Мамадышу деревень: Деревня Красная Горка, что был починок на речке Малои Ошме. Пашни четырнатцать длинников с четью, тринатцать поперечников, итого сто восмьдесят пять десятин с четью в поле, а в дву по тому ж. Деревня Комарова, Круглая то ж, что был починок на речке на Ошме Малои. Девять длинников, полпята поперечника, итого сорок десятин с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. Деревня Каменная Горка, что был починок, на речке Малои Ошме. Четыре длинника с получетью, десять поперечников, итого сорок десятин с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. Деревня Беляева, что был починок, на речке Малои Ошме. Полчетверта длинника, десеть поперечников, в другом конце двенатцать поперечников, а вровно иметца одиннатцать поперечников, итого тритцать восмь десятин с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. Деревня Максимова, что был починок, на речке Малои Ошме. Двенатцать длинников, восмь поперечников, итого девяносто шесть десятин в поле, а в дву по тому ж. Полянка по конец поля деревни Максимовы, а на неи..." В общем - через пять лет после победы Давыдки Оксенова с товарищи над монастырем, если исходить из этих данных, всё перечисленные деревни уже были при селе Мамадыш, то есть во власти монастыря. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | Лайк (1) |
poter Казань Сообщений: 228 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 187 | Наверх ##
5 апреля 2018 14:23 Грамота 1643 года: "От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в нашу отчину в Казань стольнику и воеводам нашим князю Михаилу Михаиловичю Темкину-Ростовскому да Степану Лукъяновичю Хру[ще]ву да дьяком нашим Григорью Волкову да Палистрату Акинфееву... во 129-м году пожаловали мы в Свияжскои Богородицкои монастырь в вотчину казанскую пустошь Момадыш, и велено им тою пустошью Вошмицею владети к сельцу Момадышеву. А вместо оброчных денег велено им с тое пустоши платити наши всякие доходы пробив четвертные пашни так же, как они наши всякие доходы платят с сельца Момадышева. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б ис Казани в Казанскои уезд на пустошь Малую Вошмицу послали, ково пригож, и велели б есте ему взяти с собою тутошних и сторонних людеи: попов и дьяконов, и старост, и целовальников, и крестьян, и чюваши, и черемисы, сколько человек пригож, и велели б есте ему тое пустошь Малую Вошмицу измерити в четверти, и измеря тое пустошь, отказати со всеми угодьи в вотчину Свияжского Богородицкого монастыря архимариту Ермогену з братьею, а оброчных денег у них с тое пустоши в нашу казну вперед имати б есте не велели и из окладу те оброчные деньги велели б есте выложить. А велели б есте у них с тое пустоши вместо оброчных денег имати наши всякие доходы против четвертные пашни так же, как у них наши всякие доходы в нашу казну емлют с их с монастырсково сельца Момадышева." А вот и подарок царя-батюшки монастырю. Земли Вошмицы - в вотчину братии. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | Лайк (1) |
|