Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Пестречинский приход (жители, краеведение)

Казанской губернии и уезда, Кулаевской волости
село Пестрецы / деревни: Уланова, Неялова, Большие Кадыли, Малые Кадыли

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
kutsenko_id
Начинающий

Ялта / Москва
Сообщений: 33
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 34
К Пестречинскому приходу относились:
село Пестрецы
деревни
- Уланова
- Неялова
- Большые Кадыли
- Малые Кадыли

Источник: «Естественное приращение сельского населения Казанской губернии по приходам, с обозначением племенного его состава и отношений между полами», в 2-х т. Казань, Губернская типография, 1875 г.
---
GEDmatch WC1592976
Буянов (Оренбург, Ташкент)
Верба (Мелитополь)
Витчинов (Ташкент)
Иванов (д Уланово / с Пестрецы, Казанской губ-нии)
Кулик (Новоселовка, Полтавская обл)
Куценко (Николаевка, Сумская обл)
Непомнящих, Петров (Кемерово, Прокопьевск)
Степаренко, Степеренков (с Зерново Севский
kutsenko_id
Начинающий

Ялта / Москва
Сообщений: 33
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 34
деревня Уланово (Олан Иле, Карамыш Уланово) Кулаевская волость Казанского уезда Казанской губернии

Деревня в Пестречинском районе, на реке Сула (правый приток реки Меша), в 2 км к западу от села Пестрецы.
На 2010 год - 394 жителя (по переписи 2002, русских - 52%, татар - 42%).

Полеводство, молочное скотоводство.

Начальная школа.

Основана в период Казанского ханства. Первоначальное название Карамыш Уланово. В 1562 году была выделена в поместье русским служилым людям И. Михневу и Ф. Заболоцкому и населена русскими крестьянами. До 1860-х гг. в сословном отношении жители подразделялись на помещичьих и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, промыслом по изготовлению саней. В начале 20 века в деревне Уланово функционировали земская школа (открыта в 1860 году), водяная мельница, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1148,6 десятины.

До 1920 года деревня входила в Кулаевскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Пестречинском районе. Число жителей: в 1782 году - 134 души мужского пола, в 1859 году - 303, в 1897 году - 483, в 1908 году - 541, в 1920 году - 618, в 1926 году - 750, в 1949 году - 560, в 1958 году - 426, в 1970 году - 296, в 1979 году - 260, в 1989 году - 144, в 2002 году - 355 человек.

Источник: https://pomnirod.ru/
---
GEDmatch WC1592976
Буянов (Оренбург, Ташкент)
Верба (Мелитополь)
Витчинов (Ташкент)
Иванов (д Уланово / с Пестрецы, Казанской губ-нии)
Кулик (Новоселовка, Полтавская обл)
Куценко (Николаевка, Сумская обл)
Непомнящих, Петров (Кемерово, Прокопьевск)
Степаренко, Степеренков (с Зерново Севский
kutsenko_id
Начинающий

Ялта / Москва
Сообщений: 33
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 34
ПЕСТРЕЧИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

ИСТОРИЯ РАЙОНА
Пестречинский район, расположенный в Предкамье, был образован 10 августа 1930 года. Его центром является село Пестрецы, раскинувшееся на живописном правом берегу реки Меши, в 45 км к востоку от Казани. Оно имеет более чем 450-летнюю историю.
Большую часть современной республики, как и данного региона, в древние времена покрывала тундра. 80-40 тысяч лет тому назад климат был холодным и сухим. Водились здесь мамонты, шерстистые носороги, ящеры, динозавры и другие животные и птицы. Все это подтверждается археологическими находками, обнаруженными учеными на берегах реки Мёши и в окрестностях нынешнего райцентра Пестрецов.

В экспозициях музея «Природа родного края» имеются бивень, зубы, кости, найденные на берегах Меши.

В конце ледникового периода, когда ледник отступил далеко на север, человек, следуя за животными, начал селиться на берегах и в этих краях. Занимались люди рыболовством, охотой. Стоянки первобытных людей обнаружены на местах современных Пестрецов. Археологи нашли здесь каменные и железные топоры, мотыги, ножи, наконечники стрел и копий.

О древнейших поселениях людей в здешних местах свидетельствуют и археологические памятники. Сохранилось немало памятников Волжской Булгарии, золотоордынского времени (XIII - XIV), а также периода Казанского ханства (XIV - XVI). В долине реки Меши известны памятники и более ранней поры, в частности, эпохи бронзы.

В годы правления Ивана Грозного на берегу Волги на горе Свяжской был построен Троицко-Сергиев монастырь. Строителям этого монастыря царь даровал земли к востоку от Казани, и первое поселение получило название Троицкая Пустошь. В селе была построена красивая деревянная церковь Николы. И люди стали именовать бывшую Пустошь Никольским. На землях, принадлежавших монастырю, первоначально разрешали селиться только тем, кто владел нужными для монастыря специальностями: резчики по дереву, валяльщики, гончары, плотники, портные. От этого и пошло название села Пестрецы – «пестрый народ». За прошедшие с тех пор столетия район не потерял связи с исконными для тех мест занятиями: земледелием, животноводством и ремеслом. Это одна из существующих версий названия села.

Другая версия названия - по рассказам старожилов в окрестных лесах в старину водилось много грибов, которые были съедобные в мае, июне, когда была наибольшая нужда в дополнительном питании. Целыми семьями и улицами ходили в лес за грибами и возами возили в Казань на продажу. Гриб этот назывался «Пестрец», из семейства моховика. Казанцы, завидев Никольских крестьян с грибами «пестрец», громогласно оповещали: «Пестрецы привезли», и спешили на базар приобрести вкусный питательный гриб «пестрец». Так с годами это слово и закрепилось за продавцами грибов из села Никольского с речки Меши. Это, видимо, и послужило основанием для переименования села в Пестрецы.

Из документов следует: «В 1865 году 27 ревизских душ отселились от Пестрецов в 17 верстах и образовали Новые Пестрецы, Новые Земли. Официально село стало называться Ново-Никольское». Затем это село существовало под этим же названием, Екатерининского сельсовета.

В 1878 году в «Списке населенных мест Казанской губернии» есть сведения о Пестрецах: «90. Пестрецы (Никольское) Пестречинского сельского общества. Село. Собств.из государств. Приход к с.Пестрецам.7 верст от волостного правления. 310 дворов.12 отдельных жилых губ. 355 отдельных жилых строений – каменных строений. 761 муж.п.душ – по уставной грамоте, 735 – муж.п.душ, - ныне по окладным местам. По семейным спискам: м. – 865, ж. – 913.

8 часовен каменных, 1 школа деревянная, 1 больница, 2 кузнецы, 2 маслобойных заведения, 1 красильное заведение, 43 горшечных заведения, 2 базарные лавки, 2 питейных заведения, 3 харчевни, 1 водяная мельница. Базар по вторникам».

В 1901 году в Пестрецах 356 дворов, 2259 душ, 66 частных гончарных заведения, несколько небольших кирпичных заводов, два гончарных заведения промышленного типа, линия по производству керамических дымовых труб, керамических плиток, черепичной плитки.

Фото из архива 01 | Фото из архива 02

Источник: https://pestreci.tatarstan.ru/
---
GEDmatch WC1592976
Буянов (Оренбург, Ташкент)
Верба (Мелитополь)
Витчинов (Ташкент)
Иванов (д Уланово / с Пестрецы, Казанской губ-нии)
Кулик (Новоселовка, Полтавская обл)
Куценко (Николаевка, Сумская обл)
Непомнящих, Петров (Кемерово, Прокопьевск)
Степаренко, Степеренков (с Зерново Севский
kutsenko_id
Начинающий

Ялта / Москва
Сообщений: 33
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 34
История прихода в селе Пестрецы
Часть 1

Православие как основа жизни духовной в нашем крае истоками уходит в 16 век, когда Казанские земли стали частью Российского государства. К этому же времени относится и начало истории села Пестрецы. Примерно в 1560-65 годах по Указу Ивана Грозного «земли от Шихазды до Девлизерского оврага передаются в вотчинное пользование Троицко-Сергиевскому монастырю с горы Свияжской». Мастеровые из Костромского края, строители этого монастыря, начинают заселять здешние места. Поселение назвали Троицкая пустошь. Через некоторое время была построена деревянная церковь Святого Николая-Угодника и Сергия Радонежского. Название церкви легло в наименование села Никольским. Несколько десятков лет оно существовало под этим названием.
В архивах Казанского госуниверситета хранится подлинный письменный источник – рукопись середины 17 века, имеющая прямое отношение к истории Пестрецов. В источнике сказано: «Лета в 7158-го (1650 года) генваря живоначальные Троицы-Сергиева Казанского монастыря память мне строителю старца Кирилу Конищеву, заговорил крестьянин Офонасья Бедерева ис поместья, его Иван Оксенов того же Троицко-Сергиева монастыря в вотчине Малых Пестрецов…». Этот документ дает право утверждать, что в 1650 году наше село уже называлось Пестрецы.
В писцовых книгах Казанского уезда, относящихся к 16-17 векам, есть несколько зафиксированных фактов перемещения населения, где упоминается поселение Пестрецы с координатами ныне существующего села.

Источник: храм-в-пестрецах.рф
---
GEDmatch WC1592976
Буянов (Оренбург, Ташкент)
Верба (Мелитополь)
Витчинов (Ташкент)
Иванов (д Уланово / с Пестрецы, Казанской губ-нии)
Кулик (Новоселовка, Полтавская обл)
Куценко (Николаевка, Сумская обл)
Непомнящих, Петров (Кемерово, Прокопьевск)
Степаренко, Степеренков (с Зерново Севский
kutsenko_id
Начинающий

Ялта / Москва
Сообщений: 33
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 34
История прихода в селе Пестрецы
Часть 2.
До 30-х годов XX века

Никольский приход имеет давнюю историю, которая, безусловно, связана с историей страны, с историей народа. Приход проживал и переживал вместе с народом, с прихожанами события большие и малые, радостные и трагические, повседневные и эпохальные.
В 1819 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм во имя Николая Чудотворца с пределом Сергия Радонежского и Пресвятой Троицы. Храм построен на возвышенности, с юга болотистая местность, ранее было озеро, которое постепенно заиливалось, засыпалось.
Архивные данные 19 и начала 20 веков, редкие фотографии позволяют представить, что представлял собой храм, как проистекала жизнь прихода. Внешний вид храма по фотографиям и описаниям воссоздал Р.Эсеинов.

В справочной книге Казанской епархии, изданной в 1909 году, под порядковым номером 102 приводится следующее описание : с.Пестрецы (Никольское). Приход с 1780 г. Церковь каменная, построена в 1819г. на средства прихожан, трех-престольная: главный, холодный – во имя Святого Николая Чудотворца; пределы теплые, с правой стороны – во имя Святой Троицы, с левой – во имя Сергия Радонежского.» В справочной книге указывается: количество дворов в приходе – 384, общее количество прихожан мужского пола -1094, женского – 1199; по национальности и вероисповеданию – русские, православные; в селе работают земские мужская и женская школы, церковно-приходская школа. Справочная книга в штате прихода называет двух священников: Сергея Ивановича Писарева и Пантелеимона Иасоновича Соколова; диакона Андриана Александровича Троицкого и двух псаломщиков: Варварина С.А. и Высоцкого М.А. Эти скупые данные и цифры скрывают за собой насыщенную жизнь с ее повседневными заботами, радостью и светом таких праздников как Рождество и Пасха, с рождением и крещением детей. Сохранились списки церковных хоров Никольского прихода, где пели целыми семьями: Бабушкины, Сазоновы, Гнидины, Гусевы, Чесноковы, Пашины, Поляковы, Васины, Евстигнеевы, Смолевы.

Из истории мы знаем о земской реформе Александра Освободителя и о реформах Петра Столыпина, которые давали начало экономическому и духовному возрождению России и ее народов. Но случилось то, что патриарх Тихон обозначит как «Россия в проказе». Пришедшие к власти в 1917 году силы не захотели договориться и страна вверглась в пучину братоубийственной гражданской войны, которая перевернула основы и устои жизни людей, изменила историю страны вопреки законам добра и света, законам логики. В самом начале этих событий в январе 1918 года в Новогоднем слове патриарх Тихон скажет: «Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, к деньгам, упились вином свободы… Заботимся о том, что преходит, прилежать же о душе бессмертной совсем забываем… Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано, пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим». Не услышали и не обратились! Что за этим последовало, мы знаем.

Жизнь Никольского прихода после революции и гражданской войны уже не текла своим чередом, она еще происходила какое-то время по инерции, благодаря тому, что приход был далек от тех мест, где вершились страшные дела. Но избежать участи тысяч приходов и храмов в государстве воинствующего атеизма Никольскому приходу не удалось. Показательна история здания храма, которое по воспоминаниям старожилов, хоть и не было разрушено физически, но было экспроприировано, все ценное растворилось во времени и пространстве, а в уцелевших стенах размещались магазины, ресторан. В настоящее время на месте здания храма вновь торговые ряды.

Последним священником Никольского прихода в Пестрецах был Далызин Степан Иванович, который служил с 1925 года по 1937 год, когда приход был закрыт. Это были страшные годы в истории страны и церкви. Можно только догадываться, что пришлось испытать отцу Степану, у которого была большая семья. В стране везде шла охота на «врагов народа» и священники в списках таких «врагов» занимали первые строчки. Дочь священника Раиса Степановна не хотела много говорить об этом ( к сожалению, ее не стало чуть более года назад – она умерла 7 июля 2013 г.), но известно, что отец Степан в 30-х годах неоднократно вызывался в НКВД, чудом избежал ареста в эти годы. Но власть, все-таки, не оставила его в покое. После закрытия прихода, отец Степан работал в разных артелях счетоводом, кассиром; по ложному обвинению в 1940 году был арестован и отправлен в Минскую область, где с началом войны пропал без вести.
Восхищает и поражает судьба семьи священника! В ней отразилась трагическая и драматическая судьба всей России. Сыновья: Виктор,1913г.р.,погиб на фронте в 1942 году; Валентин, 1915г.р.,погиб в Германии в самом конце войны. Дочери: Лидия, 1918г.р.,участница Великой Отечественной войны, после много лет работала на железной дороге; Раиса, 1922г.р.,участница Великой Отечественной войны, воевала на Дальневосточном фронте, имела боевые награды, ветеран педагогического труда; Людмила, 1924 г.р., участница Великой Отечественной войны, принимала участие в обороне Москвы, проживает в Москве; приемная дочь, татарка по крови, Тамара, 1925 г.р., также была участницей боевых действий, имела награды. Все люди родом из детства и мы обнаруживаем небывалую силу духа, которую привил своим детям отец Стефан.

Источник: храм-в-пестрецах.рф
---
GEDmatch WC1592976
Буянов (Оренбург, Ташкент)
Верба (Мелитополь)
Витчинов (Ташкент)
Иванов (д Уланово / с Пестрецы, Казанской губ-нии)
Кулик (Новоселовка, Полтавская обл)
Куценко (Николаевка, Сумская обл)
Непомнящих, Петров (Кемерово, Прокопьевск)
Степаренко, Степеренков (с Зерново Севский
kutsenko_id
Начинающий

Ялта / Москва
Сообщений: 33
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 34
История прихода в селе Пестрецы
Часть 3.
90-е годы XX века – начало возрождения

Когда в Пестрецах закрыли церковь, многие Пестречинцы ходили в Аркатовскую церковь, в церковь в Казань, в Царицыно. По большим праздникам собирались по домам и молились.
Зинаида Степановна вспоминает:
“Я Степанова Зинаида дочь Ксении Дорофевой. Моя мама была из рода верующих, её предки (мужчины) как только заканчивали уборочные работы , уходили с сумой за плечами в паломничество и возвращались под конец зимы.
Мама тоже из семьи верующих: её братья пели на клиросе.
Когда разорили церкви, людям не хватало общения с единоверцами для молитвы. Верующие женщины собирались у мамы в доме, пока она жила в Козылях, молились.
Когда деревня распалась, все жители из неё уехали. Мама в 1981 году поселилась в Пестрецах. Землячки, также переехавшие из Козылей, бабушки, тетя Маша Сорокина, тетя Паша Агеева, тетя Валя Дорофеева, тетя Паша Павлова стали ходить к ней на молитву.
Потом пестречинцы стали узнавать, что в этом доме молятся и людей стало собираться все больше и больше. Со временем становилось тесно и душно.
Собирались и в других домах села Пестрецы. Потом Кузнецова И. И., Матросова А.Г. стали ходатайствовать, чтобы дали им другое, более подходящее помещение.”

В 90-е годы стали открываться храмы. Там же где церкви были разрушены или отсутствовали, приспосабливались под богослужебные цели т.н. молельные дома. Внешне они поначалу оставались прежними, а затем уже на крышах устанавливался крест, а внутри выделялась часть помещения под алтарь.
Так было и в Пестрецах. Уже на первом сходе 2 июня 1994 года, когда собралось 257 человек, в присутствии Главы района было решено образовать общину православных христиан и богослужения проводить регулярно, пригласив священника.
Первый народный сход православных жителей был насыщен эмоциями, как после засухи люди осознали, что они могут исправить то, что было сломано в духовной жизни села. Звучали предложения строить церковь у памятника или же на месте бывшего пожарного депо. Кто-то даже предложил начать строительство на месте, где ранее располагалась редакция и типография (ныне – банк “Ак Барс”).
5 августа 1994 года вышло Постановление “О распределении квартир” определявшее, что “освободившийся жилой дом №50 по ул. Советской выделяется под церковь”. Данное решение было закреплено “Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей”.
11 апреля 1997 года Совет Пестречинского местного самоуправления расширил территорию молельного дома.

Возрождение приходской жизни было трудным: нужно было многое начинать с самого начала. Первой старостой была Кузнецова Ираида Ильинична. Сама приобретала богослужебные книги, совместно с прихожанами формировала библиотеку. За церковной утварью для богослужений и распространения приходилось выезжать за пределы села или даже республики. В те времена было сложно что-либо приобрести для приходской деятельности. Церковь православная только восстанавливалась, вставала на ноги. Большое число людей только начали осознавать себя православными. Однако, как и бывает на приходе: желающих получить готовые результаты в Пестрецах было больше, чем верующих тружеников.
Были и внутренние нестроения на приходе. Но как трудности роста были со временем преодолены. К сожалению, уже в первые три года сменилось три настоятеля.
Возможно, по этой причине были некоторые разногласия. Но и не для кого не секрет, что после обвала экономики ко времени девальвации рубля (1998 год), когда тысячные купюры “теряли нули” было бы практически невозможно отстроить новую церковь. За кладбищем на ул. Никольской был заложено основание под церковь, но после установки фундамента строительство остановилось. Было бы не лишним отметить, что даже за фундамент приход не смог рассчитаться своими силами.
В 2000 году настоятелем стал протоиерей Сергий Степанов. К этому времени здание молельного дома обветшало. У дореволюционной постройки полы в храмовой части стали провисать под тяжестью богомольцев. Было необходимо срочное решение вопроса.
Прихожане собрали около 1000 подписей для рассмотрения вопроса на высшем республиканском уровне. Минтимер Шарипович, президент республики, взял вопрос под личный контроль. Администрация района предложила готовое здание оставленного больницей хирургического отделения. Для осмотра приехал Владыка Анастасий. Архиепископу здание понравилось. Трехсторонняя встреча Главы района, настоятеля храма и правящего архиерея привела к решению приспособить больничное здание под церковь. Таким образом, 800 квадратных метров и 0,5 га были переданы приходу.

Источник: храм-в-пестрецах.рф
---
GEDmatch WC1592976
Буянов (Оренбург, Ташкент)
Верба (Мелитополь)
Витчинов (Ташкент)
Иванов (д Уланово / с Пестрецы, Казанской губ-нии)
Кулик (Новоселовка, Полтавская обл)
Куценко (Николаевка, Сумская обл)
Непомнящих, Петров (Кемерово, Прокопьевск)
Степаренко, Степеренков (с Зерново Севский
salavat-nab

г.Набережные Челны РТ
Сообщений: 549
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 528
>> Ответ на сообщение пользователя kutsenko_id от 27 января 2022 14:46

Название села Пестрецы вроде в 1602 году встречаеся.Хохловы из карамыш Уланова перед этой датой передали часть своих поместий для строительства храма.Троицкий строитель Парамон? и поп Федор? На границе 16-17 веков занимались строительством чего то в Пестрецах.
Лайк (1)
anytka75
Начинающий

anytka75

Крым
Сообщений: 28
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 15
Добрый день, мой дед родился в с.Пестрецы 1908 году, есть МК или РС чтобы найти его родителей?
---
Тамбовская губерния, Алгасово- глава семьи Киселев Яков Федотович , Ракша- Шубкины, Тульская губерния, Епифанский уезд-Алмазовы и Плотниковы, Татарская АССР, Русские Козыли, Казань - Никифоровы
Km

Km

Чебоксары
Сообщений: 141
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 97

anytka75 написал:
[q]
Добрый день, мой дед родился в с.Пестрецы 1908 году, есть МК или РС чтобы найти его родителей?
[/q]



https://www.familysearch.org/a...cc=1931806
anytka75
Начинающий

anytka75

Крым
Сообщений: 28
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 15

Km написал:
[q]

anytka75 написал:
[q]

Добрый день, мой дед родился в с.Пестрецы 1908 году, есть МК или РС чтобы найти его родителей?
[/q]




https://www.familysearch.org/a...cc=1931806
[/q]


Спасибо, пересмотрела все за 1907,
1908,1909, но ничего не нашла.

---
Тамбовская губерния, Алгасово- глава семьи Киселев Яков Федотович , Ракша- Шубкины, Тульская губерния, Епифанский уезд-Алмазовы и Плотниковы, Татарская АССР, Русские Козыли, Казань - Никифоровы
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb
Вверх ⇈