Николаевская Оночистенская Димитриевская Озерковск. церкви
В теме расскрываются родственные связи линии Козловых, Ероховых и Ивановых, Лощиловых. Копирование материалов и фотографий только по согласованию. Тема приватная.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
4 февраля 2023 10:14 4 февраля 2023 10:15 http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8822Лощилов Николай Иванович Лощилов Николай Иванович Происхождение сын священника Николаевской Оночистенской церкви Возраст на 1851 г. - 44 г. Образование Вологодское ДУ (2-й приходской класс, 1827 г.) Послужной список После исключения из училища находился при Спасо-Каменном Духовом монастыре послушником. 26.8.1828 епископом Вологодским и Устюгским Моисеем посвящён в стихарь. 19.11.1828 им же произведён к Космо-Дамиановской Синдошской церкви во дьячка. В 1831-1834 гг. исключён из духовного звания (?). 7.8.1831 перемещён к Леонтьевской Верхвологодской церкви во дьячка же. В 1834 г. перемещён на пономарское место. Семья на 1851 г.: жена Марья Васильева (урождённая Черняева, сестра Параскевы Васильевны Вересовой), 44 г. Дети: Надежда, 19 л.; Сосипатр, 17 л., обучается в низшем отд. ВДУ; Александр, 14 л., обучается в нижнем отд. ВДУ. Семья на 1834 г.: жена Мария Васильева 22 г. Дети: Иван 3 г.; Надежда 1 г. Верхневологодская Леонтиевская церковь Синдошская Космо-Дамиановская церковь Источники ГАВО. Ф. 496. Оп. 3. Д. 271. Ревизские сказки г. Вологды и Вологодского уезда за 1834 г. Л. 471-474. №53. Леонтиевская Верхвологодская двухприходная ц. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 4. Л. 447. Клировые ведомости Вологодского уезда за 1851 г. №66 Леонтьевская Верхвологодская церковь. (выписки О.Н. Ивановой) --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
4 февраля 2023 10:16 8 февраля 2023 20:36 http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8061Лощилов Рафаил Происхождение сын диакона Послужной список С 12.4.1895 псаломщик Ачевской Георгиевской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. 20.4.1903 посвящён в стихарь. 19.2.1908 уволен за штат. Умер 17 февраля 1911 г. Ачевская Георгиевская церковь Источники ВЕВ. - 1895, №10, с. 156; 1903, №10, с. 156; 1908, №5, с. 92; 1911, №6, с. 140-141. Обновлено 30.06.2021 http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=805Ачевская Георгиевская церковь РФ: ур. Поповка юго-западнее д. Паниха, Богородское с/п, Усть-Кубинский р., Вологодская обл. РИ: Кадниковский у., Вологодская губ. Церковь Георгия Победоносца, в Ухтюжской волости Вологодского уезда, указана в окладной книге 1618 года. Ачевская Георгиевская церковь, 1804 года, каменная. Престолы в честь: вмч. Георгия Победоносца - главный, свт. Модеста Иерусалимского, вмц. Параскевы Пятницы (освящён 4 октября 1864 г.). В 1713 г. священник церкви великомученика Георгия что на Ачеве (Очеве), в Уфтюжской волости, сообщал архиепископу Вологодскому и Белозерскому о построении часовен. Прихожане, жители сельца Куликова - вдова Анисия Ивановна Головкова, вдова Акилина Головкова с крестьянами, сельца Семеновского - вдова Ульяна Фёдоровна Богданова с крестьянами, построили часовни, поставили в них иконы и пригласили священника служить молебны в тех часовнях. Он же опасался это делать, поскольку не был уверен, что часовни были построены по благословляющей архиерейской грамоте. Начато было расследование: если разрешающие грамоты действительно не были получены, часовни подлежали сносу. Выяснилось, что часовня в Семёновском не имела ещё ни кровли, ни дверей, ни креста. А в Куликове часовня построена была по указу архиепископа Гавриила, простояла 14 лет и сгорела вместе с подписанной челобитной. Часовню быстро отстроили заново, богослужения возобновились. Священники ? ? Воробьев Иоанн (1867) 1890 Голубев Александр 1890 1903 Студентов Александр 1903 (1903) Ивановский Александр Псаломщики (1892) 1895 Заостровский Павел 1895 1908 Лощилов Рафаил 1908 1914 Бартенев Венимамин 1914 1915 Борисов Михаил 1915 1916 Абакумов Сергей (1917) 1917 Сиземский Александр Пономари ? ? Соколов Михаил Михайлович Послужные списки Лощилов Рафаил происхождение: сын диакона С 12.4.1895 псаломщик Ачевской Георгиевской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. 20.4.1903 посвящён в стихарь. 19.2.1908 уволен за штат. Умер 17 февраля 1911 г. Источники ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 375. Л. 13-18об. ВЕВ. - 1864, №5, с. 72; 1874, приложение к офиц. части, с. 19. Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №21. - Прибавления. - С. 819. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 89, 149. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
4 февраля 2023 11:07 4 февраля 2023 11:07 Лощилов Сосипатр Николаевич http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=5306Происхождение сын пономаря Леонтиевской Верхвологодской церкви Николая Лощилова Возраст на 1866 г. - 35 л. Образование исключён из высшего отделения Вологодского ДУ Послужной список 11.03.1854 посвящен к Леонтиевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда в пономаря. В 1869 г. дьячок. 28.1.1869 рукоположен в викарного (сверхштатного?) диакона. 14.9.1870 зачислен штатным дьячком. С 8.6.1876 псаломщик там же. В 1892 г.: диакон. 6.10.1911 уволен за штат. Семья на 1866 г.: жена Александра Александровна 25 л., дочь диакона. Верхневологодская Леонтиевская церковь Источники ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 41. Л. 576. Клировые ведомости церквей Вологодского уезда за 1866 г. №86 Леонтиевская Верхвологодская церковь. (сведения О.Н. Ивановой) ВЕВ. - 1869, №5, с. 98; 1870, №20, с. 483; 1876, №13, с. 242; 1892, №12, с. 192; 1911, №21, с. 423. Обновлено 09.07.2021 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
4 февраля 2023 11:10 4 февраля 2023 11:11 http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=7152Лощилов Филарет Иванович Происхождение сын диакона Дата рождения 20.9.1859 Образование 1 кл. Вологодской ДС Послужной список С 11.6.1880 помощник учителя земского Богтюгского училища Вологодского уезда. С 1.9.1881 учитель Шапшенского сельского училища Вологодской губернии. 20.3.1889 определён и 6.5.1889 произведён во диакона Димитриевской Широгорской церкви Вологодского уезда. Состоял учителем Широгорской ЦПШ. 21.1.1898 перемещён к Михаило-Архангельской Баклановской церкви Грязовецкого у. При открытии 2-й священнической вакансии при Димитиевской Широгорской церкви в связи с упразднением вакансии штатного диакона с 6.2.1898 по прошению оставлен на псаломщической должности той же церкви, с того же время состоял помощником учителя местной школы. 24.4.1902 определён диаконом Николаевской Комьянской церкви Грязовецкого у. 15.9.1913 определён на место священника к Богородицкой ц. с. Левашское Тотемского у. 22.9.1913 рукоположен в сан священника. Доходы на 1910 г.: казённого жалованья - 17 руб. 64 коп. в год и 178 руб. 20 коп. из братской кружки, от земли до 50 руб. в год. Дети на 1910 г.: Ольга, р. 14.1.1887, в замужестве за псаломщиком Богородицкой Подстаницкий церкви Вологодского уезда; Екатерина, р. 24.11.1888, учительница в Огарковском земском училище Грязовецкого уезда; Сергей, р. 16.9.1890, на частной должности; Алфей, р. 12.8.1893, на частной должности; Григорий, р. 2.9.1895; Алевтина, р. 29.6.1897; Зоя, р. 31.1.1899, обучается в епархиальном училище. Комьянская Николаевская церковь Левашская Богородицкая церковь Широгорская Димитриевская церковь Источники ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 435. Клировые ведомости Грязовецкого уезда за 1910 г. Ч. II на 454 л. Л. 261. №44 Комьянская Николаевская церковь 3 окр. (сведения О.Н. Ивановой) ВЕВ. - 1889, №12, с. 194; 1891, №4, с. 52; 1892, №16, с. 256; 1898, №4, с. 42; 1898, №5, с. 63; 1902, №10, с. 120; 1913, №19, с. 337; 1913, №20, с. 357. Обновлено 01.10.2021 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
4 февраля 2023 16:57 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
4 февраля 2023 21:51 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
4 февраля 2023 21:55 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
4 февраля 2023 21:56 4 февраля 2023 22:49 Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Оночесть - чистая земля Но по этим местам будто война прокатилась Дмитрий Ермаков И вот собрался я съездить в Оночесть - местность в двадцати километрах от поселка Кипелово, когда-то труднодоступная, но густо населенная. А в июне 2015 года менее двух часов понадобилось, чтобы, не торопясь, доехать до Оночести, но живут-то там постоянно в пяти оставшихся деревнях 20 человек. Летом дачники (в основном местные уроженцы) несколько увеличивают это количество. 1 ... Чем дальше по дороге в сторону Череповца, тем местность становится более волнистой, кое-где шоссе буквально прорезает холмы: травянистые или выложенные камнем стены по сторонам дороги. Деревеньки, сёла: на пологом холме Лесково; на сосновом угоре над рекой Ёмой - Сосновка; отворотка на Погорелово - родину поэта Сергея Чухина; дорога на Уткино и далее в таинственную, тоже зовущую Янгосарь... И вот отворотка на Стризнево. Щит, когда-то гордо возвещавший, что отсюда начинаются земли колхоза «Стризневский», ныне прикрыт кустами. Да и, правда, гордиться особо не чем, нет колхоза. Лет десять назад я впервые проехал здесь, зимой. Дорога то стремительно ныряющая, то взлетающая на угоры, с которых открываются белые поля, в оторочке лесов, отяжелелые снегом сосны... С тех пор ездил по этой дороге и осенью, и весной, и летом... И каждый раз дух от красоты захватывает... Здесь, на землях бывших колхозов «Стризневский» и «Кипеловский», после периода безвременья и бесхозяйственности, разворачивает все шире свое дело фермер Алексей Смирнов. Минуем Стризнево, и на автозаправке перед Кипеловым в нашу редакционную «Ниву» подсаживается человек в этих краях легендарный - Николай Николаевич Капралов, бывший местный участковый. Проводник - лучше и не пожелаешь. Не то, что каждого человека, каждую собаку, каждый куст здесь знает. Да и его-то каждый кустик, наверное, помнит, собаки знают, а люди и сегодня уважают, в чём я за время нашего путешествия неоднократно убедился. Пока едем мимо Кипелова, вдоль речки Масляной, Николай Николаевич рассказывает о себе. Подробнее: https://ruskline.ru/analitika/...ya/#bounceС этой Никольской церковью связана легенда о чудотворной иконе, которую и рассказывает мне Александра: - Рассказ об этой церкви надо начинать с рассказа про пустынь... Есть легенда, что один человек был болен, у него не действовали ноги и однажды, когда ему было уже много лет, ему во сне явилась Божья Матерь и сказала: «Иди и на реке Масляной узришь ты рябину, на ней будет Мой лик. Мне холодно, согрей меня». Он встал и пошел. И на реке Масляной, на рябине, нашел икону Казанской Божьей Матери. И основал там пустынь. Назвали её - Рябинина пустынь. Там возник монастырь. Однажды, монастырь полностью сгорел, но икона не пострадала. После упразднения монастыря икону перенесли в церковь, которая была тогда неподалеку отсюда, «на крестах» - на перекрестке дорог. 1869 году здание церкви перевезли сюда. Сюда же была перенесена и икона. Икона была чудотворная, у нее исцелялись. В 1920 году, когда снимали крест, кто-то из активистов упал с колокольни, еще что-то случалось. Думали, что это такое знамение. А икона просто исчезла. Нигде не могли найти. Потом оказалось, что она хранилась в соседней деревне у одной из местных жительниц... Я даже не знаю, откуда я все эти легенды и истории знаю, всегда их здесь рассказывали, - говорит Александра. Так и стоит с тех пор эта церковь без креста. Долго ли еще простоит? Долгое время лучшей защитой для нее было то, что она, хоть не по назначению, но использовалась, а потом уже безлюдье спасало... Но вот в конце 90-х провалилась крыша. Неужели потеряем эту красоту? Пытался я дозвониться в наш областной департамент культуры. (Знают ли в каком состоянии находится деревянная церковь? Будут ли что-то предпринимать для ее спасения?) И не дозвонился. Какие-то добавочные номера телефонов, какие-то автоответчики. Сделано всё, чтобы не мешали работать сотрудникам департамента (предполагаю, что так сделано не только в этом департаменте). Дел у них, наверное, действительно много. Ничего, я еще позвоню... - Здесь была династия священников - Лощиловых. Года два назад приезжал один из их потомков. Вот здесь был их дом, а потом они вот в том доме жили, - рассказывает уже Ольга Анатольевна. Она вспоминает, что была в церкви и школа, и зернохранилище, и клуб... - Клуб был, танцевали тут, глумились... А в это же время, бабушки, «глумившейся» в клубе молодежи, хранили в домах иконы и другую церковную утварь. - Когда всё в церкви рушили, вот сюда, в канаву, выбрасывали. А женщины по ночам уносили. Моя бабушка унесла большое распятие, она жила в соседней деревне Ковшово. На Пасху она всегда мыла распятие и приносила его в дом, где жила жена священника, видимо, они богослужение проводили ночью. Прятались же тогда, скрывали всё это, ведь пострадать могли и дети, и внуки... Рассказала Ольга Анатольевна историю своей семьи. - Моя мама Зоя Александровна Кленова умерла в прошлом году ей было 87 лет, она родом из Сысоева. Их семья была раскулачена, но раньше она ничего не рассказывала, только в последние годы кое что... Когда приехали их раскулачивать, старший сын на гулянке был, к нему прибежали, сказали: «Коля, домой не ходи, у тебя гармонь отберут». У них забрали всё, сначала выселили, но потом в одной половине дома разрешили жить, а в другой половине школа была... Отца маминого, моего деда Головушкина Александра Фёдоровича, арестовали в 1937 году, дали 10 лет. Потом он был реабилитирован, у нас и справка есть, но до сих пор архивы того времени закрыты, и мы не знаем, где он был, где погиб... Сколько семей - столько и историй, сколько людей - столько и судеб. Всё не запишешь, но помнить надо всё. Это не только истории семей - история России. Прощаясь с Погостом Оночестью, с церковью, приведу еще данные, найденные мной в интернете: приход назывался Озерковско-Оночистенским. Храмы прихода: св. Димитрия у Озерок (первое упоминание в окладных книгах в 1691 году; церковь в честь свт. Николая Чудотворца на Масляне в Оночести (первое упоминание в 1618 году), престолы в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Рождества Пресвятой Богородицы (освящён 2 сентября 1873 г.). Название прихода «Оночистенский» подтверждает предположение о том, что название места происходит от слова «чисть» - расчищенное среди леса место. А для меня еще, пусть это не научно - Оночесть-Оночисть - чистая земля, светлая, на которой и люди такие же живут... 3 Мы возвращаемся в деревню Попадьино к дому, в котором живет Нинель Павловна Козлова. Николай Николаевич Капралов характеризует ее коротко - активистка. Ухоженный двор, клумбы, за домом огород. Хозяйка встречает нас на крыльце. День теплый и мы садимся на скамейке у поленницы ароматных дров. - Я родом из Янгосари, из деревни Филино. Там рядом с церковью похоронен отец и братья, мама уже здесь со мной доживала, - рассказывает Нинель Павловна. - Здесь живу уже 36 лет. Муж, Юрий Борисович Козлов, работает на грейдере в Сосновской ПМК, его заботами и содержится в порядке дорога в эти края. Над нами с гулом прошел большой самолет, напоминая о прошлом и нынешнем оборонном значении этих мест... - После кооперативного техникума приехала сюда по распределению. Думала, что не надолго да на всю жизнь и осталась. Работаю в магазине. Тут и мужа нашла. Трое детей у нас. Пять внуков. Теперь уже и Оночесть мне родина. Пять деревень живых осталось: Есюково, Захарьино, Погост Оночесть и Попадьино, в Ковшове постоянно уже никто не живет. Постоянно в Оночести живут 20 человек. В основном, конечно, пенсионеры. Работающих четыре человека, один предприниматель - лесом занимается. У нас и летом не много жителей прибывает. Ну, есть постоянных «дачников» 5 человек - все выходцы отсюда. А вот в Озерках летом намного население увеличивается. Хозяйство сейчас у нас не такое большое, как раньше - куры да огород, а, бывало, держали и двух коров. Потом перестали молоко принимать - зачем корова?.. Нет, не думала я, когда в восемнадцать лет сюда ехала, что здесь останусь. Ещё дома бывало: сенокос, мама уйдет на работу (без отца рано остались), все сено на мне было. Она вернется с работы - я плачу. Жалуюсь, что всё одна, что надоело это сено. Она смеялась, говорила: «Всё это тебе пригодится, будешь ведь в деревне жить». «Я - в деревне? Да никогда!» А так и получилось. Живу и не жалею. Я здесь счастлива... Нинель Павловна тоже не сказала, почему «заказ» так называется, зато вспомнила что в «заказе» этом есть «весёлый криуль». «Там, говорят, мужики пять дней пили водку», - смеется она. Смеется и Николай Николаевич Капралов: «Точно, точно - на том криуле можно было и на неделю застрять». Может, застряли там мужики с телегами, может, еще что случилось. Почему там они пять дней пили? Никто уже, наверное, точно не скажет, а «веселое» название и случай осталось в памяти у людей... Такими историями, вроде бы и не значительными, и живет любая местность. Всё это переплетается - легенды о церкви, истории о грабителях в «заказе», рассказы о раскулачивании, «веселый криуль» - всё это становится памятью места, его душой... 4 А мы едем в деревню Есюково, к Капитолине Николаевне Волковой. Крепкий дом, перед ним травянистая полянка, на полянке детская коляска. Тут сегодня вообще, многолюдно - дочь, внуки, правнучка... Капитолина Николаевна Волкова с внуками и правнучкой Капитолина Николаевна сама встречает нас на крыльце, приглашает в дом. И начинается неторопливы разговор о старых временах, о дне нынешнем. Память у Капитолины Николаевны хорошая, многое помнит старая колхозница-крестьянка. - В Оночести было несколько колхозов: «Кустарь» ( деревни Гора и Любец, Бурлов Федор Семенович был председатель); «Пятилетка» (Прибытково да Каргач), наш отец, Смирнов Николай Афанасьевич, был председателем, он умер в 1947 году(он был еще на Первой мировой войне. На Отечественную не попал уже по возрасту). Еще был колхоз «Красный север», где Погост Оночесть сейчас. Там председателем была Чичагова Лидия (забыла отчество), они уехали в шестидесятом году. Сейчас ее сын живет вКрыму. И вот вдруг он нынче написал нам письмо, подписано «почтальону Оночести». Почтальонка к нам ходит (Ольга Кленова), рассказала про письмо. И я написала ответ в Крым, дала свой телефон. И вот он позвонил сюда... Так вот через годы и километры тянет родная земля людей. Из Крыма до Оночести ниточка памяти натянулась. - Сама я родом из Прибыткова. В семье было восемь детей да родители. Старший брат служил в армии до войны еще, потом и на войне был. С войны вернулся и жил в Шексне, егерем работал. Еще брат служил на Северном флоте, потом в Мурманске и остался, - вспоминает Капитолина Николаевна. - А я всю жизнь тут. Съездила в Латвию (туда уехала сестра с семьей) в 1947 году и вернулась. Тогда многие уезжали отсюда... После окончания семи классов, в 15 лет, снова ездила в Прибалтику. В Литве жила год. И всё равно домой уехала. Там дороги и тогда были хорошие. А у нас только ГПЗ уже дорогу сделал - и то непутяшную... Вот, вернулась и всё дома - на Прибыткове. Сначала конюхом работала. Мужиков-то не хватало... Двенадцать лошадей да шесть быков было... Потом возила она молоко в Захарьино, где было «сливочное отделение» (перегоняли молоко в сливки), выращивала лён, много лет работала дояркой... Да не было такой крестьянской работы, которую не приходилось бы делать Капитолине Николаевне. - Замуж когда вышла, уехала в деревеньку Село. Муж, Валентин, тоже колхозник. Он в Котлас после армии уезжал, из Котласа приехал в отпуск, мы встретились, поженились, так и остался он тут. Сначала радио проводил и обслуживал, когда электричество пришло (сначала рубил бревна на столбы, а мы помогали корить), он стал электриком. Десять с лишним лет назад похоронила она своего Валентина... - Пятеро детей у нас. Сын да четыре дочери. Внуков уже около десятка, а правнучка одна пока - Алла. Дочери разъехались, а сын, Александр, живет в этой же деревне в своем доме. Держит свое и не малое хозяйство. Были раньше и коровы и лошадь, а сейчас: кролики, индоутоки, курицы, двое телят... Да и у самой Капитолины Николаевны на дворе овцы, козы, а еще и ульи есть. - После мужа-то не очень получается, но держим пчел. Внучка вон, Капа, десять лет, пчёл не боится, помогает... Скотину всю жизнь держали. Коров теперь никто не держит, и мы не держим. А овцы и козы есть. Дети молоко пьют. Жаль, что шерсть здесь не куда девать. Раньше было - свезешь в Кипелово мешок шерсти да две-три шкуры, оттуда ребятам гостинцев везешь, теперь сдать некуда все это... Да и Валентин у меня умел валенки катать. Да он всё умел... - Почему «казной» называли то место? - вставил свой вопрос Николай Николаевич, видно, уж ему и самому интересно стало. - Так ведь там еще прежде, при царях, военное лесничество было. Государственный лес, казенный - потому и казна. И не рубили там, - сразу же и ответила Капитолина Николаевна. Вот что значит старожил... 20 июня Капитолине Николаевне Волковой исполнилось 80 лет. Многое повидала и испытала она на своем веку, воспитала хороших детей, которые теперь для нее надежная опора и подмога, осталась верна родной земле, стала любимой бабушкой для внуков, дождалась правнучки... Дай Бог ей здоровья, долголетия, правнуков... Простились мы с Волковыми, с их гостерпиимным домом (а дому, между прочим 112 лет и до сих пор прочен - умели строить!). Едем обратно в Кипелово, здесь в доме у дороги живет Софья Николаевна Попова, родная старшая сестра Капитолины Николаевны Волковой. - Были у церкви-то? - сразу спрашивает. Как там живут-то? Давно не бывала. И рассказывает о себе, о семье... - Нас было восемь детей. Я четвертая в семье, а Капа седьмая. Отец с первых дней коллективизации был председателем колхоза. Потом война - мужиков никого не осталось, все ушли на войну. Четыре класса я в той школе, что в церкви была, и кончила. Работать начала в колхозе еще в войну. Ушли мужики из всех деревень, из каждого дома не по одному мужику. А они ведь ничего кроме топора да вил и не знали. Мало их вернулось. Два брата моих (один не сильно был ранен, а второй полгода в госпитале лежал) да еще один мужик вернулся, инвалид...С первых дней в колхозе я начала пахать на лошади - сначала 70-80 соток в день пахала, потом по гектару с лишним выпахивала. Это еще 13 лет было. В четыре утра встану и пошла. После меня еще четверо детей, так надо было на всех заработать. На трудодень 200 г зерна давали. А гектар - это 4 трудодня, вот так и кормила ребятишек наших. Отец у нас всегда говорил: «Вперед всех выходите на поле. Никого не дожидайтесь, первыми будьте». В четыре утра выйдешь, лошадь позовешь: «Майка, на хлеба». Она бежит. А на ногах-то высокая была, так на огород заберешься да заскочишь на неё. Вот с 4 часов и пашешь. В обед, когда жарко лошадь на конюшню поставишь, возьмешь другую, к вечеру опять на своей пашешь. Девять лет на одной лошади работала. Потом уезжала в Питер. Там пожила, ребенка родила да снова в колхоз приехала, снова работала, любила колхоз... Потом в Кипелово переехала, пенсию на кирпичном заводе уже получила... Я повторю: в 13 лет девочка Софья Смирнова встала за ручки плуга. Пахала на лошади по гектару с лишним за день... Всю жизнь работала в колхозе... Низкий поклон Вам Софья Николаевна! Низкий поклон Вашей сестре Капитолине, низкий поклон всем ветеранам. Спасибо вам, дорогие наши. Добавлю, что живет Софья Николаевна с дочерью и зятем, у нее семь внуков, восемь правнуков. Награждена Софья Николаевна медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», в этом году вручили медаль «70 лет Победы»... Софья Николаевна Попова ... За Кипеловым мы прощаемся с нашим проводником Николаем Николаевичем Капраловым, о котором, если собрать все случаи и истории, что случались с ним за годы службы, можно бы и книгу написать. Но это как-нибудь в другой раз... Едем в город. Сзади сидит мой четырнадцатилетний сын Алексей, который выполнял в этот день работу фотографа, и для которого, как я надеюсь, эта поездка не пройдет даром. О чем-то задумался он, молчит... А безотказный и надежный водитель наш Эдуард Николаевич, крепко держит в руках баранку. Спасибо и ему за работу... Дмитрий Ермаков, писатель, Вологда Фото Алексея Ермакова
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
5 февраля 2023 6:57 Вид на примерное место расположения Димитриевской Озерковской церкви. Погост Дмитриевский, северный берег озера Дмитриевское, Вологодский район Вологодской области. 26 июля 2011 года Фот. Ищук Олег
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20711 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27990 | Наверх ##
5 февраля 2023 7:00 5 февраля 2023 7:02 http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=558Озерковская Димитриевская церковь РФ: северный берег озера Дмитровское, Кипеловское с/п, Вологодский р., Вологодская обл. РИ: Вологодский у., Вологодская губ. Приход Церковь в честь св. Димитрия у Озерок, в Масленской волости Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1691 года. Приходское попечительство открыто в 1873 г., председателем утвержден не имеющий чина дворянин Петр Фёдорович Румянцев. Церкви Озерковская Димитриевская церковь, 1829 года, каменная. Престол в честь Толгской иконы Божией матери (!). Источники ВЕВ. - 1873, №6, с. 62; 1873, №20, с. 371. Приложение к ВЕВ, к официальной части. - 1874. - С. 7. Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №18. - Прибавления. - С. 742. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 41, 150, 179. Священники (1867) 1891 Златицкий Иоанн 1891 (1891) Суворов Владимир 1893 1915 Садоков Василий 1915 1916 Пахолков Николай Псаломщики (1876) 1884 Ботов Пармен 1876 1881 Лощилов Иоанн 1881 1881 Марков Евграф 1882 (1882) Жданов Николай (1893) 1904 Смирнов Иван 1905 1907 Куваев Виктор 1907 1914 Смирнов Николай 1914 1915 Перов Димитрий 1915 1915 Шушнин Валентин 1915 (1915) Образцов Александр 1916 1916 Кудрявцев Андрей Дьячки (1872) 1872 Скворцов Алексей --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
|