Новости Вологодской митрополии
В теме продолжается разговор о православии на Вологодчине, новости церковной жизни Вологодской митрополии
Volga63 Самара Сообщений: 4003 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14049
| Наверх ##
8 апреля 2018 16:12 8 апреля 2018 16:13 Уважаемая Ольга Николаевна, с Праздником! Желаем всего наилучшего! Анатолий и Татьяна Алексеевна --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20235 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26793 | Наверх ##
10 апреля 2018 7:23 10 апреля 2018 20:04 Пятница, 30 Март 2018 16:27 Святые исцеляли больных, предвидели пожары и войны .
Грех, все шире распространяющийся, ставит под угрозу существование человечества. Но были и есть среди нас святые люди, посвятившие жизнь служению Богу. Вологодчина стала местом подвигов многих святых, память двух из них празднует Православная Церковь в начале апреля. Праведный Николай Вологодский
День памяти вологодского юродивого, по молитвам которому вот уже почти двести лет совершаются чудесные исцеления, - 1 апреля. Отец святого праведного Николая Матвей Иванович Рынин был купцом, держал солодовенный завод неподалеку от Власьевского храма - в этой церкви, одной из самых больших в Вологде, крестили и Николая в 1777 году. Там его и венчали, в той же церкви и отпевание совершили. С детства Николенька любил церковную службу и хотел посвятить жизнь служению Богу, но родители видели в нем продолжателя семейного дела. Николай покорился отцовской воле. Екатерина Андреевна, жена молодого купца, родила дочь Татьяну, а потом сына Петра. Неожиданно благополучная жизнь ломается: от тяжкой болезни скончался младенец Петр, а вскоре умерла и Екатерина Андреевна. Несчастье потрясло Николая. Шесть лет он не говорил ни слова, а когда дар речи вернулся к нему, Николай Матвеевич Рынин был уже блаженным Николой - так звали вологжане бывшего купца. О блаженных мы чаще всего говорим с недоумением. Нам, погруженным с головой в повседневную суету, даже представить сложно, что были люди, главными в жизни видевшие совсем не те ценности, которым большинство из нас отдает себя без остатка. К юродивым относились далеко не всегда с почтением, уважением; не похожи на нас - значит, неполноценные... А если - наоборот? Если допустить, что эти люди, отказавшиеся от удобств и удовольствий, видят жизнь гораздо глубже и точнее, чем мы? «Задумайтесь, люди!» - говорят они нам; не вечно же будете радоваться вкусной еде и мягкой постели, большим деньгам и высокому положению. Праведный Николай своим странным поведением призывал помнить о Боге не только во время службы в церкви, но каждый час, минуту каждую. Помнить - и строить жизнь по заповедям. Ходил он, как свидетельствуют современники святого, без шапки зимой и летом; порой повязывал голову полотенцем - если уж очень морозило. Одевался в длинную белую рубаху, поверх нее - синий холщовый балахон. Часто видели его с посохом. Праведный Николай любил молиться в Спасо-Прилуцком монастыре, посещал и другие вологодские обители, например, Корнилиево-Комельский монастырь. Бывал и в Грязовце, и в Тотьме, и в Кадникове. Вологжане заметили, что странный человек в синем балахоне обладал даром прозорливости. Он прекрасно знал, что о нем говорили, даже если разговор происходил вдалеке от Вологды. Блаженный изъяснялся иносказательно, его не всегда понимали - зато потом часто, вспоминая слова юродивого, убеждались в его правоте. Он предостерегал от пожаров и эпидемии холеры, говорил о близкой кончине близких. Прожил Николай Рынин неполных шестьдесят лет, скончался 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1837 года и был похоронен на Богородском кладбище. На могиле блаженного многие вологжане молились об исцелении от различных недугов и нередко получали просимое. Посмертные чудеса исцелений по молитвам блаженному Николаю Рынину записывались вплоть до советского времени. Не прекращались случаи чудодейственной помощи по молитвам вологодскому юродивому и в годы гонений; происходят они и в наше время. В 1914 году по проекту известного вологодского инженера Девяткова на пожертвования прихожан храмов города была возведена каменная часовня. В 1938 году ее закрыли, использовали как склад. После войны Богородское кладбище уничтожили, чудом часовня уцелела. И когда в год 1000-летия Крещения Руси было совершено местное прославление блаженного Николая Рынина как святого праведного Николая Вологодского, часовню возвратили Церкви. 3 июля нынешнего года исполнится 30 лет с того дня, как вологодский угодник Божий был причислен к лику святых. Преподобномученик Евфросин Синозерский
Святой Евфросин погиб от руки поляков, разбойничавших на Русском Севере в Смутное время. Память его Церковь празднует 2 апреля. Преподобный Евфросин (в миру Ефрем) в юности оставил родительский дом ради служения Богу. Пребывал в Валаамском монастыре, жил в Новгороде, служил чтецом в храме святого великомученика Георгия в селе Долоцком (недалеко от Устюжны). В зрелом возрасте в Тихвинском Успенском монастыре Ефрем принял иноческий постриг с именем Евфросин. По благословению игумена в 1600 году он оставил Тихвин и поселился в пустынном месте на берегу реки Чагоды у Синичьего озера. Здесь отшельник поставил крест, трудился и молился. До сих пор сохранилось озерцо, ископанное самим святым, его называют «Вещая лужа». Это место верующие испокон века почитают как святыню; после купания в озерце и по сей день случаются исцеления. К праведнику постепенно стали собираться люди, был построен храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, образовалась монашеская обитель. Преподобный Евфросин предвидел нападение врагов на обитель. 20 марта (2 апреля) 1612 года, облачившись в схиму, он мужественно вышел навстречу полякам. Разбойники потребовали денег; по преданию, Евфросин ответил, что единственное сокровище монастыря - это храм. Разозленные злодеи рассекли ему голову. После гибели основателя обители пустынь находилась в запустении, но в 1912 году в Синозерской пустыни прошли большие торжества по случаю восстановления почитания святого: на празднование собралось около тридцати тысяч богомольцев. В 1913 году состоялось поднятие мощей преподобного Евфросина, они были установлены в храме для всеобщего поклонения. В 1936 году после вскрытия раки мощи святого увезли в Череповецкий музей, а в 1991 году передали в Казанский храм Устюжны. К 400-летию героической гибели преподобномученика Евфросина Синозерского в 2012 году в Чагоде построен и освящен деревянный храм в его честь.  Областная газета "Красный Север", 28 марта 2018 г. Вологодская митрополия. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20235 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26793 | Наверх ##
10 апреля 2018 7:26 Суббота, 07 Апрель 2018 13:12 Проект реставрации вологодского храма Святителя Николая "Золотые Кресты" утвердили накануне Святой Пасхи В Великий Четверг для прихода храма Святителя Николая "Золотые Кресты" города Вологды свершилось большое, радостное и долгожданное событие - милостью Божией и, несомненно, по молитвам Святителя Николая проект реставрации храма был утвержден. Теперь на законных основаниях в здании возможно проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Особенно радостно было приходу получить такое известие в преддверии праздника праздников и торжества торжеств - Святой Пасхи. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20235 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26793 | Наверх ##
22 апреля 2018 6:03 22 апреля 2018 6:12 В праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» митрополит Игнатий совершил Литургию в Воскресенском соборе села Устье. В 1383 году епархия была выделена из состава Ростовской епархии с названием «Великопермская и Усть-Вымская». С 1492 года именовалась «Великопермская и Вологодская»; с 1589 года — «Вологодская и Великопермская» с центром в Вологде; с 1657 года — Вологодская и Белозерская. В 1682 году из состава епархии выделена Великоустюжская епархия (в 1788 году упразднена). С 1788 года — Вологодская и Великоустюжская. С 1888 года — Вологодская и Тотемская. С 1945 года — Вологодская и Череповецкая, с 1965 года — Вологодская и Великоустюжская  Правящий архиерей Вологодской епархии митрополит Игнатий доставил на приход Благодатный огонь и раздал его многочисленным прихожанам перед началом службы. Архипастырю за Литургией сослужили благочинный Усть-Кубенского округа иерей Михаил Пинаев, настоятель храма протоиерей Димитрий Жданов, руководитель Службы протокола иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии. Пятнадцать лет назад Воскресенский собор, пришедший в упадок и разрушаемый после использования его в советские годы для хозяйственных нужд одного из совхозов Усть-Кубенского района, был передан Православной Церкви.  И уже через шесть лет был полностью отремонтирован фасад собора, приведен в порядок нижний теплый храм, в котором совершаются богослужения, очищено подворье от многолетней свалки.  Ко дню Святой Пасхи за усердное служение Церкви Христовой митрополит Игнатий удостоил иерея Михаила Пинаева права ношения палицы, а протоиерея Димитрия Жданова права ношение креста с украшениями. По окончании Литургии митрополит Игнатий обратился к прихожанам с архипастырским словом. Благочинный Усть-Кубенского округа иерей Михил Пинаев приветствовал митрополита Игнатия, поблагодарил его за совершение Божественной литургии в храме в дни Светлой седмицы архиерейским чином. С каждым из присутствующих на службе владыка Игнатий похристосовался и вручил им пасхальные крашеные яйца. Затем митрополит Игнатий осмотрел верхний холодный храм Воскресенского собора. В ходе осмотра владыка обсудил с настоятелем храма протоиереем Димитрием Ждановым возможность совершения летом в верхнем храме Божественной литургии архиерейским чином. *** Первая каменная церковь Воскресенского погоста в с. Устье - церковь Воскресения Христова была выстроена в 1763-1773 гг. и представляла собой кирпичный двухсветный четверик завершенный пятиглавием. С западной стороны к основному объему последовательно примыкала небольшая паперть и многоярусная колокольня; с восточной стороны - два полукруглых алтаря. Барабан купол с крестом в настоящее время утрачены. Двухпрестольный Николаевский храм расположен в линию с Воскресенским храмом, к северу от него. Согласно клировым ведомостям конца XIX-начала XX вв. церковь называлась по главному престолу.  Храм представляет собой двухэтажное здание барочной архитектуры. План и фасад храма Николая Чудотворца Мирликийского взят с Воскресенского кафедрального собора (1772-1776гг.) в г.Вологде, но храм в Устье превосходит его по своему объему. План церкви был разработан в марте 1818 года священником Вологодского собора Павлом Иконниковым, 2 апреля того же года он был утвержден Преосвященным Онисифором епископом Вологодским и Устюжским. Постройка храма продолжалась с 1820 по 1836 год. Кладка церкви началась в 1820 году. Первоначальным подрядчиком по каменной кладке был крестьянин Ярославской губернии Спиридон Емельянович Орлов, выложивший в течение 1820-1822 года нижний этаж церкви. Верхний этаж церкви был окончен в 1829 году. В 1830 году церковь была покрыта черным железом, а главы на ней обиты жестью. В 1831 году проводилась внутренняя отделка нижнего этажа: штукатурка, настилка деревянных полов, изготовление трех печей и т.д.Отделка верхней церкви производилась с 1832 по 1836 годы. В 1835 годы иконостасная работа была закончена и написаны иконы. В 1836 году были сделаны киоты для икон, в церкви были поставлены решетки и выполнены некоторые малярные работы. В 1841 году вокруг храмов была устроена каменная ограда - по плану, утвержденному преосвященным Стефаном епископом Вологодским и Устюжским в 1837 году. С восточной стороны церкви вместо ограды были устроены небольшие каменные лавки, в углах ограды были построены четыре башни с кладовыми для церковных вещей. В советские годы богослужения в соборе прекратились, здание использовалось для хозяйственных нужд одного из совхозов. Постепенно здание приходило в упадок. и разрушалось. Современное восстановление храма началось в 2003 году после передачи собора православной общине.
--- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20235 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26793 | Наверх ##
1 мая 2018 8:39 Новости Вологодской митрополии. Заупокойные службы пройдут во всех храмах Русской Православной Церкви в 40-й день после трагедии в Кемерово .
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 3 мая 2018 года, на 40-й день после пожара в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово, который унес жизни 60 детей и взрослых, во всех храмах Русской Православной Церкви пройдут заупокойные службы. В храмах Вологодской епархии 3 мая также будут совершены заупокойные литии по трагически погибшим при пожаре. Ранее по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви заупокойные богослужения по погибшим совершались на третий и на девятый день после трагедии в Кемерово. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20235 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26793 | Наверх ##
5 мая 2018 7:43 5 мая 2018 7:48 Пятница, 04 Май 2018 19:54 Указ № 107 "Об образовании архиерейского подворья «Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь» д. Лучниково Вологодского района" 04 мая 2018 г. № 107 - У У К А З Настоящим определением с 4 мая сего года образовать Религиозную организацию Архиерейское подворье «Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь» д. Лучниково Вологодского района Вологодской области Вологодской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). +Игнатий митрополит Вологодский и Кирилловский --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20235 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26793 | Наверх ##
5 мая 2018 7:50 5 мая 2018 8:02 Македонская Н. М. Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь.
Описание Зверинского В.В. №715
«Владимирская – Заоникиева или Богородицкая за Оникиева, также Аникиевская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 года), Вологодской губернии и уезда, Фетиньинской волости, в 14 верстах к северу от Вологды, в низкой лощине между деревнями Лусниковым и Обуховым, при пруде. Основана на месте явления чудотворной иконы Божией Матери в 1588 году преподобному Иосифу, мощи коего, а также и двух его преемников Антония и Иоанникия, почивают здесь под спудом; память их чтится 23 июня, в день явления иконы, которая до настоящего времени находится в соборном храме, построенном в 1869-1881 годах. Издревле ежегодно 23 июня совершается крестный ход в монастырь из церкви святого Василия Великого, что на Едке, находящейся в 7 верстах, а 21 сентября из монастыря в часовню, находящуюся в деревне Обухово, родине преподобного Иосифа». Уточнения и дополнения к описанию Местоположение Располагалась между деревнями Лучниково и Обухово в Вологодском уезде Вологодской епархии, ныне Вологодский район Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Заоникиевской пустыни показано на листе карты №94, шифр 88-8. Основатель пустыни – преподобный Иосиф Заоникиевский (Вологодский) Христа ради юродивый, чудотворец Родился в деревне Обухово в крестьянской семье, мирское имя Илларион. Постриженик и первый насельник Заоникиевой пустыни. Для изнурения плоти юродивый Иосиф носил в пазухе камни, песок или землю. И зимой и летом ходил босиком. Под одеждой власяницу носил такую жесткую, что тело его кровоточило. Почувствовав смерть, просил похоронить его в часовне, им же и устроенной. Скончался на 84-ом году жизни 21 сентября 1612 года, день памяти 4 октября. Начало монастыря
В 1588 году в Васильевской Едковской церкви слепой крестьянин Илларион молился о своем исцелении, ему явился святой Косма и привел незрячего на опушку Оникиева леса (в этом лесу было пристанище разбойника Аники). Святой угодник пообещал Иллариону, что здесь на следующий день Бог поможет страдальцу. На другой день на этом же месте явились слепцу оба бессребреника Косма и Дамиан и подвели его к парившей в воздухе иконе Божией Матери «Казанская». Прикоснувшись к иконе, Илларион прозрел. Произошло это 23 июня в день празднования иконы Божией Матери «Владимирская». Илларион поставил на месте явления иконы Животворящий Крест и устроил часовню, где поместил новоявленный образ. От иконы стали совершаться чудеса. И тогда епископ Вологодский и Великопермский Антоний повелел устроить в этом месте монастырь. Илларион постригся в монашество с именем Иосиф. Начальствовать в пустыни Иосиф отказался, первым игуменом был назначен Силуан. Монастырь в 17 веке
При царе Михаиле Романове у монастыря появляется вотчина. Монастырский двор находился в отдаленной деревне Борилово (2 жилые избы, 2 сарая, конюшня и скотный двор). Крестьяне ближайших деревень были настроены недружелюбно к монахам («старцам здесь не жить!»). Первая деревянная Владимирская церковь с приделом великомученицы Параскевы Пятницы и часовня сгорели. По описи 1637 года на территории восстановленной после пожара пустыни находились новые строения: - однопрестольная холодная Владимирская церковь с чудотворной иконой; - теплая однопрестольная Параскевинская церковь; - отдельно стоящая колокольня с 6 колоколами; - две кельи. Территорию монастыря окружала деревянная ограда. Часовни над гробом юродивого в 1637 году не было, она построена позже. При архиепископе Вологодском и Белозерском Симоне (1664-1685 годы) часовенка над мощами трижды разбиралась и трижды самовольно ставилась заново. Иосиф Заоникиевский в это время не был канонизирован, но народ чтил память чудотворца. Новая холодная церковь, построенная при владыке Симоне, уже не называлась Владимирской. Главный престол в ней освящен во имя Святой Троицы, придельные - Положения ризы Пресвятой Богородицы и преподобного Алексия человека Божия. В описи 1679 года указаны холодная Троицкая и теплая Параскевинская церкви. До 1690 года пустыней управляли игумены, затем до 1764 года – строители. Монастырь в 18 веке
С 1716 года епархией управлял епископ Вологодский и Белозерский Павел. Он установил местное празднование Иосифу Заоникиевскому. В 1717 году привели в порядок часовню и гробницу преподобного. В 1720 году построена каменная Троицкая церковь вместо деревянной, приделы освящены во имя преподобного Алексия человека Божия и преподобного Иосифа Заоникиевского. В 1732 году в пустыни проживали 5 монахов. В 1742 году за ней числилось 38 душ крестьян. Перед монастырской реформой в пустыни было 2 насельника: строитель иеромонах 58-и лет и монах 80-и лет. С 1764 года Заоникиева пустынь - заштатная общежительная обитель с настоятельством строительским. Монастырь в 19 веке. Игумен Серафим.
33 года (с 1867 до 1900 года) управлял пустыней игумен (затем архимандрит) Серафим. Мирское имя его - Иван Васильевич Заостровский. Он родился в 1824 году в семье дьякона Богоявленской Шевденицкой церкви, окончил Тотемское духовное училище и Вологодскую семинарию. Поступил в Григориево-Пельшемский монастырь в 1844 году, пострижен в монашество в 1854 году. Был казначеем Лопотова монастыря. В 1863 году переведён в Заоникиеву пустынь, в 1867 году утверждён в должности настоятеля. При игумене Серафиме нищий монастырь превратился в процветающую обитель. Вместо каменной Троицкой церкви в 1869- 1871 годах построена новая каменная в связи с колокольней одноэтажная пятиглавая четырехпрестольная Владимирская церковь. Престолы: иконы Божией Матери «Владимирская» - в холодной церкви, в теплой церкви преподобного Иосифа Заоникиевского – южный, Живоначальной Троицы – средний, преподобного Алексия человека Божия – северный. Мощи преподобного Иосифа находились под спудом во Владимирской церкви в Иосифовском приделе. К югу от соборной церкви в 1877 году построен новый братский корпус. На втором этаже братского корпуса в 1878 году освятили скитскую церковь Александра Невского, в ней непрерывно читалась псалтирь, как в древних скитах, почему и церковь – скитская. При этой церкви была особая малая деревянная колоколенка. Западнее Владимирской церкви размещался двухэтажный настоятельско-братский корпус: вверху – настоятельские кельи, внизу – трапезная, кухня и братские кельи. Второй этаж этого корпуса был надстроен в 1878 году. Полуразрушенную деревянную ограду в 1871-1874 годах заменили каменной с четырьмя жилыми башнями по углам, с воротами на северной и южной стороне. На монастырской площади располагались пруд и садик. К северу от соборной церкви восточнее северных ворот построена в 1886 году каменная двухэтажная гостиница для богомольцев. При игумене Серафиме открыты столярная, швейная и сапожная мастерские, в 1889 году - школа для крестьянских детей. За заслуги по благоустройству монастыря в 1889 году он возведен в сан архимандрита. Скончался архимандрит Серафим 12 апреля 1900 года и погребен в Алексеевском приделе Владимирской церкви. Кроме жилых и церковных зданий на территории пустыни находились каменные амбар, два погреба, конюшня, кузница, баня и деревянные каретник и дровяник. Недвижимость за пределами монастыря 1885 году в деревне Обухово на месте бывшего дома преподобного построена каменная часовня во имя преподобного Иосифа Заоникиевского. Вторая часовня (деревянная) во имя преподобного Иосифа Заоникиевского стояла при постоялом дворе монастыря в деревне Герасимцево на большой дороге на Архангельск. Земельные угодья монастыря располагались возле деревень Житково, Чечулино, Чанцово. В этих деревнях находились монастырские деревянные жилые дома и хозяйственные постройки. В Вологде монастырю принадлежал полукаменный двухэтажный дом. Монастырь перед революцией 1917 года
Земли за монастырем числилось 810 десятин, лошадей – 11, крупного рогатого скота – 33 головы. Источниками материального обеспечения монастыря были: - проценты с неприкосновенного капитала, - пожертвования, - церковные доходы (продажа свеч и просфор, кошельковые, кружечные, молебенные), - выручка от хождения с чудотворными иконами, - деньги за продажу сельхозпродукции, - доход с постоялых дворов и гостиницы. Все насельники добросовестно выполняли свои обязанности и соблюдали монастырский устав. Богадельни не было в монастыре, но каждый год пустынь давала кров и кормила странников, они оставались в монастыре на день-два. В 1916 году богомольцев прошло через пустынь 8900 человек. Благочестивые обычаи монастыря – два крестных хода: к Васильевской Едковской церкви и в деревню Обухово. В 1916 году в Заоникиевой пустыни обитали 39 насельников: настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 манатейных монаха, 5 рясофорных послушников и 23 бельца. Монахи Заоникиевой пустыни в 1916 году
Монашеское имя Мирское имя Монашеский путь 1 настоятель игумен Марк, 51 год (умер в 1921 г.) Михаил Александрович Травников, из крестьян Тотемского уезда, образование домашнее 1895 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1898 год – пострижение в монашество; 1899 год – иеродиакон; 1900 год – рукоположен в иеромонахи; 1901 год – казначей; 1903 год – благочинный; 1910 год – духовник братии; 1913 год – казначей; 1914 год – исполняющий должность настоятеля, иеромонах; 1916 год – настоятель, игумен. 2 казначей иеромонах Варфоломей, 59 лет (в списках 1921 года есть) Василий Федорович Коржавин, сын дьячка Боровинской церкви Вельского уезда, учился в духовном училище 1889 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1893 год – пострижение; 1894 год – иеродиакон; 1906 год – иеромонах; 1910 год – благочинный; 1916 год – казначей. 3 духовник братии иеромонах Порфирий, 66 лет (в списках 1921 года есть) Павел Прокофьевич Заостровский, сын причетника Шевденицкой церкви Тотемского уезда, учился в духовном училище 1868 год - указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1880 год – пострижение в монашество, иеродиакон; 1881 год – иеромонах; 1884 год – казначей; 1887 год – в ноябре переведен в Сямский монастырь под надзор настоятеля за противление епархиальному начальству, в декабре возвращен назад; 1916 год – духовник братии. 4 благочинный иеромонах Паисий, 40 лет (в списках 1921 года нет) Павел Михайлович Петров, из крестьян Вологодского уезда, образование домашнее 1906 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1908 год – пострижение; 1911 год- иеродиакон; 1914 год – иеромонах; 1916 год – благочинный. 5 иеромонах Тимон, 54 года (в списках 1921 года есть) Тимофей Петрович Павлов, из крестьян Кадниковского уезда, домашнее образование 1906 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1908 год – пострижение; 1912 год- иеродиакон; 1916 год – иеромонах. 6 иеродиакон Полихроний, 49 лет (в списках 1921 года нет) Павел Викторович Зайцев, из крестьян Кадниковского уезда, образование домашнее 1898 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1906 год – пострижение; 1909 год- иеродиакон. 7 иеродиакон Варлаам, 54 года (в списках 1921 года есть) Владимир Анастасиевич Типунин, из крестьян Тотемского уезда, учился в сельской школе 1902 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1906 год – пострижение; 1909 год- иеродиакон. 8 манатейный монах Артемий, 59 лет (в списках 1921 года есть) Александр Михайлович Долотов, их крестьян Кадниковского уезда, неграмотный 1888 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1895 год – пострижение. 9 манатейный монах Парфений, 68 лет (в списках 1921 года нет) Павел Федорович Сахаров, их крестьян Кадниковского уезда, домашнее образование 1904 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1909 год – пострижение. 10 манатейный монах Амфилохий, 42 года (в списках 1921 года нет) Александр Разумникович Кокин, из крестьян Вологодского уезда, домашнее образование 1910 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1913 год – пострижение. 11 манатейный монах Агафангел, 42 года (в списках 1921 года есть) Александр Никанорович Леонтьевский, сын псаломщика Морозовской церкви Вельского уезда, учился в сельском училище 1900 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1914 год – пострижение.
Все рясофорные послушники были из крестьян: Виктор Катаев из Вологодского уезда, Павел Павлов и Стефан Непомилуев из Вельского уезда, Николай Упадышев и Иван Пешков из Тотемского уезда. 20 бельцов были также из крестьян, 3 человека - из другого сословия: коллежский секретарь Алексей Поликарпович Богоявленский (письмоводитель в монастыре), сын священника Николай Васильевич Соколов и мещанин Николай Иванович Миролюбов. Паспортные обитатели монастыря трудились по обету или были послушниками на испытании. Они выполняли разные работы в монастыре: шили одежду и обувь, ухаживали за скотом, трудились в полеводстве, столярничали, плотничали и т.д. После революции 1917 года В 1918 году церковь отделена от государства. Всё имущество и земли Заоникиевского монастыря были национализированы. В своём отчете игумен Марк писал в 1918 году: « В хозяйственном отношении обитель находится в самом жалком положении. Все земли, принадлежавшие ей, с живым и мертвым инвентарём, взяты коммуной. Нет ни лошади ни коровы. Обитатели обители постоянно терпят оскорбления от коммунистов, выражающихся в постоянных придирках к братии, доносах. Они ругаются самыми скверными словами и часто в горячке угрожают убить. Обители нет спокойствия от постоянных обысков, а равно и возводимых обвинений в агитации и чтении будто бы воззваний и т.п.» В 1921 году настоятель пустыни игумен Марк умер от чахотки. Его заменил архимандрит Антоний. В монастыре в это время проживали 14 человек: настоятель, 4 иеромонаха, иеродиакон, 2 манатейных монаха, 3 рясофорных послушника и 3 послушника. Выбывшего иеромонаха Паисия заменил иеромонах Варсанофий 58-и лет (в миру Василий Михайлович Пантелеев). Вскоре последние насельники покинули закрытый монастырь. В настоящее время на территории монастыря находится Заоникиевская специальная (коррекционная) школа- интернат. Сохранились полуразрушенные здания соборной церкви и братского корпуса, где была устроена скитская церковь. Заоникиева пустынь в начале 20-го века Примечания 1. Явленная икона по стилю написания - Казанская, но называлась она Владимирской Заоникиевской, т.к. явилась в день празднования Владимирской иконы. Кроме неё в монастыре были ещё 2 чудотворные иконы: Владимирская и Казанская. 2. В 1888 году в Заоникиевой пустыни постригся в монашество с именем Антоний овдовевший священник Быстров Николай Михайлович. В этом же году он назначен управляющим в Лопотов монастырь, с 1889 года руководил Корнилиево-Комельским монастырем, в 1907 году архимандрит Антоний переведен в Свято-Духов монастырь в Вологде. С 1910 года – епископ Вельский, с 1921 года – епископ Архангельский и Холмогорский. В 1922 году он выслан в Нарымский край на 3 года. В 1926 году епископ Архангельский и Холмогорский снова арестован, но через четыре месяца освобожден. В третий раз семидесятитрёхлетний архимандрит Антоний арестован в 1931 году, скончался в 1932 году в тюремной больнице в Архангельске. Канонизирован в 2006 году, новомученик. Источники информации 1. ГАВО. Монастырские ведомости разных лет. 2. Архимандрит Серафим (некролог). // ВЕВ за 1900 год. 3. Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880. 4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб, 1892. 5. Книга глаголемая. Описание о российских святых… - М., 1888. 6. Суворова С. В. За веру Христову. – Архангельск, 2006. 7. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 столетия до настоящего времени. // ВЕВ за 1865 год. 8. Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год. 9. Суворов Н. И. Владимирская Заоникиевская пустынь. - Вологда, 1912. 10. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб, 1877. 11. Слово на освящение храма в Заоникиевской пустыни. // ВЕВ за 1879 год. 12. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – СПб, 1862. 13. Черкасова М.С. Архивы Вологодских монастырей и церквей. 15-17 вв. – Вологда, 2012. 14. Черкасова М.С. Переписные книги Вологодских монастырей 16-18 веков. – Вологда, 2011.  Заоаникиева Пустынь в начале 20-х годов. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20235 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26793 | Наверх ##
5 мая 2018 8:07 5 мая 2018 16:22 Морозовская Покровская церковь
Священники
(1868) 1886 Пинаевский Александр 1886 (1891) Кулаков Викторин
Диаконы
(1853) 1868 Ржаницын Александр Иванов 1868 1888 Россов Александр 1888 1890 Ивановский Алексей
Псаломщики
1873 1874 Пинаевский Владимир (1890) 1890 Леонтиевский Николай
Дьячки
(1865) 1865 Леонтиевский Анатолий 1865 1869 Леонтиевский Никанор 1869 (1869) Рождественский Александр (1)
Пономари
1831 (1831) Ржаницын Александр Иванов (1865) 1865 Пинаевский Евмений 1865 1869 Рождественский Александр (1) 1869 (1869) Леонтиевский Никанор
Ивановский Алексей
образование: ВДС
2 октября 1888 г. произведён во диакона Морозовской Покровской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. 20 ноября 1890 г. определён во священника Заозерской Введенской церкви Тотемского уезда. 16 декабря 1890 г. произведён во священника.
ВЕВ. - 1888, №21, с. 216; 1890, №24, с. 366; 1891, №2, с. 22.
Дата последнего обновления: 08.04.2016
Кулаков Викторин
образование: ВДС (со званием студента)
5 марта 1885 г. определён псаломщиком к Устюжской градской Христорождественской церкви Вологодской епархии. 30 марта 1886 г. произведён во священника к Покровской Морозовской церкви Вельского уезда.
ВЕВ. - 1885, №7-8, с. 100; 1886, №8-9, с. 93; 1890, №23, с. 361; 1891, №12, с. 175.
Дата последнего обновления: 18.02.2015
Леонтиевский Анатолий
Дьячок Морозовской Покровской церкви Вельского у. Вологодской губ. В 1865 г. по болезни уволен за штат.
ВЕВ. 1866. - №2. - С. 17.
Дата последнего обновления: 21.08.2012
Леонтиевский Никанор
образование: исключён из ДУ
Никифор? 15.12.1865 определён дьячком к Морозовской Покровской церкви Вельского у. Вологодской губ. 20 сентября 1867 г. посвящён в стихарь. С 8 апреля 1869 г. пономарь той же церкви.
ВЕВ. 1866, №2, с. 17; 1867, №20, с. 381; 1869, №10, с. 227.
Дата последнего обновления: 28.02.2014
Леонтиевский Николай
Псаломщик Морозовской Покровской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. Умер 16 января 1890 г.
ВЕВ. - 1890, №7-8, с. 98.
Дата последнего обновления: 31.07.2015
Пинаевский Александр
Священник Морозовской Покровской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. 4 марта 1886 г. уволен за штат по старости. Умер 10 июня 1891 г.
ВЕВ. - 1869, №3, с. 50; 1869, №10, с. 227; 1869, №12, с. 270; 1870, №14, с. 325; 1871, №10, с. 192; 1872, №1, с. 7; 1873, №7, с. 74; 1873, №9, с. 119; 1873, №16, с. 283; 1874, №12, с. 193; 1874, №17, с. 310; 1877, №22, с. 377; 1886, №7, с. 79; 1891, №15, с. 226.
Дата последнего обновления: 04.12.2016
Пинаевский Владимир
образование: ВДС (со званием студента)
13 декабря 1873 г. причислен к Морозовской Покровской церкви Вельского уезда Вологодской епархии со званием псаломщика, без права пользоваться псаломщическими доходами. 5 марта 1874 г. перечислен псаломщиком к Шелотской Троицкой церкви Вельского уезда. Учитель Шелотского земского училища. 12 апреля 1876 г. назначен на место помощника настоятеля к Уфтюжской Преображенской церкви Устюжского уезда. 12 мая 1876 г. рукоположен в сан священника. 22 июня 1878 г. перемещён на место настоятеля к Угронской Введенской церкви Вельского уезда.
ВЕВ. - 1874, №1, с. 9; 1874, №7, с. 97; 1875, №11, с. 133; 1876, №11, с. 201; 1878, №14, с. 197; 1878, №22, 387; 1884, №10, с. 124; 1885, №19, с. 298.
Дата последнего обновления: 17.09.2014
Пинаевский Евмений
Пономарь Морозовской Покровской церкви Вельского у. Вологодской губ. В 1865 г. по болезни уволен за штат.
ВЕВ. 1866. - №2. - С. 17.
Дата последнего обновления: 22.08.2012
Ржаницын Александр Иванов
дата рождения: 1807 г.
образование: ВДС (низшее отделение, 1830 г.)
С 1831 г. - пономарь Морозовской Покровской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. В 1853 г. - диакон. 28 февраля 1868 г. уволен за штат, по старости лет. 4 августа 1868 г. определён сверхштатным диаконом к Спасо-Боровинской церкви. Умер 22 мая 1878 г.
Семья: жена Екатерина Ивановна, 1797 г.р. Дети (на 1853 г.): Николай, 1832 г.р., обучался в ВДС; Ольга, 1836 г.р.; Вера, 1838 г.р.
ВЕВ. - 1868, №7, с. 164; 1868, №19, с. 443; 1878, №13, с. 185.
ГАВО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 4361. Списки исключенных учеников из ВДС низшего отделения и уездных приходских училищ и праздноживущих исключенных детях, представленные благочинными для военной службы за 1828-1830 гг. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12386. Л. 520об. Исповедные ведомости св.-церковнослужителей и их семейств Вельского уезда за 1853 г. (выписки Г.В. Смирновой, подготовка текста Е.В. Ржаницыной)
Дата последнего обновления: 11.10.2016
Рождественский Александр (1)
образование: исключён из ДУ
15.12.1865 определён пономарём к Морозовской Покровской церкви Вельского у. Вологодской губ. С 8 апреля 1869 г. дьячок той же церкви.
ВЕВ. 1866, №2, с. 17; 1869, №10, с. 227.
Дата последнего обновления: 28.02.2014
Россов Александр
образование: уволен из низшего отделения ВДС
В феврале 1868 г. определён диаконом к Морозовской Покровской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. 9 мая 1868 г. рукоположен в сан диакона. 25 июня 1888 г. определён во священника Волюшской Николаевской церкви Вельского уезда и 3 июля произведён во священника.
ВЕВ. - 1868, №7, с. 164; 1868, №12, с. 315; 1873, №9, с. 119; 1874, №17, с. 310; 1888, №14, с. 130; 1888, №17, с. 179; 1890, №10, с. 147.
Дата последнего обновления: 06.05.2015 Избранное
Дополнения к Атласу
Публикации участников
Пустыни
Из данной публикации видно, что священно-церковнослужители моего рода Пинаевских служили вместе с Леонтьевскими, См. сообщение предыдущее. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20235 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 26793 | Наверх ##
7 мая 2018 20:50 19 декабря 2021 17:41 В в Вологде, а также посетит монастыри и храмы Вологодской и Череповецкой епархий.
Проект книги
КНИГА I Шаховы Глава 1 Воспоминания потомков 1 Глава 2 Воспоминания Вадима Чеблакова 15-18 Глава 3 Воспоминания Алексея Юрьевича Водянников 19-22 Глава 4 Воспоминания Наталии Евгеньевны Лихачевой 22 ( полностью книга III глава 2) Глава 5 Воспоминания Дмитрия Владимировича Николаева 22 Глава 6. Воспоминания Дмитрия Владимировича 23 - 26 Глава 7 Воспоминания Наталии Фигуриной 26-27
КНИГА I Часть 2 Глава 1. Начало поисков 29 Глава 2 Прапрадедушка и прапрабабушка, родители Марии Сергеевны Шаховой 30-35 Глава 3 История одной фотографии 35-39 Глава 4 Предки Марии Сергеевны Шаховой- Львовы Угаровы 40 Глава 5 Предки Петра Илиодоровича Шахова 40-49 Глава 6 Илиодор Аполлонович Шахов 49-52
КНИГА I Часть 3 1. Начало рода Шаховых. Истоки. 53-74
Всего 15326 КБ.
КНИГА II
Глава 1. Сыновья Илиодора Аполлоновича Шахова отметкой жены Анны Александровны
Александр Илиодорович Шахов 1-24 Глава 2. Дмитрий Илиодорович Шахов 25 Глава 3. Андрей Илиодорович Шахов 29-67 --------------------------------------------------------------------31878 КБ
КНИГА III Глава 1. Дети Илиодора Аполлоновича Шахова и Прасковьи Ниловны
Глава 2. Василий Илиодорович Шахов 3 -64 Воспоминания Натальи Евгеньевны Лихачевой, правнучки 65-71 Глава 3 Григорий Илиодорович Шахов 72-92 ________________________________________________27112 КБ
КНИГА IV Глава 1 Шахов Иван Илиодорович и Павел Илиодорович 1-51 Глава 2. Григорий Илиодорович Шахов 52-66 __________________________________________25588 КБ
КНИГА V. Глава 1 Петр Илиодорович и Мария Сергеевна Шаховы 1-61 Глава 2 Родители прабабушки Мари Сергеевны Угаровой- Львовой 62-93 Глава 3 Николай Пименович Кубряков 94-132 ___________________________________________ --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4003 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14049
| Наверх ##
8 мая 2018 22:24 8 мая 2018 22:24 Уважаемая Ольга Николаевна, поздравляем Вас с Праздником и желаем всего наилучшего! Анатолий и Татьяна Алексеевна
Проект книги Вересовы
КНИГА Часть I Глава 1. Начало исследований 1-5 Глава2 Родословное древо Вересовых Поколения роспись.6-10 Глава 3 От Андрея Козмина до Иосифа Карпова ( I поколение) 11-18 Глава 4. Иосиф Карпов и его сыновья. Николай Иосифов Лавбенский (II) поколение 19-47 Глава 5 Николай Иосифов Лавбенский и его сын Федор Николаевич Вереснягов ( III поколение) 47-68 Межаковы 69 Евгений Николаевич Лавбенский 72 Пшеницыны 72 Певговы 80 Владимир Евгеньевич Лавбенский и его дочери Надежда и Мария, 87 Обнорский 100
Глава 6 Лавбенские в Санкт- Петербурге 100-106 ______________________________________________________________
Вересовы Часть II
Глава 1 Константин Федоров Вересов и его дети .IV поколение. 1-10 Глава 2. Фирс ( Федор) Константинович Вересови его сын Магн Фирсович 11-22 Глава 3. Павел Константинович Вересов 23-35 Глава 4. Иван Константинович Вересов и его дети 36-63 Глава 5 Мария Константиновна Попова ( Вересова) 64-68 Глава 6 Александр Константинович Вересов 69-80 Глава 7 Вересов Геннадий Константинович 81- 95 Глава 8 Александра Константиновна Лаврова ( Вересова). Преображенские. 96-193 __________________________________________________________________________
Часть III
Глава 1. Вересов Матвей Константинович прадед V поколение.1-19 Глава 2 Владимир Матвеевич Вересов 20-25 Глава 3 Лидия Матвеевна Торкова ( Вересова) 26- 78 Глава 4. Варвара Матвеевна Ржаницына ( Вересова) 79-98 _______________________________________________________29999
Часть III
Вересов Матвей Константинович
Глава 5 Лариса Матвеевна Тупысева ( Вересова)1-41 Глава 6 Вересов Иван Матвеевич 42-66 ___________________________________________40511 КБ.
Часть III Вересов Матвей Константинович Глава 7 Вересов Пантелеймон Матвеевич 38 ___________________________________________17514 КБ
--- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|
Сегодня 22 апреля Православный праздник Святых Жен Мироносиц, для православных этот день заменяет 8 Марта. Какой же замечательный подарок я себе сделала, найдя в новостях Вологодской Митрополии данную статью. Ведь в этом храме служили мои предки Суровцевы и Пинаевские. А протоиерея о. Дмитрия Жданова от души поздравляю с полученной заслуженной наградой. Здоровья ему и долгих лет службы!