Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Психология

Попытка взглянуть на генеалогию и возникающие при этом вопросы глазами психологии

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Каролина SJ
Leontiya

Leontiya

Частный специалист

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Сообщений: 8143
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8613
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2526
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9555

BOllga написал:
[q]
ИнокКент написал:
[q]

неприятие, с каким они встречают любые коррективы, которые история вносит в беллетристику...
[/q]

Это детский подход. Желание знать о своих предках только что-то красивое, необыкновенное , романтичное.
[/q]

Я - не об этом. Дело не в том, что красиво или интересно. Дело в том, что они, родственнички, "точно знают" одно - неважно, хорошее или плохое, я выясняю другое - тоже неважно, какое, а "переучиваться" им лень.

Leontiya
Плохо представляю себе методику Шутценбергер. Но если бы я полтора десятка лет назад, попав на психотерапевтическую группу, использовавшую знаменитый метод "семейных расстановок по Берту Хёллингеру", знал о своих предках хотя бы то, что знаю сейчас, работа была бы куда более эффективной (она, правда, и так эффективна до ужаса, и не фигурального...).
Leontiya

Leontiya

Частный специалист

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Сообщений: 8143
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8613
ИнокКент

Методика меня мало интересует. Просто автор обобщила интересные примеры, как семейные истории, события в жизни предков и т.п. могут влиять на потомков
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2526
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9555
Ещё одна мысль спонтанно родилась в споре несколько дней назад.
На очередной ехидный вопрос, что за странное хобби я себе выбрал, вдруг выскочил такой ответ:
- Почему странное? Вполне традиционное, как у всех. Обычное коллекционирование. Просто кто-то собирает марки, кто-то гжель, кто-то автографы знаменитостей. А я коллекционирую сведения о предках моих детей...
Лайк (1)
Орленко Наталья
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3136
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2036
Как же я ждала такой темы )))
Психологи!!! Научите нас, генеалогов, правильно общаться с родней, чтобы они делились с нами своими знаниями, воспоминаниями, документами, фотографиями )))
Орленко Наталья
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3136
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2036

ИнокКент написал:
[q]
Обычное коллекционирование.
[/q]

я к этому тоже отношусь как коллекционированию.
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7604
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4231

ИнокКент написал:
[q]
А я коллекционирую сведения о предках моих детей...
[/q]

Кстати, отличная мысль.
Но я бы добавила - это не просто коллекционирование, это коллекционирования с детективной составляющей! Потому что обычные предметы в коллекции - так или иначе покупаются. А то, что собираем мы, надо сперва найти, причем не просто найти, а понять, где искать и как искать, а когда найдешь, еще и проанализировать, свое ли нашел )))
Лайк (1)
Орленко Наталья
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3136
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2036
Я еще часто сравниваю с собиранием пазла. И каждый найденный кусочек пазла это почти детективное расследование.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2526
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9555

G_Spasskaya написал:
[q]
обычные предметы в коллекции - так или иначе покупаются. А то, что собираем мы, надо сперва найти
[/q]

"Правильный" коллекционер тоже сначала работает детективом, ищет и анализирует, и неважно, что именно он собирает.
С другой стороны, мы тоже платим - за выполнение запросов, за копирование.
Разница только в свойстве объекта коллекционирования. Уникальный физический предмет - единственный в своём роде, именно он переходит из рук в руки. А информация, прирастая у приёмника, не убывает у источника...

Орленко Наталья написал:
[q]
Я еще часто сравниваю с собиранием пазла.
[/q]

А вот тут поспорю. Собирая паззл, Вы делаете одно из двух: либо уже держите кусочек в руках и ищете для него место, или видите "вакантное" место в картинке и ищете для его заполнения соответствующий кусочек из числа имеющихся.
А в генеалогии Вы и то, и другое - и информацию, и ту неопределённость, которую она призвана снять, как правило, ищете одновременно. Потому что каждый "предыдущий" фрагмент порождает "следующую" дырку - причём, как правило (и если повезёт), не одну!
Annasvetlova
Начинающий

Сообщений: 36
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 74
Психология генеалогии: причастность и одиночество

Я психолог, и в первую очередь психолог-практик. Хоть я психолог и дипломированный, и кандидат психологических наук, но моя научная карьера в прошлом, и в этой статье не будет ни схем, ни таблиц, ни ссылок на источники. Я напишу ее просто как молодой генеалог, который хочет разобраться в собственных эмоциях в процессе исследования рода.

Что я чувствую, когда открываю новое имя, новую фамилию, новую точку на карте?
Я становлюсь сильнее. Механизм трудно объяснить, но это так.

Софья. Так звали мою прапрабабушку, и я узнала об этом недавно. Имя Софья мне теперь - не чужое. Я его присваиваю, оно становится мне своим, близким, обрастает теплыми ассоциативными связями. Ее мужа репрессировали, а ее показания и показания их семилетнего сына обратили в обвинительном заключении против него же. И я чувствую, что, узнав эту историю и познакомившись с делом в архиве ФСБ, я узнала чуть больше о любви, предательстве, боли, бессилии и страхе.

Мы даже не задумываемся, насколько весь мир для нас разделен надвое в системе координат «свой – чужой». И чем больше я занимаюсь историей рода, тем больше кусочков мира я присваиваю себе. Чужого уже не остается. Все открытое теперь – своё.

Люди. Со многими вне генеалогии я не общалась, из-за разницы в возрасте и общих интересах. С этими людьми мы разделены странами, километрами, и ценой на телефонные разговоры. А они оказываются не только ценными информаторами, но и СВОИМИ. Своими, хоть их мейлы без знаков препинания тяжело читать. Своими, хоть никогда не виделись. Своими, хоть повествуют неструктурированно, забывают, а порой вредничают и не хотят рассказывать.

Места. Ранее безразличные мне точки на карте, откуда происходят мои предки, - хоть это и богом забытые медвежьи углы, - вдруг начинают манить и шептать «Приезжай, дорогая. Приезжай и посмотри сама, какой тут климат. Посмотри на реку, в котором Софья наверно, хотела утопиться, оставшись одна с тремя маленькими детьми и став из добропорядочной середнячки женой врага народа. На кладбище сходи, поищи могилку». И вот я уже планирую к следующему отпуску вместо Таиланда или Турции какую-нибудь Каменку Самарского уезда Самарской губернии или вообще Шоржу в Армении на берегу Севана.

Фамилии. Как говорится, беременные думают о детях, голодные о булках, вшивые о бане. А я в любом тексте неосознанно выискиваю глазами те 15 фамилий, которые разрабатываю. Они везде: в книгах, в соцсетях, в научных статьях. Стоит мне заглянуть в телефон, как случайно встретившийся Прохоров, Григорьев, Кучеров или Бондаренков, заставляет заглянуть в его профиль в соцсети, узнать место рождения, разочароваться, а порой и написать вопрос «Не из тех ли вы случайно Бондаренковых, здравствуйте!»

Но самое главное в моей ПРИЧАСТНОСТИ – я чувствую, что я присваиваю себе все то, что мои предки знали, умели и могли. Узнав о трагедиях рода, когда умирали дети, а потом рождались новые, и родители как-то справлялись и выдерживали, я понимаю, что человек может все вынести все. И я смогу, и мои проблемы … ну так себе проблемы и я справлюсь с ними. Мои предки в Шорже, после высылки из Самарской и Тамбовской губернии, за 20 лет смогли основать крепкие хозяйства с 20 головами скота и 15 десятинами земли. И теперь я знаю – вот откуда мое трудолюбие и усердие. Другой мой предок построил самый красивый дом на селе на берегу озера, и видел красоту из окон каждый день. Я мысленно пожимаю тебе руку, Петр Никитьевич, когда смотрю на Волгу с 15 этажа лучшего дома нашего города. Я тебя понимаю.

Я начинаю разделять: ВОТ ЭТО ВО МНЕ - МОЕ. А ВОТ ЭТО – ДЕДОВО. А вот это – прабабушкино. И разделять это в себе оказывается очень полезным!
Фобия утраты детей, например. У многих есть, но мало кто из нас в этом признается. А ей есть откуда взяться генетически. Хоть убейте меня, но я верю в генетическую память, хоть ее наличие пока научно не доказано и качественно не обосновано.
В каждом нашем роду умирало много детей. Моя прабабушка родила 14, в живых осталось 8, каждый второй. И каждый, кто читает эти строки, может рассказать свою такую же историю.

Мне очень важно и ценно учиться разделять то, что я ощущаю как Ася из 21 века из Волгограда и то, что я ощущаю как правнучка Евдокии, праправнучка Парфена, как внучка ленинградского блокадника-сироты. Разделять у меня уже получается. Я умею вовремя сказать «Это не мое, дедушка, это твое». И не идти есть на ночь из страха остаться голодной.
Как много сил высвобождается, когда получается не тащить в заплечном рюкзаке НЕОСОЗНАВАЕМЫМИ все страхи, боли и утраты рода!

И страха перед смертью больше нет. Смерть становится еще одним историческим событием. А вот что я успею перед смертью сделать, какой я останусь в памяти моих потомков, успею ли я издать книгу, что останется после меня? Эти вопросы стали выходить на передний план.

Все вышенаписанное – теплая история про причастность, которую я ощущаю, занимаясь генеалогией.
Но как ни странно, у этого есть оборотная сторона. И она противоположна причастности – одиночество.

Чем ближе и причастнее я к миру мертвых предков, тем дальше я по интересам отхожу от живых. Первые пару лет, отработав всех родственников как источник информации, и обсудив с ними события и людей, которые еще ЖИВЫ В ПАМЯТИ, которых они помнят, эти первые пару лет мы ощущаем близость, мы еще с ними рядом и вместе. Но очень скоро я начинаю ощущать, что я дошла до тех рубежей, где я одна - воин в поле. Я уже знаю о бабушках, дедах и прадедах моих информаторов больше, чем они сами. И пытаюсь рассказать, но очень быстро наталкиваюсь с удивлением на то, что им не так интересно, как мне. Если честно, вообще не интересно.

Очень быстро приходится принять смену статуса. Что из интересующегося новичка, который почтительно задает вопросы аксакалам рода, я сама в свои 33 или 34 стала всезнающим старцем по вопросам истории семьи. Примечательно, кстати, что я забываю собственный возраст. Зачем, если есть год рождения?! Но в памяти прочно сидят десятки годов рождения предков конца 19ого - начала 20 века)))

И в этом одиночестве в собственной семье, в этом изменившемся статусе Ведуньи, которая все ведает о предках – я одна. Нетипично, и исторически непривычно, что одна из молодых в роду владеет информацией больше стариков. Может, через интерес к истории рода мы присваиваем новый статус в семье и взрослость? Так или иначе, в погоне за собственной взрослостью я получала и получала новые знания, пока не стала превосходить по ним свою бабушку и деда. Неуютное ощущение.

Когда в семье нет больше наставников и единомышленников, случайно нашедшийся шестиюродный брат по одной из веток вдруг может стать ближе по духу, чем все близкие кровные родственники, особенно если он тоже занимается генеалогией и рад встрече.

Вот она – оборотная сторона причастности, - одиночество.

Стоит еще написать о том, как сильно нами в изучении рода руководит потребность в признании от ныне живущих предков и от потомков. И стоило бы написать о том, как мы избываем свое чувство вины перед ушедшими близкими, изучая их ветки, но это уже совсем другая история…
Лайк (4)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Каролина SJ
Вверх ⇈