Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Суровцевы, Пинаевские

В теме раскрываются родственные связи династии священноцерковнослужителей Суровцевых, породненных с Кубенскими, Пинаевскими, породненными с Кулаковыми, Казанскими,Толстиковыми др.Копирование материалов только по согласованию. Тема приватная.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 66 67 68 69 70 71 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572

Родословное древо Суровцевых.

1. Поколение ФЕДОР ИВАНОВИЧ СУРОВЦЕВ , 1741 г.р. священник Лысогорской Богородицкой церкви .отец его священник Лысогорской церкви Иван Прокофьевич 1707 г.р., мать Катерина Ивановна 1713 г.р. ум. 13 сент.1783 г. л.69. Братья и сестры : Иван, 1732 г.р., Алексей, 1741 г.р., Параскева,1737 г.р., Николай, 1751 г.р. сестры Марья, 1749 г.р.Ефросинья, 1756 г.р.). Жена Федора Ивановича - Ксения( Аксинья) Ивановна , 1744 г.р.,ум. 18 мая 1791 г. свящ.дочь.
Их дети :
1. Стефан Федоров , 1764 г.р.определен был к оной церкви во дьячка, помер в 1787 г. Жена Параскева Алексеева, 1761 г.р., сын Григорий, 1785 г.р.,в 1790 г.назначен пономарем к Покровской Замошской церкви Кадниковского уезда, дочь Мария, 1783 г.р., все с 1790 г.в Покровской Замошской церкви)
2. Параскева Федорова , 1770 г.р.( ГАВО Ф.496 Оп.1 Д.3553 Ревизские сказки Кадниковского уезда за 1795 г.

N 15 Двоеприходной церкви Св.Апостол Петра и Павла в Петряевой Слободе священники Григорий Иванов и Федор Алексеев л.29. Л. 30 об. Ныне на лицо 1795 г.
Священник Григорий Иванов (Устьянский) , 30, произведенный на место уволенного за старостью и болезнью отца своего священника Ивана Григорьева в 1793 г.
У него женаПарасковья Федорова, 25, священническая дочь
У них дочь Марья, полгода.

3. Иван , 1774 г.р.( ум.до 1816 г.),впоследствии дьячок Лысогорской церкви, жена Ульяна Алексеевна 1775 г.р., их дети :Федор ( 1793 г.р.), Марфа, 1793 г.р., Мария( 1796 г.р.), Алексей ( 1797 г.р.), Алексей ( 1799 г.р.);
4. АДРИАН , 1778 г.р.- ум.18 февраля 1842 г., священник Лысогорской Богородицкой церкви Кадниковского уезда.


АДРИАН ФЕДОРОВ СУРОВЦЕВ, 1778 г.р.- 18 февраля 1832 г.( 54 лет)

Жена его ПАВЛА АНДРЕЕВА, 1782 г.р. - 1 января 1823 г.( 41 г.)

Дети :

- Параскева 1800 г.р., муж- священник Георгиевской церкви на Пестухе г. Вологды- Павел Образцов,( 1792 г.р.) у них дочь Апполинария, род.16.12.1820 г.см.стр.14 о составе их семьи на 1825 г., а на 1834 г.Георгиевская церковь : священник Павел Иванов Образцов 41 г., определен в 1819 г., жена Параскева Андрианова 34 л. Сын Евгений род.15.02.1839 г.
их дети:
Александр 9 л., учится во 2 кл. ВДПУ;
Иван 5 л.;
Алексей 3 г.;
Пульхерия 11 л.;
Александра 6 л.;
Елизавета 9 мес (на 31.01.1834 г.)
Кроме того : Николай, 1836 г.р.; Петр, 1841 г.р.

- Марья, 1803 г.р.
- Евдокия, 18 февраля 1806 г.р.замужем за пономарем Воскресенской Устьянской церкви Иваном Петровичем Никулинским, умер от холеры в 1831 г.
- Александра, 1808 г.р.
- Мастредиа, 20 ноября 1811 г.р. впоследствии жена священника Лысогорской Богородицкой церкви Алексея Васильевича Остроумова;
- Минодора, 31.08.1815 гр.
- АЛЕКСЕЙ 20 июня 1804 г.р. ум.5 мая 1887 г.в последствии дьячек Воскресенской Устьянской церкви Кадниковского уезда мой прапрапрадед;

- Платон, 1817 г.р.
2. Поколение .

АЛЕКСЕЙ АДРИАНОВ СУРОВЦЕВ , 20 июня 1804 г.р. - 5 мая 1887 г. дьячек Воскресенской Устьянской церкви Кадниковского уезда
(Выписка дневник smigv 48 Клировые ведомости церквей Кадниковского уезда за 1851 год
(ГАВО, ф.496, оп.4, д.454).

N 16. Воскресенская на Устье ц., л.101 л.103об - пономарьАлексей Адрианов Суровцев 47 л., сего уезда Богородской Лысогорской ц. умершего священника Адриана Суровцева сын. Обучался в ВДУУ и по исключению поступил в Спасо-Суморин Тотемской монастырь в послушника; 26.06.1830 г. посвящен в стихарь. 9.07.1831 г. определен к сей церкви в пономаря.
Жена Клавдия Иванова 35 л.
Дети:
Дмитрий Суровцев 17 л. - обучается в среднем отделении ВС при казенном пособии
Виктор Суровцев 15 л. - обучается в УУ при казенном пособии
Иринарх Суровцев 13 л. - обучается в УУ на пропитании отца
Елизавета 10 л.
Марья 7 л.
Священнику Дмитревскому - двоюродный дядя.
Дьячку Тюрнину - свояк.
Пономарю Бельяевскому - племянник.)
Жена его КЛАВДИЯ ИВАНОВА, 07.03. 1815г.р.,дочь дьячка Воскресенской Устьянской церкви Иоанна Феоктистовича ПИНАЕВСКОГО ( в 1887 г.жертвовала 50 руб.) Брак 10 сентября 1833 г.

Дети их :

- Николай , 1834 г.р., 1854 г.ВДС, ,свящ. Богородской кладбищ.ц.г.Вологда, а с 1856 священник Георгиевской Вохомско- Вочевской церкви Никольского уезда на 1880 г.28.10.1856 г. посвящен к сей церкви во священника. 23.06.1869 г.награжден набедренником . 09.04.1877 г. определен в законоучителя Вочевское земское училище. ГАВО Ф.496 Оп.4 Д.588
Клировые ведомости церквей Никольского уезда за 1886 г.

N14 Георгиевская Вохомско Вочевская церковь

Л.206. Священник Николай Алексеев Суровцев, 52 г., природой Кадниковского уезда Устьянской Воскресенской церкви дьячка Алексея Андрианова Суровцева сын
По окончании курса в ВДС в 1854 г.был уволен в Епархиальное ведомство с аттестатом 2- го разряда.
В 1855 г.Преосвященнейшим Феогностом, еписком Вологодским и Устюжским и Кавалером, был определен к Вологодской градской кладбищенской церкви во псаломщика. 1856 г.сентября 28 дня Преосвященнейшим Христофором, епископом Вологодским и Устюжским , определен в законоучителя в Вочевское земское училище.' Сведения ГАВО Ф.496 Оп.4 Д.588
Клировые ведомости церквей Никольского уезда за 1886 г.
N14 Георгиевская Вохомско Вочевская церковь
Жена Мария Андроникова, 50 л., сей церкви умершего священника Андроника Попова, дочь.
Дети их :
- Александр, 15 л., обучается в IV кл.Никольского духовного училища, на содержание отца;
- Елизавета, 24 г., читать и писать умеет.
( Ещё дочь Клавдия, которой должно быть 27 л., видимо в замужестве) , сообщение на стр.38 Клавдия, в замужестве Заварина.

- Виктор, 22.10.1836 г.р.- 27.09.1878 г.Сын дьячка Воскресенской Устьянской церкви Кадниковкого уезда АЛЕКСИЯ СУРОВЦЕВА. На 1863 г.-27 л. Образование : среднее отделение Вологодской Духовной Семинарии ( 1856 г.) Послушник Успенской Семигородней Пустыни 1856-61 г. Рукоположен в сан диакона 30 июля 1861 г. к Печерской Троицкой церкви Усть -Сысольского уезда. 1867 г.- Почковская Ильинская церковь Грязовецкого уезда ( 1878 г.) Жена Марья Ивановна. Дети : Дети : Людмила 1865 г.р., Клавдия, род.07.03.1869 г.; Ольга 1877 г.р.

- Иринарх 1839 г.р. диакон Верхнераменской Николаевской церкви Кадниковского уезда ( КВ за 1885 г.)СУРОВЦЕВ ИРИНАРХ:

Заштатный дьякон Николаевской Верхнераменской церкви Кадниковского уезда ИРИНАРХ СУРОВЦЕВ умер 8-го Октября 1908 года в 70 лет. ВЕВ N 4 15 февраля.1909 г. Стр.101.
По увольнении из нисшего отделения семинарии Преосвященным Павлом в 1868 г. апреля 29 дня определен и посвящен Кадниковского уезда к Николаевской Корневской церкви в диакона на дьяческую вакансию на каковое место и грамоту имеет и переводный указ. В 1874 г. определен к сей церкви во псаломщика. В 1885 г. определен к сей церкви штатным диаконом, на что и выдан ему Указ из Вологодской Духовной Консистории от 10 августа за N 4707. (Жена его Евлалия Иванова, 1843 г.р.,дочь дьячка Ивана Владимирова из Вологодского уезда Николаевской Елегонской церкви.
Их дети :
- Александр, 1870 г.р., священник Кихтенской Космо- Дамиановской церкви Кадниковского уезда, на стр.31 выписка за 1915 г.
- Евгений, 1872 г.р.;
- Анфал, 1874 г.р. священник, в последствии расстрелян в 1918г.;
- Клавдия, 1877 г.р.;
- Александра, 1880 г.р.17.02.
- Анна, 1882 г.р.)

- Елизавета, 1841 г.р., ( впоследствии жена Тюрнина Ивана Михайловича , 1838 г.р., псаломщика Воскресенской Устьянской церкви
Их дети :
- Николай, 1861 г.р.,в последствии псаломщик Воскресенской Устьянской церкви, жена Ариадна Алексеева, сын Иоанн род.20.11.1891 г.
- Анна, 1866 г.р.;
- Александр, 1870 г.р.)

- МАРИЯ, род. 10 января 1844 г.р. - впоследствии замужем за ЕЛПИДИФОРОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ КУБЕНСКИМ - мои прапрабабушка и прапрадедушка ( см.род Кубенских). Умерла в возрасте 73 лет 22/27 января 1917 г.в Вельском уезде при Воскресенской Липецкой церкви, в которой служил псаломщиком Анатолий Елпидифорович Кубенский ( ф.494 Оп.41 Д.97 МК Липецкой церкви1908-1917 г.г.л.278 об.)

- Екатерина, 13.10.1848 г.р.;
- Александр 1854 г.р. урядник
- Иоанн ,родился 17.09.1855 и умер в возрасте 9 мес.;

- Анна, родилась 19.01.1858 г.

3. Поколение
.
ЕЛПИДИФОР АЛЕКСАНДРОВИЧ КУБЕНСКИЙ 03.11.1841 - 19.04.1891
Жена МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА ( СУРОВЦЕВА) 1844 -?

Дети их :

- Александр 1867 - ?
- НИКОЛАЙ 1868-1898 -мой прадед
- Клавдия 1870 -?
- Анна 1872 -?
- Павла 1875 -?
- Александра 1878-?
- Апполинария 1880-?

4. Поколение :

НИКОЛАЙ ЕЛПИДИФОРОВИЧ КУБЕНСКИЙ 1868 - 23 октября 1898 ( похоронен на Ваганьковском кл. Москва)

Жена СОФИЯ ФЕДОРОВНА ( ПОКРОВСКАЯ) 1867 -?

Дети их : сын НИКОЛАЙ 30 мая 1898 -?


5. Поколение:

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ КУБЕНСКИЙ 30.05.1898 -? -мой дед

1-я жена Каплун Юлия Фомична
Дети их :
Вера - 1820 -2011
Лия -1827 -1999

2-я жена КРОТОВА ( ЩЕКИНА) МАРИЯ ИВАНОВНА -Моя бабушка
Их сын НИКОЛАЙ 05.10.1923-13.10.2001 - мой папа
.

6. Поколение :

КРОТОВ ( Кубенский) НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ( Николаевич)
05.10.1923 -13.10.2001 г. мой отец
был усыновлен Кротовым Александром
Андреевичем ( после развода с Кубенским Николаем Николаевичем),
давшим моему отцу фамилию и отчество и воспитывавшим его с 8 до 18
лет ( в 1941 году оба ушли на фронт, где в 1943 г. отчим погиб смертью
храбрых в боях под Курском)

Жена Кротова (Вересова) ЕЛЕНА ПАНТЕЛЕЙМОНОВНА 14.04 1923 -11.02.2000
-моя мама

Дети их :

- Сергей родился в и в январе 1946 г. ( от воспаления легких)
- Ольга 5 января 1949 г.


Родословное древо Пинаевских

По Ревизской сказке (1722 г.) и ИВ за 1763 г. Олюшинской Николаевской церкви :

ИВ Николаевской Олюшинской церкви за 1722 г.и 1763 г.
Пономарь Петр Никитин 1662 г.р. пра (7) дед
сын пономарь Семен Петров 1700 г.р. пра(6) дед
У него дети:
- дьячек Иван Семенов 1727 ( пра 5 дед)
- Михаил Семенов 1729
- Федора Семенова 1740
Дьячек Иван Семенов Пинаевский 1727 г.р. пра (5) дед
жена Анна Ефимова 1728 г.р.пра(5) бабушка
Дети:
- Феоктист 1759 г.р. ( пра 4 дед)
- Николай 1761 г.р.


ИВ Шелотской церкви на 1781 г.: Дьячек Феоктист Пинаевский, 21 г. Отец его Иван Пинаевский 51 г. Мать Анна Ефимовна ( Кушева), 51 г.сестры Параскева ,15 л. и Васса, 15 л. ( прим.: в разных источниках отличаются годы рождения)

1 поколение . Феоктист Иванович Пинаевский 1759 (1760 )ум.1808 г.пономарь Вельского уезда Николаевской Жиховской церкви.
Пинаевский Феоктист Иванович, 1755 г.р., сын умершего дьячка Олюшинской Николаевской церкви Вельского уезда. Посвящен в 1779г. к Жаровской Петропавловской церкви, грамоту имеет. В 1786г. переведен пономарем к Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда, перехожий указ дан из Архангельской духовной консистории в 1786г. Жена его его Марфа Яковлевна 1758 г.р. в девичестве Попова, дочь пономаря Шелотской церкви Якова Афанасьевича Попова.ум.после 1838 г. Яков Афанасьевич Попов, родился в 1716г., сын священника церкви Живоначалной Троицы Шелоцкого стану Верховажской четверти Важеского уезду Афонасея Федорова. Умер до 1782г. У него дети: Афанасий, 1750 г.р.( схимонах Феодосий с 1822 г.); Василий, 1751г.р.; Марфа, 1762 г.р., Петр, 1765г.р.
Дети:
- Иван Феоктистович 1787 г.р. в последствии пономарь Воскресенской Устьянской церкви Кадниковского уезда, мой прапрапрапрадед;
- Стефан, 1790 г.р.
- Пелагея 1801 г.р.
- Елена, 1804 г.р.Муж Кулаков Иоанн Иоаннов, 1796г.р., природою Тотемского уезда упраздненной Боровской Ильинской церкви умершего пономаря сын.У них сын Андрей Иванович 1830 г.р.с 1848-1850 г. диакон Черевковской Успенской церкви Сольвычег.у.,затем священник Вознесенской Кивокурской ц. Сольвычегодского.у, с 1880 г.переведен настоятелем в Сольвычегодский собор, Протоиерей с 1883 г.,с 1886 г.- настоятель Мироносицкой церкви г.В- Устюга, имя жены ? ум.до 1874 г. Дети : Михаил, 18590 г.р.,Павел 1851 г.р., Константин, 1857 г.р., Александра 1855 г.р., Людмила, 1864 г.р. Августа, 1865 г.р., Екатерина, 1867 г.р.

Вот выписка о братьях Феоктиста Ивановича N 22 Морозовская церковь Л. 83 об.ГАВО Ф.496 Оп.1 Д.5872
Ведомости церквей Вельского уезда за 1808 г.

Диакон Евдоким Иванов Пинаевский, 36 л., природой того же уезда Олюшинской Николаевской церкви умершего дьячка сын. Посвящен в 1797 г.
Жена его Федора Григорьева, 34 л.
Дети :
- Анна, 8 л.
- Георгий, 4 л.

Жаровская Петропавловская церковь.1808 г.

Дьячек Николай Иванов Пинаевский, 48 л.,природой оного же уезда Олюшинской Николаевской церкви умершего дьячка сын. Посвящен в стихарь в 1780 г.к Николаевской Жиховской церкви , грамоту имеет,а к сей перемещен в 1786 г.,на что и Указ имеет, данный из Архангельской Консистории того же года,обучался в Архангельской семинарии. Жена его Федора Алексеева, 28 л.
У них дети:
- Федор, 8 л.
- Евмений, 7 л.
- Стефанида, 17 л.
- Анна, 13 л.
- Ульяна, 10 л.

и об отце их то же дело Л.78 Жаровская Петропавловская церковь

Дьячек Феоктист Иванов Пинаевский, 27 (24?)л., холост.

Прибылого Олюшинского прихода дьячек Иван Пинаевский, 57 (37?) л.
У него жена Анна, 57л.(37?)
Дети :
- Евдоким, 7 л.
- Васса, 10 л.
- Параскева, 12 л.

полная выписка на стр. 12 этого раздела.

2. Поколение.

Иван Феоктистович Пинаевский
1786 г.р.- ? умер после 1847 г.
Жена Екатерина Матфеева 1788 г.р. (19(22).09.1847 г. означенной Воскресенской церкви у дьячка Ивана Феоктистова Пинаевского умерла жена Екатерина Матфеева 60 л. от неизвестной болезни.)

Теща его Мария Ивановна, священническая дочь 1756 г.р. ,Тесть - пономарь Воскресенскoй Устьянской церкви - Матфей Максимович ( 1755 г.р.) Дети их на 1795 г.: Устинья, 16.Алекандр, 9, Катерина, 6, Авдотья, 4, Анна, 2.
Дети Ивана Феоктистовича и Екатерины Матвеевны;
- Глафира, 22.04.1808 г.- 05.05.1808 г.
- Апполинарий, 1810 г.р.
- Любовь
- Дочь Клавдия Ивановна , род. 7 марта 1815 г.р., моя прапрапрабабушка, жена Суровцева Алексея Андриановича, пономаря Воскресенской Устьянской церкви Кадниковского уезда, брак 10 сентября 1833 г.

- Алевтина, 1817 г.р. , учительница в Шиловском училище и ЦПШ.

- Иоанн Иоаннович Пинаевский (1821 г. - 15.04.1886 г.), впоследствии священник сначала Богородицкой Нижнедольской церкви ( 1849 г.) ,потом Мироносицкой церкви г. Вологды, жена Александра Ивановна , 1817 г.р.ум.5 июня 1883 г., дочь священника Вологодской градской Богородицкой Нижнедольской церкви Иоанна Глушицкого. Брак 01.07.1845 г. на стр.23 этого раздела. Дочь Александра род.15.05.1847 г. , сын Александр род. в 1849 г. Свящ. Иоанну Пинаевскому в 1878 г.61 г., заштатный свящ. Мироносицкой церкви, жене столько же лет.
- Евстолия, 1822 г.р.
- Виссарион, 1824 г.р.


Комментарий модератора:
Иван Федорович Суровцев, брат Андриана, священнический сын, впоследствии стал дьячком Лысогорской церкви.

В Николаевской Жиховской церкви в 1785 г.пономарь Николай Иванович Пинаевский, 25 л. , А в Хмельницком приходе дьячек Яков Семёнов Пинаевский, 49 л.с женой и детьми ( 496-19-11)
Ясно уже, что Пинаевских корни надо искать в Вельском уезде за более ранние годы, предположительнее всего это Олюшенская Николаевская церковь.

Муж Параскевы Адриановой Суровцевы- Павел Образцов ,( см.инфо на стр.14 этого раздела)

Древо Толстиковых от Екатерины 60 на стр.57 этого раздела.

Казанские в разделе " Породненные с Вересовыми" на стр.49

---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572
ГАВО Ф.496 Оп.11 Д. 37

Метрические книги Кадниковского уезда за 1816 г.

Л.115 Воскресенская Устьянскя церковь.

Священники Арсений Городецкий
Дьячки Матфей Андреев и Александр Осипов
Пономарь Петр Алексеев

Л.116 об. 5/8 февраля Воскресенской церкви что на Устье у священника Арсения Иванова и жены его Екатерины родился сын Алексей .

Восприемник: уволенный от должности дьячок Матфей Андреев.
Молитвословил. Входящий священник Петропавловской церкви Григорий Иванов

Л.125. 20/21 августа Воскресенской церкви у священника Арсения Городецкого и жены его Иулиании родилась дочь Надежда .
Восприемницей была дочь пономаря Петра Алексеева - девица Александра.

Молитвословил священник Григорий Иванов с дьячком Александром Осиповым.
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572
ВЕВ N 2 за 1864 г стр.38

Устюгского уезда , Варженской Иоанно- Богословской церкви, священник Николай Пинаевский определен 16 сентября исправляющим должность благочинного по IV округу Устюжского уезда на место бывшего священника Николая Хватова.


Комментарий модератора:
Имеет ли отношение свящ. Николай Пинаевский к моему роду мне пока на известно.

---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572
ГАВО Ф.496 Оп.11 Д.18 на 408 л.
Метрические книги Кадниковского уезда за 1800 г.на 408 л.

N 61л.303 Воскресенская на Устье .
N 66 л.338 Богородицкая Лысогорская.

Событий в интересующих меня семьях в 1800г.не отмечено.

---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572
ГАВО Ф.496 Оп.1 Д.9559

Клировые ведомости церквей Вельского уезда за 1834 г.

Николаевская Жиховская церковь .

Сведений о Пинаевских за этот год нет. Видимо, служили гораздо ранее.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=756

Угронскaя Введенская церковь

Л.379 об.- 380.

Священник Евграф Иосифов Пинаевский , 31 г.
Произведен на место умершего священника Савинова в1824 г.
Его жена Александра Георгиева, 26 л.
Дети их :
- Александр, 7 л.
- Евгений, 6 л.
- Николай, 4 г.
- Вячеслав, 1 г.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1055


Преображенская Хмельницкая церковь

Л.113 об.- 114.

Диакон Алексей Яковлев Пинаевский , 58 л.
Жена Надежда Дмитриева, 47 л.

Заштатные.
Уволенный в 1797 г.за старостью и дряхлостью от должности дьячок Иаков Семенов Пинаевский умер в 1823 г. Возраст его на1816 г. Был 79 л.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=909
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572
ГАВО Ф.496 Оп.8 Д.211
Метрические книги г. Вологды за 1849 г.

N 6 Богородицкая Нижнедольская церковь .

Cвященник Иоанн Пинаевский.

Л.207 об.

О рождении.

п.7. 28/30 сентября родился Александр. Богородицкой Нижнедольской церкви священник Иоанн Пинаевский и законная жена его Анна Иванова , оба православного вероисповедания.

Восприемник при крещении старший учитель гимназии коллежский советник Петр Алексеев Назарьев.

Таинство крещения совершили Вологодской градской Николаевской церкви во Владычной слободе благочинный иерей Павел Прозоровский с дьячком Дмитрием Дмитревским и пономарем Виктором Баклановским.

https://sobory.ru/article/?object=01096


Г. Лукомский: "Церковь построена (вернее, как и Казанская: перестроена) в 1779 г. на месте деревянной (?), сгоревшей в 1773 году. Однако формы говорят за себя: шатер хороших пропорций русского стиля, невозможных для возведения в конце XVIII столетия. Кубический храм - одноглавый. В теплом храме крест напрестольный с надписью 3РОВ года. Колокола, по данным клировых ведомостей церкви 7109 г. (1601 г.), т. е. времени царствования Бориса Годунова. В кладовой церкви находится сохранившаяся верхняя часть резных Царских врат. На ней в полукружии надпись славянскими буквами с сокращениями: "на царств. Всемилостиваго Царя Алексея Михайловича". Остались чуть заметные следы позолоты на резьбе. Вообще эти врата (за одну доску дают около 200 руб. (по словам священника)) в ужасном виде лежат на чердаке церкви. По углам шкафы для икон, но ничего в них не сохранилось. По характеру резьбы деталей Царские врата очень похожи на резные Царские врата в Костроме (ц. Воскресения на Дебре): с одной стороны в середине Распятие, с другой Рождество Богородицы. На той стороне, где Распятие, по углам: а) Евангелисты; б) на той и другой стороне Святые, но какие - неизвестно: видны только лики. Запрестольный образ для крестных ходов: с одной стороны Николай Чудотворец старинной живописи, с другой изображение Божией Матери - серебряный оклад. Там же, в кладовой, икона Ильи Пророка "Огненное восхождение" - старинного письма, интересная по композиции и по краскам, из которых различается хорошо красный цвет и следы золота. Икона Николая Чудотворца с изображением его жития, древнего письма. Из предметов церковных, в холодном храме отметим крест запрестольный, весь серебряный, по углам его изображения святых".

Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/lou/kom/sky/26.htm


Статью добавил(а): Andrew, 19 ноября 2007

В 1781 году приход церкви включал в себя 14 дворов. Численность прихожан 180 человек (1892 г.). В начале XX века церковь Богородицы на Нижнем долу включала три престола: в летнем приделе главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название храму, а правом приделе зимней церкви - престол во имя Николая Чудотворца, в левом - во имя Григория Пельшемского, вологодского чудотворца.

В советское время церковь Богородицы на Нижнем долу сохранилась, можно сказать, случайно. В марте 1930 года, после снятия колоколов, она была закрыта и значилась в списке на снос. Однако впоследствии было признано, что на храмовом месте не может быть возведено ни одно гражданское здание по причине затопления низкого берега весной, при разливах реки. Вероятно, разрушение церкви сочли нецелесообразным. Здание храма сдавалось в аренду различным промышленным предприятиям. В настоящее время церковь Богородицы на Нижнем долу находится в полуразрушенном состоянии, завершение храма полностью утрачено.

Источники: http://history.nason.ru/hramy/20/; http://www.booksite.ru/fulltext/sta/raya/vol/ogda/


Статью добавил(а): Марина Зуйкова, 29 июня 2018

Долом наши предки называли низкий берег, затапливаемый при разливе реки, а Богородский храм стоит как раз в низине на берегу Вологды. «Нижний» – потому что был еще и Верхний Дол, выше по течению, и на нем тоже стояла церковь Рождества Богородицы. Строительство деревянного храма Рождества Богородицы на Нижнем долу историки относят к концу XVI – началу XVII века. Стараниями прихожан возведена каменная церковь, её главный престол – во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен в 1779 году. Здесь были также престолы во имя Святителя Николая Чудотворца и преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца.

Верхнедольский храм разрушили в советское время, а нижнедольский оставили, хотя и намеревались уничтожить. Как сказали бы сейчас, большевики включили мозги: специалисты определили, что в заливаемой половодьем низине строить что-либо нецелесообразно, но и терять крепкую постройку рядом с рекой, которая в те времена еще была вполне себе транспортной артерией, целесообразно еще меньше. В храме размещались зеркальное производство, материально-техническая база управления по транспортному освоению рек, ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности… Когда последняя мастерская выехала из Нижнедольского храма, его признали объектом культурного наследия регионального значения. Краеведы полагали, что здесь вполне можно возобновить богослужения… Однако год за годом интереса к храму никто не проявлял. После пожара в 2008 году, когда церковь лишилась крыши, надежды на её возрождение уже вряд ли у кого были.

Первый указ владыки Игнатия (Депутатова) об учреждении новых приходов в Вологде был издан 10 июня 2014 года – на четвертый день после прибытия на кафедру, куда его назначил Священный Синод. Были образованы приходы семи храмов города, и нижнедольский был, пожалуй, самым разрушенным.

11 августа того же года настоятелем нижнедольского храма назначили протоиерея Александра Лебедева. Выяснилось: прихода, собственно, еще нет – зато прихожане есть. Роман Сипин начал самостоятельно восстанавливать храм ещё в 2011 году. Потихоньку очищал храм от мусора, благоустраивал территорию. Там, где был когда-то алтарь, Роман повесил лампадку, иконки. На крыше вместе с друзьями Роман закрепил баннер – чтобы в храм снег не падал. Так что отец Александр пришел не на разоренную площадку. Приход получил юридическое лицо, открыл счёт в банке. Уже готов проект восстановления древней церкви, созданный специалистами-реставраторами. Нынешним летом проведена планировка храмовой территории, пришлось снимать полуметровый слой земли, чтобы вернуть прежний уровень. Понемногу собирают стройматериалы – в октябре кирпичный завод подарил приходу 9 тысяч кирпичей. Чтобы их уложить, потребовались работники, и люди пришли на помощь. Кстати, помощников собирают и через Интернет – пригодилась всемирная паутина! Начались сообщения на приходской страничке «ВКонтакте» с призыва: «Люди добрые, помогите Церковь восстановить!». Вологжане откликнулись сразу, и со временем добровольных помощников становится всё больше.

Прихожане надеются на помощь в реставрации Нижнедольского храма со стороны властей и бизнес-сообщества: церковь входит в территорию, на которой предполагается развернуть активные работы в рамках туристического проекта «Насон-город», он включит в себя реставрацию 30 храмов, среди них – и Рождество-Богородицкий в Нижнем Долу. Богородская церковь стоит рядом с постоянно действующей выставкой-ярмаркой «Вологодская слобода», неподалеку – мост имени 800-летия Вологды. Место видное, и храм, конечно, нужно привести в порядок, чтобы он украсил Пречистенскую набережную. Финансировать проект намечено из федерального, областного и городского бюджетов; планируется также привлечение инвестиций бизнеса.

https://www.booksite.ru/civk/album2-3.html


screenshot_2022-10-26-17-32-38-727.jpegscreenshot_2022-10-26-17-32-56-871.jpegscreenshot_2022-10-26-17-33-11-208.jpegscreenshot_2022-10-26-17-33-26-447.jpegscreenshot_2022-10-26-17-33-42-338.jpegscreenshot_2022-10-26-17-33-57-829.jpeg

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=621


Вологодская Богородская Нижнедольская церковь
РФ: г. Вологда
РИ: Вологодский у., Вологодская губ.
Приход
Приход основан не позднее XVII в. Богородская Нижнедольская церковь (Рождества Богородицы на Нижнем Долу, на посаде в Мироносицкой трети) упоминалась в окладных книгах 1691 года.

24 октября 1864 г. к церкви были причислены воинские чины Пехотного резервного батальона, расположенного в Вологде, "для исполнения христианских обязанностей".

Церкви
Каменная, одноэтажная церковь, 1779 г. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, свт. Николая Мирликийского, прп. Григория Пельшемского.

22 сентября 1868 г. придельный тёплый храм во имя Зачатия Божией Матери и в честь свт. Николая освящён Его Преосвященством, 29 сентября 1868 г. настоятелем Спасо-Каменного Духова монастыря архимандритом Нафанаилом освящён придел в честь прп. Григория Пельшемского.

К началу XX в. здание храма стало непрочным: от ежегодного весеннего половодья образовались щели.

Достопримечательности
В храме хранились древние реликвии: напрестольный крест 1664 года, колокол 1601 года.

Источники
ВЕВ. - 1864, №5, с. 72; 1865, №15, прибавления, с. 602.; 1868, №21, с. 476.

ИИАК. - Петроград, 1915. - Вып. 59. - С. 121.

Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 49, 131.

Священники
(1865) 1877 Колмаков Василий
1877 1878 Вознесенский Павел (1)
1878 1888 Азлецкий Василий
1888 1906 Колпаков Николай Аркадьевич
1906 (1906) Дмитревский Александр
Диаконы
1841 1842 Кикин Василий Никитич
1863 1865 Воскресенский Николай Александрович
1865 1867 Чуркин Павел
Псаломщики
1875 1877 Воротилов Николай
1877 1877 Либровский Николай
(1878) 1878 Попов Владимир
1878 1879 Толстиков Павел
1879 1880 Кудрявцев Петр Андреевич
(1890) (1890) Монастырев Порфирий
(1895) 1895 Остроумов Порфирий
1895 1898 Попов Николай
1903 1903 Скворцов Иоанн
1903 1911 Ренатов Сергей
1911 1912 Шергин Виктор
1912 1913 Владимиров Иоанн Иоаннович
1914 1915 Мальцев Алексей
1915 1918 Быстров Павел Михайлович
Дьячки
(1867) 1867 Соболев Николай
1867 1869 Обнорский Павел Иоаннович
(1869) 1869 Шляпин Александр
(1871) 1871 Осокин Василий
1871 1872 Лобанов Александр
1872 1875 Обнорский Павел Иоаннович
Пономари
(1866) 1866 Кудрявцев Димитрий
1867 1869 Румянцев Аристарх
1869 1869 Пахолков Виктор
1869 1870 Мауринов Александр
1870 (1870) Воронов Владимир





Прикрепленный файл: Screenshot_2022-10-26-17-40-52-974.jpeg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572
Информация от Владимира Александровича Воропанова.

ГАВО Ф.496 Оп.1 Д.19866

Исповедные ведомости Воскресенской Устьянской церкви Кадниковского уезда за 1916 г.

Священник Николай Васильев Попов, 47 л.
Жена Марья Анатольевна, 43 г.
Дети :
- Павел, 20 л.
- Константин, 16 л.
- Елена, 14 л.
- Александр, 9 л.
- Капитолина, 7 л.
- Таисия, 4 г.
- Евстолия, 1 г.

Паломщик Николай Вианоров Ростиславин, 25 л.

Просфорни Поликсения Николаева Дмитревская, девица, 47 л.
Александра Александрова Преображенская, девица,69 л.
Фаина Константиновна Малинина, 67 л.
Елизавета Константиновна Малинина, девица,64 г.

Тот же приход священника Анатолия Потемкинского:

Л.67

Протоиерей Анатолий Иванов Потемкинский, 56 л.
Жена Александра Алексеевна, 56 л.
Дети :
- Нина, 25 л.
- Алексей, 21 г.
- Анна, 19 л.
- Борис, 17 л.

Диакон Петр Дмитриев Попов, 61 г.
Жена Илария Николаева, 56 л.
Дети :
- Александр, 36 л.
- Марья, 27 л.
- Сергей, 16 л.

Псаломщик Алексей Корнильев Логвиненко (?), 76 л.





Комментарий модератора:
Появился вопрос не могла ли быть жена Анатолия Потемкинского Александра Алексеевна ( 1860 г.р.) дочерью Алексея Андриановича Суровцева?


Прикрепленный файл: Screenshot_2022-10-26-19-04-41-463.jpeg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572
Выписки от Галины Владимировны Смирновой Тотемский уезд Клировые ведомости за 1905 год.

ГАВОф.496, оп.4, д.764)

43. Успенская Шуйская, л.604об

- псаломщик Александр Владимиров Пинаевский 31, Вельского уезда Введенской Угронгскоой ц св-ка Владимира Пинаевского сын. По окончанию 1 кл. ВДС в1893, 9.04.1894 определен в псаломщика сей ц., 26.09.1895 посвящен в стихарь. Грамоту имеет. Жена Наталья Филипповна Губина 26, дочь крестьянина, обучалась в 1 кл. Устюжской женской прогимназии в 1893 г. Дети: Пантелеймон 7, Сергей 6, Антоний 5, Рафаил 3,Гавриил 8 мес.
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572


Жиховская Николаевская церковь


Современное местоположение: д. Курьяновская, Двиницкое с/п, Сямженский р., Вологодская обл.

Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния

Жиховская Николаевская церковь , 1883 года, каменная. Была приписной к Двиницкой Михаило-Архангельской церкви. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, бессребреников Космы и Дамиана.

Жиховская Космо-Дамиановская церковь, 1832 года, каменная. Престол в честь бессребреников Космы и Дамиана.

Библиография

ВЕВ. - 1874. - Приложение к офиц. части. - С. 21.

Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 81, 168, 186.

Священники

(1868) 1868 Попов Аристарх
1868 1868 Попов Михаил (8)
1868 1872 Федоровский Алексей
1872 1884 Черняев Михаил
1884 (1890) Черняев Вячеслав

Дьячки

(1865) 1868 Ярославцев Павел
1868 (1868) Толстиков Димитрий

Пономари

(1859) 1865 Сибирцев Кирилл Васильевич


Попов Аристарх

Священник Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. 3 января 1868 г. уволен от места, с предоставлением ему права искать себе другого прихода. 14 февраля 1868 г. определён к Нювчимской Димитриевской церкви Усть-Сысольского уезда. 26 апреля 1868 г. переведён к Верхнеподюжской Афанасиевской церкви Вельского уезда. 14 сентября 1872 г. перемещён к Теплогорской Богородской церкви Устюжского уезда. 16 января 1881 г. уволен за штат по старости. Умер 10 марта 1883 г.

ВЕВ. - 1868, №3, с. 72; 1868, №6, с. 130; 1868, №11, с. 283; 1872, №20, с. 482; 1881, №3, с. 35; 1883, №9, с. 121.

Дата последнего обновления: 17.11.2014

Попов Михаил (8)

образование: ВДС

13 января 1868 г. назначен на священническое место к Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. 11 февраля 1868 г. рукоположен в сан священника. 27 июля 1868 г. переведён к Григоровской Николаевской церкви того же уезда. (Безместный священник Михаил Попов в декабре 1886 г. определён к Знаменской Волчьеручевской церкви Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. ВЕВ, 1887, №2, с. 27)

ВЕВ. - 1868, №4, с. 86; 1868, №6, с. 133; 1868, №17-18, с. 409; 1874, №7, с. 94; 1882, №24, с. 364; 1884, №24, с. 379.

Дата последнего обновления: 02.02.2014

Сибирцев Кирилл Васильевич

1859 г.: пономарь Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда. Умер в 1865 г.

ГАВО. Ф. 1063. Оп. 93. Д. 4. Л.л. 318 об.-319. Клировая ведомость Сеньговской церкви Грязовецкого уезда за 1859 г. (выписки Д. А. Пшеницына)

ВЕВ. - 1865. - №23. - С. 198.

Дата последнего обновления: 03.08.2012

Толстиков Димитрий

С 1866 г. - пономарь Раменской Георгиевской церкви Тотемского уезда Вологодской епархии. С 1868 г. - дьячок Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда.

ВЕВ. - 1866, №17, с. 175; 1868, №10, с. 246.

Дата последнего обновления: 03.01.2014

Федоровский Алексей

Священник Луптюгской Христорождественской церкви Никольского у. Вологодской губ. Удалён от должности с запрещением священнослужения. В 1866 г. определён на дьяческое место к Устюгской градской Варлаамовской церкви. 20 ноября 1868 г. определён к Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда священником. 1 марта 1872 г. переведён в Вельский уезд к Нижне-Подюжской Воскресенской церкви. В июне 1873 г. уволен от должности.

ВЕВ. - 1866, №12, с. 125; 1868, №24, с. 579; 1872, №7, с. 188; 1873, №14, с. 222.

Дата последнего обновления: 15.07.2014

Черняев Вячеслав

образование: уволен из низшего отделения ВДС

1 мая 1868 г. определён дьячком к Угронской Введенской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. 17 июля 1868 г. рукоположен в сан диакона. 23 апреля 1872 г. переведён на причетническое место к Ростовской Вознесенской церкви Вельского уезда. 15 сентября 1877 г. определён на вакансию псаломщика при Николаевской Ягрыжской церкви Сольвычегодского уезда. 29 февраля 1884 г. определён помощником настоятеля к Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда и 25 марта произведён во священника.

ВЕВ. - 1868, №11, с. 287; 1868, №17-18, с. 412; 1872, №10, с. 232; 1877, №19, с. 337; 1884, №7-8, с. 96; 1884, №9, с. 113; 1887, №9, с. 110; 1890, №10, с. 147.

Дата последнего обновления: 29.11.2014

Черняев Михаил


Священник Ильинской Сидоро-Слободской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. 1 марта 1872 г. определён к Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда. 26 января 1884 г. уволен за штат.

ВЕВ. - 1872, №7, с. 188; 1884, №4, с. 41.

Дата последнего обновления: 26.11.2014

Ярославцев Павел

Дьячок Жиховской Николаевской церкви Вельского уезда Вологодской епархии. 7 февраля 1865 г. посвящён в стихарь. 18 апреля 1868 г. переведён к Раменской Георгиевской церкви Тотемского уезда. 13 апреля 1869 г.рукоположен в викарного диакона.

ВЕВ. - 1865, №6, с. 52; 1868, №10, с. 246; 1869, №10, с. 229.

Дата последнего обновления: 03.02.2014


Жиховская Николаевская церковь. Сямженский район...

parishes.mrezha.ru›parish_history.php…

Примечание : в этой церкви служил пономарем Феоктист Иванович Пинаевский 1735 г.р. , самый ранний из известных мне родоначальников моего рола Пинаевских.

ГАВО Ф.496 Оп.1 Д.4663
Ревизские сказки Вельского уезда за 1799 г.
Николаевская Жиховская церковь

Л.73 об.
Священник Василий Симеонов Сибирцев , 46, посвящен в 1782 г.
Дети : Иван, 14; Кирилл, 9; Иосиф, 5.

Дьячок Григорий Иванов Федоровский, 38, посвящен в 1781 г.

Пономарь Феоктист Иванов Пинаевский, 49 (44?), посвящен 1779 г.
Женат. Дети:
- Иван, 12, обучается писать;
- Стефан, 9, обучается писать

Прим. : имена жен и дочерей ( если имеются) в этом деле не названы.
















Комментарий модератора:
Черняев Вячеслав и Черняев Михаил- вполне могут быть моего рода Черняевых, о котором удалось узнать гораздо позднее, чем писала это сообщение.

---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572
Информация из интернета к размышлению, есть там и другие, более примитивные и простые трактовки.

Происхождение фамилии ПИНАЕВСКИЙ связывают с польским беглым Олюшей, появившемся в Верховажье и давшем название Олюшину, или. что ребенок в животе пинается вот и Пинаевский. Приятнее думать мне о польском происхождении...

Вологодская область Верховажский район д. Олюшино. Так вот деревня это образовалась очень давно. Раньше никак не называлась... но потом пришел в эту деревню воин Олюша Пинаевский... поляк... герой! вот оттуда наша фамилия и пошла... и на счет ударения... в деревне в этой немерено Пинаевских... и ударение они ставят на второй слог...

или вот еще одна заметка из контакта в интернете

Интересные заметки А.А. Шустикова - этнографа, исследовавшего наши края в конце 19 - начале 20 веков.
Тавреньга

Из Даниловской я поехал в Тавреньгу-Завельскую Вельского уезда, т. е. в те деревни Тавреньгской волости, которые находятся за рекой Велью, и которые я не обследовал в прежние свои поездки. Тавреньгская волость, надо сказать, огромная, растянулась она больше чем на 100 верст, хотя теперь уже разделена на две: Тавреньгскую и Хмельницкую, последняя составляет северо-восточную часть Тавреньги и мною уже обследована раньше.

В Тавреньге-Завельской я остановился в деревне Пуминово, стоящей несколько в стороне от тракта, идущего от станции Коноша Северной железной дороги на Вельск. Здесь мне сказали, что в соседней деревне, а именно Заручевной, есть очень искусный сказочник, лучшего сказителя не найти во всей Тавреньге. Иду туда, и мы сразу же поладили с ним: он стал ходить ко мне в Пуминово и рассказывать, а я записывать его сказки, платя ему поденщину.

Население и здесь занимается исключительно земледелием, "искони землеробы" - так они выражаются, для этого и скота держат помногу, особенно до войны. Теперь, конечно, поменьше, в силу необходимости. Урожаи хлеба здесь всегда бывают хорошие, недаром Тавреньга и слывет в народе за житницу не только Вельского, но и Кадниковского уезда.

Вся домашняя утварь здесь делается из лыка: и ведра для воды, и лукошки для муки, корзины, чашки, солонки и т. п.- все плетется из лыка (березового), в том числе и обувь - лапти. Не хватает только того, чтобы горшки и кринки плели из лыка же! Сапоги здесь носят только в праздники, отправляясь в церковь, по возвращении опять одевают лапти и ступни, особенно женщины, из которых редкая имеет сапоги или башмаки.

Из промыслов не последнее место занимает здесь охота. Она является довольно выгодным делом, кто им занимается круглый год, а таких охотников здесь немало. Но из ружей бьют здесь только белку (иначе - векшу) и куниц, птицу же и зайцев ловят в петли ("силки" и "нижки"), лисиц и волков зимой ловят в "клепцы" (капканы). На крупных зверей, как то: медведей, лосей или оленей - охота бывает только случайная и преимущественно зимой на глубоком снегу. Правда, медведей бьют и летом, и осенью, когда он задерет корову или лошадь - тут его и подкарауливают.

В деревне Першинской квартирует 15-й военно-дорожный отряд с большим штатом служащих, дающий населению хороший заработок по исправлению дороги и по доставке материалов. Впрочем, дорога эта (Коноша - Вельск) на протяжении 120 верст вот уже около года строится большей частью "натурой", всем населением Вельского и Кадниковского уездов по очереди. Крестьяне такую работу называют "здильем" прежнего крепостного права.

Служащими этого отряда выделен из своей среды сценический просветительский кружок, ставящий частенько незамысловатые пьески, которые привлекают массу публики, особенно молодежи. Записав в Пуминове сказки, песни, пословицы и простонародные слова, купив для музея "барушку" и "коротейку", решил отсюда отправиться в деревню Зеленую Тавреньгской же волости, а Вагу уже оставить на другой раз, т. к. настало уже полное бездорожье, и переезжать с места на место стало весьма затруднительно.

Не доезжая села Пономаревского, где находятся церковь, школа и волостной исполком, на берегу реки Вели есть громадный обрыв по обе стороны дороги, которая тут до того узка, что разъехаться со встречной подводой нет возможности, хотя и есть по бокам столбы, но они редки, а некоторые уже и повалились. Опасность для езды большая, недаром в минувшую зиму, по словам ямщика, один крестьянин с лошадью сорвались отсюда и убились насмерть.

Проезжая селом, где ранее жизнь кипела ключом, лавки и магазины были полны товарами, теперь ничего не осталось, не стало и удельной конторы с целым штатом служащих - одни лишь курицы сонно ходят по селу... Но вот проехали Кощеевскую, и потянулся огромный сосновый бор вплоть до деревни Зеленой (12 верст), прерываемый в одном лишь месте реч
прерываемый в одном лишь месте речкой Пурнос с ее мельницей, и опять - лес и лес. Дорога глинистая и очень грязная, да и сверху дождь не перестает лить, сидеть на навозной телеге нет возможности, слезаю с нее, чтобы поразмять окоченевшие члены, но идти по размокшей глинистой почве тоже затруднительно, то и дело спотыкаешься и падаешь. Наконец, дотащились и до Зеленой, где я, весь промокший, остановился у своего старого знакомого Павла Пинаевского (по прозвищу "Марович") и с удовольствием растянулся на его лавке, пока он хлопотал о самоваре.

Следует отметить, что в Тавреньге много встречается крестьян с польскими фамилиями, как, например, Пинаевские ("Маровичи"), Симановские, Лискичи, Никопольские и т. п. Не иначе, что предки их были сосланы сюда из Польши.

Деревня Зеленая имеет более 40 домов отличной постройки из хорошего толстого леса, с обширными дворами и хозяйственными пристройками. Дома большей частью одноэтажные, с подвалами, и что замечательно, с большими окнами. Это так называемые "передки", а сбоку где-нибудь обязательно ютится "зимовка" с 2-мя комнатами для жилья зимою. Деревня окружена со всех сторон почти непроходимыми лесами. Крестьяне искони землеробы и скотоводы. Землю они удобряют и холят, как никто из соседей, отчего и урожай хлеба бывает у них всегда хороший; здесь недорода не знают, разве градом когда повредит. Скота держат помногу: лошадей - 2-3 у каждого, коров - от 10 до 15, а овец - до 20 штук. Кроме земледелия и охоты ("лешни", "лесования"), они не знают никаких промыслов, лишь в последнее время стали рубить и возить лесные материалы в лесных артелях Кадниковского уезда, да и то очень мало, у них все время занято хозяйством: и по зимам они возят сено, дрова, хвою (еловое прутье), которую они очень много стелют во дворе, и такая хвоя, перегнивая, считается самым лучшим удобрением для роста хлеба. Здесь, в Зеленой, я записал 12 старинных песен, много местных слов и пословиц и купил кое-что для музея. Видел здесь интересный скопкарь, сделанный в виде утки, и крестьянин не прочь бы продать, но мать его пришла и заявила, что она и за тысячу не продаст "дедушкино благословенье".

Источник: Коношский курьер 25 сентября 2007 (121-122) А.В. Кринин
Вельский уезд — административная единица в составе Вологодского наместничества и Вологодской губернии, существовавшая до 1929 года. Центр — город Вельск.

В 1913 году в уезде было 18 волостей: Бестужьевская, Верховская (центр — д. Лукинская), Верхопуйская (центр — д. Колоколовская), Дмитриевская (центр — с. Алфёровское), Есютинская, Камкинская (центр — д. Юрятинская), Кулойско-Покровская (центр — с. Урусовское), Леонтьевская, Малодорская (центр — с. Спасское), Морозовская (центр — д. Евсюнинская), Никифоровская (центр — с. Богоявленское), Никольская (центр — с. Строевское), Ростовская (центр — д. Стешевская), Семёновская (центр — д. Верхне-Семёновская), Тавринская (центр — с. Пономарёвское), Усть-Вельская (центр — д. Дюковская), Чушевицко-Покровская (центр — д. Великодворская), Шелотская (центр — д. Никулинская)[1].

К 1926 году волостей стало 16: Бестужевская, Верховажская, Верхопуйская (центр — с. Колоколовское), Есютинская (центр — д. Мауркино), Кулойско-Покровская, Малодорское (центр — с. Спасское), Морозовская, Никифоровская (центр — с. Богоявленское), Никольская (центр — д. Строевская), Ракуло-Кокшонгская (центр — д. Березник), Тавренгская (центр — с. Пономарёвское), Усть-Вельская (центр — г. Вельск), Хмельниковская, Чадромская (центр — д. Леонтьевская), Чушевице-Покровская (центр — д. Чушевицы), Шангальская.

История

Вельский уезд был образован из Верховажской половины Важского уезда (с 1715 по 1719 год — Важская доля, до 1727 года — дистрикт[2]), во время административной реформы Екатерины II в 1780 году, когда он был включён в состав Вологодской области Вологодского наместничества. В это время к уезду была присоединена часть устьянских волостей (Чушевицкая и Пежемская волости), прекративших существование, как самостоятельная административная единица.

Вельский уезд, 1792 год
В 1796 году отошёл к Вологодской губернии, в составе которой и оставался до 1929 года. В 1851 году из Вельского уезда в Кадниковский уезд были переданы территории Емской, Нижеслободской, Митюковской, Вальской, Катромской, Петряевской, Вожегодской, Ухтомской, Енальской, Зубовской, Давыдовской, Вотчинской и Глубоковской волостей.

В 1929 году Вологодская губерния и все её уезды были упразднены, а их территория вошла в новый Северный край. 15 мая 1929 года на территории упразднённого Вельского уезда было образовано 3 района Северного края:

Вельский (центр — г. Вельск). 1 апреля 1930 года из Вельского района был выделен Коношский район (центр — п. Коноша).
Верховажский (центр — с. Верховажье).
Устьянский (центр — с. Шангалы).
Территория Тавреньгской волости Вельского уезда вошла в состав Вожегодского района Вологодского округа Северного края.

Mikhail Vostroknutov
sogra20122012_01.jpg

Тавреньга.


Значение и происхождение фамилии Суровцев
Суровцев

Версия 1 ( ), Версия 2 ( ), Версия 3 ( )

Версия 1 (фамилии Суровцев, Суровый)
Суровец — суровый человек. Существительное, образованное из прилагательного, так же как ’счастливец’, ’спесивец’. (Ф) «»Сев. и сиб. резвый, шаловливый, своевольный; бойкий, дикий или бешенный суровый ребенок«» (Даль)

Версия 2. История происхождения фамилии Суровцев
У меня другая версия - происхождение фамилии от слова " суровый человек - жестокий

Версия 3
Не многие из нас задумываются о происхождении своей фамилии. Запомнив с детства, мы повторяем ее как нечто раз и навсегда данное и очень значимое. Как ни странно это звучит, но до конца XVIII — середины XIX века фамилия оставалась привилегией только аристократов. У большинства же фамилии официально не признавались, поэтому помимо имен у наших предков были только отчества и прозвища. Этимология фамилии Суровцев, принадлежащей к распространенному типу русских фамилий, восходит к личному прозвищу.

Испокон веков древние славяне присоединяли к имени, данному человеку при крещении, разнообразные прозвища, которые давались не только родителями, но и соседями или даже индивидом самому себе. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись, создавая тем самым трудности в общении между людьми. Прозвища же помогали решать проблему идентификации человека, поскольку их запас был безграничен. Прозвищами становились: указания на особенности характера или внешности человека, именования по национальной принадлежности или месту жительства (рождения). Нередко случалось и так, что крестильные имена полностью вытеснялись прозвищами как в быту, так и в официальных документах.

Фамилия Суровцев по одной из версий образована от прозвища Суровец, в основе которого лежит прилагательное «суровый». Однако существует более правдоподобная гипотеза: фамилия берет свое начало от существительного «суровец», т.е. «квас из пшеничной или ячневой муки; также называется водяное растение».

В результате, потомок человека, обладающего прозвищем Суровец, со временем получил фамилию Суровцев.

https://names-neolove-ru.turbo...ovcev.html


Комментарий модератора:
В Тавренгской Спасо- Преображенской церкви служили Баженовы и Распопины, хоть и не прямые предки, но все же из моей родословной.

---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20442
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27572
ГАВО Ф.496 Оп.8 Д.172
Метрические книги Вологды за 1842 г.

N13 Л.302 Власьевская церковь, что на Обуховской ул.

Л.302 об. О рождении.
8/10 сентября Павел Служащий в Вологодской Духовной Консистории кончивший курс семинарии по 1 разряду канцелярист Ардалион Максимов Пинаевский и законная жена Наталия Осипова, оба православного вероисповедания.

Восприемники : Господина Николая Михайлова вольноотпущенный человекАндрей Сидоров Сидоров и Вологодская мещанка Валентина Бахмалина.

Таинство крещения совершали приходской священник Павел Ершов с диаконом Александром Одинцовым


ГАВО Ф.496 Оп.8 Д.167 на 865 л.
Метрические книги церквей г. Вологды за 1841 г.

Благовещенская церковь

Л.558 об. О браке.

п.6. Сентября 26. Служащий в Вологодской духовной канцелярии канцелярист Ардалион Максимов Пинаевский , 27 л., певым браеом и Вологодской Богородицкого прихода в селе Богородском дер Метиши (?)вольноотпущеного крестьянина Иосафа дочь - девица Наталия Иоасафова, 21 г. Наталья Иоасафова


Комментарий модератора:
Появилось новое имя - Ардалион Максимович Пинаевский. Судя по образованию из духовного звания,поэтому вполне может принадлежать к моему роду Пинаевских.

---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 66 67 68 69 70 71 Вперед →
Модератор: Crotik49
Вверх ⇈