STARBURG Стародуб Брянская обл. Сообщений: 296 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 161
| Наверх ##
26 декабря 2014 14:10 Автор: Полякова Наталья Павловна, учащаяся 10 «А» класса МБОУ «Стародубская средняя общеобразовательная школа № 1» Домашний адрес: 243240, Брянская область, г. Стародуб, ул. Свердлова д. 37, кв. 2
Научный руководитель: Сиваков Денис Александрович, учитель истории МБОУ «Стародубская средняя общеобразовательная школа №1» Адрес места работы: 243240, Брянская область, г. Стародуб, ул. Краснооктябрьская, д. 9
г. Стародуб 2013 Содержание
Введение……………………………………………………………………..3 Глава I. Евреи на Стародубщине до конца XIX века…………………………......5 Глава II. Еврейский погром 1891 года…………………………………………….7 Глава III. «Немые свидетели» еврейской жизни………………………………....9 Заключение……………………………………………………………….....13 Примечания…………………………………………………………………14 Список источников и литературы………………………………………....17 Приложения…………………………………………………………………19
Введение
История любого государства, города, села была бы невозможна без её главного участника – человека. Люди, составляющие население страны являются одним из главных её элементов. Население неоднородно и определяется признаками, которые могут быть неодинаковыми в разных государствах. Эти различия существуют и внутри страны. Одним из таких различий выступает принадлежность к той или иной нации, народности. Поэтому важным вопросом при изучении истории становится национальный состав. Для Стародуба, который на протяжении всей своей истории находился в пределах различных государств[1], вопрос о национальном составе и взаимоотношениях между разными их представителями стоял очень остро. Ведь со временем его национальный окрас приобретал всё новые оттенки. Русские, украинцы, белорусы, поляки, цыгане, литовцы – вот далеко неполный список, проживавших и проживающих здесь. Недаром в городе была и улица с говорящим названием, где проживали иностранцы. Это Немецкая улица (сейчас ул. Воровского)[2]. Значительную часть населения города составляли евреи, которые интересны сложностью взаимоотношений с представителями других этнических групп. Ведь с ними на протяжении ряда веков связано много событий местной истории. Что же к этому привело? Чтобы ответить на этот вопрос и нужна данная работа, т. к. вопрос межнациональных отношений остаётся острым до сих пор. В этом и состоит актуальность выбранной темы. Целью данного исследования ставилось: ♦ рассмотреть и проанализировать роль еврейской общины в жизни и взаимоотношениях с остальной частью населения Стародубщины на протяжении XIV-XX веков. Для достижения поставленной цели в ходе работы решались следующие задачи: ♦ проследить историю появления евреев на Стародубщине; охарактеризовать отношение местных жителей к ним; отметить роль евреев в важных для Стародуба исторических событиях; дать оценку причинам и описать ход практически неизученного погрома 1891 года; показать дальнейшую их судьбу. Объектом данного исследования выступают евреи, как часть населения Стародубщины. Предметом же – их жизнь в данном регионе в указанный период. Главными методами при проведении работы стали: работа в библиотеках и архиве, с Интернет-ресурсами; анализ и критика источников с литературой, статистических данных; посещение памятных мест. Работа построена на архивных материалах Брянска[3] и Киева[4], которые дали информацию по рассматриваемым событиям и статистические данные по составу и численности еврейского населения. Также использовались публикации в местной газете[5], различные сборники[6,7] и краеведческая литература[8,9]. Большим подспорьем выступила, дважды изданная ещё в XIX веке «Летопись Самовидца» [10,11], ставшая поистине книгой по истории Стародубщины XVII века. Исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы, приложений. В основной части рассматривается появление евреев, взаимоотношение с местным населением на протяжении нескольких веков. С целью показать местные и общегосударственные тенденции в еврейском вопросе конца XIX века в отдельной главе большое внимание уделяется еврейскому погрому 1891 года, как яркому, но малоизученному событию. Третья глава повествует об их судьбе в драматическом и противоречивом XX веке. В заключении подводятся итоги, проведённой работы. В конце работы приведены приложения, которые наглядно показывают, какую материальную память оставила после себя в городе эта часть населения. Ценность работы заключается в том, что рассматривается не просто событие одного дня или даже причины к нему приведшие, а делается попытка освятить всю сложность этих отношений на протяжении ряда веков, а это применимо к Стародубу никем ранее не делалось. Глава I. Евреи на Стародубщине до конца XIX века
Национальный состав Стародубщины к началу XX века представлял собой довольно пёструю картину, на которую ярким мазком легла его еврейская составляющая[12]. Однако к этому времени они не являлись чем-то новым и мало известным в жизни, описываемого региона. Поэтому для выяснения всех составляющих аспектов их появления и закрепления здесь стоит рассмотреть более ранние периоды истории. Как известно во второй половине XIV века, после двухвекового летописного забвения, город был завоёван литовцами[13]. С этого времени и начался новый этап в его истории, причём и в национальном составе. Всё дело в том, что массовое появление евреев здесь произошло в этот период. На момент вхождения Стародуба в состав Великого княжества Литовского, евреи, расселившиеся здесь, из соседней Польши занимали положение особого сословия. Связано это с официальной грамотой Казимира III Великого, которой он в 1334 году пригласил германских евреев на поселение в своём государстве. В 1388-89 годах уже литовский князь Витовт даровал им самоуправление, представлявшее собой развитую систему на основе Магдебургского права. В дальнейшем права евреев в этих государствах неоднократно подтверждались[14]. В начале XVI века, образованное Стародубское княжество, не выдержав притеснений к православию, присоединилось к русскому государству[15].Впрочем такое положение сохранялось не очень долго и после Смуты город на 30 лет попал под власть Речи Посполитой[16]. Начался очередной этап заселения евреями Стародубщины, причём отношения с местными жителями складывались у них крайне тяжёло. По решению городских магистратов произошло вытеснение евреев из производства и торговли в сферу аренды и откупов. Широко распространилась «пропинация» - откуп евреями государственной винной монополии, что породило обвинения их в спаивании христиан[17]. В тоже время Стародубщина подверглась нещадному насаждению католичества, закрывались православные храмы. Для проведения богослужений в церквях требовалось заплатить арендатору-еврею[18].Это и вызвало волну межнациональных конфликтов. Такую ситуацию хорошо отразил Н. В. Гоголь в своём бессмертном произведении «Тарас Бульба»[19]. Выплеск недовольства из-за всяческих притеснений со стороны поляков и, занимавшими между ними и русскими промежуточное положение, евреев, пришёлся на середину XVII века. Данные события связаны с восстанием Богдана Хмельницкого и воссоединением Левобережной Украины с Россией, а в дальнейшем – с войной с Речью Посполитой в 1654-1667 годах. Как рассказывает «Летопись Самовидца», что шляхту, которая «позачинялася в …Стародубе» вскоре «подаставали»[20]. Народный гнев обрушился и на евреев – «участь шляхты братски разделили жиды, которых резали теперь тысячами»[21]. Многие из них, боясь смерти, приняли христианскую веру[22]. Левобережная Украина после 1654 года практически полностью лишилась еврейских общин[23]. Почти до конца XVIII века проживание евреев в Малороссии, в состав которой, в качестве самостоятельного полка с 1663 г.[24], вошла и Стародубщина, было запрещено[25]. Правда торговля разрешалась, т. к. приносила доход государству[26]. В это период ярким примером очередного конфликта стал погром 1708 года в Стародубе, когда погибло около 50 евреев[27]. Ситуация с запретом на проживание изменилась только после разделов Польши. Указом императрицы Екатерины II было разрешено поселение евреев в так называемой «черте оседлости» - на территории, за пределами которой им запрещалось постоянно жить. После второго раздела Польши в июне 1794 года эта территория была расширена, в неё вошёл и Стародуб[28]. Она существовала до 1917 года, но только этим не ограничивались ущемления евреев. Довольно много антиеврейских законов было принято в XIX веке. Хотя разрешение проживать в Стародубе позволило быстро восстановить здесь численность евреев, община которых по ревизии 1836 года насчитывала более 2-х тысяч человек[29]. В целом же первая половина XIX века принесла еврейскому населению массу новых потрясений. Сменявшие друг друга в течение века императоры в их отношении принимали весьма тяжёлые законы. Пожалуй, только при Александре II их положение немного улучшилось. В тоже время именно с его именем связана крестьянская реформа 1861 года, которая через 20 лет привела к новым антиеврейским выступлениям[30]. Отмена крепостного права вовлекла основную часть населения в торгово-финансовые отношения. Крестьяне же имели слишком мало земли, а брать её в аренду у помещиков не позволяла большая плата, повышаемая за счёт богатых евреев-арендаторов. Со стороны российского купечества чётко прослеживался антисемитизм на экономической почве. Кроме того, не малую роль сыграли и религиозные мотивы. Тут стоит отметить и вклад в «погромное движение» революционной партии «Народная воля», члены исполнительного комитета которой 30 августа 1881 года издали прокламацию, призывавшую к разгрому евреев[31]. Подъём антиеврейского движения не заставил себя долго ждать.
Глава II. Еврейский погром 1891 года Таким образом, к концу XIX века сложилась ситуация, когда по всей стране, на фоне антиеврейских законов, прокатилась череда погромов. В Стародубе, обладающем на тот момент еврейской общиной свыше пяти тысяч[32] человек, всё было тихо. И, казалось бы, что город, где на протяжении ряда веков, периодически громили евреев в этот раз останется в стороне. Однако в Стародубе вскоре произошёл погром, который чётко отразил в себе все настроения и отношения к евреям. 22 июня 1889 года Стародубская Городская Дума, по предложению купца Тимофея Гладкова, издала постановление о запрещении торговли в воскресные и праздничные дни. Оно вошло в законную силу 14 июня 1890 года, утверждённое черниговским губернатором[33]. Торговля в воскресные и праздничные дни была прекращена. И только на Раннем базаре (сейчас ул. Осипенко) продавали необходимые съестные припасы по утверждённому распорядку. Но данная ситуация устраивала не всех. Вскоре некоторые Гласные (депутаты) заявили о незаконности этого постановления, т. к. Городская Дума имела право только устанавливать время торговли, а не запрещать её вовсе. 20 марта 1891 года постановление было отменено и установлен новый порядок торговли, о чём сообщила публикация в «Черниговских губернских ведомостях»[34]. Это вызвало недовольства среди православного населения, считавшего произошедшее последствиями еврейских происков. Они усиливались нетактичным поведением некоторых евреев, публично высказывающих, что «еврейская суббота поборола воскресение» и что «евреи купили нашу нединю (воскресенье) за две тысячи рублей». За дерзкие кощунские слова еврей Евель Бобовников был осуждён окружным судом[35]. Здесь хорошо прослеживается конфликт между купцами-старообрядцами и евреями, ведь закрытие торговли в праздничные дни приводило к тому, что евреи не работали 65 дней – в свои и православные праздники. Это приносило им убыток. Русские же купцы говорили, что «вы жиды душите нас большой конкуренциею». Столкновения по вопросам торговли происходили и во время заседаний Городской Думы между купцами Гладковым и Лейбой Либерманом. Тогда Гладков, по утверждению Либермана, сказал, что может подстроить погром. Скорее всего, он был заранее подготовлен и предрешён, если 29 сентября евреи откроют торговлю[36]. Поэтому, когда в воскресенье около 12 часов дня евреи стали открывать лавки для торговли, события не заставили себя долго ждать. Отдельные группы людей, собравшиеся с утра на Базарной площади, соединились вместе в начале Греческой улицы. Поводом к погрому послужила жалоба мальчика, которого до этого видели среди групп погромщиков, о том, что его «побили жиды»[37]. Во главе толпы, которая начала действовать сообща, встал мещанин Левченко. Полиция оказалась бессильна и вскоре погромами была охвачена часть улиц города (Греческая, Почтовая, Старо-Николаевская, Мостовая, Вознесенская, Бульварная, Базарная площадь и Ранний базар)(приложение 1), где находились жилые дома и торговые учреждения. Толпа разделилась. Ближе к вечеру один за другим вспыхнули пожары: на Раннем базаре (уничтожено 10 домов, 29 лавочек и 1 погреб) и на Базарной площади. Причём пострадали и русские дома с лавками. Основная часть евреев спряталась от погромщиков и только некоторые держали оборону. Мещанин Айсперт, защищая свой дом с оружием в руках, выстрелом из ружья даже ранил одного нападавшего. Многие евреи подверглись избиению палками и кольями. Ущерб, нанесённый погромщиками, носил следующий характер: разбиты окна и двери, изломана мебель, изорваны платья и постельные принадлежности, побиты зеркала и посуда, похищена часть товаров[38]. В погромах помимо жителей города принимали участие крестьяне соседних сёл и деревень. Всё закончилось около 4 утра 30 сентября. А 1 октября из Брянска прибыл, вызванный по случаю беспорядков, батальон 163 пехотного Дорогобужского полка. Начались долгие разбирательства с выяснением причин, хода погрома, зачинщиков, пострадавших, нанесённого ущерба. Обвинительный вердикт вынесли на 23 человека[39], среди которых были и зачинщики – купцы Тепляков и Гладков, казак Подолянич(приложение 2), что подтверждает конфликт в сфере торговых интересов. Остальные вероятней всего защищали православную веру, либо действовали с целью обогащения. Хотя на увещевания пастырей церкви протоирея Доброгаева и священника Карниевского о прекращении беспорядков не откликнулись[40].
Глава III. «Немые свидетели» еврейской жизни Новое столетие оказалось одним из самых тяжёлых в жизни еврейского населения Стародубщины, что во многом определялось тем, что происходило в стране и мире. Только стали забываться события начала 90-х годов ушедшего века, как вместе с первой русской революцией грянули новые погромы. Правда благодаря, действующим в городе политическим партиям БУНД и СЕРП, работа которых была ориентирована на евреев[41], страшных последствий удалось избежать. «Организация самообороны», состоящая из 150 молодых евреев, револьверными выстрелами рассеяла толпу по улицам города[42]. Затушенное пламя революции дало и им передышку на некоторое время. До событий 1917 года их жизнь евреев протекала достаточно спокойно. Они продолжали играть заметную роль в жизни города и округи. Архивные документы того периода показывают их большую занятость в торговой и промышленной сферах, где они являлись владельцами или управляющими многочисленными складами, лавками, гостиницами и магазинами[43]. Гостиницей «Лондон», которая располагалась на Милостливой улице к примеру владел Гольдин[44]. В 1910 году даже была построена новая кирпичная синагога[45](приложение 3). В ней проводились общие богослужения, когда в город приезжал известный для всей еврейской общины раввин. А в простые дни богослужения проводились в стоявших поодаль деревянных синагогах[46]. Одна из таких была разобрана немцами во время Великой Отечественной войны на дрова. Рядом с синагогами проводились и захоронения. До нашего времени они не сохранились. Осталось только одно старинное кладбище (приложение 4) с надгробиями на замшелых камнях которых высечены семисвечники и шестиконечные звёзды – щит Давида и надписи на иврите[47](приложение 5). Именно здесь захоронены те, кто потерял возможность вернуться в Израиль. К этому времени евреи составляли около 30% населения города[48]. Большая их часть придерживалась иудейской веры, но некоторые принимали христианство. С началом I мировой войны Стародубщина, как и другая территория страны была ареной военных действий с германскими войсками. После же Октябрьской революции ей на смену пришла неменее кровавая гражданская война. Среди жертв были и евреи. Причём доставалось им и от большевиков, которые официально осуждали антисемитизм. Всё это привело к резкому сокращению числа евреев на Стародубщине. Уже в 1926 году их численность от всего населения составляла всего лишь 0,4%[49]. Значительная часть эмигрировала за границу или же переехала в Москву или Ленинград. В 30-е годы эти процессы продолжались. Ещё одним страшным ударом для евреев, впрочем, как и для всей страны, стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Она унесла миллионы еврейских жизней. Целенаправленное уничтожение евреев гитлеровцами не обошло стороной и Стародуб. Всего в ходе расстрелов немцами в урочище «Галые болота»(приложение 6) погибло более 1000 человек, основная часть из которых была евреями(приложение 7)[50]. Послевоенные тяготы и новый виток борьбы с религией в период Хрущевской «оттепели», когда закрывались синагоги по всей стране и запрещалось проведение обрядов, привели к дальнейшему продолжению эмиграции. Итоги Всесоюзной переписи 1959 года позволяют увидеть только общую картину национального состава Брянской области (Стародуб вошёл в состав Брянской губернии в 1927 г.[51] ). В период 30-50-х годов число евреев уменьшается, хотя по-прежнему среди нерусского населения занимает одно из первых мест [52]. В дальнейшем тенденция к уменьшению сохраняется. В 1970-м году они составляют 0,72% от всего населения области (уже 23,8% из всего нерусского населения)[53], а по и итогам переписи 1979 года – 0,63%[54]. К этому времени Стародубщина окончательно теряет лидирующие позиции по числу еврейского населения, хотя в соседних районах, которые до революции тоже входили в черту оседлости их процент выше (Унеченский район – 0,93%; Суражский – 1,3%) [55]. Выезд евреев продолжился и в 1980-е годы, что в том числе связано и катастрофой на Чернобыльской АЭС в 1986 году. По области на 1989 год численность еврейского населения сократилась на 2807 человек, и составило 29,4% от уровня 1979 года. В Стародубе за этот период сокращение произошло более чем вдвое[56]. В начале XXI века (итоги переписи 2002 г. обобщены в целом по области) сокращение еврейского населения продолжилось, что по-прежнему связано с эмиграцией в страны дальнего зарубежья и ассимиляцией. Впрочем, с распадом СССР и сменой политики в 90-е годы наблюдается некоторое оживление в еврейской жизни. Если в Советское время была прекращена легальная деятельность еврейских общин, а закрытые синагоги использовались в других целях, то теперь происходит их возрождение. Сначала этот процесс коснулся Брянска, а затем и некоторых городов области (Новозыбков, Унеча, Сураж, Клинцы). Однако Стародуб, обладавшей в дореволюционные годы большим процентом еврейского населения и многовековым опытом совместной жизни, эти процессы практически не затронули.
Заключение Несмотря на то, что довольно сложно в рамках одной работы раскрыть и показать жизнь исследуемой части населения за такой продолжительный период это сделать всё-таки удалось. Выбор временных рамок в свою очередь позволил показать некоторые особенности бытования еврейского вопроса на Стародубщине, а именно раннее заселение евреев в отличие от остальной России. В ходе работы была определена система взаимоотношений евреев с остальной частью местного населения. Она представляла собой совокупность довольно мирного сосуществования и антиеврейских выступлений, протекающих в различных формах. Причинами этому могли быть как политика местной и центральной властей, так и экономические и религиозные споры. Кроме того, были решены поставленные задачи. Показано значение евреев в важных для города событиях. Это и воссоединение с Россией, и дальнейшие реформы в рамках всего государства. Так отмена крепостного права к концу XIX века подняло новую волну антиеврейских вступлений. Данный момент был освящён при рассмотрении причин и хода погрома 1891 года, который показал, что общегосударственные тенденции не чужды и Стародубу. В тоже время, несомненно, важным является роль евреев в торговле, что не могла не заметить власть. Создаваемая евреями конкуренция толкала вперёд развитие торговли, хотя и вызывала недовольство русского купечества. Антиеврейские выступления продолжились и в начале XX века, что наряду с войнами и массовой эмиграцией привело к резкому сокращению евреев среди населения. Стародуб, будучи до этого «еврейским городом», практически полностью потерял еврейскую составляющую, которая вносила определённую самобытность в местную жизнь. «Немыми свидетелями» их жизни остались лишь здание синагоги, старое кладбище, да памятник на месте захоронения расстрелянных в годы Великой Отечественной войны. --- С уважением Д. Г. |