Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

г. Стародуб Брянская обл. (ранее Черниговская губерния)

Еврейское население.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: shirsin, Asmodeika
STARBURG

Стародуб Брянская обл.
Сообщений: 296
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 161
Автор: Полякова Наталья Павловна,
учащаяся 10 «А» класса МБОУ «Стародубская
средняя общеобразовательная школа № 1»
Домашний адрес: 243240, Брянская область,
г. Стародуб, ул. Свердлова д. 37, кв. 2

Научный руководитель: Сиваков Денис
Александрович, учитель истории МБОУ
«Стародубская средняя
общеобразовательная школа №1»
Адрес места работы: 243240, Брянская
область, г. Стародуб, ул. Краснооктябрьская, д. 9


г. Стародуб
2013
Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Евреи на Стародубщине до конца XIX века…………………………......5
Глава II. Еврейский погром 1891 года…………………………………………….7
Глава III. «Немые свидетели» еврейской жизни………………………………....9
Заключение……………………………………………………………….....13
Примечания…………………………………………………………………14
Список источников и литературы………………………………………....17
Приложения…………………………………………………………………19

Введение

История любого государства, города, села была бы невозможна без её главного участника – человека. Люди, составляющие население страны являются одним из главных её элементов. Население неоднородно и определяется признаками, которые могут быть неодинаковыми в разных государствах. Эти различия существуют и внутри страны. Одним из таких различий выступает принадлежность к той или иной нации, народности. Поэтому важным вопросом при изучении истории становится национальный состав. Для Стародуба, который на протяжении всей своей истории находился в пределах различных государств[1], вопрос о национальном составе и взаимоотношениях между разными их представителями стоял очень остро. Ведь со временем его национальный окрас приобретал всё новые оттенки. Русские, украинцы, белорусы, поляки, цыгане, литовцы – вот далеко неполный список, проживавших и проживающих здесь. Недаром в городе была и улица с говорящим названием, где проживали иностранцы. Это Немецкая улица (сейчас ул. Воровского)[2]. Значительную часть населения города составляли евреи, которые интересны сложностью взаимоотношений с представителями других этнических групп. Ведь с ними на протяжении ряда веков связано много событий местной истории. Что же к этому привело? Чтобы ответить на этот вопрос и нужна данная работа, т. к. вопрос межнациональных отношений остаётся острым до сих пор. В этом и состоит актуальность выбранной темы.
Целью данного исследования ставилось:
♦ рассмотреть и проанализировать роль еврейской общины в жизни и взаимоотношениях с остальной частью населения Стародубщины на протяжении XIV-XX веков.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решались следующие задачи:
♦ проследить историю появления евреев на Стародубщине; охарактеризовать отношение местных жителей к ним; отметить роль евреев в важных для Стародуба исторических событиях; дать оценку причинам и описать ход практически неизученного погрома 1891 года; показать дальнейшую их судьбу.
Объектом данного исследования выступают евреи, как часть населения Стародубщины. Предметом же – их жизнь в данном регионе в указанный период.
Главными методами при проведении работы стали: работа в библиотеках и архиве, с Интернет-ресурсами; анализ и критика источников с литературой, статистических данных; посещение памятных мест.
Работа построена на архивных материалах Брянска[3] и Киева[4], которые дали информацию по рассматриваемым событиям и статистические данные по составу и численности еврейского населения. Также использовались публикации в местной газете[5], различные сборники[6,7] и краеведческая литература[8,9]. Большим подспорьем выступила, дважды изданная ещё в XIX веке «Летопись Самовидца» [10,11], ставшая поистине книгой по истории Стародубщины XVII века.
Исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы, приложений. В основной части рассматривается появление евреев, взаимоотношение с местным населением на протяжении нескольких веков. С целью показать местные и общегосударственные тенденции в еврейском вопросе конца XIX века в отдельной главе большое внимание уделяется еврейскому погрому 1891 года, как яркому, но малоизученному событию. Третья глава повествует об их судьбе в драматическом и противоречивом XX веке. В заключении подводятся итоги, проведённой работы. В конце работы приведены приложения, которые наглядно показывают, какую материальную память оставила после себя в городе эта часть населения.
Ценность работы заключается в том, что рассматривается не просто событие одного дня или даже причины к нему приведшие, а делается попытка освятить всю сложность этих отношений на протяжении ряда веков, а это применимо к Стародубу никем ранее не делалось.
Глава I. Евреи на Стародубщине до конца XIX века

Национальный состав Стародубщины к началу XX века представлял собой довольно пёструю картину, на которую ярким мазком легла его еврейская составляющая[12]. Однако к этому времени они не являлись чем-то новым и мало известным в жизни, описываемого региона. Поэтому для выяснения всех составляющих аспектов их появления и закрепления здесь стоит рассмотреть более ранние периоды истории. Как известно во второй половине XIV века, после двухвекового летописного забвения, город был завоёван литовцами[13]. С этого времени и начался новый этап в его истории, причём и в национальном составе. Всё дело в том, что массовое появление евреев здесь произошло в этот период. На момент вхождения Стародуба в состав Великого княжества Литовского, евреи, расселившиеся здесь, из соседней Польши занимали положение особого сословия. Связано это с официальной грамотой Казимира III Великого, которой он в 1334 году пригласил германских евреев на поселение в своём государстве. В 1388-89 годах уже литовский князь Витовт даровал им самоуправление, представлявшее собой развитую систему на основе Магдебургского права. В дальнейшем права евреев в этих государствах неоднократно подтверждались[14].
В начале XVI века, образованное Стародубское княжество, не выдержав притеснений к православию, присоединилось к русскому государству[15].Впрочем такое положение сохранялось не очень долго и после Смуты город на 30 лет попал под власть Речи Посполитой[16]. Начался очередной этап заселения евреями Стародубщины, причём отношения с местными жителями складывались у них крайне тяжёло. По решению городских магистратов произошло вытеснение евреев из производства и торговли в сферу аренды и откупов. Широко распространилась «пропинация» - откуп евреями государственной винной монополии, что породило обвинения их в спаивании христиан[17]. В тоже время Стародубщина подверглась нещадному насаждению католичества, закрывались православные храмы. Для проведения богослужений в церквях требовалось заплатить арендатору-еврею[18].Это и вызвало волну межнациональных конфликтов. Такую ситуацию хорошо отразил Н. В. Гоголь в своём бессмертном произведении «Тарас Бульба»[19]. Выплеск недовольства из-за всяческих притеснений со стороны поляков и, занимавшими между ними и русскими промежуточное положение, евреев, пришёлся на середину XVII века. Данные события связаны с восстанием Богдана Хмельницкого и воссоединением Левобережной Украины с Россией, а в дальнейшем – с войной с Речью Посполитой в 1654-1667 годах. Как рассказывает «Летопись Самовидца», что шляхту, которая «позачинялася в …Стародубе» вскоре «подаставали»[20]. Народный гнев обрушился и на евреев – «участь шляхты братски разделили жиды, которых резали теперь тысячами»[21]. Многие из них, боясь смерти, приняли христианскую веру[22]. Левобережная Украина после 1654 года практически полностью лишилась еврейских общин[23]. Почти до конца XVIII века проживание евреев в Малороссии, в состав которой, в качестве самостоятельного полка с 1663 г.[24], вошла и Стародубщина, было запрещено[25]. Правда торговля разрешалась, т. к. приносила доход государству[26]. В это период ярким примером очередного конфликта стал погром 1708 года в Стародубе, когда погибло около 50 евреев[27].
Ситуация с запретом на проживание изменилась только после разделов Польши. Указом императрицы Екатерины II было разрешено поселение евреев в так называемой «черте оседлости» - на территории, за пределами которой им запрещалось постоянно жить. После второго раздела Польши в июне 1794 года эта территория была расширена, в неё вошёл и Стародуб[28]. Она существовала до 1917 года, но только этим не ограничивались ущемления евреев. Довольно много антиеврейских законов было принято в XIX веке. Хотя разрешение проживать в Стародубе позволило быстро восстановить здесь численность евреев, община которых по ревизии 1836 года насчитывала более 2-х тысяч человек[29].
В целом же первая половина XIX века принесла еврейскому населению массу новых потрясений. Сменявшие друг друга в течение века императоры в их отношении принимали весьма тяжёлые законы. Пожалуй, только при Александре II их положение немного улучшилось. В тоже время именно с его именем связана крестьянская реформа 1861 года, которая через 20 лет привела к новым антиеврейским выступлениям[30]. Отмена крепостного права вовлекла основную часть населения в торгово-финансовые отношения. Крестьяне же имели слишком мало земли, а брать её в аренду у помещиков не позволяла большая плата, повышаемая за счёт богатых евреев-арендаторов. Со стороны российского купечества чётко прослеживался антисемитизм на экономической почве. Кроме того, не малую роль сыграли и религиозные мотивы. Тут стоит отметить и вклад в «погромное движение» революционной партии «Народная воля», члены исполнительного комитета которой 30 августа 1881 года издали прокламацию, призывавшую к разгрому евреев[31]. Подъём антиеврейского движения не заставил себя долго ждать.

Глава II. Еврейский погром 1891 года
Таким образом, к концу XIX века сложилась ситуация, когда по всей стране, на фоне антиеврейских законов, прокатилась череда погромов. В Стародубе, обладающем на тот момент еврейской общиной свыше пяти тысяч[32] человек, всё было тихо. И, казалось бы, что город, где на протяжении ряда веков, периодически громили евреев в этот раз останется в стороне. Однако в Стародубе вскоре произошёл погром, который чётко отразил в себе все настроения и отношения к евреям.
22 июня 1889 года Стародубская Городская Дума, по предложению купца Тимофея Гладкова, издала постановление о запрещении торговли в воскресные и праздничные дни. Оно вошло в законную силу 14 июня 1890 года, утверждённое черниговским губернатором[33]. Торговля в воскресные и праздничные дни была прекращена. И только на Раннем базаре (сейчас ул. Осипенко) продавали необходимые съестные припасы по утверждённому распорядку. Но данная ситуация устраивала не всех. Вскоре некоторые Гласные (депутаты) заявили о незаконности этого постановления, т. к. Городская Дума имела право только устанавливать время торговли, а не запрещать её вовсе. 20 марта 1891 года постановление было отменено и установлен новый порядок торговли, о чём сообщила публикация в «Черниговских губернских ведомостях»[34]. Это вызвало недовольства среди православного населения, считавшего произошедшее последствиями еврейских происков. Они усиливались нетактичным поведением некоторых евреев, публично высказывающих, что «еврейская суббота поборола воскресение» и что «евреи купили нашу нединю (воскресенье) за две тысячи рублей». За дерзкие кощунские слова еврей Евель Бобовников был осуждён окружным судом[35].
Здесь хорошо прослеживается конфликт между купцами-старообрядцами и евреями, ведь закрытие торговли в праздничные дни приводило к тому, что евреи не работали 65 дней – в свои и православные праздники. Это приносило им убыток. Русские же купцы говорили, что «вы жиды душите нас большой конкуренциею».
Столкновения по вопросам торговли происходили и во время заседаний Городской Думы между купцами Гладковым и Лейбой Либерманом. Тогда Гладков, по утверждению Либермана, сказал, что может подстроить погром. Скорее всего, он был заранее подготовлен и предрешён, если 29 сентября евреи откроют торговлю[36]. Поэтому, когда в воскресенье около 12 часов дня евреи стали открывать лавки для торговли, события не заставили себя долго ждать. Отдельные группы людей, собравшиеся с утра на Базарной площади, соединились вместе в начале Греческой улицы. Поводом к погрому послужила жалоба мальчика, которого до этого видели среди групп погромщиков, о том, что его «побили жиды»[37]. Во главе толпы, которая начала действовать сообща, встал мещанин Левченко.
Полиция оказалась бессильна и вскоре погромами была охвачена часть улиц города (Греческая, Почтовая, Старо-Николаевская, Мостовая, Вознесенская, Бульварная, Базарная площадь и Ранний базар)(приложение 1), где находились жилые дома и торговые учреждения. Толпа разделилась. Ближе к вечеру один за другим вспыхнули пожары: на Раннем базаре (уничтожено 10 домов, 29 лавочек и 1 погреб) и на Базарной площади. Причём пострадали и русские дома с лавками. Основная часть евреев спряталась от погромщиков и только некоторые держали оборону. Мещанин Айсперт, защищая свой дом с оружием в руках, выстрелом из ружья даже ранил одного нападавшего. Многие евреи подверглись избиению палками и кольями. Ущерб, нанесённый погромщиками, носил следующий характер: разбиты окна и двери, изломана мебель, изорваны платья и постельные принадлежности, побиты зеркала и посуда, похищена часть товаров[38]. В погромах помимо жителей города принимали участие крестьяне соседних сёл и деревень. Всё закончилось около 4 утра 30 сентября. А 1 октября из Брянска прибыл, вызванный по случаю беспорядков, батальон 163 пехотного Дорогобужского полка. Начались долгие разбирательства с выяснением причин, хода погрома, зачинщиков, пострадавших, нанесённого ущерба. Обвинительный вердикт вынесли на 23 человека[39], среди которых были и зачинщики – купцы Тепляков и Гладков, казак Подолянич(приложение 2), что подтверждает конфликт в сфере торговых интересов. Остальные вероятней всего защищали православную веру, либо действовали с целью обогащения. Хотя на увещевания пастырей церкви протоирея Доброгаева и священника Карниевского о прекращении беспорядков не откликнулись[40].

Глава III. «Немые свидетели» еврейской жизни
Новое столетие оказалось одним из самых тяжёлых в жизни еврейского населения Стародубщины, что во многом определялось тем, что происходило в стране и мире. Только стали забываться события начала 90-х годов ушедшего века, как вместе с первой русской революцией грянули новые погромы. Правда благодаря, действующим в городе политическим партиям БУНД и СЕРП, работа которых была ориентирована на евреев[41], страшных последствий удалось избежать. «Организация самообороны», состоящая из 150 молодых евреев, револьверными выстрелами рассеяла толпу по улицам города[42]. Затушенное пламя революции дало и им передышку на некоторое время.
До событий 1917 года их жизнь евреев протекала достаточно спокойно. Они продолжали играть заметную роль в жизни города и округи. Архивные документы того периода показывают их большую занятость в торговой и промышленной сферах, где они являлись владельцами или управляющими многочисленными складами, лавками, гостиницами и магазинами[43]. Гостиницей «Лондон», которая располагалась на Милостливой улице к примеру владел Гольдин[44]. В 1910 году даже была построена новая кирпичная синагога[45](приложение 3). В ней проводились общие богослужения, когда в город приезжал известный для всей еврейской общины раввин. А в простые дни богослужения проводились в стоявших поодаль деревянных синагогах[46]. Одна из таких была разобрана немцами во время Великой Отечественной войны на дрова. Рядом с синагогами проводились и захоронения. До нашего времени они не сохранились. Осталось только одно старинное кладбище (приложение 4) с надгробиями на замшелых камнях которых высечены семисвечники и шестиконечные звёзды – щит Давида и надписи на иврите[47](приложение 5). Именно здесь захоронены те, кто потерял возможность вернуться в Израиль.
К этому времени евреи составляли около 30% населения города[48]. Большая их часть придерживалась иудейской веры, но некоторые принимали христианство.
С началом I мировой войны Стародубщина, как и другая территория страны была ареной военных действий с германскими войсками. После же Октябрьской революции ей на смену пришла неменее кровавая гражданская война. Среди жертв были и евреи. Причём доставалось им и от большевиков, которые официально осуждали антисемитизм. Всё это привело к резкому сокращению числа евреев на Стародубщине. Уже в 1926 году их численность от всего населения составляла всего лишь 0,4%[49]. Значительная часть эмигрировала за границу или же переехала в Москву или Ленинград. В 30-е годы эти процессы продолжались.
Ещё одним страшным ударом для евреев, впрочем, как и для всей страны, стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Она унесла миллионы еврейских жизней. Целенаправленное уничтожение евреев гитлеровцами не обошло стороной и Стародуб. Всего в ходе расстрелов немцами в урочище «Галые болота»(приложение 6) погибло более 1000 человек, основная часть из которых была евреями(приложение 7)[50].
Послевоенные тяготы и новый виток борьбы с религией в период Хрущевской «оттепели», когда закрывались синагоги по всей стране и запрещалось проведение обрядов, привели к дальнейшему продолжению эмиграции. Итоги Всесоюзной переписи 1959 года позволяют увидеть только общую картину национального состава Брянской области (Стародуб вошёл в состав Брянской губернии в 1927 г.[51] ). В период 30-50-х годов число евреев уменьшается, хотя по-прежнему среди нерусского населения занимает одно из первых мест [52]. В дальнейшем тенденция к уменьшению сохраняется. В 1970-м году они составляют 0,72% от всего населения области (уже 23,8% из всего нерусского населения)[53], а по и итогам переписи 1979 года – 0,63%[54]. К этому времени Стародубщина окончательно теряет лидирующие позиции по числу еврейского населения, хотя в соседних районах, которые до революции тоже входили в черту оседлости их процент выше (Унеченский район – 0,93%; Суражский – 1,3%) [55]. Выезд евреев продолжился и в 1980-е годы, что в том числе связано и катастрофой на Чернобыльской АЭС в 1986 году. По области на 1989 год численность еврейского населения сократилась на 2807 человек, и составило 29,4% от уровня 1979 года. В Стародубе за этот период сокращение произошло более чем вдвое[56].
В начале XXI века (итоги переписи 2002 г. обобщены в целом по области) сокращение еврейского населения продолжилось, что по-прежнему связано с эмиграцией в страны дальнего зарубежья и ассимиляцией.
Впрочем, с распадом СССР и сменой политики в 90-е годы наблюдается некоторое оживление в еврейской жизни. Если в Советское время была прекращена легальная деятельность еврейских общин, а закрытые синагоги использовались в других целях, то теперь происходит их возрождение. Сначала этот процесс коснулся Брянска, а затем и некоторых городов области (Новозыбков, Унеча, Сураж, Клинцы). Однако Стародуб, обладавшей в дореволюционные годы большим процентом еврейского населения и многовековым опытом совместной жизни, эти процессы практически не затронули.

Заключение
Несмотря на то, что довольно сложно в рамках одной работы раскрыть и показать жизнь исследуемой части населения за такой продолжительный период это сделать всё-таки удалось. Выбор временных рамок в свою очередь позволил показать некоторые особенности бытования еврейского вопроса на Стародубщине, а именно раннее заселение евреев в отличие от остальной России.
В ходе работы была определена система взаимоотношений евреев с остальной частью местного населения. Она представляла собой совокупность довольно мирного сосуществования и антиеврейских выступлений, протекающих в различных формах. Причинами этому могли быть как политика местной и центральной властей, так и экономические и религиозные споры.
Кроме того, были решены поставленные задачи. Показано значение евреев в важных для города событиях. Это и воссоединение с Россией, и дальнейшие реформы в рамках всего государства. Так отмена крепостного права к концу XIX века подняло новую волну антиеврейских вступлений. Данный момент был освящён при рассмотрении причин и хода погрома 1891 года, который показал, что общегосударственные тенденции не чужды и Стародубу.
В тоже время, несомненно, важным является роль евреев в торговле, что не могла не заметить власть. Создаваемая евреями конкуренция толкала вперёд развитие торговли, хотя и вызывала недовольство русского купечества.
Антиеврейские выступления продолжились и в начале XX века, что наряду с войнами и массовой эмиграцией привело к резкому сокращению евреев среди населения. Стародуб, будучи до этого «еврейским городом», практически полностью потерял еврейскую составляющую, которая вносила определённую самобытность в местную жизнь. «Немыми свидетелями» их жизни остались лишь здание синагоги, старое кладбище, да памятник на месте захоронения расстрелянных в годы Великой Отечественной войны.
---
С уважением Д. Г.
Лайк (2)
STARBURG

Стародуб Брянская обл.
Сообщений: 296
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 161
Фамилии жерт ХОЛОКОСТА близ х. Беловщина г. Стародуб

Предварительный список погибших близ х. Беловщина , отредактированный мною согласно списка " Центральной базы данных имен жертв ШОА "


Фамилия Имя Год рождения

= А =
Аронзон Анна 1878
Аршавская Элка
Хая
Аскин Борис
Аснина Эстер 1900
Софья 1925
Нихама 1870
Астнина Эсфирь 1903
= Б =
Бабовников Ефим 1876
Беленькая Рива
Белодубровская Лена 1901
Берлина Двоша
Берхин Соня 1921
Бесчинская Соня 1873
Блюмкин Хаим
Ханна
Брайнин Боря 1888
Изя 1925
Бунимова Ита
Вера
= В =
Вайкин Эва
Маша
Фаня
Мотя
Иосиф - Иосеф
Вайман Ида 1856
Гита 1901
Броня 1920
Исаак 1931
Мария 1923
Авраам
Валенштайн Геня
Иосиф - Иосеф
Валкина Раиса 1897
Мария 1924
Геня 1893
Бася 1890
Эва 1923 ( 1924 )
Фаня 1925 ( 1927 и 1928 )
Иосиф - Иосеф 1890
Веньковский 1871
Виницкий Фаня
Винокуров Маня
Войнова Сара
Волович Фаня 1906
Рахиль 1880
Голда 1897 ( 1899 )
Берта 1926 ( 1927 )
Бейля 1910
Бася 1904
Беня
Рохля - Рахель
Воловичев Оля
Ворович Илья - Эли 1886
Герш 1898
= Г =
Гетманская Цива 1894
Ривка 1928
Гендлин Борис
Генина Ента 1874
Сара 1909
Вера 1932
Сима 1935
Броня 1939
Израиль 1870 ( 1874 )
Бенцион 1941
Гиндин Надя 1911
Фрума 1886
Вова
Гинзбург Залман 1875
Фаня
Гольникова Ева - Эва
Горбовицки Эсфирь 1893
Гордонов Давид 1875
Маня 1938
Сима
Горелов Маня 1938
Глеков Наум - Нахум 1937
Глински Ольга
Глушаков Фейга 1901
Фаня 1908
Белла 1934
Соня 1928
Яша 1930
Лева 1925
Борис 1890
Григорий 1898
Самуил 1903
Лея
Бася
Гирша
Гуревич Иосиф - Иосеф 1900
Шмуэль 1923
Бася 1901
Гиля 1897
Беля 1895
Галя – Геля
Нона – Нуна
Рахиль – Рахель
Меир
= Д =
Драгилев Хома - Хума
Дрозински Айзик
Дубровски Мендель 1880
Дулькин Рахиль – Рахель
Моисей – Мойша
Сора
Буся
Дыкина Доба
Дыскина Мария 1904
Софья 1936
Анна 1934
Фаня 1901
= Е =
Елькина Валя – Валия
Соня
= Ж =
Жарковский Мося - Мозир
= З =
Зак Геня
Залесина Анна 1917
Зархин Лазарь 1897
Владимир 1930
Брайна 1898
Маня 1924
= И =
Иберман Исаак
Игольников Арам
Арон
Израилева Люба 1889
Любовь 1886
Ида 1911
Израитель Евгения 1891
Борис 1920
София 1922
Иофе Бася
= К =
Каган Хая 1871
Муля
Роза
Каплан Роня 1912
Каплун Моше 1886 ( 1888 )
Гита 1895 ( 1889 )
Борис 1873
Броня 1881
Эта 1919
Карасик Фрума 1892
Кардашенков Стефан
Карпасов Лазарь - Лазер 1881
Злата 1886
Карток Михаил - Михаэль 1891
Белла 1900
Квет Хьена 1877
Киваева Эде - Ада 1914
Анна 1912
Ключарёва Лена 1910
Оля 1934
Вера 1936
Коган Роза - Розалия 1908 ( 1909 )
Коников Мера 1905
Год - Риве 1861
Корбелев Исай - Исаи 1877
Зинаида 1935
Любовь 1882
Соня 1915
Абрам - Авраам 1937
Короткий Михаил – Михаэль
Арон
Климовский Марик 1939
Краков Мендель
Борис
Красик Нела 1937
Эсфирь 1912
Моисей - Мойше 1866
Красильщиков София 1923
Борис 1878
Хая 1882
Куся 1918
Соня
Моисей – Мойша
Эйдля - Адела
Краснопольская Рахелл - Роза 1892
Краснопольски Лейба 1892
Арон 1892
Айзик
Юда – Иегуда
Наум - Нахум
Кричевски Ревека - Ривка
Крутиков Соня
Кулькин Белла
= Л =
Ланкин Муля 1928
Меер 1885
Лапчинский Николай 1911
Левиков Соня 1902
Хася 1931
Хая – Хаи 1877
Двоса 1916
Сема
Софья
Лея
Хася – Хая - Ася
Левинов София
Левит Фейга 1899
Маня 1901
Лейба 1927
Соня
Анна
Рахель
Ошер
Цива
Левитина Хая - Лея 1890
Гита 1907
Бейля – Белла 1879 ( 1892 )
Арон 1924
Рива – Ита 1886
Маня 1917
Мария 1912
Авраам 1912
Левонтин Бенцион 1890
Лезнер Давид
Борис
Юда - Иегуда
Лейбенгруб Соня
Лейбович Израиль - Исраэль 1932 ( 1935 )
Маша – Мария 1881
Яша – Янкель 1884
Сима 1898 ( 1903 )
Рувун – Реувен 1876
Роман - Рамон
Ева - Эва
Лейкин Лейба 1898
Владимир 1936
Павел 1925
Галя – Геля 1924
Мендель
Лембриков Доба 1892
Фая - Гита 1872
Либерман Пейша - Пейше 1887
Шура 1931
Светлана 1941
Ципора 1886
Мария 1925
Соня 1906
Шлема – Шломо 1904
Альта – Альте 1873
Женя 1892
Исак 1880
Авром – Мейша 1871
Владимир 1929
Геня 1892
Роза
Локшин Лиза 1872
Роза 1886
Израиль – Исраэль 1877 ( 1882 )
Гиня – Гиния 1896
Наум
Мендель
= М =
Магидов Юда - Иегуда 1868 ( 1870 )
Галя – Геля 1876
Соня 1881
Йоха 1872
Магин Исаак 1902
Юдик
Малкин Авраам
Малкович Эдя 1910
Эли 1870
Маневич Григорий 1878
Борис 1939
Хая 1913
Гирша
Цвия
Мерман Перла 1897
Ципора 1923
Циля 1919
Марк 1928
Броха - Браха 1925
Моносзон Рася 1882
Моисей – Мойше 1877
Мендель
Моносова Рива
Муковников Сима 1893
Мурашковски Фаня 1905
Лев 1893
Женя 1927
Раня - Реня 1896
= Н =
Натапов Симон
Невелев Барух 1896 ( 1898 )
Зяма 1928
Хава 1896
Негинский Григорий 1875
= О =
Орлов Шимон 1894
Белла 1880
Мендель
Ошеров Займан 1888
Вера 1891
= П =
Панкина Ида 1890
Певзнер Арон 1885
Крейна 1867
Евсей 1891
Михаил 1922
Соломон 1927
Мотя 1930
Любовь 1903
Бася 1926
Соня 1921
Эстер 1887
Лиза 1927
Елизавета 1913
Люба 1886
Либа - Либе 1891 ( 1892 )
Иосиф - Иосеф 1880 ( 1881 и 1886 )
Залман - Давид 1901
Евгения
Эсфирь
Пезнер Вера 1927
Миша 1939
Роза 1896
Моисей 1893
Печерский Куна 1880
Пивоваров Хая 1882
Пищик Шейна 1898
Израиль 1925
Мейше 1892
Гедали 1932
Плоцки Шмера 1870
Рахиль - Рахель
Подольный Рая 1906
Аня
Ефим
Авраам
Полиновски Израиль - Исраэль
Поляков Фрида 1930
Нехама 1906
Вова – Боба 1932
Неях – Ноах 1892
Израиль – Исраэль
Потыко Сара 1920
Пригожая Дора
Фаня
Вера
Паша
Мура
Лев
Пшеничная Фаня 1921
Арон 1930
БелЭстер – Белла 1906
Эсфирь
Любовь
= Р =
Рабинович Галя – Геля
Израиль - Исраэль
Резников Абрам - Авраам 1880
Юлия 1885
Рибкин Лиза 1908
Соня 1928
Маруся 1930
Самуил - Самуэль 1905
Рискин Лейбе 1868
Тема 1873
Рогинский Энте - Лее 1918
Рахма - Рухама 1885
Роднянский Иосиф - Иосеф
Рыклин Мордехай 1940
Бася 1876
Женя
Мотя
Марк
Мура
Паша
Пиня
Хаим
Юда - Иегуда
Рыскина Двойра 1881
Хая 1901
Лейб 1881
Рябцов Израиль - Исраэль
= С =
Сигалов Фаина 1927
Лев 1929
Этка 1903
Мара – Мера 1928
Стерна – Фрида 1895
Ефим
Стефания
Абрам - Авраам
Симонова Люба
Синельник Кося - Куся
Синельникова Мария 1926
Двейра 1939
Раиса – Рива 1929
Сима 1913
Исаак 1901
Пиня
Хая
Славкин Галя
Цива
Митя - Мите
Слуцкер Мануил 1881
Анна
Слуцки Сара 1906
Цива 1871
Солодкина Рая 1912
Инна 1937
Стрельцов Бася 1871
Мендель – Юда 1871
Сара 1911
Марк
= Т =
Таубин Софа
Таубнич Миша
Златка
Вера
Тумаркина Рахель 1877
Тылькин Мария 1883
Зина 1905
Шлема - Шломо 1881
= Ф =
Файбусович Гейше
Евсей
Фершанова Нина
Цива
Лиза
Груня
Симон
Фрисман Давид 1882
Эсфирь 1880
= Х =
Хазанова Лиза
Хаимова Блюма 1890
Хайкин Мендель 1871
Вера 1873
Двоня 1869
Этка 1910
Гиля 1864
Хаймович Люба
Хейфиц Еся - Ясе 1901
Хенин Берта
Беня – Беньямин - Вениамин
Хенкина Рива 1885
Хася - Хая
= Ц =
Цивина Софья 1890
Моисей 1885
= Ч =
Чернова Бейля 1865
Черняков Меер 1871
Исак 1925
София 1898
Соня 1883
Мария
Бейля
Чудаков Нина 1940
Елена 1877
Абрам - Авраам 1875
Геня
= Ш =
Шафран Бася 1910
Аня 1937
Владимир 1935
Шейнин Фира 1922
Мария 1897
Елизавета 1926
Шифрин 1913
Шур Ирма 1901
Маня 1904
Аня 1923
Яша 1928
= Ю =
Юсфин Хава 1898
= Я =
Язонова Лиза
Якубович Абрам 1902
Раечка 1935
Рохель 1940
Аврам 1900
Мара – Мера 1934
Якубсон Фаина 1882
Евсей 1906
Янковский Лиза
Стера
Иосиф - Иосеф

Беженцы из других мест СССР , ставшие жертвами Холокоста на Беловщине Г. Стародуб Брянская область

Аграновский Елизавета 1910
Злата 1874 ( 1896 )
Лейба Ленинград
Соломон
Иосиф
Дубровски Залман
Сора Ленинград
Басева - Бат 1881
Лембриков Маня 1907 Унеча
Нухем - Авром 1904
Либерман Анатолий 1939
Лилия 1939 Ленинград
Белла 1913 ( 1914 )
Маев Борис Сураж
Хая Беларуссия
Рудницкая Инесса 1936 ( 1931) Минск
или Нелла 1932 ( 1930 и 1933 ) или
Рудницки Броня 1902 ( 1903 ) Гомель
Валерий 1938 Белоруссия
Симхович Александр 1937 Ленинград


Неизвестные

1937 – 3 человека
Юля, Анна, Яков
Маня 1899
Соломон 1931
Любовь 1905
Мотя 1931
Хая 1910 Брянск
1939

В процессе обработки копия пофамильного списка погибших евреев на Беловщине, взятая из Брянского архива или музея ( владелец не помнит )
там список на 678 фамилий
---
С уважением Д. Г.
radmila70

Санкт-Петербург
Сообщений: 8584
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1105
немного добавим в тему

мадемуазель Хане Соломоновне Кричевской
г.Стародуб,

Конная площадь,
напртив нотариуса Моисеева
---
Если поискать в архиве, можно найти что-то интересное. Если поискать в частной коллекции - что-то уникальное.
STARBURG

Стародуб Брянская обл.
Сообщений: 296
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 161

ПОЛЕВАЯ ШКОЛА ПО ЕВРЕЙСКОЙ ЭТНОГРАФИИ И ЭПИГРАФИКЕ В БРЯНСКЕ И в г. СТАРОДУБ (6–12 АВГУСТА 2018)

Стародубское еврейское кладбище является одним из самых крупных еврейских некрополей данного региона, на котором сохранилось более 400 каменных надгробий XIX–XX вв. Задачей эпиграфического отряда экспедиции станет полная каталогизация кладбища, включающая фотосъемку надгробий, фиксацию надгробных надписей, а также составление карты кладбища.
Также в рамках экспедиции планируется работа в местных архивах, направленная на выявление и описание архивных документов, связанных с историей местных евреев.

http://sefer.ru/rus/education/...arodub.php
---
С уважением Д. Г.
Olegerd
Новичок

Сообщений: 15
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 5
Всем добрый день.
Кто-нибудь знает, где можно поискать имена евреев, проживавших в Стародубе до 1918 года? Существуют ли какие-нибудь списки?
89384175278g
Новичок

Краснодар
Сообщений: 1
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 0
Здравствуйте. Восстанавливаю свою родословную, ищу свои корни.Интересует информация о семье Горбовицких: моя бабушка - Горбовицкая Берта Абрамовна 10.04 1915 г.р. Стародуб, Черниговской области ;ее сестра - Горбовицкая Софья Абрамовна 10.09.1917 г.р , Стародуб, Черниговской области. Их родители Горбовицкие Фаня Абрамовна и Абрам Моисеевич( Михайлович).Буду рада и благодарна за информацию. Спасибо.
NatlStar
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 3
Добрый день. Ищу информацию по своим родственникам. Фамилия Волович. Прабабушка Марья Соломоновна, бабушка Нина Рувимовна и ее сестра Сима Рувимовна. Бабушка родилась 12.05.2026, ее сестра 17.07.1920.

Где можно найти их свидетельства о рождении?
ir_mas
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 0

Olegerd написал:
[q]
Всем добрый день.
Кто-нибудь знает, где можно поискать имена евреев, проживавших в СТАРОДУбе до 1918 года? Существуют ли какие-нибудь списки?
[/q]



Здравствуйте. Меня тоже интересуют списки стародубских евреев того времени. Вам удалось что-нибудь найти?
Я нахожу только списки жителей сельских местностей, а мне, видимо, нужен сам город.
patchoulka
Начинающий

patchoulka

Самара
Сообщений: 42
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
Может кто знает, где велись записи евреев из Елионки (Елёнки) Стародубского уезда? Как я поняла, своих синагог у них не было. Может, посещали синагоги Стародуба? Пока не понимаю, куда копать. Брянский архив ответил, что у них нет записей о рождении лиц еврейской национальности Стародубского уезда в принципе. В индексированных записях Черниговской губернии, доступных на FamilySearch, Елионки нет.
patchoulka
Начинающий

patchoulka

Самара
Сообщений: 42
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48

ir_mas написал:
[q]

Olegerd написал:
[q]

Всем добрый день.
Кто-нибудь знает, где можно поискать имена евреев, проживавших в СТАРОДУбе до 1918 года? Существуют ли какие-нибудь списки?
[/q]




Здравствуйте. Меня тоже интересуют списки стародубских евреев того времени. Вам удалось что-нибудь найти?
Я нахожу только списки жителей сельских местностей, а мне, видимо, нужен сам город.
[/q]

Подскажите, где вы находили списки евреев-жителей сельских местностей?

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: shirsin, Asmodeika
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Еврейская генеалогия » г. Стародуб Брянская обл. (ранее Черниговская губерния) [тема №63155]
Вверх ⇈