Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Село Малмыжка

Мамадышский уезд, Казанская губерния. Собираю всю полезную информацию.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187

1 апреля перекрывают доступ к фэмилисеарч, поэтому - еле успел выяснить, что Марина приходится мне десятиюродной племянницей. Наш общий предок - Лукоян Леонтьев Ежов.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Владимир, как расцениваете растиражированную версию о выселении местного населения при заселении пустоши Мамадыш русскими крестьянами:

"С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово "Мамадыш". В одном из них пишется: "...Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли,., в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад...". То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян".
http://mamadysh.info/publ/34-1-0-35.

Не могу однозначно согласиться с этой версией.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Согласно карты 1798 года на реке Малая Вошмица находятся три населенных пункта: починки Беляев, Максимов и Каменный.
Если обратиться к грамоте царя Михаила Федоровича от 10.05.1643 об отказе в вотчину безоброчно архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря, пустошь Малая Вошмица отдана ему в оброк бес перекупки в 1636-37 году, так как с 1627-28 года о тои пустоши на оброк из наддачи никто не бивал челом. И ныне бил нам челом Свияжского Богородицкого монастыря архимандрит Ермоген.
("Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР", Казань, Казанский университет, 1990, стр.139-142).
Таким образом, исходя из этих данных, никто не претендовал на эти земли. Пустошь, соответственно, была невостребованной.
Если применить аналогию, то это также можно отнести и к основанию, если точнее, то восстановлению, бывшего населенного пункта Мамадыш: "на той пустоши живут Свияжского Богородицкого монастыря крестьяне и словет та пустошь сельцом Момадышевым".
Сведений же о разгоне местного, коренного, населения для последующего заселения русскими не имеется.
Вследствие этого, считаю, что сделанные ещё в советские времена выводы о насильственном разгоне первопоселенцев - потомков булгарского старика Мамадыша не соответствуют действительности.
Возможно, не хотели принять новую власть, испугались христианизации, поэтому ушли. Но могли быть и иные причины: неурожаи, голод, просто род захирел и вымер. Для примера - линия Ежовых, откуда была моя прапрабабушка Марфа Яковлева: мужские представители достаточно большой семьи закончились в конце 19 века.
Конечно, можно сказать о неспокойных временах начала 17 века, описанных в жалованной грамоте от 11.03.1621 на безпошлинную торговлю солью (стр. 92-93 "Документов..."), когда в 1609-1610 гг. воеводы, дворяне, дети боярские, татары и иные служилые люди сидели от воровских людей в Свияжской крепости. В это время воры разорили монастырское сельцо Исаково: ценное растащили, крестьян побили. Тут же упоминают с сельцом Исаковым и пустошь Мамадыш, правда, без перечисления воровских безобразий, в контексте: вотчин мало - всего два этих населенных пункта. "И то все от изменников выжжено, и крестьяне побиты, а иные в осаде померли, а иные розбрелися". Таким образом, можно с достаточной уверенностью предположить, что Мамадыш, всё-таки, воры и изменники обошли стороной.
Но эти события произошли уже после заселения пустоши Мамадыш русскими, поэтому притянуть их к "сопротивлению коренного населения экспансии московитов", считаю, необоснованно.
В итоге: место, где ранее проживали булгарские беженцы, опустошено было до прихода русских поселенцев, правда, проживавшие близ пустоши коренные жители помнили о названии покинутого селения. Данных о насильственном выселении потомков булгар не имеется.
Ваше мнение, Владимир?
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187

bob77777 написал:
[q]
К тому времени в вотчинное владение монастыря отошло село Мамадыш, ожиленное из пустоши. Оно располагалось недалеко от новых починков и вполне могло включить в свою хозяйственную орбиту и оброчную пустошь. Поэтому у архимандрита появилась идея переселить этих удельных крестьян с пустоши при реке Малой Вошмице на свои вотчинные земли. Однако перспектива оказаться монастырскими дворцовых крестьян не устраивала. Жители починка Максимова, Данил Аксенов «с товарищи», обратились с челобитной о дозволении жить в основанном ими населенном пункте «за государем». Был произведен сыск, переписаны крестьянские и бобыльские дворы, и оброчные починки с их жителями отошли в казну.[43]
[/q]

Как это согласуется с "Документами по истории Казанского края" (стр.139-142)?
Земли - монастыря, а крестьяне - дворцовые?
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187

bob77777 написал:
[q]
А откуда, тогда Марина в ХХ веке,
[/q]

Она принадлежит к другой линии Ежовых.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187

bob77777 написал:
[q]
[43]. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. – Т. 1. – Ч. II. Социально-экономические отношения в Казанском крае, в Саранском и Темниковском уездах в XVII в. / Под ред. проф. А. И. Яковлева. – Саранск, 1951. – С. 8-11.
[/q]

Кстати, пытался их найти в интернете, но, к сожалению, поиски не принесли результата.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187

bob77777 написал:
[q]
Мустафина на него ссылается, её очерк читали?
[/q]

Теперь стало ясно. Два источника внесли определенность.
Монастырь осуществлял захват земель поэтапно.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Теперь необходимо "расшифровать" ландратские книги и 1-ю ревизию начала 18 века, чтобы прояснить дальнейшую судьбу поселенцев.
Нашёл, к кому обратиться, осталось связаться с этими специалистами.
Интересно, а ещё источники по нашей тематике, кроме этой замечательной грамоты, есть?
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Из писцовых межевых книг 1647 года:
"К тому ж селу Мамадышу деревень:
Деревня Красная Горка, что был починок на речке
Малои Ошме. Пашни четырнатцать длинников с четью,
тринатцать поперечников, итого сто восмьдесят пять десятин
с четью в поле, а в дву по тому ж.
Деревня Комарова, Круглая то ж, что был починок на
речке на Ошме Малои. Девять длинников, полпята
поперечника, итого сорок десятин с полудесятиною
в поле, а в дву по тому ж.
Деревня Каменная Горка, что был починок, на речке
Малои Ошме. Четыре длинника с получетью, десять поперечников,
итого сорок десятин с полудесятиною в поле,
а в дву по тому ж.
Деревня Беляева, что был починок, на речке Малои
Ошме. Полчетверта длинника, десеть поперечников, в другом
конце двенатцать поперечников, а вровно иметца
одиннатцать поперечников, итого тритцать восмь
десятин с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж.
Деревня Максимова, что был починок, на речке Малои
Ошме. Двенатцать длинников, восмь поперечников,
итого девяносто шесть десятин в поле, а в дву по
тому ж.
Полянка по конец поля деревни Максимовы, а на неи..."
В общем - через пять лет после победы Давыдки Оксенова с товарищи над монастырем, если исходить из этих данных, всё перечисленные деревни уже были при селе Мамадыш, то есть во власти монастыря.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
Лайк (1)
poter

poter

Казань
Сообщений: 228
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 187
Грамота 1643 года:
"От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа
Русии в нашу отчину в Казань стольнику и воеводам нашим
князю Михаилу Михаиловичю Темкину-Ростовскому
да Степану Лукъяновичю Хру[ще]ву да дьяком
нашим Григорью Волкову да Палистрату Акинфееву...
во 129-м году пожаловали мы в Свияжскои
Богородицкои монастырь в вотчину казанскую пустошь
Момадыш, и велено им тою пустошью Вошмицею владети
к сельцу Момадышеву. А вместо оброчных денег велено
им с тое пустоши платити наши всякие доходы пробив
четвертные пашни так же, как они наши всякие доходы
платят с сельца Момадышева.
И как к вам ся наша грамота придет, и вы б ис Казани
в Казанскои уезд на пустошь Малую Вошмицу послали,
ково пригож, и велели б есте ему взяти с собою тутошних
и сторонних людеи: попов и дьяконов, и
старост, и целовальников, и крестьян, и чюваши, и черемисы,
сколько человек пригож, и велели б есте ему тое
пустошь Малую Вошмицу измерити в четверти, и измеря
тое пустошь, отказати со всеми угодьи в вотчину Свияжского
Богородицкого монастыря архимариту Ермогену
з братьею, а оброчных денег у них с тое пустоши в нашу
казну вперед имати б есте не велели и из окладу те оброчные
деньги велели б есте выложить. А велели б есте
у них с тое пустоши вместо оброчных денег имати наши
всякие доходы против четвертные пашни так же, как у
них наши всякие доходы в нашу казну емлют с их с
монастырсково сельца Момадышева."
А вот и подарок царя-батюшки монастырю. Земли Вошмицы - в вотчину братии.
---
Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula
Вверх ⇈