Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | Наверх ##
2 декабря 2024 6:05 2 декабря 2024 6:24 Введение во храм Пресвятой Богородицы: почему событие, о котором молчит Библия, — сегодня великий праздник? 4 декабря, один из двунадесятых праздников Православной Церкви — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Между тем об этом событии не говорится ни в Евангелии, ни в других книгах Священного Писания. Откуда тогда о нем известно? И почему Церковь так торжественно празднует его? Для начала стоит сказать, что «только из предания» мы знаем обо всех без исключения событиях священной истории. Абсолютно все, что описано в книгах Ветхого и Нового Завета, изначально существовало в форме устного предания, которое десятилетиями, а то и столетиями хранилось в памяти людей и лишь впоследствии было перенесено на бумагу (или, скорее, на пергамент). Да и письменные тексты библейских книг — это тоже одна из форм церковного предания, часть традиции передачи из поколения в поколение рассказов об истории взаимоотношений между людьми и Богом. Так что недооценивать предание не стоит. Другое дело, что предание имеет свойство сохранять не только надежные и достоверные свидетельства очевидцев, но и какие-то второстепенные сюжеты, а иногда легенды и мифы, имеющие мало общего с действительностью. Как же выяснить, насколько тот или иной рассказ близок к истине? Какое событие лежит в основе праздника и откуда мы о нем знаем? В те времена, когда произошла эта история, ее героиня еще не была Богородицей, а была просто маленькой девочкой Мариам (в греческом варианте — Мария). Ей только-только исполнилось три годика. А вот родители Мариам, праведные Иоаким и Анна, находились уже в почтенном возрасте. Дочка стала для них настоящим подарком от Бога, которого родителям пришлось ждать долгие годы. В какой-то момент супруги уже перестали надеяться, что у них вообще будет ребенок. Но случилось одно событие, заставившее их взмолиться Богу особенно горячо: в один из праздников, когда всем иудеям полагалось пожертвовать в Иерусалимский храм тельца или барана, священник отказался принять жертву у Иоакима, обвинив его в тайных грехах — иначе почему у него нет детей? Две тысячи лет назад эта логика казалась иудейским ревнителям закона безупречной: если ты праведник, у тебя должны быть наследники. А нет наследников — значит, Бог тебя наказал и, очевидно, не без причины. Опозоренный Иоаким и удрученная Анна взялись молиться с удвоенной силой — и были услышаны. У пожилых супругов родилась прекрасная девочка Мариам — Церковь вспоминает об этом, празднуя Рождество Пресвятой Богородицы. Беспокоясь за будущее дочери (все-таки оба они были пожилые люди) и в то же время желая отблагодарить Господа за Его дар, Иоаким и Анна пообещали Богу, что посвятят дочь Ему. Они решили, что, когда девочке исполнится три года, они отведут ее в храм и передадут на воспитание священникам. Так они и поступили.  Сано ди Пьетро. Введение Марии во храм. 1448-1452 О том, как именно все происходило, повествует апокрифическое «Протоевангелие от Иакова» («прото-» значит «первое», «самое раннее») — текст, который Церковь не сочла возможным включить в Священное Писание целиком, но многим сведениям которого все же склонна доверять. Вот что там говорится: «…Шли месяцы за месяцами, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: “Отведем ее во храм Господень, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден”. И сказала Анна: “Дождемся третьего года ее, чтобы ребенок не стал искать отца или мать”. И сказал Иоаким: “Дождемся”. И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: “Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень”. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: “Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление”. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля. И ушли ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что дочь их не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем как голубка и пищу принимала из руки ангела».  Тициан Вечеллио. Введение Марии во храм.1485-1490 «Протоевангелие от Иакова» было открыто в XVI веке, а написано, по мнению современных архивистов, примерно в 200 г. по Р. Х. К настоящему времени археологи нашли уже более 140 рукописей этого текста на греческом языке (видимо, оригинальном) и в многочисленных переводах — и на латинский язык, и на сирийский, и на армянский, и на грузинский, и на коптский... То есть текст был известен христианам и на Востоке, и на Западе. Древнейшим из списков считается так называемый папирус Бодмера, озаглавленный «Рождение Марии. Откровение Иакова» (время его создания датируют III веком). Для ученых, изучающих «Протоевангелие», очевидно, что его автор не был очевидцем событий, о которых он пишет, и вряд ли был даже просто знаком с кем-либо из апостолов. На это указывает как время создания произведения, так и особенности его содержания, выдающие слабое знакомство автора с географией и обычаями Палестины. Есть предположение, что текст был написан в Египте. Но он восполнял явный недостаток сведений о Богородице, содержащихся в Евангелии, и поэтому был принят в среде христиан с большим интересом. А поскольку никаких концептуальных противоречий с Евангелием в «Протоевангелии» нет (в отличие, скажем, от так называемого «Евангелия от Фомы», где Иисус еще ребенком творит различные чудеса, часто довольно сомнительного свойства), церковное предание вобрало в себя немало деталей из этого повествования. Возникли не только церковные праздники, такие как сегодняшний, но и, например, целый ряд богослужебных канонов. Да и многие детали в иконографических изображениях Богородицы, обрученного с Ней Иосифа, а также Ее родителей Иоакима и Анны позаимствованы из «Протоевангелия». К примеру, на иконе Благовещения часто можно увидеть Богородицу с веретеном и пурпурной пряжей в руках: это деталь из рассказа о том, как Дева Мария была избрана в число девушек, которым поручили соткать завесу для Иерусалимского храма… Нельзя, конечно, поручиться, что все описанное в «Протоевангелии от Иакова» на сто процентов соответствует истине. Но то доверие, которым пользовался этот источник у Церкви с древних времен, заставляет относиться к нему с вниманием. Но почему же Введение Девы Марии в храм празднуется так широко? Действительно, по своему статусу этот праздник — один из крупнейших в Церкви: он входит в число двенадцати самых значительных христианских праздников (так называемых двунадесятых) наряду с Благовещением, Рождеством Христовым, Преображением, Пятидесятницей (днем схождения на апостолов Святого Духа) и др. Так было, правда, не всегда. Еще в XII–XIV веках праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, судя по сохранившимся богослужебным записям, уступал по торжественности многим другим. Да и возник он сравнительно поздно: если, скажем, Успение Пресвятой Богородицы христиане почитали уже в IV веке, то сегодняшний праздник возникает в лучшем случае при византийском императоре Юстиниане (VI век), а, возможно, и еще позже. Уверенно о нем сообщают только месяцесловы VIII века  Хуан Ромеро. Введение Богородицы во храм. Вторая половина XVII века Что же такого важного нашли в этом событии следующие поколения христиан? Об этом можно судить по праздничному тропарю — песнопению, которое в лаконичной форме как раз и выражает смысл празднуемого события. Вот этот тропарь: Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание: / в храме Божии ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения Зиждителева исполнение! Перевод: Ныне предвестие милости Божией (к людям) и проповедь о спасении людей: в храм Божий торжественно входит Дева и всем возвещает о грядущем Христе. Громко воскликнем к Ней и мы: радуйся, исполнение Промысла Создателя о нас! Ветхий Завет был полон пророчеств о грядущем Мессии (по-гречески — Христе, а в русском переводе — Помазаннике Божием); о Спасителе, Который явится в свое время, чтобы избавить народ Божий от всех бед, восстановить справедливость и примирить людей с Богом. Чем ближе становились сроки (а они были известны достаточно точно из Книги пророка Даниила), тем более напряженным становилось ожидание: когда же появится та, которая станет матерью Спасителя? И вот наконец это случилось. Маленькую девочку ввели в Иерусалимский храм — единственное на земле место, посвященное Единому Богу, некогда открывшему Себя израильтянам и возвестившему, что однажды Он Сам придет в Свой храм, придет внезапно (ср.: Мал 3:1). Ее вхождение в этот храм, и не просто в храм, а в Святая святых — особое место, отделенное от всего храмового пространства завесой, куда мог входить только первосвященник (да и то однажды в год!) и где мистически присутствовал Сам Господь, — это событие стало первым зримым, очевидным для людей пророчеством о Христе, указанием на то, что времена исполнились и Господь уже грядет. В другом праздничном песнопении — кондаке — Дева Мария сама уподобляется живому храму: Она входит в храм Божий, а вместе с Нею и Сам Господь: Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное. Перевод: Пречистый храм Спасов, драгоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией — ныне вводят Ее в дом Господень, и с Нею нисходит благодать Духа Божия. Воспевают Ее ангелы Божии: Дева сия — жилище Бога Небесного. Позднее апостол Павел напишет христианам одной из греческих общин: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16) С тех пор мысль о том, что задача христианина — стяжать Духа Святого, сделаться обителью, в которой сможет обитать Бог, прочно входит в церковное сознание и неоднократно звучит из уст многих святых (например, преподобного Серафима Саровского). Но Дева Мария должна была стать храмом Божиим в самом что ни на есть прямом смысле! Ей предстояло стать Матерью Сына Божия! И это обстоятельство сделало Ее вхождение в храм совершенно уникальным событием: еще не войдя в Ее чрево, Господь уже предвозвестил таким образом Свое скорое явление в мир. А введение Девы Марии в Святая святых — событие, повторимся, совершенно беспрецедентное, которое могло стать возможным только по особому откровению, полученному священником, — стало Ее освящением, подготовкой к тому необычайному делу, для которого Ее готовил втайне от всех Господь. И еще это было ярким указанием на абсолютную парадоксальность, несводимость ни к каким человеческим представлениям того дивного события, которое должно было свершиться уже через несколько лет. Бог сделался человеком! Творец вселенной, Которого и небеса не могут вместить, вошел в девическую утробу и родился в Им же созданный мир! Как поется в другом богослужебном песнопении, звучащем на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, даже Ангелы были поражены случившимся в тот день: Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во Святая Святых.Перевод: Ангелы, видя вхождение Пречистой, удивились: как могла Дева войти во Святая святых? Введение во храм Девы Марии стало первым из знамений, указывающих на приход в наш мир Бога. Вот почему Церковь придала этому событию, на первый взгляд не самому значительному и даже не описанному в Евангелии, такой вес. https://foma.ru/vvedenie-vo-hr...zdnik.html --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | Наверх ##
7 января 16:15 7 января 16:30 Рождественское утро ✨️🎄
Затаюсь в твоих нежных ладонях Упиваясь тоскою на сдачу, Сердце трепетное не тронет, За улыбку пол царства в придачу.
Не ругай за слепую веру, За неслыханность, Дерзость, юность. Усыпальницей станут стены, Белокаменной, первостепенной.
Взглядом строгим, судьбой играя, Уголков губ твоих, птица, Сердце бьется и в такт бросая. Москва - Матушка, Мать - Столица.
За студеную жизнь - болью, Разольется душа по венам, Убаюкает голос нежный, Колокольным перезвоном.
Трепетание крыльев-раздолье, Замирает и бьется сердцем, Умирая в твоих ладонях, Души струны хотят согреться.
Запылает свеча радушно, И прильну в ожидании чуда, К аналое с еловой ветвью. Снегом белым Рождественским утром.
Не скажу никому как сладко, Не поведаю тайну морю, Унесу я тебя безвозвратно, Безнадежно влюбленной историей...
07.01.2015г
Автор: Галина Батурина | стихи
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | Наверх ##
11 апреля 6:31 11 апреля 6:50 В канун Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим, православные отмечают Лазареву субботу. В этот день вспоминают одно из главных чудес, совершенных Иисусом Христом, — воскрешение Лазаря. Лазарева суббота всегда выпадает на шестой день шестой недели Великого поста. Из года в год эта дата меняется. В 2025-м православные встретят праздник 12 апреля. На следующий день выпадает Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим. А ровно через неделю, 20 апреля, наступит главное христианское торжество – Пасха. К слову, Лазарева суббота как историческое событие произошла отнюдь не в то же время, в которое ее отмечают верующие. На самом деле Иисус воскресил Лазаря за два месяца до того, как пришел в Иерусалим. В церковном же календаре два события следуют одно за другим. Установление праздника Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства. Торжество стало общецерковным в IV столетии. Об этом свидетельствует множество поучений, составленных к праздничному дню такими авторитетными богословами как святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин. В VII – VIII веках знаменитые гимнографы– преподобные Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин – составили посвященные Лазаревой субботе особые песнопения и каноны. В церкви их исполняют и в наши дни. Согласно евангелисту Иоанну, святой Лазарь жил с двумя сестрами Марфой и Марией в Вифании близ Иерусалима. Иисус часто посещал их дом, а самого Лазаря называл своим другом. Но случилось так, что однажды Лазарь заболел. Сестры сообщили о том Христу. Он же ответил: "эта болезнь не к смерти, а к славе Божией". За четыре дня до прихода Иисуса Лазарь скончался и его похоронили в пещере. Придя в Вифанию Иисус нашел Лазаря уже лежащем во гробе. Он пришел к склепу и сказал: "Отнимите камень". Камень отвалили. И тогда Иисус, помолившись, воззвал громко: "Лазаре! гряди (иди) вон". Ко всеобщему удивлению умерший вышел из гроба: руки и ноги его обвивали погребальные пелены, а лицо было повязано платком. Иисус воскрешал множество людей и до Лазаря. Однако воскрешение друга Христос совершил прилюдно, в отличие от остальных. Весть о чуде быстро разнеслась по всей Иудее. Когда на следующий день Иисус въезжал в Иерусалим на молодом осле, толпы людей встречали его как царя – с возгласами "Осанна!". Они устлали его путь своими одеждами и пальмовыми ветками, которые в российских северных широтах заменила верба. В Лазареву субботу священнослужители облачаются в белые одежды, символизирующие божественный свет. В храмах на богослужении вспоминают чудо воскрешения Лазаря, читают молитвы об усопших – в знак связи живых и ушедшими и веру в жизнь вечную. Два праздника – Лазарева суббота и Вербное воскресенье – объединены в церковных текстах "Преддверием Лазарева животворения". Кроме того, на оба торжества поется один тропарь "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя". Сохранилось и немало народных традиций, приуроченных к Лазаревой субботе. В старину на Руси в этот день варили напитки из ржаной муки, пекли блины и рыбный пирог, готовили блюда из гороха. Однако одна из самых популярных традиций – собирать на Лазареву субботу веточки вербы. Их верующие несли храм – во время вечернего богослужения ветви окропляют святой водой. https://ria.ru/20250408/prazdnik-2007193555.html
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (2) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | Наверх ##
11 апреля 17:05 15 апреля 11:55 Воскрешение Лазаря. Икона 16 в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник После воскрешения Лазарь жил еще 30 лет — он управлял Церковью на острове Кипр. Существует предание, что Лазарь после воскрешения больше никогда в жизни не улыбался.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | Наверх ##
15 апреля 11:33 15 апреля 11:42 В будние дни во время Великого поста в православных храмах совершается Литургия преждеосвященных даров, во время которой христиане причащаются Святых Даров, освященных на предыдущей полной литургии (обычно совершаемой в воскресенье).
По сути Литургия Преосвященных даров — это составное богослужение, состоящее из часов, Вечерни (несмотря на то, что эта служба совершается утром) и части литургии без евхаристического канона, на котором происходит освящение Святых Даров. Как и полная литургия, литургия преждеосвященных даров завершается причащением гомирян.
События Великой среды Великая Среда — день предания на Страдания и Смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. ...Ночь со Вторника на Среду Господь провел в Вифании (Мф 26, 6-17). Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, — некая жена — «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как Он Сам объяснил ее поступок. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены-«грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена-«грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
"Господи, яже во многия грехи впадшая жена" – это песнопение Великой среды, текст которого написла инокиня Кассия, единственная женщина-гимнограф. Церковная песнь достигает в этой стихире очень высокого молитвенного напряжения и покаянного чувства.
Особая стихира, творение Кассианы инокини:
Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне! глаголющи яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, Приклонивый Небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества и судеб Твоих бездны кто изследит Душеспасче Спасе мой? Да мя, Твою рабу, не презриши, Иже безмерную имеяй милость.
Перевод:
Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший Небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твоей рабы.
После Литургии Преждеосвященных Даров священнослужители выходят на солею. Перед Царскими вратами совершаются последние поклоны с молитвой Ефрема Сирина. С этого момента земные поклоны в храме до самого дня Пятидесятницы (праздник Святой Троицы) опускаются. Исключение – поклоны перед Плащаницей, полотном, на котором изображен почивший Христос.
Вечером в Среду во многих храмах совершается общая исповедь. В ночь со среды на Четверг Спаситель совершил с учениками последний ужин, на котором установил таинство Евхаристии. Завтрашнее утро будет посвящено этому событию. Во всех православных храмах мира будет служиться Литургия Святого Четверга.
Джото. Поцелуй Иуды.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | Наверх ##
15 апреля 11:53 15 апреля 12:01 В Великий четверг церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа с его учениками-апостолами. На ней Иисус установил главное церковное таинство — таинство евхаристии, или причащения, во время которого верующий под видом хлеба и вина принимает тело и кровь Иисуса Христа.
Суть причастия заключается в духовном соединении с Богом, очищении от грехов, укреплении веры. Это духовное таинство, позволяющее верующему выразить свою любовь и благодарность Богу.
Тайная вечеря была совершена Христом накануне всеобщего празднования ветхозаветной Пасхи. По обычаям того времени иудеи из отдалённых мест могли заколоть пасхального агнца и совершить пасхальный ужин на день раньше положенного срока. Именно этой возможностью и воспользовался Христос, чтобы совершить последнюю трапезу с учениками в четверг. Это было сделано намеренно, чтобы Христос мог символически предвосхитить установление Нового Завета через таинство причастия.
Тайная вечеря началась с омовения. Иисус совершил обряд, который традиционно совершали рабы: он омыл апостолам ноги. Ученики были поражены, но приняли омовение. Господь своим примером не только продемонстрировал любовь к ученикам, но и привил им урок смирения, чтобы они не воспринимали служение ближнему как унижение.
В наши дни в Великий четверг во время архиерейского богослужения иногда проводится обряд омовения ног. После завершения литургии во время чтения Евангелия о данном обычае архиерей омывает ноги священников в знак уважения к смиренному поступку Христа.
Название «Чистый» этот день получил из народа, в церковной традиции четверг называется Великим. Так как в четверг все сходились в церковь на причащение, то крестьяне мылись и надевали чистую одежду.
Священнослужители подчёркивают, что, хотя название «Чистый четверг» укоренилось в народной традиции, главное в этот день — духовное очищение через участие в богослужении и причащение Святых Христовых Тайн, а не бытовые обряды и генеральная уборка, как иногда принято считать в народе.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | Наверх ##
17 апреля 16:12 17 апреля 16:18 https://foma.ru/bogosluzhenija...anicy.htmlВеликая пятница Страстной недели – особенной день в году, когда не совершается Литургия. Это связано с тем, что литургия — наиболее торжественное богослужение, и в день смерти Спасителя она не проводится в знак глубокого траура. При этом в течение дня Великой Пятницы совершают три богослужения: царские часы — они совершаются утром — и вечерня с выносом плащаницы, которая обычно служится днем. А вечером совершается утреня Великой субботы с чином погребения плащаницы. Еще перед началом вечерни священник в алтаре полагает на престол плащаницу — прямоугольный плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб. Она кладется на место, где обычно лежит Евангелие, которое, в свою очередь, ставится в правый дальний угол престола. В центр плащаницы кладется маленькое Евангелие. Ради торжественности момента священник облачается во все священнические одежды, как во время совершения литургии. Во время вечерни совершается вход с Евангелием, читаются паремии — пророческие отрывки из Ветхого Завета, а также Апостол и Евангелие. В завершение вечерни открываются царские врата. Под пение хора священник выносит плащаницу из алтаря на середину храма и кладет ее на гробницу — прямоугольный столик, верх которого напоминает крышку гроба. Что происходит после крестного хода с плащаницей? Одно из центральных мест утрени занимает пение Непорочных — так называются псалмы, составляющие 17 кафизму. Это самая продолжительная часть службы. Кафизма делится на три статии, или, иначе, три части. К каждому стиху псалма присоединяется короткий текст, который называется похвала. Обычно хор поет стих кафизмы, а священник читает похвалу. В конце утрени после великого славословия происходит крестный ход с плащаницей, который символизирует погребение Христа. Священники несут плащаницу вокруг храма, процессию сопровождает погребальный колокольный звон, который еще называется перебор. Во время шествия его участники поют «Святый Боже…». По завершении крестного хода читается паремия (отрывок из Ветхого Завета), Апостол и Евангелие. Паремия представляет выдержку из Книги пророка Иезекииля (Иез 37:1–14), в котором содержится пророчество о всеобщем воскресении мертвых. В евангельском чтении рассказывается, как первосвященники поставили у пещеры, где был погребен Спаситель, стражу из опасения, что апостолы ночью украдут тело своего Учителя. После службы священнослужители и прихожане прикладываются к плащанице, которая остается в центре храма до ночного пасхального богослужения. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | Наверх ##
17 апреля 16:20 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | От Пасхи до праздника Святой Троицы (50 дней) • Молитва «Царю Небесный, Утешителю» не читается.
• Отменяются земные поклоны.
На Светлой седмице На Светлой седмице (7 дней от Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно)
• Вместо вечерних и утренних молитв (молитвенного правила) поются или читаются Часы Пасхи. Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.
• Изменяется Правило ко Святому Причащению, оно начинается с Часов Пасхи, после которых следует Пасхальный канон. Это запрограммировано у нас на соответствующей странице.
От Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней) • Все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Далее читается «Трисвятое».
• Молитва «Достойно есть» заменяется на: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
С праздника Вознесения Господня до Дня Святой Троицы (10 дней) • «Царю Небесный…» вместе с припевом «Слава Тебе, Боже наш…» не читается. Начальный возглас остается безусловно.
• Молитва «Достойно есть» снова начинает читаться (не читалась 40 предыдущих дней). --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27374 | Наверх ##
20 апреля 4:55 20 апреля 4:56 https://azbyka.ru/molitvoslov/...pasxi.htmlОт Пасхи до праздника Святой Троицы (50 дней) • Молитва «Царю Небесный, Утешителю» не читается. • Отменяются земные поклоны. На Светлой седмице На Светлой седмице (7 дней от Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно) • Вместо вечерних и утренних молитв (молитвенного правила) поются или читаются Часы Пасхи. Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы. • Изменяется Правило ко Святому Причащению, оно начинается с Часов Пасхи, после которых следует Пасхальный канон. Это запрограммировано у нас на соответствующей странице. От Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней) • Все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Далее читается «Трисвятое». • Молитва «Достойно есть» заменяется на: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего». С праздника Вознесения Господня до Дня Святой Троицы (10 дней) • «Царю Небесный…» вместе с припевом «Слава Тебе, Боже наш…» не читается. Начальный возглас остается безусловно. • Молитва «Достойно есть» снова начинает читаться (не читалась 40 предыдущих дней). --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|
Музей Прадо
Хосе де Рибера, "Воскрешение Лазаря" (1616 год)